Заряд и напряжение автомобильного аккумулятора: какими они должны быть?

Содержание:

Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая клеммы

В абсолютном большинстве случаев необходимость зарядить АКБ без снятия становится актуальной тогда, когда приходится иметь дело с авто, на котором установлены энергонезависимые компоненты. Объясняется это тем, что при отключении питания имеет место обнуление всех настроек или, как вариант, включение автоблокировки.

Карбюраторный двигатель

И если на повестке дня стоит вопрос о восполнении зарядной емкости аккумуляторной батареи авто с карбюраторным двигателем, используемым преимущество в рамках отечественного автопрома, то следует помнить, что здесь применяется только один электронный блок, и именно он регулирует напряжение в генераторной цепи.

При этом коммутатор не будет реагировать на подключение внешней зарядки. Если же на авто был установлен электронный контроллер для коррекции состава топливной смеси и владельцы не вмешивались в устройство электроники, то имеет смысл заряжать АКБ по аналогии с машинами, оснащенными ДВС с распределенным топливным впрыском.

Инжекторный ДВС

Главная отличительная особенность инжекторных двигателей заключается в распределенном вспрыске топлива, для чего предусматривается построенный на микропроцессорах блок, мгновенно реагирующий на поступающую с различных датчиков информацию. Кроме того, в конструкции таких контроллеров предусматривается специальная защита, которая при малейшем скачке напряжения сразу отсекает питание.

Поэтому рекомендуется отсоединять АКБ от общего бортового оборудования автомобиля, правда, некоторые производители не рекомендуют производить отключение. Как действовать в таких случаях? Разумеется, придерживаться рекомендаций, приведенных в заводской инструкции по эксплуатации. При этом подаваемая сила тока с зарядного устройства не должна выходить за пределы диапазона от 2 до 8 А, который считается совершенно безопасным для автомобиля.

Дизельный мотор

Разрешается заряжать аккумулятор без его снятия и в том случае, если автомобиль работает на дизельном двигателе. И хотя есть вероятность воспламенения, практика показывает, что при отключении мотора подобные риски являются минимальными. И не последнюю роль в этом вопросе играет высокая стабильность функционирования системы, работающей под управлением общего электронного блока.

Зарядка аккумулятора постоянным сопротивлением

Возможна ли зарядка АКБ с постоянным сопротивлением? Из формулы I =U*R, понятно, если установить сопротивление величиной постоянной, то переменными станут ток или напряжение. Но внутри аккумулятора сопротивление – величина переменная, влияющая на поглощение энергии. Полное сопротивление складывается из сопротивления поляризации, которое меняется и омического, остающегося стабильным в одинаковых условиях и для конкретного аккумулятора.

На сопротивление влияют температура, степень разряженности, концентрация электролита, учтенные в характеристиках разрядных кривых АКБ. Но если в формуле сопротивление величина переменная во времени и состоянии автомобильного аккумулятора, то постоянным при зарядке может быть ток, напряжение или комбинирование тока и напряжения. Для сглаживания  величины тока зарядки используется резистор – балластное сопротивление.

Как правильно замерить напряжение аккумулятора

Максимально точные значения можно получить, осуществив комплекс диагностик. Для этого необходимо иметь при себе специальные устройства (мультиметр,  вольтметр или нагрузочную вилку). Для осуществления измерений напряжения от аккумулятора необходимо соединить контакты устройства и клеммы батареи.

Во время диагностических процедур стоит понимать, что источник питания, подсоединённый к бортовой системе авто, потребляет энергию. Поэтому показания могут быть несколько ниже, но они не должны опускаться ниже значений 11—11,5 вольт. Проведение корректных измерений допустимо на полностью отключённой и заряженной АКБ, то есть электрическая цепь должна быть разомкнута.  Однако это необязательное условие: если вы проверяете напряжение в замкнутой цепи, то учитывайте определённую погрешность.

  1. АКБ подсоединена к системе автомобиля, который не заведён. При этом условии бортовая сеть потребляет определённое количество энергии, поэтому показатель напряжений должен находиться в диапазоне 12,5—13,0 В.
  2. На заведённой машине с выключенными источниками потребления энергии показания прибора должны варьироваться в промежутке от 13,5 до 14 вольт. Более высокие показания говорят о том, что батарея разряжена, а генератор работает не в штатном режиме. Стоит учесть, что повышение данных в холодное время года не является точным свидетельством разряженности АКБ. Если в течение некоторого времени вольтаж вошёл в рамки, то система полностью работоспособна. Пониженные показатели (от 13 до 13,4 вольта) говорят о некоторой разряженности батареи. Необходима зарядка аккумулятора.
  3. На заведённой машине с включёнными источниками потребления электроэнергии значение напряжений должно быть больше 12,8—13,0 В.

Обращаем ваше внимание, работа с мультиметром или вольтметром допускает обратное соотношение полюсов измерительного прибора и клемм АКБ. Нагрузочная вилка должна использоваться строго в соответствии с полярностью. Мы не рекомендуем проверять напряжение аккумулятора в машине с помощью бортовой системы, потому что она подключена не напрямую к батарее

Поэтому допускаются определённые погрешности измерений

Мы не рекомендуем проверять напряжение аккумулятора в машине с помощью бортовой системы, потому что она подключена не напрямую к батарее. Поэтому допускаются определённые погрешности измерений.

Проверка заряда аккумулятора по напряжению рекомендуется спустя некоторое время после полной зарядки аккумулятора автомобиля, а также в условиях рабочей температуры (около 20 градусов Цельсия).

Ниже представлена таблица «Степень заряда АКБ по напряжению».

Уровень заряда АКБ

Напряжение в разомкнутой цепи  малосурьмянистых (Sb/Sb) и гибридных (Sb/Ca) аккумуляторов, вольт

Напряжение в разомкнутой цепи

в кальциевых (Ca/Ca) и AGM/Gel (Ca/Ca) аккумуляторах, вольт

100%

12,516—12,663

12,666—12,813

75%

12,316—12, 463

12,466—12,613

50%

12,106—12,253

12,266—12,413

25%

11,926—12,073

11,866—12,013

0%

11,756—11,903

11,666—11,813

Таблица 1. Степень заряда аккумулятора по напряжению.

Можно «прикуривать» от другой машины

Частый и действенный способ зарядки — «завести» от другого автомобиля, но только при медленном вращении стартера. Технически этот процесс несложный, но пренебрежение простейшими правилами может привести к выходу из строя блока управления двигателем, блоков BCM и т.д.

Последовательность:

  • подключить провода к АКБ донора, сначала крокодилами зажать клемму “+” после “-”;
  • второй конец проводов подключается к АКБ реципиента, в такой же последовательности с соблюдением полярности;
  • запустить двигатель реципиента, желательно чтобы рабочий диапазон оборотов составлял от 1500 до 3500 оборотов, спустя секунд 20 можно отсоединять провода у пациента, и пробовать запускать ДВС. Обычно этого времени вполне достаточно.

Ни в коем случае не подключать к АКБ пациента при работающем двигателе, иначе в большей вероятностью из строя выйдет генератор, и ряд электрооборудования.

Условия для нормальной зарядки АКБ от генератора

Перед тем, как искать причину недозаряда аккумулятора, зайдём сначала с другой стороны. Рассмотрим условия, которые нужны для того, чтобы батарея заряжалась на борту автомобиля полноценно.

Чтобы это происходило, необходимо:

  1. Иметь на борту исправный и ухоженный аккумулятор без дефектов и сильного износа.
  2. При работающем двигателе бортовое напряжение (а значит и на выводах АКБ) должно быть в пределах 14,2…14,8 В.
  3. Автомобиль должен эксплуатироваться достаточно долго и часто для того, чтобы аккумулятор успевал восстанавливаться от генератора.

Если с состоянием АКБ и напряжением бортовой сети всё понятно, то вот с последним пунктом не всё так просто. Время, которое необходимо аккумулятору для восстановления от генератора, зависит от многочисленных факторов. В первую очередь, от его ёмкости, и напряжения бортовой сети, температуры окружающей среды. К примеру, если на борту нет указанного выше напряжения, времени для полной зарядки требуется больше. В мороз первые минут 20…40 АКБ от генератора вообще почти не заряжается.

В среднем же (если первые два условия выполняются) недозаряда не должно быть, если машина ездит каждый день хотя бы в течение двух часов. При максимально благоприятных условиях (на улице тепло, батарея в идеальном состоянии и изначально была заряжена, на борту высокое напряжение) может хватать и 40…60 минут.

Допустимо ли заряжать автомобильный аккумулятор при отрицательной температуре

Да, допустимо, но не во всех случаях. Во время зарядки аккумулятор нагревается, и через некоторое время температура электролита станет выше нуля. Вы же зимой ездите на автомобиле при отрицательной температуре воздуха, и генератор исправно подзаряжает аккумулятор даже при температуре минус 30˚С.

Заряжать аккумулятор недопустимо, в случае если он в сильно разряженном состоянии находился на морозе и электролит превратился в лед, который может образоваться уже при температуре минус 10˚С. Замерзший аккумулятор нужно перенести в теплое помещение и приступать к зарядке только после того, как лед растает.

Принцип работы АКБ 60 Ач

Перед зарядкой убедитесь, что вы знаете, как работает аккумулятор. Только после этого его можно правильно зарядить.

Амперы и часы. Емкость батареи измеряется только в ампер-часах. Это говорит о том, что батарея емкостью 60 Ач выдает 60 ампер за один час. Когда нагрузка снизится до 30 ампер, он будет работать 2 часа и так далее.

Напряжение. Многие люди ошибочно полагают, что напряжение должно быть 12 вольт. Но это не совсем так. Оптимальное значение составляет 12,6-12,7 вольт. Это значение означает 100% зарядку.

Но при этом значении автомобиль будет работать. Если автомобиль полностью исправен и генератор заряжает его, напряжение быстро достигнет необходимого значения. Если аккумулятор показывает 11,5-11,6 вольт, это означает, что заряд глубоко разряжен. В этот момент начнется сульфатация свинцовых пластин, и автомобиль не заведется.

Как узнать уровень заряда аккумулятора автомобиля по его напряжению

Наиболее простой метод – визуальный. Сегодня степень заряженности АКБ можно узнать, взглянув на гидрометрический индикатор (как его называют, «глазок»). Благодаря ему определяется степень зарядки изделия без подручных средств:

зелёный цвет индикатора указывает, что АКБ заряжена более чем на 60 %; тёмный цвет говорит о необходимости зарядки батареи; светлый цвет сообщает о потребности аккумулятора в дистиллированной воде. Также примерно определить работоспособность батареи можно при помощи мультиметра, измерив напряжение при заглушенном двигателе, после выдержки его примерно в течение 12 часов, как говорилось выше. Измерения проводятся при температуре +18 С.

Приводим таблицу заряда аккумулятора автомобиля по напряжению:

Уровень работоспособности (%) Напряжение (В)
100 От 12,6
90 12,5
80 12,4
70 12,3
60 12,2
50 12,05
40 11,9
30 11,7
20 11,55
10 11,3
10,5

Аккумулятор средней ценовой категории служит примерно 3 года. Если всё это время соблюдать правила эксплуатации, батарея не доставит вам хлопот. Здесь один из главных моментов – не допускать глубокого разряда. По истечении трёхлетнего срока следует усилить контроль над АКБ: хотя бы раз в пару недель измерять напряжение полностью заряженного аккумулятора, если возможно, то и плотность. Через 4–5 лет АКБ рекомендуется заменить на новую.

Источник

Напряжение АКБ автомобиля

Напряжение является важнейшим параметром в аккумуляторной батареи. От него зависит как быстро запуститься двигатель автомобиля и как будет работать бензонасос, да и вся система в целом. Именно поэтому все специалисты и производители говорят, что нужно почаще следить и тестировать напряжение в АКБ, так как это поможет сохранить долговечность.

Какое напряжение аккумулятора автомобиля считается нормальным
В автомобилях устанавливается аккумуляторная батарея, которая имеет напряжение не менее 12,5 Вольт, а также не более 12,9 Вольт. Если при тестировании выдаются такие параметры, то аккумулятор готов к использованию. Его заряд при таком напряжении составляет примерно от 80 до 100 процентов. Устанавливать на зарядное устройство при таком параметре не рекомендуется, так как это может повлечь выкипание электролитической жидкости или сильный перегрев АКБ. Эти факторы приведут устройство к быстрому износу или даже моментальному выходу из строя. Перед покупкой в магазине новой аккумуляторной батареи, нужно учитывать напряжение. Рекомендуется взять с собой вольтметр или нагрузочную вилку для измерений. При нормальном функционировании источник питания должен выдавать минимум 12,6 Вольт. Если на дисплее 12,5 Вольт, можно также не переживать. Многие виды АКБ имеют саморазряд, поэтому если устройство находится на полках магазина слишком долго, то это вполне реально.

Минимальное напряжение АКБ
Минимальным значением напряжения в аккумуляторной батареи считается 10,5 Вольт. При такой разрядке ещё можно спокойно зарядить аккумулятор без последствий. Если значение выдаётся в 9 Вольт, то без дополнительных инструментов и знаний уже не обойтись. Это называется глубоким разрядом. Аккумулятор уходит в глубокую блокировку, которую обычно производит специальный элемент внутри устройства. Возникать он может из-за неправильной эксплуатации или при подаче сильной нагрузки. Отдельно выделяется длительное хранение. Зачастую после этого и возникает глубокий разряд, если производился неправильный уход за неработающей батареей. Восстановить такой аккумулятор можно, но без последствий уже будет не обойтись. Значительно снизится энергетическая ёмкость и все важные характеристики элемента. Однозначно снизится срок службы. Иногда внутри восстановленного устройства могут произойти образования лишних газов, что приведёт к взрыву. Поэтому не рекомендуется использовать восстановленный аккумулятор в качестве основного источника. Реанимировать мёртвую АКБ может помочь специальное, автоматическое, зарядное устройство, которое способно регулировать технические характеристики.

Напряжение аккумулятора под нагрузкой
Для проведения тестирования потребуется приобрести дополнительное оборудование. Нагрузочная вилка предназначена для тестирования работоспособности аккумуляторной батареи в данный момент. Прибор позволит узнать на сколько аккумуляторная батарея готова к использованию, а также покажет оставшийся заряд и измерит напряжение, которое выдаётся в данный момент. Вычислить энергетическую ёмкость с помощью этого инструмента не получится. Это значит, вычислить сколько АКБ ещё проработает невозможно.

У данного изделия есть своя комплектация, в неё входит конструкция, куда встроен обычный мультиметр; специальные спирали, осуществляющие сопротивление; кабели с зажимами, их по-другому называют «крокодильчики».

В продаже можно найти цифровые и аналоговые. Первые показывают значения в цифрах, а вторые с помощью стрелки. Большая часть нагрузочных вилок способно функционировать только при плюсовой температуре, но можно отыскать некоторые модели, не боящиеся холодов. Только стоимость их будет гораздо выше обычных, так как они способны выдавать разряд тока в 200 Ампер. Средняя продолжительность тестирования должна составлять чуть больше 10 секунд.

Напряжение при работающем двигателе
Если автомобиль работал на протяжении 10-15 минут, то нагрузочная вилка покажет значение в 13,5 Вольт или даже немного побольше. Приступать к проверке напряжения на работающем двигателе нужно после того, как он поработает примерно 20 минут. Далее нужно включить энергопотребители такие как: свет, аудиосистема, дворники, печку или обогрев сидений и стекла. При таком раскладе значение незначительно может уменьшиться, примерно на 0,2-0,3 Вольта. Если значение упало ниже, то это значит, что аккумуляторная батарея «не вывозит». Требуется проверить работоспособность генератора. Также причина может скрываться в новой, установленной, более мощной аудиосистеме. Устранить эту проблему поможет только покупка более мощного генератора.

Зависимость напряжения от плотности электролита: таблица

Напряжение напрямую зависит от плотности электролита. Его измеряют прибором ареометром.

Плотность при полном заряде Плотность при разряде 25% Плотность при заряде 50%
1,29 1,25 1,21
1,28 1,24 1,20
1,26 1,22 1,18
1,24 1,20 1,16
1,22 1,18 1,14

При этом проверка плотности электролита должна проходить при его температуре от 20 до 30 градусов. Понижение плотности на 0,01 говорит о разряде на 5%.

Обычно при покупке АКБ плотность электролита находится на отметке 1,27. Если при проверке вы увидели значение 1,22, значит, батарея разрядилась на 30%. Можно использовать зарядку от генератора. Если значение опустится ниже 50%, рекомендуется воспользоваться зарядным устройством.

Сколько вольт должен показывать заряженный аккумулятор без нагрузки

Такой замер проводится на отстоявшейся батарее. В состояние покоя АКБ обычно вводят на ночь. Отключив клеммы с вечера, имеем уравновешенную плотность электролита на утро и действительный заряд без утечки токов во время стоянки машины.


Для измерений вполне сойдет мультиметр. Переведите центральную крутилку в режим постоянного напряжения с предельным значением «20» и прибор готов к работе. Чтобы зафиксировать вольтаж, прислоните один щуп к одному полюсу, второй – к противоположному.

Итого, заряженный на 100% аккумулятор легкового автомобиля без нагрузки показывает:

  • 12,7-12,9 Вольт при +20…+25°C.
  • 12,8-13,0 Вольт при -5…+5°C.
  • 12,9-13,10 Вольт при -10…-15°C.

Примечательно, что напряжение выше 12,8 В поддерживается недолго. Чтобы аккумулятор был постоянно заряжен даже зимой, в северных регионах искусственно повышают плотность электролита с обычных 1,28 до 1,32 г/см3. На Юге же чаще заряжают изделие от сетевого зарядника.

Сколько ампер выдаёт автомобильный генератор на аккумулятор

Сила тока, необходимая электросистеме каждого авто, индивидуальна и зависит от количества потребителей электричества и их значений. А также ток заряда должен быть достаточным для зарядки источника питания.

Стоит отметить, что показания ампер появляются только тогда, когда в электросистеме автомобиля есть нагрузка и, соответственно, разрядка АКБ. После запуска двигателя машины, ток заряда составляет около 6—10 ампер и со временем падает, потому что идёт заряд аккумулятора, принимающего на себя основное потребление энергии. Если включить дополнительно оборудование — фары, магнитолу или обогрев зеркал, то можно увидеть повышение значений зарядного тока.

Во время покупки генератора обращайте внимание на его технические характеристики, которые производитель указывает на корпусе — именно там вы найдёте информацию о том, какой ток максимально будет поступать на аккумулятор. В таблице ниже можно посмотреть примерные значения силы тока, которые показывает генератор при различной нагрузке

В таблице ниже можно посмотреть примерные значения силы тока, которые показывает генератор при различной нагрузке.

Таблица 1. Сколько ампер выдает генератор под нагрузкой.

В продолжение разговора о вольтаже и заряде автомобильной батареи

Что делать, когда на табло вольтметра вырисовываются цифры, отличные от тех, которые соответствуют 100% заряду? Проверить, а чему же соответствует полученная комбинация или, как это звучит по-научному, определить степень разряженности аккумулятора по напряжению. Для этого есть таблицы, увязывающие уровень заряда с вольтажом, измеренным без нагрузки. Одну из таких мы рекомендуем взять на заметку.

Таблица – это хорошо, но как понять, когда АКБ еще послужит, а когда без сетевого зарядного устройства не обойтись? На этот счет примите во внимание мнение эксперта Autostadt.su – Василия Теркина, который имеет более чем сорокалетний опыт «общения» с аккумуляторными батареями свинцово-кислотного типа:

  • 12,3-12,4 В – предельное напряжение без нагрузки, до которого можно безвредно разряжать автомобильный АКБ, будь-то обычный, AGM или EFB.
  • 11,9 В – минимальный вольтаж без нагрузки, при котором двигатель еще запустится. Цифра актуальна для летнего периода.
  • В крепкий мороз (-25°C и меньше) аккумулятор не принимает заряд от генератора.
  • 10,8 В – глубокий разряд, который некоторые батареи не могут пережить.

Мы не раз акцентировали внимание на том, что зимой и летом заряженный до 100% аккумулятор показывает разное напряжение. Поэтому, полностью заряжайте батарею при входе в зиму, и чаще подзаряжайте ее в холодное время года

А собираясь на «дальняк», узнайте, что нужно проверить в машине перед дальней поездкой, и прихватите ПЗУ. Под занавес предыдущей зимы мы рассматривали лучшие портативные пуско-зарядные устройства и критерии их выбора.

Правила зарядки автомобильного аккумулятора

Аккумулятор является источником постоянного тока и при его подключении необходимо соблюдать полярность. Выводы аккумулятора имеют маркировку. Положительный вывод обозначен знаком «+», а отрицательный знаком «». На выводах зарядного устройства для подключения аккумулятора тоже есть такая же маркировка. При подключении аккумулятора для зарядки нужно положительный вывод «+» аккумулятора соединить с положительным выводом зарядного устройства, а отрицательный «» – с отрицательным. Если попутать полярность подключения, то аккумулятор вместо зарядки будет разряжаться и даже вывести из строя зарядное устройство.

Сечение проводов для подключения аккумулятора к зарядному устройству должно быть не менее 1 мм2, что соответствует диаметру провода без учета изоляции 1,3 мм.

Перед зарядкой снятый с автомобиля аккумулятор необходимо очистить от грязи и протереть его поверхности для удаления кислотных остатков тканью, смоченной водным раствором соды, приготовленного из расчета столовая ложка соды на стакан воды. Если кислота на поверхности есть, то водный раствор соды пенится.

Если аккумулятор имеет пробки для заливки кислоты, то все пробки нужно выкрутить, для того, чтобы образующиеся при зарядке в аккумуляторе газы могли свободно выходить. Обязательно нужно проверить уровень электролита, и если он меньше требуемого, долить дистиллированной воды.

Согласно теории, заряжать аккумулятор можно током, не хватающей ему емкости до полной зарядки. То есть, если аккумулятор имеет емкость 50 А×ч и заряжен наполовину, то в первый момент заряда можно установить ток 25 А и с каждой минутой его уменьшать, вплоть до нуля при полной зарядке. На таком принципе работают некоторые автоматические зарядные устройства, позволяющие всего за несколько часов полностью зарядить автомобильный аккумулятор. Но такие зарядные устройства очень дорогие. Да и необходимость в них не возникнет, если заряжать аккумулятор заблаговременно.

Хотя некоторые зарядные устройства позволяют выполнять зарядку в полуавтоматическом режиме, я все же предпочитаю заряжать аккумулятор в ручном режиме. Как правило, аккумулятор разряжен не более чем наполовину, поэтому зная его емкость, не сложно рассчитать время заряда. Например, для 50 А×ч аккумулятора, для полной его зарядки нужно подать, с учетом потерь ток 30 А×ч. Выставляю ток заряда 3 А, и через 10 часов аккумулятор будет полностью заряжен. Для гарантированной полной зарядки аккумулятора, если позволяет время, можно установить ток 0,5 А и в таком режиме продолжить заряжать аккумулятор насколько позволит время. Для автомобильных аккумуляторов большой емкости такой ток заряда безопасен.

Если время поджимает, то можно сначала заряжать аккумулятор током, допустим, 8 А в течении трех часов, а затем ток уменьшить до 6 А и заряжать еще час. Аккумулятор будет заряжен всего за 4 часа. Но, все, же оптимальным режимом для зарядки является небольшой ток, 2-3 А. При таком токе исключается перезарядка и перегрев аккумулятора, которые сильно сокращают срок его службы. Все хитроумные способы заряда для уменьшения сульфатации пластин аккумулятора, как показывает практика, не более чем теория. Если режим работы аккумулятора соблюдается (не допускается полный разряд), качественный кислотный аккумулятор прослужит от 3 до 5 лет, в лучшем случае семь.

Напряжение аккумулятора без нагрузки

Напряжение аккумулятора, к которому не подсоединены потребители электроэнергии, составляет 12,6 – 12,8 В. Если напряжение в состоянии покоя меньше этого показателя, то это будет говорить о том, что батарея разряжена или в некоторых банках имеется короткое замыкание.

Эксплуатация АКБ с пониженным уровнем заряда непременно приведёт к образованию на пластинах сернокислого свинца, что станет причиной значительного падения ёмкости устройства.

Чтобы произвести точные измерения напряжения аккумулятора без нагрузки следует обязательно снять клеммы с выводов батареи непосредственно перед подключением измерительного прибора.

Нормальный вольтаж при подключении нагрузочной вилки

К слову, мы не нашли ни одной технически грамотной таблицы. Не исключено, что исчерпывающая информация имеется в руководстве по эксплуатации более-менее серьезных изделий. Но пока мы вынуждены отослать вас к размытым рамкам, которыми пользуются во многих автомагазинах.

Итак, батарея считается работоспособной, если:

  • При подключении нагрузочной вилки первые 5-7 секунд напряжение не падает ниже 10 В.
  • После отключения нагрузки вольтаж сразу же восстанавливается до 12,6-12,7 В.
  • Температура в месте замера – не ниже +15°C.

Когда под рукой только мультиметр

Если диагностика носит стихийный характер, то нагрузочную вилку с успехом сымитирует пара «мультиметр + любой электроприбор из бортовой сети». В качестве бортовой нагрузки обычно используют комбинацию «ближний + дальний свет фар», отдавая дань советским шоферам. Реже аккумулятор «грузят» стартером. Учитывая многие «но», оценка выходит такой же приближенной:

  • Вольтаж не должен понижаться ниже 11,5 В при включении «дальнего».
  • Напряжение не должно падать ниже 10 В при прокрутке двигателя стартером в холостую.

К вольтам «без нагрузки» аккумулятор должен возвращаться в течение первых 5-7 секунд после отключения электрооборудования. Также учитывайте то, что цифры приводятся для летнего времени года.

К сведению. Используйте режим продувки цилиндров для холостой прокрутки мотора. Для этого необходимо полностью выжать педаль газа и провернуть ключ зажигания: стартер будет крутить коленвал, но двигатель не запустится ввиду отсутствия искры и топливоподачи. Такой механизм предусмотрен в любом инжекторном автомобиле.

Режимы проверки

Проверять напряжение после зарядки нужно во всех режимах работы автомобиля. Рассмотрим каждый из возможных вариантов более подробно.

При работающем моторе

Метод проверки при работающем движке заключается в выяснении способности аккумулятора «держать» заряд батареи при постепенном подключении различных нагрузок. При выключенных потребителях энергии напряжение полностью заряженных аккумуляторов автомобилей не должно быть менее 13,6 Вольта. А после включения ближнего света, например, это значение должно понизиться на 0,1-0,2 Вольта, не более.

Если поэтапно подключать всю имеющиеся в салоне аппаратуру, то показания измерительного прибора должны снижаться (по мере включения каждого новой нагрузки). Это свидетельствует о нормальном состоянии аккумулятора. Если показания при этом изменяются резкими скачками – проблема, скорее всего, в генераторной системе, которая не обеспечивает нужной подзарядки. При всех подключенных к АКБ нагрузках его минимальное напряжение не должно быть ниже 13,0 Вольт. В противном случае батарея через какое-то время разрядится полностью.

При выключенном двигателе

Нормальная величина напряжения при отключенном моторе – 12,5-13,0 Вольт. Это значение должно удерживаться в течение суток и более. Если оно со временем падает –потребуется разобраться с причинами появления утечки. Это может быть повышенная влажность или трещина в банках. Вообще, причин утечек очень много, так что в каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно.

Важно! Перед измерениями нужно дать остыть аккумулятору примерно в течение суток.

После такого временного промежутка все химические процессы в электролите, вызванные зарядкой от электрогенератора, обычно заканчиваются.

При низких температурах

Особенность проверки параметров АКБ при низких температурах состоит в том, что в этом случае изменяется характер химических реакций в электролите. Его охлаждение приводит к снижению плотности и падению напряжения, которое в этих условиях нестабильно и может не соответствовать установленным нормам.

Обратите внимание: На это явление особое внимание обращается в зимний период. При этом начинать проверять аккумулятор можно лишь после восстановления плотности в банках до нужной величины.. В регионах с особо суровыми зимами (до минус 50 °С) плотность потребуется повысить до значений от 1,27 до 1,29 г/см3, что исключает возможность «замерзания» аккумулятора

При этом всегда следует помнить о том, что для увеличения ресурса АКБ в нормальных условиях стремятся снизить этот показатель

В регионах с особо суровыми зимами (до минус 50 °С) плотность потребуется повысить до значений от 1,27 до 1,29 г/см3, что исключает возможность «замерзания» аккумулятора. При этом всегда следует помнить о том, что для увеличения ресурса АКБ в нормальных условиях стремятся снизить этот показатель.

Статьи по теме

Помпа двигателя: виды, конструкция, правила эксплуатации

Стояночная тормозная система: принцип и особенности работы

Предохранители в автомобиле: какие бывают и зачем нужны

Барабанные тормоза: конструкция и принцип работы

Поршневой палец: функции, правила выбора и монтажа

Поршень двигателя: особенности строения и принцип работы

Как замкнуть стартер: советы и рекомендации

Гильза цилиндра: виды, дефекты, замена

Сварка глушителя: материалы, технологии работ

Ржавчина на кузове: лечим, пока не стала «хронической»

Плунжер: для чего нужен, как работает

Система охлаждения двигателя автомобиля: как диагностировать неисправность

Сварка кузова автомобиля: технология работ, оборудование

Почему не работает кондиционер в машине: причины и способы устранения

Симулятор вождения автомобиля: плюсы и минусы тренажера

Заключение

Любой вид зарядки АКБ требует соблюдения температурного режима. Оптимально +20-25°С. Если микроклиматические условия не находятся в этом диапазоне, следует использовать зарядное устройство с функцией температурной компенсации. Для правильной подзарядки аккумулятора его необходимо снять с автомобиля и установить в проветриваемом месте.

В ситуации, когда регенерация циклами зарядно-разрядных токов не удалась, можно применить прием «переполюсовки» (плюс к минусу — минус к плюсу). Ток заряда — 5% от емкости. Контрольное значение 12-14В на клеммах. Затем нужно применить нагрузку (лампу) для полного разряда. После этого сделать полную правильную зарядку (плюс к плюсу — минус к минусу).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *