Спортивный катализатор: устройство и характеристики
Содержание:
- Признаки неисправности катализатора
- Вырезать катализатор – хорошая или плохая идея?
- Общие особенности
- Отличия спортивных моделей
- Причины и признаки неисправности
- Установка катализатора Москва
- Применение
- Продать катализатор в Москве выгодно
- Что делать, если катализатор забитый?
- Из чего состоит катализатор?
- От чего зависит цена
- Извлечение платины и родия
- Домашние химики
- Извлечение палладия
- Зачем нужен в машине каталитический нейтрализатор
- Какие катализаторы не принимают скупки
- Признаки и причины поломки катализаторов
- Как проверить, забит ли катализатор?
- Спортивный катализатор
- Подведем итоги
Признаки неисправности катализатора
О том, что катализатор скоро выйдет из строя, в первую очередь свидетельствует снижение мощности мотора: ухудшается разгонная динамика, снижается максимальная скорость, со временем затрудняется пуск двигателя. Закоксовывание катализатора на ранней стадии можно и не заметить. Просто водителю для компенсации потери мощности приходится интенсивнее нажимать на педаль газа. В этой стадии выхлоп иногда приобретает резкий ядовитый запах сероводорода, что как раз и свидетельствует о проблемах с катализатором, в котором нарушаются химические процессы разложения отработавших газов.
Катализаторы выходят из строя в основном по двум причинам: либо когда из-за нарушений правил эксплуатации происходит оплавление керамической сердцевины или соты забиваются сажей, либо когда вследствие длительной эксплуатации в нем разрушаются каталитический слой или сама керамика.
Вырезать катализатор – хорошая или плохая идея?
С технической точки зрения катализатор не является необходимым устройством. Двигатель будет работать правильно и без него, а при вырезке старого нейтрализатора двигатель будет работать еще лучше.
Но одной вырезкой не обойтись. Особенно когда речь идет о современных автомобилях, оснащенных несколькими лямбда-зондами (установленными до и после катализатора) экологическим классом не ниже Евро-3. После вырезки катализатора вам не просто придется вырезать катализатор, но и вмешаться в работу электроники. Например, необходимо установить так называемую электронную «обманку» лямбда-зондов. И чем новее автомобиль (значит, выше евростандарт экологического класса), тем больше сложностей после вырезки катализатора. Но инженеры-электронщики, которые занимаются демонтажем катализаторов, справляются с этим очень эффективно.
Главным плюсом вырезания катализатора является небольшой скачок мощности и крутящего момента двигателя. Также автомобиль с вырезанным нейтрализатором получит более приятный, но более громкий звук выхлопа. Но не переживайте, никаких проблем с выхлопной системой после демонтажа этого компонента не будет. Более того, вырезанный катализатор можно будет продать за немалые деньги из-за наличия в нем драгоценных металлов. Вбейте в поиск запрос «куплю катализатор» и вы будете удивлены, сколько контор занимаются скупкой старых катализаторов. Причем за приличные деньги.
Однако в удалении каталитического нейтрализатора выхлопных газов есть не только преимущества. Например, вмешательство в электронику автомобиля в конечном итоге может вызвать некоторые проблемы в процессе сгорания топливной смеси. Также будьте готовы, что спустя время ваш автомобиль без катализатора может начать потреблять больше топлива. Правда, этот эффект появляется не на всех автомобилях. Но главное – без катализатора ваш автомобиль будет выбрасывать в окружающую среду больше вредных веществ. А вот как раз из-за этого у автовладельца могут быть проблемы с законодательством.
Автомобиль, оснащенный катализатором на заводе, как правило, проходит перед началом продаж на рынке сертификацию, в рамках которой проверяются многие параметры безопасности и соответствие принятым в стране ГОСТам. В том числе производятся замеры вредных веществ в выхлопной системе, для того чтобы уровень СО2 соответствовал установленному в России экологическому классу.
Вырезав катализатор, вы рискуете, что уровень вредных веществ в выхлопе не будет соответствовать установленным нормам. В этом случае автомобиль не сможет пройти легально техосмотр. Правда, в нашей стране, где техосмотр можно просто купить, это, наверное, не проблема. Да, в скором времени в нашей стране ужесточится порядок прохождения техосмотра. Но мы не думаем, что в ближайшие годы что-то изменится в лучшую сторону. Скорее всего, техосмотр по-прежнему можно будет купить в любом пункте техосмотра. Если же вы сторонник соблюдения законодательства и всегда проходите техосмотр, как требует закон, то, вырезав катализатор, рискуете не получить диагностическую карту в связи с превышением в выхлопе уровня вредных веществ.
Общие особенности
Каталитический нейтрализатор, называемый катализатором, представляет собой устройство, служащее для очистки выхлопных газов. Это компонент выпускной системы, установленный в даунпайпе. Принцип его функционирования основан на химических реакциях под нагревом. Однако наличие данного устройства приводит к потерям мощности ввиду трения газов о сотовую структуру и лобового сопротивления ее стенок. К тому же сказывается турбулентность на входе. Причем данный фактор имеет ведущее значение для многих штатных катализаторов. Это объясняется непродуманной конструкцией даунпайпа с большими углами входа и выхода, заужениями и т. д. Толстая, плавная труба значительно изменила бы ситуацию. Таким образом, основная проблема многих стандартных выпускных систем состоит не в катализаторе, а в даунпайпе. Что касается самого катализатора, основными его параметрами, влияющими на сопротивление потока, являются лобовая площадь, длина и сечение ячеек. Основной характеристикой катализатора считают количество сот на единицу площади.
Расположение катализатора
Отличия спортивных моделей
Спортивные катализаторы отличаются от стандартных рядом особенностей.
Устройство спортивного катализатора
- Количество ячеек на дюйм. Стандартные модели имеют показатель 600-800. Это множество мелких ячеек, что обуславливает большое сопротивление потока. Для компенсации малой плотности сечения катализаторы делают толстыми. Малый размер ячеек обуславливает быстрое засорение, ведущее к дополнительному росту сопротивления. Для спортивных моделей показатель плотности сот составляет 200-300. Катализаторы с показателем в 400 относят к обычным, несмотря на меньшее сопротивление потока. Минимальным значением плотности сот считают 200. Оно позволяет очищать поток на 70%. При меньшем значении утратится функциональность катализатора, о чем будет свидетельствовать ошибка кислородного датчика.
- Материал. Катализаторы производят из металла и керамики. Для спортивных моделей используют металл ввиду более прочной структуры. Это позволяет создавать ячейки большего размера при сохранении прочности конструкции. Для керамики это бы привело к крошению стенок. К тому же металл устойчивее к высокой температуре и обогащенной смеси. Температурный режим спортивных моделей выше на 300-400°C в сравнении с универсальными. Названные свойства металла позволяют делать тонкие стенки ячеек, что сокращает сопротивление потока.
- Метод производства. Для спортивных катализаторов используют технологию завальцовки трубы, в то время как обычные имеют штампованные корпуса.
- Конструкция корпуса. Спортивные катализаторы компактнее, имеют округлую форму и плавные вход и выход. Компактность достигнута за счет того, что они включают один элемент, в отличие от обычных моделей, имеющих 2-3 элемента.
Причины и признаки неисправности
Теоретически катализатор должен работать вечно. Благородные металлы не окисляются и не расходуются в химических реакциях каталитического типа. Но реальность выглядит значительно хуже. Тонкие приборы оказываются бессильны перед нарушениями температурного режима и механическими ударами.
Почти все проблемы бывают связаны с нарушением работы систем питания и зажигания двигателя, а также с применением некачественного топлива. Всё это приводит к повышению температуры нейтрализатора, оплавлению и выкрашиванию его сотовой структуры с последующим закупориванием пути свободного прохода выхлопных газов.
При этом катализатор способен нанести страшный ответный удар двигателю. Его близкое расположение к зоне выпускных клапанов привело к опаснейшему эффекту – раскрошенная керамика может попадать в цилиндры.
Это не является парадоксом, дело в том, что импульсный характер движения газов на выпуске приводит к хаотическому перемещению частиц по коллектору и всасыванию их в двигатель перепадами давления.
Результат известен многим мотористам – царапины и задиры на поверхностях, которым это полностью противопоказано. Двигатель отправляется в капитальный ремонт.
Общим признаком неисправности станет потеря мощности двигателя, его неспособность развить большие обороты. В конце концов он просто перестанет запускаться. Это легко себе представить интуитивно, вообразив, что некто коварно заткнул выхлопную трубу. Результат абсолютно идентичен.
Как проверить
Наиболее простым и эффективным способом диагностики является считывание показаний кислородных датчиков с помощью автосканера Scan Tool Pro Black Edition.
Исправный катализатор покажет синусоиду с напряжением от 0.1-0.3 до 0.7-0.9 V на первом датчике и 0.7-1 V на втором.
Напряжение 0.5-0.7 V свидетельствует о том, что катализатор подзабит, а если же показания будут меньше 0.5 V то он неисправен.
Подробная видеоинструкция ниже.
Симптомы слишком характерны, чтобы вызывать сложности с диагностикой забитого катализатора.
Изменившийся звук выхлопа, сдавленное шипение в выпускной системе, иногда вообще крайне слабая реакция руки, подведённой к срезу выхлопной трубы. Обычно к тому же зажигается лампочка контроля состояния двигателя, ЭСУД заметит нештатные показания датчиков.
Окончательный диагноз будет поставлен после снятия катализатора с автомобиля. Запечённые, заполненные отложениями и раскрошенные соты невозможно не заметить.
Как почистить
В тех случаях, когда соты ещё не повреждены, но пропускная способность нейтрализатора уже снижена смолянистыми отложениями, его можно промыть.
Для этого лучше всего использовать жидкость, обычно применяемую для очистки карбюраторов или топливных форсунок. Только потребуется её значительно больше.
Катализатор заливается промывочной жидкостью, после чего ей предоставляется время на растворение загрязнений, затем её сливают, внутренности детали промываются горячей водой и просушиваются (продуваются).
Обычно процедура требует неоднократного повторения. Существуют также специально предназначенные для подобных промывок составы.
Установка катализатора Москва
Узнать о стоимости услуг и возможных дополнительных расходах вы можете, позвонив по телефону, либо заполнив форму заявки на сайте.
В наших техцентрах производится замена катализаторов для иномарок — Audi, BMW, Chevrolet, Ford, Honda, Mazda, Mersedes, Mitsubishi, Nissan, Opel, Skoda, Toyota и Volkswagen и других иностранных автопроизводителей.
Каждый современный автомобиль оснащается катализатором (каталитическим нейтрализатором) — деталью, которая расположена в глушителе и должна снижать содержание CO и CH в выбросах. Принцип действия этого устройства основан на каталитическом окислении CO и CH до безвредной двуокиси углерода (CO2). Такое превращение осуществляется благодаря напылению на рабочей поверхности катализатора металлического слоя из благородных металлов Pd и Rh. Благодаря большому количеству этих металлов стоимость катализаторов для иномарок начинается с отметки 30 тысяч рублей. Рабочая поверхность нейтрализатора большинства европейских производителей имеет керамическую основу. У машин азиатского рынка каталитический слой обычно наносится на свернутую металлическую ленту.
Замена каталитических нейтрализаторов в наших центрах производится на:
- оригинальные, которые клиент приобретает самостоятельно;
- универсальные аналоги;
- пламегасители с обманкой лямбда-зонда или прошивкой на Евро-2.
По сути любой катализатор как иномарки, так и машины российского производства представляет собой фильтр, который снижает содержание CO и CH до допустимого уровня. Как и любые другие фильтры (масляный, топливный, воздушный) он подлежит замене через определенный интервал пробега машины. Производители регламентируют производить замену катализатора в зависимости от марки автомобиля каждые 70-120 тысяч километров. По прохождению данного интервала каталитический слой отравляется и процесс нейтрализации вредных примесей прекращается. Однако, на практике этот интервал зачастую многократно сокращается. Среди основных причин сокращения срока службы катализаторов следует прежде всего отметить следующие:
- некачественный бензин с присадками, которые отравляют каталитический слой;
- сбои в системе зажигание;
- увеличение расхода масла двигателя;
- плохо работающий стартер.
Особо губительно на катализатор действуют неудачные запуски двигателя в холодное время года. Порции топлива попадают в его рабочий объем, где они сгорают. В итоге пропускная способность катализатора уменьшается и он становится препятствие на пути отхода выхлопных газов. Двигатель начинает «не тянуть», появляется нестабильный (плавающий) холостой ход, а на приборной панели может загореться лампочка «Check Engine». Если на Вашем автомобиле обнаружилось что-либо из перечисленного, то стоит пройти диагностику катализатора.
Наши техцентры специализируется на ремонте, диагностике и тюнинге выхлопных систем. Мы готовы выполнить любой нестандартный заказ по нашей специализации. У нас всегда есть все необходимое для ремонта глушителей: приемные трубы, катализаторы штатные и универсальные, пламегасители, резонаторы, гофры, выпускные коллекторы (пауки), механические и электронные обманки лямбда-зондов (кислородных датчиков) и многое другое. Телефоны, адреса и схемы проезда находятся на этой странице.
Применение
Несмотря на название, спортивные катализаторы актуальны не только для спорткаров. Ввиду высокой надежности их считают уместными для любых автомобилей и, в особенности, для старых. Последнее объясняется нечувствительностью к изменившемуся под влиянием неисправностей режиму работы двигателя. К тому же надежность обусловлена повышенной пропускной способностью (крупные соты почти исключают возможность засорения). При этом экологические показатели соответствуют евро 4 и 4+, что достигнуто благодаря большей в 3-8 раз доле напыления драгметаллов вроде палладия, родия, платины. Таким образом, актуальна установка спортивного катализатора и на Киа Сид, и на Nissan GTR.
Автосервис «Лёха Выхлоп»
+74951424327, +79031292000
https://лёха-выхлоп.москва/
г.Москва, Сокольнический Вал 1к1
Продать катализатор в Москве выгодно
Чтобыпродать катализатор в Москвевыгодно, следует тщательно изучить условия покупки устройств в точках приёма вторсырья
Это означает, что автомобилисту следует определить главные критерии, на которые обращают внимание покупатели при осмотре и приёме каталитических конвертеров
Собственно, критерии при приёме катализаторов:
- Марка и страна изготовитель;
- Годы выпуска;
- Степень изношенности устройства;
- Период эксплуатации;
- Отсутствие механических повреждений;
- Чистота реализуемого товара;
- При больших объёмах продукции наличие правильной сортировки по вышеупомянутым критериям;
- Основной материал, из которого сделан катализатор (металл или керамика). Предпочтение отдаётся металлическим изделиям.
За качественный, подпадающий под все вышеизложенные параметры катализатор, можно выручить приличную сумму денег. На практике существует определённый ценз, определяющий стоимость того или иного устройства – это место изготовления. Например, нейтрализаторы зарубежного производства при скупке стоят до 30 тыс. рублей за килограмм, а вот отечественные изделия едва дотягивают до 5-ти тыс. рублей за тот же объём. Несмотря на такой разрыв в стоимости двух категорий устройств, денежная компенсация – всё равно достаточно приятная часть процедуры утилизации, ведь зачастую эти устройства просто выкидываются на свалку.
Что делать, если катализатор забитый?
Как понятно из вышеперечисленного игнорирование неисправности чревато большими неприятностями. Возникает резонный вопрос, что делать, если катализатор забит и это установлено абсолютно точно. Возможных выходов из такой ситуации имеется несколько:
- Попытаться очистить наполнитель от нагара и твердых частиц. Существуют разные способы, описание которых выходит за рамки данной статьи. Другой вопрос, что эффективность их вызывает большие сомнения. Они применимы только на самой начальной стадии процесса, когда еще нет никаких признаков засорения узла, и никто не задумывается о возможной неисправности.
- Удаление из корпуса наполнителя и установка пламегасителя и эмуляторов вместо датчиков остаточного кислорода. В таком случае вы на всегда забудете о неисправностях катализатора, но это вмешательство в конструкцию выхлопной системы легко выявляется при помощи газоанализатора, и вам будет грозить штраф за загрязнение окружающей среды.
- Замена каталитического нейтрализатора новым. Это самый дорогой вариант — приобретение и установка узла обойдется от 9 до 17 тыс. рублей в зависимости от марки автомобиля.
Существуют так называемые спортивные катализаторы, которые, по отзывам специалистов и автовладельцев дают прирост мощности до 10%. Используемые в качестве наполнителя активные элементы позволяют с легкость уложиться в жесткие требования действующих нормативов Евро−4 и даже Евро−5.
Рис. 7 – «Замена каталитического нейтрализатора на автомобиле»
Из чего состоит катализатор?
Внутри корпуса данного устройства располагается металлическая или керамическая конструкция, что состоит из множества сот. Сверху их покрывают тонким слоем металла.
Подобная конструкция запчасти способствует увеличению площади поверхности, что контактирует с выхлопными газами. В результате наличия на этой поверхности специального каталитического слоя происходят химические реакции, превращающие вредные газы в экологически чистые.
Металл, который покрывает соты – это сплав драгоценных металлов: платины, родия и палладия, что имеют достаточно высокую стоимость. Скажем так — они превышают стоимость золота как минимум в два раза.
«О, круто» — скажите вы, побежал ломать, свой отработанный фильтр! Ребята не все так просто.
От чего зависит цена
Цена б/у катализатора, вернее драгметаллов, которые входят в его состав, формируется на лондонской бирже. Не вникая в подробности ценообразования, общепринятое правило – компенсировать лицу, сдавшему отслужившего свой срок нейтрализатора 75% стоимости содержащихся в нем ценных металлов. Это принятая во всем мире практика, которая обоюдовыгодна и владельцам автомобилей, и компаниям, профессионально занимающимся утилизацией запчастей.
На цену вышедшего из строя нейтрализатора влияют следующие обстоятельства:
- Объем автомобильного двигателя. Чем он больше, тем выше содержание ценных металлов в его нейтрализаторе выхлопных газов.
- Содержание ценных металлов. Для определения этого параметра используется экспресс-анализ.
- Внешнее состояние нейтрализатора – целостность его корпуса, наличие вмятин и прочих внешних дефектов.
При определении цены скупки имеет значение происхождение керамических элементов детали (импортное или отечественное), качество сажевого фильтра, наличие фольги.
Узнайте, сколько стоит ваш катализатор прямо сейчас!
Узнать цену
Извлечение платины и родия
Один из самых распространенных способов отделения родия и платины из сотовой конструкции – ее выщелачивание с использованием специальных окисляющих смесей в жидком состоянии. Однако данный метод отличается целым рядом недостатков. В первую очередь это то, что кроме драгоценных веществ, в катализаторах также есть окиси алюминия, которые предотвращают полное изъятие платины.
Такая процедура для положительного результата подразумевает многократное выщелачивание и последующую промывку устройства для полного извлечения драгоценной смеси, поэтому требует дополнительных материальных затрат. Кроме того, даже в таком случае не всегда получается извлечь всю платину.
Более современным способом является такой, что основа на переводе металла в растворимое состояние.
Осуществляться это будет путем предварительного смачивания детали в соляной кислоте. Данный процесс проводится при нагревании для циркуляции смеси паров и газа.
К преимуществам такого метода относится простота в реализации и возможность получить максимально возможное для каждой конкретной модели катализатора количество драгоценного металла. А благодаря использованию современных окислителей есть возможность много раз проводить обмывание частиц вещества при помощи такого раствора.
Домашние химики
Некоторые понимающие люди пробуют самостоятельно извлечь ценные материалы из автомобильного нейтрализатора, за счет так называемого аффинажа. Этим путем извлеченные драгоценные металлы потом пытаются продать на соответствующих площадках.
Но следует учитывать, что в процессе аффинажа существуют неизбежные потери в процентах извлекаемых материалов. Сам процесс извлечения драгметаллов далеко не самый безопасный и предполагает помещение частей автомобильного нейтрализатора в емкость с концентрированной азотной кислотой. Извлеченные драгоценные металлы нужно еще суметь продать по хорошей цене. То есть стоит ли овчинка выделки, еще тот вопрос. Гораздо проще сдать катализатор без ненужных хлопот и по хорошей цене компаниям, которые скупают катализаторы.
Важно: обратите внимание, что носитель автомобильного нейтрализатора, также известный как подложка или подборка, в своем составе может иметь вкрапления драгметаллов
Извлечение палладия
С целью отделения палладия можно воспользоваться химическими методами, что применяются и к платине. Но в таком случае очень редко в конечном итоге получается чистый металл без каких-либо примесей. С целью добычи подобного вещества иногда используются также гальванический метод или электродуговое нагревание.
Самым же действенным способом, используя который можно получить максимально чистый палладий, является повышение температуры металла до 500 градусов и одновременное его фторирование. В результате проведения такого процесса получается фтористый палладий, при охлаждении до температуры около 100 градусов его расщепляют с использованием минеральной кислоты.
Воспользовавшись подобной технологией, можно получать практически весь палладий, что есть в автомобильных катализаторах.
В современной промышленности существуют и некоторые другие действенные способы добычи драгоценных материалов из отработанных катализаторов. Обычно они дают возможность получать чистые металлы.
Недостатком их является необходимость сразу большого количества катализаторов для переработки, поскольку ради небольшого количества нет смысла начинать процесс. Кроме того, в таком случае существуют немалые материальные затраты на покупку всех необходимых катализаторов.
Зачем нужен в машине каталитический нейтрализатор
Большая часть выхлопных газов состоит из вполне нейтральных и безвредных веществ – азота, водяного пара и двуокиси углерода. Но обойтись только их наличием практически невозможно, такое случается лишь в идеально отрегулированном двигателе, работающем в предсказуемом стационарном режиме.
Во всех других случаях мотор начинает выделять крайне опасные для человека химически активные вещества, моноокись углерода, углеводороды и окислы азота.
Прямое уничтожение подобных ядов с большой скоростью и в требуемом объёме практически невозможно, поэтому инженеры были вынуждены прибегнуть к известным из химии каталитическим реакциям переработки вредных веществ в относительно нейтральные.
Катализатором в химии называется компонент реакции, который участвует в процессе, хорошо его ускоряет, но сам при этом не расходуется.
Из чего состоит и как работает
Основа катализатора – керамические соты
Конструктивно каталитический нейтрализатор представляет собой выполненную в форме сот керамическую подложку, вставленную в металлический корпус и защищённую теплоизоляционными материалами. Мелкие ячейки прибора имеют специальное покрытие – рабочий состав. Покрывающий соты состав – это сплав платины, родия и палладия, драгоценных металлов, стоимость которых превосходит золото как минимум в два раза.
Сотовая конструкция катализатора увеличивает площадь соприкосновения токсичных газов с нейтрализующей их поверхностью. Остатки вредных веществ мгновенно догорают и не попадают в атмосферу.
Катализатор состоит из следующих деталей:
- Корпус с входным и выходным патрубками;
- Керамический блок с пористой структурой;
- Каталитический слой – напыление на ячейках керамического блока;
- Датчик (лямбда-зонд) – прибор, показывающий загрязнённость газов после очистки;
- Металлический кожух – выполняет функцию теплоизоляции и защищает корпус от механических повреждений.
Устройство катализатора в разрезе
Деталь устанавливают после выхлопной трубы двигателя или во фланце выпускного коллектора. Такое расположение необходимо для эффективной работы катализатора, поскольку нейтрализация токсических веществ возможна только при высоких температурах. Работа узла происходит следующим образом:
- Выхлопные газы по входному патрубку направляются внутрь детали и попадают на керамический блок, заполняя ячейки.
- Металлы-катализаторы окисляют несгоревшие углеводороды и угарный газ.
- Восстановительный металл родий нейтрализует оксид азота и превращает его в безвредное вещество.
- Через выходной патрубок в атмосферу выводится чистый газ.
В момент прогрева двигателя катализатор бездействует, и это является существенным недостатком разработанных на сегодняшний день моделей. Трудность организации правильной работы узла состоит в опасности его перегрева. Если расположить катализатор ближе к двигателю, срок работы резко уменьшится из-за систематического перегрева. Большинство автопроизводителей располагают деталь в области правого переднего колеса, где существует возможность поддержания температуры на оптимальном уровне.
Какие катализаторы не принимают скупки
При приемке автомобильных нейтрализаторов компании, занимающиеся утилизацией, следуют общепринятым требованиям:
- керамическая масса б/у детали должна быть отделена от сажевого фильтра;
- недопустимо наличие в керамической массе асбеста, элементов керамической сетки, отпилков, сажи, песка и прочих инородных вкраплений. Сдаваемый на утилизацию материал должен соответствовать естественной влажности не более 2%;
- металлический элемент носителя должен представлять собой цельный кусок. В противном случае он утрачивает не менее 50% драгоценного напыления.
Нетрудно сделать вывод, что выгоднее всего сдать каталитический нейтрализатор, не доведенный владельцем авто до крайней степени износа.
Признаки и причины поломки катализаторов
Наиболее частыми причинами выхода катализатора из строя, являются:
- Низкое качество бензина, либо его загрязнение примесями, что сильно засоряет зонд и может вызвать закоксованность фильтров
- Частые сбои в системе зажигания, что проявляется в резком заглушении двигателя при заводе
- Резкий рост расхода масла в двигателе во время движения
- Постоянные сбои в работе стартера
Это основные факторы поломки. Понять, что катализатор сломан, можно по следующим признакам:
- На датчике появляется код ошибки, указывающей на неполадки в системе фильтрации и выброса выхлопных газов
- Посторонние шумы в области расположения катализатора
- Резкий запах, исходящий от выхлопов
- Изменённый цвет дыма, выходящего из трубы
- Сбои в работе тахометра: его стрелка начинает дёргаться из стороны в сторону
- Падение производительности автомобильного двигателя и снижение его мощности
У нас в наличии имеются как штатные, так и универсальные катализаторы. Последние отличает то, что они присоединяются напрямую, путём приварки к рабочей поверхности. Стоит также отметить, что катализаторы универсальные более дёшевы в плане установки. Также они более долговечны и подходят для автомобиля с любым типом двигателя.
В нашем каталоге вы можете найти и выбрать себе универсальный катализатор. Стоимость его зависит от установленной производителем цены.
Как проверить, забит ли катализатор?
Диагностика выхлопной системы может производиться водителем самостоятельно или специалистами автосервиса. Наиболее достоверный способ, позволяющий как проверить катализатор, так и устранить его неисправность — это демонтаж и осмотр узла. Однако этот метод самый сложный и трудоемкий: болты крепление прикипают, и резьбовые соединения не всегда удается раскрутить.
Рис. 4 – «Визуальная проверка катализатора»
Если же в процессе проверки из катализатора, снятого с автомобиля, высыпается порошок, то это говорит о его разрушении. Такой узел однозначно подлежит замене. Если дело не дошло до крайности, то убедиться в засорении сот можно посветив фонариком в одни из патрубков. Если с другой стороны вы не увидите света, значит большинство пор непроходимо для светового луча и выхлопных газов.
Рис. 5 – «Проверка катализатора манометром»
Существуют и иные менее трудоемкие методы проверки каталитического нейтрализатора, которые используются на СТО и водителями:
- Пытаемся рукой, одетой в перчатку, закрыть выхлопную трубу при этом двигатель должен работать на холостых оборотах. При исправной системе выпуска отработанных газов сделать это не удастся, вы будете явно чувствовать толчки в руку.
- Измерить давление в выпускном коллекторе при помощи манометра, подсоединенного к штуцеру вместо датчика остаточного кислорода (лямбда зонда) на входе в катализатор. Если данный показатель превысит 0,3 кгс/см2 при частоте оборотов двигателя в 2500 мин−1, значит узел неисправен.
- Точно определить забитый катализатор можно при помощи мотор-тестера. На место одной из свечей устанавливается специальный датчик давления, показания которого выводятся на осциллограф. Специалисту остается лишь оценить работу двигателя на больших оборотах. Давление в выхлопной системе более 2 кгс/см2 прямо говорит о непроходимости наполнителя.
Выбор метода проверки каталитического нейтрализатора остается на усмотрение автовладельца. При этом следует заметить, что наиболее достоверными являются демонтаж и визуальный осмотр узла и диагностика при помощи мотор‐тестера.
Рис. 6 – «Проверка катализатор осциллографом мотор-тестера»
Спортивный катализатор
Для чего мне спортивный катализатор?
Многие автовладельцы спрашивают зачем мне спортивный катализатор, я не спортсмен, езжу не быстро и возраст моего автомобиля около 10 лет. Мне бы что-нибудь попроще и подешевле, но понадежней. Но самые надежные из катализаторов это спортивные. Возраст автомобиля 10 лет — поршневая уже не новая, двигатель поджирает масло, а спортивные катализаторы этого не боятся. Температурный режим работы настоящего спортивного катализатора на 300-400 градусов выше чем у штатного, не говоря уже об универсальном.
За счет чего достигается эффективность работы спортивного катализатора?
Повышенная проходимость спортивных катализаторов также увеличивает их долговечность, они практически никогда не забиваются. Напыление драгметаллов(палладий, платина, родий) от 3 до 8 раз выше чем на штатном для того чтобы на крупном сечении сот обеспечить фильтрацию на евро 4 или евро 4+.
Почему мы должны верить что напыление на спортивных катализаторах в 5 раз больше?
Здесь всё просто — на вашем автомобиле стоит экологическая программа и если установить катализатор с таким же напылением как у вас, но с сечением в 4 раза больше, то экологические нормы упадут вдвое и как следствие появится ошибка check engine (неэффективная работа катализатора).
Опять же, без необходимого количества напыления от автомобиля начнет вонять, ведь только оно расщепляет выхлопные газы. Особенно это будет заметно в закрытых или плохо проветриваемых помещениях. Пустые керамические или металлические соты не вступят в реакцию и не дадут никакого эффекта фильтрации.
Какой катализатор установить на автомобиль с пробегом?
Универсальный или даже оригинальный катализатор, установленный на подержанный автомобиль, не прослужит столько же сколько прослужил первый. Каждое электронное или механическое устройство имеет свой износ, старые свечи, провода, катушки, форсунки и куча разных датчиков (лямбда зонда, детонации, распредвала и другие) не новый расходомер воздуха, старая дроссельная заслонка, всё сыграет свою роль в сокращении срока службы установленного катализатора. Например, из-за неправильно обогащения температура выхлопа может подняться на пару сотен градусов и штатный катализатор умрет, а для спортивного это нормальный режим работы.
Конечно же если заправить бензин в котором будут присадки, которые превратят каталитический процесс в химический, то металлические соты спортивного катализатора могут деформироваться. Но если тот же процесс запустить в штатном катализаторе, то он расплавится и перекроет выхлоп полностью.
Если начнут плавится керамические соты на автомобиле с мощным двигателем, он не заглохнет сам, пока вы не заглушите автомобиль. За счет мощного потока выхлопных газов он будет сам создавать себе отверстия в плавящейся массе керамических сот. В то время как малолитражка будет быстро терять обороты, заглохнет и больше не заведется, выхлопная система будет заплавлена. В то время как спортивный катализатор позволит вам добраться до дома.
Спортивный катализатор или Down-pipe?
На многих автомобилях со спортивными двигателями, например Mercedes 6.3, БМВ с двигателем М, На Рэндж Роверах SVR на Jeep SRT выхлопная система рассчитана и программа двигателя внутреннего сгорания настраивается с учетом подпора, создаваемого катализатором. Наши эксперименты показывают, что не всегда полное удаление катализатора и даже увеличение диаметра всей выхлопной системы и замены её на прямоточную добавляет мощности. Действительно 4 керамических блока, установленные на этих автомобилях немного “душат” его и забирают примерно около 10 % мощности. Но полностью убрав катализатор и установив Down-pipe бывало, что мощности в лошадиных силах не добавлялось вообще, а крутящий момент даже уменьшался и время набора до сотни увеличивалось. В то время как при замене катализатора на спортивный всегда наблюдался прирост мощности и на стенде, и по ощущениям.
Опять же, установка down-pipe требует перепрошивки блока и отключения экологических норм автомобиля, что не дешево и не всегда работает. Многих от этого действия останавливает неприятный запах отработанных газов. В то время как спортивный катализатор эти нормы поддерживает и реально чистит выхлопные газы. Также возможна установка электронных контроллеров, эмуляторов или другого рода обманок. В общем установка Down-pipe с отключением экологических норм иной раз оказывается дороже чем установка спортивных катализаторов.
Подведем итоги
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что в современных автомобилях катализатор является важным элементом, который в связке с кислородным датчиком оказывает прямое влияние на смесеобразование и работу двигателя в целом. Также проблемы с катализатором могут привести к сбоям в работе ДВС в том случае, если фильтр забит.
Напоследок отметим, что замена каталитического нейтрализатора является наиболее правильным решением, однако если нет средств на покупку новой детали, можно ограничиться установкой пламегасителя. Хотя уровень токсичности выхлопа в данном случае сильно повышается и не соответствует нормам и стандартам, владелец получает возможность нормально эксплуатировать автомобиль с исправно работающим ДВС.