Сабвуфер в запаску для porsche cayenne
Содержание:
Этап 2
Затем следует долгий и нудный процесс набора толщины. Стекловолокно накладывается слой за слоем, сушится и снова накладывается. При изготовлении мы используем только качественные финские полиэфирные смолы, но и они требуют значительного времени. Технология предусматривает накладывание 2-3 слоев, после чего производится сушка, затем процесс повторяется и так до достижения толщины стенки в 10-15 мм
Все это мы к чему, важно понимать, что хороший саб сделать за пару дней просто невозможно, на скорлупу требуется только 3- дня. Если кто-то обещает сделать это быстрее, помните, стенки будут тонкими…
Как рассчитать короб
Акустические системы, в том числе и сабвуферы, рассчитывают с помощью компьютерных программ. Наиболее часто используют «WinISD» и «JBL Speakershop».
Исходные данные для расчётов — технические характеристики динамиков из встроенных в программы баз данных, или введённые вручную. Как минимум необходимо задать основные, о которых упоминалось выше.
Софт также позволяет вести расчёты в «противоположном направлении», подобрать динамик, который обеспечит наилучшую отдачу при заданных параметрах корпуса.
Наиболее простые акустические формы, такие как закрытый ящик и фазоинвертор, не требуют высокой точности. Их можно рассчитать вручную с помощью формул.
Расчёт закрытого ящика
Цель расчёта — основываясь на исходных данных (трёх основных параметрах динамика) подобрать внутренний объём колонки.Если отношение паспортного значения резонансной частоты (Fs) к добротности (Qts) меньше 100, такой динамик лучше не устанавливать в закрытый ящик.
Запертый в корпусе закрытого ящика воздух, сжимаясь под действием диффузора, увеличивает жёсткость подвеса. В результате резонансная частота и добротность акустической системы возрастает.
Формулы, связывающие резонансную частоту (Fc), добротность (Qtc) и объём (Vb) колонки с аналогичными паспортными параметрами (Fs, Qts и Vas) динамика приведена на рисунке.
Формулы, связывающие резонансную частоту (Fc), добротность (Qtc) и объём (Vb) колонки с аналогичными паспортными параметрами (Fs, Qts и Vas) динамика
Как следует из формул, если объём корпуса равен эквивалентному, значения параметров возрастают в 1,4 раза, и вдвое, когда объём закрытого ящика втрое меньше Vas.
Подбирая с помощью формул допустимый объем корпуса, стремятся, чтобы резонансная частота колонки (Fc) не превышала 50 Гц, а добротность (Qtc) была близка к 0,7.
Расчёт фазоинвертора
Для этого акустического оформления выбирают динамики с добротностью 0,3—0,5 и отношением резонансной частоты к добротности не мене 50. Кроме объёма сабвуфера, вычисляют параметры (площадь сечения, диаметр и длину трубы) порта фазоинвертора.
Параметры короба подбирают по тем же формулам, что и в случае с закрытым ящиком, но при этом ориентируются на добротность колонки (Qtc) в пределах 0,6—0,65.
Параметры порта рассчитывают, опираясь на значение частоты настройки фазоинвертора (Fb) выбранной равной резонансной частоте динамика (Fs) или немного меньше. Формулы для расчёта площади сечения, диаметра и длины порта фазоинвертора показаны на рисунке.
Формулы для расчёта площади сечения, диаметра и длины порта фазоинвертора
В приведённых формулах:
- smin — минимальная площадь (м2) сечения порта фазоинвертора;
- D — диаметр (м) динамика;
- Xmax — максимальный ход (м) диффузора от нулевого положения, указывается в технических характеристиках динамика;
- Fb — резонансная частота (Гц) фазоинвертора;
- dmin — минимальный диаметр (м) круглой трубы, используемой в качестве фазоинвертора;
- L — длина (м) фазоинвертора;
- Lmax — максимальная длина (м) фазоинвертора.
Расчётная длина фазоинвертора может получиться больше рекомендованного максимального значения. Уменьшить практическую длину можно несколькими способами.
Размещение выхода круглого фазоинвертора заподлицо с плоскостью панели колонки даёт выигрыш в длине до 0,85 диаметра фазоинвертора. Фланцы на конце трубы ещё больше усиливают эффект.
Около 15% длины можно сэкономить, разместив фазоинвертор вплотную к одной из сторон колонки.
Использование порта в виде усечённого конуса круглого или прямоугольного сечения поможет уменьшить длину фазоинвертора до 35%. Конфигурация в виде песочных часов — до 40%.
Этап 4
Усилитель достаточно большой и ему нужно немало места, поэтому размещаем его на внутренней полке рядом с сабвуфером. Для надежности установки и «развязки по массе» корпуса усилителя с кузовом, изготавливаем площадку и клеем ее к кузову, по чем зря кузов мы не сверлим, да и ТЗ это запрещает. Клеевое соединение обеспечивает должную жесткость фиксации и при желании площадку можно бесследно удалить (например при продаже авто и демонтаже музыки).
Для питания сабвуферного усилителя мы установили дистрибьютор, разместили его под пассажирским сиденьем, где ранее был установлен и процессорный усилитель. Напомним, основная магистраль от аккумулятора сделана на проводе 25 мм, далее идут 2 под 8 мм, на процессор и усилитель. Все магистрали защищены предохранителями. На фото ниже можно увидеть, что вся силовая проводка дополнительно защищена оплеткой «змеиная шкура», темоусадка с клеевым слоем.
От верхней панели усилителя по полки примерно 1 см, чего точно достаточно для теплоотвода.
Этап 3
Верхняя часть сабвуфера изготавливается из двух слоев МДФ по 18 мм каждый. Все элементы вырезаются фрезером, что гарантирует идеальную форму, как посадочного места, так и всего сабвуфера в целом. Слои склеиваются качественный клеем Titebond III серии Ultim, дополнительно все усиливается саморезами (на фото их не видно ибо они вкручены с внутренней стороны).
Готовая скорлупа сращивается в верхней крышкой при помощи полиэфирной смолы. На этом этапе многократно проверяется герметичность соединения и его прочность.
На фото ниже можно увидеть одну из многочисленных примерок. Так же можно разглядеть вырез для установки контактной площадки для акустически проводов, это к слову о культуре производства. Дело в том, что многие просто выводят провода сбоку, а это так себе решение, при необходимости достать запаску или просто снять саб, нужно откручивать провода от усилителя, а это не так удобно…
Особенности размещения
В замкнутом пространстве автомобиля мозг человека не в состоянии определить направление на источник низкочастотного звука. Поэтому, в отличие от динамиков средней и высокой частоты, место размещения сабвуфера не влияет на естественность звука и может быть любым. Но внушительную колонку куда попало не пристроишь. Экономя ограниченное пространство, её, как правило, прячут в багажник.
Вариантов расположения сабвуфера в багажнике седана или хэтчбека не так уж и много:
- за спинкой сидений диффузором в багажник,
- в крыле,
- в откидном подлокотнике диффузором в салон,
- в полке диффузором вверх,
- в нише запасного колеса.
Инсталляция сабвуфера за спинкой сидений диффузором в багажник — распространённое решение. Выбирая такой вариант для седана, необходимо обеспечить акустическую связь багажника с салоном.
Инсталляция сабвуфера за спинкой сидений диффузором в багажник — распространённое решение
Суммарная площадь отверстий между ними должна быть не меньше площади диффузора. Чтобы выполнить условие, возможно, понадобится «просветлить» полку: вырезать в ней дополнительное отверстие и замаскировать его сеткой или решёткой. То же самое относится и к варианту размещения сабвуфера в заднем крыле седана.
Суммарная площадь отверстий между багажником и салоном седана должна быть не меньше площади диффузора
В хэтчбеке и в универсале, где багажник не изолирован от салона, инсталляция диффузором назад работает лучше и даже может создать дополнительный прирост звукового давления. Сабвуфер в крыле обеспечивает более глубокий бас.
Низкочастотная колонка в подлокотнике откидного сидения седана более точно воспроизводит звук, поскольку динамик работает непосредственно в салон.
Низкочастотная колонка в подлокотнике откидного сидения седана более точно воспроизводит звук
Размер «окна» для динамика не должен быть меньше площади диффузора. Корпус сабвуфера устанавливают как можно плотнее к спинке сидения, «утечка» звука через щели влияет на качество его воспроизведения.
Размещение сабвуфера в задней полке диффузором вверх — наиболее выигрышное решение. Динамик, как и в случае с подлокотником, работает в салон. Кроме того, заднее стекло выступает в роли акустической нагрузки, обеспечивая дополнительное усиление низких частот.
Размещение сабвуфера в задней полке диффузором вверх — наиболее выигрышное решение
Динамик сабвуфера в полу багажника (в нише запаски) хэтчбека и универсала фактически установлен в большую плоскую поверхность, что положительно влияет на воспроизведение низких частот. При этом следует позаботиться о защите головки и придумать, куда пристроить запасное колесо.
Динамик сабвуфера в полу багажника хэтчбека и универсала фактически установлен в большую плоскую поверхность, что положительно влияет на воспроизведение низких частот
Этап 5
Штатная полка или пол, кому как удобнее, достаточно плотный и жесткий и следственно он достаточно заметно влияет на качество работы сабвуфера. При работе сабвуфера со штатной полкой теряется скорость баса, микродинамика и просто гасится часть волны, помимо этого, вся полка ходит ходуном, что на наш взгляд просто неприемлемо.
Бюджет данной доработки минимальный 🙁 поэтому у нас просто нет возможности интегрировать красивый гриль в панель. Резать штатную панель нет возможности и согласия заказчика, поэтому мы принимаем решение изготовить полку с нуля, но немного ее «просветлить».
Забегая вперед можно сказать, что подобного «просветления» достаточно для того, чтобы сабвуфер задышал и салон наполнился, живым и быстрым басом!
Из МДФ 18 мм вырезаем 2 панели. На «дальней панели» (прикрывающей усилитель), устанавливаем штатные фиксаторы (снятые ранее с оригинальной полки). На основную полку тоже переносим ручку открывания со штатной полки.
Отверстия вырезаются «пером» на 30 мм и обрабатываются фрезером. Мы нарочно не делали большее число отверстий, т.к. одной из задач было не потерять прочность самого пола, т.к. владелец этого Porscha Cayenne часто перевозит тяжелые вещи в багажнике.
Подбираем материал в цвет салона и оклеиваем обе полки. Так как машина уже не новая, новые полки немного выделяются своей чистотой 🙂
На фото ниже виден упор (черный кружок) для подпора полки. Упор немного перенесли в угоду удобству.
Готовый вариант полок, вид со стороны крышки багажника.
Итоговый вид сабвуферного звена в багажнике.
Что в итоге?
1. Полное соответствие техническому заданию. (изменений в салоне нет, функционал сохранен).
2. Получится мощный и правильный сабвуфер, работу которого не только слышно но и можно почувствовать всем телом! При этом саб не сказать, что громкий, он скорее правильный, музыка где есть низкие частоты отыгрываются четко и быстро, а композиции в которых низких частот мало просто звучат чуть объемнее и добротнее.
3. Полка с отверстиями реально помогает сабвуферу правильно играть.
4. Новая модель усилителя (Audio System AD 850D) очень хорошо себя показала. Заявленная мощность (до 500 Watt при 4 Ом) соответствует реальности, контроль просто отличный! И это все при цене всего в 14000 руб,на сегодняшний день.
5. Вся проводка протянута и защищена по соревновательным нормативам, за счет этого система безопасна на все 100%
В данном материале мы продемонстрировали лишь один из вариантов реализации субвуферного звена, звоните или приезжайте на консультацию, расскажем много интересного и предложим варианты!
Хотим обратить внимание на то, что мы работаем в различным оборудованием, и данная работа сделана на бюджетных компонентах. В нашем арсенале есть много вариантов с оборудованием от: JL, Morel, Focal, Scan Speak, ESX, Eton и многими другими.
Подключение
Для подключения к усилителю пассивного сабвуфера в качестве акустических используют те же марки проводов, что и для питания усилителя.
Сабвуфер — очень энергоёмкий компонент системы, к тому же обладающий малым сопротивлением не более 4 Ом. Ток на выходе усилителя может достигать десятков и даже сотни ампер. В этом случае значительно возрастают потери в проводке, влияющие на громкость и качество звука. Чем больше сопротивление провода, тем большая часть мощности усилителя тратится на его разогрев и не доходит до динамика.
Поэтому в отличие от акустических систем средней частоты, сабвуфер требует более толстых проводов. Нижний предел сечения 4 мм2, но лучше не скупиться и подключить проводами с вдвое большим сечением, 8 мм2, а если провод длинный, то до 25 мм2.
Схема подключения сабвуфера зависит от усилителя. К одноканальному низкочастотная колонка подключается так же, как и все остальные, к положительному и отрицательному выводам. К двухканальному — по мостовой схеме, используя положительные клеммы каждого канала.
Мостовая схема подключения сабвуфера к выходу двухканального усилителя
Все работы по подключению сабвуфера следует производить, предварительно отключив аккумулятор автомобиля.
Видео: подключение пассивного сабвуфера
Изготовление и подключение автомобильного сабвуфера своими руками дело непростое, но посильное любому, кто хочет превратить автомобиль в концертный зал на колёсах
Всё, что для этого нужно — желание, внимание и терпения