Устройство рычага переключения передач, неполадки и ремонт

Содержание:

Устройство механической коробки передач — как устроена МКПП

Большинство современных транспортных средств комплектуются следующими типами коробок переключения передач:

Каждый тип КПП имеет свою, отличную от других конструкцию, свои достоинства и недостатки, исходя из которых, автолюбитель во время покупки автомобиля может отдавать предпочтение тому или иному устройству. Устройство механической коробки передач (МКПП), которое будет детально рассмотрено в данной статье, отличается своей простотой, поэтому понять принцип ее действия достаточно легко.

Механизм

Механическая коробка

Перед тем как приступить к изучению устройства механической коробки передач (МКПП) и принципов ее работы, следует подробно описать данный механизм. Механическая коробка передач – это неотъемлемая часть любого транспортного средства, оборудованного двигателем внутреннего сгорания. Ее обязательное наличие обусловлено спецификой работы современных моторов, имеющих достаточно небольшой диапазон оборотов, в пределах которого достигаются максимальные значения мощности и крутящего момента. Помимо этого любой двигатель имеет критическую величину частоты оборотов, превышение которой неизменно приводит к преждевременному износу агрегата, вплоть до выхода его из строя. Перед передачей крутящего момента на вторичный вал и на колесный привод транспортного средства МКПП меняет направление данной векторной физической величины и преобразовывает ее. Переход на каждую новую ступень в МКПП осуществляется посредством механического передвижения рычага в ту или иную позицию.

Непосредственно механизм КПП находится в металлическом корпусе, внутрь которого заливаются смазочные материалы, обеспечивающие стабильную работу механизма. Рычаг переключения скоростей может располагаться как в самой коробке переключения передач, так и за ее пределами (в кузове автомобиля). В случае дистанционного процесса переключения передач применяется тяга привода управления (кулиса).

Особенности конструкции

Составные части МКПП:

  • первичный вал;
  • промежуточный вал;
  • вторичный вал;
  • дополнительный вал;
  • картер;
  • синхронизаторы;
  • устройство переключения передач, в комплектацию которого входят замки и блокировочные механизмы;
  • рукоятка переключения передач.

Принцип действия

Принцип работы

Подшипники, находящиеся в картере, способствуют вращению валов устройства. Каждый вал имеет в своем оснащении наборы шестерен, на которых в различном количестве расположены специальные зубья.

Функция синхронизаторов заключается в уравновешивании угловых скоростей шестерен, возникающих в процессе их вращения. Благодаря их работе передачи переключаются плавно без постороннего шума.

Блокировочные механизмы предотвращают возможность самопроизвольного выключения передач, в то время как замки препятствуют одновременному включению нескольких передач.

Количество ступеней и валов

Трехвальная МКПП

Сегодня наибольшей популярностью пользуется пятиступенчатая КПП, однако, нередко можно встретить четырехступенчатые и шестиступенчатые механизмы.

В комплектацию МКПП могут входить два или три вала. Трехвальными механизмами оснащаются переднеприводные и заднеприводные транспортные средства (в т.ч. грузовые автомобили).

Двухвальными коробками чаще всего комплектуют переднеприводные легковые машины.

Основные различия КПП с разным количеством валов:

  • Местонахождение валов. В двухвальной КПП валы располагаются параллельно друг другу;
  • Процесс осуществления передачи. В КПП с тремя валами передача создается за счет работы одной пары шестерен, в трехвальной – за счет взаимодействия двух пар;
  • Прямая передача. Двухвальная КПП не имеет прямой передачи.

В остальном устройство МКПП существенных отличий в конструкции и в принципе работы не имеет.

Снятие селектора АКПП

Снятие селектора на различных моделях автомобилей может отличатся, но основная последовательность действий схожа для всех. Для демонтажа узла требуется:

  1. Открыть капот. Автомобиль при этом следует зафиксировать ручным тормозом;
  2. Для удобства доступа к селектору рекомендуется снять аккумуляторную батарею, ее площадку и воздушный фильтр;
  3. Установить рычаг в положение «N»;
  4. Отсоединить электрический разъем.;
  5. Рассоединить тягу и трос. Данную операцию удобно производить при помощи отвертки;
  6. Тяга снимается вверх со штока путем легкого покачивания. При возникновении заеданий желательно помогать отверткой. Работать следует аккуратно, чтобы не произошло переключение передачи;
  7. Отключить датчик, контролирующий в какое положение установлен селектор акпп;
  8. Ослабить все пластиковые хомуты и извлечь колодку из кожуха, воздействуя на удерживающие усики;
  9. Демонтировать щуп, вставленный через уплотнительную резинку;
  10. Открутить крепеж корпуса селектора. Снимать разъем при этом нет необходимости;
  11. Легким движением вытянуть узел. Если наблюдается застревание, запрещено прикладывать силу, так как возникает риск повреждения корпуса.

Неисправности

Любая трансмиссия и коробка передач (КПП) подвержены поломкам, что связано с условиями эксплуатации и существенными нагрузками при работе. Основные причины выхода из строя – механическая деформация, износ, отсутствие обслуживания. Несмотря на все маркетинговые уловки трансмиссионное масло, если это роботизированная коробка передач или Механическая коробка передач, трансмиссионная жидкость ATF, если это автоматическая коробка передач, должны проверяться и меняться вовремя. О такой коробке как вариатор (CVT) лучше промолчать, для него «масляное голодание» верная смерть. Плюс ко всему причинами поломки могут быть стиль вождения, некачественные комплектующие, неправильный монтаж и другие. В зависимости от КПП выходят из строя механическая, гидравлическая и электрическая части.

О том, что неисправна коробка передач (КПП), говорят многие факторы. Это посторонние звуки, нарушение динамики движения, в ряде случаев движение автомобиля вообще невозможно ни вперед, ни назад. Поэтому при малейших неисправностях необходима диагностика.

Рычаг МКПП

Характерной чертой управления механической коробкой передач является необходимость переключения скоростей вручную. И именно для выбора нужной передачи служит рычаг КПП.

Расположение

На подавляющем большинстве современных автомобилей (как отечественных, так и зарубежных моделей) рычаг МКПП имеет напольное дистанционное расположение. Сам рычаг связан с коробкой передач при помощи кулисы — расположенных вне корпуса коробки специальных тяг, а также тросиков и валика. Такая конструкция обеспечивает удобное и легкодоступное водителю положение рычага.

Стоит также упомянуть и о подрулевом рычаге МПКПП. В этом случае он расположен непосредственно на рулевой колонке. Подобный механизм был довольно популярен в США и Европе, начиная с конца 1930-х годов, а также встречался и на отечественных автомобилях («Волга» ГАЗ-21). Многие автолюбители оценивают подрулевой рычаг как более удобный, отмечая, что при переключении передач не приходится каждый раз к нему тянуться. Однако существенны и недостатки подобной трансмиссии: повышенный износ тяг, низкая четкость и скорость выбора передачи, возможны неполное включение и выключение передач, самопроизвольное «выбивание» передачи и даже полное заклинивание тяг.

Особенности рычагов

Рычаги могут различаться по длине. В современном автомобилестроении прослеживается тенденция к уменьшению длины рычага. Если раньше на легковых автомобилях можно было встретить рычаги, длина которых достигала порой тридцати сантиметров, то сегодня производители, стремясь сделать каждую деталь как можно эргономичнее,  используют рычаги куда короче.

Набалдашник рычага может иметь круглую, овальную или цилиндрическую форму. Таким образом, производители экспериментируют с формой для того чтобы водителю было комфортнее переключать передачи. Как правило, набалдашник выполняет и информационную функцию – на нем изображена схема переключения передач на данном автомобиле.

При тюнинге автомобиля на рычаг может устанавливаться утяжеленный металлический набалдашник. Это облегчает быстрое переключение передач – такой рычаг достаточно слегка подтолкнуть, а дальше он продолжит движение по инерции, за счет веса набалдашника.

Схемы переключения передач

При выборе конкретной передачи рычаг КПП наклоняют в продольной (вперед-назад) и поперечной (влево-вправо) плоскостях. Качением рычага влево-вправо выбирается вилка переключения передач. И затем, толкая рычаг вперед или назад, водитель при помощи выбранной вилки сдвигает в нужном направлении  синхронизатор или муфту, включая тем самым ту или иную передачу. В нейтральном положении рычаг удерживается одной или несколькими пружинами.

В большинстве случаев на автомобилях c четырехступенчатой МКПП первая и вторая, третья и четвертая передачи расположены друг напротив друга, а задняя включается либо перемещением рычага вправо и назад, либо вправо и вперед.

В случае пятиступенчатой трансмиссии добавляется пятая передача, обычно, чтобы включить её необходимо наклонить рычаг вправо и затем перевести его вперёд.

Многие европейские автомобили, (в том числе переднеприводные ВАЗы), используют другую разновидность этой системы переключения, в которой задняя передача включается движением «влево-вперёд». Здесь становится актуальным вопрос непреднамеренного включения задней передачи вместо первой. Чтобы этого не произошло, производители предусматривают различные системы блокировки такого включения. Отключение блокировки осуществляется утапливанием рычага «внутрь», нажатием и удержанием специальной кнопки, либо поднятием кольца, расположенного непосредственно на ручке рычага КПП.

Стоит отметить, что схемы включения передач одинаковы для автомобилей как с левым, так и с правым рулем.

Вопросы эксплуатации

Пожалуй, основными проблемами, с которыми сталкиваются автолюбители при эксплуатации рычага КПП, являются его дребезжание и вибрация. И, конечно же, чаще этим грешит продукция АВТОВАЗа.

Дребезжит обычно сама ручка рычага. При этом если прижать ее рукой, дребезжание прекращается. Подобный дефект легко устраняется стачиванием на 3 мм втулки крепления рычага.

От вибрации рычага избавиться несколько сложнее. Вибрация передается на рычаг по тягам от силового агрегата. Как правило, это конструктивная особенность той или иной модели конструктивная особенность, и для окончательного устранения проблемы необходимо менять весь привод переключения передач. На автомобилях, в которых механизм привода тросовый, сложностей с вибрацией не возникает.

Как правильно тормозить?

Техника торможения при помощи коробки передач крайне важна – от нее зависит не только эффективность торможения, но и безопасность участников дорожного движения. При резких поворотах или гололеде задача усложняется.

Способы безопасного торможения:

  1. Торможение при помощи двигателя. Это оптимальный вариант, подходящий практически для любой ситуации. Его можно использовать и на мокрой дороге, и на обледенелой, а также при поломках тормозов. Торможение достигается переключением передач и перегазовкой.
  2. Комбинированное торможение почти аналогично первому способу. Но все описанные действия сочетаются с плавным нажатием на педаль тормоза. Этот способ обеспечивает более быстрое торможение.
  3. Торможение «накатом». Используется на небольшой скорости или в экстренных случаях. При обычной езде этот способ использовать не советуют, так как он не самый безопасный из перечисленных.
  4. Комбинированное торможение с постоянной передачей. Производить его нужно аккуратно – если двигатель лишится тяги, водитель не сможет контролировать движение автомобиля.
  5. Резкое торможение – используется в чрезвычайных ситуациях, торможение достигается одновременным давлением на тормоз и сцепление, пока автомобиль окончательно не остановится.

Если провести торможение правильно, можно сократить не только расход горючего, но и износ двигателя.

Техническое обслуживание МКПП

ТО для МКПП заключается, как правило, в проверке уровня масла в ней. Необходимо следить, нет ли подтёков на картере, стыках и заливных и сливных пробках.

Автомобили, оборудованные бортовым компьютером, могут сигнализировать владельцу о проблемах с узлом МКПП. Каждых сигнал компьютера расшифровывается, после чего принимаются соответствующие меры. Расшифровка может быть в мануале к вашему авто или в специальной программе на ноутбуке, который можно подключить к бортовой системе автомобиля. В большинстве иномарок масло в коробке не меняется, если нет никаких неполадок. Необходимо только изредка проверять его уровень (если нет следов утечек).

МКПП – система достаточно простая и ремонтопригодная. Если вам нужен простой и надёжный автомобиль, то выбирайте машину, оборудованную МКПП.

Необычные по форме ручки переключения передач

Начиная со второго поколения гибридного автомобиля марки Toyota Prius, в автопромышленности начала набирать популярность технология позволяющая, устанавливать вместо обычных рычагов переключения АКПП необычные по форме элементы управления трансмиссией.

Например, в наши дни, вместо громоздких ручек АКПП стало модным устанавливать миниатюрные ручки. Это стало возможным благодаря электронным системам, которые по сути и переключают современные автоматические коробки передач. Вот к примеру, как может необычно выглядеть современная ручка переключения передач. Посмотрите друзья на интерьер автомобиля Nissan Leaf, где в глаза сразу бросается круглая ручка передач, которая очень похожа на компьютерную мышь. 

