Как правильно пользоваться цифровым тахографом с картой
Содержание:
Какой тахограф установить
Существует три типа тахографов
Типы тахографов очень важно разделять, хотя бы потому, что карты к ним подходят разного типа. Тахограф не примет карту водителя изготовленную для тахографа другого типа
- Российские, с блоком криптографической защиты (СКЗИ). Водители их называют тахографами «с пин кодом», так как они единственные кто требует ввода пин-кода после вставки карты водителя. Актуальные на настоящий момент отечественные тахографы, используемые для внутрироссийских перевозок. Регламентируются приказом Минтранса 440 (ссылка на него в начале статьи) и ГОСТ 34005-2016
- Российские без блока СКЗИ. До появления законодательного требования по наличию блока с 2013 года, было выпущено большое количество тахографов без этих блоков. Большая часть из них была дооснащена блоками, если это позволяла техническая возможность и конструкция устройства.
- Европейские (ЕСТР). Используются в Европе. Могут быть уже установлены на Европейских грузовиках или автобусах. Выезд в Европу возможет только с тахографом ЕСТР. Первоначальная установка ЕСТР тахографа на автомобиль дороже и сложнее установки отечественного, из-за более серьезных требований к источникам скорости. В ЕСТР необходимы два датчика скорости, причем основной должен быть с криптографической защитой.
Блок СКЗИ (НКМ) для тахографа
В России, некорректируемое хранение данных обеспечивается использованием специального защищенного криптографией (и поэтому попадающего под действие законодательного регулирования) блока. СКЗИ расшифровывается как — «Средство криптографической защиты информации». Существует еще одна аббревиатура которая может встретиться в распечатке — НКМ («Навигационно криптографический модуль»), так как блок имеет встроенный модуль ГЛОНАСС и запоминает своё местоположение.
Блок активируется тахографической мастерской и работает три года. Срок службы ограничен программным способом, это означает что через три года тахограф выдаст предупреждение, а потом перестанет принимать карту водителя.
Споры по поводу легальности различных тахографов
В интернете периодически раздуваются истории по поводу «нелегальности требований» тахографов СКЗИ. Если изучить вопрос серьезнее, то как правило в глубине истории всегда находится какая-либо коммерческая фирма продвигающая свои коммерческие интересы. Например доступ к дешевым товарным запасам бывших в эксплуатации Европейских тахографов, или оказываемые юридические услуги. Если поискать чуть больше информации, то выясняется, например что «отмененный штраф за тахограф» оказался отменен не потому что СКЗИ законодательно не может требоваться, а потому что инспектор допустил ошибки при составлении протокола. Перевозчик сам решает что для него важнее, работать, или тратить время и деньги на суды с ГИБДД.
«В Интернете всегда кто-то не прав». А еще много тех, кто просто хочет вам что-то продать. Читайте законы самостоятельно.
Мы оставляем перевозчику самому принимать решение какой тахограф устанавливать. Как мастерской допущенной к работам во всеми типами тахографов, нам не имеет принципиального значения какой тахограф установить клиенту. Но стоит помнить, что ЕСТР тахографы устанавливаемые именно по требованиям ЕСТР, дороже в установке, а ремонту при поломке не подлежат, открывать их мастерская не имеет права.
Отечественная тахография довольно молода, но тем не менее каких-то предпосылок к отмене СКЗИ нет и не предвидится. Для этого недостаточно изменить только 440 приказ, суть этих требований содержится в самой природе тахографа. Он должен хранить информацию в зашифрованной и защищенной от изменений форме, а это автоматически означает регулирование связанное с криптографией.
Официальный список допущенных к установке моделей тахографов на сайте ФБУ «Росавтотранс».
Дополнительные преимущества
Основное достоинство софта — экономия времени на выполнение ежедневных манипуляций с тахографом. Программа обеспечивает быстрое считывание данных с цифровых и аналоговых устройств и высокую скорость исполнения операций по их анализу.
Разработчик предлагает несколько версий, ориентированных на решение разных задач. Из них можно выбрать и установить ту, которая наиболее подходит для вашего предприятия, не переплачивая за ненужные опции.
При покупке лицензии вы получаете полное техническое сопровождение: помощь с выбором модулей и установкой, регулярное получение обновлений ПО, сервис технической поддержки.
Как пользоваться ЧИП картой
Документы
ПРЕАМБУЛА
Цифровой тахограф — бортовой самописец, производящий запись параметров движения ТС и режимов труда и отдыха водителей во внутреннюю цифровую память устройства и на Карту Водителя для тахографа.
Для начала пользования Цифровым тахографом необходимо изучить инструкцию по эксплуатации тахографа, а так же ознакомиться с режимом труда и отдыха водителей.
Порядок действий при использовании цифрового тахографа
1) В начале рабочей смены водитель ОБЯЗАН вставить, индивидуальную карту водителя для тахографа, в соответствующий «Первый» слот цифрового тахографа. Карта должна быть вставлена «Чипом в верх» (анологично банковской при пользовании банкомата).
При вставке карты водителя, на дисплее тахографа отображается Ф.И.О. собственника карты, если же этого не произошло, возможно, карта вставлена не до конца. Необходимо проверить, правильно ли установлена карта, при вставке как правило слышен характерный звук (щелчек) замка карто-приемника.
В случае, если тахограф не читает карту или выдает её обратно, необходимо обратиться в сервисный центр, мастерскую по тахографам для выявления причин неисправности. Причиной может являться как неисправность самой карты водителя (выход из строя), так и неисправность самого тахографа.
2) После вставки карты водителя в тахограф, на дисплее тахографа необходимо ввести данные о том, где находился Водитель до момента начала рабочей смены, отдыхал — «Режим отдыха» либо же был занят другой работой — «Режим работа».
3) Далее, после ввода всех данных, водитель начинает движение. В отличие от аналогового тахографа на цифровом тахографе, режимы деятельности водителя, выставлять в ручную не обязательно. Так как цифровой тахограф ведет фиксацию режимов труда и отдыха водителей автоматически.
Возможны исключения в цифровых тахографах старого производства, в которых режим отдыха «пиктограмма Кроватка», необходимо устанавливать вручную нажатием соответствующей кнопки.
4) В начале движения тахограф автоматически регистрирует режим Вождение — «пиктограмма Руль».
5) После остановки ТС водитель, уходя на отдых, обязательно проверяет текущий режим своей деятельности, отображаемый на дисплее тахографа. Выключив зажигание ТС, тахограф автоматически перейдет в режим отдыха, либо водитель производит переключение в данный режим вручную нажатием соответствующей клавиши.
6) По окончании рабочей смены, водитель должен вынуть свою карту, нажатием на соответствующую клавишу в зависимости от модели тахографа.
Если у меня нет карты Водителя для тахографа, что делать?
Если нет то лучше заказать карту водителя, повторимся, наличие карты при использовании цифрового тахографа обязательно в соответствии с действующим законодательством ЕС, её отсутствие равносильно неисправности самого прибора.
Но, возможны случаи отсутствия карты водителя для тахографа, к примеру: поломка, потеря, устройство на новую работу и т.п. Что же делать в этом случае?
Управление ТС, оснащенным цифровым тахографом, без карты водителя не допускается.
При утери карты тахографа водитель в конце каждой рабочей смены должен производить распечатку данных, записываемых тахографом, после чего на обратной стороне данной распечатки, указать свою Ф.И.О. и паспортные данные. Эти действия являются обязательными и необходимыми для идентификации данных о режиме труда и отдыха водителя.
При осуществления контроля инспектором, водитель обязан предоставить данные подписанные распечатки.
Должна ли у меня быть с собой бумага для тахографа?
Повторимся еще раз, одним из обязательных условий использования цифрового тахографа, является возможность печати параметров движения ТС, записываемых в памяти тахографа.
Таким образом, водитель ОБЯЗАН при себе иметь не менее трех рулонов термобумаги. Возможное количество которой потребуется при осуществлении на пути следования контроля инспектором данных о работе тахографа, нарушений режимов труда и отдыха водителем за последнии 28 дней.
Инспектор в праве потребовать от водителя распечатать данные тахографа о его деятельности за последние 28 дней.
Что будет, если я поеду с чужой картой водителя?
Не имеет ни какого смысла, так как цифровой тахограф осуществляет запись всех действий связанных с его эксплуатацией во внутреннею память устройства.
Выявить наличия манипуляций с применением различных карт не представляет из себя значительной сложности, а возможные санкции за подобные действия вплоть до лишения права на эксплуатацию ТС и его отправка на штрафную стоянку делают данный способ обмана неэффективным и очень затратным.
Главные аспекты
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (499) 110-56-12 (Москва)
+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)
8 (800) 222-69-48 (Регионы)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и !
Тахографы — аппараты для фиксации целого ряда существенных параметров движения транспортного средства. Их установка является обязательной для определенных категорий автомобилей.
Первоначальные данные
Тахограф | Это бортовой аппарат для автомобилей. Его назначение состоит в том, чтобы определять ряд существенных параметров, относящихся к его движению. Это устройство служит для запоминания дистанции, которую проехало транспортное средство и времени, которую оно на это потратило. Помимо этого тахограф определяет максимальную скорость авто. Таким образом этот прибор рассчитан на то, чтобы определять, какое количество времени в течение смены ушло у водителя на работу и отдых. Это устройство отслеживает соблюдение им режима работы. По этой причине обязательна установка тахографа только на транспортные средства, которыми управляют водители, работающие в компаниях по найму, на других ТС они не обязательны. Также установлено, что данный прибор требуется только на грузовых автомобилях, которые весят свыше 3,5 тонн и на автобусах, в которых имеется с восемь и более посадочных мест для пассажиров |
Аналоговый тахограф | Устройство более раннего образца, которое выдает зафиксированную им информацию о поездках на диск или шайбу |
Цифровой тахограф | Устройство более нового образца, работающее с помощью карты, которое распечатывает информацию из памяти на бумажную ленту определенного образца |
Тахограф СКЗИ | Цифровой тахограф, разработанный в России и снабженный блоком защиты информации СКЗИ. Эти устройства ставятся на транспортные средства, выполняющие поездки только в пределах России, поскольку выезд ТС с тахографом СКЗИ за границу запрещен, это ограничение действует и для стран-участниц-таможенного союза |
Тахограф ЕСТР | Цифровой тахограф, который соответствует стандартам, принятым в Европе. Данное устройство предназначено для установки на транспортные средства, которым требуется выезжать за рубеж |
Карта тахографа | Карточка установленного формата, которая перед началом смены помещается в разъем цифрового тахографа, что дает этому устройству возможность опознать водителя, которому она принадлежит. Далее в ходе поездки все получаемые сведения фиксируются как на запоминающее устройство самого тахографа, так и на карту |
Диаграммный диск тахографа | Носитель информации, с которым работает аналоговый тахограф |
Что необходимо для его работы
Для работы тахографа требуется присутствие в его составе следующих элементов:
Непосредственно бортовое устройство | Которое размещается в разъеме автомагнитолы, в него помещается карта, именно через него осуществляется настройка тахографа, также оно запоминает информацию, у тахографов с блоком СКЗИ такой блок расположен именно в данном модуле |
Сенсоры движения | Их может быть несколько, один размещается на трансмиссии автомобиля на ее выходном валу, другие — и иных местах |
Антенны навигационных систем | Включая отечественную ГЛОНАСС и общемировую GPS |
Проводка | Посредством которой осуществляется питание различных модулей тахографа |
Законодательная база
Законодательная база по использованию тахографов включает:
- Трудовой кодекс РФ;
- Федеральный закон № 196 «О безопасности дорожного движения»;
- Технический регламент Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»;
- приказ Министерства транспорта №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства…»
- Кодекс об административных правонарушениях, где установлены санкции за отсутствие тахографа или его состояние, не соответствующее требованиям.
Разновидности карт для тахографа
В зависимости от установленного оборудования карты бывают нескольких видов. Для большегрузных траков, пересекающих границу Еврозоны, предусмотрено использование карт образца ЕСТР. При передвижении по территории РФ предназначены отдельные виды устройств с блоком и без блока шифрования стандарта СКЗИ (средства криптозащиты информации). Различия между ЕСТР и СКЗИ заключаются в способах шифрования, применяемых в устройствах. Карты этих двух форматов несовместимы друг с другом, а значит не могут быть использованы вне устройств, предназначенных для конкретного вида шифрования.
Обязательна ли установка тахографа на автобус?
Перечисленные нормативы касаются почти всех транспортных средств, которые используются для перевозки пассажиров. Согласно этим документам техника, которая относится к категориям М2/М3, имеет более 8 мест для пассажиров и используется на городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах, должна оснащаться бортовыми самописцами.
Наличие тахографа, требуется как и при выполнении регулярной перевозки пассажиров, та и при нерегулярных пассажирских перевозках (по заказу либо договору найма/фрахта).
Если транспортная компания, перевозит пассажиров, только внутри Российской Федерации, то по 36 Приказу, необходимо устанавливать тахографы с блоком СКЗИ. Если Вы, регулярно или периодически выезжаете в страны работающие только по ЕСТР (Европейское Союзное Транспортное Соглашение), то Вам требуется тахограф по ЕСТР,
Тахографы для автобусов, перевозящих сотрудников
До последнего времени, при старой редакции законов, в отношении этой категории автобусов, была своего рода правовая коллизия:
- С одной стороны, по закону тахограф нужно было устанавливать.
- С другой — перевозить пассажиров можно было без оформления лицензии.
Теперь, все эти противоречие в законе, было устранено. Все компании, организации и предприниматели, которые используют свои автобусы для перевозки своих сотрудников, должны пройти процедуру лицензирования. Следовательно, до подачи документов в Ространснадзора, вся техника должна быть оснащена контрольными устройствами.
Исключение составляет только перевозка сотрудников вне автомобильных дорог общего пользования – например, на одной строительной площадке, в карьере и т.д. Без выездов, на общие дороги. В остальных случаях автобус, который выполняет рейсы для обеспечения внутренних нужд организации, оснащается цифровым тахографом.
Ставить ли тахограф на служебный транспорт?
Служебный транспорт – категория достаточно обширная, и именно к ней относится большая часть исключений. Если служебный автобус перевозит сотрудников по дорогам общего пользования, то он обязательно оснащается тахографом. Это – прямое требование законодательства и обязательное условие для получения лицензии.
В список исключений, не требующие установки тахографа, попадают ТС, которые принадлежат:
- Вооруженным силам РФ.
- Росгвардии.
- ФСБ РФ и другим спецслужбам.
- МВД и его подразделениям.
- Скорой помощи и другим медицинским службам.
- МЧС.
Во всех этих случаях оснащение техники тахографами может проводиться исключительно на добровольных началах (например, по инициативе руководителя подразделения). Для обеспечения безопасного вождения.
Как сделать карту?
Для оформления следует обратиться с заявлением и пакетом документов в один из специализированных центров по выдаче карт для тахографов. В России это можно сделать двумя способами:
- Обращение в офис официально одобренного сервиса;
- Подача заявления в МФЦ по месту регистрации.
Срок изготовления носителей информации российского стандарта регламентируется Приказом Министерства Транспорта №145 и не должен превышать 15 дней. Специализированные мастерские обещают среднее время изготовления 10 дней.
Что потребуется?
Перед подачей документов необходимо выяснить вид устройства, установленного на автомобиль. От этого зависит стоимость, сроки изготовления и порядок подачи заявления
Важно помнить, что карты стандарта СКЗИ подходят только к соответствующим устройствам. Водителю запрещено иметь несколько ключей доступа для одного тахографа
Перед визитом необходимо собрать пакет документов и провести подготовительные мероприятия.
Необходимые документы
При подаче заявления обязательными являются следующие документы:
- Документ, удостоверяющий личность гражданина, например, паспорт;
- Водительское удостоверение;
- Официальное ходатайство с места работы;
- Страховое пенсионное свидетельство (СНИЛС);
- Данные о работодателе;
- ИНН (для карт формата СКЗИ).
Одним из самых важных документов является ходатайство с официального места работы.
Это запрос, в котором работодатель просит государственные органы выдать водителю карту для тахографа.
Формат фотографий
При оформлении бумаг заявитель должен предъявить черно-белую фотографию 3,5 мм на 4,5 мм. Требования к оригиналам фотографии такие же, как и к фото на паспорт. Некоторые МФЦ предлагают услуги изготовления фотографий, но рекомендуется сделать фотографии в специализированном ателье, где есть все необходимые для этого условия.
Пошаговые действия
Для того, чтобы не потратить время на бессмысленные действия, рекомендуется придерживаться следующего плана действий:
- Узнать вид устройства, установленного на транспортное средство;
- Получить ходатайство от работодателя;
- Собрать пакет документов и сделать фотографию;
- Обратиться с заявлением в специализированные сервисы по выдаче карт или МФЦ;
- Оплатить услуги в 100% объеме.
- После получения подтверждения о готовности карты обратиться за ее получением.
Как правильно пользоваться тахографом?
Использование тахографа не требует каких-либо сверхусилий, разобраться с правилами его эксплуатации может любой человек. Главное, чтобы водители, работающие на транспортном средстве, понимали свою ответственность за соблюдение правил работы. На видео, ниже, подробно описано, как пользоваться устройством.
- Перед началом рейса водитель (один или оба) регистрирует свою персональную карту: вставляет ее в слот и вводит ПИН-код. После этого он указывает, каким видом деятельности занимался до активации карты – отдыхал или выполнял какие-либо рабочие задачи. С этого момента начинается отсчет его рабочего времени.
- В устройстве есть четыре режима деятельности водителя: «вождение«, «другие работы«, «отдых» и «готовность«. И если с вождением всё понятно – это время, проведенное непосредственно за рулем, то с остальными надо разобраться.
- После того, как активирована карта, начинается отсчет времени, проведенного водителем за рулем. Согласно закона, каждые 4 часа водитель должен делать остановку минимум на 15 минут для отдыха. Устройство предупреждает о наступлении времени для остановки, подавая звуковой сигнал и соответствующий текст на дисплее (после прочтения звук и текст можно отключить).
- Остановившись, водитель глушит двигатель и переводит рабочий режим в пункт «отдых». Тахограф отсчитывает время остановки, и если оно меньше обязательных 15 минут, не засчитает его как время отдыха. После того, как 15-минутная остановка окончена, показатель времени за рулем обнулится и начнется новый 4-часовой отсчет. В общем, хочешь-не хочешь, а отдыхать придется, даже если вроде бы еще бодр и весел.
- Устройство предупреждает и о превышении максимально допустимой скорости, если это превышение длится минуту или более. Звуковой и текстовый сигнал можно отключить после того, как скорость будет снижена до нормы.
- Водитель вручную вводит данные об изменении режима деятельности: когда меняется с напарником, когда останавливается на отдых, когда занимается рабочими вопросами. Эта информация учитывается в том числе и как соблюдение трудового законодательства.
- После окончания рейса водитель извлекает свою карту, нажав соответствующую кнопку. Данные записываются, и только после этого карту можно забрать.
Таблица с нормами работы и отдыха водителей | |||
---|---|---|---|
1 водитель | 2 и более водителей | ||
Норма | Допускается | ||
Максимальное время управления без перерыва | 4,5 часа | 4,5 часа | |
Минимальное время перерыва | 45 минут | разделение на интервалы не короче 15 минут | 45 минут |
Максимальное время управления в сутки | 9 часов | по 10 часов х 2 дня в неделю | >9 часов |
Максима время управления в течении недели | 56 часов | 90 часов в течение любых 2-х недель | 56 часов |
Минимальное время каждодневного отдыха | 11 часов | по 9 часов 3 дня в неделю, по 12 час в 2 интервала, один из которых не короче 9 часов | в течение 30 час работы каждый водитель должен иметь отдых не менее 9 часов непрерывно |
Минимальное время отдыха в неделю | 45 часов | не менее 24 часа | 45 часов |
Зная упрямый характер водителей дальних рейсов, в Европе давно ввели тахографы для контроля в том числе и режима работы и отдыха, что дало отличные результаты по снижению количества ДТП. Да, их тоже заставляют отдыхать.
Алгоритм использования цифрового тахографа с картой
Корректное использование тахографа предполагает вождение транспортного средства с включенным прибором и установленной в него индивидуальной чип-картой водителя. Большая часть тахографов, сертифицированных для использования в РФ, имеет сходную конструкцию, потому разобраться, как пользоваться тахографом с картой водителя, относительно несложно.
Обратите внимание! Здесь приводятся рекомендации, общие для большинства моделей. У тахографов некоторых марок элементы интерфейса или пункты меню могут отличаться
Потому перед началом работы стоит потратить некоторое время для их изучения, чтобы в дальнейшем обладать актуальной информацией и свободно ориентироваться в деталях.
Последовательность действий водителя при эксплуатации автомобиля, оборудованного тахографом, такова:
В начале смены водитель устанавливает индивидуальную смарт-карту в слот тахографа. Карта устанавливается в положении «чипом вверх» до характерного щелчка. После установки карты для ее активации вводится pin-код
Обратите внимание! Если pin-код несколько раз будет введен неправильно, карта блокируется. Для разблокировки карты используется PUK-код, который входит в комплект документации к тахографиеской карте водителя.
Если экипаж транспортного средства состоит из двух человек, то второй водитель выполняет аналогичные действия: устанавливает индивидуальную карту во второй слот тахографа и активирует ее, вводя pin-код.
При активации пластикового ключа на экране тахографа отображается личная информация о водителе (ФАМИЛИЯ и инициалы)
Если эта информация отсутствует – скорее всего, карта установлена неправильно или не до конца. До начала движения необходимо обязательно скорректировать положение карты, установив ее правильно.
Если пластиковый ключ не считывается или автоматически выдается обратно, то в большинстве случаев это свидетельствует о ее неисправности. Согласно действующим нормативам, неисправная карта должна быть заменена в кратчайший срок даже в том случае, если во время обнаружения поломки экипаж находится в рейсе.
В течение времени необходимого на ремонт тахографа/замену карты информация о движении транспортного средства фиксируется вручную на тахографиеской ленте. Каждая запись заверяется личной подписью водителя.
После активации личной карты в тахограф вносится информация о деятельности водителя до начала движения. Если водитель отдыхал, выбирается режим «ОТДЫХ», если выполнял другую работу – режим «РАБОТА». Эти данные используются для контроля режима труда и отдыха водителя и исключения переработки. При охране груза/транспортного средства в ряде моделей допускается выбор режима «ГОТОВНОСТЬ».
У некоторых моделей тахографов перед началом введения информации необходимо подтвердить «РУЧНОЙ ВВОД». Если отказаться от подтверждения, то информация будет записана некорректно: на распечатке при этом будут отображаться исключительно знаки вопроса, что гарантированно приведет к проблемам при анализе показаний тахографа сотрудниками ДПС.
В ряде случаев режимы могут фиксироваться автоматически. Так, когда в автомобиле включено зажигание, тахограф фиксирует рабочий режим вне зависимости от того, находится ли транспортное средство в движении. Информация о текущем режиме выводится на экран тахографа в виде пиктограмм.
В начале движения транспортного средства тахограф переходит в режим «ВОЖДЕНИЕ» (об этом свидетельствует пиктограмма в виде руля на экране). Это режим поддерживается тахографом до момента остановки транспортного средства. Стоит помнить, что задать режим «Вождение» вручную невозможно – он выбирается устройством только автоматически. Обратите внимание! Если начать движение без установленной/активированной карты водителя для тахографа, устройство выведет на экран текстовое предупреждение («УПРАВЛЕНИЕ БЕЗ КАРТЫ») со звуковым сигналом. Информация о нарушении будет записана в память тахографа.
После того как автомобиль будет остановлен, водитель проверяет индикацию текущего режима на экране тахографа. Переход в режим «ОТДЫХ» осуществляется либо автоматически, после отключения зажигания, либо путем нажатия на соответствующую кнопку.