Правила дорожного движения о реверсивном светофоре

Содержание:

Что такое реверсивный светофор?

Реверсивный светофор — электронное устройство, которое предназначено для регулировки направления движение потока автотранспорта и очерёдность проезда. Устройство имеет следующие сигнальные указатели:

  • красный крестик;
  • зелёная стрелка вниз;
  • жёлтая стрелка в диагональном направлении.

Современные устройства могут быть оборудованы дистанционным управлением. Это позволяет в мобильном режиме переключать указатели, регулирую поток транспорта.

Суть реверсивного светофора

Последнее время автомобилей на наших дорогах становится всё больше, поэтому регулировка потока и проезда как никогда актуальна. Устройство способно не только регулировать, но и уменьшать количество заторов на дорогах страны. В итоге, при установке реверсивных устройств экономится время за счёт упорядочения движения транспорта по полосам, а количество затором существенно уменьшается.

Само слово реверсивный переводится как возвращающий. Сутью работы устройства является возврат движения по двум противоположным полосам по соответствующему сигналу светофора в пределах одной полосы.

Чаще всего такие устройства устанавливаются в узких тоннелях или при проведении ремонта на дороге. Если же светофор монтирован над полосой дороги, то он позволяет проводить эффективную регулировку движения транспорта по полотну во время ремонта.

Правила проезда участка дороги с реверсивным светофором

Основным отличием такого светофора является ограниченный радиус действия, который, как правило, обозначен специальными знаками — синий фон и стрелка вниз-вверх означает, что на данном отрезке дороги действует реверсивное движение, если данный знак перечёркнут, то действие данного светофора завершено, далее участок дороги подчиняется обычным правила движения.

Каждый водитель обязательно должен знать отличия между привычными всем полосами движения на дороге и реверсивными. Главной особенностью такого движения является то, что по одной полосе могут ехать поочерёдно транспортные средства в обоих направлениях. Распознать такую полосу довольно легко — она расположена посередине дороги, разметка всегда пунктирная.

Если такая разметка имеется посередине дороги, то это означает, что проезд осуществляется в обоих направлениях справа и с лева линии разметки.

Во время движения по такой полосе необходимо обращать внимание на указатели светофора. Как обычно, зелёный свет разрешает движение, красный запрещает его. Реверсивный светофор кроме цветового обозначения имеет знаки: стрелки и крест

Реверсивный светофор кроме цветового обозначения имеет знаки: стрелки и крест.

Обозначающие знаки светофора

Итак, что же обозначают знаки реверсивного светофора:

  • красный крестик указывает на запрет движения по полосе. В этот момент открыто движение встречного направления. Когда горит данный указатель запрещено любое движение по полосе, в том числе и съезд с неё. Если игнорировать данный запрет, то велика вероятность возникновения аварии, а также создания затора на данном участке;
  • стрелка в правый или левый угол. Когда загорается данный указатель, то водитель может произвести манёвр перестроения в ту сторону, куда указывает стрелка. Также знак может обозначать скорую смену сигнала светофора. Стоит учитывать один факт, жёлтый цвет данного устройства не обозначает запрет, как обычный светофор, он просто позволяет сменить полосу движения транспортному средству. При этом поменять полосу может водитель по своему желанию, светофор не обязывает этому действию;
  • зелёная стрелка, кажется, всем понятна — она обозначает, что движение по полосе разрешено. Во время срабатывания данного указателя водитель без опасения может въезжать на полосу и продолжать движение. Но во время данного сигнала водитель уже не может произвести перестроение в другую полосу движения.
Нарушение правил светофора

Ещё с обучения в автошколе, водители знают, что во время движения по дорогам следует соблюдать установленные законами правила. Они устанавливают определённый ритм и безопасность на дорогах, любое отклонение от них может быть причиной дорожно-транспортного происшествия. Аварии с печальными исходами в основном случаются на трассах, при этом в любой из них причиной является несоблюдение одним из водителей или обеими ПДД.

Главным правилом при проезде полосы с реверсивным движением является строгое выполнение сигналов светофора. Но нередко водители игнорируют указатели этого устройства, а часто даже и не обращают внимания на них. Как правило, эта невнимательность или намеренное нарушение правил становится решающим в снижение уровня безопасности и приводит к авариям.

Реверсивный светофор — принцип работы устройства

Для организации и регулирования дорожного движения созданы различные транспортные развязки и дополнительные полосы. Один из способов снизить загруженность на дороге — реверсивное движение. Такие полосы всегда сопровождаются специальным реверсивным светофором.

Что такое реверсивный светофор

Реверсивный светофор — это устройство, которое располагается над реверсивной полосой (горизонтально) и регулирует движение по ней. Он может иметь два или три световых сигнальных указателя. Данный тип регулирования обязателен на реверсе. Реверсивному светофору посвящен пункт 6.7 Правил дорожного движения РФ.

Как работает

Устройство может работать не круглосуточно, а только в те периоды, когда интенсивность передвижения транспорта слишком высокая (например, в час-пик, в будние дни и т.д.).

ВАЖНО! Реверсивные светофоры могут быть использованы в тоннелях для управления движением по каждой полосе и дают возможность оперативно переключать транспортный поток с одной полосы на другую в случае возникновения ДТП или при проведении дорожных работ. Правила езды на участках с таким видом регулирования ДД одинаковы и для открытых местностей, и для тоннелей

Что означает реверсивное движение

Реверсивным назван способ передвижения автотранспорта по одной полосе (расположенной между встречными потоками), но в противоположных направлениях, с учетом отведенного времени для каждого направления потока транспортных средств.

Правилами ДД установлен знак, который обозначает реверсивное движение — 5.8 (белая стрелка, указывающая в обе стороны). Этот указатель обязателен для идентификации реверсивной полосы. Знак 5.9 обозначает конец участка с реверсивным движением (зачеркнутая стрелка), а 5.10 — выезд на дорогу с реверсивной полосой.

Какие сигналы у светофора

Устройство всегда имеет красный и зеленый сигнал, а желтый является дополнительным (он может отсутствовать).

  • если у светофора два световых сигнала, то он либо разрешает выезд на полосу (зеленая стрелка, направленная вниз) либо запрещает его (красный крестик);
  • если же имеется три световых сигнала, то он помимо красного и зеленого имеет желтый указатель по диагонали. Это желтая стрелочка, которая загорается после зеленой, но перед красной. Она говорит автомобилистам о том, что скоро будет организовано движение встречной полосы, и поэтому нужно переместить туда, куда указывает стрелка.

Принцип работы достаточно прост: зеленый свет — можно ехать по реверсу, красный — выезд строго запрещен, желтый — стоит поторопиться и поехать в сторону указателя. Если на одной стороне потока ТС горит красный, то, вероятнее всего, другая сторона имеет возможность выезда на РД.

Что делать если светофоры не работают

При нерабочем (выключенном, неисправном) светофоре строго запрещено выезжать на полосу реверса. При неисправной системе данным участком дороги при необходимости могут пользоваться только транспортные средства экстренных служб с включенным проблесковым маячком и звуковым сигналом (пожарная, МЧС, скорая и т.п.).

Если светофоры не работают, то нужно продолжать езду по своей полосе, проще говоря, ехать так, чтобы не выезжать на «особую» часть полотна. Трасса становится «обычной», но ряд посередине нельзя занимать.

Какой штраф за нарушение реверсивного движения

  1. При нарушении правил проезда перекрестка, где есть РД, — штраф 500 рублей.
  2. За выезд на РД при выключенном светофоре — штраф 5000 рублей. При повторном нарушении водитель будет лишен прав на 12 месяцев.
  3. Выезд на запрещающий знак расценивается как выезд на встречку, и наказывается соответственно: вплоть до лишения водительского удостоверения.
  4. Игнорирование указаний специального светофора наказывается штрафом 1000 рублей.
  5. За разворот через РД, то есть с пересечением разметки 1.9, автомобилист будет оштрафован на 1000-1500 рублей.
  6. Объезд препятствий с выездом на встречную и пересечением разметки 1.9 повлечет за собой штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей.
  7. За поворот на перекрестке с реверса (вместо крайней правой полосы) — штраф 1500 рублей.

Штрафы могут суммироваться. При повторных нарушениях наказание ужесточается.

Относиться к реверсу нужно также, как ко встречке, если горит сигнал запрета на выезд, и как к обычной полосе попутного движения при разрешающем сигнале светофора. Ни в коем случае нельзя нарушать требования регулирующего устройства. В лучшем случае это приведет к получению штрафного взыскания, а в худшем — к аварии.

Плюсы и минусы

Преимуществами введения на улицах реверсивного движения можно назвать:

  1. возможность улучшения координации транспортных средств на участках с недостаточным числом полос
  2. возможное попеременное использование трассы в прямом и обратном направлениях, таким образом, загружать поток можно наиболее рационально;
  3. использование статических указателей, в роли которых выступают специальные знаки и дорожная разметка, и динамических, коими являются светофоры (дело в том, что иногда устранение затора на дорогах требует вмешательства сотрудников дорожно постовой службы, что влечет за собой такие неудобства, как большие временные затраты и вероятность образования затора на соседней улице);
  4. уход от негативного воздействия маятниковой миграции;
  5. нормализация перемещения общественного и автомобильного транспорта в условиях большого города.

Недостатком данного типа решения проблем большой загруженности автомобильных дорог является то, что оно не помогает разгрузить те дороги, которые в часы пик загружены в обе стороны.

Соответственно данная мера является бесполезной и при проведении ремонта дорожного полотна таких крайне важных в обоих направлениях дорогах. Так что в подобных случаях необходимо задействовать другие решения для облегчения ситуации на дорогах.

Штрафные санкции за нарушения

Избежать штрафных санкций позволяет внимательное отношение к сигналам светофора, разметке и дорожным знакам

Специальных статей Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает, штрафы и другие санкции сотрудники ГИБДД применяют применительно к конкретной ситуации:

  • Выезд на полосу при включённом красном крестике равносилен выезду на встречку, а это уже часть 4 статьи 12.15 со штрафом 5000 рублей, а при повторном совершении, зафиксированном инспектором, с лишением права управления на ближайшие 12 месяцев.
  • Если пересечь левую часть разметки 1.9 пришлось из-за необходимости объехать препятствие, то это будет часть 3 статьи 12.15 со штрафом от одной до полутора тысяч рублей.
  • При нарушении правил пересечения перекрёстков, особенно с поворотом налево в полосу с обычным движением, взимают штраф по части 1 статьи 12.15 в размере полутора тысяч рублей.

Основные сведения

Процесс движения по дороге подразумевает направление. Причем оно может быть двух различных видов – в одну сторону или же реверсивное.

Для этого существует специальная разметка, а также знаки. Движение по дорогам с движением реверсивного типа гораздо сложнее по самым разным причинам.

Именно прежде, чем приступить к использованию такого типа движения, нужно будет внимательно ознакомиться со всеми нюансами.

В противном случае велика вероятность штрафа, аварии. Нередко всевозможные ДТП происходят из-за банального несоблюдения режима движения.

Выезд на дорогу с реверсивным движением следует осуществлять максимально осторожно. Так как невнимательность может привести к плачевным последствиям. К основным вопросам, ознакомиться с которыми нужно будет заранее, относится следующее:

К основным вопросам, ознакомиться с которыми нужно будет заранее, относится следующее:

  • что это такое?
  • какова его роль?

Что это такое

Под реверсивным движением Подразумевает специальный режим, при котором в одно время движение осуществляется в одну сторону, в другое же – в другую
Такой режим представляет собой реверс То есть в зависимости от различных факторов пропускная способность дорожной магистрали изменяется в зависимости от времени суток, другого

На данный момент подобного типа дороги на территории РФ мало применяются. Но уже имеется удачный опыт использования подобных дорог на территории Москвы, Санкт-Петербурга, а также Екатеринбурга.

Именно поэтому каких-либо существенных сложностей возникать не должно при езде на автомобиле, мотоцикле, ином транспортном средстве.

Интересно, что в СССР реверсивное движение обычно не использовалось. Причиной тому было отсутствие необходимости в таком режиме.

Так как количество личных автомобилей было относительно невелико. Подобные сложности появились в 90-е, когда приобрести собственное транспортное средство стало не сложно.

Опыт движения по дорогам реверсивного типа был перенят из следующих городов:

  • Париж;
  • Токио;
  • Рим;
  • Лондон.

В обозначенных выше мегаполисах проблема пробок стоит действительно остро. Именно поэтому властями стран и руководством городов были приняты соответствующие решения касательно дорожной разметки.

Какова его роль

Данного типа движение позволяет одновременно решить сразу большое количество различных задач.

В первую очередь к таковым относится следующее:

Значительное снижение напряженности движения, уменьшение количества пробок За счет увеличения пропускной способности в одну из сторон
Обеспечение бесперебойного движения по дорогам как внутри города, так и вне его пределов Существенно уменьшается показатель простоя автомобиля на дороге
Отпадает необходимость в строительстве новых дорог в черте города Что существенно снижает городские расходы на транспортную инфраструктуру
Загрузка на дорожное полотно распределяется более равномерно Что позволяет существенно повысить качество дорог

Именно поэтому имеет смысл использовать реверсивное движение в крупных городах. Так как это не только повышает пропускную способность дорог, но также не позволяет им ухудшиться.

Что подразумевает необходимость осуществления ремонта. Также отсутствие пробок или же уменьшение их количества позволяет улучшить экологическую обстановку внутри города.

Так как жители города, водители в разы меньше будут проставить с заведенным двигателем на территории города.

Соответственно существенно уменьшится количество вредных выбросов в атмосферу. В целом использование реверсивного движения имеет только лишь одни положительные моменты.

Что представляет собой реверсивное движение

В разное время суток потоки машин неравномерно распределены. Например, утром, когда люди едут на работу движение преимущественно с окраин в центр, а вечером наоборот. Чтобы сбалансировать движение были придуманы специальные ряды, езда по которым возможна в обе стороны.

Для регулирования используют:

  • дорожную разметку;
  • специальные символы в виде знаков;
  • реверсивные светофоры.

В нужное время включается зелёный сигнал для одного из направлений и загорается красный для противоположного. Мера призвана снизить количество пробок на узких участках дороги или в условиях увеличенного потока машин. Итак, рассматривая понятие реверсивный светофор и что это такое отмечается, что это дорожный символ, призванный регулировать проезд на специализированных участках.

Основные правила передвижения в реверсивном потоке

Обычно реверсивное движение устанавливается на прямых участках дороги и на магистралях с минимальным количеством перекрестков. Тем не менее, в больших городах часто возникают проблемы, особенно если вы приближаетесь с прилегающей улицы или территории.

В данном случае нужно придерживаться следующих правил:

  • Нельзя пересекать всю проезжую часть, если вам нужно ехать, например, налево.
  • Необходимо влиться в общий поток и ехать до ближайшего перекрестка, параллельно перестраиваясь в крайний левый ряд, чтобы на перекрестке совершить разворот, если он не запрещен по правилам.

Правила передвижения:

  • Согласно ПДД заезжать на реверсивную дорогу можно с любого направления, а съезжать — на крайнюю правую полосу.
  • Опережение разрешается только в тех случаях, если дорожная обстановка позволяет.
  • Пересекать разметку 1.9, разделяющую транспортные потоки разных направлений, с левой стороны запрещено, это будет классифицироваться, как выезд на встречку.

Правила дорожного движения

Для организации реверсивного движения используют прямые участки автомагистралей с минимальным количеством перекрёстков. Правила дорожного движения регулируют въезд и съезд с таких участков, а также правила обгона и перестроения:

  • Для смены направления движения необходимо до ближайшего перекрёстка перестроиться в крайний левый или правый ряд, а на перекрёстке изменить траекторию, если это не запрещено правилами.
  • Въезд возможен с любого направления, а съезд — только из крайнего правого ряда.
  • Обгон разрешён только в соответствующей дорожной ситуации.
  • Пересечение разметки 1.9 слева классифицируется как выезд на встречку.

Правила движения по реверсивным полосам

Реверсивное движение, организованное с помощью специальных светофоров

Рассмотрим, как правильно двигаться по полосе реверсивного  движения, организованной с помощью светофоров. Это способ организации реверсивного движения является самым эффективным и потому – наиболее массовым и предпочтительным. Его очень часто применяют в городском цикле. А все потому, что режим движения здесь можно менять ситуативно и мгновенно (путем переключения сигналов светофора). Такая организация движения должна включать в себя (как минимум!) три элемента: реверсивные светофоры, дорожные знаки и горизонтальную разметку.

На начало и конец такой дороги будут указывать:

во-первых, уже упомянутые дорожные знаки 5.8 и 5.9, информирующие водителя о въезде на дорогу с полосами для реверсивного движения или выезде с нее (соответственно);

во-вторых, дорожная разметка 1.9, которая наносится либо с обеих сторон от реверсивной полосы,

Дорожная разметка 1.9 с обеих сторон реверсивной полосы

либо только с левой ее стороны.

Дорожная разметка 1.9 с левой стороны реверсивной полосы

Запутаться в том, является ли полоса реверсивной, не получится, ибо над каждой такой полосой обязательно размещается реверсивный светофор, который и будет регламентировать движение по ней. Реверсивные светофоры через некоторые расстояния повторяются, что позволяет создать динамику смены его сигналов и, следовательно, максимально быстро менять режим движения по таким полосам в случае необходимости.

Реверсивные светофоры

Важнейшая роль на такой дороге будет принадлежать именно светофору, сигналы которого укажут водителю на 4 основных сценария развития событий. Проанализируем их сущность.

Сценарий №1: «зеленая стрелочка»

Включенный сигнал реверсивного светофора в виде зеленой стрелки, расположенный над конкретной полосой, указывает водителю на то, что ему разрешается занимать эту полосу для дальнейшего движения.

Следовательно, водитель может перестроиться на реверсивную полосу и, тем самым, продолжить движение уже по ней. А может и воздержаться от выезда на нее. Это – дело самого водителя!

Сценарий №2: «красный крестик»

Данный сигнал реверсивного светофора является запрещающим. Выезд на полосу реверсивного движения категорически запрещен. И он однозначно требует от водителя воздержаться от перестроения на реверсивную полосу. Или же немедленно покинуть ее и перестроиться правее (если он ранее двигался по ней).

Дальнейшее движение по реверсивной полосе исключено, ибо она отныне будет использоваться для реверса – движения во встречном направлении.

Сценарий №3: «желтая стрелочка» (при ее наличии в поле светофора)

Подобный сигнал реверсивного светофора информирует водителя о том, что ему рекомендуется приготовиться к перестроению на правую (нереверсивную) полосу и желательно уже начать такое перестроение.

Просто следующие светофоры, установленные над этой же полосой через некоторое расстояние, будет иметь в своем поле «красный крестик» и, значит, запрещать дальнейшее движение по полосе. Поэтому водителю-то и предлагается уже заранее начать готовиться к такой перспективе развития событий.

Сценарий №4: все сигналы светофора выключены

Несмотря на, казалось бы, бездействие реверсивного светофора, такой режим требует от водителя максимальной внимательности и осторожности

Важно запомнить главное: если светофоры внезапно отключились или изначально не работали, то водитель должен отказаться от выезда на полосы, у которых разметка 1.9 («двойная прерывистая») расположена справа (это так называемые «абсолютно реверсивные полосы»)

или же немедленно покинуть такие полосы.

Полосы же, у которых «двойная прерывистая» расположена только слева, допустимо занимать для движения в попутном направлении.

При таком сценарии полосы, не являющиеся «абсолютно реверсивными», как бы «возвращаются» водителям для организации классического – «нереверсивного» движения.

Таким образом, реверсивное движение, организованное с помощью специальных светофоров, подчиняется действию сигналов светофора. При этом дорожные знаки 5.8 и 5.9, а также разметка 1.9 указывают на границы такого участка дороги.

Особенности

Реверсивную дорогу от обыкновенной можно отличить благодаря дорожной разметке. На асфальт наносится двойная линия с разрывом типа 1,9, её характерная черта — разрыв, уменьшённый втрое относительно основной части. Каждый автолюбитель должен знать такую разметку, так как именно она является единственным свидетелем реверсивного перемещения. Характерный знак реверсивного движения предупреждает водителей лишь в двух точках такого дорожного отрезка — первой и последней.

Разметка является пограничной чертой, разделяющей передвижение транспортных средств в разных направлениях. Однако, в зимнее время при сильных снегопадах могут появляться проблемы из-за заснеженности полос. Помощь водителю в такой сложной ситуации могут оказать только специальные знаки и светофоры.

Реверсивное движение: методы организации

Главной особенностью реверсивных дорог является то, что транспорт по ним может ездить в любом направлении. Чтобы избежать чрезвычайных ситуаций, движение по возвратным полосам регулируется сотрудниками дорожной полиции, светофорами и дорожными знаками.

Заезд и съезд с реверсивной дороги обозначается дорожным знаком. Перед съездом с полосы водителю следует быть особенно внимательным, так как ему придется перестроиться в правый крайний ряд, даже если ему нужно поворачивать налево. Несоблюдение этой нормы повлечет за собой штрафные санкции. О дорожных знаках и других вспомогательных элементах – далее в тексте.

Дорожная разметка. Реверсивная полоса расположена по центру дорожной магистрали. Она имеет специальную разметку, которая обозначена двумя широкими прерывистыми белыми линиями.

Реверсивные светофоры. Такие устройства устанавливают на полосах для регулировки движения. На каждой дороге устанавливается один светофор. Поэтому, если на трассе имеется участок с несколькими возвратными полосами, для каждой из них выделяется отдельный светофор. Реверсивный светофор работает по обычной схеме. Красный цвет указывает на запрет движения. Желтый указывает, что скоро можно будет трогаться. Зеленый цвет указывает, что проезд разрешен.

Согласно ПДД, светофор может быть расположен над полосами движения. В этом случае он может быть в двух вариантах: с 2 дисплеями – крест красного цвета (указывает на необходимость остановить любое движение) и стрелка зеленого цвета (разрешает нажать на педаль газа), а также с 3 дисплеями – добавляется желтая стрелка, она направлена вправо или влево и информирует водителя о необходимости перестроиться в одну из полос.

Знак возвратного движения. Этот элемент относится к группе «знаки особых предписаний», которые служат для ввода или отмены определенных режимов движения. Такой способ обозначения реверсивной полосы применяется реже других. Знак, обозначающий начало реверсивной полосы, представляет собой синий квадрат, на котором изображена двусторонняя стрелка. В конце дороги устанавливается такой же знак, только в этом случае квадрат, перечеркнут черной полосой.

Похожее Как переоформить автомобиль на родственника без продажи

Парапеты. Высокая аварийность на наших дорогах связана не только с большим трафиком, но также с нехваткой специальных светофоров и дорожных знаков. Поэтому часто реверсивные полосы выделяются бетонными блоками и металлическими парапетами. Такая защита позволяет оградить выделенную полосу и таким образом уберечь транспорт и людей от ДТП. Парапеты имеют жесткую конструкцию с прорезиненными прокладками. Такое ограждение может быть временным или постоянным.

Наличие светофоров и знаков дает водителю возможность быстро разобраться, где именно начинается реверсивная полоса и как она работает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *