Теория акустических систем: 16 материалов о том, как устроены динамики и колонки

Особенности

Трехполосная акустика – система из трех динамиков, воспроизводящих низкие, средние и высокие частоты на отдельных полосах. Амплитудно-частотная характеристика таких систем намного лучше, чем у двухполосных устройств благодаря хорошей проработке разных тонов. Динамик отыгрывает в поршневом режиме, что делает звучание более чистым и детализированным.

Несмотря на все преимущества трехполосных систем, они имеют более высокую стоимость. Из-за особенностей конструкции, их сложнее настраивать и устанавливать. К тому же, в бюджетном сегменте трехполосная и двухполосная акустика практически не отличаются друг от друга по качеству звука.

Типы автомобильных динамиков

Автомобильные динамики считаются немаловажным составным любой аудиосистемы. Какие же типы динамиков существуют? Различают динамики конкретных типов и параметров. В наше время изготовители используют стандартизованные типы и размеры: 10 сантиметров, 13, 16 и 20, и только потом уже сабвуферы.

Именно из-за этого приобретая динамики вы в первую очередь должны задуматься, какие параметры у динамика допустимы в вашем автомобиле в штатном месте.

Это существенно для вас, если вы не хотите переоборудовать штатное место в машине, а желаете с наименьшими усилиями усовершенствовать звук своего автомобиля

Чтобы установить в соответственном месте динамик, очень важно знать габариты выбранной вами модели, так как динамики бывают различные как по соответствующим параметрам

Многие товаропроизводители нынче используют очень специфические динамики. Их ещё называют слимовыми конструкциями. Custom-производители тоже не отстают и изготавливают слимовые динамики, которые подходят фактически в любой автомобиль.

Все динамики разделяются на 3 наиважнейших вида: широкополосный, коаксиальный и, ясное дело, компонентный. Рассмотрим детальнее каждый из названных видов.

Широкополосный тип

Этот вид являет собой автомобильные динамики для звуковоспроизведения широкой полосы частот. Одним из плюсов этого типа динамиков можно отметить низкую стоимость и практичность применения для автомобильных любителей, которые не нуждаются в завышенных качествах воспроизведения. Некоторые из них съедаются в связи с большой широтой частот, что воспроизводятся. Поэтому отлично звучит только диапазон срединных радиочастот.

Коаксиальный тип

Хоть коаксиальные динамики более дорогостоящие, они обладают дополнительными предпочтениями перед предыдущим видом. Коаксиальный динамик включает в себя две насадки, высокочастотник и низкочастотник, которые находятся на единой линии. Стандартно над динамиком низких частот размещается динамик высоких частот.

Исключительность подобного устройства предоставляет многочисленное увеличение свойств качественного звучания из-за тактичного звуковоспроизведения охвата не только высоких, но и низкочастотных звуков. Это способствует оседанию в радиусе средних частот. Также это принято считать недостатком коаксиального вида автомобильных динамиков.

Для его усовершенствования начали производить усовершенствованный вид коаксиальных, слагающийся из 3 динамиков, поскольку к динамикам высоких и средних частот присоединяется ещё один для воспроизведения диапазона средне частотных звуков. Благодаря этой процедуре истребляется фиаско по умеренным радиочастотам и гарантируется наивысшее качество воспроизведения динамиков вышеупомянутого вида.

Компонентный тип

Удивительный компонентный тип динамиков захватил по праву пальму первенства в сфере звука. Они являются самыми дорогостоящими, так как для разнообразных частотных диапазонов используются разнообразные динамики.

Для классификации совокупного звука по радиочастотным диапазонам применяют не питаемые кроссоверы. Самые признанные разновидности динамиков компонентного типа слагаются из сабвуферов, динамиков средних частот и высокочастотных радиодинамиков (их ещё называют пищалками).

Главным предпочтением компонентного вида динамиков считается удобность установки, ведь любой динамик из аудиосистемы может быть вмонтирован вне зависимости друг от друга.

Покупка комплекта или сборка по частям

В настоящие время в магазинах радиоэлектроники и акустики предлагают различные системы, в том числе и комплекты, которые включают двух- или трехполосные динамики, а также центральный канал и сабвуфер. В каждом конкретном случае выбор будет исключительно индивидуален. Кто-то предпочитает не усложнять себе жизнь и покупает сразу готовый комплект, а кто-то собирает отдельные элементы от различных производителей, которые оптимальным образом подходят друг к другу по звучанию.

Большинство предлагаемых сегодня акустических комплектов рассчитаны, в первую очередь, на массового потребителя, соответственно, качество звучания у таких колонок будет не на высоком уровне. Поэтому если вы являетесь меломаном или же хотели бы подобрать высококачественные колонки для своей стереосистемы и домашнего кинотеатра, то лучше всего покупать все динамики по отдельности.

NXT-панели

NXT-громкоговорители представляют собой тонкие плоские панели, воспроизводящие звук по схожему с динамическими излучателями принципу – магнитная катушка бьет в токую мембрану в одной точке. Главное преимущество перед традиционными громкоговорителями – компактность. Изначально эта технология применялась в военной промышленности, но сегодня подобные устройства выходят и на бытовой рынок.

Основные особенности NXT-панелей таковы:

  • звук без искажений излучается во всех направлениях;
  • слабая зависимость звукового давления от расположения динамика относительно слушателя – то есть, при удалении от поверхности излучателя звук не будет слышаться как искаженный.

Главное отличие таких панелей от обычных динамиков – они плоские, а диффузор их возбуждается по всей площади из одной точки. Качество звука может при этом разниться в зависимости от материала изготовления составных элементов панели, а также от места установки катушки.

Особенность вибрации мембраны в случае NXT-панелей – ее непредсказуемость. Две точки мембраны, находящиеся рядом с друг другом, вибрируют случайным образом относительно друг друга. Интенсивность и распределение вибрационных процессов зависит от жесткости материала, из которого произведена панель.

По своим акустическим характеристикам панели отличаются от привычных динамических излучателей. Они не могут быть многополосными; воспроизводимый панелью звук в зависимости от ее площади может иметь диапазон в пределах 100 Гц – 18 кГц. Как и в случае с обычным НЧ-динамиком, увеличение площади мембраны ведет к снижению нижней границы воспроизводимого спектра. Увеличивать ее, к слову, можно до 100 квадратных метров, что позволяет совмещать акустику с экраном в кинотеатрах. Маленькие же панели, площадью до 25 квадратных сантиметров, могут использоваться с небольшой мобильной техникой, играя роль стандартных широкополосных колонок.

Виды акустических систем

Конечно, выбор в первую очередь зависит от финансовых возможностей автовладельца. Нет смысла прибегать к замене акустики, если бюджет не позволяет установить динамики, которые будут давать более качественное звучание, чем «родная» система.

Широкополосная акустика

Широкополосная акустика состоит из одного динамика, который воспроизводит практически весь спектр звуковых частот. В этом случае лучшие автомобильные динамики имеют нижний рубеж около 40–50 Гц и достигают звучания в рамках 12–15 кГц.

Система диффузора широкополосного динамика не разрешает в одно и то же время отлично воспроизводить низкие и высокие частоты. В результате этого на краях звукового спектра получаются маленькие завалы амплитудно-частного характеристики (АЧХ), а звучание становится немного «плоским».

Широкополосная акустика создаёт общий звуковой фон в салоне автомашины, но максимально качественного проигрывания музыки от неё ждать не стоит.

Коаксиальные системы

Коаксиальные системы популярны у большинства автовладельцев, поскольку они обеспечивают хорошее качество звучания в любых условиях.

Кроме этого, их легко установить. Конструктивно такая система представляет собой широкополосный громкоговоритель, в центральной части которого на специальной планке установлен малогабаритный высокочастотный динамик.

В некоторых моделях количество центральных головок может достигать 3 единиц: это означает, что на центральном динамике стоят две среднечастотные головки, не считая частотного твиттера. В данном случае акустика подключается к усилителю не напрямую, а через кроссовер, который разграничивает целый звуковой спектр на полосы по количеству динамиков.

Компонентные системы

Компонентные системы собирают из нескольких отдельных устройств, и каждое из них легко подлежит замене.

Они бывают:

  • двухкомпонентные (включают мидбас и твиттер);
  • трехкомпонентные (помимо мидбаса и твиттера есть ещё третий динамик, отвечающий за подачу средних частот).

В компонентные системы также входит кроссовер, но он не считается основным компонентом, так как не издает звук. В данном случае его задача – равномерно распределить элементы по уровню (громкости) и частотам.

Компонентные или коаксиальные колонки в машину как выбрать

Акустические системы, устанавливаемые в автомобиль, бывают двух видов. Выделяют:

  1. Коаксиальные колонки. Их отличие заключается в наличии динамиков всех частотных диапазонов. Конструкция достаточно проста: меньший диффузор надежно прикреплен к большему, за счет чего достигается некоторая экономия при производстве. В результате качество звучания оставляет желать лучшего, зато проблем с монтажом такой системы в машине не возникнет.
  2. Компонентные колонки. Представляют собой несколько отдельных динамиков, каждый из которых рассчитан на определенный частотный диапазон. Благодаря этому достигается хорошее качество звука, что ожидаемо сказывается на цене. Основной минус этой системы – сложность установки.

Чаще пользователи говорят о том, что выбирать в автомобиль следует компонентные колонки, поскольку они способны придать музыке «воздушность», «выстроить сцену», разделив звуки разных частот и выведя их в разные зоны салона. Приобретая такую систему, следует внимательно отнестись к задаче ее установки и настройки: при неправильно проведенных манипуляциях присутствует риск заплатить много, а получить мало. В частности, при монтаже следует учитывать, что:

  • малые динамики, работающие с верхними частотами, располагают в приборной панели или на передних стойках. Сохраняется направленность на водителя/пассажира. Для звуков высокого диапазона подходят 4-5-дюймовые динамики;
  • колонки, предназначенные для воспроизведения низкого и среднего диапазонов, рекомендуют ставить или на полке около заднего стекла, или внизу дверец. Необходимо учесть – минимально допустимый размер динамика для полноценной работы с рассматриваемыми частотами составляет 6-6,5 дюймов.

Но есть и другое мнение. Некоторые водители предпочитают ставить в авто сравнительно дешевые коаксиальные колонки. Главное, выбрать хорошего производителя и правильно выполнить настройку. Нередко такая система обеспечивает яркое и чистое звучание. Необходимо руководствоваться собственными предпочтениями и бюджетом – оба типа акустики могут оказаться хорошим вариантом для конкретного случая.

Человек способен воспринять частоту в пределах 20-20000 Гц. Такой диапазон неподвластен паре динамиков, поэтому для настройки максимально качественного звука рекомендуется установить следующие модели: высокочастотные (4-20000 Гц), среднечастотные (500-5000 Гц), сабвуферы (30-100 Гц), мидбас (80-1000 Гц).

Низкочастотный динамик для акустической системы

Низкочастотный динамик для акустической системы, называемый также вуфером или басовиком, является самым крупным излучателем в любой системе. Для полноценной колонки диаметр НЧ-спикера обычно варьируется в пределах 300 мм. Исходя из вышеописанных явлений, становится очевидным, что такая большая площадь излучения при своей работе должна двигаться цельной конструкцией. Отсюда главное требование к конструкции вуфера – максимально возможная жесткость, которой приносится в жертву фактор минимального веса излучателя.

Таким образом, движущаяся часть басового динамика может весить до 200 г и даже больше. Зачастую они имеют сложную пространственную конструкцию из многослойного композита и заполнением ячеистой структурой.

Для ряда дорогих акустических систем вес вуфера стараются минимизировать, но пи этом обеспечить ему самую большую амплитуду колебаний. В таком случае реализуются внешний резиновый подвес и удлиненная голосовая катушка. В итоге смещение диффузора басовика от центральной точки становится максимальным.

Мощность и габариты

От назначения акустической системы зависят ее размеры и номинальная мощность. Так, переносные беспроводные виды акустических систем должны быть транспортабельными. В этом направлению конструкторы, в первую очередь, работают над снижением массы и габаритов: тяжелую колонку больших размеров таскать с собой неудобно.Однако это не всегда так. Например, уличные музыканты часто используют довольно мощную портативную акустику, которая дает сочный басовитый звук. Впрочем, постоянно перемещать эти устройства не нужно – только доставить на место выступления, а по его завершению отнести обратно.

От мощности акустической системы во многом зависят ее габариты. Чем больше размеры динамика, тем громче он может звучать. Так как в хорошей колонке предусмотрена как минимум пара динамиков, то и мощная концертная колонка получается размером с добротный шкаф.

Плюсы/минусы СЧ динамиков

В зависимости от конструкции СЧ динамиков различают ряд достоинств и недостатков.

Так, в случае использования небольших СЧ динамиков (пищалок с мягкими куполами) достоинством можно считать хорошее глушение, сглаживание (самодемпфирование), а также достаточно ровная амплитудно-частотная характеристика (АЧХ). Отличная импульсная характеристика позволяет добиться открытого естественного звучания, без резонанса. Среди недостатков отмечается тусклый звук и низкие мощностные характеристики.

При эксплуатации металлокупольных пищалок можно отметить звук очень высокого разрешения, благодаря плоским профилям в отличие от мягких конструкций среднечастотников, у которых наблюдаются высокие искажения и ограниченные мощностные возможности

Если же в качестве среднечастотных динамиков используются мидбасовики и широкополосники с бумажными конусами, то у них отмечается очень ровная АЧХ, отличное разрешение и детальность, а так же сглаживание.

Если же основываться на конструкции диафрагмы (конусообразная и купольная), то различают следующее:

  • купольные диффузоры обладают меньшими модуляционными искажениями, при этом диаграмма направленности у них меньше зависит от частоты. Изделия отличаются небольшим диапазоном воспроизводимых частот, начинающихся с 800-1000Гц, что вызывает определенные неудобства при настройках.
  • для конусных головок в СЧ динамиках необходимо обеспечить заданный объем корпуса. В противном случае оптимальным диаметром конусной головки считается «золотой» срединный размер в 10 см.

Пассивный излучатель

Впервые пассивный излучатель был описан Гарри Олсоном в патенте 1935 года «Громкоговоритель и способ передачи звука».

Принцип работы схож с оформление фазоинвертор. С той разницей, что резонирует не воздух в трубе, а реальный физический предмет.

Функцию которого обычно выполняет диффузор дополнительного низкочастотного динамика. Но у этого дополнительного динамика отсутствует магнитная система и обмотки. Есть только диффузор, подвес и рама.

Пассивный излучатель приводится в движение колебаниями воздуха внутри акустической системы, которые порождаются обратной стороной активных НЧ динамика.

Достоинствами пассивного излучателя являются глубокий бас вплоть до самых крайних низких частот. Участок крайних нижних частот обычно кратно больший чем у оформления фазоинвертор. При работе он «играет» очень слитно с основным динамиком.

На фото можно видеть грузы которые прикручиваются к диффузору наподобие блинов к штанге. Это для того, что можно было изменять вес подвижной системы (менять частоту настройки).

Пластиковая труба сильно дешевле, дополнительного динамика, даже если в нем отсутствует магнитная система. Это основная причина почему пассивные излучатели применяются гораздо реже фазоинверторов.

В сравнении с оформлением фазоинвертор, пассивный излучатель не имеет для большинства слушателей качественного скачка в качестве. Но стоит существенно дороже.

А если нет существенной разницы, зачем платить больше?

Хотя «характер звучания» ПИ все же отличатся от ФИ оформления. Но далеко не все слушатели считают, что в лучшую сторону.

Твитер

Твитер (высокочастотный динамик, пищалка) и следующие спикеры – результат того, что широкополосник не способен воспроизвести весь диапазон слышимых ухом частот эффективно. А значит, остается их разделять и возлагать функции воспроизведения различных спектров частот на несколько раздельных драйверов.

Пищалка характеризуется небольшой площадью диффузора. При этом мембрана отличается малым весом и высокой жесткостью – ей предстоит осуществлять колебания с высокой частотой.

Если говорить про конструктивные исполнения подобных элементов, то чаще всего акустические системы оснащаются ВЧ-динамиками купольного типа. При этом варианте занимает почти всю площадь излучающей звук мембраны. Последняя изготавливается чаще всего из ткани, пропитанной для повышения жесткости специальными составами. Хотя для устройства динамиков высоких частот многие производители используют и более жесткие материалы – например, бериллий.

Очень важным для пищалки является частота собственного резонанса, что должна быть ниже полосы воспроизводимых частот. В противном случае, на близких к нему частоту система «усилитель-динамик» обеспечивает ощутимые искажения сигнала в слышимой ухом человека части звукового спектра. Для этих целей используется кроссовер, ограничивающий рабочий диапазон частот высокочастотника и обрезающий частоты его резонанса.

Виды акустических систем

Перед тем, как выбрать колонки 10, 13 или 16 см для авто, давайте разберемся в том, какие существуют типы акустических систем и чем они отличаются между собой.

На сегодняшний день различают три основных вида акустических систем:

  • широкополосная;
  • коаксиальная;
  • компонентная.

Такой порядок выбран не случайно — именно в соответствии с ним акустика растет по качеству воспроизведения, сложности монтажа и, разумеется, стоимости. В широкополосном варианте воспроизведением всего диапазона частот занимается один динамик. По факту этого хватает только для прослушивания новостей на радиостанции либо включения негромкого фона во время езды. В настоящее время большая часть автомобильных производителей оборудуют свои транспортные средства таким типом акустики еще при производстве.

Колонки ArtSound в машину

Если вы цените по-настоящему хороший звук, то для его получения такую акустику можно заменить на коаксиальную, что дословно означает — соосную. В этому случае могут использоваться несколько колонок по 13, 10, 16 см или других размеров, установленных на одной оси. Диапазон частот, воспроизводимых аудиосистемой, распределяется на низкий, средний и высокий. Чтобы звучание было более качественным, для отдельных диапазонов применяются разные устройства.

В общей сложности таких колонок по 13, 10 или 20 см может быть установлено до пяти штук (но не менее двух), но в большинстве случаев в отечественных авто используется трехполосная система. То есть если размер колонки составляет 13 сантиметров и она является самой большой среди остальных, то это будет низкочастотное устройства. А перед его диффузором должны быть вмонтированы средне- и высокочастотные динамики. Именно благодаря разделению диапазон воспроизводимых частот в общем увеличивается, при этом качество звука повышается.

Следует учесть, что качеству звука в целом способствует правильное разделение каналов, а также отсутствие искажений. Что касается разделения каналов, то за это отвечает специальный элемент кроссовер, представляющий собой фильтр, в котором может находиться от 1 до 4 ступеней. В более простых акустических системах кроссоверы устанавливаются в сами колонки для автомобиля. Если система сама по себе более качественная, в ней будет использоваться внешний кроссовер, который выглядит как блок, и в некоторых случаях с его помощью можно осуществлять регулировку сигналов.

Колонка, установленная на стойке и пищалка

Что касается компонентных вариантов, то в них звуковой ряд аналогичным образом делится по частотам, только в этом случае колонки разбросаны по пространству, все они устанавливаются отдельно. Разумеется, это значительно увеличивает сложность, а также цену монтажа, но тем не менее, в конечном итоге можно добиться практически идеального и объемного звучания. Компонентные системы широко используются среди ценителей качественного звука.

Чтобы обеспечить самое громкое и, что немаловажно, качественное проигрывание низких диапазонов, ни один из этих типов систем не подходит. Для обеспечения качественного звучания низких частот могут использоваться только сабвуферы

Этот тип устройств относится к тыловой акустике, обычно сабвуферы устанавливаются в багажнике.

Количество каналов

Монофонические колонки, то есть с одним каналом, для работы с современными ПК, практически не используются. Такая разновидность попадается среди бюджетных переносных колонок с одним динамиком.

Необходимый минимум для качественного звука сегодня – формат 2.0, то есть две колонки, как правило, установленные по бокам от монитора. Если расположить оба устройства правильно, вполне можно достичь «эффекта присутствия» — так же как при использовании наушников.Если что-то происходит слева от камеры в фильме или игре, то и звук пользователь будет слышать с левой стороны, и наоборот.

Более совершенные акустические системы относятся к формату 2.1 – относительно большой сабвуфер, воспроизводящий басы, и парочка сателлитов поменьше. В плане качества воспроизведения, не имеют никаких преимуществ над системами 2.0, но удобнее в плане эксплуатации.

Сателлиты без труда умещаются на рабочем столе, а «бочку» можно спрятать под стол.

Следующий этап аудиофильства – системы 5.1 с сабвуфером, парой фронтальных и парой тыльных сателлитов. Такие акустические системы хороши для домашних кинотеатров с большим экраном: звук придает еще больше атмосферности, позволяя почти полностью погрузиться в происходящее.

Однако, чтобы правильно выставить такие колонки, требует иметь, хотя бы минимальные познания в акустике.

Ну и «потолком» можно считать системы 7.1, когда ко всем перечисленным в предыдущем абзаце динамикам добавляется парочка боковых сателлитов. К слову, разновидности 5.1 и 7.1 не всегда можно использовать для компьютера, так как они требуют наличия соответствующей звуковой карты.

Плазменные излучатели

Эти несколько футуристичные устройства работают за счет действия плазменной дуги. Плазма – это особое состояние вещества, нагретый током газ. Электрическое поле, создаваемое при подаче электрического тока от источника звука, воздействует на молекулы ионизированного газа, заставляя его вибрировать. Затем плазма передает воздействие на мембрану, и получается звук – принцип работы схож с другими видами громкоговорителей, в которых вместо плазмы используется звук.

Данный концепт очень интересен, но весьма ненадежен, а также не отличается высоким качеством издаваемого звука. По этим причинам большого распространения такие устройства не получили.

Электростатические излучатели

В Hi-End акустических системах иногда используются электростатические громкоговорители вместо динамиков. Оправдано ли их применение или это, как и свойственно устройствам этого класса, бессмысленное увеличение стоимости системы?

Как следует из названия, в этих излучателях ничего не движется – кроме, конечно, вибрирующей мембраны. Вибрация в ней вызывается не воздействием катушки, а притяжением ее к металлической пластине, находящейся под напряжением. Конечно, чтобы вызывать такой эффект, на излучатель приходится подавать очень высокий ток – около 10 киловольт. И даже при таком напряжении мощность громкоговорителя оставляет желать лучшего – чтобы звук получился хоть сколько-нибудь качественным, особенно в басовых партиях, площадь излучателя приходится делать не менее квадратного метра. Но диапазон их куда больше, чем у динамиков – от нескольких герц до нескольких килогерц.

Таким образом, существует множество видов громкоговорителей, и большая их часть так или иначе является динамическими излучателями. Все они имеют свои плюсы и минусы, но традиционная конструкция динамиков до сих пор является наиболее распространенной.

Какие колонки поставить в машину без усилителя

Многим автолюбителям не нужна громкая и качественная музыка в салоне: им достаточно лёгкого ненавязчивого звукового фона. В этом случае отпадает необходимость покупки усилителя, а акустику можно подключить непосредственно к выходу магнитолы.

Для такого звука не нужны колонки с несколькими громкоговорителями и разделительными фильтрами

Достаточно оборудовать салон хорошими широкополосными динамиками для авто, при этом важно обратить внимание на показатели чувствительности – главного параметра при выборе акустики

Лучше устанавливать головки от 92 dB и выше. Слишком большая мощность не рекомендуется –достаточно 30–45 ватт. Также нужно учитывать следующие характеристики:

  1. FS – резонансная чистота воспроизведения. Чем её значение ниже, тем лучше динамики воспроизводят более глубокие басы. Нормальное и рекомендуемое значение в этом случае – 60–75.
  2. Диапазон воспроизводимых частот – показатель частотных границ. Рекомендуемое значение +/- 3 Дб.
  3. QTS (добротность звука) – фактор, который также влияет на глубину и громкость звучания. Если динамики будут устанавливаться в двери автомобиля, то значение добротности колонок должно превышать 0,6, иначе музыка в салоне будет очень тихой.

Как заменить гибкие выводы динамика?

Будьте крайне осторожны при замене гибких выводов на неразобранном динамике, так как стальной инструмент, притянутый магнитной системой, может повредить диффузор и пылезащитный колпачок.

Если доступ к гибким выводам (косичкам) динамика свободен, то можно попытаться заменить их, не разбирая динамик. Но, в некоторых случаях, динамик придётся всё же разобрать. На картинке надломленный гибкий вывод.

Демонтировать старые гибкие выводы следует с максимальной осторожностью, чтобы не повредить диффузор и не оборвать выводы катушки

Сначала разгибают латунную скобку, удерживающую гибкий вывод, если она, конечно, есть.

Затем прогревают паяльником место пайки, чтобы отделить от диффузора, и гибкий вывод, и вывод катушки. Обычно, после прогрева, клей размягчается и выводы можно демонтировать.

Чем можно заменить повреждённые гибкие выводы?

Конечно, самое простое решение, это позаимствовать гибкие выводы у другого динамика близкой мощности или заказать у поставщиков, торгующих запасными частями для динамиков. Но, если такой возможности нет, или Вы хотите сэкономить на запасных частях, то можно изготовить суррогатные косички самому.

Я Вам могу предложить два хорошо зарекомендовавших себя варианта замены. Обе эти технологии прошли самые жёсткие испытания на динамиках, работающих с большими перегрузками.

Первый и более простой вариант, это замена вышедшей из строя косички отрезком провода МГТФ подходящего сечения. Кто это впервые придумал, я не знаю, но именно с такими гибкими выводами поступали в продажу некогда популярные динамики 4A32.

Другой вариант, это изготовление косичек из гибкого телефонного кабеля советского производства. Его до сих пор можно найти среди всякого хлама на блошиных рынках.

Мне знакомо два типа такого кабеля. В одном, каждый провод состоит из семи жил, а в другом из четырнадцати. Каждая жила изготовлена путём намотки медной ленты на лавсановую нить. В разрезе лента имеет форму прямоугольника размерами 0,03 х 0,3мм.

Нетрудно рассчитать общее сечение.

0,03 * 0,3 * 14 = 0,126(мм²)

Как видите, сечение невелико, поэтому для мощных динамиков можно скрутить два и более многожильных проводов.

Вначале отрезок или отрезки телефонного кабеля препарируется при помощи паяльника.

Изоляция удаляется небольшими участками, во избежание повреждения жил.

Затем жилы каждого многожильного провода раскручиваются и снова скручиваются уже в один провод.

Чтобы во время лужения сохранить скрутку, края провода зажимаются между двумя деревянными прищепками. Затем будущие концы косички лудятся. В качестве шаблона используется оригинальный гибкий вывод.

И, наконец, гибкий вывод дважды тщательно проклеивается резиновым или 88-м клеем с интервалом в 20-ть минут.

До первой проклейки скрутка должна быть свободной, чтобы клей проник промеж жил. Сразу после первой проклейки жилы скручиваются до конца. Вторая проклейка окончательно фиксирует жилы относительно друг друга.

Таким образом, можно изготовить гибкий вывод для динамика любой мощности.

Если нет ни телефонного ни МГТФ провода, то в качестве временной меры можно использовать провод МГШВ или даже оплётку от экранированного провода, но такие косички долго не живут, да и нагрузку на диффузор оказывают бо’льшую, из-за меньшей гибкости.

При установке гибкого вывода, нужно учитывать, что самыми слабыми местами данного узла являются места крепления косички к диффузору и клемме.

Если крепёжные скобки повреждены или утеряны, то косичка крепится двумя перекрещенными стежками нити. Затем место крепления проклеивается клеем с большим сухим остатком. Подойдёт выветрившийся БФ-2/БФ-4.

Для предотвращения преждевременного перелома косички, места крепления покрываются несколькими слоями резинового или 88-ого клея с переходом на гибкий вывод.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *