Суть хонингования, применяемые станки и инструменты
Содержание:
- Почему изнашивается двигатель
- Отличия выполнения хонингования на разных двигателях
- Ремонт помимо расточки
- О выполнении процесса
- Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵
- Хонингование цилиндров и смысл этого процесса
- Хонингование или шлифовка цилиндров: что лучше
- Геймплей: ничего нового, только хорошо забытое старое
- Хонингование, что это
- Используемое оборудование и материалы
- Преимущества хонингования
- Что такое хонингование
- Статьи по теме
- Зачем хонинговать двигатель
Почему изнашивается двигатель
Причин для этого масса, среди них и качество топлива, масла, фильтров, и стиль езды водителя, и несвоевременная замена комплектующих. По сути, если придерживаться всех правил эксплуатации, то двигатель пройдет заявленный ресурс. При условии, что качество его сборки было достойным. Но, как бы то ни было, проведение капитального ремонта близится с каждым пройденным километром.
Не стоит забывать, что решающий фактор всегда – это сам водитель. Если у вас мотор всегда работает на предельных оборотах, испытывает колоссальные нагрузки, да еще вы за ним и не следите, льете в него некачественное масло и топливо, то ресурс его уменьшается во много раз. Например, при использовании некоторых типов турбонаддувов необходимость в капитальном ремонте возникает каждые 20-30 тысяч километров пробега. И за уровнем масла нужно следить чуть ли не ежедневно. Поэтому следует знать, что такое расточка блока цилиндров, и как она правильно проводится.
Отличия выполнения хонингования на разных двигателях
Двигатели внутреннего сгорания имеют разное устройство. Используемые конструктивные схемы влияют на технологический процесс.
Читать также: Ремонт регулятора напряжения генератора
Негильзованные двигатели
Выполненный в виде единой детали негильзованный блок подвергают обработке сразу после расточки, закрепив на рабочем столе и убедившись, что ось обрабатываемого цилиндра расположена вертикально и совпадает с осью шпинделя хонинговального станка. Это позволит исключить её неперпендикулярность к коленчатому валу. Шпиндель включённого станка вращается, одновременно выполняя возвратно-поступательные движения. Для получения нужного результата может потребоваться выполнить от одного до нескольких проходов. Контроль размеров осуществляют с помощью нутромера. Одновременно следует производить замеры шероховатости поверхности. Для этого существуют различные способы:
- Контактный (щуповой), для которого разработаны специальные приборы – профилометры и профилографы. Последние не только замеряют, но и регистрируют параметры.
- Бесконтактные (оптические), среди которых различают теневой, светового свечения, растровый и микроинтерференционный.
Гильзованные двигатели
Отдельную проблему представляет хонингование двигателей с сухими или мокрыми гильзами. Производители запасных частей поставляют, как принято считать, уже готовые к работе комплекты гильз, уже прошедшие все этапы обработки. Однако, под воздействием различных факторов, устанавливаемые на рабочие места детали деформируются и перестают соответствовать заданным размерам. Вследствие этого:
- Ухудшается компрессия. Мотор не развивает необходимую мощность и расходует много топлива.
- Снижается ресурс силового агрегата.
Существует способ избежать этих неприятностей. Для этого изготавливают специальную толстую пластину, имитирующую ГБЦ. Она должна прижимать гильзы, одновременно имея сквозные отверстия, обеспечивающие беспрепятственный доступ инструмента внутрь цилиндров. Пластину закрепляют на блоке после установки гильз, заворачивая резьбовые соединения в последовательности и с моментом затяжки, рекомендованном для установки ГБЦ. Только после этого выполняют хонингование в той же последовательности, что и для негильзованных моторов. Это позволяет свести к минимуму искажение размеров, возникающее в процессе установки гильз.
При полном соблюдении технологического цикла процедура выполняется в четыре этапа:
- Грубая обработка, в процессе которой снимается значительный слой материала. Ею можно заменить расточку. Она ведётся при избытке СОЖ. Лучше всего для этой цели подходят хоны с алмазными брусками на медной основе.
- Хонингование инструментом с размером зерна абразивного материала 1/150 мм. При этом происходит формирование микропрофиля поверхности.
- Окончательная обработка материалом с зерном 1/300 – 1/500 мм.
- Крацевание. Это заключительная операция, в ходе которой размер цилиндра не изменяется, а происходит очищение поверхности от остатков абразива. Для крацевания используют нейлоновые щётки, в состав волокна которых добавлены кристаллы кремния.
Соблюдение перечисленных правил позволяет достичь оптимального результата.
Ремонт помимо расточки
Расточка просто убирает царапины. Но этого мало. Стенки цилиндров должны быть ровными, но, кроме того, сам цилиндр должен быть идеально круглым. При расточке цилиндров, когда делают замеры и выбирают диаметр гильз ремкомплекта, оставляют так называемый «припуск» на хонинговку, не больше десятой доли миллиметра. Суть в том, что этот слой металла в цилиндре после расточки будет дефектным, и его нужно удалить, чтобы его остатки во время работы не спрессовались и не поцарапали стенки снова. Ведь тогда весь процесс капитального ремонта будет бессмысленным.
По сути, хонинговка является абразивной обработкой стенок цилиндра. Она так называется из-за инструмента для хонингования, который называется хоном или головкой. Такая головка вращается внутри цилиндра, одновременно с удалением дефектного слоя промывая стенки специальной жидкостью, чтобы избежать царапин и повреждений. Эта жидкость, как правило, либо чистый керосин, либо его смесь с машинным маслом. Станок для хонингования предполагает, что двигатель надёжно закреплён на станине (собственно, так же, как и станок по его расточке).
После хонинговки цилиндров кольца гарантированно сядут на них герметично, создав нужные условия для камер сгорания. Если же этого не сделать, настройки двигателя будут неверными, так как в камеру сгорания будет поступать неучтенный воздух. Такая ситуация приведёт к нештатной работе мотора, что сильно отразится на его ресурсе и сведёт на нет эффект от капитального ремонта.
О выполнении процесса
Как правило, такие операции всегда выполняют двумя этапами, первым всегда будет черновая обработка Для неё нужен специальный хон с крупными зёрнами абразива. Вторым этапом проводится окончательная или финишная обработка поверхности детали, для которой уже нужен другой инструмент, тоже хон, но с мелким абразивом. Сейчас в качестве инструмента для окончательной обработки всё чаще используют алмазный абразив. Он позволяет снизить итоговую стоимость хонингования, а также продлевает срок службы инструмента.
Иногда специалистами проводится ещё одна операция, которая может быть финишной чисткой абразивной пастой. С её помощью удаляются «остатки» от ранее выполненного хонингования мелкие погрешности.
После этого получают ещё более гладкую стенку обрабатываемого цилиндра. Последней операцией должна быть мойка двигателя для удаления остатков абразивных паст и полировки.
В специализированных мастерских такую операцию проводят на специальных станках. Но некоторые умельцы выполняют её самостоятельно. Для её выполнения нужно иметь хон, электрическую дрель, масло для хонингования, ветошь. Хон сжимают руками и вводят в обрабатываемый цилиндр. После этого включают дрель, и выполняют процесс. В остальном цикл похож на работу на станке.
Мы постарались рассказать доступными словами об этом процессе. Что такое хонингование цилиндров теперь будет известно всем, кто прочитал статью до конца. В заключение хочется сказать, что если использовать качественное моторное масло и фильтр, своевременно проводить все работы по обслуживанию, эту операцию можно отодвинуть на неопределённый период.
Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵
Хон или зеркало? Научно-практический коментарий Подробнее Хон или зеркало? Мое мнение. Подробнее
Зеркало или все таки хонингование Подробнее
Теория ДВС: Что такое ХОН? Подробнее
“Зеркало” или хон и дырки (в поршне) часть 1 – Хон. Подробнее
Хон? Или хон? Или все таки зеркало? Подробнее
Что такое хонингование цилиндров двигателя? Особенности, как делается и для чего нужно? Подробнее
“Зеркало” или хон и дырки (в поршне) часть 2 – Зеркало и износ колец. Подробнее
Зеркальные цилиндры. Мерседес подсмотрел технологию у дяди Сережи. Подробнее
10 лет двигателю что работал на зеркальных цилиндрах Подробнее
Разборка двигателя работавшего на цилиндрах расточенных под зеркало Подробнее
Инновационные НАНО ПОРШНИ из Сколково Подробнее
Почему Двигатель после ремонта не Тянет и Жрет масло Подробнее
Гильзовка блока цилиндров.Украина/BLOCK machining,cylinders replacement# Engine rebuild Ukraine Подробнее
хон в цилиндре , или зеркало ?! Подробнее
Почему Зеркало лучше в Цилиндре чем Хон и сборка двигателя ВАЗ Классика Подробнее
Каждый спец боготворит хон сетку. Сравните хону с заострением и карцованую поверхность.. Не верьте Подробнее
Хонингование с зеркалом на цилиндре (субтитры) Подробнее
Полировка цилиндра в зеркало после расточки . Подробнее
Хонингование цилиндров и смысл этого процесса
Как выполняется резка профильной трубы Множество специализированных автомастерских упражняются хонингованием цилиндров
Важной целью, как вы уже поняли, является уменьшение шероховатости для связи поршня и цилиндров. Во время своей эксплуатации двигатель теряет свои начальные свойства, вследствие чего возникают затруднения при его функционировании. Составная часть двигателя, а также его детали начинают деформироваться
Составная часть двигателя, а также его детали начинают деформироваться
Уделив особое внимание цилиндру, когда он находится в разрезе, можно заметить, что форма его в виде овала. При выполнении ремонта или частом эксплуатировании на поверхности цилиндров могут оставаться царапины и следы. В связи с этим возникаю следующие проблемы:
В связи с этим возникаю следующие проблемы:
1. Теряются компрессионные свойства.
2. Увеличиваются затраты смазки и горючего.
3. Сбавляются обороты мотора.
По этим причинам необходимо в обязательном порядке произвести починку двигателя. Делать это необходимо в положенное время, иначе внешний вид и работоспособность цилиндров может отразиться непосредственно на функционировании иных механизмов. Что может вызвать неисправность. Бывают ситуации, в которых вследствие переноса починки доводилось устанавливать новый кривошипно-шатунный механизм.
Производится реставрация детали в пару этапов, таких как:
· Мастер делает расточку всех имеющихся гильз в соотношении с последующим ремонтным параметром. На случай когда раньше не совершался ремонт, то расточку делают до минимального размера, таким является первый
Очень важно создать лишним припуск в пару мм
· Проводится хонингование для того, чтоб гильзы имели правильную форму, и чтоб в свою очередь уменьшилась шероховатость.
Хонингование или шлифовка цилиндров: что лучше
Обе процедуры на первый взгляд похожи, но фундаментально это разные вещи. Шлифовка создает зеркало цилиндра, это понятие означает идеальную гладкость поверхности (без хонинговых рисок). Зеркало создается в процессе длительной работы двигателя, иными словами – набивается. Шлифование в условиях мастерской применяют в таких случаях:
- Если деформация ГБЦ привела к нарушению общей геометрии и прочности конструкции мотора.
- Были проведены сварочные работы.
На заметку! От создания зеркала хонингование отличается нанесением сетки рисок. Гладкая поверхность слабо удерживает масло, в результате увеличивается его расход.
Хонингованный цилиндр защищен от перерасхода масла и работает стабильнее зеркального. Если режим хона был выбран верно, а в работе выдержан точный угол, двигатель будет работать лучше и прослужит дольше.
Геймплей: ничего нового, только хорошо забытое старое
Сама игра никак не удивит тех, кто уже играл в подобного рода жанр: вы выбираете героя из огромного списка, которые разделены на три категории:
- ловкач;
- интеллект;
- силовики.
Каждый герой имеет определенную цель на игровой карте: кто-то ходит в мид, кто-то фармит лес. Если вы берете силовика, то вам придется брать на себя основной урон, персонажи в категории интеллект – это поддержка.
Каждый герой имеет четыре способности: 2 активные, одну пассивную и одну ульту. Стандартная картадве стороны, три дороги, две базы и две команды по пять героев.
Тут, как и в доте, от каждой базы идут крипы, которые берут на себя основной башенный урон и отвлекают крипов противника. Да и цель тут такая же – уничтожить базу раньше, чем вашу уничтожит противоположная сторона. Ничего нового и удивительного.
Если говорить о графике, то ХоН выполнен в мультяшной стилистике WarCraftIII, однако имеет свой собственный движок и новые, более современные модельки героев. Но в общем, графика находится где-то на среднем уровне. Сказать, что это высококачественный прорыв в игровой индустрии, с крутой графикой и спецэффектами нельзя.
Конечно, многие считают, что это плюс: ведь таким образом игра позволяет забыть вам о том, что такое лаги, глюки и низкий FPS. Та же дота, требует компьютеры приличной мощности, чтобы комфортно чувствовать себя даже в лобби, не говоря уже о самой игре.
В магазине вы можете приобрести различные скины, модельку героев и новую озвучку. Никаких вещей, влияющих на игровой процесс, усиливающих вашего героя нет и не будет.
В итоге можно сказать одно – HoN никогда не станет игрой года, топом в жанре и не займет лидирующие позиции. Просто потому, что HoN – это копия, хоть и выполненная на свой лад.
Хонингование, что это
Многим автовладельцам знаком термин «расточка мотора», которая может выполняться либо для повышения мощности двигателя, либо для устранения так называемого «эффекта конусности» при капитальном ремонте. Когда растачивание цилиндров силового агрегата завершено, нужно провести их хонингование.
Хонингование цилиндров является завершающей стадией их обработки. Оно осуществляется с применением специального инструментария, поэтому самостоятельно провести хонингование мотора без сервисного оборудования не получится. Главная задача данного мероприятия — увеличение срока службы мотора, благодаря уменьшению износа элементов во время их приработки.
Используемое оборудование и материалы
Для проведения процесса необходимо наличие оборудования, в которое вставляются бруски для обработки деталей. Это и есть инструмент для хонингования. В процессе работы используется смазывающая жидкость, которая значительно ускоряет операцию.
Количество вставляемых брусков колеблется в пределах 5–8 штук. Чем их больше, тем выше получается класс шероховатости обрабатываемой поверхности.
Хонинговальные станки
Применяемый хонинговальный станок бывает 2 типов:
- Хонинговальный горизонтального типа. На нем выполняются наружные операции с длинными деталями.
- Хонинговальный вертикального типа.
На вертикальных хонинговальных станках работы ведутся только с внутренними поверхностями, а обрабатываемые изделия имеют небольшую длину.
В классическом исполнении существуют следующие узлы станка:
- Корпус. Представляет собой сварную конструкцию из труб. Сверху расположен защитный кожух.
- Линейные направляющие с установленными концевыми выключателями. Они необходимы для контроля передвижения каретки в заданных пределах.
- Передвигающаяся каретка.
- Хонинговальный инструмент.
- Насос для охлаждения жидкости.
- Зажимное устройство.
- Электрическая часть.
- Панель управления.
Хонинговальные бруски
Хонинговальные бруски выпускаются на керамической и бакелитовой основе. В качестве абразивного материала используются:
- белый электрокорунд;
- зеленый карбид кремния;
- эльбор;
- алмаз.
Хонинговальные алмазные бруски получили наибольшее распространение. Если в качестве связки используется керамика, то материал инструмента получается пористым и хрупким. В процессе работы из-за его мягкости происходит самозатачивание бруска и отколы от него мелких частиц. Эти микроэлементы попадают на поверхность обрабатываемой детали и наносят царапины.
Алмазный хонинговальный брусок
Хонинговальные бруски на бакелитовой связке таких недостатков не имеют. Они более прочные и эластичные. В процессе хонингования сколы у инструмента отсутствуют, а объем снимаемого металла выше на 20–60%.
Во время выбора твердости хонинговального бруска руководствуются следующими правилами:
- Твердый хонинговальный инструмент ставится для обработки грубой поверхности.
- На обработку короткой заготовки следует ставить более твердый брусок.
- Уменьшение ширины бруска должно сопровождаться увеличением его твердости.
- При увеличении твердости материала обрабатываемой детали должна возрастать мягкость бруска.
Преимущества хонингования
Хоть шлифование, полирование и притирка считаются наиболее популярными и распространенными методами обработки цилиндров, в большинстве случаев предпочтение отдают хонингованию, так как оно является более эффективным и точным. Помимо этого, при хонинговании можно столкнуться и с другими преимуществами, среди которых:
Повышение устойчивости к износу. Это, в свою очередь, позитивно влияет на дальнейшую работу двигателя и позволяет максимально повысить его срок эксплуатации.
Отсутствие брачных деталей. Дело в том, что при обрабатывании цилиндров хоном поверхность подвергается меньшему давлению, чем, например, при шлифовании. То есть шансы на получение брачного цилиндра значительно уменьшаются.
Достижение технических требований. За счет того, что хонинговальные бруски имеют более широкую номенклатуру в сравнении с теми же абразивными кругами, достичь технических требований, предъявляемых к детали, в несколько раз проще.
Изготовление точного отверстия. За счет своей конструкции хон во время обработки может автоматически исправить отклонения отверстия от допустимых значений, которые остались от предыдущих операций, например, после сверления.
Уменьшение времени, отведенного на обработку. Как известно, существует не одно приспособление для хонингования цилиндров. Есть и такие приспособления, которые позволяют выполнять хонингование блока деталей. За счет обработки нескольких отверстий одновременно и уменьшается время, отведенное на операцию
Это особенно важно в массовом производстве, когда в день необходимо изготавливать тысячи цилиндров.
Читать также: Холодная сварка быстрого действия
Что такое хонингование
Хонингование – абразивная обработка поверхности с целью нанесения упорядоченной шероховатости. Нанесение хона является финальной стадией обработки металлических деталей. При этом хонингованию поддаются не только стенки цилиндров или гильз, которые в процессе капитального ремонта двигателя могут быть расточены в нужный ремонтный размер, но и втулки шатунов, постель коленчатого вала. Применяется хонингование и при финишной обработке плоскостей.
Цель нанесения
Причины хонингования цилиндров:
- приближение к идеальной геометрической форме гильз, цилиндров, втулок. Ввиду погрешности даже самого качественно расточного инструмента, после расточки цилиндр может иметь слегка бочкообразную, конусоподобную форму. Всяческое изменение формы цилиндра от идеальной геометрии круга и смещение оси отверстия в блоке цилиндров двигателя ведет к снижению компрессии и уменьшению ресурса цилиндропоршневой группы;
- точность обработки поверхности хоном значительно выше, чем в случае обработки расточным и шлифовальным инструментом. Такая особенность позволяет получить необходимый класс чистоты поверхности и добиться лучшего прилегания поршневых колец к стенкам цилиндра;
- получение необходимой структуры шероховатости. Правильная насечка позволяется удерживать на стенках цилиндров моторное масло, предотвращающее сухое трение трущихся пар и, как следствие, ускоренный износ деталей ЦПГ. Также упорядоченная шероховатость предотвращает сильный износ деталей, когда по определенным причинам возникает непродолжительное сухое соприкосновение трущихся пар.
Технология обработки
Суть процесса хонингования заключается в равномерном снятии микронных слоев металла. Для этого используется специальный инструмент – хон. Рабочая поверхность хонинговальной головки касается внутренней части обрабатываемой поверхности по траектории, совмещающей вращательные и возвратно-поступательные движения.
В процессе хонингования крайне важно обеспечить равномерное давление шлифующей кромки, так как только в таком случае удастся получить равномерную глубину риски и около идеальную геометрическую форму внутренней поверхности цилиндра. Для исключений возможной неравномерной обработки, шток задает хону небольшие круговые колебания вокруг своей оси
Тонкости процесса
Для долгого срока службы двигателя хон на стенках цилиндров должен быть правильной формы. График износа трущихся деталей двигателя показывает, что наиболее интенсивное уменьшение срока службы происходит на стадии притирки деталей и на последних километрах, когда появляются значительные зазоры между трущимися парами. Для уменьшения износа двигателя и уменьшения срока обкатки завод-изготовитель применяет плосковершинное хонингование. Правильная обработка помогает обеспечить поршневым кольцам хорошее прилегание уже спустя несколько сотен километров после начала эксплуатации двигателя. Плосковершинная обработка производится в 2 этапа: грубым и мелким абразивом.
Необходимый угол развала штриховки должен быть около 60º с отклонением не больше чем на 20º. Характеристики впадин после снятия с поверхности цилиндров крошечной доли металла:
- не должны иметь рваных, острых кромок;
- отсутствуют деформированные участки;
- глубина, ширина должны быть однородными.
Инструмент для хонингования
В качестве абразивных материалов используются специальные бруски. Сами бруски отличаются не только геометрическими параметрами, но и степенью абразивности материала, износостойкостью. Для профессиональной обработки используется хон, в котором набор абразивных брусков закреплен в металлической оправке, а сами бруски расположены равномерно по периметру хонинговальной головки. Конструкция оправки позволяет выставить желаемый наружный диаметр. Хонинговальная головка крепится муфтой к стальному штоку. Сам шток закреплен в патроне станка, которые и задает алгоритм движения хона.
Для хонингования цилиндров своими руками используется 2 вида любительского инструмента:
- гибкие хонинговальные щетки (бутылочный ершик). Приспособление представляет собой насадку для ручной дрели или шуруповерта, на конце которой находится хонинговальный «ершик». В качестве абразивных материалов используются шлифовальные камни, закрепленные на пружинящих ножках;
- 3-лапые приспособления для ручной хонинговки. В качестве абразивных материалов используются шлифовальные камни. Шток инструмента можно зафиксировать в патроне шуруповерта либо дрели.
Статьи по теме
Стук в рулевой рейке: ищем причину, разбираемся с последствиями
Как поменять моторчик дворников: простые советы опытных автовладельцев
Как убрать стук рейки и продлить срок ее службы
Стук рулевой тяги: причины, диагностика, замена
Рулевой люфт автомобиля: особенности диагностики и ремонта
Шумы под капотом: что делать, если они появились
Как осуществить ремонт рулевой рейки БМВ
Медсправка на права-2020: стоимость, врачи, проблемы
Сколько хранится моторное масло: разбираемся в сроках и условиях хранения.
Замена ролика приводного ремня: он тоже не вечный
Штраф за просроченные права: что делать и как избежать
Штраф за езду без страховки: будет ли увеличение
Уходит антифриз из расширительного бачка: причины и диагностика
Направление протектора: правила зимней езды
Можно ли доливать антифриз или разбавлять его водой
Зачем хонинговать двигатель
По мере естественного износа детали силового агрегата утрачивают свою первоначальную форму. Это, в первую очередь, касается гильз: их стенки искривляются и они принимают конусообразную или бочкообразную форму, а в поперечном сечении цилиндры становятся овальными. Помимо этого, на их стенках возможно образование царапин и задиров.
Все эти факторы отрицательно сказываются на состоянии блока цилиндров:
- ухудшается компрессия;
- растет расход горючего и масла;
- двигатель перестает развивать полную мощность.
Чтобы вернуть его к жизни, требуется капитальный ремонт. Если своевременно не выполнить его, такое состояние гильз отрицательно отразится на состоянии других узлов двигателя, и потребуется не только ремонт блока, но и куда более затратные мероприятия, вплоть до замены всего кривошипно-шатунного механизма.
Комплекс ремонтных мероприятий состоит из нескольких этапов: вначале производится расточка гильз до следующего ремонтного размера (если капремонт ранее не производился, то расточка осуществляется до первого ремонтного размера). При этом обязательно оставляют небольшой припуск (0,1 – 0,15 мм) для финишной обработки цилиндров. Для того чтобы придать расточенным гильзам правильную форму и максимально уменьшить шероховатость стенок, проводят хонингование.
Плосковершинное хонингование предпочтительнее других операций по доводке, таких как притирка и шлифование, поскольку дает лучшие результаты, как по точности, так и по эффективности.
Хонингование позволяет в несколько раз сократить процесс обкатки блока цилиндров, ведь расточка – это серьезное вмешательство, после которого требуется довольно длительная обкатка. Как результат – уменьшается износ других деталей блока. Помимо этого, повышается компрессия, снижается расход масла, а в картер прорывается меньше отработавших газов. Наконец, после хонингования на стенках гильз образуется малозаметная сетка, удерживающая некоторое количество моторного масла, а обильная смазка трущихся деталей – это залог исправной работы всего двигателя. На видео хорошо видны результаты проделанной работы.