Выписали требование о снятии тонировки: почему оно незаконно?
Содержание:
- Правомерность действий ГИБДД
- Что такое требование (предписание) за тонировку?
- Кому могут выписать
- Сколько действует предписание за тонировку
- Мифы и реальность о тонировке стекол
- Как снять с себя
- Стандарты тонировки
- Что такое требование за тонировку
- Как вести себя
- Чем грозит предписание
- Полицейский требует устранить при нём – есть ли у меня обязанность?
- Самое важное – законодательная сторона
- Через сколько предписание исчезает из базы Госавтоинспекции?
- Последствия за неисполнение требования за тонировку
- Допустимый процент светопропускаемости
- Правомерность принимаемых решений в адрес владельца тонированного авто
- Как проверить наличие
- Что будет, если не устранять тонировку?
- Что делать, если оформлено требование
- Но зато есть требование – а это хуже штрафа!
- Если не подписывать
- Действия владельца ТС
- Заключение
Правомерность действий ГИБДД
Перед тем как выписать денежное взыскание, недостаточно определить визуально, что машина выглядит не в соответствии с государственным стандартом. Сотрудник Госавтоинспекции должен делать проверку светопропускания специальным диагностирующим средством при соответствующих условиях.
Если водитель увидел в замерах какие-либо нарушения, то он может потребовать составление протокола, в котором нужно указать, почему владелец автомобиля несогласен с результатами действий инспектора. Этот документ должны удостоверить два физических лица в качестве свидетелей.
Всё происходящее желательно зафиксировать регистратором или другими фото и видеоустройствами. В случае обжалования в суде штрафа, материалы съёмок пригодятся.
Возможность этого документа закреплена статьёй 13 закона «О полиции», которой прописано, что должностное лицо может потребовать от гражданина прекратить противоправные действия.
Предписание выдаётся не только собственнику, но и лицу, управляющему определённым транспортным средством. Если этого гражданина остановят второй раз, но за рулём другой машины, то законно к нему применить меры, как за первичное нарушение.
Если автовладелец остановлен вне стационарного поста, или получил приглашение до него проследовать, то водитель вправе отказаться. Административное задержание допустимо только при повторном нарушении.
В судебном разбирательстве можно доказывать свою правоту в случае побуждения действовать незаконно, избавиться от полимерной тонирующей плёнки на месте остановки.
Что такое требование (предписание) за тонировку?
Тонирование стекол автомобиля разрешено в рамках действующего ГОСТа. Несоблюдение указанных в нем норм предполагает наложение на автовладельца административного штрафа в размере 500 рублей. К нормативам ГОСТ 32565-2013, установленным на тонирование автостекол, относятся следующие:
- лобовое стекло автомобиля должно иметь светопропускную способность 70 %;
- на лобовом стекле в верхней части допускается светофильтрующая полоса любой степени затемненности размером не более 14 см в ширину;
- передние боковые стекла должны быть затемнены не более чем на 30 %;
- заднее и задние боковые стекла при наличии комплекта зеркал заднего вида, могут быть затемнены на усмотрение автовладельца.
Несоблюдение данных норм является правонарушением и наказывается в соответствии со ст. 12.5 (п. 3.1) Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Кроме положенного за нарушение норм тонировки штрафа, инспектор ГИБДД на законных основаниях вправе выписать официальное требование по устранению имеющегося нарушения.
Требование представляет собой документ, в котором указано, что водитель должен устранить обстоятельства, ставшие причиной совершения административного правонарушения. Выстроим логическую цепочку: нарушение ГОСТа на безопасное вождение, т. е. несоблюдение нормативов по затемненности автостекол – это административное правонарушение. Требование выписывается на устранение причины этого нарушения. Следовательно, устранить необходимо несоответствие реального затемнения стекол нормам ГОСТа.
Таким образом, вынесенное инспектором требование обязывает водителя не снять тонировку, а привести ее к законодательно установленным нормам. А каким образом это будет сделано, законодательством не прописывается.
Кому могут выписать
В этом случае возникает вопрос, для кого он выпущен: на машину или на водителя? Ведь если человек пересаживается на другую машину, он автоматически не попадает в состояние повторного нарушения. Аналогичная ситуация с автомобилем.
Как видно из представленного выше образца постановления, он выдается на одного человека, то есть на водителя.
Информация об автомобиле не разглашается, однако при повторном задержании сотрудник дорожной службы может проверить информацию в составленном предварительном протоколе нарушения. И он содержит регистрационный номер автомобиля и паспортные данные.
Таким образом, в случае повторного задержания его за рулем другого цветного автомобиля по пункту 7.3 ПДД РФ перечня дефектов, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена, он получит еще один штраф в размере 500 рублей и второе предписание о возмещении ущерба этот автомобиль.
Сколько действует предписание за тонировку
Срок действия рецепта на удаление пятна прописывается в бланке. Чаще всего инспектор дает на это 10 дней со дня составления документа.
Если по истечении срока его действия владелец автомобиля снова будет задержан в той же машине, что и раньше, к нему будет применено соответствующее наказание, описанное выше.
Если допускается окрашивание зеркал заднего вида и задних боковых окон, в статье сообщается: Затемнение зеркал. Атермическое лобовое стекло, читайте здесь.
Другая проблема, касающаяся срока разрешения (срока давности), также может коснуться многих автовладельцев, которые сталкиваются с подобными проблемами.
Официально это трактуется в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 19.3 H. 1, на который распространяется другое правило: ст. 4.5 КоАП РФ «Срок давности привлечения к административной ответственности».
В нем содержится следующая запись: «Заявление об административном правонарушении не оформляется по истечении 2 месяцев. При рассмотрении дела в суде — 3 месяца».
Дело с окраской в любом случае будет рассмотрено судьей (в присутствии правонарушителя или без него), поэтому срок давности для этого постановления составляет 3 месяца. Ниже в описании статьи сказано, что дата расчета исчисляется с момента составления документа (предписание).
Мифы и реальность о тонировке стекол
Прежде всего остановимся на двух, на первый взгляд очевидных моментах:
- Проверка сотрудниками ДПС тонировки на соответствие Требованием должна проводиться по определенным правилам.
- Несоблюдение этих правил позволит оспорить постановление о штрафе.
В этих двух пунктах, в принципе, содержится главное, зачем нужно выяснять весь процесс проверки – чтобы иметь возможность обойтись без штрафа. При этом в самой процедуре, как ни странно при наличии регламентирующих документов, сконцентрировано множество вредных мифов. Их развенчиванием и займемся для начала.
При какой влажности, температуре и атмосферном давлении можно производить замеры тонировки?
Действительно, в существующих ранее ГОСТах такие параметры имели значение и, к примеру, мерить тонировку в дождь или ночью было нельзя. Однако с принятием ГОСТ 5727-88 и, соответственно, отменой предыдущих, ни температура, ни влажность, ни атмосферное давление более не учитываются при измерении. Этот факт вызывает множество дискуссий в юридической среде, но, тем не менее, из нынешней версии ГОСТ ссылка на эти величины убрана.
Что интересно, ГОСТ 5727-88 устанавливает нормы проведения различных испытаний, связанных со стеклом, например, на прочность, искривление и т.д., но в других случаях параметры температуры, влажности и давления значения имеют, а именно в случае светопропускания – нет.
Параметры температуры, давления и влажности указаны в документации к измерительному прибору – разве они не должны быть учтены?
По правоприменительной практике, положения ГОСТ в спорных ситуациях и сотрудники ГИБДД, и суды ставят выше, чем документацию приборов. В результате, ссылаясь на ГОСТ, утверждается, что погодные условия проверки не установлены и не могут быть приняты к рассмотрению.
Это важно, т.к. малоопытные юристы или водители, не прибегающие к помощи профессиональных автоюристов, нередко пытаются вытроить защиту на основании инструкций к приборам измерения светопропускания
Правда ли, что проверку на светопропускание можно производить исключительно на стационарных постах ГАИ (ГИБДД)?
Нет, не правда. Больше не правда. Ранее действительно существовала нормативно-правовая документация, устанавливающая обязательность проверки только на стационарном посту, но в ныне действующих редакциях, данные нормы отсутствуют.
На этом вредные мифы закончим и перейдем к действительным процессуальным моментам.
Как снять с себя
Чтобы привести себя в порядок перед законом, вы можете оспорить письменное требование в суде. Чаще всего это происходит, когда водитель уверен в своей невиновности или приказ был составлен ошибочно.
Например, можно назвать наиболее частые «ошибки» инспекторов:
- «Они дали это без печати». На официальном бланке рецепта в правом верхнем углу должна быть проставлена прямоугольная печать с оттиском главного управления МВД и информацией о принадлежности к тому или иному полку ГИБДД, сотрудник которого выдал документ. В этом случае документ не имеет юридической силы и может быть аннулирован в суде.
- Получение второй рекламации в течение срока действия первой. Это происходит, когда сотрудники ГАИ останавливались для окраски и рецепт уже был выписан. Чаще всего такая ситуация повторяется при длительных поездках, а проверки проводятся в другом районе. В этом случае второй экземпляр также аннулируется судом, как и вынесенная санкция. Правда, для этого нужно пойти и доказать свою «невиновность» в том регионе, где она была получена. Иногда, объездив всю Россию, проще заплатить 250 рублей, чем проехать несколько сотен километров.
- Проверка затемнения окон или фар производилась с грубыми нарушениями, не соответствующими действительному коэффициенту. В этом случае нужно знать, что при необходимости судебный орган назначит дополнительную экспертизу. Это должно выполняться по ГОСТ Р 8.831-2013. Стекло безопасно для автомобилей. «Получив результат и подтвердив показания водителя, судья встанет на его сторону и без проблем отменит как предписание, так и санкцию. Если изменение цвета стекла не соответствует правилам, владелец автомобиля Придется также оплатить стоимость самостоятельного визита.
При оспаривании изданного приказа следует иметь в виду, что, несмотря на его отмену, в большинстве случаев (кроме последнего) санкция, указанная в ст. 12.5 п. 3 КоАП РФ. Ситуации, когда бланк был выдан не владельцу автомобиля, ничем не отличаются от других, поскольку рецепт выдается на водителя, а не на транспортное средство (как указано выше).
Утверждения о том, что сотрудники не предоставили соответствующие документы, также не повлияют на решение суда. Все заполненные образцы копируются и впоследствии информация о них заносится в базу данных, поэтому отказываться от получения образца нет смысла.
Стандарты тонировки
Требования по правильной тонировке сводятся к достаточному уровню пропускной способности. Эти значения закреплены в стандартах и ГОСТах. На сегодняшний день лобовое стекло должно пропускать не менее 75% света, а боковые передние не менее 70%. Требований к задним стеклам не предъявляется, и водитель имеет право тонировать их на свое усмотрение. Единственный запрет касается недопустимости использования зеркальной пленки, которая будет мешать обзору других водителей.
Стоит отметить, что нарушение правил тонировки предусмотрен только штраф 500 рублей. Некоторые водители считают, что инспектор имеет право задержать транспортное средство, однако на сегодняшний день такое наказание не применяется.
Что такое требование за тонировку
Предписание о снятии тонировки – это документ, который выдается сотрудником ГИБДД в дополнение к штрафу за несоблюдение норм светопропускных способностей лобового и передних боковых стекол. Оно не содержит предписаний о снятии тонировочной пленки, и по факту является требованием о прекращении противоправных действий, связанных с эксплуатацией автомобиля с окнами, светопропускание которых не соответствует установленным требованиям.
Как выглядит предписание за тонировку можно посмотреть ниже. В нем обязательно должны содержаться сведения о водителе и об автомобиле, а также номер административного правонарушения, дата составления документа и Ф.И.О., должность и подпись сотрудника, выписавшего его.
Многие водители не уверены, законно ли выписывают требование за тонировку. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции (в том числе и ГИБДД) имеет право требовать от граждан прекратить нарушение. В случае неповиновения в части 1 статьи 19.3 КоАП предусмотрено административное наказание. Таким образом, если водителя повторно оштрафуют за тонировку при наличии предписания, ему грозит либо штраф, либо административный арест, либо обязательные работы.
Введена данная мера в связи с тем, что большое количество автомобилистов готовы платить штрафы за тонировку, но не хотят устранять само нарушение.
Как вести себя
Не грубить
Остановка для проверки вовсе не значит, что штраф будет выписан. Необходима экспертиза для точного определения светопропускания на стационарном посту. Говорить предстоит четко, внятно, не повышая голос.
Не соглашаться с нарушением
Одно из главных правил: тонирование автомобильных стекол в России разрешено, если светопропускание пленки соответствует ГОСТу.
Пытаться договориться “на месте”
Инспектор обязан ознакомить водителя с причиной остановки. Проверка тонировки не является таковой. Далее необходимо вести себя уверенно, твердо, без паники, уточнить планируемые действия (предупреждение, экспертиза). Лучший вариант — максимально вежливое общение и попытка договориться “на месте”.
Стоит ли снимать тонировку на посту ДПС
Иногда, когда сотрудник ГИБДД останавливается за тонировку, то требует немедленно устранить правонарушение.
Процесс снятия пленки со стекла фотографируется, выписывается штраф или водителя просто отпускают. Если так, обычно водители едут тонировать стекло повторно. Подобный метод, как правило, приводит к получению штрафа или повторного требования об устранении.
Но, когда выписано предписание о снятии тонировки по ст. 12.5 КоАП, и водитель не выполнил его в течение 10 дней, это расценивается как неповиновение закону. В таком случае грозит штраф 5000рублей, арест до 15 суток или общественные работы.
Первая остановка не дает основания для снятия номеров, разве, что ранее заверенное водителем или двумя понятыми предписание.
Чем грозит предписание
Получение предписаний – относительно новая мера, призывающая автомобилистов в течение кратчайшего срока устранить несоответствие.
Предписание представляет собой документ, в котором содержится постановление или решение о необходимости принятия определенных действий. Порядок действия предписаний согласуется с положениями КоАП (ст. 19.5). Помимо предписания, нарушителю выписывают штраф в размере 500 рублей.
Предписание оформляют сразу после постановления, поэтому водитель, столкнувшийся с проблемой превышения норм тонировки, обязан знать, что делать, если выписали такое предписание:
- В рамках исполнения предписания – убрать тонировку.
- Согласно выписанному постановлению – оплатить штраф.
Не следует надеяться, что полученный документ можно игнорировать, ожидая, когда он утратит силу. Для предписаний срок давности, сколько действует документ, не установлен, поэтому наказание за неисполнение, в случае выявления данного факта, последует обязательно.
ВАЖНО! На исполнение предписание может быть установлен разный срок. Стандартный период для устранения нарушения – 10 дней, но может быть назначен и более короткий срок
Полицейский требует устранить при нём – есть ли у меня обязанность?
У водителей есть обязанность соблюдения требований законодательства. Это не только ПДД, но и требования Техрегламента, в котором установлены нормативы на светопропускание стекол.
Время реакции водителя колеблется от 0,3 до 1,8 секунды в зависимости от обстановки, состояния водителя и прочих факторов. В темноте на неосвещенных дорогах время реакции увеличивается на 0,6-0,7 секунды. По этой причине ночью с ближним светом фар ездить со скоростью 90 км/ч небезопасно.
Тонировка со светопропусканием менее 35% увеличивает время реакции на 0,1-0,7 секунды. То есть уже днем на затонированном автомобиле ездить с большими скоростями небезопасно. Управление затонированным автомобилем ночью – на грани самоубийства.
Водителя какое-то время спасает отличное знание дороги, что снижает время реакции. Но однажды в свете фар появляется незнакомый предмет, его очертания попадают на сетчатку глаз, информация уходит в мозг, и тот начинает распознавание. Ведь ему сначала надо решить: имеет место опасность или нет?
Мозг решает задачу, время идет, а водитель едет на препятствие с полностью отключенным инстинктом самосохранения.
Вот такую ситуацию и предотвращают требования технического регламента. И если полицейский требует устранить тонировку на месте, то лучше пойти ему навстречу.
Впрочем, есть альтернативный вариант. Управление автомобилем заканчивается, если исчерпана потребность в перемещении. Данная ситуация имеет место, если водитель вызвал эвакуатор.
Самое важное – законодательная сторона
Можно долго спорить о том, насколько угрожает тонировка безопасности дорожного движения и какую общественную опасность несут слишком тёмные стёкла, а также справедливо ли существующее в 2022 году ограничение по светопропускаемости, однако, факт остаётся фактом – законоисполнительная власть борется именно с этим правонарушением особенно тщательно и бескомпромиссно.
Для понимания того, как остаться безнаказанным, нужно знать, что именно запрещено на сегодня и какие наказания ждут водителей, решивших скрыться от общественности.
Выше мы писали про арест и аннулирование регистрации автомобиля. Они также практикуются сегодня, и основания их просты.
Вас также заинтересует:
- Малозначительность правонарушения – можно ли избежать наказания и как?
- Что грозит за повторную тонировку после штрафа? Наказание и требование
- Как избежать штрафа за знак «Шипы» законно?
Арест за невыполнение требования
Мы уже ранее писали о том, что, помимо штрафа за тонировку, инспектор ДПС чаще всего выписывает некое требование о прекращении условий, влекущих правонарушение. Проще говоря, если на вашем автомобиле плёнка пропускает менее 70% света, то всякий раз, когда вы управляете им, это обстоятельство непременно влечёт нарушение, потому как окна стоящей на месте машины можно хоть фанерой заколотить – наказывается именно управление как общественно небезопасное деяние.
И вот за неисполнение такого требования автолюбителя могут посадить в тюрьму:
- когда вас ловят в первый раз с тонировкой, то выписывают те же 500 рублей и плюс бумажку, носящую гордое название «требование»,
Скажем сразу, что чаще всего назначается именно арест – вероятно, для показательности другим водителям о таком общественно опасном нарушении.
Прекращение регистрации
А вот это дополнительное наказание уже может быть вполне законным. Дело в том, что плёнка по сути своей является компонентом транспортного средства, которое устанавливается с условием, влекущим запрещение эксплуатации. Это можно прямо вынести из самого раздела ПДД, содержащего в пункте 7.3 с требованием к светопропускаемости, название которого и заключает в себе регулирование конструкции автомобиля.
Через сколько предписание исчезает из базы Госавтоинспекции?
Как уже было сказано выше, законность самого требования стоит под вопросом, так как нет нормативного правового документа, который бы регулировал его наложение. С этим связана и проблема сроков его действия. Нигде не прописан точный срок, сколько действует предписание.
Есть несколько версий на этот счет:
- предписание находится в базе данных ГИБДД в течение года (это срок, в течение которого нарушения ПДД считаются повторными);
- предписание удаляется из базы после появления отметки об его исполнении (при этом, инспектор может и не поставить эту отметку при проверке);
- требование, как и информация обо всех правонарушениях, навсегда остается в базе данных.
Последствия за неисполнение требования за тонировку
Как уже говорилось ранее, предписание, вынесенное инспектором ГИБДД, является законным и потому обязательно к исполнению. Невыполнение указанных требований влечет наступление административной ответственности согласно ст. 19.5 (п. 1) КоАП РФ. Мерой наказания за нарушение срока исполнения предписания за тонировку является штраф:
- для физических лиц: от 300 до 500 рублей;
- для должностных лиц: от 1 тыс. до 2 тыс. рублей;
- для юридических лиц: от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.
Если же предписание не было исполнено и после указанного взыскания, то, в соответствии со ст. 19.3 (п. 1) КоАП РФ, ответственность физического лица за совершенное правонарушение ужесточается:
- штраф от 500 до 1000 рублей;
- арест до 15 суток.
Кроме того, следует взять на заметку, что повторное невыполнение физическим лицом предписанных требований, в случае, если данное лицо является организатором или участником пикетирования, или собрания по поводу тонировки автомобиля, карается штрафом 5000 рублей или арестом до 30 суток (п. 6, ст. 19.3 КоАП).
Пример
Гражданин не желает мириться с ГОСТом по тонировке, организовал акцию-пикет по данному поводу, на котором сотрудником ГИБДД ему было выписано предписание, связанное с чрезмерной тонировкой его автомобиля. Гражданином требование выполнено не было, и на вновь проводимой акции-пикете он был замечен инспектором с тем же нарушением. В данном случае к нему может быть применена уже не ст. 19.3 (п. 1), а ст. 19.3 (п. 6) с наказанием в виде ареста до 30 суток.
Допустимый процент светопропускаемости
Требования к светопропускаемости стёкол автомобиля закреплены в статье 4 Приложения N8 Технического регламента Таможенного союза, утв. Решением Комиссии №877 от 9 декабря 2011 года. В нормативно-правовом акте говорится, что допустимый процент светопропускаемости для ветрового и стёкол, которые обеспечивают переднюю обзорность, в 2022 году должен составлять не менее 70%. Если автомобиль оснащен броневой защитой, светопропускаемость должна быть не меньше 60%.
Вышеуказанное правило не применяется к задним стеклам, но только при условии, если на машине установлено наружное зеркало заднего вида.
В верхней части ветрового стекла можно разместить светозащитную полосу. Причём тонировка может быть выполнена в массе стекла или непосредственно прикреплена к нему. Размер полосы напрямую зависит от типа транспортного средства. В 2022 году ее ширина не может быть больше 140 миллиметров, если размещение осуществляется на:
- легковых автомобилях;
- транспортных средствах, предназначенных для перевозки пассажиров с количеством мест более 8 и массой не более 5 тонн;
- автомобили, предназначенные для перевозки грузов и имеющие технически допустимую массу не более 3,5 тонн.
Если речь идет о транспортных средствах, не попавших в вышеуказанную категорию, правила тонировки могут меняться. Полоса может быть шире 140 мм, если размещается на транспортных средствах, входящих в одну из следующих категорий:
- автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест для сидения, а также техническую массу свыше 5 тонн;
- машины для перевозки грузов, допустимая максимальная масса которых составляет 3,5-12 тонн;
- транспортные средства для перевозки грузов, техническая масса которых превышает 12 тонн.
Однако максимальное ограничение также предусмотрено. Ширина тонировочной полосы не может превышать минимальное расстояние между верхним краем ветрового стекла и верхней границей зоны его очистки стеклоочистителем.
Когда тонировка выполняется в массе стекла, ширина полосы должна соответствовать нормам, установленным изготовителем транспортного средства.
Использование зеркальных ветровых стёкол недопустимо. Дополнительно не должно происходить искажение восприятия белого, жёлтого, голубого, красного и зелёного цветов.
Правомерность принимаемых решений в адрес владельца тонированного авто
Законно ли предписание за тонировку? Вполне
На исполнение требования должностного лица отведен срок, который то посчитает достаточным для устранения правонарушения. Обычно он составляет 10 дней.
Если предписание не будет выполнено, при повторной встрече и отсутствии у водителя акта выполненных работ (выдается в компании, специалисты которой удалили пленку) сотрудник может привлечь его к ответственности, руководствуясь статьями 19.3, 19.5 КоАП РФ.
Имеют ли право сотрудники ГИБДД оторвать пленку на месте задержания? Поскольку предписание подразумевает под собой требование прекратить противоправные действия – перестать нарушать ПДД, вы можете самостоятельно удалить пленку на месте и двигаться дальше.
Но штраф за тонировку уплатить придется. Если сделать это в течение 20 дней с момента составления протокола, его размер уменьшится в 2 раза.
Сотрудник, предъявляя требования прекратить противоправные действия, руководствуется статьей 13 ФЗ «О полиции».
Смягчение наказания
Статья 4.2 содержит перечень обстоятельств, которые смягчают административную ответственность:
- Добровольное прекращение противоправных действий;
- Содействие сотруднику в установлении обстоятельств правонарушения;
- Предотвращение негативных последствий правонарушения водителем;
- Добровольное исполнение предписания о допущенном нарушении до момента, когда будет вынесено постановление.
Как проверить наличие
Что делать, если после покупки автомобиля вы подозреваете наличие ограничений на регистрационные действия из-за имеющейся задолженности. В этом случае нужно обратиться в МРЭО ГИБДД, где фиксируется и хранится полная информация об автомобиле.
Вся интересующая информация заносится в карточку регистрации ограничений транспортного средства.
Узнав ответ, станет понятно, есть ли на автомате какие-то ограничения и можно ли его перевыпустить. Если вы получите положительный результат, подтверждающий ограничения, проблема с выплатой долга может упасть на плечи тех, у кого еще есть данное транспортное средство.
Во избежание этого при составлении договора купли-продажи рекомендуется записывать не только паспортные данные продавца, но и номер контактного телефона. В этом случае проблему можно решить без обращения в суд.
Что будет, если не устранять тонировку?
При отказе от немедленного устранения тонировки, сотрудник ДПС оформляет предписание, согласно которому гражданин должен не только снять светозащитный слой, но и представить автомобиль после совершения данных действий на осмотр в органы ГИБДД.
Если проигнорировать требование и продолжать ездить на затонированном транспорте, при повторной встрече с сотрудниками ДПС этот факт всплывет, как только они пробьют номер транспортного средства по базе. Тогда встречи в суде избежать не удастся.
Как вариант, можно снять тонировку по требованию ГИБДД, а через некоторое время затонировать автомобиль повторно. В таком случае, нужно хранить документ из мастерской, чтобы во время следующего общения с сотрудниками ДПС имелись доказательства того, что предписание было выполнено. Это значит, что перетонироваться придется в официально зарегистрированном автосервисе, который выдает чеки.
Что делать, если оформлено требование
Разберемся, как поступать, если против ваших представленных обоснований, что требования незаконны, вам его оформили.
В этом случае водителю ничего не остается, как убрать тонировку и не устанавливать ее до окончания срока действия документа. Других хитрых методов избежать наказания сегодня не существует.
За невыполнение требований инспектора ГИБДД всегда наказывали и будут продолжать это делать, даже при следующих обстоятельствах:
- Вы убрали тонировку, а потом снова ее установили.
- То же самое, плюс доказывающие бумаги, что тонировка удалена (а потом вновь установлена).
- Если требование оформлено на одного автовладельца, а вновь задержан другой водитель. В этом случае можно избежать наказания.
Но зато есть требование – а это хуже штрафа!
Официально этот документ может называться по-разному. В одних случаях его именуют требованием (предписанием) об устранении правонарушения, в других – об устранении условий, влекущих правонарушений. Но суть одна и та же!
Куда важнее, как это работает на практике:
- Инспектор видит затонированный автомобиль в потоке других машин и останавливает его с целью пресечь правонарушение,
- Далее он сообщает водителю о своих подозрениях и должен подтвердить их – а для этого сходить в патрульную машину за тауметром и провести замеры уровня светопропускания лобового и передних боковых стёкол автомобиля. Если прибор покажет менее 70%, находящемуся за рулём выпишут штраф по части 3.1 ст. 12.5 КоАП.
- Одновременно с этим инспектор ДПС может предложить водителю устранить нарушение на месте – то есть содрать цветную плёнку.
- Если водитель откажется или не сможет удалить тонировку, то в дополнение к постановлению со штрафом ему выпишут как раз пресловутое требование. В нём указывается срок, в течение которого нарушитель должен снять цветную плёнку – как правило, это 10 дней, реже 15-30 суток.
Вот как выглядит требование:
Если вас поймали с тонировкой и такое требование у вас на руках – «поздравляем», отныне у вас есть несколько суток на то, чтобы привести переднюю полусферу автомобиля к надлежащему внешнему виду, удалив плёночное покрытие.
Можно ли аннулировать это требование? Да, но с оговорками. Если вам его выписали, значит предписание автоматически появится и в электронной базе ГИБДД. Чтобы убрать его оттуда, придётся, как ни странно… растонироваться, съездить в ГИБДД и показать им машину на осмотр. Это нужно, чтобы в Госавтоинспекции зафиксировали факт устранения условий, влекущих правонарушение. Только в этом случае требование из базы удалят. Ну а вы снова сможете наклеить плёнку.
Правда, на 100% рабочим этот способ не назовёшь. Потому что в ГИБДД вам могут попросту отказать в осмотре автомобиля. Да и проверить, аннулировали ли требование в базе ГАИ, тоже весьма проблематично.
И чем это грозит?
Выше мы рассказали, как работает практика выписывания требований за тонировку. Но это не просто бумажка с подписью инспектора и напечатанным текстом. Оформляя предписание, сотрудник полиции излагает законное требование.
Наказания здесь гораздо строже:
- штраф 2 000 – 4 000 рублей,
- арест до 15 суток,
- обязательные работы от 40 до 120 часов.
Таким образом, если в установленный требованием срок вы не растонируете машину и вас снова остановят ДПС, грозит одно из вышеперечисленных наказаний. И для привлечения по ч. 1 ст. 19.3 КоАП инспектору достаточно снова замерить тонированные стёкла, и, если уровень светопропускания передней полусферы окажется ниже 70% – вменить вам неисполнение требования сотрудника полиции.
Но рассмотреть дело на месте ИДПС не может, поскольку среди наказаний значится арест. Поэтому составленный административный материал передаётся в мировой суд. И, как показывает практика, вас могут сразу увезти туда прямо с дороги. А если суд в это время не работает, придётся ожидать заседания в «обезьяннике» с сомнительным контингентом. Именно так это работает на практике 2022 года.
Но законно ли вообще требование удалить тонировку?
Нет.
Однако тот же ФЗ «О полиции» обязывает полицейских выполнять свои должностные обязанности строго в рамках регламентов. Вот только в 2022 году нет ни единого нормативно-правового акта, который бы регламентировал вынесение требований в отношении граждан и где была бы форма такого документа.
Есть ещё один фактор в пользу незаконности предписания. На практике обычно выписывают «требование о прекращении правонарушения». Но когда ИДПС останавливает тонированную машину – нарушение уже прекращено, поскольку автомобиль стоит на месте и никуда не едет. Соответственно, выписывание требования изначально противоречит закону. Это просто нелогично!
Тем не менее, теория отличается от практики. И если светопропускаемость стёкол передней полусферы будет отличаться от минимального показателя 70% – на первый раз вы получите и штраф, и письменное требование.
Более того, Верховный Суд тоже не видит в требовании ничего зазорного:
В итоге, имеем то, что имеет – и это совсем не в пользу автолюбителей!
Если не подписывать
Возникает другой вопрос: если вы не подписываете заполненную милиционером форму, то тут нет ответственности неправильно. Это заблуждение чаще всего встречается с молодыми водителями, не имеющими юридической грамотности.
В этом случае это может привести только к ухудшению ситуации и гарантирует штраф даже в случае неправильно составленного акта. В случае отказа инспектор может подтвердить присутствие нарушителя в непосредственной близости, привлекая 2-х свидетелей и его подпись.
В данной ситуации разумнее было бы дать формальное согласие на прием жалобы и в дальнейшем разработать пошаговую инструкцию для рассмотрения в суде. В частности, разрешено опровергнуть решение сотрудника ГАИ, составившего документ, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия владельца ТС
Вариантов несколько, самый очевидный — довести тонировку стекла до государственных стандартов или просто удалить полимерную пленку. Вы можете отказаться от использования автомобиля или продать его.
Если автовладелец не обратится в суд по поводу незаконности определения наказания в виде штрафа, то лучше не откладывать, а заплатить в течение 20 дней с момента вынесения решения. При этом сумма уменьшится в 2 раза, это положение закреплено в статье 32.2 части 1.3.
Оспаривать санкцию в течение 10 дней стоит только при наличии убедительных фактов незаконности работы инспектора ГИБДД (неверный замер прозрачности стекла, ошибки в оформлении документов).
В противном случае санкция останется в силе. Если судья все же отменит денежную взыскание, постановление автоматически перестанет быть юридически правовым актом.
Какие штрафы за превышение скорости: можно лишить права
Заключение
Требование по тонировке – не самое простое явление в российском юридическом поле. Некоторые оспаривают законность самого его существования, другие, наоборот, считают документом-основанием для дальнейших санкций к нарушителю.
В любом случае, если нарушение признается и речь идет о первой его фиксации, лучше выполнить требование. В случае незаконности составления – нужно оспаривать и здесь хорошей идеей будет привлечение к процессу адвоката. Проконсультироваться с юристом можно по одному из телефонов, указанных на сайте.
Москва +7(499) 325-45-68
Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78
Бесплатная консультация 7(800) 350-23-68