Правила реверсивного движения
Содержание:
Знаки и светофоры
Эти специальные знаки выполнены в белом цвете на синем фоне и оповещают о том, что на этом участке проходит реверсное движение.
Как правило, в таких местах их ставят сразу два, чтобы обозначить:
- начало полосы — номер 5.8;
- конец реверсного движения — номер 5.9.
На перекрёстках дополнительно устанавливается знак 5.10. Кроме него есть ещё и другие знаки, регулирующие реверсное движение:
- 11.1 – маршрутные транспортные средства могут двигаться во встречном направлении от главного потока автомобилей;
- 15.8 – количество дорожных полос, где можно менять направление движения.
В восьмом разделе ПДД есть дополнительные таблички, где можно узнать всю необходимую информацию. Над полосами, где часто меняется направление движения, установлен реверсивный светофор. Он бывает трёх видов. Состоит из одной, двух или трёх камер, соответственно. Внимательный водитель, увидев нужный сигнал, может перестроиться в соседний ряд, не нарушая правил. Выучить сигналы несложно.
Они по внешнему виду и смысловому содержанию не отличаются от привычных:
- Красный крест — запрет движения.
- Зелёный — движение разрешено.
- Жёлтый — можно перестраиваться согласно указаниям стрелки. На обычном светофоре жёлтый означает, что происходит смена сигнала. Когда загорелась такая стрелка, необходимо успеть перестроится на соседнюю полосу, пока на светофоре не загорится красным.
Основные правила передвижения в реверсивном потоке
Кто из водителей выполняющих поворот нарушит правила Обычно реверсивное движение устанавливается на прямых участках дороги и на магистралях с минимальным количеством перекрестков. Тем не менее, в больших городах часто возникают проблемы, особенно если вы приближаетесь с прилегающей улицы или территории.
В данном случае нужно придерживаться следующих правил:
- Нельзя пересекать всю проезжую часть, если вам нужно ехать, например, налево.
- Необходимо влиться в общий поток и ехать до ближайшего перекрестка, параллельно перестраиваясь в крайний левый ряд, чтобы на перекрестке совершить разворот, если он не запрещен по правилам.
- Согласно ПДД заезжать на реверсивную дорогу можно с любого направления, а съезжать — на крайнюю правую полосу.
- Опережение разрешается только в тех случаях, если дорожная обстановка позволяет.
- Пересекать разметку 1.9, разделяющую транспортные потоки разных направлений, с левой стороны запрещено, это будет классифицироваться, как выезд на встречку.
В КоАП нет особых статей посвященных участкам с реверсивным движением, поэтому за нарушения будут штрафовать, исходя из ситуации.
Самая распространенная ситуация — пренебрежение сигналами светофора. Так, если горит красный крестик, то выезд на полосу равнозначен выезду на встречку. За это по статье 12.15 ч.4 полагается штраф 5 тысяч рублей. Если повторно совершите данное нарушение и данный факт зафиксирует инспектор ГИБДД, то можно лишиться прав на год.
Если перед вами на дороге возникло препятствие и вы его объезжаете слева, с выездом на встречную полосу, то есть пересекаете разметку 1.9, то такое нарушение рассматривается по статье КоАП 12.15 ч.3 — штраф 1-1,5 тыс. руб.
Также нарушителя могут наказать за неправильное размещение транспортного средства при пересечении перекрестков в разных направлениях. Здесь есть определенные особенности. Так, даже в том случае, если вам нужно с реверсивной полосы повернуть налево на дорогу с обычным движением, то согласно ПДД, совершать это можно таким образом, чтобы ваш автомобиль на обыкновенной дороге с двухсторонним движением занял крайнее правое положение.
Данный момент очень часто фиксируется, потому что на таких перекрестках вывешивают камеры видеофиксации. Штраф в случае нарушения взимают по статье 12.15 ч.1 — 1500 рублей.
Чтобы избежать всех этих штрафов, необходимо следить за сигналами светофора, разметкой и дорожными знаками. Правда, может радовать тот факт, когда в случае фиксации нарушения камерой, изъятия прав не происходит, а выписывают штраф.
Несмотря на то, что в Европе и Америке такой способ регулирования движения зарекомендовал себя с наилучшей стороны и активно начал использоваться еще с конце девяностых, в России же отнеслись к этому неоднозначно. При первом применении реверсивного движения в нашей стране, появились его противники. Действительно, как показала практика, на уменьшение количества ДТП это никак не повлияло, а даже наоборот, при ее организации некоторые водители начали путаться и совершать ошибки.
Так, учеными из европейских стран были проведены эксперименты, которые в результате показали, что на сокращение аварий регулировка реверсивности никак не влияет. Безусловно к положительным моментам можно отнести то, что это позволяет добиться увеличение средней скорости движения порядка 10 км/ч, а в некоторых случаях и больше. Такой способ позволяет увеличить пропускную способность, как на временных участках автодорог при проведении их ремонта, так и в часы пик.
Данное движение в России используется редко и только в крупных городах. Примерами могут служить небольшое количество улиц в Москве, Самаре, в городе Екатеринбурге, где улица Шейнкмана в утренние часы пик становится на время односторонней.
Определение
Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.
Для полос, предназначенных для разгрузки дороги, характерен более высокий уровень опасности, что может спровоцировать аварийную ситуацию.
Чаще всего такая система движения встречается при проведении на дороге ремонтных работ. Реверс организовывается представителями ГИБДД либо рабочими, занимающимися дорожными покрытиями.
Реверсивное движение целесообразно конкретно на тех дорожных участках, где транспортные потоки в различных направлениях имеют неравномерную интенсивность. Это актуально для часа пик, проведения ремонтных работ на дороге либо аварии на ее конкретной части. Наиболее часто полосы встречаются на выездах из крупных населенных пунктов, где поток автомобилей в основном направлен за город.
Мнение эксперта
Евгений Романов
Юрист, специализируется на защите прав в областях, связанных с ПДД, страхованием и спорами с ГИБДД.
Такой вид движения довольно давно используется в Европе, Австралии, США. У нас же в стране оно пока имеет массу недоработок. Существует немало организационных вопросов, мешающих достичь конечного позитивного результата. С учетом специфики системы правил дорожного движения и водительского менталитета у нас в стране можно утверждать, что уровень аварийности на таких дорогах очень высокий.
Среди водителей введение реверса вызывает немало споров. Однако, несмотря на некоторые сложности в организации реверсивное движение действительно дает возможность увеличить скорость движения машин в общем потоке. Одновременно с ним не увеличивается количество машин в различные направления. Для увеличения количества полос для реверса в РФ требуется ряд мероприятий, направленных на повышение дисциплины среди водителей.
Основное требование при этом – уменьшение аварийности на реверсных участках. От водителей требуется максимальная концентрация внимания. Владелец автомобиля должен точно осознавать меру своей ответственности и придерживаться существующих правил. Это дает возможность минимизации количества аварий на конкретной части дороги
Особая осторожность требуется при повороте направо, а также при перестроении на перекрестке. Перестраиваться на полосу с реверсом можно лишь в зоне видимости светофора
https://youtube.com/watch?v=CKntWD1FURA
Способы организации реверсивного движения
Для организации реверсивного движения нужно установить специальный дорожный знак, который будет предупреждать об этом водителей. В этих же целях на дорогу наносится разметка либо устанавливается светофор.
Дорожная разметка
Ряд для реверсивного движения разделяется разметкой 1.9. Она представляет собой две прерывистые параллельные линии, интервал между которыми составляет 3:1.
К минусам этого метода относится то, что когда на улице снег, увидеть разметку может быть сложно. Кроме того со временем линии могут стираться.
Одна расположенная по центру линия формирует два ряда, где проходит реверс машин. Если же разметка обозначается с двух сторон, на дороге будет одна реверсивная полоса.
Сигналы светофора
Использование специального сигнального прибора – светофора, является еще одним способом организации реверсивного движения. Светофор обычно имеет 2 или 3 поля. На них можно увидеть следующие обозначения:
- Зеленая направленная вниз стрелка. Дает разрешение ехать по соответствующей полосе.
- Желтая стрелка, направленная в правый нижний угол. Является знаком того, что нужно покинуть полосу, сменив ее на соседнюю.
- Красный крест. Запрещает передвижение.
Реверсивный светофор устанавливается на конкретную полосу дороги. Его функционирование не распространяется на всю дорогу либо перекресток. Он работает сугубо для тех машин, которые двигаются по полосе, над которой он висит.
Специальные знаки
При въезде на реверсивную полосу водитель должен видеть указатели, которые говорят об этом. К таковым относятся следующие знаки:
- Знак 5.8. Выглядит как изображение соединенной стрелки с указателями направления вверх и вниз. Говорит о начале реверсивной полосы.
- Знак 5.9. Выглядит как перечеркнутый красной линией предыдущий знак и говорит о том, что часть с реверсом заканчивается.
- Знак 5.10. Представляет собой белые стрелки, которые расположены горизонтально и указывают на направления влево и вправо. Указатель является предупреждением о начале движения в реверсе. Увидеть его можно лишь перед перекрестком.
Парапеты
Аварии на дорогах во многом связаны не только с загруженностью, но и с тем, что светофоров и разметки не хватает для обеспечения правильного реверсивного движения. Поэтому дополнительно могут использоваться блоки парапетного типа из бетонных конструкций. Они ограждают на встречной стороне дороги свободные полосы, что дает возможность повысить скорость машин при пиковых нагрузках.
Парапеты устанавливаются на дороге и закрепляются подкладками из резины. Ограждения могут иметь постоянную и переменную длину. Парапеты переменной длины делаются из стали и представляют собой сварочную конструкцию. Использование подобных передвижных блоков обеспечивает разделение разметки дороги на секции для реверсивного движения.
Преимущества и недостатки реверсивных полос
Реверсивное движение дает следующие преимущества:
- Благодаря реверсу координируется движение на дорогах.
- В больших городах реверсивное движение незаменимо для снижения загруженности дорог.
- Полоса с подобным движением может использоваться в конкретное время суток, рабочие либо выходные дни.
- Скорость движения машин может увеличиться на 20%.
Однако отмечаются и некоторые минусы:
- Аварийные ситуации на таких участках случаются чаще, чем на обычных.
- У нас в стране реверсивная система не столь распространена, поэтому водитель может растеряться и не понять, как себя лучше вести.
Основные сведения
Процесс движения по дороге подразумевает направление. Причем оно может быть двух различных видов – в одну сторону или же реверсивное.
Для этого существует специальная разметка, а также знаки. Движение по дорогам с движением реверсивного типа гораздо сложнее по самым разным причинам.
Именно прежде, чем приступить к использованию такого типа движения, нужно будет внимательно ознакомиться со всеми нюансами.
В противном случае велика вероятность штрафа, аварии. Нередко всевозможные ДТП происходят из-за банального несоблюдения режима движения.
Выезд на дорогу с реверсивным движением следует осуществлять максимально осторожно. Так как невнимательность может привести к плачевным последствиям. К основным вопросам, ознакомиться с которыми нужно будет заранее, относится следующее:
К основным вопросам, ознакомиться с которыми нужно будет заранее, относится следующее:
- что это такое?
- какова его роль?
Что это такое
Под реверсивным движением | Подразумевает специальный режим, при котором в одно время движение осуществляется в одну сторону, в другое же – в другую |
Такой режим представляет собой реверс | То есть в зависимости от различных факторов пропускная способность дорожной магистрали изменяется в зависимости от времени суток, другого |
На данный момент подобного типа дороги на территории РФ мало применяются. Но уже имеется удачный опыт использования подобных дорог на территории Москвы, Санкт-Петербурга, а также Екатеринбурга.
Именно поэтому каких-либо существенных сложностей возникать не должно при езде на автомобиле, мотоцикле, ином транспортном средстве.
Интересно, что в СССР реверсивное движение обычно не использовалось. Причиной тому было отсутствие необходимости в таком режиме.
Так как количество личных автомобилей было относительно невелико. Подобные сложности появились в 90-е, когда приобрести собственное транспортное средство стало не сложно.
Опыт движения по дорогам реверсивного типа был перенят из следующих городов:
- Париж;
- Токио;
- Рим;
- Лондон.
В обозначенных выше мегаполисах проблема пробок стоит действительно остро. Именно поэтому властями стран и руководством городов были приняты соответствующие решения касательно дорожной разметки.
Какова его роль
Данного типа движение позволяет одновременно решить сразу большое количество различных задач.
В первую очередь к таковым относится следующее:
Значительное снижение напряженности движения, уменьшение количества пробок | За счет увеличения пропускной способности в одну из сторон |
Обеспечение бесперебойного движения по дорогам как внутри города, так и вне его пределов | Существенно уменьшается показатель простоя автомобиля на дороге |
Отпадает необходимость в строительстве новых дорог в черте города | Что существенно снижает городские расходы на транспортную инфраструктуру |
Загрузка на дорожное полотно распределяется более равномерно | Что позволяет существенно повысить качество дорог |
Именно поэтому имеет смысл использовать реверсивное движение в крупных городах. Так как это не только повышает пропускную способность дорог, но также не позволяет им ухудшиться.
Что подразумевает необходимость осуществления ремонта. Также отсутствие пробок или же уменьшение их количества позволяет улучшить экологическую обстановку внутри города.
Так как жители города, водители в разы меньше будут проставить с заведенным двигателем на территории города.
Соответственно существенно уменьшится количество вредных выбросов в атмосферу. В целом использование реверсивного движения имеет только лишь одни положительные моменты.
Возможные штрафы
Если вы нарушите правила проезда перекрестка, где имеется РД, тогда отделаетесь стандартным штрафом в размере 500 рублей.
Но вот выезжать за пределы разметки не стоит. Когда разрешающих сигналов нет, а вы все равно вылезли на полосу реверса, будьте готовы заплатить 5 тысяч рублей, либо отдать свои права на 6 месяцев.
Также не рекомендуется объезжать препятствия, выполняя при этом даже кратковременный выезд на РД. Иначе расстанетесь с 1-1,5 тысячами рублей.
Как вы можете наглядно видеть, нарушать правила, связанные с реверсивным движением, крайне невыгодно. Это существенно бьет по карману. Но и заставляет в последующем не совершать столь опасные маневры.
А сталкивались ли вы с реверсивным движением? Согласитесь, что пока у нас еще много недоработок. Но задумка однозначно полезная и необходимая.
Спасибо всем, кто нас читает! Обязательно подписывайтесь, не забывайте оставлять комментарии и задавайте нам актуальные вопросы!
(8 оценок, среднее: 4,75 из 5)
Подпишитесь на обновления и получайте статьи на почту!
Гарантируем: никакого спама, только новые статьи один раз в неделю!
Вопрос загруженности дорог очень остро поставлен в городах-миллионниках, где есть большое количество транспортных средств. Одновременный выезд автомобилей на отдельный участок приводит к образованию заторов. Все это влечет за собой необходимость поиска выходов из сложившейся ситуации. Одним из вариантов разрешения этой проблемы является организация реверсивного движения.
Согласно ПДД, реверсивное движение предоставляет возможность по одной полосе двигаться в разные стороны. Такая необходимость вводится в час пик. Порядок направления регламентируется по времени.
Правила организации
Для обозначения участков полотна с реверсивным движением применяют специальные знаки, горизонтальную разметку и светофоры.
Полосы, которые служат для такого типа движения, выделяются на полотне двойной прерывистой линией, имеющей белый цвет (В ПДД она значится под номером 1.9). Когда реверсивные светофоры выключаются, она просто разделяет транспортные потоки противоположных направлений.
Если оптическое устройство работает, данную разметку разрешается пересекать с любой стороны (разумеется, если транспорт по соседним полосам едет в попутном направлении). Если же регулирование отключено, такую линию можно пересекать только тогда, когда она проходит справа от автомобиля. Если светофор погас, сидящий за рулем обязан тут же переместить свой транспорт вправо, освободив занимаемую ранее полосу.
Светофоры для организации реверсивного движения выглядят иначе, нежели обычные. Они представляют собой квадратные секции с цветными символами, которые размещают непосредственно над дорожным полотном. О том, что по полосе разрешено ехать, говорит зеленая вертикальная стрелка, идущая сверху вниз. Желтая диагональная стрелка, проходящая слева направо, сообщает водителю о том, что движение по данной полосе вскоре закроется. При виде такого сигнала автомобилист должен перестроится. Если перемещение запрещено, на реверсивном светофоре загорится сигнал в виде красного креста.
Часто реверсивный светофор состоит только из двух секций: с красным и зеленым символами. Этого вполне достаточно для того, чтобы участники дорожного движения могли сориентироваться.
Источник изображения: user.vse42.ru
Разобраться в сигналах и разметке проще, чем может показаться на первый взгляд. Если перед вами полоса, которая с обеих сторон выделена разметкой 1.9, то использовать ее для движения можно тогда, когда над ней горит зеленая стрелка.
О приближении к дороге с реверсивными полосами говорят знаки 5.8-5.10.
Символ 5.8 представляет собой прямоугольник с синим фоном. В центре фигуры располагается белая вертикальная стрелка, показывающая направление вверх-вниз.
Об окончании такого полотна сообщает знак 5.9. Его оформление аналогично предыдущему, только изображение будет перечеркнуто диагональной красной полосой.
Символ 5.10 говорит о том, что водитель выезжает на дорогу, на которой есть реверсивное движение. Это – синий квадрат с двухсторонней стрелкой, которая расположена уже не вертикально, а горизонтально. Этот объект размещают перед перекрестками. Автомобилист, поворачивающий на полотно с реверсивным движением, обязан находиться на крайней правой полосе. Перестраиваться на таких участках можно только после того, как водитель убедится в том, что это разрешено светофорами.
Как говорилось выше, реверс зависит от времени суток и дней недели. Поэтому знаки 5.8-5.10 сопровождаются информационными табличками 8.5.1-8.5.7.
Как соблюдать правильную организацию
Существует много способов разгрузки напряжённости на дороге. Регуляторами выступают дорожная разметка, светофор или знак. Направление движения на реверсной полосе в течение суток меняется. Всё зависит от уровня загруженности дороги и времени дня. Такой способ разгрузки транспортных заторов актуален для больших городов, когда в выходные все пригородные трассы забиты транспортными колоннами
Именно поэтому так важно активировать такой участок пути именно в час пик. В итоге пропускная способность магистралей вырастает в разы
Нужно быть особенно внимательным при использовании этой полосы:
- Знаки и сигналы светофора указывают направление движения в ту или иную сторону.
- Если не работает светофор, во избежание аварии запрещено делать выезд на полосу.
- При выключенных светофорах специальная линия под номером 1.9 пересекается только с правой стороны.
По стёртой разметке или в снежную погоду очень сложно передвигаться по реверсным полосам. Поэтому реверсивное движение отсутствует, если нет или не видно соответствующих полос.
Поскольку рассматриваемая разметка проходит по центру проезжей части, то это значит, что выезд запрещён, если это движение не регулируется светофорами.
https://youtube.com/watch?v=kAnLleArKmI