Как переключать передачи на камазе

Зачем нужен делитель в коробке передач?

Что, 6 ступеней даже мало?. Даже в стародавнем грузовике можно встретить КПП с 12-16 ступенями. Но ступени сами по себе как бы ненастоящие — это коробка передач с демультипликатором. Переведя данное слово, мы получим «делитель». Что такое коробка передач с делителем, и зачем это все изобреталось? По традиции в конце будет видео, где водитель Камаза продемонстрирует вам делитель воочию.

«Демультипликатор» — давайте это словечко разберем. Приставка «де» говорит об отрицательном действии. Слово multiplication означает «умножение». Демультипликатор является механизмом автомобильной трансмиссии, призванным увеличить крутящий момент. Помимо делителя, бытуют у нас и другие термины-синонимы – раздаточная коробка с пониженной передачей или дополнительная КПП.

Делитель традиционно ставится на автомашины, которым предстоит эксплуатироваться в тяжелых условиях, где упомянутых выше 4-6 передач явно не хватает, мягко говоря. К примеру, водитель чувствует, что силовой агрегат работает в натяг, с ощутимыми перегрузками, когда включена 4-я передача, но при переходе не 3-ю скорость обороты чрезвычайно велики. Между тем, перекручивание очень сильно вредит всем деталям пламенного сердца.

И тут волшебный делитель оказывается незаменимым. Путем переключения демультипликатора водитель получает определенное промежуточное передаточное число – что-то вроде 3.5 передачи. Объясняю, как могу: передаточное число 4-й передачи при отключенном делителе пребывает между числами 3-й и 4-й передач с делителем (высших, конечно).

Делитель на Камазе установлен между узлом сцепления и МКПП. Он являет собой некую двухступенчатую коробку, содержащую прямую ступень и повышенную. Если машина едет пустой, можно включить повышенную передачу. Когда нагрузки велики, у демультипликатора активируется вторая имеющаяся ступень.

Что надо понимать под словом «нагрузки»? Да все что угодно – движение на груженой машине в гору, буксировку прицепа с грузами, езду на тягаче с полуприцепом при полной загрузке, в наблагоприятных метеоусловиях и т.п. Чтобы узнать, сколько передач у машины с делителем, надо умножить число скоростей обычной КПП на число режимов-передач демультипликатора .

Так что Камаз у нас получается уже не с пятью, а с десятью скоростями. Ну, а у вас неплохо получается читать мои статьи, если вы дошли до этого места.

Подписывайтесь на канал, комментируйте, ставьте лайки – ваше признание бесценно!

Возможные неисправности коробки передач

• Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»). Устранение: Отрегулировать свободный ход муфты выключения сцепления.

Большое усилие на рычаге переключения передач.

• Загрязнение опор тяг дистанционного управления. • Отсутствие или загустевание смазочного материала. Устранение: Промыть опоры и заполнить их свежей смазкой.

Включение второй, третьей, четвертой и пятой передач с ударом и скрежетом.

• Износ конусных колец синхронизатора, блокирующих фасок. • Снижение усилия, необходимое для вывода кареток из нейтрального положения. Устранение: Заменить синхронизатор пальцев и каретки.

Износ сухарей вилки переключения передач делителя.

• Отсутствие вывода воздуха в окружающую среду при переключении передач в делителе, обусловленное загрязнением каналов и сапуна клапана. Устранение: Разобрать клапан и тщательно промыть все его детали, включая и сапун. При сборке клапана все трущиеся поверхности смазать смазкой № 158 включения делителя.

• Отсутствие зазора между кареткой синхронизатора и сухарем вилки переключения передач. Устранение: Отрегулировать зазор.

Самовыключение передач при движении автомобиля.

• Неполное выключение передачи из-за неисправности фиксаторов механизма переключения, износа лапок или сухарей вилок, ослабление крепления вилок и рычагов, нарушение регулировки дистанционного управления. Устранение: Подтянуть детали крепление, заменить изношенные детали, отрегулировать привод дистанционного управления

• Отказ в работе замка шлицев вторичного вала. Устранение: Заменить вал и соответствующий синхронизатор.

Передачи не включаются в основной коробке

• Износ деталей и нарушение регулировки дистанционного привода управления коробкой. Устранение: Отрегулировать привод и заменить изношенные детали, подтянуть детали крепления.

• Разрушение подшипников зубчатых колес вторичного вала. Устранение: Заменить неисправные детали.

Повышенный уровень шума при работе коробки передач

• Повышенный износ или поломка зубьев зубчатых колес. Разрушение подшипников зубчатых колес. Устранение: Заменить неисправные детали.

• Разрушение подшипников валов. Устранение: Заменить неисправные детали.

Передачи не включаются в делителе

• Заедание поршней воздухораспределителя. Устранение: Разобрать, промыть и смазать детали воздухораспределителя.

• Нарушение регулировки положения упора клапана включения делителя. Устранение: Отрегулировать положение упора клапана.

• Поломка упора клапана. Устранение: Заменить упор.

• Засорение пневмосистемы управления делителем. Устранение: Промыть и продуть дросселирующие отверстия, воздухопроводы и клапаны.

• Обрыв троса крана управления делителем. Устранение: Заменить трос.

Течь масла из коробки передач.

• Износ манжет или потеря ими эластичности. Устранение: Заменить манжеты.

• Повышенное давление в картере коробки передач. Устранение: Промыть сапун.

• Нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям. Устранение: Подтянуть детали крепления или заменить прокладки.

Износ латунных колец синхронизаторов основной коробки

• Неполное выключение сцепления при переключении передач. Устранение: Заменить синхронизаторы. Проверить работу сцепления и привода.

Износ латунных колец синхронизаторов делителя передач

• Нарушение регулировки упора клапана включения делителя. Устранение: Заменить синхронизаторы. Отрегулировать положение упора клапана.

• Неполное выключение сцепления. Устранение: Проверить исправность работы сцепления и привода.

Описание используемых коробок

Схема переключения передач напрямую зависит от типа установленной на автомобиле КамАЗ трансмиссии. Большинство используемых машин применяют коробку на пять скоростей вперед и одна назад, это модель с индексом 14. Механизм актуален в случае, если не требуется буксировать прицеп, или перевозимый груз весит менее 10т.

Коробка КамАЗ-14:

Техника, используемая для перевозки больших грузов, или участвующая в составе автопоездов, использует трансмиссию с маркировкой 15. В этом случае нужен навык, как управлять КамАЗом самосвалом, поскольку в состав коробки входит редуктор. Это та же трансмиссия 14 с пятью передними и одной задней передачей. Делитель, если надо, включает скорости пониженного диапазона, как следствие, у автомобиля появляется в два раза больше передач.

Коробка передач КамАЗ-ZF:

Применяемая коробка с индексом 16, с восемью ступенями механического типа. Предусмотрен редуктор на четыре ступени и пониженная передача. Так же устанавливаются коробки ZF, которые оснащены девятью передачами и вспомогательной понижающей ступенью.

Не зависимо от модели трансмиссии, коробки механического типа, управление ведётся при помощи педали сцепления. Переключение проходит поэтапно, с учетом низшего и высшего режимов. За переключение режимов отвечает рычаг на ручке кулисы. При создании, учтено, что КамАЗ это тяжёлый автомобиль, в нагруженном состоянии нуждающийся в снижении усилия. И наоборот, если ездить с пустым кузовом, это не приведёт к перегреву и расходу топлива.

Модификации КПП КАМАЗ

Как правильно определить модель КПП КАМАЗ. На одной модели автомобиля может быть установлена коробка передач в различных вариантах.

На сегодняшний день, Камским автомобильным заводом было выпущено несколько десятков видов шасси. Как правило, большинство из них за время выпуска модифицировались и дорабатывались. Узлы трансмиссии не являются исключением. Это привело к тому, что на одинаковых шасси КАМАЗ, могли встречаться абсолютно разные коробки передач.

Многие автомобилисты, не зная этого, при поиске необходимого узла не задумываются об этом. Как правило, это приводит к тому, что люди покупают неподходящие элементы трансмиссии.

Ниже, в качестве примера мы приведем перечень различных модификаций шасси и коробок передач, которые на них устанавливались.

На первые полноприводные автомобили-вездеходы ставили 14 коробку без делителя. Позже трансмиссию усилили (вал и синхронизаторы) и на замену пришла КПП 142.

КАМАЗ 5320, 55102, 5511, 5410. Все эти машины построены на одном и том же шасси 5320: бортовой грузовик, самосвал, тягач и колхозник. В начале серийного производства на них ставили 15 коробку с делителем, в дальнейшем произошли изменения и замена на новый аналог — КПП 152.

КАМАЗ 55111, 53229, 43253. Самосвальное и укороченное шасси комплектовалось моделями КПП 142 и 152. После 2010 на одномостовые модели 43253 и 43255 стали ставить импортные трансмиссии ZF — 6S 700 и 6S 1000.

КАМАЗ 4308. ZF — 6S700 TO и 6S1000 TO, первые выпуски — КПП 141.

КАМАЗ 53215. Бортовой грузовик 53215 выпускается с 2001г. За это время шасси оснащалось двумя модификациями трансмиссий: — 142. Модернизированная версия 14 модели. Имеет пять скоростей вперед и две назад. Артикул — 142.1700025; — 152. Модернизированная версия 15 модели. Имеет 10 скоростей для движения вперед и две назад. Оснащается делителем. Артикул — 152.1700156. По принципу работы агрегаты крайне схожи. Во втором случае коробка передач КАМАЗ 53215 дополнительно оснащается редукторным делителем. Данное устройство позволяет автомобилю взбираться на подъемы без потерь мощности.

КАМАЗ 44108. На полноприводный вездеход Камского автозавода могли ставить КПП как отечественного, так и зарубежного производителя: — ZF9 – имеет девять скоростей для движения вперед, одну для движения назад (R) и «ползущую» скорость(C); — 154. Главным отличием является использование конических подшипников. Так же как и предшественник, данный узел имеет десять скоростей для движения вперед и две для движения назад. Несмотря на то, что агрегаты кардинально различаются, взаимозаменяемые.

КАМАЗ 53212. Как правило, на бортовой тягач ставили стандартную коробку передач 142 или десятиступенчатаю 152 с делителем.

КАМАЗ 65115. В зависимости от модификации самосвал может оснащаться усиленной десятиступначтой 154, либо зарубежной девятиступенчатой ZF9.

КАМАЗ 5311. Самосвал относиться к одним из первых выпущенных заводом.Оснащается коробка 14-100 (5 скоростей) и 15-250 (10 скоростей). Стоит отметить что узлы полностью взаимозаменяемы со своими модифицированными версиями (142 и 152 соответственно).

КАМАЗ 43114, 43118. Вездеходные автомобили этой модели оснащались несколькими разновидностями коробок передач: — 142; — 152; — ZF9; — ZF16 – Шестнадцатиступенчатая оборудованная делителем и мультипликатором. Артикул — 1341.002.073. На увеличенную версию КАМАЗ 43118 помимо выше перечисленных четырех устанавливалась также КПП 154.

КАМАЗ 6520. На современный самосвал 6520 (Мамонт) устанавливалась шестнадцатиступенчатая ZF16 151/1820. Коробка передач на КАМАЗ «Мамонт» так же как и другие модели ZF отличаются экономичностью и надежностью.

КПП на самосвалы 6522, 65222 и 65225 — ZF 16S1820 или 16S1821 TO. На 65111 модель ставили аналогичные узлы.

КАМАЗ 5460, 6460. На седельные тягачи, так же как и на другие автомобили ЕВРО-2,3 устанавливалась ZF16S151 (16s1820 to). Коробка передач этой модели считается скоростной. В последних выпусках стали устанавливать автоматические трансмиссии ЗФ 12AS.

На КАМАЗ 65116, 65117 — современная девятиступенчатая ZF 9S1310 TO.

Подводя итоги

Перед покупкой трансмиссии тщательно проверьте номер указанный непосредственно на агрегате. Если вы затруднитесь с выбором трансмиссии, то позвоните по указанному на сайте номеру. С вами свяжется квалифицированный специалист. Через нас вы можете осуществить поиск по базе данных завода указав свой номер шасси (XTC).

Управление коробкой передач

Передачи в коробке передач переключать рычагом переключения передач, расположенным справа от сиденья водителя. Переключение передач выполнять при выключенном сцеплении. Педаль сцепления нажимать до упора. Включение и переключение передач производить при минимальных оборотах холостого хода. Начало движения осуществлять только с первой передачи (во избежание преждевременного выхода из строя сцепления). Для быстрого разгона автомобиля на хорошей дороге и в тяжелых условиях рекомендуется использовать все передачи последовательно согласно схемам переключения передач. В автомобилях с тросовым приводом управления механизмом переключения передач применяется коробка передач с сервошифтом. Сервошифт служит для облегчения переключения передач, к нему подводится воздух от пневмосистемы автомобиля.

Внимание! Не переключать передачи до достижения величины рабочего давления в пневмоприводе (от 6,5 до 8,0 кгс/см 2 ) для исключения обрыва троса вследствие того, что сервошифт не разовьет необходимого усилия. При наличии в коробке передач делителя в рукоятку рычага переключения передач вмонтирован переключатель управления делителем передач (см

рис. Рычаг переключения передач). Переключателем может быть включена высшая «В» или низшая «Н» передача в делителе. Рекомендуется использовать весь диапазон низших и высших передач. Для перехода с высшей передачи на низшую, и, наоборот (без переключений рычага), необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой (1 секунда) выдержки отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически. Для одновременного переключения рычага и включения высшей или низшей передачи установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», нажать педаль сцепления и переключить рычаг

При наличии в коробке передач делителя в рукоятку рычага переключения передач вмонтирован переключатель управления делителем передач (см. рис. Рычаг переключения передач). Переключателем может быть включена высшая «В» или низшая «Н» передача в делителе. Рекомендуется использовать весь диапазон низших и высших передач. Для перехода с высшей передачи на низшую, и, наоборот (без переключений рычага), необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой (1 секунда) выдержки отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически. Для одновременного переключения рычага и включения высшей или низшей передачи установить переключатель управления делителем в положение «В» или «Н», нажать педаль сцепления и переключить рычаг.

Рычаг переключения передач

Для коробок передач моделей 144, 154 переключение передач осуществлять согласно схемам (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели 144 и Схема переключения передач в коробке передач модели 154).

Схема переключения передач в коробке передач модели 144

Схема переключения передач в коробке передач модели 154

Для коробки передач модели ZF 9S1310 переключение передач осуществлять согласно схеме (см. рис. Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310):

  • 1-2-3-4-низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);
  • 5-6-7-8-высшие передачи (высший диапазон демультипликатора).

При замедлении переключать передачи только последовательно:8-7-6-5-4-3-2-1. При движении всегда держать передачу включенной.

Схема переключения передач в коробке передач модели ZF 9S1310

Пониженная передача «С» предназначена для трогания в тяжелых дорожных условиях и для маневрирования.

Внимание! Для коробок передач строго запрещается:

  • переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший диапазон демультипликатора при скорости более 30 км/час (для коробок передач ф. «ZF»);
  • двигаться при нейтральном положении рычага переключения передач;
  • включать передачу заднего хода (R) при неполной остановке автомобиля и при вращении ведомого диска сцепления.

Переключение передач в демультипликаторе происходит автоматически: включение высшей передачи — при переходе рычага управления коробкой передач из положения четвертой в положение пятой, низшей — при переключении с пятой на четвертую. При переводе рычага через положение «◊» срабатывает клапан, обеспечивающий автоматическое переключение демультипликатора. При включении низшего диапазона в демультипликаторе на панели приборов загорается контрольная лампа

На обледенелых участках

Здесь нужно соблюдать максимальную осторожность

Важное требование – всегда надо иметь достаточный запас хода, что поможет оперативно выйти из аварийной ситуации. Торможение на дорогах с гололедом рекомендуется осуществлять с помощью дополнительной тормозной системы, основная задействуется только в крайних случаях, например, когда нужно экстренно остановиться

Она позволяет существенно сократить протяженность тормозного пути, но при этом могут появиться иные проблемы:

  • увеличенный износ деталей и механизмов силового агрегата;
  • проскальзывание колес (если это происходит, необходимо выключить пониженную передачу, что поможет быстро сбросить скорость вращения коленчатого вала);
  • возрастает риск попадания в занос.

Если на обледенелом участке нужно выполнить аварийное торможение, всегда нужно начинать с прицепа. Если тормозить колесами самого грузовика, то прицепное оборудование уйдет в занос, вовлекая за собой и саму машину.

Устройство платформы камаза 6520

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше». Платформа на самосвале КАМАЗ 6520 установлена цельнометаллическая, сварная, имеет защитный козырек, открывающийся задний борт и автоматические запоры заднего борта, подогревается она отработавшими (выхлопными) газами, чтобы предотвратить примерзание груза в холодный сезон

Оборудование самосвала состоит из платформы, механизма «подьема — опускания» и надрамника. Объем платформы камаза 12 куб.м., а угол её опрокидывания — 50 градусов. Надрамник — представляет собой сварную конструкцию из пары лонжеронов, крестообразного усилителя и поперечин. Механизмы подъема и опускания камазовской платформы состоят из:

Платформа на самосвале КАМАЗ 6520 установлена цельнометаллическая, сварная, имеет защитный козырек, открывающийся задний борт и автоматические запоры заднего борта, подогревается она отработавшими (выхлопными) газами, чтобы предотвратить примерзание груза в холодный сезон. Оборудование самосвала состоит из платформы, механизма «подьема — опускания» и надрамника. Объем платформы камаза 12 куб.м., а угол её опрокидывания — 50 градусов. Надрамник — представляет собой сварную конструкцию из пары лонжеронов, крестообразного усилителя и поперечин. Механизмы подъема и опускания камазовской платформы состоят из:

  • Коробки отбора мощности, оснащенной масляным насосом, она предназначена для отбора мощности от КПП;
  • Насоса масла высокого давления шестеренчатого типа. Он обеспечивает подачу масла 85л/мин с частотой вращения 1920обмин;
  • Гидравлический цилиндр (стоит телескопический одностороннего действия);
  • Управляющий блок, который служит для управления напором рабочей жидкости внутри гидравлической системы опрокидывающего механизма, он состоит из электропневмоклапана и крана управления;
  • Клапан, ограничивающий подъем платформы, служит для остановки подъема платформы, когда она достигает максимального угла;
  • Масляный бак выполнен штамповкой из двух половин, он снабжен фильтрами, расположенными в заливной горловине и в сливной магистрали;
  • Стабилизатор служит для того, чтобы удержать платформу при разгрузке во избежание поперечных перемещений

Читать также: Мотошлем с гарнитурой bluetooth

Эксплуатация автомобилей КамАЗ 65115

Рабочая тормозная система служит для уменьшения скорости движения автомобиля и полной его остановки, управляется привод педалью.

Стояночную тормозную систему включайте на стоянке автомобиля, установив рукоятку крана управления стояночным и запасным тормозами (см. рис.Кабина) в вертикальное фиксированное положение. При этом срабатывают тормозные механизмы задних колес автомобиля и прицепа.

Для выключения стояночной тормозной системы рукоятку установите в горизонтальное фиксированное положение. Включая стояночную тормозную систему, доведите рукоятку вниз до упора, иначе «сожжете» тормозную систему на прицепе.

Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля в случае выхода из строя рабочей тормозной системы. Управляйте запасной тормозной системой постепенным перемещением рукоятки стояночной тормозной системы. При перемещении рукоятки вверх на треть ее полного хода работает только тормозная система прицепа. Применяя такой способ притормаживания на скользкой дороге, можно избежать «складывания», автопоезда, так как автопоезд при этом идет «врастяжку». При дальнейшем перемещении рукоятки вверх включается тормозная система автомобиля и увеличивается интенсивность торможения: чем ближе к вертикали, тем сильнее торможение.

Вспомогательную тормозную систему включайте нажатием кнопки вспомогательной тормозной системы (см. рис. Кабина). Пользуйтесь вспомогательной тормозной системой во всех случаях для уменьшения скорости и обязательно — при движении на затяжных спусках во избежание перегрева тормозных механизмов. При необходимости для уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя притормаживайте автопоезд рабочей тормозной системой.

При включенной вспомогательной тормозной системе не выключайте сцепление и не переключайте передачи.

Механическое растормаживание стояночной тормозной системы.

При отсутствии воздуха в ресиверах стояночной тормозной системы срабатывают пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер задней тележки, и автомобиль затормаживается. Если невозможно наполнить ресиверы сжатым воздухом, то автомобиль можно растормозить механически. Для этого снимите крышки с энергоаккумуляторов тормозных камер заднего и промежуточного мостов и выверните до упора (приблизительно 30 оборотов) винты механического растормаживания (см. рис. Механическое растормаживание стояночной тормозной системы.). После устранения неисправностей в пневмоприводе тормозной системы винты вверните.

Внимание! Если в пневмоприводе тормозной системы нет достаточного давления воздуха, то после механического растормаживания стояночной тормозной системы автомобиль не имеет никаких тормозных систем. Поэтому следите за тем, чтобы автомобиль не мог самопроизвольно двинуться с места после растормаживания

Правила переключения КПП в разных условиях

Знать, как трогаться с места и как продолжать движения, для правильной эксплуатации камазовской трансмиссии недостаточно. Чтобы в ходе использования коробки передач с агрегатом не произошло проблем, нужно соблюдать правила. Допущенные в ходе эксплуатации ошибки могут привести к серьезным неисправностям.

На подъеме

Как переключать скорости на КамАЗе при движении в гору

Передвижение на отечественном грузовике при подъеме должно производиться на повышенной скорости. Чтобы переключиться с первой скорости на вторую, водителю нужно дважды выжать сцепление. Учитывайте факт, что надо одновременно нажать на педаль газа, а также педаль подачи горючего. Эти действия важны, так как они помогают стабилизировать работу коленвала в целом. Чтобы избежать проблем в работе агрегата, не нужно сбрасывать обороты мотора менее, чем на две тысячи при подъеме. Это приведет к тому, что автомобильный двигатель будет заглушен. Также такая езда способствует увеличению рабочей температуры силового агрегата, а это может стать причиной его поломки.

При управлении автомобилем по такому принципу вы сможете добиться максимальной курсовой устойчивости. Благодаря принципу разделения схемы трансмиссии на два режима достигается облегчение работы мотора. Причем независимо от того, загружен автомобиль или нет.

На спуске

Если вы едите со спуска, то глушить двигатель не нужно. При глушении мотора произойдет блокировка руля. А это приведет к аварийной ситуации на дороге. При движении на спуске нельзя отключать вспомогательное торможение, а также выжимать до конца педаль сцепления. В более новых версиях грузовиков используются усовершенствованные трансмиссии, это позволило инженерам добиться снижения нагрузки на основные детали КПП. Поэтому при движении в критических условиях и на спусках мотор автомобиля не будет изнашиваться.

В КамАЗах используется тормозная система с двойным усилением. То есть, кроме торможения силовым агрегатом, присутствует дополнительная система остановки мотора. Если вы двигаетесь на спуске с активным вспомогательным торможением, то отключать сцепление и переключать скорости нельзя.

Схемы основной и раздаточной коробок на КамАЗе

Обледенелые участки

Езда на грузовике по обледенелым участкам должна производиться с наибольшим запасом скорости и хода. При торможении следует использовать активную вспомогательную систему остановки ДВС. Если торможение аварийное, то водитель должен остановить колеса прицепа. Если не учесть этот момент, попадете в занос. Притормаживать силовым агрегатом рекомендуется только в исключительных случаях. Потому что это приводит к ускоренному износу двигателя, однако протяженность тормозного пути значительно снижается. При торможении не следует допускать проскальзывания колес. Для избежания этого нужно вовремя выключить пониженную скорость, это приведет к падению оборотов коленвала.

Занос

Во время заноса соблюдайте главное правило — не выжимайте сцепление, иначе это ухудшит ситуацию. При производстве автомобилей инженеры внедрили схему, за счет которой автомобиль может ехать с наибольшим запасом хода. Благодаря этому можно добиться стабилизации курса во время езды по любой дороге. Если при движении произошел занос, руль автомобиля нужно вывернуть в его сторону. То есть если машину заносит влево, то рулевое колесо тоже выворачивается влево.

Если грузовик начал буксовать, то нужно как можно быстрее прекратить движение и сразу же отключить мост дифференциала. Регулятор для отключения вы сможете увидеть на приборной панели. Когда мост дифференциала отключится, на приборке появится соответствующий индикатор. После этого начало движения осуществляется на повышенной скорости, со второй передачи. Когда вы проедите труднодоступный участок дороги, не забудьте включить дифференциал (видео снял и опубликовал Владимир Никонов).

 Загрузка …

Неисправности и ремонт

Ремонт КПП состоит из разборки узла, диагностики, починки или замены изношенных элементов. После восстановления работы механизма проводится обратная сборка узла и осуществляются испытания системы в работе. Можно обратиться в сервисный центр, но лучше выполнить руками своими ремонт раздаточной коробки.

Как проверить уровень масла

Уровень масла в коробке проверяют следующим образом. Отворачивают пробку картера. При проверке надо установить указатель картера в отверстие до упора. Масло из картера десятиступенчатой МКПП сливают через 3 отверстия. Из них 2 отверстия расположены в нижней части картера КПП, а третье — делителя. Из картера пятиступенчатой КПП слив происходит через 2 отверстия.

Замена масла

Чтобы поменять масло, нужно помыть картер КПП моторным маслом. Очистить магнитные пробки от частиц металла и заливать масло до верхней черты указателя. Уровень масла измеряют через 5 минут. При движении машины КПП должна работать без колебаний, скорости должны переключаться свободно и фиксироваться прочно. Сильный шум может указывать на износ подшипников валов, недостаточный уровень масла или плохое качество смазки в картере.

Как снять коробку

Снятие коробки передач осуществляется следующим образом:

  1. Надо снять карданную передачу. Для этого откручивают 4 гайки крепежа.
  2. Снимают ПГУ.
  3. Демонтируют крепления стартера.
  4. Отсоединяют трубку, которая идет к понижающему редуктору.
  5. Демонтируют рычаг переключения передач.
  6. Ставят домкрат между маховиком и поддоном мотора, и через деревянную подставку демонтируют мотор.
  7. Откручивают гайки задней траверсы и снимают ее.
  8. Демонтируют распорную тягу.
  9. Откручивают болты крепежа кронштейна системы выпуска.
  10. Подсоединяют таль к болтам и натягивают его.
  11. Отвинчивают гайки крепежа к боковым подушкам мотора.
  12. Откручивают болты, которые фиксируют КПП к ДВС.
  13. Поднимают таль, отодвигают КПП от мотора до выхода первичного вала трансмиссии.
  14. Вытаскивают коробку передач.

Как отрегулировать

Теперь нужно отрегулировать КПП, выполнить дефектовку узлов и деталей. Если они вышли из строя, заменяют новыми. Шлицевые соединения не должны иметь дефектов и сколов. Подшипники шестерен следует заменить, предварительно осмотрев место их установки, нет ли износа или участков, продавленных роликами.

Подшипники вала заменяют, так как в результате поломки и попадания в масло металлической стружки места качения подшипников получили повреждения, которые могут вызвать поломку КПП. Осматривают шестерни, выявляют повреждения, износ зубьев шестерен. Конические обоймы синхронизатора не должны быть деформированы или изношены. Направляющие валы не должны болтаться. Не должно быть повреждений на шлицах.

Как правильно собрать

Сборка КПП осуществляется в обратном порядке. Промежуточный вал устанавливают в корпус коробки передач. Монтируют подшипники — передний роликовый и задний сферический. Закручивают опорную шайбу. Фиксируют ее гайкой и закрывают заднюю крышку крепления сферического подшипника. Устанавливают прокладки. Вал должен вращаться легко, не должно быть заедания детали при движении.

Схема ремонта КПП КамАЗ-5320 с делителем

Для проведения ремонта КПП КАМАЗ-152 с делителем ее необходимо разобрать. Разбор включает в себя следующие шаги:

  • для разбора коробки сначала потребуется демонтировать воздушный переключатель, вывернуть крепежные элементы;
  • снять валик и вилку переключения КПП;
  • следующим шагом станет демонтаж вилки и вала выжимного устройства, а также синхронизатора;
  • далее необходимо открыть крышку заднего подшипника, открутив предварительно фиксирующие ее винты;
  • произвести демонтаж подшипника и вала;
  • также, чтобы открыть доступ к мультипликатору КПП, потребуется снять опорную роликовую шайбу, металлический стакан и подшипник ведомого вала;
  • используя резиновый (не металлический) молоток или деревянный брусок, необходимо аккуратно достать подшипник из корпуса мультипликатора, стараясь не помять деталь;
  • далее нужно снять стяжную и маслонагнетательную гайки при помощи соответствующих ключей;
  • последним этапом разбора узла является демонтаж роликового подшипника, втулки, ведущей шестеренки КПП.

Далее следует осмотреть все детали и произвести замену износившихся, а затем собрать устройство, следуя вышеизложенной инструкции в обратном порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *