Штраф за непропуск пешехода: комментарии гибдд
Содержание:
- Нововведения
- Обязанности водителей на переходе
- Где водитель обязан пропускать пешеходов?
- Когда нужно уступать пешеходу?
- Сколько штраф за непропуск пешехода на зебре?
- Комментарии и разъяснения к пункту 14.1 ПДД
- Какой штраф за нарушение 14.1?
- Что означает уступить дорогу
- Как правильно пропускать
- Виды наземных переходов
- В каких случаях водитель невиновен за непропуск пешехода
- Сколько штраф за непропуск пешехода на зебре?
- Комментарии ГИБДД по п. 14.1
- Как доказать свою невиновность в ГИБДД?
- Выводы
Нововведения
В новых правилах даются более точные определения пешеходного перехода, велосипедистам вводится запрет на езду по нему, запрещается обгонять по пешеходному переходу.
Рассмотрим поподробнее каждое изменение:
Отныне пешеходом является не только тот, кто находится на «зебре», но и тот, кто переходит дорогу на трассе вне специальной разметки.
Ранее водители не имели права обгонять на пешеходном переходе, если на нем находятся люди (пункт 14.1)
Теперь же на обгон стоит жесткий запрет, и неважно, переходит человек дорогу в это время или нет.
По новым правилам водитель в любой ситуации обязан пропустить пешехода, даже если он одной ногой стоит на переходе.
Обязанности водителей на переходе
Вы подъезжаете к пешеходному переходу и видите, что человек уже вступил на пешеходный переход для осуществления движения через проезжую часть, в таком случае вам необходимо его пропустить.
Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу , обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. (п. 14.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
———————————
Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил.
Пункт 14.1 ПДД
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
Получить консультацию
Если вы видите, что едущий впереди вас автомобиль сбросил скорость перед пешеходным переходом, то вы также обязаны снизить скорость. Обгоны, выезды на встречку и другие маневры грозят не только лишением прав, но и возможным ДТП.
Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил. (п. 14.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
Пункт 14.2 ПДД
В том случае, если вы стоите на регулируемом перекрестке, а светофор уже дал разрешающий сигнал, но при этом пешеходы еще не дошли до конца перехода, то вам необходимо дождаться, когда они дойдут.
На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления. (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)
Пункт 14.3 ПДД
Теперь рассмотрим ситуации, когда нужно пропускать пешехода:
-
Если слепой пешеход подал сигнал белой тростью;
-
Если пешеходы идут к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству, у которого посадка и высадка осуществляется на проезжей части;
-
Если стоит транспортное средство с включенной аварийной сигнализацией и имеет при этом опознавательный знак «Перевозка детей». Воитель обязан снизить скорость, и при необходимости остановиться и пропустить детей.
14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.
14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей. (п. 14.7 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
Пункт 14.5, 14.6 и 14.7 ПДД
Если пешеход при переходе дороги еще не вступил на пешеходный переход, то вы не обязаны останавливаться и пропускать его. Что означает «уступить дорогу»? В ПДД имеется четкое определение фразы «уступить дорогу пешеходу», комментарии ГИБДД 2022 года нам в этом помогают.
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Комментарии ГИБДД 2022 года
Следовательно, на основании данного определения и пункта 14.1 ПДД, мы можем сказать, что уступить дорогу пешеходу, это не что иное, как остановиться. При этом уступать дорогу вы обязаны только в том случае, если пешеход уже вступил на «зебру» и начал свое движение. Если же он стоит на тротуаре и только планирует совершить переход, то преимущество остается за вами, соответственно, уступать дорогу вы не обязаны.
Где водитель обязан пропускать пешеходов?
По действующим ПДД водителю необходимо уступить дорогу пешим людям в таких ситуациях:
- На пешеходном переходе. Вне зависимости от того, регулируемый это переход или нет, каждый водитель знает, что согласно пункту 14.1. он не должен создавать помех идущим по «зебре» людям.
- При повороте на перекрестке. В 2022 году пункт 13.1. ПДД предписывает автомобилисту, совершающему поворот направо или налево, пропустить всех лиц, пересекающих дорогу пешком. Данное правило распространяется даже на ситуации, когда: -на проезжей части нет нанесенной разметки перехода; -транспортное средство движется по главной дороге; -водитель проезжает на зеленый свет светофора, который позволяет совершить поворот в нужном направлении; -людям, идущим пешком, загорелся запрещающий свет, однако они не успели завершить маневр.
- При въезде и выезде с прилегающей территории. Пункт 8.3. четко прописывает обязанности водителя, чье движение так или иначе связано с примыкающей территорией: -совершая выезд с прилегающего участка, нельзя создавать разного рода помехи пешеходам и транспортным средствам, уже находящимся на проезжей части; -совершая съезд с дороги, приоритетом пользуются те участники дорожного движения, чью траекторию перемещения пересекает автомобиль, в том числе и пешеходы.
- Незрячие пешеходы. Пункт 14.5. ПДД в 2022 году устанавливает обязанность пропускать слепых пешеходов, сигнализирующих о своем намерении перейти дорогу белой тростью. Они имеют преимущество на дороге во всех случаях. Даже если представители этой категории лиц не находятся на «зебре», их необходимо пропустить.
- Общественный транспорт. Пункт 14.6. ПДД предписывает водителям уступать дорогу пассажирам, идущим к транспортному средству, движущемуся по строго отведенному маршруту, или выходящим из него, в том случае, если соблюдены все три условия: -автобус или иной транспорт находится на специально обозначенной остановке; -двери, к которым подходят пассажиры, расположены со стороны проезжей части; -приостановившийся транспорт считается маршрутным (а не является, к примеру, автобусом, производящим развозку служащих какой-либо частной компании).Пассажиры, осуществляющие высадку из трамвая или посадку в него, имеют преимущество в движении во всех случаях.
- На обочине. Пешеходам, движущимся по обочине, также необходимо уступать дорогу согласно пункту 4.1. ПДД, но только при отсутствии специально оборудованных тротуаров и пешеходных дорожек.
Когда нужно уступать пешеходу?
Важный сигнал автолюбителям подает дорожная разметка «пешеходный переход» или соответствующая табличка 5.19, показывающая начало приоритетной зоны для пеших граждан, велосипедистов и других участников дорожного движения, пересекающих дорогу в перпендикулярном направлении.
Все они имеют преимущественное право на пешеходном переходе. Правда, это касается только нерегулируемых зон для пересечения дорожного полотна.
Но простые пешеходы и в иных ситуациях могут воспользоваться своим преимуществом, и если не знать подробности, штраф за пешехода неминуем.
Дорожная полиция очень любит дежурить в таких местах, где есть нерегулируемые участки дороги – здесь легче всего выявить нарушение ПДД и выписать нерадивому водителю штраф, если правила грубо нарушены.
ПДД подробно описывают все ситуации, когда возникает преимущественное право движения пешеходов:
- Если автомобиль выезжает с прилегающей к зебре территории, то он обязан пропускать весь идущий транспорт, а также пешеходов.
- Это же требование касается при выезде с улицы, если его движение ограничит передвижение пешеходам или велосипедистам. Такая ситуация может возникнуть, например, при въезде на автозаправочную станцию с основной магистрали, где ему приходится пересекать тротуар для пешеходов. В обязанности водителя входит пропуск всех участников движения, даже если соответствующие знаки или разметка отсутствует (п. 8.3 Правил).
- А если ему не нужно никуда съезжать, а необходимо просто повернуть вправо или влево, то и здесь у других участников движения, пересекающих дорогу, есть преимущество. Водитель просто обязан пропустить все движущиеся объекты (п. 13.1). Отсюда можно сделать вывод – если проезжая дорога пересекается с пешеходной дорожкой (тротуаром) на нерегулируемой части, то пешеходы имеют приоритетное право передвижения.
- Однако не следует забывать о жилых кварталах – все участки там отданы преимущественно пешим людям, что подтверждается особыми табличками 5.21. Это означает, что автомобилист просто обязан дать свободу передвижения всем, кто встречается на его пути. Хотя здесь есть разумное ограничение – сами пешеходы не должны создавать помех для проезда автотранспортных средств, например, машин скорой помощи или пожарной службы. То есть, при въезде/выезде из двора, автомобилисты обязаны уступать дорогу всем участникам движения, если они создают преграду для свободного передвижения авто (ст. 17.3), но при одном условии – если ими соблюдаются правила движения.
Сколько штраф за непропуск пешехода на зебре?
Сначала о наказаниях за непропущенного пешехода. Уже упомянутая ст.12.18 КоАП прямо указывает на штрафные санкции в размере 1500 – 2500 рублей. Причем точный размер определяет инспектор ГИБДД, выписывающий постановление на месте фиксации правонарушения.
Может ли быть ужесточено наказание? КоАП РФ подразумевает несколько типов нарушений, за которые при их повторении санкции могут быть увеличены, однако непропуск пешеходов на нерегулируемом переходе к ним не относится.
Обратите внимание, что речь идет именно о нерегулируемой зебре. Проезд с нарушением пешеходного перехода, оборудованного светофором или имеющем регулировщика, является нарушением ст.12.12 КоАП, и предполагает свои санкции
На пешеходном переходе
Самая распространенная ситуация, которая не вызывает вопросов у водителей, — это пешеход, находящийся на пешеходном переходе:
Именно с переходами ассоциируется у водителей штраф за непропуск пешехода, однако это далеко не единственная ситуация, в которой может быть наложено наказание.
При повороте на перекрестке
Обратите внимание, водитель должен уступить дорогу пешеходу при повороте на перекрестке во всех случаях. В том числе если:
- на перекрестке нет разметки перехода;
- водитель едет по главной дороге;
- водителю горит зеленый сигнал светофора, разрешающий поворот;
- пешеходу горит красный сигнал светофора.
Единственный случай, когда дорогу уступать не нужно, — это движение на перекрестке прямо и одновременное отсутствие обозначенного перехода.
По пути к общественному транспорту
В данном случае уступить дорогу нужно только при одновременном выполнении следующих условий:
- На остановке общественного транспорта.
- Пешеходы идут к маршрутному транспортному средству. Если пассажиры выходят из автобуса, который, например, развозит работников предприятия, то уступать им водитель не обязан.
- Пешеходы идут к автобусу со стороны дверей.
Приведу пример распространенного ДТП, о котором должны знать все водители. На противоположной стороне дороги (на левой) расположена остановка общественного транспорта. На ней остановился встречный автобус. Завидев это пешеходы, находящиеся справа от дороги, начинают перебегать через дорогу не глядя на автомобили. Как правило этим страдают люди пенсионного возраста.
С точки зрения ПДД уступать дорогу этим пешеходам водитель не обязан. Тем не менее гораздо проще притормозить, чем оказаться участником ДТП (пусть и невиновным) и несколько часов разбираться с ГИБДД.
На обочине
Ну и еще одна ситуация — это разрешенное движение по обочине. Мопеды и гужевые повозки, находящиеся на обочине, должны уступить дорогу пешеходам. За нарушение этого правила также может быть наложен штраф.
в Москве
В столице за несоблюдение ПДД, выраженное тем, что автоводитель не пропустил человека, двигающемуся по пешеходной дорожке, назначается штраф в тех же размерах, что и в прочих городах РФ.
Обычно, такое нарушение происходит при обгоне других автомашин по «зебре», а это уже нарушение ПДД за которое автоводителя могут оштрафовать в Москве на 5000 рублей, или лишить водительского удостоверения на срок до 6-ти месяцев. При этом, совершив обгон и не пропустив пешехода, автоводитель будет оштрафован еще на 2500 рублей. В итоге за такое лихачество такому нарушителю придется раскошелиться на 7500 рублей.
в Санкт-Петербурге
Правила пересечения перекрестков с пешеходными дорожками в Санкт-Петербурге действуют такие же, как и в остальных городах РФ. Поэтому, при не пропуске человека, идущего по «зебре», автоводителю может быть наложено взыскание от 1500 до 2500 рублей, как и в прочих городах РФ.
Наказание за непропуск пешехода на «зебре» с камеры ГИБДД
Камеры, основным назначением которых является фиксирование нарушений на пешеходных переходах, функционируют на территории России уже несколько лет, однако для многих они становятся открытием уже после прихода электронных уведомлений о штрафах за непропуск пешехода. Принцип их действия основывается на следующих особенностях:
- камеры автоматически анализируют ситуацию на «зебре»: вычисляют пешеходов, рядом находящиеся автомобили, их скорость, траектории движения;
- нарушение наступает тогда, когда между пешим человеком и транспортным средством определяется дистанция меньше, чем одна полоса для движения;
- расстояние между автомобилем и спиной пешехода в расчет не берется.
Когда камера замечает несоблюдение пункта 14.1. ПДД (непропуск пешехода на пешеходном переходе), она делает не только фотографии, но и видеозапись, на основании которых инспектор дорожных служб выносит постановление о необходимости материального взыскания в виде штрафа от 1500 руб. до 2500 руб.
Комментарии и разъяснения к пункту 14.1 ПДД
Итак, начнём мы с того, как нужно на 2022 год пропускать пешеходов на переходе.
Как правильно пропускать пешехода?
Как видно из цитаты пункта 14.1 выше, пешеходам необходимо уступить дорогу. До ноября 2014 года было несоответствие ПДД и КоАП: первый предписывал пропустить пешеходов, второй наказывал за неуступление дороги. Поэтому соответствующим изменением их привели в соответствие. Но в чём же был подвох?
А в том, что термин пропуска никак не описан в Правилах дорожного движения. А вот определение уступления дороги в новых ПДД есть.
Водитель должен не создавать помех пешеходу. Согласно пункту 1.2 Правил это означает, что он не должен вынудить его изменить скорость и/или направление движения именно по своей вине
Обратите внимание, что в контексте уступления дороги важно условие: Ваши траектории движения с пешеходом должны пересекаться одновременно в пространстве и во времени – то есть если Вы не уступите дорогу, то собьёте его, либо заставите пешехода остановиться/отбежать. В любом случае, по инициативе пешехода он изменит скорость и траекторию или же Вы корпусом своего автомобиля измените эти физические свойства, будет нарушен пункт 14.1 ПДД
Таким образом, пешеходов пропускать по правилам нужно так:
Вы подъезжаете к переходу и видите, что пешеход уже начал переход. Если он ещё не на проезжей части, то обязанность уступить тому дорогу у водителя не наступила.
Вы обязаны остановиться или снизить скорость так, чтобы пешеход перешёл дорогу, не изменив ни траекторию движения из-за Вас, ни скорость
Обратите внимание, если он передумал переходить и таким образом изменил траекторию и скорость, Вашей вины тут нет. А вот если испугался Вас, резко приближающегося, то возможны варианты, увы, уже на усмотрение инспектора.
Как только пешеход покинул место пересечения Ваших траекторий, Вы можете ехать
Обязанности дожидаться, когда он покинет проезжую часть полностью, у Вас нет. Ещё раз обращаем внимание – есть обязанность уступить дорогу, и она выполнена.
На схемах ниже Вы помех пешеходу не создали, и выполнили требование пункта 14.1 полностью.
- Если проедете, не создав помех пешеходу, когда тот переходит далеко от Вас на другой стороне дороги:
- Если проедете до того, как пешеход закончит переход, но пропустите его:
- Если пешеход изменил траекторию и/или скорость движения по своей инициативе:
Но это теория, а на практике…
Если непропуск пешехода зафиксировала камера, то не имеет значения факт уступления ему дороги – если Вы на пешеходном переходе, а пешеход – на проезжей части дороги, то будет выписан штраф. Это существенная недоработка на сегодняшний день (точнее, вероятно, ухищрение ЦАФАП, потому такие штрафы нужно обжаловать).
А на практике инспектор ДПС попытается оштрафовать Вас в любом случае, если пешеход уже на дороге. Увы, но сотрудники ГИБДД играют на незнании водителей Правил дорожного движения, и это самый распространённый их «развод».
Поэтому, вышеперечисленные комментарии Вам помогут только в случае, если у Вас есть видеорегистратор, запись с которого может подтвердить отсутствие созданной пешеходу помехи и выполнение пункта 14.1 ПДД, и как следствие, избежать штрафа за непропуск пешехода. Просто сообщите инспектору о наличии у Вас регистратора и намерении обжаловать штраф, если он всё же настаивает о непропуске. Будьте уверены, он то точно знает трактовку 14.1.
Если же регистратора нет, то разъясняем следующее:
- свидетельские показания будут вескими, если свидетели не Ваши родственники, не пассажиры,
По новым правилам 2022 года инспектор вправе сразу выписать постановление. А если Вы с нарушением не согласны, то он обязан составить протокол. В нём и укажите нарушения инспектора. Также, если тот не разъяснил Вам статью 51 Конституции (никто не обязан свидетельствовать против себя и ближайших родственников) и статью 25.1 КоАП (о праве знакомиться с материалами дела), то также укажите это. Если инспектор отказывается составлять протокол, то можете указать это в постановлении.
Какой штраф за нарушение 14.1?
Он составляет вилку сумм от 1500 до 2500 рублей на усмотрение инспектора и предусмотрен статьёй 12.18 КоАП. Если непропуск пешехода был зафиксирован на камеру автофиксации, то, скорее всего, будет назначена максимальная планка штрафа.
Штраф за непропуск пешехода можно оплатить со скидкой 50 процентов в первые 20 дней от дня вынесения постановления (не путать с днём вступления в силу).
Что означает уступить дорогу
Даже когда пешеход идет на красный свет, водитель обязан дождаться завершения его действий, и только после этого продолжить движение.
Не стоит забывать, что человек мог оказаться посередине дороги, когда горит красный, поскольку в момент начала движения еще горел разрешающий зеленый сигнал светофора.
Под термином «уступить дорогу» подразумевается не создавать помехи для пеших участников движения. То есть водитель не должен начинать ехать, возобновлять или продолжать собственное движение, а также выполнять какой-либо маневр, если подобные действия приведут к необходимости человека сменить направление, либо же изменить скорость перемещения.
Тут важно акцентировать внимание на фразе о том, что «если это вынуждает пешехода менять скорость, либо направление». Не всем до конца понятно, в чем конкретно может выражаться создаваемая помеха? Каким именно образом автомобилист может помешать человеку перейти дорогу
Представим, что водитель сделал нечто такое, из-за чего пешеходу пришлось остановиться на переходе, уклониться от маршрута или вовсе вернуться назад. Как вариант, автомобилист мог не останавливаться на переходе, а медленно продолжил ехать, рассчитывая на то, что человек ускорится. Либо же водитель решил вовсе проскочить переход, нажав на газ. Из-за этого человек испугался, отступил в сторону, либо попятился назад на тротуар.
Подобные действия расцениваются как создание помех. В таком случае, поскольку водитель пренебрег правилом уступить дорогу, его ждет наказание в виде денежного штрафа. Размер солидный, и составляет 1500 рублей.
Как правильно пропускать
Когда водитель приближается к перекрестку, где предусмотрен переход для пешеходов, следует заблаговременно начать сбавлять скорость. Тут не имеет значения, является ли участок регулируемым, либо нерегулируемым.
Автомобилисты обязаны остановиться, и дать людям пройти. Вопрос лишь в том, где конкретно лучше выполнять остановку.
Обычно водитель примерно понимает, сколько времени потребуется человеку, чтобы преодолеть дистанцию от одного края дороги к другому. То есть полноценно перейти пешеход. Те же дети очень резвые, а потому буквально перебегают. Пожилые люди двигаются медленно. Потому часто возникает ситуация, когда уже загорелся зеленый, а пешеходам красный, но человек еще не перешел дорогу при этом. Здесь вариант один. Набраться терпения и ждать.
Ждать завершения перехода или нет
Еще один спорный момент, который возникает при обсуждении вопроса о проезде переходов для пешеходов.
Одни уверены, что нужно обязательно дождаться, когда человек окажется на тротуаре. И лишь после этого нажимать педаль газа, и продолжать движение.
Позиция других заключается в том, что достаточно дождаться, когда человек пересечет путь следования автомобиля, после чего можно спокойно ехать дальше. При условии, конечно, что горит разрешающий сигнал светофора, если речь идет о регулируемом перекрестке.
И здесь правы будут те, кто придерживается второго принципа. Действительно, как только пеший участник движения прошел пределы автомобиля, то можно ехать. Не обязательно ждать, пока человек дойдет до тротуара.
Юридические нюансы вопроса
Казалось бы, все просто. Если на переходе никого нет, то можно ехать. Если переходят участок люди, нужно их пропустить. Но ждать, пока они окажутся с другой стороны проезжей части, не нужно. В ПДД такого требования нет.
Еще есть один момент, из-за которого водителей часто штрафуют. Предположим, что на перекрестке с левой стороны на переход ступил человек, намереваясь перейти дорогу. Машина находится на правой полосе, и расстояние между авто и человеком приличное. Поскольку запрещающего сигнала светофора нет, поскольку это нерегулируемый перекресток, водитель, убедившись в безопасности маневра, проезжает переход.
Но в этот момент его тормозит инспектор ДПС. Предъявляет обвинение в нарушении ПДД, поскольку якобы не уступил пешеходу.
Разумеется, водитель с этим не согласен, выясняет причину остановки, оправдывается. А в это время человек спокойно себе переходит дорогу, и идет дальше по своим делам. Хотя фактически в этой ситуации, когда инспектор решил наказать автомобилиста, данный пешеход выступает в роли потерпевшей стороны.
Инспектор может высказывать свои предположения. Причем его позиция не имеет принципиального значения. Ведь по факту нарушение не было зафиксировано по причине отсутствия второго участника ситуации. Обвинение будет безосновательным, если условный потерпевший не примет участие в разбирательствах, а также не заявит о том, что ему помешали перейти дорогу.
Виды наземных переходов
Прежде, чем рассмотреть изменения в правилах проезда пешеходного перехода, стоит вспомнить, какие виды переходов существуют. Переходом для пешеходов считается участок дороги, на котором нанесена разметка «зебра» и стоят соответствующие знаки. Если этих элементов нет, то в данном месте переходить дорогу нельзя.
Бывают переходы, на которых нет разметки. Но в таком случае обязательно будет установлен синий прямоугольный знак, с белым прямоугольником на нём. Внутри прямоугольника будет изображён человек. Такие знаки устанавливают по обе стороны пешеходного перехода.
Все переходы можно разделить на два основных вида:
- Регулируемые. Они оборудованы светофорами. Однако, если светофор не работает или на нём мигает жёлтый сигнал, такие переходы становятся нерегулируемыми;
- Нерегулируемые. Они выделены только разметкой и знаками, но не оборудованы светофорами.
Изменения в ПДД 2019 года коснулись проезда по обоим типам пешеходных переходов.
В каких случаях водитель невиновен за непропуск пешехода
Не будет назначен штраф водителю, который не пропустил пешехода, если тот сам нарушил ПДД. Выделим наиболее распространенные случаи таких нарушений:
- переход дороги в неустановленном месте либо на запрещающий сигнал светофора;
- если гражданин передвигался через специально оборудованные места на роликах, самокате, велосипеде;
- если пешеход грубо нарушил ПДД, начав пересечение дороги в запрещенных местах.
Не назначается штраф, если действия пешехода носили внезапный и непредсказуемый характер. Например, водитель не должен предвидеть, что пеший гражданин внезапно выскочит на дорогу из-за препятствия, ограждения и т.д.
Сколько штраф за непропуск пешехода на зебре?
Сначала о наказаниях за непропущенного пешехода. Уже упомянутая ст.12.18 КоАП прямо указывает на штрафные санкции в размере 1500 – 2500 рублей. Причем точный размер определяет инспектор ГИБДД, выписывающий постановление на месте фиксации правонарушения.
Может ли быть ужесточено наказание? КоАП РФ подразумевает несколько типов нарушений, за которые при их повторении санкции могут быть увеличены, однако непропуск пешеходов на нерегулируемом переходе к ним не относится.
Обратите внимание, что речь идет именно о нерегулируемой зебре. Проезд с нарушением пешеходного перехода, оборудованного светофором или имеющем регулировщика, является нарушением ст.12.12 КоАП, и предполагает свои санкции
Могут ли лишить прав за то, что не уступил дорогу?
Уже не первый год идут горячие споры о лишении ВУ за непредоставление преимущества пешеходу. Некоторые источники уверяют, что подобный закон существует. Что якобы имеется «статья 12.38 КоАП», предполагающая лишение за троекратное нарушение.
Мы не случайно взяли статью в кавычки – подобной нормы (да и самой такой статьи) на момент публикации в Кодексе нет. Слухи связаны с обсуждением законопроекта, предполагающего данные санкции, и такие предложения действительно рассматриваются Парламентом. Однако принятие поправок происходит с 2016 года, и на данный момент проект с трудом прошел только первое чтение в ГД РФ, после чего и забуксовал.
На данный момент лишение прав за невыполнение требований уступить дорогу – будь то первое, повторное или троекратное нарушение – не предполагается.
Есть ли скидка на штраф за пешехода?
Есть. Этот параметр споров не вызывает. В соответствии со ст.32.2 КоАП, штраф, если водитель не уступил дорогу пешеходу (ст.12.18 КоАП), может быть оплачен в размере 50% от указанного в постановлении.
При этом существует четко установленное правило: оплата должна быть произведена в течение 20 дней с момента фиксации правонарушения. Далее придется оплачивать полностью.
Комментарии ГИБДД по п. 14.1
Чтобы разобраться в статье ПДД, подразумевающей наказание за непропуск пешехода, нужно понимать, как именно надо уступить дорогу. До 2014 КоАП и ПДД не соответствовали друг другу, поскольку первый назначал штраф за неуступание дороги, а вторые обязывали пропустить пеших участников дорожного движения. Чтобы избежать дальнейшей путаницы, нормативы ПДД и КоАП привели к соответствию.
Путаница была обусловлена тем, что ПДД не указывался термин пропуска пешехода, но присутствовало понятие уступания дороги. Согласно ПДД, водителю запрещено создавать пешеходам помехи, т. е. не должен своими действиями вынудить пешего участника движения изменить траекторию пути или скорость.
В отношении уступания важен нюанс – траектории движения автомобилиста с пешеходом должны пересекаться. Другими словами, если водитель не уступит пешеходу дорогу, то он его собьет, заставит отбежать или остановиться, т. е. произойдет нарушение п. 14.1 ПДД. Поэтому уступать дорогу пешим участникам дорожного движения надо по правилам так:
- Если водитель приблизился к переходу и заметил пешехода, начавшего переходить дорогу, но еще не ступившего на проезжую часть, то обязанность водителя в плане уступания дороги не наступила.
- Автовладелец обязан затормозить или остановиться, чтобы пешеход спокойно перешел дорогу, не изменив скорости и траектории пути.
- Когда пешеход уйдет из зоны пересечения путей с автомобилем, автовладелец может продолжить движение. Водитель не обязан ждать, когда пешеход пройдет проезжую часть до конца.
Главная обязанность водителя на переходе – уступить дорогу, и она выполнена. Потому ждать, когда пешеход полностью закончит переход, нет. Но это на бумаге. На деле ситуация гораздо сложнее.
Как доказать свою невиновность в ГИБДД?
- Если ваше нарушение было зафиксировано при помощи технических средств, то лучше, конечно, будет просто согласиться с обвинением и выплатить штраф. Но если фиксации не было, то побороться стоит.
- Попросите сотрудника ДПС составить протокол и пригласить пешехода, для приобщения его сведений к протоколу.
- Далее, вы можете самостоятельно объяснить пешеходу, что если переход был не безопасен (пешеход выскочил на зебру перед машиной), то штраф следует выписывать и на него тоже. Инспектор, в свою очередь, не может вам в этом препятствовать, так как на основании части 1 статьи 25.1 КоАП РФ и части 1 статьи 51 Конституции РФ, он обязан сам это сделать.
Дорога – дело нешуточное, и хотелось бы, чтобы все участники дорожного движения соблюдали ПДД, как водители, так и пешеходы. Ответственность лежит на плечах обоих, и в случае конфликтной ситуации глупо переводить стрелки и искать виновного, ровно так же, как и глупо пешеходу полагаться на все эти пункты и статьи.
Хоть и сказано, что ступив на дорогу в положенном месте человек становится пешеходом, но это не значит, что каждый водитель будет брать это во внимание. Полезные сервисы
Калькулятор КАСКО
Калькулятор ОСАГО
Полезные сервисы
Калькулятор КАСКО
Калькулятор ОСАГО
Выводы
Таким образом, исходя из всего выше сказанного, всегда будьте внимательны и смотрите на знаки пешеходных переходов, а не думайте о том, в какой ситуации вы обязаны пропустить пешехода. Тем более в последнее время правительство устанавливает знаки пешеходного перехода со специальным оранжевым сигналом, который водитель сможет увидеть задолго до самого перехода. Также на трассах часто оборудуются специальные, так называемые «шумовые разметки», проезжая по которым водитель чувствует характерную вибрацию и понимает, что через определенное расстояние его ждет пешеходный переход.
В заключение также стоит сказать о правиле пропуска слепых пешеходов. В случае если пешеходный пешеход пересекает слепой человек, подающий сигнал белой тростью, то во избежание штрафа за пешехода в 2020 году, водителю необходимо будет дождаться, когда слепой полностью закончит пересечение проезжей части и вступит на тротуар. Только после этого можно будет продолжить движение.