Моностабильная ручка переключения передач

Моностабильный рычаг переключения коробки передач (особенно в виде джойстика) стал модным с момента его первого появления в автомобилях БМВ

Но наибольшее внимание эта ручка переключения АКПП получила после премьеры нового поколения 5-й серии этих машин. . В итоге мода на подобные ручки переключения автоматической коробкой передач начала набирать популярность во всем мире

Вот например, компания «General Motors» решила оснастить подобными ручками свои марки автомобилей Buick LaCrosse и Chevrolet Bolt EV

В итоге мода на подобные ручки переключения автоматической коробкой передач начала набирать популярность во всем мире. Вот например, компания «General Motors» решила оснастить подобными ручками свои марки автомобилей Buick LaCrosse и Chevrolet Bolt EV.

Компания «Ауди», которая долгое время использовала в качестве ручки переключения передач классические рукоятки, тоже обратила внимание на эту технологию. Правда пока что в «Ауди» решили внешне придерживаться более классического дизайна ручек переключения АКПП, расширив пока только их функциональную возможность за счет дополнительного оснащения кнопками

Регулировка смеси карбюратора

Для окончательного ответа, как отрегулировать карбюратор ВАЗ 2106, необходимо установить его холостые обороты. Такая регулировка смеси карбюратора ВАЗ 2106 производится следующим образом:

  1. Производим запуск силовой установки и прогреваем его до рабочего состояния 90 градусов.
  2. Находим на корпусе изделия болты качества и количества смеси.
  3. Эти болты необходимо закрутить до конца, а затем повернуть в обратную сторону на 2-3 об. После этого проводим регулировку смеси карбюратора при помощи этих винтов и выставляем требуемый холостой ход.
  4. Для достижения этого требуется винтом качества смеси медленно делать смесь «бедной», а винтом количества – уменьшать обороты мотора.

Для наглядности и понимания технологии процесса можно посмотреть регулировку карбюратора ВАЗ 2106 на фото, которые выложены на нашем сайте

Следует помнить, что регулировка смеси карбюратора имеет важное значение не только для нормализации расхода топлива, но и для корректной работы легкового автомобиля

Выбор переключения АКПП с помощью кнопки

Переключение коробки передач с помощью кнопки в современной автопромышленности становится все популярнее и популярнее. Но на самом деле это революционная технология не 21 века. Дело в том, что эту технологию еще в 1950-х годах предложила компания Chrysler, оснастив её в качестве эксперимента свои некоторые модели автомобилей.

Также в последующем некоторые Американские автомобильные компании решили попробовать расположить кнопку переключения автоматической коробки передач на рулевом колесе.

Но, к сожалению, в те годы эта технология не завоевала популярности. Но на удивление в наши дни технология переключения АКПП с помощью кнопок вернулась. Все началось с дорогих суперкаров и люкс автомобилей. Затем к этому тренду присоединились такие бренды как Acura, Alfa Romeo, Ferrari, GMC и Honda.

И мода на кнопки вместо ручек переключения трансмиссии продолжает набирать популярность во всем мире. Так что надо признать, что если речь идет об автоматических трансмиссиях, то их переключение с помощью кнопок намного комфортнее и удобнее.

Поэтому вполне возможно, что именно эта технология переключения АКПП станет основной во всей автопромышленности.

Советы водителям при езде на механике

Самая распространенная ошибка у новичков — это интересная игра с педалью сцепления. Так как у большинства возникают трудности при старте, также встречаются водители, которые неправильно выставляют передачу, учитывая все внешние факторы.

Также зачастую у начинающих водителей возникают сильные толчки и рывки при переключении передачи. Это может стать главной причиной поломок, как отдельных частей трансмиссии, так и самой коробки передач. Кроме того, от подобного вождения может страдать двигатель. Например, если транспортное средство будет двигаться в гору на 5 передаче на очень низких оборотах, то поршневые пальцы начнут сильно стучать, от этого увеличивается износ деталей, в редких случаях поршень может даже сломаться.

Поршни зачастую ломаются при таких нагрузках, потому что в двигателе начинается процесс детонации — на слабых оборотах двигателя происходит самопроизвольный взрыв топливно-воздушной смеси. От таких взрывов поршни могут расколоться, а иногда даже и вовсе сломаться. Если вы услышите, что детонация в двигателе происходит, то постарайтесь как можно быстрее ее устранить. Первым делом остановите автомобиль, и, скорее всего, детонация прекратиться. В дальнейшем нужно будет посетить СТО, чтобы проверить двигатель на повреждения.

Внимание!
Бывают случаи, когда начинающий водитель боится повышать передачу, от этого он долго насилует первую, а после катается на 2-ой и 3-ей при скорости 70-80 км/ч. Такие действия не приводят ни к чему хорошему — происходит сильный расход топлива, а на движок и трансмиссию идут огромные нагрузки.. Также стоит добавить, что встречаются достаточно ленивые автомобилисты, которые не любят ставить селектор в нейтральное положение во время остановки

То есть они держат и педаль сцепления, и педаль тормоза, при этом сама передача остается на определенном положении. Такая вредная привычка приведет к очень быстрому износу подшипника сцепления. Уж поверьте, замена его значительно ударит вам по карману, так как мастерам придется разбирать всю составляющую сцепления

Также стоит добавить, что встречаются достаточно ленивые автомобилисты, которые не любят ставить селектор в нейтральное положение во время остановки. То есть они держат и педаль сцепления, и педаль тормоза, при этом сама передача остается на определенном положении. Такая вредная привычка приведет к очень быстрому износу подшипника сцепления. Уж поверьте, замена его значительно ударит вам по карману, так как мастерам придется разбирать всю составляющую сцепления.

Сломанный выжимной подшипник сцепления

Некоторые автолюбители при езде любят держать ногу на сцеплении, обуславливают они это тем, что контролируют тягу. Делать так не нужно, ногу рекомендуется ставить на специально подготовленную площадку рядом с педалью. Если периодически заносить ногу на педаль сцепления, то от этого у вас в скором времени проявится усталость. А это в свою очередь отразится на управлении автомобилем и рулежке. Чтобы снизить усталость от лишних действий до минимума, мы советуем вам грамотно отрегулировать кресло водителя. Поверьте, так вам станет намного удобнее и комфортнее ездить на автомобиле.

Водителю должно быть удобно сидеть за рулем

В завершении статьи хочется дать вам еще один дельный совет, если вы хозяин автомобиля с механической коробкой переключения передач. Дело в том, что передачи можно переключать, ориентируясь только на тахометр. Этот прибор указывает на число оборотов двигателя в реальном времени, ориентируясь только на этот параметр можно управляться с КПП.

Внимание!
На бензиновых двигателях оптимальными для переключения считаются обороты около 3000 в минуту. У движков, работающих на дизельном топливе, этот показатель равен 1500-2000 об/мин

Как только автомобиль наберет такие обороты, можно переключать передачу. 

Переключать передачи можно и по тахометру

Когда водитель привыкнет к своему автомобилю, то он сможет интуитивно определять обороты и момент переключения передачи. Это будет осуществляться по слуху, а также по ощущениям нагрузки на ДВС.

Если вы детально прочитали нашу статью, то теперь точно знаете как грамотно осуществлять переключение передач. Чтобы быстро научиться управлять автомобилем с МКПП нужно больше практиковаться, так вы сможете чувствовать машину и наберетесь опыта. Желаем вам успехов, будьте аккуратней на дорогах!

Рычаг переключения передач – устраняем недуги системы

Иногда перед автомобилистом встает вопрос, почему болтается рычаг переключения передач, однако прежде чем на него ответить, следует четко представлять, что собой представляет данный элемент КПП, его устройство и какие функции он выполняет.

Рукоятка рычага переключения передач, или какова конструкция системы?

Особенностью всех механических коробок переключения передач является необходимость ручного воздействия на рычаг. Можно считать, что как раз он и выполняет важнейшую функцию в определении скоростного режима вашего перемещения. А значит, без него управление транспортным средством становится просто невозможным. Принцип работы рычага довольно прост: наклоняя в продольном и поперечном направлениях, вы устанавливаете его в положение, которому соответствует определенная скорость.

Рукоятка рычага переключения передач соединена с синхронизатором посредством вилки, положение которой передает информацию о номере выбранной скорости. Синхронизатор выставляет шестерни коробки передач так, чтобы вырабатываемая мощность мотора позволила двигать авто с заданной скоростью. В случае, когда положение рычага соответствует нейтральной передаче, его удерживают пружины. Схема переключения скоростей часто изображена на головке рычага.

Как может располагаться рычаг переключения передач?

Расположение рычагов КПП может быть как напольным, так и подрулевым. И несмотря на то, что последнее считается более удобным в эксплуатации, тем не менее, в большинстве случаев производители авто отдают предпочтение первому варианту. Это обусловлено некоторыми недостатками подрулевого расположения, среди которых: низкая скорость и четкость, вероятность неполного включения передач, тяги изнашиваются намного быстрее, иногда возможно их заклинивание, а также и «выбивание» передачи.

А ведь при этом в обоих вариантах устройство рычага переключения передачи остается одинаковым. Различия могут быть только в длине, причем если раньше она могла достигать даже 30 см, то сегодня заводы-изготовители стремятся сделать ее как можно меньше, устраняя слишком большой ход рычага переключения передач. Поэтому с напольным расположением существенно ничего не изменится в конструкции, но поломок станет заметно меньше.

Скрип рычага переключения передач и другие неполадки

Из всего вышесказанного ясно, что данная деталь является одной из самых важных во всей коробке переключения передач, и если она вышла из строя, то управлять таким транспортным средством становится опасно для жизни. Наиболее распространенными причинами, по которым может произойти такое ЧП, являются либо механические повреждения, либо же последствия некорректной эксплуатации. Приведем несколько поломок, которые вы легко обнаружите самостоятельно.

Следует знать, что ручка рычага переключения передач должна перемещаться свободно, без заеданий. В случае же, когда возникают трудности в выполнении данного действия, скорее всего вышла из строя сферическая шайба или же шаровая опора. Их необходимо заменить в срочном порядке. Также о неисправности говорит и скрип рычага переключения передач. Если же происходит самопроизвольное выключение, значит, обязательно стоит проверить пружину, вполне возможно, что она попросту соскочила.

Как произвести ремонт рычага переключения передач?

В любом случае, что бы ни произошло, ремонт рычага переключения передач предполагает замену вышедших из строя деталей, а без его полного снятия сделать такое будет невозможно. С этой целью демонтируется пластиковая защитная пластина и освобождается обойма шарниров. После чего необходимо отвести в сторону реактивную тягу и снять целиком весь рычаг. Но для того, чтобы освободился доступ ко всем пластмассовым втулкам и оси, нужно обязательно снять чехол для рычага переключения передач.

Чтобы заменить пружину, ее необходимо вытащить, а для этого нужно демонтировать стопорное кольцо и шарнир с рычагом. В случае, когда не обойтись без замены шаровой опоры, следует аккуратно раздвинуть пальцами сферическую шайбу и вынуть износившуюся деталь. При этом, устанавливая новую, смажьте ее.

Тяги же меняются следующим образом. В нижней части авто находится хомут, следует ослабить его затяжку. Дальше нужно отсоединить его от шарниров и, раскрутив гайку крепления, можно свободно вытянуть тягу. Монтаж новой осуществляется в обратном порядке. Таким образом, заменив все испорченные элементы на новые, можно ездить спокойно. При этом не забывайте, что периодически необходима и регулировка рычага переключения передач.

Выбор переключения АКПП с помощью кнопки

Переключение коробки передач с помощью кнопки в современной автопромышленности становится все популярнее и популярнее. Но на самом деле это революционная технология не 21 века. Дело в следующем, эту технологию еще в 1950-х годах предложила компания «Chrysler» оснастив ей в качестве эксперимента некоторые свои модели автомобилей.

Также в последующем, некоторые Американские автомобильные компании решили попробовать расположить такую же кнопку переключения автоматической коробки передач прямо непосредственно на рулевом колесе.

Но к нашему сожалению эта технология в те годы так и не смогла завоевать нужной популярности у автомобилистов. Но, на наше с вами удивление, в наши сегодняшние дни данная технология переключения АКПП с помощью кнопок вернулась. Все началось с дорогих суперкаров и с люкс автомобилей. Затем к этому тренду присоединились другие ведущие авто-бренды, как «Acura», «Alfa Romeo», «Ferrari», «GMC» и «Honda».

И эта мода на кнопки вместо привычных ручек переключения трансмиссии сегодня продолжает набирать популярность во всем мире. Так что здесь надо признать, если речь идет об автоматических трансмиссиях, то их переключение с помощью тех же кнопок намного комфортнее и удобнее.

Поэтому вполне возможно, что именно эта технология переключения АКПП с помощью кнопки станет основной во всей автопромышленности.

что это такое, признаки износа, как отрегулировать самостоятельно

Далеко не все автомобилисты представляют, как называется та или иная деталь в их автомобиле. При этом речь идет не только о «запрятанных» в двигатель механизмах, но и об устройствах, с которыми они взаимодействуют буквально каждый день. Одной из таких деталей является кулиса КПП.

Обратите внимание: Название «кулиса» не является официальным для данного механизма, но оно общепринято. На самом деле данная деталь называется тягой привода управления коробки передач

Что такое кулиса КПП

Многие водители ошибочно считают, что под кулисой понимается рычаг переключения передач, но это не совсем так. Если речь идет о кулисе КПП, подразумевается составной механизм, задачей которого является связь рычага переключения передач и штока. То есть, кулису увидеть, а уж тем более потрогать, водитель не может. Данный элемент располагается между рычагом и непосредственно коробкой переключения передач, а размещается она под днищем автомобиля, около карданного вала, а в некоторых случаях под самим рычагом переключения передач.

Как можно понять из описания, кулисе регулярно приходится сталкиваться с серьезными нагрузками, поэтому данный элемент должен иметь хорошую прочность. Несмотря на это, кулиса подвержена повреждениям. Если в ней отсутствует достаточно смазочных компонентов, в нее попали капли воды, пыль или другой «мусор», велик риск выхода детали из строя.

Обратите внимание: На некоторых автомобилях кулиса может без замены проработать 200-300 и даже более тысяч километров. Но, если брать средний результат, обычно кулиса КПП выходит из строя на 100 тысячах километров эксплуатации

Признаки износа кулисы КПП

Водитель должен обращать внимание на возможный выход из строя агрегатов автомобиля, в том числе знать характерные признаки износа кулисы КПП, чтобы своевременно предпринять действия по ее замене. Несмотря на то что механизм довольно надежный, следует знать следующие «симптомы» его скорой поломки:

  • Повышенный люфт у ручки КПП. Это может быть заметно, как когда ручка находится в нейтральном положении, так и на одной из передач;
  • Сложности с переключением передач. Например, одна или несколько передач с трудом «втыкаются», а может и вовсе возникает хруст при движении рычага в их сторону;
  • Чувствуется, что переключаться передачи стали более туго, будто рычаг стал значительно тяжелее;
  • Передачи включаются неправильно, например, вместо пятой включается третья или наоборот.

Водители часто игнорируют появление люфта в коробке передач, считая, что это нормальная ситуация. На самом деле, если возник люфт, нужно обязательно провести диагностику КПП, а при необходимости отрегулировать или заменить кулису. Дело в том, что незначительный люфт уже является достаточно серьезным симптомом неисправности кулисы КПП. Если ее «сорвет» в процессе движения автомобиля, это может привести к тяжелым последствиям, как для автомобиля, так и для водителя, поскольку велик риск в такой ситуации попадания в ДТП. Именно поэтому, если вы замечаете наличие проблем с переключением передач КПП, обязательно обратитесь в сервисный центр для диагностики и ремонта кулисы, если он потребуется.

Регулировка кулисы КПП

Не всегда требуется полная или частичная замена кулисы. Довольно часто можно ограничиться простой регулировкой. При этом отрегулировать кулису возможно своими руками, без обращения в сервисный центр. Есть два способа регулировки:

  • По задней передаче. Для того, чтобы отрегулировать кулису по задней передаче, необходимо ослабить на ней хомут, после чего перевести рычаг КПП в то положение, которое соответствует идеальному включению задней передачи. После этого затягивается хомут, и на этом работа считается завершенной;
  • По первой передаче. Если нет возможности включить заднюю передачу, можно провести регулировку кулисы КПП по первой передаче. Для этого включаем первую передачу, после чего ослабляем хомут кулисы. Далее вращаем привод кулисы против часовой стрелки до упора рычага КПП в пластиковый фиксатор задней скорости, и далее затягиваем хомут.

Стоит отметить, что выше описаны общие процессы регулировки кулисы КПП

Важно сказать, что процесс может отличаться, в зависимости от автомобиля, поэтому перед началом работ рекомендуется ознакомиться с инструкцией конкретно для вашей модели машины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *