Устанавливаем термостат от гранты на ваз-2114 своими руками
Содержание:
- Какими двигателями комплектуется ВАЗ 2110?
- Замена термостата
- Какой термостат лучше ставить на ВАЗ 2114 инжектор
- Модернизация «десятки»
- Тройник системы охлаждения
- Термостат ВАЗ 2110 (инжектор) 8 клапанов на ВАЗ 2109
- Термостат от Лады Гранты на ВАЗ 2114
- Зачем устанавливать термостат от Гранты на ВАЗ-2114?
- Назначение, устройство и принцип действия термостата
- Процедура замены
- Проверка и замена
Какими двигателями комплектуется ВАЗ 2110?
Автомобиль ВАЗ-2110 выпускается с 1996 года. При этом силовая часть постепенно подвергалась изменениям:
- 21100 — базовая модель 1996-2000 года выпуска. На авто устанавливался мотор с 8-ю клапанами и объемом 1,5 литра (мощность 69 л.с.);
- 21101 — модель, выпускающаяся с 2004 года. Двигатель — инжекторный, 1,6 литра, 8 клапанов;
- 21102 — 8-клапанный мотор, 1,5 литра, инжектор;
- 21103 — 16-клапанный агрегат, 1,5 литра, инжектор.
- 21103 М — 16-клапанный двигатель, 1,5 литра, инжектор (выпускалась с 2002 года);
- 21104 — 16-клапанный мотор, 1,6 литра, инжектор;
- 21104М -16-клапанный двигатель, 1,6 литра, выпуск с 2004 года;
- 21106 GTI — 16-клапанный мотор, 2,0 литра, 150 л.с.;
- 2110 «Премьер» — 16-клапанный силовой агрегат, объем -1,5 литра;
- 2110 «Консул» — лимузин, объем — 1,5-литра;
- 2110-91 — роторно-поршневой двигатель, 1,3 литра.
Замена термостата
Разобрать впуск воздуха, отсоединить датчики и слить антифриз. Затем:
- Снять шланги, открутив хомуты (про дроссельный узел не забываем).
- Открутить болты крепления термостата (см. замена термостата).
- Снять шпильки и нижний патрубок.
- Установить новый патрубок, затянуть хомут.
- Заглушить шланг, идущий с дроссельной заслонки, используя болт М10, затягиваем хомутом.
- Ввернуть новые шпильки термостата.
- Закрепить термостат Гранты.
- Подключить шланги. Шланг с печки подрезать по месту (примерно на 5 см). Устанавливаем на место датчик температуры.
Далее сборка в обратной последовательности (подключить провода, собрать воздушный патрубок, фильтр и т.д.). Старый термостат и патрубки должны остаться:
Получается, что вход печки подключен к термостату, а слив с печки в саксофон. Обогрев дросселя не подключили (на саксофоне поставили заглушку). Если нужен, то на дроссель можно подключить пароотводящий шланг с радиатора печки и в расширитель. Слив с основного радиатора с термостатом Гранты подключается напрямую к саксофону, а не как раньше к термостату. Осталось залить новый тосол в систему охлаждения и завести двигатель. Во время прогревания следим за температурой тосола и герметичностью всех соединений.
Какой термостат лучше ставить на ВАЗ 2114 инжектор
Заводской термостат ВАЗ
До 2003 года на все двигателя ВАЗ 2114 устанавливали термостаты старой конструкции. Его каталожный номер 2110-1306010. После 2003 года термостат заменили и внесли небольшие изменения в систему охлаждения. В связи с этим на десятках поздних лет выпуска ставили термостаты с артикулом 21082-1306010-11 и 21082-1306010-14. У последних повышенная планка срабатывания термоэлемента, поэтому предпочтение стоит отдавать именно им. Кроме того в продаже есть огромное количество неоригинальных клапанов и термостатов в сборе. Судя по отзывам владельцев, наиболее качественными считаются клапана и термостаты этих компаний:
- 92С 21082-1306010, производство LUZAR, качество нестабильное, но если повезет, будет работать неплохо;
- корпус в сборе этой же компании с пятью выходами с каталожным номером 92С 2190-1306010, LT 01081, без штуцера расширительного бачка или LT 01084 со штуцером;
- ТН-LA21082 от компании AURORA;
- Пекар, артикул 21082-1306030, неплохое качество и средние цены;
- Vernet, артикул TH6595.85, один из самых недорогих на рынке;
- STARNER, артикул S40 2112;
- Finwhale, T111;
- BAUTLER, 21082-1306010-11;
- MAHLE / KNECHT, каталожный номер TH 37 80;
- STARLINE, TS T035.92T, один из лучших заменителей оригинала;
- Gates, проверенное качество, стабильно держит температуру, TH21992G1.
Самостоятельная замена устройства на ВАЗ 2114
Перед проведением замены нужно приготовить:
- набор отверток;
- набор ключей;
- герметик с силиконовой основой;
- тару для слива ОЖ;
- новый термостат;
- охлаждающую жидкость;
- чистую ветошь.
Работы проводят в целях безопасности на остывшем двигателе, чтобы избежать ожогов, так как температура охлаждающей жидкости в рабочем состоянии составляет 90 градусов.
Процедура замены устройства на ВАЗ 2114 проводится по следующему алгоритму:
- Автомобиль устанавливаем на смотровую яму, подъемное приспособление или ровную поверхность. Чтобы избежать отката его нужно поставить на ручник или зафиксировать, подставив опоры под колеса.
- Отключаем электропитание, отсоединив отрицательную клемму от аккумулятора.
- Сливаем антифриз из радиатора и системы охлаждения в приготовленную заранее емкость, выкрутив пробку на радиаторе.
- Генератор следует изолировать от случайного попадания на него жидкости. Слив ОЖ закручиваем обратно крышку.
- На следующем этапе необходимо обеспечить доступ к термостату. На ВАЗ 2114 с инжектором он находится под воздушным фильтром, который придется снять. На авто карбюраторного типа воздухофильтр расположен в стороне и не мешает. Нужно будет только отсоединить высоковольтные провода.
- Чтобы демонтировать корпус воздухофильтра с прокладкой, нужно выкрутить ключом на «8» два крепежных болта.
- Далее с помощью отвертки ослабляем хомуты на шлангах, и отсоединяем их.
- Откручиваем крепление троса заслонки дросселя. Отключаем разъем от датчика массового расхода воздуха, нажав на фиксатор и выдернув его из отверстия.
Аккуратно достаем воздушный фильтр, слегка его расшатывая.
- Ослабляем хомуты на патрубках, идущих к термостату, откручивая крепления с помощью отвертки. Отводим шланги в сторону. Нужно быть осторожными, так как в них может остаться немного ОЖ.
- Далее выкручиваем с помощью шестигранной отвертки три болта, которые удерживают термостат. Демонтируем устройство вместе с уплотнительным кольцом.
- Очищаем посадочное место тряпкой от пыли и загрязнений.
- Проверяем шланги на целостность. В процессе эксплуатации на них появляются трещины, через которые вытекает антифриз. Если они изношены, их нужно заменить.
- Патрубки нового термостата перед установкой смазываем герметиком и даем немного подсохнуть.
- Меняем старый уплотнитель на новый, закручиваем крепежные элементы и присоединяем шланги.
- Затягиваем хомуты, не перетягивая, чтобы не нарушить герметичность. Если они повреждены, меняем на новые.
- Проверив, закрыта ли сливная крышка, заливаем охлаждающую жидкость.
- Заводим мотор и проверяем систему на предмет течи. Ждем, пока двигатель нагреется до рабочей температуры и проверяем работоспособность термостата.
На этом процедура замены завершается. Для верности можно проверить работу печки. Заменив самостоятельно термостат, экономятся финансы на посещении СТО и приобретается опыт ремонтных работ ВАЗ 2114.
Ремонт термостата
Модернизация «десятки»
Предварительно с «десятки» демонтируют старый термостат:
- ослабление хомутов отводящего и подводящего шлангов радиатора;
- демонтаж устройства.
Следующий этап — сравнительный анализ СОД Гранты и ВАЗ 2110. На первом транспортном средстве печка подключается последовательно, а на втором — параллельно. На Ладе Гранта производительность отопительного устройства не зависит от оборотов помпы. При этом не прогревается тосол в расширительном баке и радиаторе.
Процесс замены термостата производится после покупки следующих деталей:
- прокладки;
- нижнего патрубка;
- шайбы;
- хомутов;
- тосола;
- герметика ABRO.
Установка термостата на ВАЗ 2110 производится после слива антифриза. Для заглушки шланга, идущего из дроссельной заслонки, используют болт М10 и хомуты. Следующий этап — подключение шлангов, монтаж датчика температуры.
Тюнингованная система СОД на ВАЗ 2110: вход печки подключается к термостату, а слив — к саксофону. Обогрев заслонки не подключается. При необходимости на дроссель подключают шланг от радиатора печки, который идет к расширителю. Затем заливают тосол в СОД, заводится мотор. В процессе прогревания рекомендуется следить за температурой тосола и герметичностью соединений. Если нарушения отсутствуют, тогда тюнинг произведен успешно.
К плюсам такой замены специалисты относят:
- теплоту в салоне;
- стабильную температуру при различных режимах работы.
«Новая печка» начнет дуть теплым воздухом при 55°С, а на отметке 70°С из печки пойдет горячий воздух (на холостом ходу и во время перемещения транспортного средства). При движении уровень температуры мотора будет находиться в пределах 85°С. При этом в пробках силовой агрегат не перегревается, а температура находится в пределах 100°С. Это способствует запуску вентилятора.
Дополнительный тюнинг
Чтобы термостат работал лучше, потребуется доработать байпас. Термостат с 6-тью дырками обеспечивает быстрый нагрев воздуха в салоне (из-за уменьшения канала). От диаметра байпаса зависит объем жидкости, которая циркулирует по МК. При уменьшении канала увеличивается проток через отопительное устройство. В салоне «десятки» становится теплее.
При сужении термостата с 5-тью дырками могут возникнуть проблемы с омыванием термического элемента. Для сужения канала до нужного диаметра потребуется алюминиевая пластина. Ее монтируют внутрь байпаса. Для этого используют заклепки либо холодную сварку. В пластине сверлят новое отверстие.
Тюнингованный термостат состоит из корпуса с дополнительным шестым отверстием (для патрубка), самого патрубка, резьбы, дроссельной шайбы, оголовка ТС, термоэлемента и регулировочного болта. Патрубок вкручивают и приваривают холодной сваркой.
Дополнительный патрубок устанавливают параллельно штатному аналогу на печку (для попадания обратки из отопительного агрегата в измерительную полость ТС). Чтобы усилить ток ОЖ на малом круге, потребуется дроссельная шайба. При этом исключается перепад давления.
Регулировочный болт должен упираться в ножку элемента. Это позволит регулировать температуру открытия ТС снаружи. Так как штатные ТС-82 холодные, потребуется дополнительная модернизация. Специалисты советуют переделать карбюраторные ТС-82 в инжекторные. Для этого необходимо просверлить и нарезать резьбу под ДТОЖ.
Для проведения тюнинга используют тройник. На «десятке» его не нужно разворачивать. Термостат с 6-тью дырками, в отличие от предыдущего элемента, легче тюнинговать. После уменьшения такого байпаса температура ОЖ будет зависеть от температуры радиатора.
Тройник системы охлаждения
Приобретение нового автомобиля, вне зависимости от страны производителя и технических характеристик, вызывает непомерную радость у страстных автолюбителей. Некоторым обладателям ВАЗ 2110 в этом отношение не повезло. Дело в том, что на новых десятках 2010 года выпуска практически с начала эксплуатации течет охлаждающая жидкость радиатора.
При чем, слабое место и основную причину утечки удалось выявить сразу — тройник. Тройник системы охлаждения представляет собой отводящий шланг, соединяющий отопитель радиатора, насос системы охлаждения двигателя и расширительный бачок.
Течь по тройнику может быть связана с дефектом заделки в шланг, а также с нагрузкой от пульсирующей силы из-за колебаний двигателя относительно закрепленного на кузове отопителя.
Если вас настигла подобная проблема, не стоит отчаиваться и сразу приступать к замене тройника системы охлаждения. Можно попробовать избавиться от течи путем затягивания шланга на его патрубках винтовыми хомутами.
Возможна также течь в месте стыковки шланга с подводящей трубой водяного насоса, что в большинстве случаев можно устранить, подтянув хомут
Данные действия рекомендуется производить очень осторожно, дабы не хомут не повредил резину шланга
На рисунке изображено: 1 — затор расширительного бачка; 2 — показатель уровня охлаждающей жидкости; 3 — расширительный бак; 4 — выпускная труба; 5 — отводной шланг радиатора; 6 — подводной шланг радиатора; 7 шланг, отводящий пар; 8 — левый бак радиатора; 9 — контроллер включения электровентилятора; 10 — электровентилятор; 11 — лопасть электровентилятора; 12 — трубочки радиатора; 13 — правый бак радиатора; 14 — пробка слива радиатора; 15 — кожух электровентилятора; 16 — ремень зубчатый привода газораспределительного устройства; 17 — шкив зубчатый насоса охлаждающей жидкости; 18 — лопасть насоса охлаждающей жидкости; 19 — подводящий шланг насоса охлаждающей жидкости; 20 — трубочки к жидкостной камере пускового механизма карбюратора; 21 — шланг отвода охлаждающей жидкости из отопительного радиатора; 22 — шланг подвода жидкости к отопительному радиатору; 23 — контроллер температуры охлаждающей жидкости; 24 — патрубок подводящей насосной трубы; 25 — термостат; 26 — заправочный шланг
У автомобиля ВАЗ 2110 жидкостная система охлаждения, закрытого типа, циркуляция жидкости принудительная, есть расширительный бачек. Центробежный насос охлаждающей жидкости начинает работать от зубчатого ремня привода газораспределительного устройства. Электровентилятор имеет пластмассовую крыльчатку из четырех лопастей, установленную на валу электродвигателя, за включение и выключение которого отвечает датчик.
Алюминиевый радиатор трубчатолластинчатый, двухходовой, с пластмассовыми бачками и перегородкой в левом баке. Охлаждающая жидкость вливается через наливную горловину, у пробки 1 расширительного бачка имеется впускной и выпускной клапаны.
При открытии выпускного клапана давление составляет 110-150 кПа, а давление впускного — 3-13 кПа. У термостата твердый термочувствительный наполнитель с основным 4 и дополнительным (перепускным) 1 клапанами.
Термостат ВАЗ 2110 (инжектор) 8 клапанов на ВАЗ 2109
Многим владельцам ВАЗ 2109 не по душе родной термостат, ведь из-за него приходится мерзнуть зимой, пока машина не прогреется до тех же 60 градусов. Решить эту проблему можно, установив термостат ВАЗ 2110 (инжектор) 8 клапанов. Это более совершенный термостат и он имеет ряд преимуществ перед родным от ВАЗ 2109.
Термостат на ВАЗ 2110, устанавливаемый на 8-ми клапанный инжекторный двигатель, сделан разборным. Теперь при поломке термостата его не нужно весь менять, а можно разобрать и просто заменить термоэлемент.
Еще новый термостат короче родного на 5 см, что увеличивает место.
На термостате 8-ми клапанного инжекторного двигателя от ВАЗ 2110 стало меньше хомутов для крепления. Также термостат доработали таким образом, чтобы он поддерживал стабильную температуру в системе охлаждения.
Подключаем термостат от ВАЗ 2110
Прежде всего, нужно снять старый термостат, для этого сперва отсоединяется патрубок от дроссельного узла и сливается некоторое количество антифриза. После этого нужно будет аккуратно отключить обратный патрубок радиатор печки, не разлив охлаждающую жидкость.
Новый термостат 8-клапанного инжекторного двигателя ВАЗ 2110 подключается по схеме, при установке понадобится добавить новую трубу, «саксофон», по которой антифриз будет направляться назад к помпе.
Особенность использования нового термостата от ВАЗ 2110 в том, что теперь при запуске холодного двигателя охлаждающая жидкость движется по малому кругу. Так, сперва нагревается радиатор печки, что позволяет быстро обогреть салон. Когда же температура достигает определенного значения, термостат открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, уже через основной радиатор.
Почему именно 8-клапанный инжектор?
Для замены термостата на ВАЗ 2109 подойдет термостат только от 8-ми клапанного инжекторного двигателя ВАЗ 2110. Если для замены взять термостат для 16-ти клапанного двигателя, то он не подойдет, так как здесь иная система циркуляции охлаждающей жидкости.
Перед установкой термостат обязательно нужно проверить, чтобы затем не делать двойную работу. Для этого термостат кладут в емкость с охлаждающей жидкостью и нагревают ее, следя за ростом температуры по градуснику. Основной патрубок должен будет открыться при температуре 87 градусов. При температуре 102 градуса патрубок должен быть открыт полностью и жидкость должна циркулировать по большому кругу.
В заключении можно сказать, что термостат ВАЗ 2110 от двигателя (инжектор) 8 клапанов можно устанавливать в том случае, если владельца замучил долгий прогрев салон автомобиля зимой. Также с помощью такого термостата быстрее прогревается и сам двигатель, позволяя быстрее отправляться в путь.
Термостат от Лады Гранты на ВАЗ 2114
Стоит обратить внимание, что некоторые способы тюнинга несколько увеличивают время прогрева мотора. Какой термостат выбрать?
Какой термостат выбрать?
Итак, уже упоминалось, что встречаются термостаты разборные и неразборные. Но, это не единственный нюанс, по которому можно выбирать эти детали. Существует еще разделение по числу отверстий. Все стоковые термостаты имеют 5 отверстий, а тюнинговые по 6 отверстий. Перед тем, как приступить непосредственно к выбору, следует разобраться в чем между ними различие.
Термостаты с 5 отверстиями в которых вставлены штуцеры, обеспечивают более медленное прохождение охлаждающей жидкости. С технической точки зрения во время морозов такой подход оправдан, так как ОЖ протекает через систему медленнее, двигатель меньше остывает. Но, тут имеются и недостатки, в жаркую погоду есть риск перегрева двигателя, также печка плохо прогревает салон. Термостаты с 6 отверстиями позволяют получить более качественное охлаждение, также с ними эффективнее работает печка. Но, зато в зимнее время мотор будет прогреваться дольше.
Так что же лучше выбрать. Производитель рекомендует использовать только штатные термостаты, но они не всегда удовлетворяют водителей. Если вы хотите увеличить эффективность работы печки, следует выбирать деталь с 6 отверстиями. Также купив разборный термостат, вы получите возможность самостоятельной его доработки.
Уменьшаем байпас
Одним из способов повысить эффективность термостата, является уменьшение байпас-канала. Это позволяет снизить температуру жидкости, которая проходит через термостат, соответственно он позже срабатывает. Такой подход позволяет ускорить прогрев радиатора печки, что собственно и является целью доработки.
В целом, нет никаких особых сложностей при уменьшении канала. Такую доработку можно сделать в любом гараже с минимальным набором инструментов. Производится работа в следующем порядке:
- Берем лист алюминия, достаточно толщины 1,5-2 мм. Вырезаем из него пластинку, подходящую по размеру;
- В пластинке просверливаем отверстие 5-6 мм, это меньше, чем стандарт для данных термостатов;
- Размещаем пластинку внутри термостата и закрепляем ее. Можно сделать это заклепкой или холодной сваркой.
На этом процесс уменьшения отверстий завершен. Но, если у вас установлен термостат с 6 отверстиями, потребуется дополнительно подключить к термостату обратку с печки. В таком случае все будет работать наиболее корректно. Как итог, вы получите более теплый салон, что и предполагалось.
Ставим термостат от другой модели
Есть еще один способ улучшения работы термостата, для достижения эффективности следует использовать деталь от другой модели. При правильном подборе не потребуется никаких дополнительных доработок, в то же время работать система будет корректно и без сбоев. Тут самое главное не ошибиться при выборе детали. Оптимальным вариантом будет установка термостата от Лада Гранта, он практически идентичен по креплениям, но при этом более эффективен. Поэтому, многие водители ограничиваются именно его установкой.
Переделывать сам термостат не потребуется. Но, он немного больше, по сравнению со штатной деталью. Поэтому, потребуется заменить шпильки. Их выкручивают из блока цилиндров, и на их место устанавливают шпильки длиннее на 20 мм. Этого будет вполне достаточно. Никаких особенностей у процесса замены нет. Просто снимают старый термостат, а на его место устанавливают новый. Обязательно замените прокладки.
Доработка термостата с 5 отверстиями
В этом случае просто делают еще одно отверстие, как итог получается термостат с 6 отверстиями. Аккуратно просверлите в корпусе термостата отверстие, в него устанавливается патрубок. Также вместе с патрубком ставят шайбу от дросселя. Всю эту конструкцию замазывают холодной сваркой. Остается только собрать термостат. В результате вы получите работоспособную конструкцию, которая будет превосходить штатный вариант.
Стандартная система отопления и охлаждения на отечественных автомобилях оставляет желать лучшего. Поэтому, доработка термостата на ВАЗ 2110 и 2112 в большей части случаев просто необходима. Эта работа несложная, для нее не потребуется большого количества инструментов, а также особых навыков. Все можно сделать в гараже, и в самые короткие сроки. Как результат, получите значительно более комфортный салон автомобиля.
Зачем устанавливать термостат от Гранты на ВАЗ-2114?
Термостат Лада Гранта
Любые коррективы, которые вносятся в конструкцию и схему отопления салона переднеприводных ВАЗовских автомобилей призваны либо улучшить вентиляцию, либо улучшить отопление и поднять температуру в салоне в зимнее время. Практически с появления первой 2108, никаких изменений в систему охлаждения и её архитектуру не вносилось, а это значит, что прогрев салона оставался малоэффективным.
С появлением модернизированной системы охлаждения Лада Гранта ситуация изменилась в лучшую сторону и вот почему.
Система охлаждения ВАЗ-2114
Если внимательно посмотреть на схему циркуляции охлаждающей жидкости в автомобиле семейства Самара, то становится понятно, почему радиатор отопителя прогревается в последнюю очередь. На схеме видно, что холодный (малый) круг системы отопления не включает в себя радиатор отопителя, точнее радиатор печки подключён параллельно , что уж никак не способствует быстрому прогреву отопителя.
При этом ещё учесть способность термостатов неправильно реагировать на температуру, неплотности в воздуховодах, поэтому пока мотор не прогреется и не включится большой полный контур системы охлаждения о тепле в салоне можно не мечтать.
Система охлаждения лада Гранта
Термостат от Гранты позволит реализовать похожую на Грантовскую схему циркуляции антифриза и для этого будет необходимо просто установить термостат от 2190 и докупить некоторые мелочи.
Нюансы при модернизации отопителя ВАЗ-2114
Подчеркнём — необходимость устанавливать термостат от Гранты на ВАЗ-2114 и другие автомобиля семейства Самара продиктована плохой работой штатной печки при том же наборе элементов системы охлаждения, исключая термостат.
Установка термостата от Гранты позволит включить в отопительный контур радиатор печки последовательно, а не параллельно. Благодаря этому он начнёт прогреваться и отдавать тепло в салон уже с первых минут после запуска мотора, прогреваясь одновременно с ним.
Теоретически, производительность печки ВАЗ-2114, как и других Самар, зависит не только от температуры антифриза, но и от количества оборотов помпы, от степени её удалённости от двигателя по контуру, все это снижает эффективность её работы. В случае удачного тюнинга печки, нам удастся не прогревать антифриз в расширительном бачке, не греть его в основном радиаторе, а сразу получать максимум тепла в салоне.
Что необходимо для установки грантовского термостата?
Если мы убедились в том, что печка работает из рук вон плохо по причине неудачной конструкции, нам придётся купить некоторые дополнительные элементы системы охлаждения:
- Грантовский термостат с каталожным номером 21900-1306010-00. Он стоит порядка 700-800 рублей.
- Новую прокладку под корпус термостата.
- Две шпильки (или болта, но лучше все же шпильки) М8х85мм.
Термостат лада Гранта в комплекте: прокладка под корпус термостата, 2 шпильки М8х85 мм и тройник для обратки
Нижний патрубок радиатора
На все — про все должно уйти не более 2,5 тысячи рублей, но зато система отопления будет работать безукоризненно. Если все понятно и закуплено, приступаем к замене термостата.
Назначение, устройство и принцип действия термостата
Охлаждающая жидкость, циркулирующая по рабочим каналам блоков двигателя, своим главным предназначением имеет отвод излишнего тепла, накапливающегося в силовом агрегате, из-за трения рабочих элементов двигателя и воздействия высокой температуры выхлопных газов, проходящих по газоотводящему контуру.
Главными элементами системы охлаждения ВАЗ 2114, которые отвечают за понижение температуры тосола, являются электровентилятор радиатора охлаждения и термостат.
Чтобы понять принцип его работы, надо увидеть как выглядит термостат на ВАЗ 2114. Конструктивно он устроен таким образом, что клапан, регулирующий проток ОЖ, находится внутри корпуса с тремя патрубками:
- два входных — от двигателя и радиатора;
- один выходной — к помпе.
Устройство термостата ВАЗ 2114
Основным рабочим элементом самого клапана, находящегося внутри термостата, является твердый термочувствительный наполнитель, который при нагревании, через резиновую вставку, воздействует на поршень, перемещающий основной клапан. Нагреваясь он открывает его, остывая, наоборот закрывает отверстие, не допуская протока тосола.
На двигатель термостат крепится через патрубок к головке блока цилиндров с левой стороны, под воздушным фильтром. Резиновыми патрубками он соединяется с радиатором и помпой. На холодном двигателе клапан этого регулятора потока ОЖ закрыт и после запуска, начинающая прокачиваться усилиями помпы жидкость, двигается по «малому контуру» или «по малому кругу». В среде автомобилистов применяется оба эти выражения. При движении по малому кругу тосол проходит через радиатор отопителя, впускной коллектор и дроссельный узел. В радиатор жидкость не подается, клапан отсекает этот путь.
По мере нагревания двигателя ОЖ отбирает часть тепла, нагревается и, проходя по «малому кругу» через термостат, нагревает термочувствительный элемент. Поршень начинает смещаться и открывать основной клапан. Это начинает происходить когда температура жидкости достигает 87 градусов. При этом часть ОЖ начинает циркулировать через радиатор. По достижении температуры в 102 градуса клапан открывается полностью, смещаясь на восемь миллиметров. В этом режиме весь поток ОЖ устремляется по «большому кругу», через радиатор охлаждения.
Специалисты рекомендуют проверять работу термостата не снимая его с машины. Для этого требуется после запуска двигателя руками потрогать нижние патрубки отходящие от радиатора. Они должны быть холодными до тех пор, пока температура не поднимется больше восьмидесяти градусов. Как только температура вырастет больше 85 градусов, трубки должны начать нагреваться и через некоторое время можно будет почувствовать, что циркуляция по «большому кругу» действует. Трубки должны нагреться достаточно сильно.
Если же нижние патрубки, отходящие от радиатора, будут продолжать оставаться холодными — значит основной клапан не открылся и термостат неисправен. На неисправность этого регулятора может указывать и такой факт, когда нижние трубки начинают нагреваться почти сразу после запуска двигателя. Это говорит о том, что клапан открыт и не закрывается в холодном состоянии.
В обоих случаях, отказ термостата ничего хорошего для двигателя не несет. В случае, когда клапан открыт — тосол, проходя по «большому кругу» не имеет возможности нагреться до рабочего состояния. При этом снижается мощность двигателя и другие параметры эффективности его работы. В том случае, когда основной клапан закрыт двигатель имеет большой риск перегрева блоков. Это наиболее опасное состояние для силового агрегата. Если некоторое, даже не очень длительное, время проехать в таком режиме, то можно вывести двигатель из строя, вплоть до поломки валов. А это, как минимум, капитальный ремонт всего ДВС.
Существует способ, как проверить термостат на ВАЗ 2114 другим образом. Для этого, необходимо налить воду в кастрюлю и, поставив ее на плиту для нагревания, погрузить туда термостат. Зная, при какой температуре открывается термостат на ВАЗ 2114, с помощью термометра следить за нагреванием воды в кастрюле. При температуре около 87 градусов клапан должен открыться. Если это произошло, значит прибор вполне работоспособен. Проверять его таким образом лучше перед тем, как устанавливать вместо вышедшего из строя.
Многие автолюбители часто интересуются у специалистов, возможен ли ремонт термостата.
Известен только один достаточно надежный способ помочь клапану заработать. Для этого надо несколько раз несильно ударить отверткой по корпусу прибора.От удара клапан должен открыться.
Если же этого не случилось, то нужна замена термостата на ВАЗ 2114.
Процедура замены
Перед тем как поменять термостат на ВАЗ 2114, посмотрите видео уроки , позволяющие легко своими руками освоить достаточно сложную процедуру. Невыполнимой самостоятельную замену точно не назовешь. Тем не менее, дополнительно получить знания не повредит.
Также подготовьте необходимые инструменты и материалы:
- Новый термостат;
- Набор отверток;
- Ключи на 13 и 12 миллиметров;
- Уплотнительная прокладка;
- Герметик на силиконовой основе;
- Новый тосол или антифриз;
- Емкость для старой охлаждающей жидкости;
- Патрубки системы охлаждения двигателя.
Теперь приступаем к самому ремонту.
- Поставьте автомобиль на смотровую яму. Перед началом работ двигатель обязательно должен остыть, иначе ожогов будет сложно избежать.
- Откройте капот, демонтируйте воздушный фильтр. Проверьте его состояние. Возможно, не лишним будет заменить его.
- Снимите крышку расширительного бачка, открутите пробку для слива и удалите весь тосол. Убедитесь, что она попадет точно в подставленную снизу емкость.
- На шлангах охлаждения имеются хомуты, которые нужно немного ослабить.
- Ключами демонтируйте гайки и шпильки, отвечающие за крепление. Обязательно снимите массовый провод.
- После того, как вы отсоедините шланги, немного покачайте термостат, что позволит его демонтировать.
- Очистите места крепления термостата, проверьте шланги на предмет их исправности. Часто за период эксплуатации автомобиля они покрываются трещинами, через который выходит воздух и охлаждающая жидкость. Даже если они целые, но служат на машине достаточно давно, рекомендуем заменить их на новые.
- Патрубки на корпусе нового термостата обработайте герметиком и дайте немного времени подсохнуть.
- Замените старую прокладку, вставьте на место термостат, зафиксируйте шпильки, гайки, подключите патрубки. Хомуты нужно затягивать хорошо, но аккуратно, чтобы не нарушить герметичность соединений.
- Закройте сливную пробку, после чего можете приступать к заливке новой охлаждающей жидкости.
- Заведите мотор, проверьте эффективность работы клапана вашего нового термостата.
- Убедитесь в исправности радиатора отопления, проверьте его на предмет отсутствия воздушных пробок.
На этом ремонт можно считать законченным. Если у вас есть вопросы или отдельные этапы вызывают сложности, посмотрите видео о замене термостата ВАЗ 2114, которое позволит детально изучить процедуру снятия старого элемента и установки на его место нового. На деле ничего сложного здесь нет. Просто требуется аккуратность, терпение и последовательность выполнения каждого шага.
Проверка и замена
При выходе из строя термостата его замену следует проводить незамедлительно. Говорить о том, что устройство вышло из строя лишь на основе первичной проверки нельзя.
При перегреве двигателя во время работы или недостаточно быстром прогреве до рабочих температур, выполняется проверка состояния узла. На основе полученных результатов проводится замена или ремонт.
Самый эффективный способ проверки термостата — это его демонтаж. Процедура выполняется следующим образом:
- Открутите крепежные болты защиты картера, после чего защиту нужно снять и на время убрать в сторонку.
- Снимите пробку с расширительного бачка, где размещается охлаждающая жидкость.
- Под сливное отверстие подставьте чистую емкость (если планируете эту же охлаждающую жидкость заливать потом обратно в систему), открутите пробку слива с блока цилиндров и удалите из блока цилиндров всю охлаждающую жидкость.
- Подставьте емкость под сливное отверстие радиатора охлаждения, открутите пробку и слейте тосол, либо антифриз.
- Ослабьте крепление хомутов, удерживающих шланги.
- Отключите три шланга, которые подсоединены к корпусу вашего термостата.
- Ослабьте натяжение хомутов, и снимите термостат вместе с шлангом. Короткий шланг отсоединяется от термостата.
- Демонтированное устройство поместите в емкость с водой, которую нужно предварительно нагреть до 78-80 градусов по Цельсию.
- Начните нагревать воду, осуществляя периодическое помешивание жидкости. Воду нужно нагреть примерно до 87 градусов по Цельсию.
- Если термостат исправен, при достижении температуры 87 градусов с погрешностью плюс-минус 2 градуса, основной клапан должен открыться. Если этого не произошло, устройство вышло из строя и требует замены.
Статья в тему: Доработка иммобилайзера на ВАЗ 2110: отключение, перепрограммирование
Процесс замены
Для замены термостата достаточно снять старый в соответствии с указанной инструкцией по демонтажу, и в обратной последовательности собрать узел с уже исправным устройством.
Что выбрать?
Многие владельцы ВАЗ 2109 с карбюратором сетуют на то, что заводской термостат обладает недостаточной эффективностью. Из-за этого, особенно зимой, приходится страдать от медленного прогрева, когда тяжело добиться даже 60 градусов.
Для решения данной проблемы рекомендуется на зиму и на весь период эксплуатации девятки поставить термостат от инжекторного ВАЗ 2110 с 8 клапанами. Это усовершенствованный элемент, имеющий очевидные преимущества по сравнению с родным термостатом для карбюраторного ВАЗ 2109.
- Устанавливать инжекторный термостат от десятки следует с учетом того, что речь идет не о первых версиях ВАЗ 2110, а более поздних, модернизированных.
- На 8 клапанных двигателях десятки термостаты стали разборными, в отличие от 16 клапанных ВАЗ 2110 и тех устройств, которые базово устанавливали с завода на ВАЗ 2109. Это позволяет при поломках агрегата выполнять его разборку и частичный ремонт без полной замены устройства.
- Для ремонта нового термостата, позаимствованного у ВАЗ 2110 с инжектором и 8 клапанами, зачастую достаточно разобрать устройство и заменить там термоэлемент.
- Новый агрегат оказался короче на 50 миллиметров, что позволяет увеличить свободное пространства.
- Новый элемент лишился множества хомутов, которые актуальны для термостатов от ВАЗ 2109.
- Компонент пережил довольно серьезную доработку, что позволяет обеспечивать эффективное поддержание стабильной температуры внутри системы охлаждения мотора.
Статья в тему: Замена бензонасоса ВАЗ 2110, его сетки, фильтра. Признаки неисправности.
Устройство от десятки
При замене термостата на ВАЗ 21099 убедитесь, что вы выбрали именно устройство от 8 клапанной «десятки». Автомобили с 16 клапанными моторами используют иные устройства, у которых система циркуляции работает не так. Потому элементы окажутся попросту несовместимыми.