Руль с обогревом: полезное усовершенствование или деньги на ветер
Содержание:
- Этапы работы
- Этапы работы
- Можно ли сделать подогрев рулевого колеса самостоятельно?
- Правила подключения механизма
- Особенности монтажа
- Из нихромовой проволоки
- Подогрев руля своими руками — варианты решения
- Правила подключения механизма
- Подключение руля с функцией подогрева
- Теперь собственно о том как подключить наш подогрев руля
- Особенности монтажа
- Монтаж ленты на руль
- Насколько он распространен?
- Шаг первый добраться до улитки рулевого колеса
- Можно ли сделать подогрев самому?
Этапы работы
Демонтаж руля
Хруст при повороте руля
Прежде всего, необходимо снять само рулевое колесо. В зависимости от конструкции той или иной модели автомобиля, этот процесс происходит по-разному, однако в подавляющем большинстве случаев процесс демонтажа руля может вызвать определенные затруднения. Чтобы после финишной установки руля колесо встало на свое место без смещения относительно оси, рекомендуется промаркировать положение «баранки» относительно вала (можно просто нанести отметки маркером).
Нанесение разметки
теплый руль самимДемонтировав руль, необходимо маркером или фломастером нанести на его обод разметку, в соответствии с которой и будет осуществляться укладка нагревательного элемента. Разметку можно делать по своему усмотрению — как правило, это витки по ободу руля с шагом в 2-3 см. Если вырезать витки с большейчастотой шага, греющегося провода одного комплекта подогрева сидений может не хватить. После того, как разметка будет нанесена, канцелярским ножом для бумаги по разметке нужно надрезать внешнюю поверхность руля так, чтобы в разрез можно было бы уложить провод, служащий нагревательным элементом для установки обогрева руля машины своими руками. Прорезать канавки для провода лучше всего под углом. Во-первых, благодаря такому способу, провод будет лучше держаться при его укладке, а во-вторых, делать прорези будет гораздо проще.
Укладка нагревательного элемента для обогрева руля
Нагревательный шнур, предварительно извлеченный из автомобильной грелки, необходимо плотно уложить в прорезь на руле. При этом качественной система подогрева получится только в том случае, когда греющий шнур будет плотно прилегать к рулевому колесу, оставаясь зафиксированным клеем в нескольких местах. В местах заломов или перегибов электрошнур стоит закрепить изолетной, которую после полного высыхания клея можно легко убрать. Намотав нагревательный элемент на руль и тщательно зафиксировав его, следует покрыть уложенный провод герметиком таким образом, чтобы вырезанная на руле канавка и уложенный в нее провод не прощупывались. После высыхания герметика его излишки нужно убрать, аккуратно срезав ножом. Затем всю конструкцию сверху обшивают кожей или иным материалом на усмотрение владельца машины.
Завершающий этап
Еще одним технически сложным этапом самостоятельного изготовления системы обогрева руля своими руками является этап установки руля на место и подключение подогрева к бортовой системе электропитания. Для питания вновь смонтированной системы подогрева руля задействуются три свободных контакта, предусмотренных практически у каждого автомобиля. Четвертый контакт необходимо, как и до демонтажа рулевого колеса, замкнуть на клаксон. В целях упрощения всего процесса включение подогрева руля можно объединить с кнопкой включения обогревателя заднего стекла, выведя контакт на соответствующую электрическую цепь автомобиля.
При правильном изготовлении и монтаже системы подогрева руля нагрев до теплого состояния происходит уже через 2-3 минуты после нажатия кнопки включения.
Этапы работы
Демонтаж руля
Хруст при повороте руля
Прежде всего, необходимо снять само рулевое колесо. В зависимости от конструкции той или иной модели автомобиля, этот процесс происходит по-разному, однако в подавляющем большинстве случаев процесс демонтажа руля может вызвать определенные затруднения. Чтобы после финишной установки руля колесо встало на свое место без смещения относительно оси, рекомендуется промаркировать положение «баранки» относительно вала (можно просто нанести отметки маркером).
Нанесение разметки
теплый руль самимДемонтировав руль, необходимо маркером или фломастером нанести на его обод разметку, в соответствии с которой и будет осуществляться укладка нагревательного элемента. Разметку можно делать по своему усмотрению — как правило, это витки по ободу руля с шагом в 2-3 см. Если вырезать витки с большейчастотой шага, греющегося провода одного комплекта подогрева сидений может не хватить. После того, как разметка будет нанесена, канцелярским ножом для бумаги по разметке нужно надрезать внешнюю поверхность руля так, чтобы в разрез можно было бы уложить провод, служащий нагревательным элементом для установки обогрева руля машины своими руками. Прорезать канавки для провода лучше всего под углом. Во-первых, благодаря такому способу, провод будет лучше держаться при его укладке, а во-вторых, делать прорези будет гораздо проще.
Укладка нагревательного элемента для обогрева руля
Нагревательный шнур, предварительно извлеченный из автомобильной грелки, необходимо плотно уложить в прорезь на руле. При этом качественной система подогрева получится только в том случае, когда греющий шнур будет плотно прилегать к рулевому колесу, оставаясь зафиксированным клеем в нескольких местах. В местах заломов или перегибов электрошнур стоит закрепить изолетной, которую после полного высыхания клея можно легко убрать. Намотав нагревательный элемент на руль и тщательно зафиксировав его, следует покрыть уложенный провод герметиком таким образом, чтобы вырезанная на руле канавка и уложенный в нее провод не прощупывались. После высыхания герметика его излишки нужно убрать, аккуратно срезав ножом. Затем всю конструкцию сверху обшивают кожей или иным материалом на усмотрение владельца машины.
Завершающий этап
Еще одним технически сложным этапом самостоятельного изготовления системы обогрева руля своими руками является этап установки руля на место и подключение подогрева к бортовой системе электропитания. Для питания вновь смонтированной системы подогрева руля задействуются три свободных контакта, предусмотренных практически у каждого автомобиля. Четвертый контакт необходимо, как и до демонтажа рулевого колеса, замкнуть на клаксон. В целях упрощения всего процесса включение подогрева руля можно объединить с кнопкой включения обогревателя заднего стекла, выведя контакт на соответствующую электрическую цепь автомобиля.
При правильном изготовлении и монтаже системы подогрева руля нагрев до теплого состояния происходит уже через 2-3 минуты после нажатия кнопки включения.
Можно ли сделать подогрев рулевого колеса самостоятельно?
В случае необходимости автолюбитель в состоянии установить обогрев руля вне зависимости от того, какая у него машина.
- Первым способом является покупка специального комплекта, максимально схожего с тем, что предлагают крупные автоконцерны. Суммарная цена такого решения будет в районе 10 тысяч рублей.
- Второе решение подразумевает самостоятельную установку нитей обогрева с дальнейшим подключением их к отдельной кнопке. Для этого придется вскрыть оплетку руля и разобрать кожух рулевой колонки для прокладывания необходимых кабелей. После намотки теплопроводящих нитей оплетку придется зашивать обратно. Большинство пользователей подключают рулевой подогрев к системе обогрева кресел, делая их функционирование параллельным. Цена подобного решения не превысит 1,0-1,5 тысяч.
- Третий, на наш взгляд самый простой способ, – это покупка специальной оплетки со встроенными обогревающими элементами, подключающуюся к гнезду прикуривателя. Это обойдется автовладельцу всего в 500-700 рублей.
Правила подключения механизма
После того, как на руль были установлены нагревательные элементы, можно подключать устройство к питанию. Вариантов подключения существует несколько:
- посредством прикуриватель;
- через специально выделенную для этой цели проводку;
- с помощью неиспользованных проводов.
Наиболее практичный и безопасный вариант обустройства питания — подключение через проводку по выделенной линии от аккумулятора. Алгоритм действий такой:
- нужно взять два медных кольца, которые имеют толщину порядка 1,5 мм, и подготовить кнопку включения;
- кольца необходимо присоединить к плюсу и минусу электрической проводки машины;
- кнопку выключения устройства следует поставить в кожух рулевой колонки, размещённой внизу — так будет эстетичнее и удобнее;
- на левой накладке нужно сделать вырез для установки кнопки посредством специального трафарета;
- затем провода необходимо припаять к кольцам, после чего сквозь предохранитель и реле соединить с аккумулятором;
- медные кольца следует прикрепить на провод двухсторонним скотчем, а затем залить их эпоксидным клеем;
- один провод должен быть плюсовым, минус же может быть использован от рулевого вала;
- контакт для выключения должен располагаться напротив колец в руле, для этого нужно проделать специальное отверстие;
- необходимо всё тщательно изолировать, чтобы избежать нежелательных контактов;
- внизу следует установить тонкую пластинку в качестве пружины, чтобы кнопка выключения постоянно прижималась к кольцам: одним концом пружина упрётся в руль, вторым — будет давить на контакт.
Это интересно: Как подготовить документы и утилизировать автомобиль? 4 этапа утилизации, правила и особенности
Процесс нагревания при таком подключении произойдёт довольно быстро и равномерно. Руль будет заметно тёплым уже через несколько минут.
Особенности монтажа
Для работы в домашних условиях лучше всего взять специальные нагревательные элементы, которые используются в механизмах подогрева автомобильных сидений. В магазинах можно приобрести такой набор, как «Емеля Горыныч». Он хорош тем, что оснащён качественным термореле. Благодаря ему подогрев будет отключаться автоматически, когда достигнет той или иной температуры.
Для изготовления самодельного подогрева руля, кроме самих реле и нагревательных элементов, нужны следующие инструменты и материалы:
- фломастер;
- нож и эпоксидный клей;
- двусторонний скотч и изолента;
- герметик;
- контакт выключения устройства, два кольца из меди;
- кожаный чехол для руля (его при желании тоже можно сшить самому);
- паяльник.
Чтобы начать процесс монтажа, рулевое колесо нужно снять. После этого в первую очередь ставятся нагревательные элементы.
Процесс представляет собой последовательность действий:
- С помощью маркера нужно отметить места установки нагревателей. При этом шаг может быть разным. Допустимое расстояние между бороздками — от 20 до 30 мм.
- После разметки колеса необходимо ножом проделать углубления для нагревательных элементов. Вместо острого лезвия можно использовать для этого специальную бормашину с насадками.
- Провода можно зафиксировать, а можно оставить как есть. В итоге они закроются чехлом.
Специалисты советуют ставить нагревательные элементы на клей, а участки поворотов и изгибов крепить с помощью изоленты. Её можно убрать, когда клей высохнет. Как только он затвердеет, борозды с нагревательными элементами потребуется наполнить герметиком. Благодаря этому под кожаным чехлом канавки совершенно не будут ощущаться. Затем борозды шпаклюют, а поверхность колеса выравнивают ножом.
Из нихромовой проволоки
Для подогрева руля потребуется проволока с сечением 0,5-1 мм2. Но такое толстое приспособление будет прощупываться на руле, поэтому для повышения комфортности рекомендуется либо подкладывать дополнительную подложку под оплетку руля, либо прорезывать в рулевом колесе канавки с заглублением 1-5мм, чтобы утопить в них нить
Важно не ошибиться со степенью заглубления, иначе нагрев руля замедлится
Чтобы уменьшить общее сопротивление проволоки и сократить потребление энергии на подогрев, можно установить два куска нихромовой проволоки, ограничившись областью хвата ладони, и подключать их параллельно.
Подогрев руля своими руками — варианты решения
Если все же мы чувствуем в себе силы, чтобы сделать такой серьезный тюнинг рулевого колеса, то можно попробовать использовать несколько вариантов решения вопроса. Самый простой и безболезненный — переделать электрогрелку, или электроподогрев сидений, который продается отдельно от автомобиля.
Самая простая и недорогая отечественная система подогрева сидений — Емеля.
Вот она-то и поможет нам прогреть не только спину и прилегающие к ней дружественные территории, но и руки. Комплект состоит из термоэлемента, выполненного в виде нагревательной ленты. Ее длина, мощность и сопротивление уже рассчитаны для использования в бортовой электросистеме автомобиля, поэтому особенно не надо ничего мудрить.
Емеля поделится с нами термоэлементами, реле и системой управления прогревом (громко сказано, там довольно простое устройство), нам же останется только снять обшивку руля, проклеить термоленту по периметру рулевого колеса и провести провода через рулевую колонку, подключив систему на самую мощную линию. Как правило, это и есть ветка прикуривателя.
Фото нагревателя руля, выполненного своими руками, мы разбросали между строк, поэтому каждый сможет выбрать наиболее подходящий для него вариант. Грейте руки перед ездой, не превышайте допустимый градус прогрева и удачных теплых всем дорог!
голоса
Рейтинг статьи
Правила подключения механизма
После того, как на руль были установлены нагревательные элементы, можно подключать устройство к питанию. Вариантов подключения существует несколько:
- посредством прикуриватель;
- через специально выделенную для этой цели проводку;
- с помощью неиспользованных проводов.
Алгоритм действий такой:
- нужно взять два медных кольца, которые имеют толщину порядка 1,5 мм, и подготовить кнопку включения;
- кольца необходимо присоединить к плюсу и минусу электрической проводки машины;
- кнопку выключения устройства следует поставить в кожух рулевой колонки, размещённой внизу — так будет эстетичнее и удобнее;
- на левой накладке нужно сделать вырез для установки кнопки посредством специального трафарета;
- затем провода необходимо припаять к кольцам, после чего сквозь предохранитель и реле соединить с аккумулятором;
- медные кольца следует прикрепить на провод двухсторонним скотчем, а затем залить их эпоксидным клеем;
- один провод должен быть плюсовым, минус же может быть использован от рулевого вала;
- контакт для выключения должен располагаться напротив колец в руле, для этого нужно проделать специальное отверстие;
- необходимо всё тщательно изолировать, чтобы избежать нежелательных контактов;
- внизу следует установить тонкую пластинку в качестве пружины, чтобы кнопка выключения постоянно прижималась к кольцам: одним концом пружина упрётся в руль, вторым — будет давить на контакт.
Процесс нагревания при таком подключении произойдёт довольно быстро и равномерно. Руль будет заметно тёплым уже через несколько минут.
Систему проводов лучше всего закрыть с помощью кожаного чехла. Его можно приобрести в готовом виде, но в этом случае нужно тщательно подбирать размер. При этом обязательно следует учитывать то, что под влиянием толщины изоляции и элемента подогрева рулевое колесо будет увеличено. Изделие из кожи рекомендуется заранее распарить либо же смягчить материал посредством обработки в спирте. Благодаря таким мероприятиям кожа растянется и отлично сядет на колесо. Подобный чехол можно также сшить своими руками, но для этого надо обладать хотя бы минимальными швейными навыками.
Обогрев для руля — вещь, полезная не только для автомобиля, но и для мотоцикла. Особенно, если человеку нужно ездить в холодное время года. На голову можно надеть шапку и шлем, а тело утеплить курткой, но согреть руки сложнее — крутить руль или управлять мотоциклом в рукавицах неудобно, а без них руки замёрзнут.
Жесткая конкуренция изготовителей автомобилей привела эту отрасль к невероятному прогрессу. Многие производители заинтересованы в привлечении потенциального покупателя именно к своей марке. Особенно сложно придумать новенькое для люксовых автомобилей, там все должно быть просто на высшем уровне.
Подключение руля с функцией подогрева
- Прежде всего, стоит продумать, при помощи чего будет регулироваться включение и выключение функции подогрева. Лучше всего для этих целей подойдёт небольшая кнопка подогрева руля, работающая всего на основе двух контактов. Установить её можно в нижнем секторе кожуха рулевой колонки. Это место отличается незаметностью и удобством использования. Чтобы сделать это правильно, необходимо воспользоваться трафаретом, по которому будет определена конфигурация выреза на накладке руля.
- Для определения мест, на которых будет располагаться «плюс» и «минус», понадобятся два кольца из меди. Их толщина не должна превышать 1,5 мм.
- Провода подсоединяются к кольцам при помощи паяльника, подключение проводится к аккумулятору через реле. Его активация происходит при включении зажигания.
- Кольца закрепляются на спиральный кабель в ступице рулевого колеса при помощи двухсторонней клейкой ленты.
- Эпоксидный клей, обильно залитый между кольцами, препятствует возникновению замыкания.
- Один из контактов остаётся на «плюсе», вторым (минусовым) контактом может послужить элемент с рулевого вала. Какой-то из контактов может остаться не у дел.
- В руле просверливается минимальное отверстие, в которое помещается ещё один контакт. Месторасположение — прямо напротив медных колец.
- Полная изоляция всех контактов во избежание контакта с рулём.
- Устанавливается пружина, обеспечивающая плотное соприкосновение контакта с кольцами. Для этого можно использовать тонкую пластинку. Одна из её сторон давит на контакт, а другая крепко прижимается к рулю.
- На последнем этапе агрегат встраивается на место его постоянной эксплуатации.
В целом процесс создания самодельного руля с подогревом несложный и вполне доступный для всех жаждущих автомобилистов, не имеющих возможности или не желающих тратить определённое количество денег на покупку профессионального оборудования.
Полученный механизм при активной работе ведёт себя вполне прилично, руль нагревается в считаные минуты с предельной равномерностью во всех участках.
На видео — работа подогрева руля:
Применение такого девайса — отличный выход для постоянно мёрзнущих людей, с нарушенным кровообращением. Особенно приятно держаться за тёплое рулевое колесо, когда на улице держится минусовая температура.
Теперь собственно о том как подключить наш подогрев руля
Вариантов есть несколько:
- Использовать clockspring, в случае наличия «лишних» проводов.
- При помощи контактной площадки, используя принцип так называемых скользящих контактов.
Первый вариант мне не подошел, т. к. лишних проводов у меня не было, кроме того разбирать улитку исключительно ради того, чтобы впихнуть туда два провода — не особо хотелось. Короче, решил подключить самодельный подогрев руля следующим образом:
- У знакомого токаря заказал два медных кольца по 1,5 мм толщиной, затем кинул на них, как вы понимаете «+» и «-» .
- При помощи паяльника подсоединил к ним провода и подключил через реле к аккумулятору. Во избежание проблем из-за оставленного включенным на ночь подогрева решил сделать чтобы включение реле происходило только при включенном зажигании.
- При помощи двухстороннего скотча закрепил кольца на clockspring.
- Между кольцами налил эпоксидный клея, чтобы не допустить замыкание.
- Один контакт оставил на «плюс», второй минусовой взял с рулевого вала, в итоге один остался не задействован.
- Напротив колец сделал контакт, расположил его в руле, для этого пришлось просверлить в нем отверстие.
- Затем все как следует заизолировал, чтобы не допустить контакта с рулем.
- Потом решил поставить пружину для того чтобы контакт постоянно был прижат к кольцам. Для этого использовал тонкую пластинку, с одной стороны она прижимается к рулю, а с другой давит на контакт.
Яндекс.Директ
Деловые и нарядные платьяОт Российских дизайнеров! +Доставка. Размеры 42-64. +Оплата при получении.moda-nsk.ru | Эмалан ценаЭмалан цена Купить, Доставка на дом бесплатно!roskosmetika.ru | Платья на Lamoda! Распродажа!Распродажа платьев на Lamoda! Бесплатная доставка по России!Скидки до 70%·Премиум бренды·Новинки· |
Особенности монтажа
Для работы в домашних условиях лучше всего взять специальные нагревательные элементы, которые используются в механизмах подогрева автомобильных сидений. В магазинах можно приобрести такой набор, как «Емеля Горыныч». Он хорош тем, что оснащён качественным термореле. Благодаря ему подогрев будет отключаться автоматически, когда достигнет той или иной температуры.
Для изготовления самодельного подогрева руля, кроме самих реле и нагревательных элементов, нужны следующие инструменты и материалы:
- фломастер;
- нож и эпоксидный клей;
- двусторонний скотч и изолента;
- герметик;
- контакт выключения устройства, два кольца из меди;
- кожаный чехол для руля (его при желании тоже можно сшить самому);
- паяльник.
Это интересно: Покрытие «Гравитекс» в баллончиках для автокузова: 5 преимуществ аэрозоля Gravitex и 2 варианта применения
Чтобы начать процесс монтажа, рулевое колесо нужно снять. После этого в первую очередь ставятся нагревательные элементы.
Процесс представляет собой последовательность действий:
- С помощью маркера нужно отметить места установки нагревателей. При этом шаг может быть разным. Допустимое расстояние между бороздками — от 20 до 30 мм.
- После разметки колеса необходимо ножом проделать углубления для нагревательных элементов. Вместо острого лезвия можно использовать для этого специальную бормашину с насадками.
- Провода можно зафиксировать, а можно оставить как есть. В итоге они закроются чехлом.
Специалисты советуют ставить нагревательные элементы на клей, а участки поворотов и изгибов крепить с помощью изоленты. Её можно убрать, когда клей высохнет. Как только он затвердеет, борозды с нагревательными элементами потребуется наполнить герметиком. Благодаря этому под кожаным чехлом канавки совершенно не будут ощущаться. Затем борозды шпаклюют, а поверхность колеса выравнивают ножом.
Монтаж ленты на руль
Для монтажа ленты на руль лучше использовать полоски, ширина которых равна 15 мм. Это позволит приклеить ленту без складок на рулевом колесе. В продаже есть лента размером поменьше или побольше указанного. Приклеивание полотна карбона проводят с помощью обычного клея для резины.
Лента приклеивается на обод двумя контурами на боковые или верхнюю и нижнюю стороны. Подключение контуров происходит параллельно. Такой способ позволяет уменьшить сопротивление, тем самым ускоряя время нагревания ленты. В некоторых случаях используют температурный датчик или реле времени. Они позволяют отключать нагревательный элемент автоматически.
После размещения ленты на руле сверху можно нанести слой термостойкого скотча. Он защитит ее от повреждений и послужит источником дополнительной фиксации. Далее надевается кожух оплетки рулевого колеса.
Насколько он распространен?
Не смотря на простоту своего устройства, обогрев руля не слишком распространен в штатном наполнении большинства автомобилей. Даже ведущие марки, такие как Мазда, Ниссан, Мерседес, Ситроен и Шевроле, предлагают подобное удобство лишь в качестве отдельно оплачиваемой опции. Опциональна установка обогрева и на БМВ 1 серии, а также на британский Рэндж Ровер. Гораздо чаще подогреваемая «баранка» включается в специальные пакеты, предлагаемые для приобретения отдельно. Помимо данной функции в него может входить электрообогрев переднего стекла, форсунок, зоны дворников и т.п. Японская компания Тойота включает обогрев руля в штатное наполнение некоторых комплектаций. Правда касается данный факт только топовых внедорожных моделей – Land Cruiser «200» и «Prado». Даже бизнес-автомобиль Тойота «Camry» такой комфортной функции лишен. У корейского концерна КИА дело с обогревом «баранки» обстоит значительно лучше. Пакет дополнительных «тепловых» опций доступен на всех машинах корпорации, включая начальную модель «Rio».
Шаг первый добраться до улитки рулевого колеса
Нам необходимо добраться до разъема управления на контактной площадке или улитке рулевого колеса. Для этого необходимо снять рулевое колесо и коробку с системой подушки безопасности. Обычное крепление коробки с механизмом подушки – два боковых болта, закрытые пластиковыми заглушками. Крепление выворачиваем с помощью хитрого ключика
Совет! Прежде чем снимать клеммы модуля подушки безопасности, сверяемся с руководством по эксплуатации авто и снимаем клеммы аккумулятора.
Далее наступает черед руля. Стандартное крепление баранки – центральная гайка – легко откручивается накидным ключом. Корпус улитки, как правило, крепится на остов с помощью пары пластиковых защелок. Если на руле установлены кнопки дистанционного управления, перед снятием откидываем контактную фишку на улитке.
Именно этот разъем нас интересует в качестве источника питания подогрева. На большинстве моделей авто, благодаря высокой унификации, фишка имеет больше контактов, чем реально используется для управления. Рядом находится разъем подушки безопасности. На всякий случай контакты, выбранные под питание подогрева руля, стоит сверить с руководством по эксплуатации автомобиля, чтобы не пришлось впоследствии искать причину неработающих кнопок на руле.
В зависимости от сопротивления нагревательного элемента стоит предварительно измерить параметры тепловыделения и проверить, насколько шлейф улитки способен выдерживать ток нагрузки, не перегреваясь выше критической температуры. Для этого отрезаем несколько полос элементов подогрева и с помощью проводов и клемм подключаем фрагмент подогревателя к аккумуляторной батарее через свободную пару контактов шлейфа улитки.
Совет! Делайте длину ленты нагревателя максимально возможной. Ток будет меньше, что уменьшит тепловую нагрузку на шлейф. При этом изоляция будущей системы подогрева руля должна оставаться слегка теплой и, главное, – стабильной в течение часа.
Далее устанавливаем нагреватель непосредственно «под кожу» рулевого колеса. Чаще всего используется ленточный нагреватель из углеродных или углеграфитовых нитей.
Примерная длина одного фрагмента нагревателя – 55-60см. Этого как раз хватит для подогрева одной половинки руля. На внешнюю сторону руля приклеиваем подходящим клеем. Хорошо зарекомендовал себя клей «Момент» на основе полихлоропреновых каучуков.
В местах установки контактов стоит вырезать пазы, чтобы места спайки проводов не выпирали через чехол.
Контакты на концах элементов подогрева руля можно сделать своими руками из медной фольги либо использовать стандартные контактные клипсы.
К металлу припаиваем провода, которые коммутируем в свободные гнезда фишки улитки. На руле сами провода уложим в предварительно вырезанные пазы и зафиксируем хомутами.
Поверх приклеенных элементов подогрева намотаем изоляционную ленту на тканевой основе.
Если для элемента подогрева вы использовали нихромовую проволоку, то всю длину нагревателя, а это примерно 11м, необходимо равномерно распределить по окружности руля. Чтобы избежать контакта соседних витков и исключить выпячивание проволоки через чехол, лучше уложить витки в заранее выполненные канавки и зафиксировать проволоку изоляционным материалом. Остальные подключения проводят аналогично с подогревом углеродным элементом.
Реализация подогрева руля углеродной лентой, рассчитанной на 12 вольт, – наиболее безопасный путь и удобный способ обустройства, хотя бы потому, что лента будет греть наружную часть обода руля. Тогда как проволоку придется изолировать и наматывать на обод, что увеличит ненужные затраты энергии на нагрев тех частей руля, которых практически не касаются руками.
Оба варианта достаточно популярны и позволяют установить подогрев на участки руля, которые более всего используются вами при управлении автомобилем.
Можно ли сделать подогрев самому?
Для самостоятельной установки возможно два варианта – купить готовый комплект или обмотать руль проволокой повышенного сопротивления самостоятельно.
Повышенного – потому, что у меди очень низкое объёмное электрическое сопротивление, её потребуется очень много или придется применять очень тонкое сечение провода, что ненадежно.
Необходимые инструменты и материалы
Потребуется универсальный инструмент для снятия рулевого колеса, принадлежности для вмешательства в электропроводку, а также материалы непосредственно для изготовления и монтажа нагревательного элемента.
Конкретный набор зависит от выбранного варианта, но в любом случае ничего специфического или сложного не понадобится.
Какой нагревательный элемент использовать
Возможно несколько вариантов при самостоятельном изготовлении нагревателя.
Нихромовая проволока расчетного сечения. Нихром – это один из электротехнических сплавов повышенного сопротивления, любые другие аналоги тоже пригодны. Из них делаются спирали бытовых нагревателей, электроплиток, высокоомные проволочные резисторы и много прочего. Возможны варианты предварительно расчета сечения нити или наоборот, подбор конструкции под имеющийся провод.
Медная проволока, её потребуется намного больше, но можно использовать специальный провод от автомобильных обогревов, он уже снабжён подходящей изоляцией, его погонное сопротивление известно, остается подобрать нужную длину, исходя из мощности.
Углеродное волокно. Оно продается в виде токопроводящей ленты с известными параметрами. Имеет свои особенности, например, большая площадь рассеивания тепла, что удобно именно для руля. Другое название – карбоновая лента для нагревателей.
Для обеспечения требуемой тепловой мощности потребуется электротехнический расчет нагревателя.
Используются формулы закона Ома, сопротивления проводника по диаметру или сечению, погонному сопротивлению, зависимости мощности от тока и напряжения, то есть всё по школьному курсу физики.
Оптимальная мощность – порядка 50 Ватт, то есть ток от бортовой сети 12 Вольт составит примерно 4 Ампера. Получается сопротивление набора рабочих проводников 3 Ома.
Возможно последовательное или параллельное соединение отрезков, нужно знать формулу расчета суммарного сопротивления для обоих случаев.
Подключение нагревательного элемента
Руль вращается относительно рулевой колонки, поэтому питание придется подавать через специфическое соединение с вращением на ограниченный угол.
Он достаточно велик, колесо обычно делает 3-4 оборота между упорами. Применяются либо шлейфы типа «улитка», либо скользящие контакты.
В современных автомобилях использованы подрулевые шлейфы. Если в них получится найти свободные контакты на суммарный ток в 4 А, то вопрос решен.
Если нет – надо заменить улитку на вариант для аналогичной машины, но уже с опцией обогрева руля.
Схема подачи питания и управление обогревом
Подать питание в случае, когда шлейф улитки имеет возможность передать расчетный ток, то есть это предусмотрено заводской конструкцией в качестве опции, несложно.
На блоке реле и предохранителей согласно схеме электрооборудования отыскивается контакт, на который подается напряжение от главного реле после включения зажигания.
Туда внедряется дополнительный провод, рассчитанный с помощью таблиц сечения автомобильной проводки на выбранную мощность нагревателя.
Этот провод через выключатель с лампочкой подсветки и предохранитель соответствующего номинала (примерно в 2-3 раза выше рабочего тока) с кабельным держателем соединяется с соответствующими пинами улитки.
Когда рабочие токи набора проводников шлейфа не позволяют передачу большой мощности, можно применить модуль повышения напряжения.
Под него пересчитывается сопротивление нагревателя, номинал предохранителя и проверяется соответствие способностям шлейфа.