Торможение двигателем: как и зачем это делать

Как тронуться с места на автомобиле с МКПП

Вероятно, самая пугающая часть процесса обучения вождению машины на механике – это начало движения на первой передаче. Вам понадобится некоторое время, чтобы понять, как лучше отпускать сцепление и нажимать на газ, чтобы поймать тот самый оптимальный момент и начать движение.

Практиковаться лучше на пустой стоянке. Покрытие должно быть ровным, наличие каких-либо иных транспортных средств поблизости крайне нежелательно. Желательно, чтобы на переднем пассажирском кресле находился человек, который четко понимает и умеет правильно ездить на механике.

Нажмите на педали сцепления и тормоза, после чего запустите двигатель. Чтобы завести автомобиль с механической коробкой всегда нажимайте сцепление ещё до того как будете включать зажигание. Хотя держать правую ногу на педали тормоза при запуске мотора в машине на механике необязательно (как это делают в автомобилях с автоматической трансмиссией), эта привычка вам не помешает.

Левая нога полностью выжимает педаль сцепления, а правая нога нажимает на тормоз. Заводим машину.

Включение 1-й передачи. Переводим рычаг переключения КПП в положение, соответствующее первой передачи.

Если вы не будете придерживаться этого простого правила, то услышите очень неприятный скрежет. Если ситуация будет повторяться неоднократно, вам придётся ехать к автомобильному мастеру. Убедитесь в том, что ваша левая нога, по-прежнему, выжала педаль сцепления до упора, после чего включайте 1-ю передачу.

Для этого надо использовать правую руку и переместить рычаг переключения передач вверх и влево.

Убедитесь в том, что передача действительно включена. Это можно легко почувствовать, а также увидеть. Рычаг должен оставаться на месте после того, как вы уберёте от него руку.

Держите ноги на педалях сцепления и тормоза, полностью выжав их. Не снимайте левую ногу с педали, в противном случае автомобиль заглохнет. Переместите правую ногу с педали тормоза на педаль газа. Приблизительно в тот же момент нужно начать медленно отпускать педаль сцепления левой ногой.

Это самый сложный этап для новичков, которые хотят правильно ездить на механике. Ещё раз: правую ногу перемещаем с педали тормоза на педаль газа и медленно нажимаем газ… Одновременно медленно отпускаем педаль сцепления левой ногой. Постарайтесь слегка нажать педаль газа и держать её так, чтобы стрелка тахометра показывала около 1500-2000 об./мин. В это время необходимо постепенно отпускать педаль сцепления левой ногой.

Если всё сделано правильно, вы начнете чувствовать, что шестерни коробки передач соединятся с двигателем, в результате чего автомобиль начнет медленно двигаться вперед. Когда скорость немного вырастет, можно отпускать сцепление. Поздравляем! Теперь вы научились трогаться и ехать на первой передаче. Если двигатель заглох, начинайте всё с начала.

Переходим к остановке. Нужно не просто научиться ездить на механике, но и вовремя остановиться. Для того чтобы остановить машину с механической коробкой переключения передач, необходимо просто нажать педаль сцепления левой ногой и педаль тормоза правой ногой одновременно.

Тренируйтесь до тех пор, пока не научитесь начинать движение и ехать на первой передаче без каких-либо загвоздок. Если ничего не получается, не стоит разочаровываться, нужно просто начинать процесс снова.

Начало движения на первой передаче ничем не отличается от старта на задней передаче. Правда, в последнем случае нужно будет выбрать соответствующее положение рычага КПП. На участках с уклоном можно начинать движение даже без нажатия на педаль газа, придётся просто медленно отпустить сцепление.

Найдите горку и практикуйтесь на ней. После получения определенного опыта на ровной поверхности обязательно потренируйтесь на холме. Трогаться на подъеме намного сложнее, чем на ровном участке, поэтому уделите этому моменту достаточно времени и сил. Очень часто начинающие водители, которые только сели за руль автомобиля с механикой, попадают в неприятности, связанные с вынужденной остановкой и началом движения в пробке на участке дороги с уклоном.

Тормозить двигателем или на нейтралке?

Подробности
Категория: Автошкола
Опубликовано 08.07.2019

Среди автомобилистов существует извечный спор – тормозить двигателем или на нейтралке? В большинстве автошкол не учат торможению двигателем, поэтому курсанты волей-неволей приучаются тормозить на нейтралке.

Откуда пошла манера тормозить на нейтралке? Пришла она к нам с давних времен, когда автомобили представляли собой громоздкие и ненадежные чуда техники. При длительном движении на высоких оборотах двигатели таких автомобилей начинали перегреваться, поэтому водители при любом удобном случае выключали передачу и пускали автомобиль накатом, давая двигателю остыть на холостом ходу. Также они таким образом экономили топливо, некоторые даже глушили двигатель на затяжных спусках.

С тех пор утекло много воды, техника изменилась. Теперь автомобилям уже не так страшен перегрев, да и расход топлива современных автомобилей не так высок, как у старых моделей. Однако многие водители по привычке тормозят на нейтралке. Однако, торможение двигателем в большинстве случаев является более безопасным и экономичным.

Безопасность

В большинстве дорожных ситуаций торможение двигателем безопаснее торможения на нейтралке. Это объясняется тем, что сохраняется постоянная связь между ведущими колесами и педалью газа, поэтому водитель в любой момент может оперативно вмешаться в процесс управления. К тому же, при постоянной тяге на ведущих колесах автомобиль с любым типом привода ведет себя более стабильно, чем при движении накатом.

Особенно полезно тормозить двигателем зимой. Представьте, Вы подъезжаете к затяжному спуску и пускаете автомобиль накатом. При необходимости снизить скорость Вы жмете на педаль тормоза, и если в этот момент покрытие между правыми и левыми колесами окажется разной степени скользкости (асфальт и лед), то автомобиль может резко уйти в занос. Для переднеприводного автомобиля в этом случае нужно плавно добавить газа и вытянуть автомобиль из заноса. Но при торможении на нейтралке Вам придется сначала выжать сцепление, включить нужную передачу и только после этого начать маневр. Этого времени может быть достаточно, чтобы потерять контроль над автомобилем.

А если у Вас вдруг откажут тормоза – торможение двигателем порой бывает самым безопасным способом остановить автомобиль.

Экономия

Как бы странно не звучало, но торможение двигателем экономит топливо больше, чем на нейтралке. Это связано с особенностью работы современных систем управления двигателем. При определенных условиях (отпущена педаль газа, включена передача в КПП, достигнуты определенные обороты двигателя) электронный блок управления двигателем полностью отключает подачу топлива в двигатель и автомобиль движется, не расходуя топлива. Это легко можно увидеть, если Ваш автомобиль оснащен бортовым компьютером, показывающим мгновенный расход топлива.

При торможении двигателем компьютер показывает расход топлива о л/100 км вплоть до перехода на нейтралку в конце торможения.

При торможении на нейтралке двигатель продолжает работать на холостом ходу, и компьютер показывает расход топлива несколько литров на 100 км.

Причем, также работают и многие  карбюраторные двигатели, оснащенные системой принудительного холостого хода. На маршрутах большой протяженности торможение двигателем дает существенную экономию топлива.

Еще один плюс в копилку экономии при торможении двигателем – в этом режиме двигатель работает как компрессор, помогая эффективнее замедлить автомобиль, что хоть немного, но увеличивает ресурс тормозных колодок.

  • Как отдыхать за рулем? — 07/06/2019
  • Как научиться ездить задним ходом? — 28/05/2019
  • Движение в потоке машин — несколько советов — 14/04/2019
  • Как не уснуть за рулем? — 07/04/2019
  • Как ездить по плохой дороге — 5 советов — 03/04/2019

Городское торможение

Определив необходимость притормозить перед светофором, водитель заблаговременно может переключиться вниз и выполнить торможение

Штатный режим работы двигателя в режиме экономии топлива — это когда стрелка тахометра достигает 2 000-3 500 оборотов/мин. При этом на стадии разгона приемлема верхняя граница в 3 500 оборотов, с понижением до 2 500 оборотов/мин. при поддержке скорости движения. В ситуации города вначале переключается передача, а затем следует торможение. Определив необходимость притормозить перед светофором, водитель заблаговременно может переключиться вниз и выполнить торможение. Нужные обороты двигателя при этом поддерживаются. Если же водитель сразу будет тормозить, используя рабочую тормозную систему, двигатель потеряет обороты.

Торможение двигателем плюсы и минусы

Плюсы:

  1. Обеспечивает плавное замедление автомобиля на любой поверхности
  2. Не позволяет машине набирать скорость при спусках с крутых гор
  3. Бережет элементы тормозной системы – диски и колодки, уменьшая их износ и скорую замену
  4. Экономия топлива. При таком виде торможения, бензин не попадает в камеры сгорания двигателя, а значит, он не расходуется
  5. Так как не происходит вспышек в цилиндрах ДВС, они обдуваются холодных воздух, снижая температуру двигателя
  6. Можно безопасно тормозить перед поворотами на гололеде или укатанном снегу

Минусы:

  1. При не соблюдении минимальной скорости двигатель может «заглохнуть». Особенно этого боятся новички. Если чувствуете, что обороты двигателя не достаточны для поддержания его в работе на холостом ходу – выжимайте педаль сцепления
  2. Неправильные переключения передач при торможении двигателем могут повредить диск и корзину сцепления. Как этого избежать, объяснялось выше
  3. Не загораются задние стоп-сигналы, сзади едущий водитель не поймет, что начали сбавлять скорость.

Торможение двигателем плюсы и минусы

Торможение автомобиля с автоматом при помощи мотора обладает как положительными, так и отрицательными качествами.

Преимущества Недостатки
  1. Такой вариант торможения считается контраварийным вариантом остановки автотранспорта.
  2. Если произошел полный отказ тормозной системы, затормозить с помощью двигателя авто будет единственным безопасным способом остановить автомобиль.
  3. Почти не оказываются нагрузки на тормозную систему транспортного средства, благодаря чему увеличивается срок эксплуатации автомобильных колодок и дисков, а также снижается риск их заклинивания.
  4. Торможение с помощью двигателя на автомате позволяет повысить устойчивость автотранспорта с коробкой автоматом на скользкой трассе.
  5. Экономия топлива.
  1. Не активируются автомобильные стоп-сигналы, что в результате может привести к аварии и последующему за тем ремонту авто.
  2. Увеличивается нагрузка, оказываемая на силовую установку.
  3. Повышается расход масла.
  4. Если автотранспорт работает на дизельном топливе, придется действовать особенно аккуратно.

Читать

Что лучше и надежнее, вариатор или автомат

Как правильно тормозить двигателем?

Во время езды, когда включена любая передача на КПП, нужно отпустить педаль газа, не нажимая на педаль сцепления. Вы почувствуете, как машина начнет снижать скорость, как будто ее кто-то держит за задницу.

Стоит отметить, чем выше передача включена, тем медленнее будет снижаться скорость. Например, если ехали на 5 передачи и начали торможение двигателем, то замедление будет плавным, еле заметным. Уменьшение скорости будет незначительным.

Если начали затормаживать двигателем на 3 или 2 передачи, то скорость авто будет быстро снижаться, обороты мотора будут оставаться высокими. Поэтому и рекомендуется на крутых спусках тормозить двигателем только на пониженных передачах, это обеспечит максимальную эффективность торможения.

Как тормозить без АБС

Торможение — это всегда вынужденная мера, призванная быстро снизить скорость во избежание наезда или для остановки транспортного средства. Зимой увеличивается необходимость торможения, в том числе экстренного и аварийного, так как в эту пору года препятствий и помех на дороге намного больше. Тормозить на скользкой дороге очень опасно, поскольку автомобиль резко переходит от плавного движения в неконтролируемое скольжение из-за частичной или полной блокировки колес.

При резком торможении колеса блокируются и водитель теряет управление, что чревато серьезной аварией. Кстати, если резко добавить тяги, то колеса могут вообще сорваться в пробуксовку, что также приведет к несчастному случаю.

Самая распространенная ошибка водителей заключается в том, что, когда внезапно появляется препятствие, они со всей силы жмут на педаль тормоза, забывая, что под колесами не сухой асфальт, а укатанный снег или лед. В результате автомобиль начинает сносить в неожиданном направлении, он уже не слушается руля и педалей, а водителя охватывает паника.

Можно выделить два принципиально разных приема безопасного торможения зимой: торможение на автомобиле с АБС и без нее. Тормозя при наличии АБС, вы энергично нажимаете на педаль: система сделает все для того, чтобы не допустить движения автомобиля юзом. Слабое нажатие тормоза может быть расценено системой неверно, и она не включится. Как тормозить без АБС — приходится применять прерывистое или ступенчатое торможение. Подробнее мы поговорим о нем позже. А здесь скажем, что прерывистое торможение выполняется серией коротких импульсных ударов по тормозной педали, которые имитируют работу АБС. Ступенчатое торможение — то же самое, но с нарастающим усилием. Главное — не допустить блокировки колес: тормозить ровно до того момента, пока они не перестают вращаться, и сразу же отпускать педаль. При последнем тормозном импульсе, который приводит к остановке автомобиля, нужно выключить сцепление, чтобы не заглушить двигатель, и перевести рычаг КПП в нейтральное положение.

Эффективен ли двигатель в качестве тормоза

Торможение по
такому способу определяется следующими факторами:

  • опытом вождения
    автомобиля (наиболее важный);
  • умением правильно
    разобраться в дорожной ситуации;
  • техническим
    состоянием машины.

Бытует
представление о том, что дизельные моторы в качестве источника торможения
автомобиля, обладают большей эффективностью. Такое заблуждение связано со
степенью сжатия в дизелях, которое в полтора-два раза выше, чем на бензиновых
двигателях. Опыт показывает, что у них торможение двигателями примерно на одном
уровне.

Автомобиль на склоне горы
У бензиновых и дизельных машин эффективность торможения двигателем примерно одинакова

Практикуя торможение двигателем, можно не думать об увеличении потребления
горючего. Топливоподача останется на том же уровне, что и при остановке
автомашины посредством штатной системы тормозов.

Тормозя
двигателем, не следует забывать об оборотах. На моторах, потребляющих бензин,
первая пониженная передача переключается на 2 500 оборотах в минуту. Пониженные
передачи второй или третьей очереди переключаются на 1 000 оборотах коленвала.
При торможении мотором лучше отказаться от вращения руля, т. к. можно ухудшить
ситуацию с управляемостью автомобилем.

Торможение на АКПП

Для начала расскажем немного о том, как правильно останавливаться на светофоре, если ваша машина работает на автомате.

Если механическая трансмиссия делится на скорости, то у автомата есть разные режимы. Появление нового типа конструкции коробки привело к тому, что тормозить и трогаться на машинах с АКПП стало намного проще. Особенно, когда речь заходит о начинающих водителях.

Автоматы буквально созданы для езды в городских условиях. Они позволяют без лишних усилий и множества манипуляций быстро остановиться на светофоре, а затем так же легко задать стартовую скорость транспортному средству.

Чтобы остановиться на подъезде к перекрёстку, водителю нужно плавно отпускать и нажимать педаль тормоза. В результате автомобиль остановится. Но тут главное не отпускать педаль, если вы находитесь в режиме Drive. Он автоматически задаёт машине движение на скорости около 20 километров в час.

Как только автомобиль на АКПП удастся остановить, держите ногу на педали тормоза, пока не загорится красный. Дальше отпускайте педаль и нажимайте на газ.

Помимо торможения педалью тормоза, на автоматических трансмиссиях также присутствует возможность остановки автомобиля двигателем. Здесь на помощь приходят рекомендации более опытных водителей. Но по факту никаких сложных манипуляций проводить не придётся.

Когда впереди виднеется спуск, коробка автомат переключается на режим S с текущего положения Drive (или просто D). Если склон достаточно крутой, тогда можно перейти с Drive на режим L. Тут уже стоит отталкиваться от собственных ощущений.

Дополнительно на автоматических трансмиссиях присутствует кнопка Hold, которая поможет вам в торможении двигателем.

Использовать такой метод остановки лучше в экстренных ситуациях, когда отказала педаль тормоза. Хотя некоторые активно практикуют этот способ, если нужно затормозить или остановиться при движении по крутому или затяжному спуску. Но если с педалью тормоза и всей тормозной системой проблем нет, лучше применять традиционный метод. Всё же тормоза для того и созданы, чтобы приостанавливать или полностью прекращать движение транспортного средства.

Какой способ торможения лучше использовать

Каким способом лучше останавливать авто – используя торможение двигателем или тормозную систему? В обычном повседневном управлении машиной следует комбинировать оба метода. Торможение с использованием только штатной системы во многих случаях является опасным и считается неграмотным с точки зрения качества управления автомобилем. Комбинированный метод торможения включает снижение скорости путем нажатия на педаль тормоза, не выключая передачу. Именно такой способ является самым эффективным и безопасным.

Применение техники снижения скорости двигателем и торможение, при котором отрабатывает система АБС, обеспечивают различную интенсивность замедления и поэтому приводят к разным результатам.

Экстренное снижение скорости с АБС происходит на пределе допустимого сцепления колесных шин с дорожным покрытием. Такой режим торможения позволяет максимально быстро остановить авто и сократить тормозной путь.

Резкое торможение двигателем осуществить достаточно сложно, поэтому при таком способе тормозной путь будет максимальным. Мы не будем рассматривать случай остановки машины за счет падения сил инерции на нейтральной передаче (выбег автомобиля).

Таким образом, вопрос, «как осуществлять торможение – двигателем или с применением тормозной системы» приобретает следующую формулировку «как лучше останавливать авто – резко или плавно?».

Дать однозначный ответ невозможно. К примеру, возьмем ситуацию, когда машина движется по сколькой городской дороге, а впереди на расстоянии около 0,5 км загорается красный свет светофора, поэтому водитель решает снизить скорость. Если нажать на тормоз так, что срабатывает АБС, то автомобиль остановится быстро, но не в том месте, где это необходимо. При движении со скоростью 60 км/час на заснеженной дороге тормозной путь машины на зимней резине составит примерно 70 метров.

В описанном здесь примере более рациональным будет применение техники торможения двигателем. Водитель может просто бросить газ, и авто начнет плавно терять скорость на фоне снижения количества оборотов мотора. Таким образом, автомобиль будет приближаться к светофору с минимальной скоростью, и в нужном месте его можно будет остановить легким нажатием на педаль тормоза. Если же инерции автомобиля будет недостаточно, чтобы докатиться до светофора, то водитель может дозированно нажимать на акселератор, и, наоборот, если расстояние недостаточно для остановки, можно плавно нажимать на тормоз, немного усиливая торможение.

Теперь возьмем другую ситуацию. К примеру, на дорогу внезапно выбегает пешеход, или при подъезде к закрытому повороту на обычной скорости водитель видит машину с включенной «аварийкой». В таких случаях надо понимать, что торможение двигателем не позволит избежать столкновения, единственный выход – резко жать на тормоз. И под аккомпанемент трещащей АБС надеяться, что оставшегося места будет достаточно для остановки.

Как мы видим, для различных дорожных ситуаций используются разные варианты торможения:

  • если есть достаточно места для остановки, следует использовать технику торможения двигателем;
  • если интенсивность торможения мотором будет недостаточной, следует комбинировать этот прием с использованием метода остановки штатной системой торможения;
  • если вы сомневаетесь, что автомобилю хватит места для остановки, стоит с самого начала применить комбинированное торможение (нажать на педаль тормоза при включенной передаче);
  • если места для остановки критически мало, нужно резко тормозить с использованием АБС (до упора выжимаем сцепление и тормоз).

Остановка машины с АБС допускает выключение сцепления, так как при резком торможении мотор уже не будет влиять на интенсивность снижения скорости, но при включенной передаче он может заглохнуть. Именно поэтому автопроизводители и инструкторы по вождению рекомендуют выжимать сцепление при экстренном торможении.

Что такое торможение двигателем

Данный способ торможения исключительно положительным образом скажется на эксплуатационных качествах двигателя. В конце концов, бывают случаи, когда тормозная система отказывает. И тут уже ничего не остается, кроме как тормозить двигателем, чтобы избежать аварии. Если говорить вкратце, в теории способ не особо сложен — необходимо корректным образом переходить с высокой передачи на низкую. Но в практике все куда сложнее — особенно, если водитель неопытный и оказался в критической ситуации.

Какими действиями нужно руководствоваться? Водитель сбрасывает подачу топлива, далее выжимает сцепление. После начинает понижать передачу. То есть, если автомобиль ехал на 4-ой скорости, нужно переключиться на 3-ую и дальше по такой схеме. Не рекомендуется молниеносное переключение, допустим, с 4-ой до 1-ой. В таком случае дадут о себе знать шестерни.

Торможение автомобиля в аварийной ситуации

Под словосочетанием «аварийная ситуация» подразумевается полный отказ тормозной системы. Конечно, такое встречается крайне редко, но, тем не менее, обладание навыками аварийного торможения – дополнительная страховка вашей жизни. Чаще всего аварийное торможение осуществляется стояночным тормозом или контактным способом (использование окружающих препятствий).

Вращательный способ

Последовательность осуществления:

Скорость вращения зависит от скользкости дороги и массы автомобиля. Лучше заранее произвести несколько тренировок, чтобы в аварийной ситуации не сесть в калошу.

Если вы всё сделаете правильно, то ваш автомобиль станет вращаться и через несколько секунд полностью остановится. Прочитав эту статью, вы получили большой объём теоретических знаний по различным способам торможения на автомобиле. Теперь вы сами способны ответить на непростой вопрос: как научиться тормозить на машине. Суворов сказал: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа». Поэтому тренируйтесь – и всё у вас получится!

Тормозим при экстремальных условиях погоды

Уметь притормозить и остановиться на сухом дорожном покрытии на МКПП или АКПП — не самое главное. Куда сложнее для начинающего водителя не допустить заноса или юза. Самое основное – научиться правильно тормозить на машине в холодную погоду на скользком дорожном покрытии.

Как необходимо тормозить на механической коробке передач и при этом не допустить юза и заноса в гололедицу? Прежде всего, необходимо управлять автомобилем более спокойно, чем в летнее время года на хорошем и не влажном асфальте.

На сырой или обледенелой дороге, в снегу вследствие плохого сцепления поверхности колеса автомобиля с дорожным покрытием путь торможения возрастает в несколько раз.

Даже если вы предусмотрели ухудшение погодных условий и «переодели» свой автомобиль в зимнюю «обувь», будьте внимательней, ведите свой автомобиль плавнее, начинайте тормозить заранее. Запомните: вождение летом и в холодное время года – два совершенно разных стиля управления своим авто.

Применяйте торможение двигателем для правильной остановки на механической коробке передач на обледенелом дорожном покрытии. Такой способ может использоваться не только в условиях гололедицы. Но для начала давайте разберемся, что такое торможение двигателем и почему стоит его применять только в ограниченных дорожных ситуациях.

Как правильно тормозить мотором

Ничего сложного в этом процессе нет, но кое-какие особенности все же имеются и здесь. Например, чтобы не допустить критической нагрузки на силовой агрегат и трансмиссию, необходимо соблюдать противоположный порядок переключения передач — с четвертой на третью и так далее. Кстати, сразу на первую с четвертой передачи переключаться нельзя, так как это приводит к быстрой потере скорости и, как следствие, к блокированию колес. Последовательность действий должна быть следующей:

  • отпускание педали «газа»;
  • нажимание на сцепление;
  • переключение на более низкую передачу
  • плавное отпускание сцепления (сцепление надо отпускать именно плавно, чтобы не допустить сильной нагрузки на его механизм).

Во время торможения мотором при нажатии на сцепление связь мотора с колесами разрывается, что может привести к значительному увеличению скорости, так как двигатель уже не будет сдерживать кручение колес. В этом случае машина будет вести себя так, как она ведет себя на нейтралке. Поэтому перед выжиманием сцепления лучше подстраховаться и надавить на тормоз.

Еще один немаловажный момент — во время торможения мотором стоп-сигналы не срабатывают, а это значит, что водители, которые едут сзади, не будут оповещены о вашем намерении затормозить. Поэтому перед данным видом остановки авто нужно активировать аварийную сигнализацию. Для этого можно слегка надавить на тормоз. Кстати, коэффициент сжатия у дизельных моторов гораздо сильнее, чем у бензиновых, поэтому дизель будет тормозить резче.

Что происходит с машиной при выжатом сцеплении

Каждый агрегат и узел автомобиля служит для строго определённой цели, и должен максимально эффективно выполнять стоящую перед ним задачу. Это в полной мере касается и трансмиссии авто, частью которой является сцепление. В автошколах инструкторыучат азам пользования педалей «механических» машин: левая нога водителя предназначена для работы со сцеплением, а правая – с газом и тормозом.

Сцепление предназначается для короткого разъединения коленвала с КПП, для переключения скоростей по ходу движения или при трогании с места. Во всех остальных случаях оно должно быть включено, обеспечивая соединение коробки передач с двигателем. Выжимая сцепление, мы отсоединяем работающий мотор от ходовой части, тем самым лишая машину возможности тормозить двигателем. При выжатом сцеплении автомобиль продолжает двигаться накатом, его колёса вращаются чисто по инерции, а это в значительной мере ухудшает его управляемость.

Передачи в механической коробке

Существуют определенные правила выбора передачи, которая является наиболее оптимальной для двигателя в конкретный момент движения. Эти правила примерно одинаковы для всех автомобилей с МКПП независимо от мощности двигателя и иных характеристик.

Оптимальной считается работа двигателя в диапазоне 2000-2500 об/мин во время равномерной езды и 3500-4500 об/мин при обгоне, ускорении и разгоне. Поэтому во время спокойного движения нужно следить, чтобы обороты двигателя не выходили за границы диапазона в 2000-3000 оборотов. При превышении 3000 надо включать более повышенную передачу, при снижении меньше 2000 тысяч — более низкую.

Рассмотрим более подробно каждую передачу на примере 5-ступенчатой коробки.

  • Нейтральная передача. Отвечает за холостой ход машины, при этом крутящий момент не передается на колеса, и они остаются неподвижными, то есть разорвана связь мотор-колеса. Рукоятка рычага находится посередине в свободном положении. Она должна свободно двигаться влево-вправо при раскачивании. Перед тем, как включить любую передачу обязательно сначала перевести рычаг КПП в нейтральное положение.
  • Первая передача. Предназначена для трогания с места и передвижения с маленькой скоростью не более 15-25 км/ч. Включается движением рычага чуть влево и вперед из нейтрального положения.
  • Вторая передача. Используется для движения со скоростью 20-50 км/час. Переключаться на следующую ступень лучше в диапазоне 40-50 км/час. Эта передача часто используется в городских условиях, особенно при прохождении поворотов на перекрестках, когда скорость приходиться скидывать до значений 25-35 км/час. Также вторая передача незаменима при езде по крутым спускам, подъемам и бездорожью. Включается движением рычага чуть влево и назад из нейтрали.
  • Третья передача. Оптимальный диапазон движения на третьей скорости — 40-70 км/час. Наиболее часто используемая передача при езде по городу. Включать следующую передачу нужно при достижении скорости 60-80 км/час. Включается движением рычага вправо и вперед.
  • Четвертая передача. Используется при движении со скоростью 60-90 км/час. Можно применять в городе на участках с незатрудненным движением. Часто используется при езде по трассе за городом. Включается движением рычага вправо и назад.
  • Пятая передача. Рассчитана на равномерное движение по трассе или магистрали со скоростью более 80-90 км/час. Обеспечивает минимальный расход топлива во время движения со скоростью 90-110 км/час. Включается движением рычага максимально вправо и вперед.
  • Задняя передача. Нужна для движения машины задним ходом. Расположение задней скорости на рычаге МКПП может быть разным. Включать заднюю передачу можно только после полной остановки автомобиля.

Обычно считается, что чем большей мощностью обладает двигатель, тем на большей скорости надо включать повышенную передачу.

Варианты расположения скоростей на рычаге МКПП

Передачи на рычаге механической коробки располагаются всегда в одинаковом порядке. Отличия заключаются только в расположении задней скорости.

Есть четыре варианта расположения задней передачи:

Задняя передача находится параллельно первой, немного левее.

Сейчас на автомобилях устанавливают специальную защиту включения задней передачи в виде кнопки или кольца, на которую нужно нажать и удерживая включать заднюю передачу. Если такой защиты нет, то можно перепутать переднюю и заднюю скорость. В таком случае машина поедет назад, когда вы ожидаете, что она поедет вперед. Это может спровоцировать ДТП или привести к наезду на человека. Поэтому при включении задней передачи всегда нужно быть предельно внимательным.

Задняя передача находится параллельно четвертой, чуть правее.

При таком расположении задней скорости, во время трогания с места вы точно не перепутаете с первой скоростью. Но есть возможность перепутать с четвертой (если не защиты). Включение задней скорости во время движения на большой скорости может привести к мгновенному полому коробки передач.

Задняя передача находится параллельно второй, немного левее.

Задняя передача находится параллельно шестой, чуть правее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *