Как самостоятельно выполнить десульфатацию аккумуляторной батареи

Содержание:

Восстановление АКБ в краткие сроки

Ранее описанные виды зарядки могут занять несколько часов или дней. Не у всех владельцев автомобилей или других устройств, требующих постоянного тока, есть время заниматься этой процедурой. Поэтому возникает вопрос, как восстановить аккумуляторную батарею в сжатые сроки. Перед началом процедуры потребуется полностью зарядить батарею, после чего избавиться от жидкости, проводящей электрический ток. Далее нужно промыть внутренности корпуса очищенной водой, без примесей. Затем провести заполнение емкости раствором, который включает 2% трилона Б и пятипроцентный раствор аммиака. Затем, спустя 60 минут, очистить аккумулятор от примесей, заново промыть корпус водой, залить серную кислоту либо другой электролит. Таким образом батарея восстанавливается в сжатые сроки.

Потребность в использовании аккумулятора как источника энергии возникает часто. При этом максимальная емкость снижается, и у владельцев возникает вопрос, можно ли восстановить аккумулятор и как это сделать. В большинстве случаев реставрация аккумулятора проходит относительно легко, однако требует значительных затрат времени.

Электрохимические методы

Все вышеперечисленные способы достаточно сложны в реализации и при этом имеют спорную эффективность. Более распространена очистка электродов от солей свинца с использованием специального ЗУ, умеющего функционировать в режиме «заряд/разряд». Правда, их стоимость достаточно высока, так что многие пользуются обычными зарядками, но тогда процесс растягивается во времени на недели и даже месяцы.

Десульфатация специальным зарядным устройством

Отличительной особенностью такого ЗУ является наличие отдельного режима десульфатации, в котором зарядное устройство будет работать достаточно долго, вплоть до нескольких дней, в зависимости от степени обрастания пластин кристаллами соли свинца.

При использовании такого ЗУ возможна автоматическая десульфатация аккумулятора, нужно только правильно его подключить и активировать указанный режим.

Сам процесс достаточно прост: ЗУ работает циклически, сначала заряжая АКБ, а затем разряжая его, при этом ток заряда примерно на порядок выше тока разряда, что и делает процедуру длительной. Навороченные зарядники могут даже определять, на сколько процентов удалось восстановить батарею, и высвечивают эту информацию на дисплее после завершения работы.

Десульфатация АКБ обычной зарядкой

Покупать дорогой прибор, стоящий как новый аккумулятор, не самый оптимальный вариант. Но оказывается, что десульфатацию можно выполнить и обычной зарядкой, но только если оно позволяет регулировать параметры тока и напряжения на выходе.

Что касается алгоритмов избавления пластин от сульфата свинца, то их существует немалое количество. При использовании любого метода необходимо убедиться, что помещение, в котором проводятся работы, хорошо вентилируемое – при длительной работе ЗУ даже из необслуживаемых аккумуляторов будет выделяться немалое количество паров электролита, отрицательно влияющего на дыхательную систему.

Пример алгоритма десульфатации АКБ простым зарядником:

  1. перед началом работ батарею нужно разрядить до плотности 1,08 г/см3;
  2. устанавливаем на ЗУ значения тока заряда 1 ампер при U, равном 14,1 плюс-минус 0,2 В;
  3. подключаем аккумулятор и оставляем заряжаться около восьми часов;
  4. в результате плотность должна остаться на том же уровне, а вольтаж немного подняться (на несколько В);
  5. отключаем АКБ и даём ему разрядиться на протяжении суток без дополнительной нагрузки;
  6. снова ставим батарею на зарядку на шесть-восемь часов при том же напряжении, увеличив силу тока вдвое, вплоть до 2,5 А;
  7. выходное напряжение аккумулятора снова немного вырастёт, но начнёт увеличиваться и плотность;
  8. снова разряжаем АКБ, но на этот раз с использованием нагрузки (например, лампу дальнего света). Время разряда – примерно 8 часов. Главное — нужно следить, чтобы напряжение держалось выше 9,0 В;
  9. повторяем пункты 2-8, следя за плотностью электролита. Он должен увеличиться. Нужно выполнить столько циклов, сколько нужно, чтобы плотность поднялась до номинала (1,27 г/см3).

Чтобы избавиться от серьёзной сульфатации аккумулятора, может понадобиться 1-2 недели, зато результат окажется неплохим. В среднем такая процедура позволяет восстановить ёмкость АКБ до 80-90% от номинального значения, что является отличным показателем.

Метод обратной зарядки

Этот способ относится к рискованным, поэтому рекомендовать его мы не будем, но если все вышеперечисленные методы оказались безрезультатными, то многие автовладельцы решаются на его использование как на последний шанс реанимировать свой аккумулятор.

Вам понадобится наличие мощного источника тока (например, подойдёт сварочный аппарат, но только не инвертированный), способный выдавать при относительно небольшом напряжении до 80 А.

Итак, рассмотрим, как правильно сделать десульфатацию указанным неспецифичным методом. Подключаем АКБ к сварке, предварительно выкрутив пробки, соблюдая инвертированный порядок – плюс к минусу и наоборот. Включаем источник тока на полчаса, кипение электролита начнётся достаточно быстро, но это не страшно – он всё равно подлежит замене на новый.

Замена электролита в аккумуляторе

Помните, что после выполнения процедуры методом ОЗ аккумулятор поменяет полярность, и при подключении к автомобилю и последующих зарядках это нужно учитывать!

Восстановление емкости

Индикатор заряда аккумулятора

Чтобы восстановить аккумулятор до идеального состояния, потребуется несколько раз подряд. Ко времени окончания первого и всех следующих зарядов мощность аккумулятора возрастает, и, соответственно, повышается восприятие заряда. Пока накопительный элемент не заряжается, потенциалы электродов, которые находятся в разных частях пластин аккумулятора, выравниваются, вследствие чего происходит диффузия уплотненного электролита из пор пластинок, и снижается максимальное напряжение. Поэтому во время повторяющихся зарядов плотность повышается.

Явные признаки, что батарее нужна помощь

Первым признаком образования налета является снижение емкости батареи. Подзаряжать ее приходится чаще, сам процесс пополнения энергии занимает меньше времени. При подозрении на сульфатацию, можно вывернуть пробки каждой банки и, подсвечивая фонарем, осмотреть пластины. Белесый нарост обнаруживается визуально.


Пластины АКБ с наростом кристаллов PbSO4

К необслуживаемым батареям (гелевым, кальциевым, AGM) такой способ неприменим – у них нет пробок и нет другой возможности осмотреть пластины без нарушения конструкции, поэтому последствия осаждения кристаллов не будут заметны, пока налет не начнет вылезать на клеммы. Поэтому о наличии слоя сульфатов можно лишь косвенно судить по потере емкости.

Вопреки распространенному мифу, сульфатация происходит и в таких АКБ, потому что они по сути своей являются обычными свинцово-кислотными батареями, только имеют особую конструкцию, либо электролит в них загущен специальными присадками до состояния геля. Только этот процесс в них происходит медленнее (в том числе, за счет меньшей склонности к саморазряду), но не исключен полностью.

Десульфатация пластин обычным зарядным устройством

Как отмечалось выше, выполнить работы по десульфатации пластин аккумулятора можно при помощи обычного зарядного устройства. Но работа в данном случае будет значительно более сложной и потребует регулярного вмешательства в процесс.

Рассматриваться процесс десульфатации будем для аккумулятора, который имеет напряжение на клеммах на уровне в 8 Вольт, а плотность электролита порядка 1,07 г/см3. Подобный аккумулятор при обычной зарядке начинает кипеть примерно через 15 минут, при этом не получая напряжение.

Выполняется десульфатация при помощи обычного зарядного устройства следующим образом:

Снимите аккумулятор и поставьте его в хорошо проветриваемом помещении, где будут проходить работы;
Далее проверьте, чтобы в батарее было достаточно электролита. Если его мало, то долейте обычной дистиллированной воды

Обратите внимание, что ни в коем случае нельзя доливать электролит или концентрат;
Далее потребуется взять обычное зарядное устройство, которое позволяет жестко устанавливать показатели тока и напряжения (Ампер и Вольт), и подключить его к батарее;
Поставьте напряжение на уровень от 13,9 до 14,3 Вольт, а ток на уровень от 0,8 до 1 Ампер и включите его в работу, после чего оставьте аккумулятор в подобном состоянии на 8-9 часов;
Выполнив описанные выше действия, можно заметить, что плотность электролита в аккумуляторе не изменилась, но увеличилось напряжение примерно до 10 Вольт – это то, что требуется;
Отключите зарядное устройство от аккумулятора и оставьте его в таком состоянии на 24 часа;
Далее вновь подключите зарядную станцию к аккумулятору, но выставите на сей раз ток на уровне в 2-2,5 Ампера. Снова оставляем аккумулятор заряжаться на 8-9 часов;
После этого вы заметите, что его напряжение возросло до уровня около 12,8 Вольт, а плотность повысилась до значений в 1,11-1,13 г/см3;
Как можно видеть, процесс десульфатации начался

Чтобы его продолжить, необходимо подать на аккумулятор небольшой разрядный ток. Для этого лучше всего использовать лампу дальнего света автомобиля, либо что-то похожее по нагрузке. Оставьте аккумулятор с подключенной нагрузкой на 8-9 часов. Желательно постоянно контролировать результат, чтобы напряжение не снизилось меньше 9 Вольт, при этом плотность будет оставаться на прежнем уровне;
После этого вновь заряжаем 8 часов при помощи зарядной станции аккумулятор током около 0,8-1 Ампер. Далее снова его оставляем стоять без подключенной зарядки и нагрузки на протяжении 24 часов, а после заряжаем током в 2-2,5 Ампер, чтобы вновь повысить напряжение батареи до уровня в 12,7-12,8 Вольт. После второго цикла вы заметите, что плотность повысилась до 1,15-1,17 г/см3. Следом вновь нагружаем аккумулятор.

Подобные процедуры следует проводить до тех пор, пока плотность батареи не приблизится к идеальной – 1,27 г/см3. Подобные работы позволят очистить пластины аккумуляторной батареи на 80-90%

Обратите внимание, что в зависимости от сложности ситуации, работы могут занять вплоть до двух недель

Что такое сульфатация аккумулятора

В процессе эксплуатации аккумулятора на его поверхностях образуется оксидный слой, который обладает диэлектрическими свойствами. Это нормальное явление, которое является неотъемлемой частью рабочего процесса по преобразованию электрической энергии в химическую реакцию, и обратной реакции химических веществ, в результате которой на клеммах батареи образуется разность потенциалов.

При нестандартной работе, пластины аккумулятора покрываются значительно большим слоем сернокислого свинца, что может приводить к снижению емкости АКБ.

Что такое десульфатация аккумулятора

Если сульфатация пластин аккумулятора является естественным процессом, то десульфатация представляет собой операцию, предпринимаемую с целью избавления от токонепроницаемого слоя. Десульфатация аккумулятора может быть выполнена различными методами, но все варианты устранения сернокислого свинца требуют значительных временных затрат. Чтобы облегчить процесс могут применяться специальные зарядные устройства с десульфатацией, в которых имеется режим работы, позволяющий практически полностью устранить сульфатированный слой практически в автоматическом режиме.

Как определить сульфатацию аккумулятора

Сульфатация пластин может определяться по следующим признакам:

  • Уменьшение времени заряда/разряда. Аккумуляторная батарея, пластины которой покрыты значительным слоем сульфатов очень быстро заряжается и так же стремительно теряет заряд при подключении потребителей электроэнергии.
  • АКБ быстро закипает при подключении к зарядному устройству (как правило, присутствует и чрезмерный нагрев батареи).
  • Белый налет на пластинах. Можно обнаружить, если эксплуатируется обслуживаемый аккумулятор, у которого для выявления наличия сульфатации, достаточно открутить пробки, и заглянуть в банки.

При наличии специального оборудования можно попытаться измерить емкость аккумулятора. Если максимальные показатель не будет составлять даже половину заявленного заводом-изготовителем значения, то, скорее всего, внутренние пластины покрыты значительным слоем сульфата свинца.

Какие аккумуляторы можно восстановить

Если аккумуляторная батарея слишком повреждена, то ее восстановление не представляется возможным. По этой причине, прежде чем приступить к операции по удалению слоя сульфата свинца, следует оценить величину диэлектрического слоя на внутренних пластинах АКБ. Если перезаряжаемому источнику электроэнергии уже более 5 лет, то десульфатация может и не иметь положительных последствий. При длительном хранении батареи в разряженном состоянии также может образоваться оксидный слой, который уже невозможно будет удалить.

Перед выполнением десульфатации следует также убедиться в том, что неисправность АКБ не вызвана иными причинами. Например, неработоспособность аккумулятора может возникнуть при коротких замыканиях в одной или нескольких банках, а также при физическом разрушении свинцовых пластин.

Десульфатация кислотного аккумулятора

Десульфатация кислотного аккумулятора может быть осуществлена различными методами. При относительно небольших внутренних отложениях можно использовать специальные зарядные устройства с режимом десульфатации. Химический метод очистки представляет собой более сложный процесс, но может применяться при более значительном поражении внутренних деталей АКБ. Возможно также механическое отделение оксидного слоя от основного металла, но этот способ практически не применяется по причине большой трудоемкости.

Схема для десульфатации автомобильного аккумулятора

Применение специальной схемы для десульфатации автомобильного аккумулятора позволит избежать необходимости приобретения специальных зарядных устройств с функцией десульфатации. Преимущество этого метода заключается в его простоте и дешевизне. Можно самостоятельно создать простое устройство на микросхеме 555, которое будет посылать короткие электрические импульсы на клеммы АКБ, способные разрушить сульфатную пленку.

Десульфатация аккумулятора специальным зарядным устройством

На прилавках магазинов можно найти специальное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов с режимом десульфатации. С его помощью снимается налет сернокислого свинца с пластин реверсивными импульсными токами.

Реверсивным называется переменный ток с разной амплитудой и полярностью, который повторяется циклично. Импульсивный метод десульфатации действует на источник питания мягко, электролит не разогревается и не происходит сильного выделения газов. Создать реверсивный ток можно при помощи специального устройства – генератора реверсивного тока. Стоимость такого аппарата в два раза выше цены хорошего аккумулятора.

Ниже рассмотрим, как провести десульфатацию батареи таким устройством. Для начала рассмотрим случай средней засоренности пластин сернокислым свинцом.

Ток силой в 0.5-2 ампера подается в течение 20-50 часов. Узнать об окончании процесса можно по неменяющимся в течение 2 часов значениях напряжения и плотности электролита.

Сильно засоренные источники питания чистятся с использованием специального генератора и дистиллированной воды в несколько этапов. Первым делом напряжение на АКБ снижается до значения в 10.8 вольт, сливается весь электролит и заливается дистиллированная вода.

Десульфатация проводится с использованием минимальной силы тока, чтобы напряжение не поднималось выше 2.3 В. Налет сернокислого свинца постепенно будет растворяться в воде, и в образованном растворе плотность увеличится до значения 1.11 г/см3.

После воду нужно заменить на чистую дистиллированную и продолжить процесс. Когда плотность электролита станет 1.12 г/см3, силу тока нужно увеличить до 1 А и следить за ростом напряжения пока оно не стабилизируется.

По завершению первого этапа, сила тока поднимается на 20% от разрядного. Батарея заряжается 2 часа, потом разряжается и так пока плотность электролита и напряжение не стабилизируется. Обычно это от 3 до 5 циклов.

Плотность раствора следует довести до значения 1.21-1.22 г/см3. Затем заряжаем аккумулятор полностью и через 3 часа корректируем плотность в соответствии с таблицей.

Способ длительный и трудоёмкий, однако он позволяет полностью очистить пластины от сернокислого свинца. Аккумулятор получает вторую молодость.

Как выбрать зарядное с функцией десульфатации

Десульфатирующее зарядное устройство подбирается под конкретный тип аккумулятора. Лучшим для обслуживания одного источника питания будет следующее изделие:

  • одноканальная зарядка для автомобильных АКБ;
  • с ручной регулировкой силы тока заряда;
  • с защитой и блокировкой;
  • с возможностью подачи напряжения от 0 до 36 вольт.

Перед покупкой также следует узнать характеристики своего АКБ и подбирать зарядку под него. Выбирайте устройства с такими режимами десульфатации:

  • щадящий – малым током и постоянным напряжением;
  • интенсивный – циклично подается импульсный ассиметричный ток;
  • циклический заряд с понижением напряжения зарядки.

Важнейшим условием является совместимость с емкостью вашего аккумулятора. Если вы остановили свой выбор на десульфатирующей приставке, то она должна подключаться между ЗУ и АКБ, а ее провода по толщине соответствовать остальным в схеме соединения. Желательно чтобы зарядка поддерживала импульсный режим работы.

Сульфатация — что это такое?

Принцип работы АКБ основывается на энергии химического взаимодействия свинца и кислоты. Свинцовая решетка выступает в качестве электродов. В качестве электролита заливается концентрированная серная кислота, которая в первый же момент образовывает соли с кальцием или свинцом и обволакивает тонкой пленкой этого вещества рабочую поверхность решетки.

По сути — сульфатация пластин аккумулятора — это процесс отложения солей сульфата свинца на пластинах электродов

При нормальной работе батареи это естественный процесс, когда электролит переносит заряд на пластину в результате химической реакции образования солей металла. На одном из электродов образовываются небольшие повреждения на месте «вырванных» из поверхности атомов, а на другом – скапливаются соли элемента.

Процесс десульфатации позволяет разбить соляные соединения и вернуть к первоначальному виду состав электролита, а потерянные атомы металла – обратно на электрод.

Следует понимать, что полностью вернуть все образовавшиеся соединения до первоначального вида не получится. При надлежащем уходе и своевременной зарядке такие АКБ прослужат ещё несколько лет, но при этом электроды становятся рыхлыми и усеянными кристаллами солей, которые уже не разбиваются при десульфатации.

Краткое видеоописание процесса сульфатации:

Снижение заряда происходит вследствие большого скопления кристаллизованных солей кальция или свинца на электродах, что мешает проникновению к поверхности пластины электролита. Меньшая концентрация в электролите заряженных ионов приводит к снижению емкости батареи до критического уровня, что не позволяет автомобилю получать требуемый для зажигания заряд.

Бороться с таким состоянием АКБ следует несколькими способами: химическим, механическим, электрохимическим. Все они обладают разной степенью эффективности, выбираются в зависимости от типа батареи, состояния износа, иных параметров.

Десульфатация обычным зарядным устройством

Если же вы не имеете специальное устройство для десульфатации, но есть обычное ЗУ для автомобильного аккумулятора, тогда восстановить источник питания можно им. На нем должна присутствовать возможность регулировки подаваемого напряжения и силы тока. Есть несколько способов десульфатации пластин при помощи обычной зарядки, рассмотрим два наиболее популярных и действенных.

Важно! Процедура проводится в помещении с хорошей вентиляцией (это касается как обслуживаемых, так и необслуживаемых типов источников питания), так как в процессе будет испаряться некоторое количество электролита. А его пары раздражают слизистую оболочку дыхательных путей

Первый способ десульфатации АКБ с использованием автомобильного ЗУ проводится в следующей последовательности:

  1. Проверьте электролит – он должен полностью покрывать пластины. Ели нужно долейте дистиллированную воду (категорически запрещено добавлять концентрированный электролит или кислоту).
  2. Разрядите батарею примерно до 8 В, плотность электролита должна быть около 1.07 г/см3.
  3. На ЗУ выберете напряжение в 14-14.3 вольт, а силу тока 0.8-1 ампера. В таком режиме батарея заряжается примерно 8 ч (можно оставить на ночь). К увеличению плотности электролита это не приведет, а вот напряжение, выдаваемое АКБ, поднимется на несколько вольт. После отключите зарядку от АКБ и оставьте его на сутки.
  4. Затем снова поставьте батарею на зарядку примерно на 8 часов с таким же показателем напряжения, а ток поднимите до 2-2.5 А. После таких действий напряжение, которое выдает АКБ, поднимется еще на несколько вольт, и начнет увеличиваться плотность электролита (примерно на 0.1 г/см3).
  5. Теперь аккумулятор нужно полностью разрядить. Возьмите автомобильную лампу на 12 В либо другой мощный потребитель и посадите его на клеммы батареи. Разрядка может длиться до 8 ч, а напряжение понизится примерно до 9 В. Этот момент очень важен, нельзя допустить падения ниже этого значения, поэтому внимательно следите за этим параметром. При этом плотность электролита должна быть уже около 1.11-1.13 г/см3.
  6. Теперь нужно повторить алгоритм действий, начиная с зарядки АКБ напряжением 14-14.3 вольта и током 0.8-1 ампер. Затем отключить от ЗУ и оставить 24 ч. Далее подключить зарядное и подать ток 2 А. Когда напряжение, выдаваемое батареей, поднимется до значения 12.7-12.8 В, плотность электролита должна стать 1.15-1.17 г/см3. Повторяйте циклы пока плотность достигнет 1.27 г/см3.

Будьте готовы к тому, что восстановление АКБ этим способом займет от одной недели до пары месяцев времени. Метод уже не один год показывает стабильные положительные результаты и таким образом уже восстановлено огромное количество автомобильных АКБ. Так вы сможете вернуть до 90 % от изначальной емкости аккумулятора, а этого вполне достаточно для пуска авто даже в зимние периоды года.

Рассмотрим второй не менее эффективный способ десульфатации аккумулятора при помощи обычного зарядного устройства:

  1. Выкрутите пробки на каждой банке и проверьте уровень и плотность раствора. При показателе на полностью заряженном АКБ меньше 1.25 г/см3, необходимо принимать меры по десульфатации. Если уровень низкий и пластины покрыты не полностью – долейте дистиллированную воду.
  2. Выставите напряжение на зарядном устройстве 14-14.3 В, а силу тока – 6-10% от общей емкости АКБ (для 60 А·ч потребуется ток в 3.6-6 А).
  3. Заряжайте в так 1-2 часа. В процессе амперметр начнет фиксировать рост силы тока, а после остановится на одном значении. Это важный момент, пропускать его нельзя ни в коем случае, так как электролит начинает закипать.
  4. Как только это произошло, понижайте ток до 2 ампер и заряжайте батарею еще примерно 10 часов.
  5. После подключите к нему потребитель и разряжайте в течение 8-12 часов. В итоге на один цикл у вас уйдут сутки. Затем измерьте плотность электролита – значение должно поменяться в большую сторону (примерно на 0.1 г/см3).
  6. Повторите цикл десульфатации со второго пункта от 4 до 6 раз (количество повторений зависит от степени запущенности). Об окончании десульфатации вы узнаете по плотности электролита – она должна стать 1.25-1.27 г/см3.

Метод не менее эффективен, чем предыдущий. Он также помог вернуть к «жизни» не одну сотню АКБ. А соответственно его смело можно брать на вооружение.

Неисправности АКБ

Внешние

Ниже перечислены внешние неисправности и способы их устранения:

  • Повреждён пластиковый корпус аккумулятора. Такое повреждение (трещина, отверстие) может быть вызвано как внешним воздействием, так и в результате процессов в самой АКБ (вздутие, перегрев и т. п.). Здесь нужно понимать, что в случае больших пробоин, ремонтом заниматься не следует и лучше покупать новую АКБ. А если трещина небольшая, то можно заделать её с использованием пластика и паяльника. Перед проведением работ весь электролит сливается. Когда трещина будет заделана, нужно залить новый электролит и провести зарядку аккумулятора;
  • Клеммы АКБ окислились. Здесь задача по восстановлению значительно проще. Нужно лишь очистить мелкой наждачной бумагой и тряпкой слой окислов. Ту же операцию неплохо провести и на клеммах подключаемых проводов. После этого можно смазать клеммы небольшим количеством машинного масла.

Внешние неисправности аккумулятора

Окисление аккумуляторных клемм

Внутренние

Теперь рассмотрим основные неисправности аккумулятора, вызванные внутренними причинами. Некоторые устранить довольно просто, другие сложнее, а часть неисправностей являются неисправимыми. Для начала перечислим их:

  • Сульфатация пластин аккумулятора. Это наиболее распространённая внутренняя неисправность аккумулятора и ей мы посвятим большую часть рекомендаций по восстановлению. На ранних стадиях сульфатации её можно устранить без проблем, на поздней гораздо сложнее или невозможно. Как оживить аккумулятор автомобиля при сульфатации, будет рассказано ниже;
  • Осыпание угольных пластин. Диагностировать данную неисправность можно по цвету электролита. В этом случае он потемнеет. Здесь восстановление крайне проблематично и нужно готовиться к приобретению новой АКБ;
  • Замыкание пластин в одной из банок аккумулятора. Как понять, что у вас именно эта неисправность? Это можно определить по чрезмерному нагреву одной из банок и вскипанию в ней электролита. Неисправность можно устранить заменой свинцовых пластин, но целесообразность этого под вопросом. В этом случае разумным будет купить новую батарею, поскольку такой ремонт аккумулятора автомобиля крайне проблематичен. Хотя, ниже рассмотрим метод, как восстановить автомобильный аккумулятор при замыкании;
  • Замерзание электролита и повреждение элементов АКБ. К такому результату может привести неправильная эксплуатация устройства (систематическая недозарядка, глубокий разряд). В результате нахождения разряженного аккумулятора на сильном морозе электролит может замёрзнуть и повредить пластины, корпус. В этом случае восстановление автомобильного аккумулятора нецелесообразно.

Дополнительно можете прочитать о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

Как видите, среди внутренних неисправностей АКБ успешно устраняется только сульфатация. Причём, если она не находится в запущенной стадии. Поэтому мы рассмотрим несколько способов восстановления батареи в случае сульфатации свинцовых пластин. Но сначала перечислим, что нам может потребоваться для работы:

  • Свежий электролит;
  • Дистиллированная вода;
  • Зарядное устройство для аккумулятора;
  • Ареометр (измерение плотности электролита);
  • Средства защиты (очки, перчатки);
  • Десульфатирующая присадка и некоторые другие химикаты.

Причины сульфатации

Причин сульфатации аккумулятора может быть немалое количество. Если батарее уже много лет, но, возможно, образование значительного оксидного слоя было вызвано воздействием нескольких негативных факторов.

Неправильное обслуживание

Сульфатация пластин аккумулятора может быть вызвана неправильным обслуживанием. Например, при чрезмерно высокой плотности электролита. Существенно увеличить этот показатель можно в случае, когда на обслуживаемой АКБ при снижении уровня электролита по причине испарения жидкости добавлялся раствор серной кислоты, а не дистиллированная вода. Сульфатация может также появиться, когда при замене электролита было залито в банки недостаточное количество жидкости.

На кислотно-свинцовых аккумуляторах опасным техническим состоянием АКБ является глубокий разряд. Произойти полный расход запаса электроэнергии может в ситуации, когда даже незначительный по мощности потребитель был включен в течение продолжительного времени.

Колебания температуры

При эксплуатации автомобильного аккумулятора следует обязательно брать во внимание температурные изменения. Если игнорировать требования по изменению некоторых параметров обслуживания АКБ при рекордно низких или высоких температурах, то образование сульфатов на поверхности свинцовых пластин не заставит себя долго ждать

Низкая температура

При эксплуатации в условиях низких температур может существенно уменьшиться емкость, соответственно и разрядиться такая АКБ может при меньшем значении времени. Чрезмерный разряд всегда негативно влияет на состояние аккумулятора, в том числе, вызывает повышенное образование оксидной пленки на свинцовых пластинах.

Высокая температура

При сильном нагреве электролита процесс сульфатации может ускориться в несколько раз, поэтому следует не допускать чрезмерного повышения температуры аккумулятора во время эксплуатации. В жаркую погоду следует регулярно проверять уровень электролита на обслуживаемых АКБ. Даже непродолжительная эксплуатация с оголенными пластинами может стать причиной образования оксидной пленки на металле, который не покрыт жидкостью.

Глубокий разряд

На обычных кислотных батареях достаточно одного полного разряда, чтобы сульфатация АКБ достигла критических значений, при которых восстановление пластин будет невозможным. На других видах перезаряжаемых химических источников тока и напряжения глубокие разряды могут не представлять большой опасности, но образование сульфатной пленки будет все равно происходить. В результате, срок эксплуатации АКБ также существенно уменьшится.

Пониженный уровень электролита

Эксплуатация АКБ с оголенными свинцовыми пластинами приведет к появлению на них белого налета. Требование о поддержании электролита на заданном уровне актуально только для обслуживаемых аккумуляторов. Снижение количества токопроводящей жидкости может быть вызвано различными причинами. Вне зависимости от того, почему произошло изменение уровня электролита, следует как можно скорее устранить неисправность, чтобы избежать появления сульфатации пластин. Если причиной является испарение жидкости, то следует добавить дистиллированной воды, при утечках через пробки или трещины в корпусе – долить электролита.

Частый заряд высокими токами

Если часто заряд аккумулятора восстанавливается в форсированном режиме с применением высоких токов зарядки, то происходит значительное увеличение количества сульфатов, которые не успевают полностью раствориться при стандартном уровне разряда.

При зарядке высокими токами также повышается температура электролита. В такой среде образование непроводящей ток пленки также происходит в ускоренном темпе.

Причины сульфатации аккумуляторной батареи

Как уже было отмечено, причинами сульфатации батареи могут служить множество факторов. Основными являются следующие:

  • Сильная разрядка. При падении заряда до минимальной отметки пагубные процессы практически неизбежны. Последствия приобретают катастрофический характер уже после двух-трех сильнейших разрядов.
  • Холодное время года. Стоит отговориться, что АКБ не боится морозов как таковых. Однако, при минусовых температурах и незначительной продолжительности поездок батарея не успевает нагреться. Это приводит к тому, что ухудшается качество подзарядки устройства, а энергии на завод двигателя транспортного средства зимой требуется намного больше. Эти приводит к образованию налета на пластинах.
  • Жара. Удивляться тому, что жара вредит автомобильному аккумулятору не стоит. Подкапотное пространство ограничено и заполнено практически под завязку различными агрегатами. В таких условиях и при жаркой погоде температура вокруг АКБ возрастает до семидесяти градусов, что ускоряет сульфатацию.
  • Добавление в электролит концентрированной кислоты, а также «концентрата» электролита приводит к тем же последствиям, что и воздействие на аккумулятор высоких температур.
  • Хранение в разряженном состоянии. Так как пластины обрастают кристаллами вследствие сильной разрядки, хранить «посаженую» батарею на протяжении длительного периода времени нельзя. Многие автомобилисты грешат этим и, поставив автомобиль на стоянку, несут домой разряженный аккумулятор, где он стоит больше полугода. Если по прошествии двенадцати месяцев замерить заряд аккумулятора, то он покажет менее сорока процентов от первоначального своего значения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *