Где снимали «кавказскую пленницу»

Откуда взяли сам автомобиль

Когда искали подходящий вариант для съёмок, то Леонид Гайдай хотел показать что-то неординарное и запоминающееся. На студии такой машины не было, и Никулин предложил свой вариант идеи. Авто должно быть красное и с открытым верхом.

Это очень гармонично вписалось в сюжет. И такой автомобиль был. Он стоял в гараже у самого Никулина. Так как Никулин проживал на тот момент в Подмосковье, то и машина была зарегистрирована там. При регистрации местным номерам присваивали букву «Ю».

Буква «А» присваивалась автомобилям проходившим регистрацию в 1960 году. Ну, а буква «Р» означала, что автомобиль частный. То есть, он принадлежал самому Никулину – частному лицу.

Зрители тех времен думали, что эти буквы означали Африканскую республику, и что это сделано для юмора. А мы с вами просто видели в фильме реальную машину актера с её реальными номерами того времени.

Источник

Не дотянул до перестройки

На императорской яхте Пиньковс­кий прослужил два сезона. Потом его, «нечистого» крестьянского сына, изящно удалили от персоны наследника. Разуме­ет­ся, паренек воспринял это как личную трагедию. Но грянувшие девять лет спустя события показали, что быть «приятелем царевича» не только не почетно и не выгодно, но и смертельно опасно. Так что все последующие 66 лет советской жизни Пинь­ковский старался не афишировать детское знакомство с членами императорской фамилии (в 1920–1930‑е годы особенно).

Правда, под занавес жизни он сел писать воспоминания «в стол». Но делал это не слишком охотно, сетуя в записях: «Эх, если бы я знал, что моя писанина не канет в вечность, мог бы обо всем и обо всех рассказать более подробно…» Дотяни Георгий Данилович каких-то пару лет до перестройки, у него бы такие «подробности» с руками оторвали.

  Кадр из фильма «Кавказская пленница». Георгий Пиньковский крайний справа.

  2 фото: Георгий Светлани (Пиньковский), царевич Алексей

Автор текста: Игорь Шушарин

Материал из выпуска №19 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Императорская столица»

Гайдай умел «хитро» критиковать власть

Вообще тема номерных знаков в фильмах Гайдая фигурирует не единожды. Например, в культовом фильме «Бриллиантовая рука» в номерном знаке «Волги», на которой ездил Лелик, герой Папанова, зашифрован «привет» тогдашней власти. В частности, стоимость бутылки водки до денежной реформы 1961 года составляла 21 рубль 20 копеек. После проведения реформы стоимость водки поднялась до 28 рублей 70 копеек, но нолик убрался. Именно над подорожанием водки насмехался Гайдай, сделав номерной знак на «Волге» 28-70 ОГО.

Неудивительно, что советские комедии до сих пор любимы зрителями, ведь несмотря на то, что они пересмотрены нами бессчетное количество раз, в каждом фильме до сих пор можно найти что-то новое, интересное, неизведанное.

Места, где снимали фильм Кавказская пленница

Сказать, что в каком-то одном городе снимали «Кавказскую пленницу» нельзя. Для создания убедительной природы Кавказских гор понадобилось несколько регионов Тавриды. Если говорить о том, в каком городе и где именно снимали «Кавказскую пленницу», то основными «звездами» выступили Алушта и село Лучистое, а также окрестности Ялты и села Куйбышева, серпантин Ай-Петри. Ниже мы подготовили список конкретных съемочных мест, которые вы можете помнить по сценам из фильма:

Место знакомства Шурика с Ниной в начале фильма. Это происходит на дороге между поселком городского типа Куйбышево и селом Высокое. В этом эпизоде осел тоже становиться местной достопримечательностью, правда, на самом деле это была ослица по имени Люси, которая жила в Симферопольском зоопарке.

Орех Никулина, где снимали фильм «Кавказская пленница», сегодня

Кадр, когда Никулин сидит на дереве и кидает орехи. Теперь это самое узнаваемое место — дерево старого грецкого ореха, которое находится у подножия горы Демерджи в 10 км от Алушты. Здесь же, возле этого дерева, была снята сцена после купания в реке Нины и Шурика.

Камень, на котором танцевала героиня Варлей под песню про медведей. Недалеко от Никулинского грецкого дерева, стоит камень с приставленной к нему лестницей, где туристам предлагается повторить сцену из фильма. Но на самом деле эту глыбу ошибочно показывают туристам. Знаменитый камень находится в 100 км от ореха среди других огромных валунов. К сожалению, пространство вокруг все заросло кустарниками и шиповником. Это и неудивительно, учитывая в каком году был снят фильм «Кавказская пленница».

Сцена, где Шурик заселяется в отель и знакомится с администратором. Действие происходит в международном молодежном центре «Юность» в центре Алушты. Сейчас здесь расположен отель Porto Mare по улице Перекопская 20/2.

Место, где троица жуликов Трус, Балбес и Бывалый пьют пиво из бочки. Сцена снималась в Алуштинском парке аттракционов, которого как такого сейчас уже не существует. Интересно то, что продавщица пива, попавшая в кадр, не была актрисой и участницей съемочной группы.

Эпизод с лестницей, по которой спускалась героиня Нина. Место находится в Алуште, на пересечении переулка Крапивного и улицы Багликова. Там же стоит дом, который сыграл усадьбу преступного дяди Нины, ворота у него конечно уже поменялись.

  • Сцена, где Шурик на кавказском застолье подхватывает белую горячку. Снималось это на территории санатория «Северная двина».
  • Кадры, когда Вицин с Моргуновым проводят танцклассы. Происходило действие на базе отдыха «Чайка» на ул. Платонова в Алуште. Сейчас от здания остался только фундамент.
  • Шашлыки и тост про кибернетиков. Эту сцену сняли возле Троллейбусного кольца в Алуште.
  • Встреча Шурика с друзьями жениха, где был произнесен знаменитый тост о храброй, но бестолковой птичке. Изначально считалось, что сцену снимали в ресторане «Солнечный». На самом деле это были хорошо продуманные и реалистичные декорации на территории павильона Мосфильма.

Местность, по которой Шурик провожает Нину в лагерь альпинистов. Снимали в знаменитой Долине привидений. Сам же лагерь, откуда потом похитили главную героиню, находился в Никитской расщелине. Здесь же был эпизод прощания Шурика с Ниной: «Уже поздно. Идите…».

  • Сцена, когда Нина карабкается по скалам. Снимали ее в окраинах села Лучистое, и на самом деле это была не скала, а большой камень, при этом в процессе был выбран такой ракурс, что казалось, будто она спускается с горы.
  • Психушка, откуда сбегает Шурик. Роль сумасшедшего дома в фильме сыграл консервный завод в Симферополе на улице Войкова. Его можно и сейчас распознать по зеленому забору, через который герой перепрыгивал.
  • Сцена, когда Шурик пускается на поиски украденной невесты и забегает в милицию. Это здание находится в Алуште, на улице 15 Апреля, д. 10.

Дверь дачи Саахова, куда забегают Шурик с санитаром Эдиком. Место съемки находится в Алуште в доме рядом с Генуэзской башней. В кадре фильма вы можете видеть ее слева.

Погоня, когда за рулем машины уснул Бывалый. Проходило действие в районе Никиты в сосняке. А авария по вине этого же водителя и окончание погони снимались на серпантине горы Ай-Петри.

Заключительные кадры фильма, когда Шурик верхом на осле двигается по дороге. Это дорога проходит в районе Алупки по Южнобережному шоссе, а впереди виднеется Ай-Петри.

Спас фильм Брежнев

С музыкой вообще всё складывалось непросто. Когда съёмочная группа уехала в Крым, Александр Зацепин отправился в Дом творчества. И за короткое время сочинил 4 мелодии (пятая стала «Песней про султана»), предупредив Гайдая, что одна мелодия может быть песней. Режиссёру она не понравилась. Зацепин психанул: приглашайте другого композитора, например Бабаджаняна, написал заявление об уходе с картины и отдал худруку объединения «Луч» Пырьеву. Тот порвал бумагу и приказал срочно лететь к Гайдаю. Войдя в гостиницу, Зацепин буквально наткнулся на троицу актёров. Они тут же запели мелодию новой песни и стали поздравлять композитора: очень запоминающаяся музыка! Гайдай, однако, стоял на своём. Даже призвал на помощь сценаристов, которые всегда его поддерживали. Но в этот раз они уверяли, что музыка идеальна: просто и со вкусом. Обругав всех, Гайдай ушёл. А злоключения продолжились. Когда картина была готова, больше всех на худсовете досталось троице: она раздражает, её надо сократить; актёры перекривлялись. Влепили по первое число и Зацепину: песня Никулина пошловата; музыка неудачная, не кажется новой и оригинальной; песня о медведях хорошая, но есть и инородная музыка (погоня, мешок плывёт по реке); музыка написана в стиле Таривердиева и кажется устаревшей, часто тормозит действие. Наконец, Пырьев резюмировал: «Это не лучший фильм Гайдая».

Статья по теме

«За баранку этого пылесоса». Трагедия шофера Эдика из «Кавказской пленницы»

Режиссёр сидел сам не свой. Признал, что картина нуждается в доработке. И две недели занимался «улучшением». Ему хватило смелости наплевать на некоторые замечания. В итоге на студии фильм был принят. А в Госкино случился скандал. «Эта антисоветчина выйдет на экран только через мой труп!» Хлопнув дверью, большой начальник вышел из зала. Но уже в понедельник целовал сценариста Костюковского… Оказалось, в пятницу позвонили от Брежнева и попросили «что-нибудь посмотреть». После чего Леонид Ильич благодарил за прекрасную комедию.

«Золотая рота»

Жора Пиньковский родился в 1895 году в селе Свечковка Полтавской губернии в бедной многодетной семье. Его отец — отставной георгиевский кавалер — отличался нравом лютым, а натурой — в высшей степени авантюрной. Так и влачили бы Пиньковские нищенское крестьянское существование, если бы не счастливый билет, вытащенный родителем в 1900 году — ветеран умудрился исхлопотать должность в «Золотой роте». Так неофициально именовалось подразделение столичных дворцовых гренадер, несшее службу в почетных караулах и состоявшее исключительно из рядовых лейб-гвардейцев, «кои бывали в походах против неприятеля» и «знаки отличия имеют».

Полтавское семейство оказалось в Петербурге. Вот только от перемены сельского статуса на столичный лучше жить не стало: жалованья отца хватало лишь на собственное содержание (благо койка в казарме и харчи казенные), и поселившаяся на частной квартире мать с детьми крутилась как могла.

Когда Жоре исполнилось восемь лет, отец с легким сердцем сбыл с рук лишнего едока, пристроив сына в школу юнг при Морском гвардейском экипаже.

«Кавказская пленница»

Автомобиль, на котором в «Кавказской пленнице» передвигается легендарная троица (Трус, Бывалый и Балбес), многими считался новым советским «концепт-каром» из-за отсутствия любых «опознавательных знаков».

Но на самом деле это достижение немецкого автопрома.

Редкий ярко-алый Adler Trumpf Junior – личная собственность Юрия Никулина. Для съемок автомобиль модернизировали, установив мотор и коробку передач от «Москвича».

А вот оригинальные регистрационные номера менять не стали.

Когда съемки закончились, Никулин приобрел себе новое авто. А этот «Адлер» отправился в гараж Цирка на Цветном бульваре. Там машина простояла вплоть до смерти актера.

А затем была использована скульптором Александром Рукавишниковым в его работе над известным памятником, который и сейчас стоит у цирка.

«Троицы не будет!»

Сценаристы Слободской и Костюковский придерживались иного мнения. Ещё до премьеры «Операции» они начали сочинять новые приключения Шурика и хотели, чтобы снимал их только Гайдай. Так что после оглушительного успеха комедии руководство «Мосфильма» надавило на Гайдая, чтобы он взялся за «Шурика в горах» (так первоначально называлась «Кавказская пленница»).

Статья по теме

Трус, Балбес и Бывалый и «Невезучие». Знаменитые комические группы из кино

При обсуждении сценария коллеги стали высказывать замечания. Было и такое: «Сценарий во многом тяжелит троица. Она требует отдельных интермедий. Эти маски примитивны, они исчерпали себя». И вдруг Гайдай выдал: «Троицы не будет. Никулин сниматься отказался». Юрий Владимирович вспоминал, что действительно скептически воспринял сценарий и в успех картины не верил.

Спустя пару месяцев режиссёр всё-таки решил привлечь троицу к съёмкам, даже смог уломать Никулина. Однако и Моргунов не желал снова играть Бывалого. К тому же за кадром Никулин, Вицин, Моргунов не испытывали друг к другу тёплых чувств. Но Гайдай заверил их, что в сценарий можно вносить правки. «Режиссёрский сценарий… весь исписан, — говорил он в интервью. — То, что вы прочитали, ещё не окончательный вариант, во многом он „варится“ на съёмочной площадке. Случается, мы заново придумываем целые сцены. Вместе с актёрами отрабатываем реплики, и частенько на репетиции экспромтом рождаются новые».

Масштабные модели автомобилей принявших участие в съемках легендарного кинофильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница»

Уже совсем скоро на всех экранах страны будут показывать легендарные фильмы, созданные не менее легендарными режиссерами.

Одним из таких является фильм «Кавказская пленница», который в 1966-м году создал советский российский кинорежиссер Леонид Иович Гайдай.

На его счету более 20 картин, каждая из которых стала легендой и каждую мы не перестаем из раза в раз пересматривать.

В этой статье я вам покажу масштабные модели автомобилей, которые принимали участие в фильме «Кавказская пленница».

Skoda-706 RTTN с полуприцепом Alka N12CH

В 2019-м году костромская фирма «Start Scale Models (SSM)» выпускает масштабную модель грузового автомобиля Skoda-706 RTTN с полуприцепом Alka N12CH.

Масштабная модель сделана максимально похожей на грузовик, который был в фильме. Если кто забыл, именно в полуприцепе герои картины (Трус, Балбес и Бывалый) отправились в погоню за Шуриком и Ниной.

Масштабная модель выполнена в 43-м масштабе и упакована в красивую коробочку с фрагментами фильма.

Для полноты картины, в масштабной модели не хватает радиоприемника в кабине, а так же номерных знаков.

Очень странно, что производитель не стал делать номера. Модель то сделана по фильму, и должна полностью ему соответствовать. Дублер номера ведь не забыли сделать.

Источник

«Королева бензоколонки»

Этот фильм можно, пожалуй, назвать «советским road-movie». За полтора часа в кадре успело мелькнуть несколько десятков легковых машин, грузовиков и автобусов. Мне наиболее запомнились следующие:

«Концепт-бас» ЛАЗ-695, настоящий «пассажирский лайнер» под управлением известного на трассе дамского угодника Славки Кошевого.

БелАЗ-540, мощный и тяжелый грузовик, за рулем которого сидел водитель с очень подходящей фамилией Медведь. Из-за него главная героиня попала в неприятности, но впоследствии он сполна компенсировал ей ущерб.

УАЗ-450, широко известный в шоферской среде как «буханка». Его водил милый романтик Тарас Шпичка, решивший признаться даме сердца в любви, сделав соответствующую запись в жалобной книге.

ПАЗ-651, который тот же Шпичка получил благодаря собственному добросовестному труду.

Cadillac Series 62 de Ville. Шикарное авто 1956 года выпуска. На нем на бензоколонку к Людмиле Добрыйвечер внезапно зарулила компания иностранных туристов.

Советские фильмы нередко служили своеобразной «выставкой достижений» отечественного автопрома. Но иногда там «снимались» и зарубежные автомобили, причем весьма редкие.

И поскольку собственная машина для многих советских граждан оставалась несбыточной мечтой, авто «с экрана» неизбежно запоминались. Со временем они стали не менее любимыми, чем персонажи культовых фильмов.

А вы можете припомнить еще какие-нибудь знаменитые автомобили, «снимавшиеся» в советских фильмах?

«Бриллиантовая рука» и «Берегись автомобиля»

В комедии «Бриллиантовая рука» действие частично происходит за границей. Поэтому не обошлось без импортных авто в кадре.

В фильме появляются, например, Opel Kapitan и Opel Rekord, Chevrolet Two-Ten 2103, Tatra 603 и даже мотоцикл Jawa 350 Kyvacka, на котором персонажи Миронова и Никулина едут на рыбалку.

Однако наиболее узнаваем все же ГАЗ-21 третьей серии. Этот автомобиль был собственностью «Мосфильма». Он до сих пор находится в музее киностудии.

На бежевой «Волге» пара «антигероев», которых сыграли Миронов и Папанов, перемещается практически весь фильм. Впервые авто появляется в кадре, когда в него влетает зонтик с контрабандными украшениями.

И именно на нем, как потом выясняется, «не ездят в булочную».

Нельзя не упомянуть и «летающий» «Москвич» Шефа. В кадре появилась его редкая экспортная модификация 408-И. Авто легко опознать по четырехфарной решетке.

В фильме «Берегись автомобиля» «снималась» та же самая «Волга», что и в «Бриллиантовой руке». Правда, для новых съемок ГАЗ-21 пришлось перекрасить.

Этот автомобиль многие сразу вспоминают по эпизоду, в котором «советский Робин Гуд» Юрий Деточкин уходит от погони. Его блестяще сыграл Иннокентий Смоктуновский.

Режиссер Эльдар Рязанов вспоминает, что решил использовать для съемок именно эту марку машины. Ведь такие «Волги» в СССР были символом зажиточности и, соответственно, «мишенью» для Робина Гуда.

«Операция «Ы»

Та же самая культовая для советского кино троица в исполнении Никулина, Вицина и Моргунова в третьей части «Операции Ы» появляется уже на «СМЗ С-3А».

Это некий «гибрид» инвалидной коляски и автомобиля, оснащенный мотором от мотоцикла ИЖ.

Из-за его малой мощности это странноватое транспортное средство разгонялось всего до 60 км/ч. Ну а чего ожидать от легкового авто с мотоциклетным двигателем?

«В быту» машина не прижилась, несмотря на популярность комедии. Этому помешала ее дороговизна, плохая проходимость и наличие открытого кузова. Зато она получила прозвище «Моргуновка», ведь в кадре за рулем сидел именно Бывалый.

Где взяли авто для фильма «Кавказская пленница» и почему на советском номере были буквы ЮАР

Почему на автомобиле из Советского Союза стояла аббревиатура ЮАР, которая расшифровывается как Южно-Африканская-Республика. И откуда взяли эту смешную машину для фильма.

Здравствуйте, наши дорогие читатели! Рады приветствовать Вас на канале БЫЛИ ВРЕМЕНА

Мы смотрели этот замечательный фильм не один, не два, а десятки раз. Нельзя было не заметить номера на машине «бандитов» с буквами ЮАР, показанные крупным планом на весь экран. Конечно, же эти буквы не имели никакого отношения названию Африканской Республики. Для того, чтобы разобраться, что они значили, надо выяснить чей это был автомобиль.

Платили шампанским

За каждый придуманный трюк (шутку), вошедший в картину, Гайдай «выплачивал» две бутылки шампанского. Никулин заработал за время съёмок 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин — всего одну: вроде бы он не любил шампанское, но любил сдавать посуду. Зато Георгий Михайлович придумал сцены, когда Трус на дороге бьётся в конвульсиях, стоя между Бывалым и Балбесом, и когда пугается платка, обронённого убегающей Ниной.

Невыносимый Евгений Моргунов. Мифы и правда о большом актёре
Подробнее

На роль главной героини — студентки, комсомолки и просто красавицы — претендовали едва ли не 500 девушек. Пробовались Анастасия Вертинская, Жанна Болотова, Наталья Селезнёва, Лариса Голубкина, Наталья Кустинская, Раиса Недашковская… Но никто не устраивал Гайдая. И вдруг ассистент вспомнила эквилибристку из цирка — 18-летнюю Наташу Варлей, которую она видела на съёмках в Одессе. Варлей согласилась из любопытства. И ещё на пробах поразила съёмочную группу «раскрепощённостью». По просьбе Гайдая она легко разделась перед камерами до купальника — ведь для цирковых артисток это «униформа». Чего ж тут стесняться? А режиссёр потом объяснил: «Брижит Бардо в купальнике выглядит талантливее Фаины Раневской».

Почти все трюки в картине Наталья исполняла сама. Она водила машины, спускалась на тросе со скалы, прыгала из окна со съёмочного крана. И даже сиганула за Шуриком в горную реку, когда увидела, что мастер спорта по прыжкам в воду начала тонуть (оказалось, дублёрша наврала о своих достижениях.)

Статья по теме

Украденные голоса. О чем молчала Наталья Варлей в «Кавказской пленнице»

«Река брала начало в ледниках Кавказских гор, — вспоминала Варлей. — Температура в ней была градусов 5–6… Дублей много, так что, когда мы с Шуриком сидим и стучим в кадре зубами от холода, надо сказать, стучали мы практически по-настоящему».

Наталье также пришлось грызть лепёшку, купленную в магазине «Армения», но к съёмкам успевшую засохнуть, и уплетать за обе щеки искусственные и консервированные фрукты — настоящих в апрельской Москве тогда не было.

Сыграть-то Варлей сыграла, а вот озвучивание Гайдая категорически не устроило — всё-таки она не была профессиональной актрисой (истинной причиной такого решения режиссёра Варлей называла пикантную ситуацию, когда она резко отказала Гайдаю в поцелуе). Пришлось ему обратиться к соседке по дому Надежде Румянцевой. А песню про медведей доверить Аиде Ведищевой. От Варлей в фильме осталась пара фраз, в том числе: «Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью!» Спустя годы она призналась: «Я смотрела на себя на экране, говорящую не юным голосом и поющую чужим взрослым тембром, и мне становилось плохо. Я физически ощущала, что нарушена гармония, три компонента не соединяются воедино».

Справедливости ради, Ведищева всего на 6 лет старше Варлей. А у Румянцевой, кажется, до конца жизни был тонкий, чуть ли не детский голосок.

Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Фото: РИА Новости/ Чигляков

К слову, песню о медведях Гайдай поначалу не принимал. И не понимал. «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спину о земную ось»… «Какой мороз, если в картине лето?! — недоумевал он. — Да и не будет народ это никогда петь». Добавим: ни на Кавказе, ни в Крыму гималайские медведи не водятся.

Учитесь ходить на руках — пригодится

Через несколько дней после появления на «Штандарте» двенадцатилетний Жора отправился в свое первое дальнее плавание. То был морской визит Николая II в Свине­мюнде (Германия), где состоялась официальная встреча императора с кайзером Вильгельмом II.

Следующий рейс «Штандарта» пришелся на сентябрь. На этот раз члены императорской семьи отправились в традиционное осеннее путешествие по финским шхерам. В этой поездке Пиньковс­кого и заприметил цесаревич. Интерес был мимолетный, случайный. Но после того как по приказу вахтенного начальника Саблина, забавы цесаревича ради, Жора продемонстрировал умение ходить на руках, сердце маленького Алексея оказалось покорено.

Юнга удостоился детского прозвища «Пиковски» и стал мальчиком для игр наследника престола. С правом прохода в детскую Их Высочества, равно и присутствия на его трапезе. В общем, все сложилось в полном соответствии со сценарием французской комедии «Игрушка». Более того, в качестве старшего товарища Его Высочества Пиньковский немало времени проводил и в обществе великих княжон. Причем с Марией Николаевной, которой в ту пору было восемь лет, ему и вовсе довелось… «почмокаться». Причем не единожды.

  Мария Николаевна

Никулин снимался в фильме с собственной машиной

Юрий Никулин был в отличных отношениях с Леонидом Гайдаем, поэтому без раздумий согласился предоставить свою машину для съемок. А поскольку сам Никулин проживал под Москвой, именно в Подмосковье и была зарегистрирован его автомобиль Adler Trumpf. Номерной знак машины образца 1959 года расшифровывается следующим образом: серия ЮА — Московская область, последняя буква Р обозначала, что автомобиль принадлежит частному лицу, выдавались номера с буквой Р в период с 1964 по 1967 год.

Таким образом, «усадив» троицу на автомобиль с московскими номерами, Леонид Гайдай дал зрителям понять, что преступники явно не местные. Ведь мы помним, как товарищ Саахов просил Джабраила найти похитителей невесты «не из нашего района».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *