Что такое катализатор и можно ли без него ездить?

Содержание:

Как устроена эта деталь

Бочкообразный корпус катализатора изготовлен из нержавеющей жаропрочной стали, благодаря чему выдерживает высокие температуры (500–800 градусов). С передней стороны в него входят четыре патрубка выпускного коллектора, через которые продукты сгорания топлива поступают в выхлопную систему.

С задней стороны вварен патрубок, к которому подключают выхлопную трубу (трубу глушителя). Внутри корпуса расположен сам катализатор, он изготовлен из керамики и пронизан проходящими вдоль сквозными отверстиями, через которые проходит выхлоп.

Зачем нужен катализатор

Спереди и сзади извлеченный катализирующий элемент похож на мелкоячеистые пчелиные соты, отверстия в которых можно увидеть, если посмотреть через него на свет, однако это работает лишь с новыми катализаторами.

Кроме того, в передней и задней частях корпуса сделаны отверстия для датчиков кислорода, которые также называют лямбда-зондами. Они оценивают количество кислорода в выхлопных газах до и после катализатора, затем передают данные электронному блоку управления (ЭБУ, контролеру), который, ориентируясь на эту информацию, корректирует количество подаваемого в цилиндры топлива.

Какие последствия?

Итак, мы выяснили, что штрафа за катализатор нет. Но это не значит, что вам ничего не грозит за выбитый нейтрализатор. В 2022 году всё ещё есть 2 существенных последствия, давайте поговорим о них!

Техосмотр с отсутствующим нейтрализатором

Плохая новость здесь заключается в том, что даже если у вас присутствует катализатор, но работает некорректно, то вы всё равно не сможете пройти техосмотр, потому что здесь проверяется не наличие этого компонента как такового, а именно уровень вредных веществ в выхлопе.

Но есть и хорошие новости. Пожалуй, все автолюбители знают, как приобретается диагностическая карта в 2022 году – её просто покупают за очень небольшие деньги, не заезжая в пункт ТО. Тем не менее, ситуация может измениться – по крайней мере, об этом уже давно беспокоятся власти страны. А в КоАП вот-вот появится новый штраф за непройденный технический осмотр.

Штраф и аннулирование регистрации

Итак, выше мы описали законодательное основание для законности штрафа за отсутствие катализатора – 500 рублей вам выпишут за незаконное внесение изменений в конструкцию авто. Но это ещё не всё!

При нелегальном изменении конструкции по закону в ГИБДД обязаны снять с учёта ваш автомобиль. Такое положение дел исходит из следующей законодательной цепочки:

Возможные проблемы с катализатором

Такая недолговечность нейтрализатора обусловлена его конструкцией – внутри корпуса размещается блок-носитель, состоящий из мелких сотов. Сам материал блок носителя может быть керамическим или металлическим, но не это главное. На всю поверхность сотов нанесен слой из дорогостоящих материалов – платины, иридия и т. д. со временем этот слой расходуется в результате химической реакций. Если этот слой расходуется, появляются проблемы с авто.

Схематичное изображение места, где находится катализатор

При некачественном же топливе возникает другая проблема – слой не успевает расходоваться, потому что несгоревшие элементы топлива попросту забивают соты или оседают на их поверхности, что тоже приводит к проблемам с авто.

Проблемы возникают потому, что работа катализатора контролируется бортовым компьютером авто. Для этого в систему отвода выхлопных газов устанавливается два лямбда-зонда. Первый располагается перед каталитическим нейтрализатором, второй — за ним.

Первый лямбда-зонд оценивает в выхлопных газах остаточный кислород. Исходя из его показателей электронный блок управления корректирует топливную смесь авто.

Второй же лямбда-зонд тоже оценивает остаточный кислород, но уже после прохождения выхлопных газов катализатора. А поскольку он часть вредных веществ нейтрализует, на выходе из него состав газов меняется.

Сравнивая показания этих зондов, которые должны отличатся, бортовой компьютер оценивает работоспособность выхлопной системы.

Рядом с выпускным коллектором

ДА вот так вот просто — катализатор в 70% случаев находится именно за выпускным коллектором, в подкапотном пространстве автомобиля. То есть газы собираются из всех 4 цилиндров и заходят в катализатор для очистки. Вы его не перепутаете ни с одним коленом глушителя. Все дело в том, что это толстый «бачонок», по размерам превосходящий остальные части.

Такое крепление продиктовал опыт эксплуатации автомобилей. Раньше эту часть, зачастую крепили под днищем машины, то есть не в подкапотном пространстве, а под днищем. Однако выступающий большой бак (особенно на наших дорогах), зачастую цеплял прелести наших дорог, его банально отрывали! А стоит он недешево, это же не просто труба или резонатор. Поэтому сейчас практически все производители, переходят на крепление именно рядом с коллектором, это практичнее. Хотя справедливости ради, стоит отметить – сейчас до сих пор некоторые производители устанавливают под днищем машины. Это связано с узким подкапотным пространством.

Если открыть капот, то вы не всегда сможете определить место нахождения. Зачастую на многих иномарках, он закрыт защитным металлическим кожухом, так что сверху просто лист и уже под ним и находится катализатор.

Если поднять машину на подъемниках, или заехать на яму, разглядеть его куда проще.

Снижение эффективности катализатора

Со временем катализатор постепенно теряет свою способность очищать выхлопные газы, и автомобиль по экологичности выбросов перестает соответствовать своей норме (например, Евро 4, Евро 5). И если автомобиль, оборудован вторым лямбда-зондом, расположенным после катализатора, и являющимся диагностирующим (примерно с 1999 года он уже стоит практически на всех машинах), то на панели приборов загорается ошибка, которая при компьютерной диагностике чаще всего имеет номер P0420 и расшифровывается как «Степень преобразования каталитического конвертера ниже порогового значения», «старение катализатора», «недостаточная эффективность катализатора» и т.п. Понятное дело, что эта ошибка также появится, если катализатор удалить. Что надо делать? В большинстве случаев эта ошибка совершенно никак не влияет на работу двигателя и не отражается на езде машины, но многих автовладельцев вполне обоснованно не устраивает посторонняя «лампочка», постоянно горящая перед глазами, и они хотели бы сделать так, чтобы она не горела. Есть три способа убрать ошибку. Первый – установка нового оригинального или универсального катализатора, что, собственно, и предусмотрено автопроизводителями и законодательством во всем цивилизованном мире. Действительно, можно купить новый катализатор, но никто этого не делает из-за высокой цены нового катализатора. Новый оригинальный катализатор – недешевая деталь, которая обойдется в сумму от нескольких сотен долларов до тысячи и даже больше. Поэтому в нашей стране новый катализатор, тем более оригинальный, никто по своей воле не ставит. Но есть более бюджетная альтернатива «оригиналу» – новый универсальный катализатор. Правда, это решение подходит не всегда. В некоторых случаях, когда родной катализатор имеет слишком специфическую форму и расположение, подобрать подходящий по размеру универсальный может оказаться затруднительно. Кроме того, они, как правило, китайского производства, и их ресурс и прочность самой керамики существенно ниже, чем у оригинала. Поэтому в случаях, когда установка универсального катализатора является оптимальным решением, мы предлагаем его исключительно в металлическом исполнении, так как металлические соты по крайней мере не подвержены рассыпанию на куски в отличие от хрупкой керамики. Вообще следует понимать, что катализатор – это такая вещь, сохранность и срок службы которой в меньшей степени зависят от самого катализатора, а в основном определяются условиями, в которых он работает. Техническая исправность двигателя, в частности нормальная работа топливной системы и системы зажигания, позволяют катализатору служить долго. Именно поэтому, покупая катализатор, вы никогда не получите какой-либо серьезной гарантии на него, даже если берете оригинал у официального дилера. Слишком много внешних факторов способны оказывать негативное влияние на ресурс катализатора.

Второй способ убрать ошибку «по катализатору» – поставить под второй лямбда-зонд специальную проставку, которая также известна как «обманка лямбда-зонда». Эта обманка уменьшает количество выхлопных газов, поступающих к лямбда-зонду, а если она усовершенствованная, с маленьким катализатором внутри, то этот выхлоп еще и проходит некоторую очистку. В результате лямбда-зонд подает на блок управления сигналы, соответствующие исправно работающему катализатору, поэтому ошибка не загорается. Если обманка лямбда-зонда не помогает, есть третий способ – программное отключение второго лямбда-зонда. Эта процедура известна как «перепрошивка на Евро-2». Перепрошивка заключается в редактировании заводской настройки блока управления двигателем («мозгов») таким образом, что в ней второй лямбда зонд никак не фигурирует и не опрашивается, а в остальном двигатель работает так же, как и прежде. Однако такое решение применимо не для всех машин, очень много тут зависит от года выпуска и модели блока управления. Также в некоторых случаях программное устранение ошибки возможно лишь путем увеличения пороговых значений сигнала со второго лямбда-зонда, а сам датчик при этом должен оставаться на месте и быть исправным.

Что делать, чтобы избежать штрафа?

На самом деле, на практике 2022 года всё гораздо проще. Дело в том, что вероятность выявления отсутствия этого элемента конструкции сотрудниками ГИБДД минимальна:

  • проверка технадзором уровня выбросов на дорогах России практически не осуществляется, хотя формально ничем не запрещена и не ограничена,
  • обнаружить отсутствие катализатора практически невозможно – инспектор ДПС просто не будет даже заглядывать под днище, дабы обнаружить сварные швы или другие признаки выбитого нейтрализатора,
  • вероятность того, что информация об удалённом катализаторе поступит от оператора техосмотра в ГИБДД, также чрезвычайно низкая; да даже если и поступит, то это будут данные о превышении содержания вредных выбросов – сам факт неудалённого компонента никто не проверяет и не имеет полномочий проверять, поэтому и факт внесения изменений в конструкцию не будет выявлен, а штраф и аннулирование регистрации при этом не могут быть законными.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Можно ли ставить автобокс на крышу автомобиля, нужно ли регистрировать в ГИБДД и есть ли штраф?
  • Есть ли штраф за автозвук в машине сейчас: нештатную магнитолу и сабвуфер? Когда введут и какой размер?
  • Можно ли ездить на зимней резине летом и какой штраф?

Но если вы хотите, чтобы всё было максимально по закону, то остаётся только один выход – точнее, их 2, но они идентичны по схеме, а различаются лишь ценой вопроса:

  • вы можете приобрести и установить этот компонент новый от производителя, и в этом случае стоимость такого способа избежать штрафа за удалённый катализатор будет максимальна; так, на популярную модель Kia Rio он стоит порядка 50 тысяч рублей без цены за монтаж,
  • вы также можете установить универсальный нейтрализатор вредного выхлопа, и тогда его стоимость может быть приближена вообще к совокупности удаления и необходимой после этого перепрошивки «мозгов» машины (в случае установки правильного универсального катализатора перепрошивать ничего может быть и не нужно).

Единственная тонкость в последнем пункте – придётся поискать такой катализатор, который подходит по уровню классификации Евро, который был при «родном» элементе (например, Евро-6) – все универсальные картриджи имеют соответствующую маркировку. Но и в этом случае универсальное устройство может быть менее качественным, и есть вероятность просто не попасть в этот уровень и, как следствие, не пройти техосмотр.

Как устроен металлический катализатор

Металлическое устройство имеет форму цилиндра. Корпус изготовлен из прочного материала, защищающего от повреждения детали и деформации. Внутри корпуса размещается металлическая матрица, которая имеет множество камер в виде шахматной доски.

Основная особенность катализатора – это не только металлическая основа, но и совершенно уникальное покрытие, обеспечивающее ускоренную очистку выхлопа и качественное выполнение процедуры. Для покрытия используются ценные металлы, среди которых: платина, палладий, золото, медь, родий. Эти компоненты становятся тем самым фактором, который определяет высокую цену детали. Ценные металлы, которые есть в каталитическом покрытии, делают так, что даже после поломки можно продать металлический катализатор и получить определенную выгоду.

Какими способами можно заменить катализатор

Видео: Замена катализатора на пламегаситель Nissan Almera N16

Решить проблему катализатора обычным сбросом настроек, не получиться, все исправить можно только вмешательством в систему отвода выхлопных газов.

Первый способ

Производители авто рекомендуют выполнять замену катализатора на оригинальный. Такое решение является самым простым – приобрели новый катализатор, установили его на место изношенного, произвели сброс настроек, и авто становиться полностью исправным.

Но у такого вроде «простого» решения есть один значительный недостаток. Сейчас часто катализатор сделан заодно с выпускным коллектором, что значительно влияет его стоимость. А учитывая небольшой срок службы, а с нашим бензином этот срок – еще меньше, то не всегда экономически целесообразным является такая замена.

Второй способ

Устранить проблему с катализатором можно с помощью замены изношенного или забитого на так называемый «универсальный» катализатор. Дело в том, что можно приобрести не фирменный катализатор, а рассчитанный на работу с любым авто. Замена производится достаточно просто, с авто снимается выхлопная система, «родной» катализатор вырезается, а на его место вваривается универсальный.

Такой катализатор обойдется значительно дешевле, при это авто будет работать без проблем. Но и качество изготовления универсальных нейтрализаторов ниже, а значит, и выйдет из строя он раньше. То есть, через определенный промежуток владелец авто снова столкнется с данной проблемой.

Третий способ

Одним из самых ходовых способов у нас является замена катализатора на пламегаситель. При правильном подходе проблему катализатора данной заменой можно решить на долгие годы.

Сводиться данный способ к тому, что вместо катализатора в систему вваривается пламегаситель, который обеспечит нормальное прохождение потока выхлопных газов, стабилизирует этот поток, предотвращая вибрацию выхлопной системы, снизит звук и частично охладит газы, что обеспечит сохранность остальных элементов системы. Конечно, одной замены будет недостаточно, еще придется решать проблему разности показателей лямбда-зондов. Но об этом ниже.

Преимущества

Если учесть, что изделия с металлической основой стоят дороже керамических, то сложно представить, что есть какие-то преимущества, которые могут окупить такую цену. Однако они есть.

Преимущества металлического катализатора:

  • Стойкость к проблемам с системой зажигания;
  • Стойкость к резким перепадам температур и влаге;
  • Минимальная уязвимость при механических повреждениях;
  • Продолжительный срок эксплуатации без препятствий.

Керамические катализаторы уступают металлическим по всем пунктам. При том, что у устройства есть много положительных свойств. Каждый автовладелец должен помнить, что только при правильной и грамотной эксплуатации можно сохранить работоспособность элементов авто. Это означает, что требуется пользоваться только качественными расходниками и заправлять хорошим топливом.

Где и как расположен катализатор

В большинстве транспортных средств каталитический нейтрализатор расположен рядом с выпускным коллектором двигателя. Преобразователь быстро нагревается благодаря воздействию очень горячих выхлопных газов, что позволяет снизить вредные выбросы во время прогрева двигателя.

Это достигается путем сжигания избыточных углеводородов, которые образуются в результате обогащенной смеси, необходимой для холодного пуска.

В некоторых трехкомпонентных катализаторах есть системы впрыска воздуха, который подается между первой (восстановление NOх) и второй (окисление углеводородов и СО) ступенью преобразователя.

Как и в двухступенчатых преобразователях, этот нагнетаемый воздух обеспечивает кислород для реакций окисления. Также иногда присутствует точка впрыска воздуха выше по потоку, перед каталитическим нейтрализатором, чтобы обеспечить дополнительный кислород только во время прогрева двигателя.

Это приводит к тому, что несгоревшее топливо воспламеняется в выхлопном тракте, тем самым предотвращая его попадание в каталитический конвертер. Этот метод сокращает время работы двигателя, необходимое для достижения рабочей температуры катализатора.

Датчики кислорода контролируют содержание кислорода в отработавших газах до и после каталитического нейтрализатора, и блок управления двигателем использует эту информацию для регулировки впрыска топлива.

В чем заключается работа катализатора?

Термин «катализатор» пришёл из химии. Означает вещество, ускоряющее реакцию, не являющееся продуктом реакции. Бывает двух типов: катализатор восстановления, катализатор окисления.
В современных автомобилях используется трёхкомпонентный каталитический преобразователь, уменьшающий количество выбросов 3‐х самых вредных веществ, озвученных ранее.Первая стадия очистки — катализатор восстановления, снижает количество оксидов азота.Вторая стадия — катализатор окисления, снижает уровень несгоревших вредных веществ.Третью стадию выполняет компьютер, контролирующий поток выхлопов и использующая данные для эффективного управления впрыском топлива. Кислородный датчик, установленный ближе к двигателю, передает бортовому компьютеру объем кислорода в выхлопе. Который регулирует пропорцию воздуха к топливу, попадающего в двигатель. Такая модель позволяет удостовериться, что работа двигателя максимально эффективна, и в выхлопной системе остаётся достаточно кислорода для окисления не сгоревших веществ.
Каталитический нейтрализатор работает эффективно, но не достиг идеала. Самый большой недостатком: работа только при высокой температуре. В момент прогрева каталитический преобразователь практически бесполезен. Можно переместить бочку катализатора выше к двигателю, но газы будут более горячими, что приведет к перегреву, а это уменьшит срок работы нейтрализатора. Большинство производителей размещают каталитический преобразователь в районе правого переднего колеса — на достаточном расстоянии от двигателя, с возможностью поддержания необходимой безвредной температуры.


Для сокращения выбросов можно использовать предварительный нагрев каталитического нейтрализатора. Самое элементарное — использовать электрические нагреватели сопротивлений. Но большинство автомобилей (12-вольтные) не нагревают катализатор до необходимой температуры за короткое время. Гибридные автомобили (высоковольтные) справляются с этой задачей очень быстро. Дизельный двигатель работает при низкой температуре, вследствие чего катализатор не продуктивен. В связи с этим, ведущие проектировщики эко-автомобилей изобрели систему, использующую мочевину (карбамид). Мочевина реагируя с оксидом азота, выделяет азот и водяной пар, обезвреживая более 90% оксидов из выхлопа.

%rtb-4%

Почему каталитический нейтрализатор есть не на всех моделях ВАЗ 2108-2115

Ранние модели этих автомобилей выпускали с карбюраторными моторами, для работы которых эта деталь не требуется. Затем появились первые инжекторные модели, на которых устанавливали катализатор с одним датчиком кислорода. По мере освоения технологии инжекторных силовых агрегатов начинали устанавливать катализаторы с двумя лямбда-зондами.

Как узнать стоит ли катализатор

Поэтому катализатор в машине ВАЗ 2114 нужен, если транспортное средство оснащено инжектором, карбюраторные же авто не подпадают под действие европейских экологических требований, а значит, ставить дорогую деталь нет никакого смысла.

Для чего нужен катализатор

К середине 90-х годов ХХ века автомобили семейства «Самара», оснащенные карбюраторными моторами, уже не могли конкурировать с иномарками, поток которых хлынул в Россию из-за границы.

Поэтому руководству компании «Автоваз» пришлось принимать решение о замене карбюраторного мотора на более современный силовой агрегат, соответствующий требованиям Евро-1 и Евро-2. Таким мотором стал силовой агрегат ВАЗ 2111, являющийся, как и появившийся немного раньше карбюраторный ВАЗ 2110, модификацией популярного двигателя ВАЗ 21083.

Силовой агрегат доработали, чтобы он соответствовал новым экологическим требованиям. Но одного этого было недостаточно, требовалось устройство, дожигающее выхлопные газы и снижающее в них содержание токсичных веществ.

Самым опасным токсичным веществом был угарный газ (окись углерода), который для превращения в безобидный углекислый газ необходимо еще раз сжечь, иными словами, смешать его с кислородом при высокой температуре.

Для этого и предназначен катализатор в автомобиле ВАЗ 2110 и других моделях – он дожигает угарный газ, превращая его в безвредный углекислый газ, а также дожигает другие недогоревшие остатки моторного топлива, например, смолы или различные масла.

Может ли работать двигатель без катализатора?

Заводом-изготовителем предусмотрено так, что катализатор рассчитан на весь срок службы автомобиля.

Но качество нашего топлива и ряд других причин приводит к его износу быстрее, чем заявляет производитель и как правило, уже после 100 000 км пробега, а то и раньше, можно ожидать сообщения об ошибки на панели приборов.

А учитывая то, что устройство не дешевое, многие автолюбители задают вопрос, а может ли машина ехать без катализатора и как его заменить.

Но менять катализатор до 100 000 км пробега не стоит так как авто могут снять с гарантии, если не возникли какие-то гарантийные случаи. По статистике только у 1% автовладельцев возникают проблемы с катализатором до указанной цифры пробега.

Какие проблемы может принести неисправный нейтрализатор?

Проблем в действительности много, выделим основные:

  1. Постоянное Check engine на панели приборов морально давит на большинство водителей. Связано это с работой датчика кислорода.
  2. Попадание частиц нейтрализатора в цилиндры двигателя, что приводит в дальнейшем к быстрому износу деталей цилиндропоршневой группы.

Рассмотрим особенность работы лямбда-зонда и как датчик влияет на появление ошибки Check engine. Как уже отмечалось выше, их может быть два.

Работа мотора напрямую зависит от первого датчика, управляющего соотношением воздуха и топлива в горючей смеси. Процесс регулирования называется лямбда-управлением.

Эта задача реализуется за счет подачи большего объема топлива, а, следовательно, обеднения смеси. Итог — падение мощности мотора, рост «прожорливости».

Что же касается блока управления, то он переходит в режим аварийной работы и начинает готовить «усредненный» вариант смеси.

После нейтрализатора устанавливают второй лямбда зонд, который в случае неисправности устройства или его отсутствия даст соответствующий сигнал ЭБУ на вывод ошибки.

Попадание частиц нейтрализатора в цилиндры происходит на автомобилях, где конструктивно предусмотрено расположение устройства рядом с выпускным коллектором двигателя.

При постепенном разрушении катализатора мелкая твердая пыль через выпускной коллектор в момент такта впуска, когда выпускной клапан еще не успел закрыться, в небольших количествах попадает в цилиндры.

В последующим такой пыли становится все больше и она начинает царапать стенки цилиндров при движении поршней. В дальнейшем это приводит к увеличению расхода масла и капитальному ремонту двигателя.

Чтобы избежать такой ситуации катализатор в таких автомобилях удаляется еще до того, как начал разрушаться.

Вместо последнего, как правило, устанавливают пламегаситель с обманкой (про этом написано выше) или перепрошивается ЭБУ под Евро 2.

В последнем случае нужно быть острожным, так как любое вмешательство в программное обеспечение установленное на заводе-изготовителе может привести к неожиданным последствиям: частым ошибкам в работе двигателя, повышенному расходу масла и топлива, неприятным запахам выхлопных газов. Такие работы должен делать опытный специалист с хорошими отзывами.

Также важно понимать, что по причине повышенного содержание вредных веществ в выхлопе, автомобиль не сможет пройти техосмотр. Также могут спросить, почему отсутствует катализатор, ведь он является одним из компонентов транспортного средства

В данном случае установка универсального аналога будет оптимальным решением.

Зачем нужен в машине каталитический нейтрализатор

Большая часть выхлопных газов состоит из вполне нейтральных и безвредных веществ – азота, водяного пара и двуокиси углерода. Но обойтись только их наличием практически невозможно, такое случается лишь в идеально отрегулированном двигателе, работающем в предсказуемом стационарном режиме.

Во всех других случаях мотор начинает выделять крайне опасные для человека химически активные вещества, моноокись углерода, углеводороды и окислы азота.

Прямое уничтожение подобных ядов с большой скоростью и в требуемом объёме практически невозможно, поэтому инженеры были вынуждены прибегнуть к известным из химии каталитическим реакциям переработки вредных веществ в относительно нейтральные.

Катализатором в химии называется компонент реакции, который участвует в процессе, хорошо его ускоряет, но сам при этом не расходуется.

Из чего состоит и как работает

Основа катализатора – керамические соты

Конструктивно каталитический нейтрализатор представляет собой выполненную в форме сот керамическую подложку, вставленную в металлический корпус и защищённую теплоизоляционными материалами. Мелкие ячейки прибора имеют специальное покрытие – рабочий состав. Покрывающий соты состав – это сплав платины, родия и палладия, драгоценных металлов, стоимость которых превосходит золото как минимум в два раза.

Сотовая конструкция катализатора увеличивает площадь соприкосновения токсичных газов с нейтрализующей их поверхностью. Остатки вредных веществ мгновенно догорают и не попадают в атмосферу.

Катализатор состоит из следующих деталей:

  • Корпус с входным и выходным патрубками;
  • Керамический блок с пористой структурой;
  • Каталитический слой – напыление на ячейках керамического блока;
  • Датчик (лямбда-зонд) – прибор, показывающий загрязнённость газов после очистки;
  • Металлический кожух – выполняет функцию теплоизоляции и защищает корпус от механических повреждений.

Устройство катализатора в разрезе

Деталь устанавливают после выхлопной трубы двигателя или во фланце выпускного коллектора. Такое расположение необходимо для эффективной работы катализатора, поскольку нейтрализация токсических веществ возможна только при высоких температурах. Работа узла происходит следующим образом:

  1. Выхлопные газы по входному патрубку направляются внутрь детали и попадают на керамический блок, заполняя ячейки.
  2. Металлы-катализаторы окисляют несгоревшие углеводороды и угарный газ.
  3. Восстановительный металл родий нейтрализует оксид азота и превращает его в безвредное вещество.
  4. Через выходной патрубок в атмосферу выводится чистый газ.

В момент прогрева двигателя катализатор бездействует, и это является существенным недостатком разработанных на сегодняшний день моделей. Трудность организации правильной работы узла состоит в опасности его перегрева. Если расположить катализатор ближе к двигателю, срок работы резко уменьшится из-за систематического перегрева. Большинство автопроизводителей располагают деталь в области правого переднего колеса, где существует возможность поддержания температуры на оптимальном уровне.

Диагностика неисправностей

Проблемы с катализатором можно выявить заблаговременно для этого достаточно знать ряд признаков, про которые пойдет речь дальше.

Загорание лампочки Check Engine на панели приборов

Причина может быть не только в катализаторе, здесь важно выяснить коды ошибок и что они обозначают. К счастью, для большинства автомобилей они одинаковы — код ошибки P0420 указывает на проблемы с пропускной способностью устройства

Снижение мощности двигателя

Как правило, проявляет себя при обгоне, когда нужно резко дать газу, но создается впечатление, что авто едет с прицепом. При этом работа на холостых, трогание с места особых проблем не вызывает.

Также возможны дерганье и вибрация машины.

Нестабильный напор газов из глушителя

Проверяется ладонью руки, которая подкосится к выхлопной трубе при работающем моторе. Газы должны выходить в такт работы двигателя с одинаковыми интервалами.

Слабый, ровный поток газов указывает на забитый катализатор.

Запах выхлопных газов

Если катализатор не выполняет свои функции, то запах выхлопных газов будет отличаться по причине наличия в них большого количества токсических веществ.

Это запах может ощущаться при нахождении рядом с машиной и даже в салоне, когда двигатель работает на холостых на прогреве.

Посторонние звуки под днищем

Звенящие звуки под днищем автомобиля могут указывать на процесс разращения катализатора частички которого попадают в выхлопную систему и бьются об ее элементы.

Задиры на цилиндрах

Эта тема уже затрагивалась выше. Является последствием предыдущего раздела. Выявляются задиры только эндоскопом в автосервисе.

Звенящий звук под машиной – первый звоночек, что стоит воспользоваться этой услугой.

Проверка катализатора эндоскопом

Прибор нужно запустить в выхлопную систему через отверстие первого датчика кислорода так как всю основную нагрузку на себя берет часть катализатор от двигателя. Для этого датчик придется выкрутить.

Соты правильной формы, не забитые и не оплавленные, указывают на исправность устройства.

Проверка датчиков кислорода

Для диагностики используется одни из автосканеров, к примеру ELM 327 и специальное приложение на смартфоне.

Устройство подключается к специальному разъему через провод, или по Блютус.  

Проверка происходит только на прогретом моторе работающим на холостых оборотах.

Запустите приложение, зайдите в нужный раздел и сравните существующие показания датчиков с эталонными.

Читайте по теме: как проверить лямбда зонд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *