Что такое сажевый фильтр и как продлить его ресурс
Содержание:
- Как прожечь
- Конструкция и принцип действия
- Способы очистки сажевого фильтра дизельного двигателя
- Устройство фильтра DPF
- Очистка сажевого фильтра DPF
- Что такое регенерация?
- Способы очистки противосажевого фильтра
- Как работает фильтр частиц FAP?
- Проблемы с работой сажевого фильтра
- Удаление сажевого фильтра: последствия
- Экскурс в теорию: что такое сажевый фильтр
- Сигналы о том, что сажевый фильтр требуется заменить
- Регенерация сажевого фильтра
- Особенности эксплуатации
Как прожечь
Итог разговора на данный момент вполне понятен — сажевый фильтр дизельного двигателя можно почистить. Способ №1: сделать это, как принято говорить, пассивным путем. Способ №2: провести чистку активным методом, который заложен в штатной электронике.
Что такое регенерация
О том, что представляет собой регенерация сажевого фильтра и какие цели она преследует, разговор уже был. Напомним, что основная задача этого мероприятия — выжечь скопившуюся в каналах «сажевика» сажу. Опустошенная матрица позволяет двигателю «вздохнуть», а значит, отбирает минимум мощности.
Чтобы выжечь эту самую сажу, необходимо повысить температуру отработанных газов. Сделать это можно двумя путями:
- Пассивным. С ростом оборотов повышается температура выхлопа, но увеличивается перерасход топлива. Оптимум — постоянные средние обороты: газы горячие, доля недожжённой солярки минимальна. Пример из эксплуатации — движение по трассе с постоянной скоростью.
- Активным. Увеличение температуры в фильтре за счет дожигания дизельного топлива перед ним. Перед выпуском отработанных газов из цилиндра осуществляется послевпрыск ДТ. За счет низкой температуры его самовоспламенения имеем факел пламени и горячий поток выхлопа прямо перед «сажевиком», отчего последний нагревается до 600…650°С.
Вернемся к пассивному способу, чтобы разделить две конкурирующие технологии — FAP и DPF. Машины с FAP отличает наличие бачка со спецприсадкой, содержащей церий. Добавив ее в топливо, можем провести пассивную регенерацию при более низкой температуре. В быту это означает, что прожиг на трассе проходит более продуктивно. То есть сроки опустошения фильтра уменьшаются, отчего одни плюсы.
На стенках матрицы DPF нанесен платиновый катализатор. Его задача — способствовать ряду химических реакций, которые в конечном итоге избавляют емкость от сажи. В отличие от FAP, газы должны быть изрядно горячими (400…500°С против 300…350°С), иначе прожигу не быть. А значит «топить» на шоссе все-таки придется.
Активный прожиг
О пассивном методе сказано много. Остается лишь конкретизировать, как прожечь сажевый фильтр в движении без помощи электроники, а именно примерную скорость передвижения и обороты двигателя. Итак, темп в 70-90 км/ч и более 2 500 об/мин на тахометре вполне достаточно для того, чтобы немного опустошить фильтр от сажи. Как часто и сколько времени уделять процессу — зависит от частоты использования машины. Отталкивайтесь от стандартного цикла: на 5 дней городской толкучки 2-3 поездки выходного дня длительностью не менее 40 минут.
Повторимся, что цель активной регенерации — раскалить матрицу сажевого фильтра до 600…650°С. Для этого необходимо изменить работу турбокомпрессора, заглушить систему рециркуляции отработавших газов (EGR), и впрыскивать топливо перед тактом выпуска отработавших газов. Сразу предупредим, ситуация пожароопасная.
- Сенсор температуры выхлопных газов. (их два — один смонтирован на входе в фильтрующий элемент, второй — на выходе).
- Датчик дифференциального давления. Измеряет разницу давлений между входом и выходом.
Запускается активный прожиг по-разному. На одних автомобилях (например, на VW) это происходит незаметно для водителя и вне зависимости от того, находитесь ли вы в городе и на трассе, на других (например, у Toyota) — засветится лампа, что необходимо остановиться и нажать специальную кнопку.
Все же сравнивать автомобили по алгоритму срабатывания электроники не стоит. Так у того же VW есть предаварийный режим, который мы описывали (иконка DPF). Разница только в том, что владельцу VAG-овской продукции необходимо выехать на трассу и ехать, пока лампа не потухнет, а Toyota все сделает сама на месте.
О чем еще стоит поговорить, так это о признаках активной регенерации:
- Увеличивается температура двигателя.
- Растет расход топлива.
- Возрастает температура масла.
- Раскаленная банка начинает громко цокать, что хорошо слышно снаружи.
- Цвет выхлопа приобретает густой белый оттенок.
- На холостых оборотах двигатель начинает «басить».
Режим «Check Engine» +…
На некоторых машинах производитель предусматривает аварийную регенерацию. Обычно чтобы ее запустить, счетчик сажи должен насчитать некоторое пороговое значение (у VAG это не менее 58 гр.), а компьютер — войти в режим «чека».
Запуск такой программы очистки возможен только на СТО. Часто эту процедуру называют сбросом ошибки Diesel Particulate Filter Restricted/Clogged MIL ON или принудительным прожигом сажевого фильтра, который мало чем отличается от тойотовской модели запуска активной регенерации через кнопку.
Конструкция и принцип действия
Сажевый фильтр выполняется из специального ячеистого фильтрующего элемента, основой которого является керамика,
помещенная в металлический корпус. Керамическая фильтрующая система состоит из большого количества микроскопических каналов,
попеременно закрытых то с одной, то другой стороны, а стенки имеют пористую структуру, через которые проходит газ,
но не может просочиться сажа. Ответ на вопрос где находится сажевый фильтр, очевиден: он встраивается в выхлопную систему автомобиля,
а вот точное расположение уже зависит от конкретной модели.
Принцип действия данного устройства довольно прост. Отработанные газы просачиваются через пористую структуру фильтрующего элемента.
При этом практически все частицы сажи остаются на входе, то есть в виде выхлопа из автомобиля выходит практически чистый газ,
лишенный тяжелых примесей.
Принцип работы сажевого фильтра. Пассивная и Активная регенерация.
Накопленные при фильтрации сажевые частицы создают сопротивление отработанным газам,
что в свою очередь приводит к понижению мощности двигателя автомобиля. В связи с этим любой сажевый фильтр нуждается в периодической чистке от сажи.
Данный процесс называется регенерацией.
Способы очистки сажевого фильтра дизельного двигателя
Дизельные двигатели оснащены электронными системами управления, которые ведут очистку фильтра автоматически. Но может наступить момент, когда владельцу придется промывать и чистить фильтр при помощи специальных химических составов. Процедура очистки жидкостями может выполняться самостоятельно.
Регенерация устройства
По мере оседания частиц сажи потоку выхлопных газов становится все труднее проходить в атмосферу. Помимо этого, снижается эффективность работы устройства. Для предотвращения подобного явления применяется периодическая регенерация устройства. Во время процедуры происходит выжигание частиц сажи. Процесс выполняется в автоматическом режиме без вмешательства водителя. Поведение автомобиля при этом не меняется.
Прожиг сажевого фильтра
Различают два вида температурной регенерации:
- пассивная;
- активная.
Пассивная очистка происходит в постоянном режиме и не требует корректировок в программе блока управления двигателем. Прочистка производится за счет высокой температуры выхлопных газов в фильтре, которая находится в пределах 400-500 ºС. Нагрев становится катализатором химической реакции, при которой углерод соединяется с диоксидом азота, получая на выходе диоксид углерода. Дополнительным ускорителем реакции является слой платины, нанесенный на сотах фильтра.
Активный режим очистки включается при помощи блока управления двигателем. Активация специального алгоритма приводит к повышению температуры выхлопных газов. Подобная процедура автоматически включается на машинах, перемещающихся на короткое расстояние, недостаточное для пассивной очистки. Включение режима происходит по данным от датчиков, температура выхлопа доходит до 650 ºС. Очистка занимает не более 10 минут, химические процессы аналогичны пассивному режиму.
Процедура прожига сажевого фильтра на двигателе Ford Focus 1,6 TDCI показана в видеоуроке от канала «MCAR BMW Михаил М».
Промывка сажевого фильтра своими руками
Промывка фильтра жидкостью выполняется на устройствах любого типа. Процедура применяется в тех случаях, когда температурный метод регенерации не позволяет удалить слой сажи.
Существуют две методики промывки:
- со снятием фильтра с автомобиля;
- без снятия.
Жидкость для очистки TUNAP MP 131
Жидкость МР 131 производится германской компанией Tunap Group. Входящие в состав присадки активно растворяют сернистые соединения, отложившиеся на поверхности фильтра.
Жидкости МР 131 и 132
Чистка сажевого фильтра жидким средством ТУНАП производится следующим образом:
- Демонтировать из выхлопного тракта сенсор температуры или давления, установленный перед фильтром.
- Ввести в отверстие зонд для распыления жидкости МР 131. Подача выполняется несколькими порциями со временем распыла пять секунд. Между подачами выдерживается пауза в пять секунд, необходимая для размягчения слоя сажи.
- Промыть фильтр жидкостью МР 132, которая распределяет растворенную сажу по поверхности фильтра.
- Установить на место снятые детали и запустить двигатель. Произойдет выгорание сажи и очистителя в режиме пассивной или активной очистки. Регенерацию можно активировать в ручном режиме, поскольку конструкция электроники дает такую возможность.
Если промывка жидкостями МР 131 и 132 не дала ожидаемого эффекта, то потребуется снять фильтр для повторной очистки более активными средствами.
Жидкость для промывки DPF Flushing Liuquid
Жидкость немецкого производства содержит компоненты, разрушающие слой нагара и отложений. Вещества абсолютно инертны по отношению к материалам фильтра.
Упаковка DPF Flushing Liuquid
Очищение DPF Flushing Liuquid производится следующим образом:
- Снять с автомобиля фильтр.
- Закрыть один из каналов устройства для предотвращения вытекания жидкости.
- Наполнить корпус фильтра жидкостью Flushing Liuquid.
- Выдержать средство в фильтре не менее 10 часов. Рекомендуется взбалтывание промывки через каждые 2-3 часа.
- Слить промывочный раствор и промыть устройство проточной теплой водой.
- Высушить фильтр и установить на место.
- Добавить в топливо дополнительное средство DPF Super Clean и прожечь фильтр нормальным способом. Рекомендуется включить принудительную процедуру регенерации при помощи тестового прибора, подключенного к автомобилю.
Устройство фильтра DPF
Из всех существующих видов сажевых фильтров наибольшее распространение получили модели типа «wall – flow». Материалом для их изготовления служит керамика. Конструкция представляет собой обойму из нескольких каналов со взаимно параллельным расположением. Такая конструкция напоминает каталитический нейтрализатор, но работает по другому принципу. Внутренние стенки нейтрализатора имеют высокопористую структуру и выполняют роль фильтров для выхлопных газов двигателя. В системе «wall – flow» сажа, содержащаяся в отработанных газах, оседает в конце каналов устройства, постепенно накапливаясь.
Очистка сажевого фильтра DPF
В ответ на проблемы водителей с сажевыми фильтрами DPF на рынке появился целый ряд сервисных услуг, предлагаемых мастерскими. Они позволяют фильтру быть в сохранности или восстановить его.
Принудительная регенерация или служебная регенерация — позволяет проводить активный процесс регенерация в мастерской. Автомобиль подключается к диагностическому компьютеру, и двигатель переходит в определенный режим работы. Такая услуга стоит немалых денег, а ее эффективность средняя.
Примечание. Неправильное техобслуживание может привести к возгоранию автомобиля.
Химическая очистка фильтра DPF — намного эффективнее, чем предыдущий метод. В этом случае специальный химический реагент вводится в дизельный сажевый фильтр DPF через отвинченный датчик давления выхлопных газов (перед фильтром) для растворения сажи в фильтре. По истечении определенного периода времени выхлопная система должна быть промыта. Наконец, процедура сервисного запуска выполняется как в первом пункте. Опция химической очистки эффективна, но стоит минимум в два раза дороже.
В этом случае после очистки необходимо также заменить моторное масло вместе с масляным фильтром.
Обжиг фильтра DPF в индукционной печи — этот метод используется для полностью забитых фильтров. Это также самый трудоемкий метод. Фильтр частиц должен быть удален из системы выпуска. Тогда вам нужно разрезать его металлический корпус. Керамическая вставка направляется в индукционную печь, где ее обжигают при очень высокой температуре (600 — 650 градусов C), которая вызывает сжигание сажи. После завершения процесса фильтр проверяется и, при необходимости, отправляется в печь во второй раз. Наконец, фильтр крепится к машине в сварном корпусе.
Фильтр обжигают долго — от 3 до 9 часов.
Цены на такие услуги начинаются сравнимы с химической очисткой. Метод очень эффективен, даже с сильно засоренными фильтрами.
Замена фильтра на новый или восстановленный — если владелец автомобиля не принимает решение о восстановлении фильтра или он не дает результатов, остается только заменить фильтр новым или восстановленным. Цена фильтра DPF зависит от модели автомобиля, но хороший фильтр стоит около очень дорого. Более дешевую, но менее долговечную замену можно купить примерно в три раза дешевле.
Существует также последний метод, который использовали многие водители. Это удаление фильтра DPF и использование электронного эмулятора его работы, который обманывает компьютер ЭБУ.
Вы также можете вмешиваться в само программное обеспечение двигателя. Вам необходимо загрузить модифицированное программное обеспечение или заводскую версию из модели автомобиля, в которой не было фильтра DPF (для более старых автомобилей).
Цены на такие услуги сопоставимы со стоимостью копий оригинальных сажевых фильтров и предоставляются многими компаниями. Профессиональное проведение этой операции делает автомобиль полностью функциональным и намного более резвым.
Физическое удаление фильтра DPF (и установка на место стандартной выхлопной трубы) без вмешательства в программное обеспечение стоит недорого, но не решает ряд проблем — через некоторое время двигатель перейдет в аварийный режим. Кроме того, время от времени будут проводиться активные процедуры регенерации фильтра DPF, заключающиеся в впрыскивании дополнительных количеств дизельного масла. А это, в свою очередь, приведет к повышению уровня моторного масла.
Все, казалось бы, идеально, если бы не осознание того, что автомобиль без DPF способствует отравлению других людей.
Сажевый фильтр, к сожалению, является хлопотным и дорогостоящим элементом
Тем не менее, мы все хотим жить как можно дольше и быть здоровыми, а важное условие — чистый воздух
При правильной работе автомобиля вы можете значительно продлить срок службы фильтра и избежать ненужных расходов.
Что такое регенерация?
Регенерация – процедура самоочистки фильтра. Она выполняется по-разному, в зависимости от типа фильтра и непосредственно от алгоритма запуска регенерации.
Сажевые фильтры бывают двух типов: DPF (они обычно стоят на немецких автомобилях) и FAP (разработка концерна PSA, стоят на Peugeot, Citroёn, можно встретить на Ford, Volvo и некоторых других марках). Отличия между DPF и FAP небольшие.
Рассмотрим, как проходит регенерация в фильтрах DPF.
Метод самоочистки прост: все, что осело в каналах фильтра, выжигается. Для этого используется топливо, подающееся либо дополнительно через форсунки двигателя, либо через отдельную специальную форсунку. При температуре 600-800 градусов сажа в фильтре выгорает (правда, не всегда). FAP отличается наличием специальной жидкости, которая заливается в отдельный бак. Жидкость эта называется Eolys, она выступает в роли катализатора, позволяющего снизить температуру выжигания сажи. В этой системе регенерация проходит при 400-450 градусах.
Регенерация бывает спонтанной и принудительной. В первом случае ее запускает ЭБУ исходя из показаний датчиков температуры и дифференциального давления. Помимо этого, блок управления иногда может иметь счетчик израсходованного топлива, и тогда регенерация может быть запущена по достижении прописанного в ЭБУ количества сожженного топлива. Все это – спонтанная регенерация. Принудительную, как можно понять из названия, запускают вручную для очистки фильтра, например, в сервисе.
В норме регенерация в зависимости от марки автомобиля и условий его эксплуатации может проходить каждые 1500 – 5000 километров. Если она стала запускаться чаще, то фильтру скоро конец: процедура не может обеспечить вхождение параметров температуры и разницы давлений в нормы. Скорее всего, отложения в фильтре перешли в ту стадию, когда сжечь их уже нельзя.
В сервисах не очень любят включать принудительную регенерацию. Во-первых, это может быть просто опасно: температура поднимается сильно, машина должна стоять далеко от горючих и легковоспламеняющихся материалов. Во-вторых, если спонтанная регенерация не помогает, то и принудительная тоже уже вряд ли что-то даст.
Впрочем, ЭБУ не всегда может запустить регенерацию. Для этой процедуры нужны определенные условия: достаточно продолжительное прямолинейное движение автомобиля с относительно равномерной высокой скоростью. В городском режиме таких условий иногда просто нет. А еще начавшуюся регенерацию крайне не рекомендуется прерывать. Это – большое неудобство. Приехали на работу – а тут регенерация в ходу. Сиди и жди 10-15 минут, или лучше вообще езжай по трассе. А если принудительно заглушить мотор, то регенерация не завершится. Стало быть, после последующего запуска и прогрева будет запрос снова и снова, пока процедура не завершится корректно. А это – расход топлива, до 3-4 раз больше на холостых оборотах и в плотном потоке. Это – повышение уровня масла. Со всеми вытекающими: от выдавливания сальников до разноса. И всегда – снижение смазывающей способности масла. В особо тяжелых случаях, когда регенерация никак не проходит успешно и не завершается – ошибки по превышению предела попыток регенерации или «регенерация невозможна, требуется принудительная». Или подобные ошибки – у разных брендов они разные.
Пожалуй, это все основное, что нам надо знать о регенерации. Перейдем к следующему вопросу: почему сажевый фильтр выходит из строя.
Способы очистки противосажевого фильтра
Очистку DPF можно сделать на любом СТО. Но эта процедура недешевая, поэтому можно провести чистку сажевого фильтра дизельного двигателя своими руками. Сделать это можно несколькими способами.
Использование присадок
В некоторых марках автомобилей рядом с основным топливным баком имеются дополнительные резервуары для присадок. К последним относятся специальные вещества, ускоряющие осаждение сажи в фильтре. Присадки добавляются в топливо под контролем электроники. В основе большинства присадок находится оксид цинка. Он способен связывать мельчайшие частицы сажи в плотный слой, оседающий в ячейках фильтрующего элемента. При формировании слоя происходит его насыщение кислородом. Это значительно повышает эффективность дожигания.
Даже если в дизельном автомобиле нет специального бачка для присадок, владелец машины может добавлять их непосредственно в бензобак. Однако эффективность такой очистки вызывает сомнение. Дело в том, что длительное использование присадок приводит к появлению налета на стенках каналов, выводящих выхлопные газы. Со временем осадок может полностью закупорить их. Из-за этого катализатор приходится менять не на 120 000 км, а всего через 80 000 км пробега или даже меньше. Избежать негативного влияния присадок можно с помощью промывки каналов.
Промывка diesel particulate filter
Опытные автолюбители промывают противосажевый фильтр в своих авто с помощью обычных пульверизаторов, оснащенных длинной и тонкой трубкой. Процедура проходит в несколько этапов:
- Нужно прогреть двигатель и затем дать ему остыть до температуры в 40°. Разбег в несколько градусов не имеет значения. Затем следует выкрутить датчик давления выхлопных газов, а на его место вставить тонкую трубку распылителя. В последний предварительно следует налить раствор для промывания. После это в блок с помощью пульверизатора закачивается 200 мл жидкости. Через 15 минут добавляется еще 200 мл. Процедуру следует повторять до тех пор, пока общий объем залитой жидкости не достигнет 1 л. Во время заполнения блока трубку распылителя нужно вращать, чтобы промывающая смесь попала во все ячейки фильтра.
- На первом этапе для очистки фильтра всегда используется легковоспламеняющаяся жидкость. Чтобы она не вспыхнула ее нужно вымыть из выхлопной системы. Для этого используется нейтрализующий раствор. Его нужно вводить точно таким же способом, только в меньшем объеме — 0,5 л. Через полчаса датчик давления устанавливается на свое место, двигатель запускается и прогревается. Прогрев необходим для испарения остатков жидкости из выхлопной системы.
Промыть сажевый фильтр своими руками также можно без помощи пульверизатора. Для этого в магазине нужно купить специальное средство в баллончике. Емкость последнего обычно не превышает 400 мл. Такого объема пенного очистителя обычно достаточно, чтоб полностью очистить фильтрующий элемент. Поскольку очиститель пенный, заправлять им блок фильтрации следует небольшими порциями с временным перерывом между ними.
Как работает фильтр частиц FAP?
Отработавший газ поступает в фильтр FAP, а частицы сажи задерживаются в микроканалах. При движении с высокой скоростью температура выхлопных газов достигает высокого значения — до 600 градусов Цельсия, что позволяет сжигать твердые частицы. Это пассивная регенерация.
Если фильтр засоряется (как видно из разницы давления выхлопных газов до и за его пределами), что часто происходит во время непрерывной езды по городу и на коротких маршрутах, компьютер начинает активную регенерацию (каждые 200, 400 или 500 км езды). Существует дополнительный впрыск дизельного топлива (компьютер также может увеличить частоту вращения двигателя и запустить некоторые элементы автомобильной техники, такие как обогрев заднего стекла или заднего стеклоочистителя), который направлен на повышение температуры выхлопных газов и выгорание сажи. Фильтр DPF работает так же.
Так почему же каталитическая жидкость и система дозирования? Каталитическая жидкость предназначена для снижения температуры самовоспламенения сажи — до 100 градусов Цельсия. Что она делает? Сажа (твердые частицы) выгорает легче и при более низкой температуре выхлопных газов, то есть даже в условиях частой езды по городу и на более низких скоростях движения.
Так что фильтр FAP не может быть засорен? К сожалению, может. Интересно, что FAP был забит золой, образовавшейся после использования каталитической жидкости.
Проблемы с работой сажевого фильтра
Существует два вида регенерации: пассивная и активная.
Пассивная регенерация происходит без участия водителя (происходит незаметно).
Мелкие отложения сгорают при температуре около 350 градусов. Такая чистка может сопровождаться резким дымлением.
Но чтобы достигнуть этакого нужного температурного режима необходимо периодически давать поработать дизельному двигателю
на оборотах более 2000 об. продолжительностью 5 — 10 мин. Такой вид регенерации выполняется каждые 500 — 700 км пробега.
Поскольку в городских условиях, какой режим вождения возможен не всегда, происходит постепенное засорение с последующим выходом из строя.
В связи с этим водители часто периодически добавляют в топливо специальные присадки позволяющие сгорать саже при меньших температурах около 450 °C.
Применение другого вида восстановления работоспособности сажевика вызывается загоранием на приборной панели соответствующего заначка,
а при диагностике выскочит ошибка.
Значок сажевого фильтра (он же неисправность выхлопной системы) загорается в нескольких случаях:
когда требуется активная регенерация элемента выхлопной системы или если он уже пришел в негодность.
Активная регенерация сажевого фильтра происходит при температурах более 600 градусов (ЭБУ защёт данных с датчиков сам производит необходимые процедуры),
таких как:
- поздний впрыск топлива;
- дополнительный впрыск;
- используется дополнительный нагревательный элемент перед фильтром;
- впрыскивается топливо перед фильтром;
Именно при таких процедурах выхлоп нагревается до такого значения при максимальной нагрузке дизельного двигателя.
После такой регенерации работоспособность сажевого фильтра восстанавливается.
Аварийная регенерация не запускается, если фильтр заполнен сажей боле определенного значения (около 68 гр).
Но как бы там ни было, ресурс фильтра отработанных газов составляет около 250 тыс. км пробега.
А как долго не понадобится полное удаление или замена сажевого фильтра зависит от качества топлива и смазочных материалов.
Удаление сажевого фильтра: последствия
Замена фильтрующего элемента —
дорогая процедура, поэтому некоторые предпочитают просто
компонент удалять. То, что могут быть негативные последствия, мало кого
останавливает. По правилам перед удалением элемента нужно перепрошить блок
управления — иначе будет «гореть» аварийный режим.
Удаление сажевого фильтра
Процедуру
перепрошивки лучше проводить в сервисных центрах — это очень ответственная
работа. Вот что водитель при этом выигрывает:
- Сопротивление выходу газов будет устранено, поэтому
мощность мотора увеличится. - Не придется постоянно тратить деньги на новые фильтры.
- Расход топлива будет уменьшен.
После снятия
фильтрующего элемента можно забыть про поездку на своем автомобиле в Европу —
гарантия на машину аннулируется. Обороты турбины могут повыситься до такого
состояния, что будет слышен их свист. На высокой скорости из выхлопной трубы будут
вылетать кусочки сажи — это можно наблюдать невооружённым взглядом. Показатели
выброса ухудшатся еще и из-за того, что придется вырезать катализатор, а
неграмотная перепрошивка вполне может привести к прогоранию выхлопной системы.
Система фильтрации
сажевых отложений предназначена для улучшения экологических показателей. Скорее
всего, когда-нибудь за отсутствие такой системы в машине будут штрафовать. Так
зачем же ее удалять? Машина будет ехать немного быстрее, но негативных
последствий при этом так много, что оно того явно не стоит.
Экскурс в теорию: что такое сажевый фильтр
Как выглядит
По конструкции — это керамическая матрица, состоящая из большого количества глухих перфорированных каналов. Находится эта дорогостоящая компоновка в банке круглого или овального сечения внушительных размеров.
По ходу движения отработанных газов частички сажи остаются в этих самых каналах, поскольку они не проходят через мелкую перфорацию. Логично предположить, что такой отстойник быстро забьется, если не удалять скопившуюся сажу. Отметим сразу, что ее удаляют, а точнее выжигают, и для этого даже разработан специальный режим работы двигателя.
Где стоит
Находится сажевый фильтр в выпускном тракте, недалеко от выпускного коллектора. Если есть катализатор, то «сажевик» стоит сразу за ним. Иногда их объединяют в один корпус для того, чтобы отсеянная сажа находилась как можно ближе к двигателю. Такая компоновка делает возможным нагрев внутренностей противосажевого фильтрующего элемента до высоких температур — условие №1 для обеспечения выжигания сажи.
Как узнать, удален ли…
Обычно этим вопросом задаются владельцы б/у автомобилей. Узнать, есть ли сажевый фильтр на автомобиле, можно на диагностическом оборудовании. Когда он удален, модель контроля и анализа заполнения фильтрующего элемента сажей отключена. Поскольку заводскую банку обычно оставляют на месте, а ампутируют только матрицу, след вмешательства отчетливо виден — это замкнутый сварной шов в неположенном месте.
DPF, FAP – что это
Если расшифровать эти аббревиатуры, то получим перевод словосочетания «сажевый фильтр» в английской транскрипции (Diesel Particulate Filter) и в французской (Filtre a Particules). На деле разница между ними состоит в процессе организации регенерации (режима выжигания сажи), о чем мы поговорим в соответствующем разделе.
Сигналы о том, что сажевый фильтр требуется заменить
Сажу можно выжечь, но внутри фильтра накапливается не только она. Существует еще компонент, называемый золой, он скапливается с первого запуска мотора и не исчезает. Она формируется из металлизированных присадок и остатков масла, присутствующих в низкосортном топливе. По такой причине дизельные двигатели с сажевыми фильтрами рекомендуется заправлять маслами с пониженной зольностью.
Сигналом о том, что в ближайшее время потребуется заменить сажевый фильтр, становится внушительный пробег, значение которого уже достигает 200 тысяч километров, а также частые попытки системы провести активную регенерацию. Сокращение интервалов с 1500-3000 км до 150-300 км свидетельствует о том, что компонент уже израсходовал свой ресурс.
Регенерация сажевого фильтра
Эксплуатация фильтра сопровождается тем, что его крипты быстро забиваются сажей. Нецелесообразно менять его каждые 600-2000 км пробега, поэтому фильтры изготовлены так, что в них предусмотрены циклы реинтеграции.
ЭБУ считывает поставляемые от датчиков показатели дифференциального давления и температуры на входе и выходе компонента выпускной системы. Если разница показателей достигла конкретного уровня, то система оценивает это, как забитость фильтра, поэтому активирует регенерацию. Процесс возможен исключительно в определенных условиях: температура мотора составляет не менее 80 градусов, скорость движения более 80 км/ч и время движения 2-15 минут. При отсутствии таких условий невозможен процесс спонтанной регенерации. С этим связан тот факт, что фильтры автомобилей, передвигающихся по городу больше всего, обычно быстрее забиваются.
Регенерация фильтра – это процесс выжигания сажи, которая в нем накопилась. В зависимости от модели это может происходить посредством электрического элемента нагрева либо посредством впрыска некоторого объема топлива в систему выпуска. При регенерации фильтр разогревается намного сильнее, чем обычно, до температуры 700 градусов, и процесс может начаться только в указанных условиях.
Есть процедура принудительной регенерации, осуществляемая на специальных стендах в рамках сервисных центров. Из-за того, что для нее нужны высокие температуры, не каждый сервисный центр готов предложить такую услугу. Промывка фильтров – это не альтернатива регенерации. Если штатная спонтанная регенерация не справляется с задачей по дожигу осевшей сажи, то это говорит о необходимости удаления изи замены фильтра.
Особенности эксплуатации
Довольно часто причиной поломки сажевого фильтра становятся неисправные клапана EGR.
В современных автомобилях электронные системы управления автоматически подсчитывают количество завершенных циклов регенерации
и при необходимости извещают водителя о необходимости замены фильтра.
В любом случае для нормальной эксплуатации сажевика необходимо использовать качественное топливо (содержание серы не должно превышать нормы),
отвечающее требованиям стандарта Euro-4,5. Также владельцам автомобилей оборудованных таким фильтром не стоит заливать био-дизель.
В автомобилях оборудованных сажевым фильтром очень важно использовать ту марку масла,
которая преднаписана в инструкции заводом изготовителем. Когда она не соответствует то вероятность его выхода
из строя через засор продуктами угара масла, очень высока.. Стоит помнить что авто с сажевым фильтром требует определенных правил обслуживания и эксплуатации
Стоит помнить что авто с сажевым фильтром требует определенных правил обслуживания и эксплуатации.
Удаление или отключение сажевого фильтра требует программного вмешательства.