Решение суда о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении противоправных действий № 2-3426/2017 ~ м-2487/2017

Штраф за тонировку в 2022 году

Назначение штрафа за использование тонировки установлено ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, в соответствии с которой за управление транспортным средством со светопропусканием стекол, несоответствующем требованиям технического регламента влечет наложение штрафных санкций на водителя в размере 500 рублей. Предупреждение за данное нарушение не предусмотрено

Отметим, что до 2014 года кроме штрафа за езду с тонировкой для нарушителей было предусмотрено еще одно наказание – снятие государственных номеров с автомобиля. Теперь данная норма упразднена и ее применение не законно.

Административный арест водителя за езду с тонировкой

Проанализировав действующее законодательство установлено, что за тонировку могут арестовать на 15 суток. Например, если на лобовом или передних стеклах имеется тонировка, то остановивший такой автомобиль инспектор ГИБДД кроме составления протокола и выписывания штрафа в 500 рублей за нарушение ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, может составить письменное требование о снятии тонировки (предписание об устранении выявленных нарушений закона), с указанием срока, в течение которого водитель должен снять тонировку с лобового и передних стекол. Обычно это 10 дней с момента вынесения требования.

В случае, если водитель не исполнил требования и не удалил тонировку, то при повторной остановке он может быть подвергнут административной ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ — неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции. В этом случае штраф будет составлять уже 1000 рублей, а также возможной мерой пресечения может быть выбран арест водителя на срок до 15 суток.

Поэтому получается, что арестовывают как будто за тонировку, но на самом деле за невыполнение предписания инспектора ГИБДД.

Но не стоит забывать о том, что наказание в виде лишения свободы (пусть даже на небольшой срок в 15 суток), может вынести только суд. Инспектор же, который зарегистрировал повторное нарушение, лишь начинает делопроизводство для передачи документов в суд.

Уловки, к которым прибегают водители.

Некоторые водители в летнее время года ездят с открытыми передними стеклами и отказываются их поднимать для проверки степени светопропускания по просьбе инспектора ГИБДД на посту.  Однако, как показывает судебная практика, таких водителей могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ — неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет назначение административного наказания (штраф до 1000 рублей или арест до 15 суток).

Об ответственности за нарушения Правил дорожного движения можно прочитать в соответствующем разделе.

Лишение прав за тонировку

Бытует мнение, что за тонировку могут лишить водительских прав. В настоящее время действующими нормами КоАП РФ не предусмотрено лишение водительских прав за тонировку. Наши специалисты, изучив практику применения ответственности за нарушения ПДД, составили таблицу нарушений, за которые предусмотрено лишение водительских прав (смотрите ссылку).

Техосмотр транспортного средства и тонировка

И последний вопрос, на который бы хотелось дать ответ – это тонировка стекол и технический осмотр транспортного средства. В соответствии с действующими нормативными актами прохождение техосмотра с нарушением требований по тонировке — не допустимо. Единственным выходом прохождения техосмотра с тонировкой является снятие тонировки  перед прохождением техосмотра, а после прохождения ТО снова ее сделать. В любом случае, при прохождении техосмотра следует внимательно прочитать требования ГОСТа и технического регламента. Если водитель полностью уверен в том, что его тонировка установлена по всем правилам, то и на техосмотре ему бояться нечего.

Подготовлено «Персональные права.ру»

Правовая основа

Итак, если у Вас тонирована передняя полусфера стёкол со светопропускаемостью менее 70%, то Вам могут выписать одну из двух бумаг:

  • требование об устранении тонировки как правонарушения,
  • предписание о снятии тонировки.

Оба этих документа равнозначны по закону на 2019 год, имеют одинаковую силу, направлены на одну и ту же цель и приведут к одним и тем же последствиям, поэтому в статье мы будем употреблять их как синонимы.

Законодательная база выписывания таких предписаний – целых 5 нормативно-правовых актов:

  • ПДД,
  • Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств«,
  • КоАП,
  • Федеральный закон «О полиции«,
  • Административный регламент, введённый Приказом №664 МВД.

Если подробнее, то давайте перечислим выдержки из каждого из этих законодательных актов!

ПДД непосредственно запрещает тонировать машину в своём Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация машин:

Разрешается применять тонированные стёкла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88.

Как видим, ПДД ссылается на ГОСТ. Но последний не актуален на 2019 год и представлен альтернативой в виде Техрегламента, который как раз и регулирует соответствие тонировки:

4.3. Светопропускание ветрового стекла и стёкол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%.

Административный кодекс, в свою очередь, устанавливает ответственность за нарушения ПДД, ссылающегося на Техрегламент, и предписывает штраф 500 рублей за тонировку:

3.1. Управление транспортным средством, на котором установлены стёкла (в том числе покрытые прозрачными цветными плёнками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств, влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Также именно в КоАП есть наказание за невыполнение законного требования сотрудника полиции, коим инспектор ГИБДД и является:

1. Неповиновение законному требованию сотрудника полиции . влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

ФЗ о полиции в своей статье №13 говорит следующее:

1. Полиции для выполнения возложенных на неё обязанностей предоставляются следующие права:

  1. требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов.

И, наконец, Административный регламент пунктом 6 предписывает сотрудникам ГИБДД право:

6. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора имеют право: 6.1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.

На первый взгляд по существу изложения правовых актов кажется, что всё логично – тонировка есть нарушение ПДД, полиции дано право требовать прекратить это нарушение, а КоАП предписывает арестовывать водителей за невыполнение требования. Но всё не совсем так!

Тонировке дают сутки. Когда инспектор вправе потребовать оторвать пленку

ГИБДД предлагает дать автомобилистам время на устранение незаконной тонировки. Сейчас инспекторы имеют право требовать у водителей отрывать несоответствующую ГОСТам пленку прямо на месте фиксации нарушения. А в случае несогласия с требованием могут привлекать автомобилистов к ответственности по более тяжкой статье, предусматривающей даже административный арест.

Согласно ч. 3.1. ст. 12.5, управление транспортным средством с установленными стеклами, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента, влечет наложение административного штрафа в размере 500 рублей. При этом действия водителей, которые не соглашаются устранить нарушение на месте, можно квалифицировать как неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Согласно ст. 19.3 КоАП это наказывается штрафом от 500 руб. до 1 тыс. руб. или административным арестом на срок до 15 суток.

В ряде регионов инспекторы ГИБДД часто используют именно ст. 19.3, что приводит к конфликтам между полицейскими и водителями. Иначе, говорят сами инспекторы, злостных нарушителей невозможно заставить исполнять требования законодательства.

ГИБДД предлагает дать сутки

Чтобы прекратить подобную практику, депутат Госдумы от партии ЛДПР Ярослав Нилов обратился за разъяснениями в ГИБДД. Там рассказали, что за последнее время в ведомстве наблюдают значительный рост правонарушений, связанных с неправильной тонировкой. И уточнили, что согласно закону о полиции инспекторы ГИБДД имеют полное право требовать от водителей прекращения противоправных действий.

Автосервисы Autonews

Искать больше не нужно. Гарантируем качество услуг.Всегда рядом.

Выбрать сервис

При этом, по мнению руководства ГИБДД, водителям нужно дать разумный срок на устранение нарушения, утверждается в письме за подписью главы ведомства Михаила Черникова: «Соответствующие требования по отношению к водителям должны быть оформлены в письменной форме и содержать разумный срок (не менее суток), в течение которого такое требование подлежит осуществлению. Выдача должностным лицам Госавтоинспекции водителям письменных требований о прекращении противозаконных действий не противоречит законодательству, что подтверждается судебной практикой».

Депутаты требуют упростить правила

Сам Ярослав Нилов в беседе с Autonews.ru заявил, что считает необходимым полностью запретить инспекторам требовать устранения неправильной тонировки на месте. «Если водителя задержали за нарушение норм тонировки, незаконно требовать от него сразу отдирать эту пленку. Это предписание должно быть оформлено в письменном виде. Конечно, на нарушителей нужно составлять протоколы, выписывать им штрафы», — сказал депутат.

Сколько действует требование за тонировку в 2022году

Срок действия предписания за тонировку, о прекращении противоправных действий, указывается в первом абзаце документа. На устранение правонарушения дается до 10 дней. При невыполнении требования, водитель будет наказан уже за неподчинение ГИБДД. Штраф 5000 рублей, арест до 15 суток или общественные работы.

Предупреждение

Не в каждой ситуации водитель транспортного средства с неправильной тонировкой подвергается наложению денежного штрафа.

Как проверить предписание за тонировку

Ситуации, когда выдача бланка осуществляется не владельцу автомобиля, не имеют отличий от других, поскольку выписывается постановление на водителя, а не на транспортное средство.

Попытка утверждения о невыдаче сотрудниками на руки требуемых документов не будут иметь никакого эффекта, так как вся документация содержится в базе данных в виде копий. Поэтому отказ от получения образца будет бессмысленным.

Законно ли требование снять тонировку

Тот факт, что единый порядок, по которому выписывается требование за тонировку, отсутствует, уже может являться достаточным основанием для того, чтобы оно было признано незаконным.

Но согласно ч.2 ст.6 ФЗ «О полиции» и приказу МВД No 727 от 14.11.2016, в котором утвержден регламент административного характера по надзору за состоянием транспортных средств, указываются требования к автомобилям по общепринятым стандартам. То есть штраф выписывается за наличие тонировки, а не за факт ее устранения.

Обратите внимание, ГИБДД в тексте предписания не требует снимать тонировочную пленку, необходимо прекратить административное правонарушение 3 способами: удалить пленку, не ездить на машине, продать авто. На практике же, согласно действующим решениям Верховного суда, те доказательства, которые приведены в рассматриваемых делах, связанных с получением наказания за тонировку, не признаются убедительными

В результате требования, которые противоречат законодательству, успешно используются для осуществления наказания водителей

На практике же, согласно действующим решениям Верховного суда, те доказательства, которые приведены в рассматриваемых делах, связанных с получением наказания за тонировку, не признаются убедительными. В результате требования, которые противоречат законодательству, успешно используются для осуществления наказания водителей.

Владельцу автомобиля дается 10 дней на устранение обнаруженных неисправностей. Если за это время нарушение будет совершено повторно, буду применяться уже более жесткие меры: двойной размер суммы оплаты, штраф 5000рублей, административный арест до 15 суток или общественные работы.

Выписали требование о снятии тонировки: почему оно незаконно?

Вариантов есть несколько, самый очевидный — привести тонирование стёкол к соответствию государственным стандартам или просто убрать полимерную плёнку. Можно прекратить пользоваться автомобилем или продать его.

Если автовладелец не собирается обращаться в суд по поводу неправомерности определения меры наказание в виде штрафа, то лучше не затягивать, а произвести оплату в течение 20 дней, после вынесения постановления. Сумма при этом уменьшится в 2 раза, это положение закреплено ст.32.2 ч.1,3.

Обжаловать штраф в 10-дневный срок стоит только при наличии убедительных фактов незаконности действий инспектора ГИБДД (неправильный замер светопроницаемости стёкол, ошибки документального оформления).

В обратном случае, наказание останется в силе. Если судья все же отменит денежное взыскание, то автоматически предписание перестанет быть юридически законным документом.

Замер, позволяющий определить светопропускание стёкол, покрытых тонировочной плёнкой, проводится с соблюдением законных требований. Процедура происходит на стационарном посту ГИБДД специально обученным сотрудником с применением таумера.

Прибор с допустимой погрешностью 2% должен соответствовать следующим условиям:

  • быть сертифицированным;
  • иметь свидетельство о ежегодной поверке, пломбу;
  • содержать на корпусе наклейку с датой последнего контроля;
  • подходить для замеров стекла определённой толщины.

Точный процент пропускания света тонировкой покажет таумер, если его использовать при температуре 20 °C с погрешностью не более 5 °C, влажности воздуха 60% плюс, минус 20%, давлении 86–106 Кпа. Сотрудник Госавтоинспекции должен иметь измерительные средства этих параметров.

Прибор будет работать и при других условиях, например, в холодную или дождливую погоду, но показания будут искажены, что даст возможность водителю обжаловать действия инспектора.

В 2021 году ГОСТом 32565-2013 (вместо ГОСТ 5727-88) регламентируются следующие требования:

  1. Пропускаемость светового потока лобового стекла, передних и задних боковых – не менее 70%;
  2. При наличии 2-х зеркал заднего вида светопропускаемость стекол, которые обеспечивают обзор водителю сзади, не нормируется;
  3. Допустимо затенение верхней части ветрового стекла, шириной не более 14 см.

Нарушение правил эксплуатации ТС – повод для задержания.

В 2020-2021 вступят в силу новые правила изменения светопропускающих, цветовых и отражающих свойств стекол автомобиля. Запрещать тонировку, как полагали некоторые автомобилисты, в настоящее время не планируется. Тем не менее, изменится минимально допустимый процент светопропускаемости ветрового и передних боковых стекол– 70% по условиям нового ГОСТа 33997-2016.

Замечу, что до конца 2020 года действуют ограничения госта ГОСТа 5727, согласно которому светопропускаемость ветрового стекла должна составлять не менее 75%.

Что это такое и когда выписывают?

Нередко вполне юридический вопрос лежит одновременно и в других плоскостях, например, лингвистической. Так вышло и в данном случае.

Требование об устранении обстоятельств, послуживших совершению административного правонарушения (Требование о прекращении административного правонарушения) – это воплощенное право (а при определенных обстоятельствах и обязанность) сотрудника правоохранительных органов, на основании п.1, ч.1, ст.13 Закона о полиции, требовать от граждан прекращения противоправных действий.

Уже из формулировки видно, что данный документ и вызываемые им последствия относятся к любому правонарушению (в данном контексте – административному), в т.ч. и к нарушению ПДД и других профильных НПА. Часто документ называют Предписанием на устранение нарушения (с установленными сроками), но в случае чрезмерного затемнения стекол машины в разговорной речи закрепился другой термин – требование за тонировку.

Несмотря на то, что словосочетание составлено, скажет так, с некоторой южнорусской языковой спецификой, распространение данное название получило на всей территории России.

При каких условиях может быть выписано требование за тонировку?

Очевидно, что появиться предписание может после фиксации факта правонарушения. В рассматриваемой ситуации – сотрудником ГИБДД. Наиболее часто выставление требования за тонировку происходит непосредственно при проверках на дороге.

Типичная ситуация выглядит так: сотрудник ГАИ останавливает автомобиль, осуществляет проверку допустимости светопроницаемости стекол (тонировки) и выписывает штраф.

Одновременно сотрудник ГИБДД вправе выставить то самое требование за тонировку, т.е. составить предписание, в котором указан тип нарушения и требование его устранить в указанные сроки (в большинстве случаев, речь идет о 10 днях).

Как выглядит требование?

В зависимости от региона, встречаются требования несколько отличающиеся по внешнему виду, в том числе и по названию. Непосредственно «требование за тонировку» конечно не указывают, но бывает и «Постановление о прекращении административного правонарушения» и требования различных форматов.

Вместе с тем в документе обязательно должна присутствовать следующая информация:

  • Ф. И. О., номер и серия водительского удостоверения нарушителя.
  • Данные инспектора, составляющего требование.
  • Суть нарушения, номер протокола / постановления, составленного в этой связи, нарушенные НПА.
  • Основания для требования (п.1, ч.1, ст.13 Закона о полиции).
  • Суть требования (устранить в течение N срока).
  • Предупреждение о последствиях несвоевременного выполнения требования.
  • Дата и подписи сторон.

Примерный внешний вид требования:

Законно ли требование за тонировку?

В интернете можно встретить информацию о незаконности составления требования за тонировку. Приводятся некоторые аргументы, среди которых якобы отсутствие нормативной базы, отдельных инструкций и т.п. Все это не соответствует действительности. П.1, ч.1, ст.13 Закона о полиции вполне достаточно для законности выставления требования, однако некоторая неурегулированность процедуры все же присутствует (о том, как оспорить постановление подробно поговорим далее).

Многие читатели интересуются и другим аспектом, а именно законностью одновременного выставления требования и выписывания штрафа – не является ли это двумя наказаниями за одно правонарушение? К сожалению, никаких нарушений здесь нет: требование за тонировку не является наказанием, а значит может быть применено вместе со штрафом.

Какой срок требования сегодня?

Итак, требование или, как его ещё называют, «предписание» – это указание снять тонировку как условие, влекущее административное правонарушение. При этом, водителю даётся определённый срок на исполнение этого требования.

Но если ранее он мог составлять от обязанности сиюминутного исполнения до полугода, то по новому закону этот период может быть закреплён официально.

На 2019 год наиболее распространённым временем, даваемым на устранение плёнки, является:

  • требование удалить тонировку прямо сейчас – без какого-либо срока, и, если вы не сделаете это до продолжения движения как водитель, то поедете уже пассажиром – в тюрьму по части 1 статьи 19.3 КоАП,
  • 10 дней – такой срок даётся, согласно вступлению в силу постановления со штрафом за плёнку, который вам выписали при остановке вместе с предписанием,
  • 30 дней – просто как округлённая дата одного месяца,
  • 60 дней – срок на оплату штрафа, его тоже практикуют,
  • 3 месяца – это давность привлечения к ответственности по суду; то есть если за нарушение вас не привлекли в течение 3 месяцев, то далее уже законно нельзя этого сделать.

В общих случаях наиболее разумным видится именно последний пункт – 3 месяца, так как, действительно, истекает давность привлечения к наказанию водителя. Правда, не утихают споры о том, что езда с тонировкой – это всё же длящееся правонарушение, а для таких срок давности не действует.

Между тем, мы уже писали о том, что само требование о снятии тонировки незаконно. И тогда ни один из указанных сроков не может быть законным официально – ведь как можно узаконить какой-либо период, относящийся к несуществующей формально административной процедуре?!

Сколько действует предписание за тонировку

Срок действия предписания о снятии тонировки прописывается в бланке. Чаще всего инспектор даёт на это 10 суток с момента составления документа.

Если после того, как срок его действия истёк, а автовладелец будет снова задержан на той же машине, что и ранее, то к нему применяется соответствующая мера наказания, описанная выше.

Разрешена ли зеркальная тонировка на заднее стекло и задние боковые расскажет статья: Зеркальная-тонировка. Атермальная тонировка на лобовое стекло, об этом читайте здесь.

Другой вопрос, затрагивающий вопрос сколько длится действие постановления (исковая давность) также может интересовать многих автовладельцев, сталкивающихся с аналогичными проблемами.

Официально это трактуется в КоАП РФ ст. 19.3 ч. 1, на которую действует другой норматив: ст. 4.5 КоАП РФ «Давность привлечения к административной ответственности».

В ней есть следующая запись: «Требование по административному правонарушению не выносится по истечении 2 месяцев. В случае рассмотрения дела в суде – 3 месяцев».

Случай с тонировкой в любом случае будет рассматриваться судом (в присутствии нарушителя или без него), поэтому срок давности данного предписания составляет 3 месяца. Чуть ниже, в характеристике статьи говорится о том, что дата исчисления рассчитывается с момента составления документа (предписания).

Основания для наложения штрафов за тонировку

Что же реально происходит с затонированными автомобилями на дорогах, и на каком основании выписывают штрафы за тонировку?

Для ответа на этот вопрос достаточно открыть соответствующий раздел официального сайта ГИБДД. Буквально каждую неделю в субъектах РФ проводятся рейды по борьбе с нарушениями требований к светопропускной способности стекол (проще говоря, с тонировкой). При этом там же часто прямо указываются требуемые сотрудниками ГИБДД нормативы:

  • не менее 70% светопропускание передних боковых стёкол;
  • не менее 75% – ветрового стекла, что, вроде бы, противоречит действующему Техническому регламенту (там по лобовому стеклу не менее 70%).

Некоторые водители пробовали в судах оспорить применение устаревшего норматива к тонировке лобового стекла. Однако при рассмотрении дел суды делают упор на то, что устаревший ГОСТ 5727-88, упоминаемый в Правилах дорожного движения отменяется лишь «в части, разрешающей применять тонированные стёкла» (упоминавшееся выше письмо Главного управления ГИБДД). Надо так понимать, что в части запрещающей «применять тонированные стёкла» устаревший ГОСТ не отменен?

Подобную же казуистику можно встретить и при обжаловании в суде условий проведения измерений и их точности. Так, при оценке светопропускной способности температура, давление и влажность окружающей среды в соответствии с ГОСТ Р 8.831– 2013 (введен в действие, как и Техрегламент с 01.01.2015) должны находиться в строго определённом диапазоне. Кроме того в соответствии с тем же ГОСТом, области измерений определяются довольно сложным образом, а результаты замеров – как среднеарифметическое трёх измерений в одной точке.

Суды же, принимая сторону ГИБДД, трактуют положения ГОСТа применимыми лишь к новой заводской продукции, как будто для стекол подержанных автомобилей действуют другие законы физики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *