Как проверить кузов машины толщиномером
Содержание:
- Что такое толщиномер?
- Лучшие магнитные толщиномеры
- Почему нужно пользоваться толщиномером или опасность покупки авто после аварии
- Виды толщиномеров
- На что обращать внимание при выборе
- Лучшие электронные толщиномеры
- FAQ
- Как работает толщинометр и для чего он нужен
- Толщиномер какой фирмы лучше выбрать
- Можно ли отличить от заводского окраса и как это сделать
- Виды толщинометров
- Как выбрать толщиномер
- Использование толщиномера
- Как отличить заводской окрас от покраски под толщиномер
- Как работает толщиномер или что нужно знать о принципе его функционирования
Что такое толщиномер?
Прибор для измерения ЛКП носит название толщиномер. Он прост в управлении и помещается в руке
Прежде чем поговорить о том, как правильно произвести замеры и, что самое важное, сделать вывод из полученных результатах, необходимо объяснить, зачем эта информация необходима владельцу автомобиля
Итак, замер чаще всего производят:
- при покупке авто;
- перед тем, как окрасить его.
То, какой слой краски нанесен заводом-изготовителем, говорит о многом:
- о насыщенности цвета корпуса;
- о качестве и долговечности покрытия;
- об отсутствии или наличии вероятности возникновения сколов.
Зависит толщина ЛКП от многих параметров. В основном это марка, год выпуска автомобиля, модель и так далее. После проведения полировки не стоит измерять толщину, поскольку она окажется на порядок выше.
Принцип работы
Прибор показывает толщину покрытия краски в микронах, 1000 микрон — это толщина в 1 миллиметр. Что же она означает на деле?
Толщиномер выдает фактическое расстояние от верхнего слоя до металлической поверхности детали
Прежде чем начать работу, важно понять, что не весь корпус авто покрыт краской однородно. Где-то слой толще, а где-то тоньше, поскольку краска в процессе окрашивания стекает
Чтобы понять, качественно ли окрашен автомобиль, придется провести замеры в нескольких областях и зафиксировать эти цифры.
В среднем толщина ЛКП колеблется от 70 до 160 микрон. Измерить нужно следующие детали:
- левое и правое передние крылья;
- левую и правую передние двери;
- обе задние двери;
- капот;
- крышку багажника;
- крышу авто;
- заднюю панель;
- левое и правое заднее крыло.
Эти детали вносятся в таблицу, каждая отдельно. Можно также схематично изобразить авто и провести измерения без таблицы. Каждая деталь замеряется несколько раз в разных местах. Охватить ее нужно полностью.
Не нужно производить замер на каждый квадратный сантиметр. Например, исследуя дверцу, производят 3-4 замера.
Виды
Приборы делятся на несколько видов в зависимости от функций:
- Механические (замеряют мокрый слой краски после того, как авто только покрасили).
- Ультразвуковые (универсальные приборы, которые работают не только по металлу, но и другим материалам).
- Магнитные (работают при помощи магнита, однако, несколько неточны).
- Электромагнитные (предназначены для работы с металлическими корпусами).
- Вихретоковые (также работает с металлами, но более точен и универсален, чем другие).
В зависимости от точности измерения меняется и цена прибора.
Как выбрать?
Если планируется всего раз использовать прибор, смысла в его покупке нет. Дело в том, что несмотря на невысокую стоимость (2000-8000 рублей), одно применение того не стоит. Специалисты советуют покупать прибор лишь тем, кто постоянно занимается покупкой и продажей авто.
Для качественного измерения выбирайте вихретоковые, ультразвуковые или электромагнитные толщиномеры. С их помощью можно добиться точности в измерениях. Если прибор стоит дешево, это говорит о том, что качество его не отвечает стандартам.
Для одного использования прибор можно взять в аренду за 400-500 рублей в сутки.
Лучшие магнитные толщиномеры
Такие приборы работают посредством использования магнитных свойств. Они изменяются при уменьшении или увеличении толщины лакокрасочного или шпаклевочного слоя. Это устройство предоставляет информацию о расстоянии от наконечника датчика до стали или железа, что и обеспечивает получение нужных данных. К лучшим моделям этого типа можно отнести два варианта.
Chy 113 автомобильный
Толщиномер «Chy 113» отличается высокой точностью показаний, но в рейтинг он включен также и из-за безопасности для кузова автомобиля. В первую очередь его используют для обнаружения признаков ДТП посредством измерения толщины краски. Это возможно лишь на поверхностях из стали, чугуна и других черных металлов магнитного типа. Опция непрерывного замера повышает качество применения устройства и сокращает время на проверку.
ЖК-дисплей с подсветкой делает удобным использование прибора для измерения толщины лакокрасочного покрытия в плохо освещенных местах. Простая и качественная калибровка улучшает результаты оценки состояния покрытия. При этом достаточно проводить ее всего один раз на 5 замеров.
Достоинства:
- Точность показаний;
- Диапазон снимаемых показаний – от 0 до 1000 мкм;
- Подсветка ЖК-дисплея;
- Яркий и четкий экран;
- Прочный корпус.
Недостатки:
- Не очень удобная ручка;
- Не универсален в плане выбора материалов.
По отзывам пользователей легко определяет границы участков перекраски. Калибровочная шайба и пластина идут в комплекте.
АвтоЛакТест АЛТ-1М
Магнитный толщинометр имеет удобный для работы формат. Сканер подключается к смартфону через стандартный порт jack 3,5 мм, предназначенный для телефонной гарнитуры. Предназначен для измерения толщины ЛКП, нанесённого на чёрные металлы и оцинковку. Работа и калибровка выполняются с помощью информативного приложения.
При диагностике лакокрасочного покрытия, толщиной до 2000 мкм, погрешность гаджета не превышает 5%. Это позволяет с высокой точностью выполнить проверку автомобиля и найти место, которое перекрашивали. Калибровать сканер перед каждым замером не нужно: встроена функция автокалибровки, которая учитывает температурный режим работы. Может снимать показания на морозе без потери точности значений.
Достоинства:
- Удобное приложение;
- Низкая цена;
- Точные измерения;
- Не занимает много места при хранении.
Недостатки:
- Не работает с цветными металлами;
- Не определяет толщину краски на рельефной поверхности.
Пользователи свидетельствуют о хорошей точности показаний. Не требует специальных навыков при работе: с приложением легко справится любой автовладелец.
Почему нужно пользоваться толщиномером или опасность покупки авто после аварии
Желание не попасть на битый автомобиль приводит к необходимости пользоваться такими приборами, как толщиномеры. Почему же так опасно покупать транспортное средство, участвовавшее в ДТП? Для этого существует несколько причин:
- Кузов автомобиля, который был отреставрирован после ДТП, через некоторое время даст о себе знать. На месте повреждения зачастую первоначально происходит отслаивание слоя шпаклевки. Как быстро это произойдет, зависит от качества выполненных работ.
- На месте устранения деформации также возникают проблемы в виде образования рыжиков, которые являются главными признаками того, что начался процесс коррозии металла.
- Самая большая опасность покупки битого автомобиля в том, что неизвестен характер повреждения. При незначительных ДТП происходит деформация кузовных деталей, которые, в крайнем случае, можно заменить (если отслоится шпаклевка или поржавеет элемент). Если ТС побывало в более серьезном ДТП, то при этом не исключена вероятность деформации геометрии кузова. Исправить геометрию кузова невозможно, а основная опасность такого характера повреждения в том, что снижается уровень безопасности автомобиля. Кроме того, что неизвестно, как поведет себя авто при аварии, так еще и высока вероятность, что в любой момент времени может произойти повреждение несущих деталей.
Осознавая всю важность исправности кузова на покупаемом автомобиле с пробегом, практически ни одна покупка на вторичном рынке не обходится без применения толщиномеров. Это можно сказать волшебная палочка, которая позволяет покупателю определить не только необходимость покупки такого ТС, но еще и его стоимость
Это интересно! В 80% случаев на вторичном рынке России и Украины происходит продажа автомобилей, побывавших в ДТП. Если любые другие поломки двигателя, тормозной системы или подвески можно устранить, то кузовные детали при их деформации подлежат замене, а нарушенная геометрия кузова вовсе говорит о том, что авто необходимо отправлять на утилизацию. Перекупщики пользуются той ситуацией, что автомастерские могут внешне восстановить кузов до идеального состояния, что позволяет осуществить продажу автомобиля по его рыночной стоимости.
Виды толщиномеров
Различают следующие виды толщиномеров по конструктивным параметрам:
- магнитные;
- ультразвуковые;
- электромагнитные;
- вихретоковые.
Каждый из них имеет свои особенности, поэтому выясним их для того, чтобы определиться с правильным выбором прибора.
Магнитный толщиномер имеет простейшую конструкцию, поэтому и является одним из самых доступных устройств. Работает он следующим образом:
- Внутри имеется магнит, поле которого изменяется в зависимости от толщины слоя лакокрасочного покрытия.
- Соответствующие показания отображает стрелочный указатель (или выводится на дисплей), который отклоняется на соответствующий угол, занимая положение на соответствующем значении градуированной шкалы.
Главным преимуществом прибора является низкая цена, и к тому же, работают устройства без батареек (не все), что также немаловажно. Недостаток только один — высокая погрешность показаний, поэтому сегодня используются устройства крайне редко
Электромагнитный аппарат в отличие от предыдущего стоит намного дороже, что связано с их более высокой точностью. Одним из важнейших недостатков электромагнитных толщиномеров является возможность их использования только с металлическими магнитящимися деталями, т.е. определить толщину слоя краски на пластиковом, деревянном, алюминиевом или другом виде материала не получится.
Вихретоковые — в отличие от электромагнитных, могут применяться для определения толщины ЛКП на поверхностях цветных металлов. Они характеризуются высокой точностью, и стоят дороже, чем предыдущий вид устройств. Одним из важнейших недостатков таковых приборов является прямая зависимость от токопроводящих свойств материала. Это означает, что вихретоковые толщиномеры с высокой точностью показывают толщину ЛКП на алюминиевых, медных и прочих поверхностях, но имеют большую погрешность при работе с металлами.
Ультразвуковые толщиномеры — они являются самыми точными, но еще и универсальными, то есть подходят для работы с различными материалами. Однако такие особенности накладывают основной минус на устройства — их высокая цена. Используют такие приборы обычно специалисты и мастера на фирменных станциях ТО.
Это интересно! Толщиномер — это прибор, который относится к категории измерительных инструментов.
Выяснив, какие бывают виды толщиномеров, рассмотрим принцип работы каждого из них.
На что обращать внимание при выборе
Для выбора лучшей модели толщинометра сначала определитесь с ценой и функциями, которыми он должен обладать. Имейте в виду, что приборы, оснащенные курком, прослужат вам дольше, чем устройства с датчиками-кнопками.
Единственный минус такой модификации – прибор с курком сложнее использовать при измерениях покрытия в труднодоступных местах.
Если вы планируете работать с прибором в помещениях с плохой освещенностью или у вас существуют определенные проблемы со зрением, выбирайте многофункциональные модели с крупным дисплеем.
Их экран способен уместить большое количество данных. Если предполагается использовать прибор часто и длительно, отдайте предпочтение энергоемким аккумуляторным батареям.
Приобретенный толщинометр – надежный союзник, способный уберечь вас от обмана недобросовестных продавцов, потери времени, профессиональной репутации и внушительных денежных сумм.
Лучшие электронные толщиномеры
Это многофункциональные приборы, которые обычно стоят дороже магнитных аналогов. Они имеют высокую точность показаний и применяются в качестве толщиномеров лакокрасочных покрытий автомобилей. С их помощью удается оценить состояние слоя шпаклевки, ржавчины, грунта и даже пыли на поверхности металла. С этим достойно справляются 2 модели, отобранные по результатам тестов и отзывов покупателей.
Etari ET-11P
Толщиномер покрытий «Etari ET-11P» создан специально для эксплуатации при больших температурных перепадах – он работает в диапазоне от -25 и до +50°С и подходит для использования зимой. При этом на точность показаний данный фактор влияния не оказывает. Вес устройства – 157 г и в руке его почти не ощущаешь. Автоматическое определение типа материала позволяет применять инструмент даже непрофессионалам.
Главным преимуществом считается правильность определения толщины покрытия, как цветных, так и черных металлов, однако и тут есть свой предел – до 1000 мкм. Со временем результаты могут выдаваться не совсем корректно, поэтому периодически требуется калибровка устройства, которая выполняется за несколько минут. Подсветка дисплея упрощает считывание данных, но не «ест» много энергии, к тому же индикатор заранее предупреждает о разрядке батареи.
Достоинства:
- Адекватная цена;
- Гарантия на 1.5 года;
- Меню на русском языке;
- Не сбоит при использовании на морозе;
- Быстрое определение толщины.
Недостатки:
Разный принцип действия – на черных металлах электромагнитное, на цветных – вихретоковое.
Модель «Etari ET-11P» признана достаточно точной, но результаты несколько зависят от значений: для 0-199 мкм допустимое отклонение от нормы составляет ±10 мкм, для 200 мкм до 1000 мкм – ±3%+10 мкм
Yunombo YNB-220U
Толщиномер лакокрасочных покрытий работает с чёрными и цветными металлами. Предназначен для выполнения тестов с краской, толщина которой достигает 1500 мкм. Работает в трёх режимах – постоянном, единичном и дифференциальном измерении. Особенностью гаджета является функция выявления, определение толщины слоя оцинковки. Устройство выдаёт стабильные, точные данные при температуре от -20 до +40 градусов.
Результаты замеров выводятся на большой цифровой дисплей. Экран от царапин защищён плёнкой. Подсветка поможет рассмотреть данные при плохом освещении. Дополнительно можно заказать прорезиненный чехол, который предотвратит повреждение корпуса при случайном падении. В комплекте две калибровочные пластины и 6 плёнок.
Достоинства:
- Встроенный ультрафиолетовый фонарь;
- Автоматическое выключение;
- Удобная система управления;
- Высокая скорость тестирования.
Недостатки:
Не обнаружено.
В своей ценовой категории устройство одно из самых простых и точных в работе. Погрешность при замерах не превышает 3%.
Константа Булат 1М модернизированный
Прибор «Константа Булат 1М» достоин места в рейтинге лучших толщиномеров в силу гибкости своих настроек и высокой точности работы, погрешность которой не превышает ± 0,002Т+0,05. Она не изменяется при низких температурах, устройство выдерживает такие воздействия в пределах от -20 до +50°С, но при необходимости можно заказать и более устойчивую к морозам модель. При частом тестировании проблем с хранением результатов во внутренней памяти не возникает, ее объем равен 2000 измерений.
Скорость распространения ультразвука в этом толщиномере составляет 1000-9000 м/с, что позволяет лучше определять глубину покрытий различных типов. Но если она превышает 300 мкм для стали, то устройство будет малоэффективно. Его вес равен 170 г, и это вместе с двумя элементами питания, которых для бесперебойного функционирования прибора хватает надолго.
Достоинства:
- Чувствительная цифровая кнопка управления;
- На одних и тех же элементах питания работает до 150 часов, хотя подсветка это время уменьшает;
- Разъем для USB, позволяющий подключаться к ПК;
- Несколько износостойких преобразователей различного назначения;
- Регулируемая скорость контроля;
- Задаваемая степень дискретности.
Недостатки:
- Высокая цена;
- Кнопки управления не подписаны.
Главная «фишка» этого толщиномера краски автомобиля заключается в анализе поверхностей как металлических, так и неметаллических, в том числе корродированных или покрытых накипью.
FAQ
Возможно ли покрасить машину под толщиномер таким образом, чтобы распознать это никак было нельзя?
Нет. Каким бы профессионалом не был маляр, повторить в точности заводской окрас новых кузовных элементов не в заводских условиях невозможно. Профессионал сможет определить вторичный окрас в любом случае, пусть и не всегда сразу.
Может ли толщиномер ошибиться?
Даже профессиональный дорогостоящий толщиномер можно обмануть, если кузовные элементы будут использоваться новые, а покраска будет выполнена действительно качественно. Однако это совсем не означает отсутствие других признаков вторичного окраса — неправильной шагрени, потеков, пыли под лаком и т.д.
Что из себя представляет толщиномер?
Принцип работы толщиномера заключается в направленных ультразвуковых колебаниях, которые проходя через ЛКП отражаются от металла и возвращаются обратно. Прибор замеряет время, затраченное на это, и рассчитывает толщину лакокрасочного покрытия.
Повреждает ли толщиномер ЛКП?
Нет, толщиномер не причинит никакого вреда лакокрасочному покрытию машины, ультразвук абсолютно безвреден.
Какой выбрать толщиномер?
Наиболее универсальными являются приборы, позволяющие измерять толщину ЛКП кузовного элемента целиком, то есть, посредством проведения непрерывной линии. Такой метод проверки сразу покажет, есть ли под краской шпаклевка и как сильно различается толщина лакокрасочного покрытия в отдельных местах кузовного элемента. Если выполнялась покраска старой детали, то не всегда удается идеально снять краску, и проверка таким методом вскроет этот момент.
Как и зачем калибровать толщиномер?
Калибровка толщиномера нужна для того, чтобы прибор показывал максимально точные результаты. Обычно это требуется, если устройство долго не использовалось, или в нем села батарейка или была установлена новая. Для калибровки вместе с прибором в комплекте поставляются специальные пластины.
Покраска под толщиномер — это хорошо или плохо?
Все зависит от того, с какой целью такой ремонт выполнялся. Если же, например, было повреждено крыло, и чтобы не прибегать к шпаклевке, купили новый кузовной элемент и затем качественно его покрасили — это хорошо. Если же автомобиль был серьезно поврежден, прошел через масштабный кузовной ремонт и покраска под толщиномер используется, чтобы скрыть следы этого — безусловно, это плохо.
Любой ли автомобиль можно покрасить под прибор?
Наибольший интерес для перекупщиков представляют именно дорогостоящие машины со сложной покраской, их учились красить под толщиномер в первую очередь. Поэтому да, абсолютно любой автомобиль можно вторично окрасить под заводские параметры толщины ЛКП.
Как работает толщинометр и для чего он нужен
Прибор популярен у скупщиков авто, владельцев автосервисов и простых автолюбителей. Его использование позволяет получить точную информацию о состоянии лакокрасочного покрытия без нарушения его целостности. Стоимость толщинометра невысока, затраты на его приобретение полностью оправдывают себя.
Устройство дает возможность объективно оценить состояние автомобиля, сразу же выявив участки кузова, на которые была нанесена краска и шпатлевка, а также очаги коррозии.
Толщинометр предоставит достоверную информацию о сколах, царапинах и прочих дефектах, а недобросовестный продавец лишится шанса вас обмануть.
Толщиномер какой фирмы лучше выбрать
В этом ТОПе рассматривается продукция 9 производителей, специализирующихся на разработке измерительных приборов. Каждый из них хорошо зарекомендовал себя и отлично представлен на рынке. В список лидеров лучших фирм по производству толщиномеров включены такие компании, как:
- Xiaomi – один из лидером мирового рынка электроники. Выпускает смартфоны, телевизоры, системы «Умный дом», роботы-пылесосы. Бытовая техника бренда отличается высоким уровнем автоматизации и цифровизации.
- Novotest – бренд, под которым выпускаются инструменты для осуществления контроля над качеством различных типов покрытий в строительстве и автомобильном производстве. Основу его ассортимента представляют ультразвуковые модели, подходящие для работы как с цветными, так и с черными металлами. Они не нарушают целостность поверхности и подходят для оценки глубины сразу нескольких слоев.
- Starmeter – китайский производитель профессиональных измерительных приборов для определения толщины металла, стекла, пластика. Его изделия отличаются высоким качеством, но все равно гарантия на них действует в среднем 12 месяцев. На общем фоне их выгодно выделяет низкая погрешность, отличная скорость замера, широкий диапазон рабочих температур, большие и яркие дисплеи.
- Chy – тайваньский производитель, начавший работу в 1984 году. Фирма специализируется на создании профессиональных измерительных приборов для автомобильной и строительной отраслей. Продукция бренда сертифицируется по стандарту ISO 9001:1999 и признана на мировом уровне. Его устройства предназначаются прежде всего для работы с лакокрасочными покрытиями. Товары Chy продаются в полной комплектации для более эффективного использования.
- Etari – компания делает акцент на создании устройств для определения толщины слоя краски на кузове. Они дают результаты, точность которых составляет почти 100%, работают быстро и без сбоев в течение длительного времени, калибровка нужна лишь изредка. Приборы фирмы просты в эксплуатации и имеют интуитивно понятное управление. Они оснащаются достаточно большими и яркими дисплеями, на которые и выводятся показания. Внутренняя память достаточно объемна и позволяет сохранять полученные данные в течение нескольких месяцев или даже лет.
- Микрон – в эту корпорацию входит 3 производства, на ее заводах выпускают станочную оснастку, электроприборы, измерительные инструменты. Последние представлены преимущественно индикаторными моделями с ручным управлением. Они достойны внимания из-за широкого диапазона возможных замеров, точных показаний, прецизионных делений, компактных размеров.
- Мегеон – у этой фирмы в наличии есть ультразвуковые, индикаторные, магнитные, вихретоковые модели. Они работают на скорости от 1000–9999 м/с, питаются от батареек, которые легко заменяются при необходимости, весят около 200 г, имеют различные режимы сбора данных с точностью показаний ±0,05 мм. Отдельные изделия оснащены подсветкой и калибровочным набором.
- Константа Булат – производитель инструментов для защиты и контроля качества покрытий различных типов. В ассортименте компании имеются как бюджетные механические, так и ультразвуковые модели. Их ключевыми преимуществами являются определение глубины слоя покраски в широких диапазонах, эффективная работа со сложнопрофильными цилиндрическими изделиями из цветных и черных металлов.
- АвтоЛакТест – молодая российская компания, которая разработала оригинальный формат измерительных приборов с подключением к смартфону.
- Yunombo – бренд, который принадлежит китайской компании Shenzhen Weicuangshixing Technology. Производитель выпускает LED-панели для рекламы, измерительные цифровые приборы, светодиодные дисплеи, зарядные устройства.
- Константа – российская компания, работающая с 1993 года. Выпускает приборы неразрушающего контроля. Выпускает вихретоковые дефектоскопы, твердомеры, измерители удельной электропроводности.
- RGK – компания основана в 2006 году. Производит измерительные приборы. Выпускает лазерные дальномеры и нивелиры, электронные теодолиты, тепловизоры, пирометры.
Можно ли отличить от заводского окраса и как это сделать
На самом деле хороший специалист даже, если и не скажет, что «тачка перекрашена», то сомнения у него появятся и делать покупку он отговорит. Но это относится только к профессионалам, которые на проверке автомобилей «собаку съели», а таких немного.
Тем более сложно определить место ремонта, если деталь на замену использовали оригинальную, а все работы выполнял опытный автомаляр, а результат работы оценивает любитель. У него порой просто нет достаточного опыта, чтобы даже явные огрехи покраски определить.
Обращайте внимание на нюансы, которые достаточно легко понять даже неспециалисту. Красить под толщиномер приходится с подгонкой на заключительном этапе, т.е
могут наносится лишние слои лака или делать их излишне толстыми, из-за чего появляется эффект шагрени на поверхности. Иногда слишком толстый слой начинает отслаиваться или подтекать
Чтобы найти подобные дефекты нужно осматривать автомобиль очень тщательно, также проблемное место можно найти, осторожно проведя кончиками пальцев по корпусу. Также обращайте внимание на наплывы на кромках, разнотонность колера, шероховатость поверхности, признаки рихтовки
В общем при наличии опыта факт перекраски можно определить вообще без какого-либо прибора. Но еще нужно знать и нюансы покраски конкретной модели и марки. Встречаются случаи, когда заводская покраска напоминает артефакты, появляющиеся после ремонта.
Также выдать факт ремонта порой способна металлизированная шпаклевка. Дело в том, что металлических частиц в веществе не особо много, поэтому некоторые приборы «хитрая» шпаклевка не обманывает и проверив дешевым толщинометром корпус, можно увидеть, скажем, величину в 120 мкм, а использовав прибор более высокого класса, внезапно увидеть уже 1000 микрон. И еще – в качестве металлического наполнителя ремонтном составе используются частицы цветных металлов, а не железа. Поэтому, если толщиномер может определять черные и цветные металлы подложки, определить использование металлизированной подложки будет проще простого. Например, электромагнитный прибор не работает с цветными металлами, поэтому место шпаклевки выдаст себя.
Виды толщинометров
Обращайте внимание на толщинометры в среднем ценовом диапазоне – дешевые изделия обладают невысоким качеством, а слишком дорогие модели будут иметь чрезмерно большой набор функций. По принципу своего действия толщинометры можно разделить на несколько видов
Электромагнитные. Дают точную информацию при замерах, с их помощью можно определить толщину покрытия на железосодержащих частях.
Магнитные. Принцип работы таких приборов основан на действии магнита – устройство на основании анализа силы притяжения магнита к корпусу автомобиля оценивает толщину покрытия. Приборы дешевые, их слабая сторона – погрешности, допускаемые в измерениях.
Вихретоковые. Способны без какой-либо погрешности измерять толщину покрытия на медных и алюминиевых деталях. При работе с прибором на деталях из железа показатели погрешностей будут выше. Невозможно использовать их в условиях высокой влажности.
Ультразвуковые. Приборы, которые используются профессионалами. Ультразвуковые толщинометры дают достоверную информацию о толщине лакокрасочного покрытия на деталях кузова, бамперах и прочих частях автомобиля, включая декоративные элементы из пластика. Погрешность этого типа приборов не превышает 3%.
Как выбрать толщиномер
На рынке представлены устройства, работающие на разных принципах изменения
При выборе стоит обратить внимание на дополнительные функции, максимальную погрешность, толщину измерения. Это поможет купить гаджет, который справится с поставленной задачей
Принцип измерения
В рейтинге толщинометров представлены приборы, которые работают на одном из следующих принципах:
- Магнитный – бюджетные датчики, измерение проводится с учётом силы притяжения магнита к основанию, на которое нанесено лакокрасочное покрытие. Работают только с окрашенными металлами, имеют высокую погрешность;
- Электромагнитный – работает на аналогичном принципе с магнитными приборами, но измерение проводится не механически, а с помощь электроники. Это увеличивает точность, упрощает снятие показаний. Недостаток – сложно работать в труднодоступных местах;
- Вихретоковый – создают на поверхности вихревой ток, сила которого зависит от толщины ЛКП. Работает с разными основаниями. Работают в широком диапазоне температур. Среди недостатков – повышенная цена;
- Ультразвуковой – базируется на изменении скорости ультразвука. Отличается высокой точностью. Работает с разными основаниями.
Электромагнитные и вихрепотоковые модели подходят для бытового применения. Ультразвуковые – для промышленного и коммерческого использования.
Погрешность
Стабильность измерений зависит от принципа работы прибора и условий, в которых проводятся измерения. Точность данных – от калибровки. Поставщики предлагают технику, которая имеет функцию автокалибровки или настройку с помощью эталонных пластин, плёнок. Погрешность измерения указывается в технической документации к устройству. Чем она выше, тем меньше точность измерения. Для бытового применения максимальный уровень погрешности не должен превышать 2,5-5%. На производстве требуются более точные приборы.
Функционал
Производитель предлагают устройства с разным функционалом, который упрощает работу. Кроме автокалибровки, которая помогает быстро выполнить настройку, это подсветка экрана, наличие памяти, графическое выведение данных при сканировании. Звуковой сигнал поможет своевременно проинформировать о превышении максимальной толщины слоя и обозначить границы участка. В некоторых гаджетах есть встроенный ультрафиолетовый фонарь, который можно использовать как детектор банкнот.
Толщина измерения
Устройства неразрушающего контроля имеют ограниченную толщину измерения. Автоконцерны в покрасочных цехах наносят на металл слой краски 80-200 мкм. После аварии покраска проводится в небольших мастерских, который наносят ЛКП 250-300 мкм. Чтобы выявить дефекты лакокрасочного слоя достаточно прибора, который имеет максимальный предел измерений 1200-1500 мкм. Для контроля за покраской промышленного оборудования может потребоваться гаджет, способный проконтролировать изменения толщины в пределах 2000-2500 мкм.
Использование толщиномера
Сразу после покупки проводится калибровка прибора. Тем, кто приобрел прибор для собственных нужд, необходимо внимательно прочесть инструкцию. Как правило, в комплекте к толщиномеру идет пластина-эталон. Время от времени необходимо проверять ее толщину.
Если результат соответствует с разницей в 10 микрон, то все хорошо работает. Если нет, то понадобится калибровать прибор у специалистов стандартизации. Все настройки проводятся в соответствии с инструкцией.
Режимы
Современные приборы могут работать в различных режимах:
- одиночного и постоянного измерения (при этом, наличие встроенной памяти позволит запомнить несколько сотен данных);
- определения основы под покрытием (быстро определяет, какой материал скрывается под краской);
- температурном (работа в условиях морозов — это актуально для всей территории России).
В целом, режимы зависят от качества и класса прибора.
Оценка результатов
Предельные данные при измерении ЛКП автомобиля таковы:
- минимум — 70 микрон;
- максимум — 165 микрон.
Если прибор показывает цифру ниже минимума, это означает, что толщина ЛКП абсолютно минимальная. Такая поверхность быстро выгорит и сколется. Ни о каком качестве речи здесь идти не может. Также это может быть связано с незначительными вмятинами детали.
Что касается ситуации, когда цифры выше нормы, то это также не положительный показатель. В большинстве случаев считается, что на поверхность детали помимо краски нанесен слой шпатлевки. Скорее всего, автомобиль уже побывал в аварии. Исключение составляют некоторые марки, сошедшие с конвейера в таком виде.
Например, у Мерседесов класса «С» и «Е» толщина покрытия может достигать 250 микрон. Эта же ситуация касается некоторых американских марок и автомобилей премиум-класса.
Что нужно знать, чтобы правильно учесть данные измерения? Обратите внимание на следующие моменты:
- Если прибор показывает величины в 600-800 микрон, автомобиль точно был перекрашен, возможно, не один раз.
- Если цифры «скачут» с небольших до высоких, это также говорит о том, что деталь восстанавливали после аварии.
Краска на заводских элементах корпуса будет распределена равномерно, в микронах перепад будет не более 10-15. Если детали были перекрашены, это легко понять при помощи толщиномера. Специалист может выяснить, где именно когда-то были повреждения и насколько серьезны они.
Перепады в 50 микрон на одной и той же поверхности уже считаются значительными. Разница до 40 микрон считается приемлемой.
Как отличить заводской окрас от покраски под толщиномер
Хороший специалист, который свою оценку относительно автомобиля строит не только на показаниях толщиномера, но и по различным косвенным признакам, покупать такой автомобиль однозначного отговорит. Но действительно опытных специалистов не так много, а простого автовладельца легко запутать или обмануть.
Легче всего заметить вторичный окрас, если машина крашена не вся, а лишь частично. В таком случае может отличаться шагрень, заводских и вторично покрашенных деталей автомобиля, особенно если работы выполняются наспех, и толщина ЛКП подгоняется на последнем этапе. Иногда наоборот, лак наносится слишком толстым слоем, и можно обнаружить потеки несмотря на то, что толщиномер показывает правильные значения.
Чтобы обнаружить такие мелочи, автомобиль нужно осматривать особенно тщательно, буквально прощупывая весь кузов машины руками. Также обязательно нужно проверять зазоры кузовных элементов — этот момент может выдать как частичную разборку автомобиля для окраса отдельных деталей, так и полную перекраску машины. Однако при этом нужно обладать соответствующим опытом — знать, как выглядит кузов не битого автомобиля и какими особенностями характеризуется его оригинальная заводская покраска.
В некоторых случаях выдает факт недобросовестного ремонта и металлизированная шпаклевка. Если материалы используются недорогие, то металла в шпаклевке немного. А иногда вместо железа используются и частицы цветных металлов. Качественный дорогой толщиномер таким способом обмануть не получиться. Поэтому проверяя лакокрасочное покрытие, необходимо использовать разные электронные приборы, чувствительные к различным типам металлов.
Разные виды толщиномеров.
Как работает толщиномер или что нужно знать о принципе его функционирования
Разобравшись с важностью такого прибора, как толщиномер, уделим внимание вопросу принципа его функционирования. Зачем нужно знать принцип работы прибора? Пользователю, который решил впервые воспользоваться аппаратом, особенности его функционирования не интересны. Ему главное правильно научиться пользоваться устройством, чтобы определить причастность кузовных деталей авто к деформациям
Ему главное правильно научиться пользоваться устройством, чтобы определить причастность кузовных деталей авто к деформациям.
Если же вы приобрели профессиональный толщиномер, и занимаетесь предпродажной проверкой автомобилей с пробегом, то узнать принцип работы толщиномера не только нужно, но еще и будет интересно. Зная особенности его работы, специалисту не трудно будет определить наличие дефектов на кузовных деталях, а также отремонтировать инструмент.
Если вы один из таких мастеров, которые приобрели толщиномер, и хотите научится им пользоваться, тогда начнем разбираться в этом вопросе с выяснения принципа работы прибора. Для начала необходимо отметить, что толщиномеры делятся на три основных вида по такому признаку, как типы материалов. Для автомобилей используются приборы, которые рассчитаны на работу с металлическими поверхностями. Это самая распространенная группа толщиномеров. Кроме них, существуют также устройства, позволяющие определять толщину ЛКП на сплавах цветных металлов, а также на древесине, пластике и т.п. Необходимость применения второго и третьего типа возникает для определения качества выполненных работ. Рассмотрим подробно принцип работы каждого типа толщиномера.
Это интересно! Толщиномеры бывают не только со встроенной рабочей частью, но и выносной, однако встречаются они довольно редко. Используются для измерения в труднодоступных местах.