Чем смазать клеммы аккумулятора от окисления? плюс видео

Содержание:

Видео про смазку клемм аккумулятора

Для уверенного старта мотора аккумулятор должен передать большие токи на стартер, чтобы запустился двигатель автомобиля. Передача больших токов возможна при выполнении двух условий: заряженности аккумулятора и наличии низкого сопротивления на участке передачи электрического тока от батареи на стартер.

Первое условия решается просто – необходимо поддерживать заряд аккумулятора на высоком уровне, а когда он не может быть достигнут вследствие продолжительной эксплуатации, заменить его. Низкое сопротивление на участке передачи тока достигается за счет плотного прилегания клемм к контактам аккумулятора. Водитель обязан следить за состоянием клемм и контактов, чтобы на них не образовывались окисления, и в этом ему способны помочь специальные смазки.

Как правильно наносить смазку на клеммы

Перед тем как приступить к смазке металлических пластин нужно сделать начальные подготовления. Соблюдать технику безопасности при работе с аккумуляторной батареей. Очистить клеммы устройства. Работу требуется производить в защитной специальной одежде и перчатках. А также в хорошо проветриваемом месте.

Для очистки клемм подойдёт войлок. С его помощью можно удалить окисление, возникшее на металлических пластинах. Также из войлока можно приготовить специальные войлочные шайбы, которые в дальнейшем защитят от частого окисления клемм.
Самым популярным, но не очень эффективным методом очистки клемм является очистка при помощи зубной щетки или любой губки. Если и использовать такие методы, то только в тех случаях, когда окислительный налёт только начал проявляться.

В других случаях этот способ будет практически неэффективным. Раствор соды также помогает устранить окисление. Такой вариант при правильной консистенции соды поможет избежать белого налёта на долгое время. Понадобится кружка дистиллированной жидкости с ёмкостью 250 миллилитров. А также одна полная столовая ложка соды.

Размешать компоненты и нанести на свинцовые пластинки аккумуляторной батареи.

Нередко используется специальный прибор для очистки пластин, он называется чистик для клемм. Его состав похож на обычную наждачную бумагу, но чистку производить щёткой удобнее чем наждачкой.

После всех работ также лучше очистить всю аккумуляторную батарею от пыли и грязи и обработать весь корпус раствором. Чтобы смазать батарею нужно выполнить несколько простых шагов:

  • отсоединить клеммы от аккумулятора;
  • удалить весь образовавшийся налёт при помощи способов, которые были перечислены выше;
  • осуществить промывку, используя дистиллированную жидкость;
  • установить клеммы обратно;
  • провести обработку выбранным смазочным материалом.

Чем смазывать клеммы аккумуляторной батареи авто

На этот счёт существует немало предубеждений даже среди весьма опытных автомобилистов. Давайте рассмотрим достоинства и недостатки наиболее распространённых смазок.

Солидол, литол

Многие водители, отвечая на вопрос, чем смазать клеммы аккумулятора, без раздумий советуют классические смазки густой консистенции, благо они стоят недорого и имеются в арсенале большинства автовладельцев.

Оба указанных вещества ток не проводят, однако, их основной недостаток заключается в том, что при нагреве в месте контакта клеммы и электрода имеет место температурное расширение металлов, и смазка благодаря этому постепенно заполняет всю контактную зону, уменьшая площадь поверхности с проводимостью. Со временем и литол, и солидол затвердевают, что усугубляет ситуацию, поэтому эти смазки применять не рекомендуется. А если достойной замены нет – то нужно минимум раз в год очищать клеммы от старой смазки и наносить новую.

Силиконовая смазка

Считается достойной альтернативой солидолу и его аналогом

Смазывать клеммы аккумулятора силиконовым составом можно и нужно, но с одним условием: при покупке обращайте внимание на состав смазки, в нём не должно быть токопроводящих присадок. Обычно такая информация наносится на этикету

Достоинство силиконовой смазки заключается не только в создании защитного барьера, не пропускающего агрессивные вещества, но и в отталкивающих свойствах состава.

Впрочем, у него имеются и недостатки, основной из которых – повышенная текучесть, из-за которой смазка не держится в зоне контакта, со временем покидая её. Поэтому использовать её нужно комплексно вместе с другими составами. Желательно также раз в месяц впрыскивать силикон на клеммы, удаляя ветошью избыток смазки, тем самым обновляя обработку клемм. Многим такой способ кажется слишком хлопотным.

Графитовая смазка

Графитный состав для обработки аккумуляторных клемм некоторым автовладельцам кажется идеальным выбором, поскольку такая смазка обладает токопроводящими свойствами и не ухудшает проводимость контактной зоны.

Но у неё имеется существенный недостаток: высокое удельное сопротивление. В результате она под воздействием электрического тока сильно греется, а застывшая графитовая смазка может даже воспламениться. Так что эту смазку для клемм аккумулятора использовать настоятельно не рекомендуется.

Специальные средства

Если, прочитав о недостатках вышеназванных средств, вы всё ещё сомневаетесь, чем можно смазать клеммы своего аккумулятора, можем рекомендовать вам использовать составы, специально разработанные для этих целей. Они продаются во всех автомагазинах, обладают доступной стоимостью и лишены многих описанных выше недостатков.

Оставим без описания преимущества использования таких составов – вы можете ознакомиться с ними, почитав инструкцию. Отметим лишь, что большинство таких спецсредств изготавливается на основе вазелинового масла. Самыми удобными в плане нанесения считаются составы в виде спрея.

Разновидности смазок

Силиконовые

Смазка на основе силикона.

Смазки на основе силикона выделяются хорошей защитой клемм от окисления, но имеют высокую текучесть, из-за которой обслуживание АКБ приходится выполнять чаще. В ее составе также не должно быть токопроводящих элементов. Для обработки зажимов можно применять любую универсальную силиконовую смазку – она снизит потери напряжения аккумулятора и продлит срок его эксплуатации.

Тефлоновые

Наряду с силиконовыми средствами, зачастую используются тефлоновые смазки, в основе которых также лежит полимерное вещество. При ее применении для защиты клемм аккумулятора следует учитывать высокую проникающую способность даже в закрытые крепежные участки. Поэтому наносить ее надо аккуратно, но лучше воспользоваться другим средством.

На основе масла

Смазки, в основу которых входит масло – самые распространенные средства для защиты аккумуляторных клемм. Они бывают синтетические и минеральные, но суть от этого не меняется – оба вещества хорошо защищают участки контакта на батарее. Многие водители пользуются известным солидолом или литолом. Эти смазки дешево стоят, защищают от окисления, выдерживают низкие температуры и противостоят коррозии в местах соединения. Некоторые средств на масляной основе также быстро сохнут, не замерзают даже в минусовую температуру и слабо текут при нагреве.

Преимущества использования вазелина в качестве смазки.

Консистентные

Консистентные вещества для защиты зажимов батареи представлены брендами Liqui Moly и Gunk. В отличие от остальных, данные смазки создают устойчивое изолирующее покрытие. В их состав также входит масло. Особенность консистентных смазок заключается в прочности слоя, который не разрушается даже при использовании химических чистящих средств.

Медные

Смазки с добавлением меди.

Смазки на основе масла с медным пигментом применяются для защиты клемм батареи в условиях механических и температурных нагрузок. Активное вещество имеет высокую вязкость и сохраняет свои свойства в течение долгого времени. Также медные средства эффективно защищают участки в местах контакта от воздействия коррозии.

Восковые

Восковые средства для защиты зажимов АКБ обеспечивают достаточную герметичность в местах обработки и предотвращают коррозию на участках соединения. Они также исключают появление блуждающих токов, так как являются диэлектриками. Плотный состав позволяет оставаться восковой смазке невредимой на контактах продолжительное время.

На основе графита

Графитовые средства не рекомендуется использовать для защиты клемм аккумулятора, так как они имеют большое удельное сопротивление, плохо проводят токи и сильно греются. В свою очередь перегрев в местах соединения может привести к самовозгоранию. Диапазон рабочих температур графитовых смазок – от -20 до 70 градусов по Цельсию.

Правила смазки

Смазка на клемме
Нанесение
состава на клемму

Смазка — это
диэлектрик. Она призвана не допустить кислород и пары электролита к контакту
между токовыводом и клеммой. Также она позволяет предотвратить «потери тока на
корпус». Если аккумулятор загрязнился или из-под токовыводов вытекло небольшое
количество электролита, при работе аккумулятора будет происходить утечка
электричества. Поэтому смазкой нужно обработать само основание токовывода.
Инструкция по нанесению защитной смазки:

  • перед нанесением
    смазки следует обязательно очистить клеммы;
  • обезжирить и высушить
    поверхность токовыводов и зажимов;
  • покрыть контакты
    защитным составом.

Что касается
составов с высоким переходным сопротивлением, смазку
можно наносить только на уже надетый и закрученный соединительный зажим. Если
смазать полюсные выводы, жидкий состав будет выполнять роль диэлектрика и
увеличивать сопротивление. Если нанести смазку на токовыводы, а затем закрутить
на них клеммы, может произойти перегрев. Это касается составов наподобие
ЭСП-98 с сопротивлением 54,3 мкОм.

Если защитный состав
представлен в виде аэрозоля, перед нанесением следует оклеить зону вокруг клемм
скотчем.

«Дедовские» способы защиты

Солидол для защиты клемм АКБ
Жировой
солидол

Основная идея
старых методов защиты контактной группы аккумулятора — сделать так, чтобы на
поверхности металла образовалась пленка, препятствующая оседанию пыли и
попаданию влаги. В батареях прошлого века герметичность корпуса была крайне
низкой. Особенно в местах выхода контактов. Пары при закипании электролита
оседали на клеммах. Раньше использовали такие средства:

  1. Солидол. Еще 10 лет назад
    им мазали зажимы АКБ повсеместно. Это однородная смазка с высокой
    пластичностью. Солидол делают путем загущения индустриальных масел
    кальциевым мылом. Переходное сопротивление — 8,6 мкОм.
  2. Технический вазелин. Мазь
    на основе минеральных масел, церезина и парафинов. Технический вазелин
    сильно отличается от аптечного. Средство эффективно предотвращает коррозию
    металла и защищает соединения от попадания грязи.
  3. Машинное масло. Средство
    не обладает высокой эффективностью при защите клемм АКБ. Кроме того,
    легковоспламеняемые составы наносить на батарею не рекомендуется.

«Дедовские» средства можно использовать
для аккумулятора. Особенно хорошие результаты показывает солидол. Его смело
можно поставить на пятую строчку топа. Тем более, сейчас производители
выпускают жировой и синтетический состав. Последний лучше справляется со своими
задачами, не «дубеет» на сильном морозе.

Современная автохимия оставляет прочную
пленку на поверхности металла. Такие средства не высыхают и не загустевают на
контактах. В отличие от них, старые защитные жидкости превращаются в источник
загрязнения. Основной недостаток технического вазелина и машинного масла — они
способны проникнуть внутрь контакта и ослабить электрическую проводимость. В
результате снижается пусковой ток.

Когда нужно наносить смазку

Чистка контактов

Делать это надо непосредственно перед установкой аккумулятора или как можно раньше, пока не начался процесс окисления. В среднем рекомендуется проводить данную процедуру через каждые 2 или 4 года эксплуатации, в зависимости от типа батареи (на необслуживаемых реже). Однако сроки мероприятия можно сократить, если неблагоприятны условия окружающей среды, вызывает сомнение электропроводка или герметичность установки батареи.

Если после механической чистки клемм, поверхности быстро покрываются новым слоем окисла — это свидетельствует о наличии перезаряда или трещин вокруг выводов. В этом случае АКБ надо ремонтировать или заменять, и смазка однозначно уже не поможет.

Таким образом, консистентную смазку желательно наносить на клеммы АКБ во избежание следующих проблем.

  1. Образования плохого контакта из-за потерь напряжения.
  2. Предотвращения окисления на выводах батареи.
  3. Улучшения запуска двигателя.
  4. Защиты от оплавления полюсных выводов аккумулятора.
Войлок Устойчив к кислотам, очень удобен для удаления продуктов окисления. Часто применяется в виде шайбочек, пропитанных маслом.
Зубная щетка и губка для мытья посуды Помогут, если окислительные процессы только наметились. Для удаления застаревших окислов не подходят.
Слабый раствор соды Качественное удаление окислов. Достаточно около 250 мл. раствора: к дистиллированной теплой воде этого объема добавляется 2 столовых ложек соды.
Наждачная бумага Рекомендуется использовать мелкозернистую наждачку. Хоть она и быстро истирается, зато не оставляет частицы абразива на обрабатываемых поверхностях.
Щетки  с металлической щетиной OSBORN ECO Профессиональный инструмент. Их корпус выполнен из качественной древесины, имеется отверстие для ручки
Щетки-ершики  фирм Autoprofi, JTC (модель 1261), Toptul (модель JDBV3984), Force Двустороннее профессиональное устройство, существенно облегчающее работу. Дрель с надетыми ершиками позволит значительно ускорить процесс очистки.
Чистик для клемм Профессиональный вариант использования наждачной бумаги.

Как правильно наносить смазку на клеммы аккумулятора

Если водитель собрался нанести смазку на клеммы аккумулятора, нужно сделать это правильно, иначе эффект будет незаметен. Выполнять действия необходимо следующим образом:

  1. Первым делом требуется зачистить следы окисления с клемм и контактов;
  2. Далее нужно надеть клемму на контакт и закрутить ключом для достижения плотного соединения;
  3. Следом выбранное средство наносится на верхнюю и боковые грани клеммы – это позволяет избежать попадания воды внутрь соединения.

Важно: Не следует наносить отдельно средство на клеммы и контакты. Если смазка на клеммы аккумулятора наносится аэрозолем, рекомендуем закрыть зону вокруг клемм и контактов малярным скотчем

Если смазка на клеммы аккумулятора наносится аэрозолем, рекомендуем закрыть зону вокруг клемм и контактов малярным скотчем.

Как смазывать клеммы АКБ

Методика нанесения консистентной смазки или распыления спрея не отличается разнообразностью, но при этом один из этих способов более предпочтителен.

Распылять или мазать

Лучше наносить консистентные смазки, так как они малотекучи и способны покрыть 100% поверхности. Используются вещества на основе вазелинового масла, в свою очередь спреи содержат в составе силикон.

Чем плохи старые средства вроде Литола

Литол после нанесения имеет пластичную и рыхлую структуру, которая может быть загрязнена, а неравномерность нанесения создаст области с возможной средой для коррозии. Кроме того, литол начинает «каменеть» при сильном охлаждении и отваливаться фрагментами с места нанесения.

Снаружи или внутри

Нанесение смазки на внутреннюю поверхность клеммы нарушит соприкосновение «металл-металл», в итоге будет нарушено электроконтактное соединение и сама работа аккумуляторных клемм. Напротив, смазку необходимо наносить снаружи на все клеммное соединение, предохраняя его от атмосферного воздействия.

Допускается ли механическая очистка клемм, к примеру, с помощью наждачной бумаги

Не только допускается, а обязательно выполняется перед нанесением смазки. Наждачная бумага благодаря абразивной фактуре способна эффективно счистить ржавчину и следы окислов, чем улучшается качество контакта.

Неужели клеммы современных батарей тоже окисляются

Смазка для клемм акб используется и для современных аккумуляторов, так как клеммы и в наши дни выполняются из свинца или свинцовых сплавов, которые коррозируют от воды в атмосферном воздухе и непосредственно воды, попавшей на поверхность. Кроме того, свинец окисляется кислотой в случае нарушения целостности корпуса акб.

Эффективные методы защиты клемм аккумулятора

1) Литол, солидол. Для защиты клемм от агрессивного воздействия в качестве основных материалов издавна использовались твердые смазки – солидол или литол, которые являются токонепроводящие. В результате процессов расширения контактов, под температурным воздействием данные смазки проникают в межконтактную зону, а со временем практически во все полости контактной зоны.

Более того, в процессе естественного износа, а также при существенных перепадах температур технические характеристики солидола и литола меняются – они затвердевают. Если вы решили применять литол или солидол рекомендуется: при проведении работ по чистке контакта два раза в год, необходима полная замена смазки (удаление старой, нанесение новой).

2) Силиконовая смазка. Идеально подходит для проведения обработки клемм и электрических соединений

Однако при ее покупке необходимо обратить внимание, чтобы в составе отсутствовали токопроводящие присадки (как правило, производители об этом предупреждают)

Такая смазка не только задерживает воздействие агрессивной среды, но и отталкивает ее. Обработка клемм АКБ происходит исключительно в комплексном применении с другими профилактическими материалами. Ее наносит на чистую обработанную поверхность, после чего приступают к соединению деталей.

У данной смазки есть один недостаток, значимый для обработки клемм аккумулятора – текучесть. Силиконовая смазка со временем покидает контакт и при ее использовании необходимо регулярно производить впрыскивание.

3) Специальные средства. Сейчас в продаже представлено множество средств, предназначенных специально для обработки клемм АКБ. На их тюбиках имеются подробные инструкции по применению. Бесспорно, такие средства лучше, чем использование солидола или других сомнительных веществ. В их основе находится защитная масляная среда и, как правило, это вазелиновое масло. Чем смазать клеммы аккумулятора, чтобы не окислялись – выбор за автовладельцем. Все средства и вышеперечисленные способы одинаково хороши, остается только выбрать наиболее приемлемый.

Как смазывают клеммы АКБ

Смазка производится следующим образом. Клеммы снимаются, обрабатываются щёткой или войлочным материалом, пропитанным в содовом растворе.

При необходимости налёт ликвидируется ёршиком, другим похожим инструментом.

После этого они обильно смачиваются дистиллированной водой, устанавливаются на место. Прикрученные клеммы обрабатываются смазкой.

Подобные процедуры нужно выполнять либо на свежем воздухе, либо в проветриваемом боксе или гараже. Работы следует проводить в резиновых перчатках.

Чем очистить клеммы

Очистка клемм проводится исходя из степени загрязнения.

В зависимости от этого используется:

  • наждачная бумага;
  • войлок;
  • щётка по металлу;
  • содовый раствор;
  • ёршик;
  • специальный инструмент, «чистик».

В сложных случаях придётся использовать дрель, работающую на малых оборотах. Обработку нужно проводить без усилий на поверхность клеммы.

В качестве инструмента для очистки необходимо использовать насадку – щётку из нержавеющего материала.

Рекомендуется во время такого обслуживания выполнить чистку аккумулятора

Следует особое внимание уделить удалению пыли и грязи с места расположения контактов

Заключение

Профилактическая обработка аккумуляторных клемм продлит срок действия батареи, избавит от проблем автолюбителя.

Полезные советы и рекомендации по уходу за клеммами

Смазка клемм аккумулятора является важным элементом по уходу за аккумуляторной батареей. Каждому автовладельцу нужно знать, что если металлические пластины аккумуляторной батареи окислились, то уже не поможет ни одна смазка.

Для начала потребуется удалить образовавшийся налёт, и чтобы он больше не появлялся на протяжении длительного времени, нужно смазать уже приготовленной смазкой из предложенных вариантов.

Очистка клемм производится при помощи инструментов: щёток, наждачных бумаг и так далее. А также используя химические препараты. Наиболее эффективным средством будет химическая обработка, так физическая обработка может привести в негодность клеммы.

Многие автолюбители обрабатывают клеммы, используя горячую или тёплую воду. Такой способ является неэффективным. Более того, он может вызвать сильное окисление. Вода, смешиваясь с пылью застревает на металлических пластинах.

Меры предосторожности

Как правило, все технические смазочные материалы в той, или иной степени токсичны для человеческого организма. Поэтому работы по их нанесению нужно проводить в перчатках. При попадании на кожу технических смазок нужно немедленно смывать их теплой водой с мылом.

Важно! При нанесении защитной смазки нужно следить, чтобы она не попадала на резиновые трубки, прокладки и другие, не нуждающиеся в такой обработке поверхности. Это нужно для того, чтобы избежать разрушающего воздействия содержащихся в смазочных материалах компонентов на эти материалы

Автомобильный аккумулятор требует ухода, даже если он необслуживаемого типа: грязь и окислы, образующиеся на корпусе в процессе эксплуатации, негативно влияют на состояние аккумуляторной батареи, способствуют ее преждевременному выходу из строя. Окисел на клеммах появляется вследствие протекания электролита, из-за чего ухудшается контакт между проводами и самой АКБ, появляются трудности с запуском двигателя. Есть несколько способов избавиться от белого порошкового налета на клеммных соединениях, и один из них – смазать клеммы аккумулятора.

Но как наносить смазку, какими составами пользоваться, нужно знать, неправильные действия могут только еще больше нарушить контакт и даже испортить батарею. В настоящее время промышленностью разработаны специальные составы для профилактики АКБ, они не являются панацеей от всех «болезней», но помогают поддерживать аккумулятор в нормальном состоянии.

В чем опасность окисления?

Если ничего не предпринимать, возможны следующие проблемы:

  • Сложности с пуском мотора. Такая неисправность характерна для автомобилей отечественных марок. Чаще всего страдает «плюсовая» клемма, которая оказывается загрязненной.
  • Снижение (просадка) напряжения бортовой сети в процессе пуска мотора. При повороте ключа зажигания стартер потребляет более 100 Ампер тока, поэтому даже несущественное сопротивление создает проблемы и «тянет» напряжение на себя.
  • Возникает эффект саморазряда аккумуляторной батареи. Причина — появление на поверхности изделия окисной пленки, способной проводить электрический ток.

Обработку клемм лучше проводить заранее, даже на новом аккумуляторе, не дожидаясь, пока проявится окисление.

Признаки деградации свинца

Зависимость причины окисления от полярности клеммы
Причины окисления зависят от полярности клеммы

Если
эффективность аккумулятора снижается, его стоит проверить на сульфатизацию.
Батарея может плохо заряжаться или быстро разряжаться. Если электроприборам
авто стало не хватать силы тока, это может служить главным признаком деградации
свинцовых клемм аккумулятора.

Для реакции
сульфатизации необходим электрический ток, металл (свинец или медь) и кислота.
Под воздействием тока на соединениях образуется сульфат, который выглядит как
белое порошкообразное вещество.

Владельцу автомобиля при появлении
налета на клеммах необходимо выяснить, на каком контакте (плюсовом или
минусовом) свинец вступает в реакцию с кислотой:

  1. Если сульфаты появились на
    «плюсе», можно говорить, что батарея перезаряжается. Вероятная причина —
    некорректная работа регулятора напряжения. С генератора может поступать
    напряжения выше нормированных 14,4 В.
  2. Если налет образуется на
    минусовой клемме, возможно, аккумулятор заряжается недостаточно. Причиной
    может быть некорректная работа генератора. Также батарея сама может плохо
    держать заряд.

В самом аккумуляторе тоже есть пластины
из свинца и серная кислота. Однако внутри АКБ налет растворяется в электролите
во время зарядки. За исключением случаев возникновения сульфатации. С контактной группы его можно
убрать только чисткой. Если длительное время не проверять состояние клемм,
сульфат может закрепиться и его не получится устранить.

Что конкретно даёт смазка

Если на клеммах образуется окислая плёнка, двигатель может вообще не запускаться. Такое часто случалось на старых машинах, например, «Жигулях». Плюсовая клемма на «классике» частенько «капризничала», быстро загрязнялась. Водителю приходилось каждый раз счищать налёт ножом, отвёрткой или мелкой наждачной бумагой. При этом аккумуляторная батарея была полностью заряжённой, но стартеру требовался сильный ток, и малейшее сопротивление мгновенно забирало всё напряжение. К тому же, окисление способствует саморазряду батареи.

Что даёт смазка. Если клеммы уже окислились, то наносить на них вещество бессмысленно. Сначала требуется зачистить их до блеска, подсоединить АКБ, и только потом наносить смазку в целях профилактики. Эти средства хорошо предотвращают оксидирование, хотя и неспособны его устранить. Задача смазки — защитить, «законсервировать» аккумуляторные клеммы, сохраняя их первоначальные свойства. Это позволит в дальнейшем не избавляться от окислов и грязи механическим путём, что не слишком приятно и занимает немало времени.

Образование окислов на клеммах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *