Рейтинг лучших моторных масел

Небольшое предисловие

Популярные статьи о моторных маслах начинаются с рассказов о базах и присадках, классификациях SAE, АСЕА, API, ILSAC, спецификациях (допусках) производителей автомобилей, режимах смазки и прочих фундаментальных вещах.

Интереснейшие темы! Но сегодня мы не будем подробно ими заниматься – лишь упоминать по мере надобности. Во-первых, мы обсуждали их совсем недавно, всего лишь год назад (см. «АБС-авто» № 3, 4, 5/2011). Эти статьи, подготовленные под научной редакцией к.т.н. Виктора Резникова и к.т.н. Александра Первушина, есть на нашем сайте.

Во-вторых, немало основополагающих сведений любезно предоставили наши эксперты. Эту информацию вы найдете в цветных врезках.

Впрочем, некоторые фрагменты из ранее опубликованных материалов мы задействуем – там, где это уместно. Все же логика изложения не последнее дело, ради нее не грех и повториться.

Что показывает щелочная фосфатаза?

В организме человека происходят многие биохимические процессы, в том числе реакция дефосфорилирования. В этом случае фосфорная кислота отделяется от органических эфирных соединений, участвуя в кальций-фосфорном обмене. Этот процесс происходит в присутствии фермента щелочная фосфатаза. 

Щелочная фосфатаза – это фермент, обнаруженный во многих тканях организма. Но в основном она сконцентрирована в клетках печени, костях, плаценте. Основной объем приходится на слизистую кишечника. 

Щелочная фосфатаза представлена ​​в организме 11 изоферментами. Для определения причины повышенной щелочной фосфатазы необходимо также определить ее изоферменты, специфичные для определенных тканей:

  • α2 – фракция печени;
  • β1 – фракция кости;
  • β2 – фракция кишечника. 

Щелочная фосфатаза вырабатывается верхним слоем слизистой оболочки кишечника, но только вторично участвует в пищеварительных процессах. Основная функция щелочной фосфатазы – дефосфорилирование, то есть отделение фосфорной кислоты от фосфорсодержащих соединений. Этот фермент также способствует транспортировке фосфора по организму.

Фермент называют «щелочным», потому что он проявляет наибольшую активность в щелочной среде с pH в диапазоне от 8,6 до 10,1.

Соблюдение содержания щелочной фосфатазы отражает метаболическую эффективность фосфора и кальция в организме.

Плотность моторного масла при 15 градусах

Плотность не так часто используется при рассмотрении технических параметров масла, но это довольно важный параметр, от которого зависит, насколько хорошо масло будет создавать нужное давление, то есть как быстро и эффективно жидкость будет достигать всех деталей и обеспечивать им надежную смазку. От плотности зависит и качество отведения тепла маслом от деталей и охлаждения двигателя.

По сути от плотности зависит кинематическая вязкость, то есть саму кинематическую вязкость вычисляют, использую значение динамической вязкости и плотности масла. Поскольку температура влияет на плотность, для моторного масла температура измерения данного параметра равняется 15 градусам.

Плотность отработанного масла

В целом плотность масла определяет тип основы и состав присадок. Плотность масла ниже, чем эталонная – то есть плотность дистиллированной воды, так как в смазке в большом количестве присутствуют легкие примеси. С пробегом эти примеси испаряются, а тяжелые наоборот накапливаются, из-за чего плотность отработки масла будет выше, чем у свежего. Измерение плотности – это хороший способ определение подделки. Некоторые подделки – это очищенные отработанные масла, но как бы их не очищали или не дополняли добавками, плотность все равно не вернется к первоначальному значению.

Как измеряется плотность

Плотность моторных масел измеряется по общим правилам физики – соотношение веса к объему, то есть кг/м3. Сама по себе плотность масла не так важна, если только вы не хотите проверить масло на подделку. Важнее сохранение этого параметра, то есть текучести, при изменении температур. Плотность моторных масел измеряется при +15 градусах, в то время как в двигателе температура меняется в широком диапазоне от плюса, до минусы при холодном пуске зимой

По этой причине при рассмотрении технических характеристик при оценке масла большее внимание уделяется динамической и кинематической вязкости, которые по сути являются производными от значения плотности

Значение плотности для синтетики и минералки

По большому счету плотность масла зависит именно от типа основы. Минеральные масла гораздо гуще, поэтому менее стабильны при повышении температуры, чем синтетика. Для минералки диапазон плотности составляет 875-856 кг/м3. Для синтетики 840-860 кг/м3. Но, как я уже говорил выше, важна не сама плотность, а сохранение текучести при рабочей температуре, то есть кинематическая вязкость.

Ингибиторы окисления

(антиокислительные присадки). В процессе работы масло в двигателе постоянно подвергается воздействию высоких температур, кислорода воздуха и окислов азота, что вызывает его окисление, разрушение присадок и загущение. Противоокислительные присадки замедляют окисление масел и неизбежно следующее за ним образование коррозионно-активных осадков. Принцип их действия заключается в химической реакции при высоких температурах с продуктами, вызывающими окисление масла. Делятся на присадки-ингибиторы, работающие в общем объеме масла, и на термоокислительные присадки, выполняющие свои функции в рабочем слое на нагретых поверхностях.

Правила подбора масла

Как указывалось выше, выбор того или иного моторного масла должен основываться не только на показаниях вязкости и допусках производителей авто. Кроме этого, существует также три обязательных параметра, которые нужно учитывать:

  • свойства смазочного материала;
  • условия эксплуатации масла (режим работы ДВС);
  • конструкционные особенности ДВС.

На первый пункт во многом зависит то, какого типа масло — синтетика, полусинтетика или полностью минеральное. Желательно, для того что-бы смазывающая жидкость обладала такими эксплуатационными характеристиками:

  • Высокими моющими диспергирующе-стабилизирующими и солюбилизирующими свойствами по отношению к нерастворимым элементам, находящимся в масле. Упомянутые характеристики позволяют быстро и просто очищать поверхность рабочих деталей ДВС от различных загрязнений. Кроме того, благодаря им детали проще очищать от грязи при их демонтаже.
  • Способность нейтрализовать воздействие кислот, тем самым предотвращая чрезмерный износ деталей ДВС и увеличивая его общий ресурс.
  • Высокие термические и термоокислительные свойства. Они нужны для того, для того что-бы эффективно охлаждать поршневые кольца и поршни.
  • Невысокая летучесть, а также низкий расход масла на угар.
  • Отсутствие свойства образовывать пену в любом состоянии, хоть в холодном, хоть в горячем.
  • Полная совместимость с материалами, из которых выполнены уплотнители (обычно маслостойкая резина), используемые в системе нейтрализации газов, а также в других системах ДВС.
  • Качественное смазывание деталей ДВС в любых, даже критических, условиях (при морозе или перегреве).
  • Способность без проблем прокачиваться через элементы системы смазки. Это не только обеспечивает надежную защиту элементов ДВС, но и облегчает запуск ДВС в мороз.
  • Не вступление в химические реакции с металлическими и резиновыми элементами ДВС при его долгом простое без работы.

Перечисленные показатели качества моторного масла зачастую являются критическими, и если их значения будут ниже нормы, то это чревато недостаточным смазыванием отдельных деталей ДВС, их чрезмерным износом, перегреванием, а это, обычно, приводит к снижению ресурса как отдельных частей, так и ДВС в целом.

Рекомендуемые масла 5W30, по результатам независимых тестов

Призовые места распределились следующим образом:

  1. Castrol Magnatec
    После смоделированного пробега 15 тыс. км, процесс старения фактически не повлиял на базовые характеристики. Зольных отложений практически нет, угар не выходит за рамки допустимого.
  2. Total Quartz
    Износостойкость масла на высоком уровне. Один из лучших показателей по коэффициенту температурной вязкости. Высокий расход на угар при стандартных условиях эксплуатации. Малый уровень зольных отложений.
  3. Shell Helix
    Показатели температурной стойкости лучшие в тестах. После виртуального пробега 15 тыс. км, температура изменения вязкости (в холодных условиях) практически не изменилась. Высоковат расход на угар.
  4. Mobil Super
    Любые из протестированных показателей этого масла либо на уровне, либо выше остальных участников исследований. Проблема в том, что за это приходится платить слишком высокую цену.
  5. Elf Excellium
    Масло относится к универсальному классу применения, даже показатели по API заявлены невысокими. При этом результаты тесов не сильно отстают от именитых и более дорогих собратьев.

Таблица совместимости

ACEA — ассоциация
европейских производителей автомобилей, разделила все масла на три категории, в
зависимости от конструктивных особенностей машины. Можно пользоваться этой
строгой классификацией, но ниже будут рекомендации практического характера.
Категории транспортных средств:

  1. Бензиновые и дизели малой мощности: А3/В3, А3/В4, А5/В5.
  2. Бензиновые и дизели с катализаторами: С1, С2, С3, С4.
  3. Грузовые дизели: Е4, Е6, Е7, Е9.

Финальные рекомендации
представлены в таблице:

Тип мотора

Наличие катализатора

Масло по ACEA

Зольность

Бензиновый

А3/В3, А3/В4, А5/В5

Полная

Дизельный

А3/В3, А3/В4, А5/В5

Полная

Бензиновый

+

C2, C3

Средняя

Дизельный

+

C2, C3

Средняя

ГБО

+

С1, С4 PAO/ESTER

Малая

Зольность масла
показывает, сколько примесей в составе. Для дизельных и бензиновых автомобилей
с катализатором и сажевым фильтром лучше использовать малозольную и
среднезольную смазку. В двигатели машин с газобаллонным оборудованием следует
заливать Low SAPS на базе PAO или ESTER.

Способ №3 — Определять интервал между заменами автомасла по расходу топлива

Это самый интересный и, по непонятной причине, самый малоизвестный вариант. И расход масла, и расход топлива по сути являются производными одних и тех факторов. Коррелируют они оба большего всего с объемом выполненной работы. И это логично.

Задача моторного масла (motor oil, engine oil) предотвращать, насколько возможно, износ двигателя. Износ в норме большего всего зависим от объема выполненной работы. И расстояние и время работы ведь только составляющие самой работы. И подходят они для измерения времени деградации масла только по этой причине. И расход топлива точнее отражает проделанную аппаратом работу, чем предыдущие параметры. Потому что поступающий бензин (газ, дизель, спирт) как раз ее и обеспечивает. Никому не нужно объяснять, что 100 моточасов работы двигателя на 2000 оборотах далеко не тоже самое, что 100 моточасов на 6000 оборотов. Передвижение автомобиля весом 2 тонны на расстояние в 1000 км отличается от передвижения однотонной машины на ту же дистанцию. Включенный климат-контроль (автокондиционер, любая другая электроника), неисправности систем, все это увеличивает и выполняемую работу, и нагрузку на двигатель. И расход топлива. И, конечно, сокращает время жизни двигательных масел. Все логично и даже почти все понятно… кроме самого главного. Как считать-то? Какое именно количество топлива должно быть израсходовано до следующей замены масла? И как узнать сам общий расход топлива? Считать все заправки и дозаправки, записывать на стикеры и расклеивать их по всему салону? Кто-то так и делает. Кто-то расплачивается картой и подсчитав расход за какой-то период (месяц-два) экстраполирует данные на больший срок. Кто-то передоверяет эту работу автоматике. Часть счетчиков моточасов на самом деле считают именно расход топливо и затем автоматически конвертируют в условные моточасы. Это самый простой и удобный способ.

От вас требуется ввести три параметра:

  • Пробег, рекомендованный автопроизводителем до замены масла
  • Расход топлива заявленный производителем на 100 км
  • Фактический расход топлива на 100 км

и вам выдается периодичность смены вашего моторного масла.

Водители, которых не пугают формулы, могут воспользоваться одной из формул расчета интервала замены двигательного масла, например формулой Кублина.

формула Кублина:

Пробег(км) = (244.38 х TBN x Vм х Vдв) / (L100 x Pлс)

Vм = кол-во литров масла при замене;Vдв = паспортный объём двигателя в кубических сантиметрах;L100 = расход топлива в литрах/100км;Pлс = паспортная мощность двигателя в лошадиных силах;TBN= щелочное число масла.

В ней ключевой показатель для расчета расход топлива, но последний пункт — это щелочное число масла. И это подводит нас к способу №4

Функции моторного масла

Основное назначение состава – смазывать двигающиеся детали, чтобы не допускать их трения друг о друга и преждевременного износа. Также масло отводит от механизмов тепло, не дает им перегреваться, а содержащиеся в составе присадки защищают от загрязнений и обладают моющими свойствами. Во многом особенности зависят от состава присадок: разные масла рассчитаны под разные условия, и это еще одна причина, по которой смазочную жидкость нужно подбирать с умом. В расчет берутся три параметра: характеристики самой машины, климатические условия, в которых ее владелец использует авто, и необходимый состав (минеральное, синтетическое или полусинтетическое и т. д.).

Опасно ли падение щелочного числа?

При каждом запуске мотора щелочные присадки взаимодействуют с окисленными молекулами и расходуются, то есть их защитные свойства ухудшаются. Масло с низким щелочным числом перестает полноценно нейтрализовать вредные продукты, выделяемые при работе мотора.

Новое и окислившееся масло

Не вступающие в реакцию с щелочью углеводороды и кислород превращаются в сажу и оседают на деталях мотора, забивая маслопровод и предотвращая его нормальную работу. По мнению автомехаников, этого можно избежать, если менять масло сразу после снижения щелочного числа до 50 процентов от изначальной цифры.

Определить уровень снижения щелочного числа моторного масла можно в лабораторных условиях, проведя сложный и дорогой химический анализ. Обычные автомобилисты этим никогда не занимаются и в этом нет никакой необходимости. Нужно лишь своевременно менять смазочную жидкость по регламенту или немного чаще и следить за техническим состоянием авто.

Меняя смазку, нет необходимости промывать всю систему – нужно лишь залить новую смазку по уровню и проехать несколько километров, чтобы свежие щелочные присадки обезвредили остатки окисленных углеводородов.

Видео:

Видео:

Модификаторы трения.

Для современных двигателей все чаще стараются использовать масла с модификаторами трения, позволяющими снизить коэффициент трения между трущимися деталями с целью получения энергосберегающих масел. Наиболее известные модификаторы трения графит и дисульфид молибдена. В современных маслах их очень сложно использовать, поскольку эти вещества нерастворимы в масле, а могут быть только диспергированы в нем в виде маленьких частиц. Это требует введения в масло дополнительных дисперсантов и стабилизаторов дисперсии, однако это все равно не позволяет использовать такие масла в течение длительного времени. Поэтому в настоящий момент в качестве модификаторов трения обычно используют маслорастворимые эфиры жирных кислот, обладающих очень хорошим прилипанием к металлическим поверхностям, формированием на них слоя молекул, снижающих трение.

В каких случаях необходима лабораторная экспертиза

Экспертное заключение окончательно ставит точку в спорных вопросах. Исследование ГСМ может понадобиться в следующих случаях:

  • произошла поломка двигателя, сервисный центр отказал в гарантийном обслуживании;
  • недобросовестная работа СТО; автовладелец пытается доказать, что в мастерской заливают некачественную моторную жидкость;
  • в случае возврата автомобиля производителю в гарантийный период;
  • нарушение прав потребителя в розничной или оптовой торговой сети (если возникают сомнения в качестве товара).

В любом из подобных случаев лабораторные исследования смогут подтвердить состав продукта документально.

Какие есть разновидности масла

Лабораторным путём можно установить параметр зольности масла. Напрямую на канистре вряд ли есть смысл указывать его численное значение, для основной массы потребителей цифры ничего не скажут, а лишь введут в заблуждение.

Ориентироваться можно по классификации по ACEA, там могут присутствовать буквы A и B у масел с повышенной зольностью, или C – малой и средней. Последние два обычно не различают, поскольку и там и там приняты меры к снижению показателя.

Полнозольные

Полнозольными считаются продукты, выделяющие твёрдые остатки после сгорания по определённой методике на уровне 1-1,5% от общего количества масла.

Это может показаться большим значением, если не разобраться в причинах появления золы, а также путях её вывода, а также провести сравнение с прочими источниками загрязнений.

Среднезольные

Для среднезольных продуктов Mid SAPS (сульфатная зола, сера и фосфор) показатель ниже, он лежит в диапазоне от 0,5% до 1%.

Такие масла лучше работают со средствами обеспечения чистоты выхлопа, но хуже с механикой мотора. В этом и есть основной компромисс при закладывании показателя в свойства продукта.

Малозольные

Эти масла обозначаются Low SAPS и маркируются как ACEA C (цифра). Содержание золы менее 0,5%. Продукты практически не коксуют выхлоп и связанные с ним детали, но имеют несколько существенных недостатков.

Их использование обязательно для некоторых моторов, но продиктовано скорее экологическими нормами, чем реальной необходимостью.

Более того, они могут нанести существенный вред в долгосрочной перспективе, который ограничивается достаточно сложными и дорогостоящими мерами.

Уровень щелочной фосфатазы ниже нормы

Понижение содержания фермента может сигнализировать о появлении или наличии в организме опасных заболеваний.

Причины снижения содержания ферментов:

  • тяжелая анемия;
  • гипотиреоз – снижение уровня гормонов щитовидной железы;
  • значительные переливания крови;
  • пороки развития плода, например, плацентарная недостаточность – частое осложнение беременности; 
  • частое использование оральных контрацептивов;
  • гипофосфатазия – редкое, но опасное для жизни заболевание;
  • радиоактивное загрязнение –  в этом случае измерение параметров крови покажет накопление радиоактивных изотопов;
  • недоедание, недостаток магния, цинка и витамина С;
  • избыток витамина D может вызвать изменение реагента при диагностике некоторых заболеваний, например, рахита.

Присадки

Молибден – модификатор трения, антиоксидант, за счет уменьшения трения снижает шум от работы двигателя. Чаще всего встречается в маслах с американскими стандартами API и ILSAC, но иногда встречается и в европейских маслах. В свежих стандартных маслах содержание молибдена обычно колеблется в пределах 50-75ppm. На данный момент это один из самых эффективных модификаторов трения.

Фосфор – противоизносная присадка из пакета ZDDP. Может встречаться и в модификаторах трения MoDTP.

Цинк – еще один компонент ZDDP.

Барий – встречается в составе очень редко, но может использоваться в качестве моющего и диспергирующего компонента, ингибитора коррозии.

Бор – беззольный дисперсант сукцинимида бора, удерживает продукты сгорания во взвешенном состоянии, имеет высокие моющие и нейтрализующие качества. Бор выступает и в качестве растворителя для противоизносных и антифрикционных присадок. С пробегом его количество в масле снижается.

Магний – моющий, нейтрализующий и диспергирующий компонент, в масле присутствует в виде сульфоната магния или салицилата магния (более современный). Сульфонаты магния считается не такими эффективными, как детергенты на основе кальция, они содержат много серы и не так эффективно нейтрализуют кислоты в сравнении с кальцием.

Кальций – входит в состав масел в качестве моющих и нейтрализующих присадок. Чаще всего встречается сульфонат кальция или салицилат кальция. Отмывает загрязнения и удерживает их во взвешенном состоянии. Определить большое количество сульфоната кальция можно по высокому содержанию серы и высокой зольности. Салицилат кальция показывает низкую золу и серу, при этом самого кальция в анализе тоже будет меньше в сравнении с сульфонатом кальция, иногда в половину меньше.

Натрий – еще один моющий компонент, который в масле используется в виде сложных соединений сульфоната натрия и салицилата натрия. В некоторых маслах встречается в сочетании с кальцием, так как эта пара дает меньшую зольность. Есть соединения натрия, которые используются и как противоизносная присадка.

Титан – некоторые моторные масла содержат соединения титана в качестве противоизносной присадки, снижает трение и износ. Соединения титана приходят на смену пакета ZDDP, так как является более экологичными, то есть лучше совместимы с катализаторами выхлопных газов.

Кремний – чаще всего встречается в отработке, но попадается и в анализе свежего масла, входит в состав в качестве антипенной присадки.

Определение щелочности автомобильного масла

В настоящее время не существует общепринятого способа, позволяющего осуществить определение щелочного числа. Разные эксперты используют различные методы решения данной задачи.

Один из способов, часто использующихся сегодня, заключается в определении щелочности посредством умножения удельной массы серных элементов, имеющихся в горючем, на двадцать.

Ввиду того что концентрация серы в горючем не может превышать пять десятых процента, в результате произведения получается щелочность, равняющаяся десяти.

Подобный пример реалистично показывает индекс щелочности для дизельных моторов. Нужно сказать, что в этом и заключается отличие дизельных движков от ДВС на бензине. Концентрация серных элементов в дизеле намного выше, чем в бензине.

Описанный тут способ не дает гарантии стопроцентно точного результата, ввиду этого его стоит использовать осторожно. Отечественным автовладельцам рекомендуется опираться на официальные паспорта авто и эксплуатационные руководства

Нужно помнить, что при заливке в машину низкокачественного горючего щелочные добавки достаточно быстро выжигаются. Из-за этого свойства автомасла сильно ухудшаются, его ресурс эксплуатации значительно уменьшается.

Не старайтесь собственноручно повысить характеристики смазки. Это практически нереально.

Белок в моче

Нормальный результат белка в моче: белок отсутствует в моче.

Если белок в моче обнаружен, в зависимости от лаборатории, результат может быть положительным, например, белок в моче «+» указывает на белок; белок в моче ++ указывает на большее количество белка и т. д. или числовым, например, мг/л – чем выше цифра, тем больше белка в моче.

Возможные причины появления белка в моче: 

  • сердечно-сосудистые заболевания – тромбоз, гипертония, сердечная недостаточность;
  • заболевания крови, например, миелома; 
  • заболевания мочевыводящих путей – инфекции и воспаления; 
  • заболевание почек – диабетическая болезнь почек – диабетическая нефропатия; гломерулонефрит и интерстициальный нефрит, некоторые невропатии, например, волчаночная нейропатия; лекарственные заболевания и повреждения почек.

12 Прецизионность

12.1 Общие положенияПрецизионность метода, полученная при статистическом анализе результатов межлабораторных испытаний, приведена в 12.2 и 12.3.

12.2 Повторяемость Расхождение между двумя результатами испытаний, полученными одним и тем же оператором на одной и той же аппаратуре при постоянных рабочих условиях на идентичном материале при нормальном и правильном выполнении метода испытаний, может превышать среднее значение двух испытаний, %, более чем на значение, приведенное в таблице 4 (повторяемость), только в одном случае из двадцати.

Таблица 4 — Повторяемость

Испытуемый образец

Щелочное число , мг KОН/г образца

Повторяемость, %

Свежие масла и присадки

От 3 до 20 включ.

5

Свыше 20

3

Отработанные масла

От 3 до 20 включ.

5

Свыше 20

5

12.3 Воспроизводимость Расхождение двух единичных и независимых результатов, полученных разными операторами в разных лабораториях на идентичном материале при нормальном и правильном выполнении метода испытаний, может превышать среднее значение двух испытаний, %, более чем на значение, приведенное в таблице 5 (воспроизводимость), только в одном случае из двадцати.

Таблица 5 — Воспроизводимость

Испытуемый образец

Щелочное число , мг KОН/г образца

Воспроизводимость, %

Свежие масла и присадки

От 3 до 20 включ.

10

Свыше 20

6

Отработанные масла

От 3 до 20 включ.

15

Свыше 20

15

Плотность

Каждое масло содержит определенное количество летучих фракций. Их объем и определяет плотность – параметр, влияющий на качество работы смазочной жидкости.

  • Высокоплотные составы обычно гуще, они снижают механическую нагрузку на узлы, но при слишком высоком значении плотности могут плохо проникать в труднодоступные места цилиндров.
  • Масла со слишком низкой плотностью не так хорошо справляются со своей работой, как с оптимальной.

Обычно чем выше температура вспышки, тем выше и плотность, но бывают и исключения – высококачественные синтетические масляные основы. Они могут обладать оптимальными значениями обоих параметров одновременно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *