Как подключить к магнитоле два усилителя

Хорошее питание залог успеха

Процедура подключения усилителя начинается c силовых проводов. Проводка – это важнейший элемент автомобильной аудиосистемы, от неё зависит громкость и качество звука. Для усилителей нужно стабильное питание, т. к. в противном случае мощности будет недостаточно, из-за этого звучание станет искаженным

Чтобы разобраться в том, зачем нужно обращать внимание на качество проводки и как она влияет на воспроизводимый громкоговорителем звук, необходимо узнать, что из себя представляет музыкальный сигнал

Некоторые предполагают, что он представляет собой синус, однако, музыкальный сингал характеризуется большой разницей между обычным и пиковым значением. Если для динамиков автомобильной акустики резкие всплески сигнала не принципиальны, то в случае с усилителем ситуация совершенно иная. Если сигнал хотя бы на секунду (или даже миллисекунду) превысит допустимую мощность, то эти «аномалии» будут слышны даже для тех, кто не может похвастаться хорошим музыкальным слухом.

Если подключение автомобильного усилителя было выполнено должным образом, то сигнал будет идти по проводам в неискаженном виде. Небрежно сделанная работа или неправильно подобранное сечение проводов приведет к тому, что звук будет более зажатым, грубым и вялым. В некоторых случаях также могут отчетливо быть слышны хрипы.

Как выбрать сечение провода?

Провод – это самый обычный метал, обладающим определенным уровнем сопротивления. Чем толще провод, тем ниже сопротивление провода. Чтобы избежать искажения звука во время сильных перепадов напряжения (например, во время воспроизведения мощного баса), необходимо установить провод нужного калибра.

Усилитель принято считать довольно электроемким устройством. Для его эффективной работы необходимо качественное заземление, чтобы была возможность получать нужную энергию от АКБ.Чтобы правильно выбрать сечение проводов необходимо сделать некоторые расчеты. Для начала посмотреть в инструкцию к усилителю (или прямо на коробку от производителя, если документации нет воспользуйтесь интернетом) и найти там значение номинальной мощности (RMS). Номинальная мощность – это мощность сигнала усилителя, которую он может выдавать на протяжении продолжительного периода времени на один канал в 4 Ома.

Если рассматривать четырехканальные усилители, то они обычно имеют мощность от 40 до 150 Вт на канал. Допустим, что усилитель, который вы приобрели, выдает мощность 80 Вт. В результате несложных математических операций выясняем, что суммарная мощность усилителя составляет 320 Вт. Т.е. как мы это посчитали? всё очень просто умножим номинальную мощность на число каналов. Если у нас двухканальный усилитель имеющий номинальную мощность (RMS) 60 Вт., то суммарная составит 120 Вт.

После того как вы посчитаете мощность желательно ещё определить длину провода от АКБ до вашего усилителя и можете смело воспользоваться таблицей для подбора нужного сечения провода. Как пользоваться таблицей? С левой стороны указана мощность вашего усилителя, справа выбираете длину провода, поднимаетесь наверх и узнаете какое сечение вам необходимо.

В таблице указаны сечения медных проводов, помните что большое количество продаваемых проводов сделаны из алюминия покрытым медью, данные провода не долговечны и имеют больше сопротивление, рекомендуем использовать тока медные провода.

Выбор предохранителя

Для того чтобы обезопасить подключение автомобильного усилителя, необходимо обеспечить защиту силовой подводки от АКБ до усилителя с помощью предохранителя. Предохранители должны быть размещены как можно ближе к аккумулятору

Важно различать предохранитель, который защищает само устройство (будет ли это усилитель или магнитола), и предохранитель, установленный на силовой провод

Последний нужен для того, чтобы защитить именно кабель, т. к. по нему идет немалый ток.Убедитесь, чтобы номинал предохранителей совпадал, так как если номинал предохранителя проводки будет очень большой, то в результате короткого замыкания может сгореть провод. Если номинал, наоборот, будет меньше, то предохранитель в момент пиковых нагрузок может легко сгореть и тогда не будет другого выхода, как покупать новый. В таблице ниже указано сечение провода, и необходимый номинал предохранителя.

Что нужно

Для самостоятельного проведения работы требуются расходные материалы и инструменты. Двухканальный усилитель устанавливается при применении:

  • Кабеля, сечение которого не менее 2,5 мм2. Усилитель часто устанавливается в багажном отделении, поэтому потребуется большая длина кабеля. Не рекомендуется использовать низкокачественный материал, т.к. он не прослужит в течение длительного периода, может стать причиной появления помех.
  • Для защиты соединений и провода требуется изоляционный материал: изоляция, гофрированная пластиковая трубка.
  • Повысить качество соединения можно за счет применения специальных переходников. Они позволяют при необходимости провести демонтаж отдельных частей.

При работе используются нож, мультиметр, набор отверток и некоторые другие инструменты. Усилитель размещается в багажном отделении. Для него рекомендуется приобрести или сделать пластиковый контейнер, который будет защищать устройство от влаги и загрязнений.

Прокладка проводов в салоне

Для подключения двухканального усилителя следует провести прокладку кабеля по салону. В супра и некоторых видах автомобилей крепление проводится при помощи болтов и других элементов. Основные рекомендации по проведению подобной работы следующие:

  1. Предварительно проводится демонтаж всех отделочных материалов. Если после разбора оказалось, что под отделкой есть влага, то нужно проверить целостность кузова и защитить его от воды. Высокая влажность может снизить надежность системы.
  2. Прокладка межблочного кабеля проводится в удалении от силовых. В противном случае, есть вероятность появления помех.
  3. В местах соприкосновения кабеля с гранями рекомендуется использовать гофрированную трубку. Незначительная вибрация может стать причиной протирания изоляции.
  4. Для включения устройства прокладывается отдельный кабель питания. Не рекомендуется проводить соединение с АКБ напрямую, т.к. есть вероятность полного и быстрого разряда.
  5. Предусматривается установка предохранительного элемента в непосредственной близости от источника питания.

Соединение кабеля проводится при применении пайки. Предварительного рекомендуется проводить зачистку контактов.

Питание усилителя

Установка усилителя в большинстве случаев проводится в багажнике. Этот момент усложняет прокладку кабеля от источника питания. Среди особенностей отмечается следующее:

  • Рекомендуется использовать кабель большего сечения. Он сможет прослужить в течение длительного периода времени.
  • Предусматривает наличие ключа в системе.
  • Питание прокладывается вдали от межблочной сети. При этом, рекомендуется использовать кратчайший путь, а также уменьшить количество соединений.
  • В непосредственной близости от источника питания устанавливается предохранитель. Он выбирается с учетом мощности устройства, рекомендуется выбирать с запасом.

При установке предохранителя его следует защитить от воздействия окружающей среды.

Организация заземления

В инструкции по эксплуатации всех усилителей указывается то, что нужно провести заземление устройства. Рекомендации заключаются в следующем:

  • Используется кабель толщиной не менее 2,5 мм2. В противном случае есть вероятность того, что произойдет перегрев жилы.
  • Для крепления можно использовать любой крепежный элемент, расположенный в непосредственной близости.

Провод должен быть защищен от воздействия окружающей среды.

Как подключить два усилителя мостом

Master/Slave

На усилителях, предназначенных для такого соединения, имеются переключатели MASTER/SLAVE. Поэтому при мостовом подключении один из усилков будет ведущим (Master) второй ведомым (Slave), установите переключатели в этом соответствии. Именно к Master подключаются межблочные кабели (тюльпаны) от магнитолы, а от него через моно разъем сигнал передается на Slave (одинарным межблоком). Это делается для того, чтобы все настройки и управление осуществлялось с одного моноблока — с Master, то есть gain, фильтры, subsonic и т.п. будут выставляться только на нем. Не нужно брать Y разветвители, чтобы пытаться воткнуть межблочники еще и в Slave. 

Если производителем заявлена работа возможность работы усилителя в мост, но нет переключателей Master / Slave, значит на нем будет сразу два гнезда с названиями, подобными — Bridge Input и Bridge Output. В таком случае,  на ведущем усилителе используете гнездо Bridge Output и соединяете его с гнездом Bridge Input ведомого.

Подключение акустических проводов

Здесь будьте внимательны и ничего не перепутайте: минусовые разъемы двух усилителей соединяем между собой; далее плюс (+) Ведущего (Master) подключаем к плюсу сабвуфера, а плюс Ведомого (Slave) к минусу сабвуфера!

Да, к сабу идут два плюсовых провода, не нужно напрягаться — все правильно. Дело в том, что на вход одного усилителя подается прямой сигнал, а для второго сигнал переворачивается на 180 градусов. Поэтому  на выходе одного растет положительный потенциал, а на выходе второго такой же но отрицательный. Прирост мощности происходит от того, что усилители или каналы (в случае использования одного уся) работают в пониженном сопротивлении. К примеру, если саб скоммутирован на 4 Ом, то каждый усилитель или канал работает в 2 Ом и т.д.

Схема и инструкция по подключению

Подключение сабвуфера к 4-канальному усилителю проводится в несколько этапов. Они следующие:

  1. Работа начинается с подключения сабвуфера и динамиков к усилителю. Она занимает много времени, т. к. нужно провести демонтаж отделочного материала. Крепление панелей проводится за счет саморезов и клипс.
  2. Следующий шаг заключается в подключении управляющего устройства, в качестве которого выступает мультимедийная система или штатная магнитола. Для этого прокладывается кабель по всему салону. Межблочный провод должен быть расположен вдали от других, т. к. может привести к появлению помех.
  3. Выполняется прокладка кабеля питания и его подключение. Для этого требуется специальная клемма, которая подходит под выход аккумулятора.

После соединения всех элементов сигнал уходит от установленной магнитолы, после чего проводится его распределение. При установке сабвуфера его размещают в багажном отделении, поэтому для его подключения нужно провести прокладку кабеля через весь салон.

Особенности подключения саба к усилителю заключаются в нижеприведенных моментах:

  • При сильном удалении устройств кабель прокладывается через технологические отверстия. Они закрываются резиновыми заглушками, за счет чего повышается степень изоляции. При отсутствии технологических отверстий их можно создать самостоятельно, но для этого требуется специальный инструмент. Рекомендуется вставлять резиновые втулки, которые защищают кабель от протирания.
  • Для подключения сабвуфера есть 2 специальных разъема. При этом схема подключения 4-канального усилителя предусматривает мостовое соединение, для чего требуется 2 провода: плюс и минус.
  • Для всех 4 колонок также есть соответствующие разъемы. Соединяются динамики с учетом того, что все контакты должны быть качественно изолированы. В противном случае на металлической поверхности может появится коррозия, из-за которой снижается проводимость.
  • Прокладка кабеля проводится вдали от других. Это связано с тем, что есть вероятность появления сильных помех. При подключении сабвуфера к усилителю должен применяться качественный кабель.

Подключение проводится с учетом того, что кабель должен быть хорошо изолирован.

Применяемая схема подключения предусматривает прокладку кабеля от аккумулятора к усилителю для его питания. Рекомендации по выполнению подобной работы следующие:

  1. Выбирается кабель требуемого сечения.
  2. Подсоединение к аккумулятору проводится при помощи специальной клеммы. Ее нужно надежно закрепить, что исключает вероятность пропадания контакта при вибрации.
  3. В непосредственной близости от источника энергии устанавливается предохранитель. Он исключает вероятность перегрузки устройства.
  4. Прокладка кабеля осуществляется через щиток, который защищает моторный отсек. В нем часто есть технологические отверстия с уплотнительными втулками. При отсутствии отверстия его можно создать самостоятельно, для чего проводится сверление при применении насадки подходящего диаметра.
  5. Рекомендуется прокладывать кабель в специальной гофре. Она обеспечивает высокую степень защиты от воздействия окружающей среды.
  6. В случае мощности системы выше 400 В рекомендуется проводить установку конденсатора. Его размещают в багажном отделении для исключения вероятности перегрузки устройства.

После соединения всех элементов нужно проверить работу систему. Если все функционирует правильно, то можно приступить к установке демонтированной отделки. При рассмотрении того, как подключить сабвуфер, стоит учитывать, что 2 подобных элемента одновременно соединять с 4-канальным усилителем не разрешается.

Факторы, влияющие на установку усилителя

— устройство не должно мешать водителю и пассажирам, не должно портить интерьер и не занимать много функционального пространства;

— усилитель необходимо прикручивать к кузову машины, а не подвижным частям;

— устройство должно хорошо охлаждаться, т.е. оно должно располагаться в большом пространстве, а не в небольшой коробке;

— прокладка проводов должна быть простой. Проводка акустической системы должна идти отдельным жгутом от основных проводов машины.

Интересно! Если соединить все провода в один жгут (основные и музыкальные), то при заведенном авто в динамиках будут слышны помехи.

Разъемы в усилителе

Разъем +12V – на него подается питание от аккумулятора. Между АКБ и усилителем необходимо установить предохранитель.

REM – управляющий разъем, предназначен для создания соединения с магнитолой. Аппаратура через этот провод будет включаться, и выключаться вместе с магнитолой.

GBD – массовый разъем. Провод должен быть максимально коротким и толстым.

Линейные разъемы – предназначены для подключения колонок и сабвуфера. Сабвуфер можно подключать мостом в два линейных разъема: минус сабвуфера подключается в минус одного разъема, а плюс сабвуфера в плюс второго разъема. Оставшиеся «+» и «-» в разъемах соединяем между собой (необходимо прочитать инструкцию, так как данная операция требуется не для всех устройств).

Как подключить сабвуфер к усилителю?

  • Плоскогубцы и кусачки;
  • Провода для подключения сабвуфера и усилителя – силовые и соединительные кабели, тюльпаны;
  • Пластиковые стяжки;
  • Набор гаечных ключей;
  • Нож и изолирующие материалы.

Так как тянуть провода придется через салон, во избежание перетирания кабеля лучше использовать гофрированные рукава, которые должны быть надежно закреплены в местах подключения кабеля.

Схема подключения сабвуфера и усилителя

Как правило, в комплектации к устройству любого типа прилагается доступная схема подключения подключения сабвуфера к усилителю или автомагнитоле. Например, для пассивного сабвуфера:

В зависимости от сложности модели, установка займет от 1 до 3 часов работы.

Как подключить пассивный сабвуфер к усилителю?

До начала монтажа, клеммы с АКБ снимают во избежание короткого замыкания. После, следует найти технологическое отверстие, соединяющее подкапотное пространство и салон. Как правило, оно закрыто заглушкой, а на отечественных авто отсутствует вовсе. Тогда его придется просверлить. Если предполагается устанавливать сабвуфер в багажное отделение, отверстие делают и там. Так как кабель пройдет через весь салон, придется снять обшивку или накладки на пороги – все индивидуально. Далее, инструкция:

  1. Подключают питание от аккумулятора к усилителю в багажном отсеке согласно полярности. Силовой провод следует заранее вставить в гофрированный рукав – именно по его диаметру должно быть просверлено отверстие. Кроме того, его необходимо оснастить предохранителем;
  2. Далее, провод усилителя соединяют с магнитолой. Сначала демонтируют ее корпус, обнажая места соединения проводов. Для подключения используются тюльпаны, которые вставляются в соответствии с цветами разъемов;
  3. Чтобы добиться одновременного включения магнитолы и сабвуфера, требуется укомплектовать конструкцию усилителя плюсовым проводом, который соединяется клеммой с проводом питания магнитолы;
  4. Последний этап – соединение усилителя и непосредственно сабвуфера. До того как подключить сабвуфер к двух- или четырехканальному усилителю, следует органично разместить мощности внутри багажника или салона и подключить каждую колонку к соответствующему входу.

Конденсатор необходим для усилителя мощностью более 400 Вт. Для менее мощных моделей, его можно не использовать. Стоит помнить, что использование очень мощных усилителей приведет к быстрой разрядке аккумулятора.

К слову, если вас не устраивают модели, которые изготавливают иностранные и отечественные компании, можно изготовить пассивный сабвуфер самостоятельно.

Как подключить активный сабвуфер к усилителю?

Учитывая компактность системы (встроенного усилителя и сабвуфера) кажется простым и подключение. Однако, это не так. Рассмотрим, как подключить активный сабвуфер к усилителю:

  1. Монтаж начинается с подключения силового провода к аккумулятору напрямую мостом к плюсовой клемме. Сечение кабеля должно быть большим;
  2. Цепь подключения силового кабеля предусматривает предохранитель для экстренного отключения системы от АКБ, в случае короткого замыкания. Обязательное расположение предохранителя в подкапотном пространстве, рядом с аккумулятором;
  3. Минусовой кабель усилителя цепляют к авто в удобной точке. Таким образом провод «-» располагается между массой кузова и сабвуфером.

Отдельные разъемы активного сабвуфера делают установку проще – достаточно прокладки коаксиального кабеля и соединение его концов с выходом автомагнитолы и звукопреобразователя. На приборе они обозначены SubOut и Lineln, соответственно.

Электрические цепи

Чтобы правильно подключить

динамики, необходимо спроектировать устройство и рассчитать кабельные линии. Для подключения усилителя к динамикам в автомобиле необходимо использовать акустический кабель с металлическим экраном, который уменьшает воздействие электромагнитных волн (от радиопередатчиков, блоков управления или систем зажигания).

Коммутационные цепи позволяют подключать передние и задние динамики к общей цепи, освобождая остальные тыловые каналы усилителя для переключения сабвуфера. Сабвуфер соединен мостом, который увеличивает передаваемую мощность, уменьшая нагрузку на электронику схемы усилителя.

READ Плохо Греет Печка В Машине

Последовательный

Схема подключения динамика включает схемы подключения динамика. Когда обмотки игроков переключаются последовательно, общее сопротивление увеличивается. Аналогичное соединение используется при подключении элементов для дополнительного звука, расположенных в задней части кабины. Количество колонок, подключенных по общей схеме, не ограничено. Допустимое полное сопротивление должно соответствовать параметрам блока усилителя.

Для подключения динамиков к усилителю в автомобиле необходимо подключить положительный вывод одного из каналов с положительным входом динамика, отрицательный вывод из того же канала подается на отрицательный вывод дополнительного динамика. Остальные терминалы колонок соединены акустическим шнуром. Симметричные каналы игроков подключаются по аналогии.

Параллельный

Параллельное подключение динамиков через усилитель позволяет снизить сопротивление нагрузки, которое уменьшается пропорционально количеству элементов, установленных в цепи. Наблюдается увеличение мощности, количество подключаемых динамиков ограничено только характеристиками блока усилителя и мощностью самих динамиков. Автомобильные усилители позволяют подключать цепи с общим сопротивлением 1-2 Ом (есть модификации, которые могут работать при 0,5 Ом).

Положительный кабель от первого канала идет к положительным клеммам динамиков, аналогично отрицательный кабель к отрицательным контактам протягивается. Динамики на противоположной стороне подключены таким же образом, второй канал блока усилителя используется для переключения.

Последовательная параллель

Комбинированная техника используется при необходимости подключения усилителя к радио для воспроизведения звука на увеличенном количестве динамиков. Схема позволяет увеличить выходную мощность акустической системы при сохранении стандартного уровня сопротивления канала. Владелец автомобиля подключает к каждому каналу неограниченное количество динамиков с общим сопротивлением 2-16 Ом (в зависимости от характеристик схемы усилителя).

Например, на диаграмме канала предполагается установить 4 столбца. Положительный сигнал подается на положительный вывод первого и третьего громкоговорителей. Отрицательные выходы этих динамиков подключены к положительным клеммам второго и четвертого столбцов. Оставшиеся свободные выходы динамика подключены к отрицательной клемме канала.

Выбираем провода для подключения усилителя

Теперь рассмотрим, как подключить усилитель в машине. Сейчас в продаже есть сразу целые наборы для подключения акустики. Однако, у проводов в наборах качество довольно сомнительное. Лучшим вариантом является покупка специальных акустических проводов.

Важно! Бытовые провода для подключения системы динамиков не подходят.

Для задних и передних колонок пойдет ПВС кабель с сечением 2х2.5 мм, для высокочастотных (пищалок) подойдет провод с сечением 2х1.5 мм, для сабвуфера 2х4 мм.

Важно! Правило: чем длиннее проводник, тем он должен быть толще.

Питание усилителя осуществляется от АКБ проводами типа КГ-25 или 35.

Как подключить сабвуфер в машине

От настройки системы зависит на сколько вы будете довольны этим приобретением и как долго система вам прослужит. Перед первым включением убедитесь, что все настройки на моноблоке установлены в минимальные положения. Головное устройство штатное завод. В случае установки усилителя с штатным ГУ сокр. Как правило такие преобразователя имеют две регулировки на корпусе, их следует установить в среднее положение, то есть выкрутить на половину. Если в вашем моноблоке уже есть встроенный преобразователь аудиосигнала и поддержка подключения по высокому уровню, то крутить вам соответственно нечего. Этой настройкой вы искажаете сигнал. Заходим в настройки эквалайзера, выставляем все в ноль. Тонокомпенсацию или loudness выключаем. Bassboost или усиление баса выставляем также в ноль.

Как соединять

Если вы ожидаете, что вам скажут подключайте только параллельно или только последовательно — зря. Схема подключения подбирается индивидуально. Учитывать надо два основных момента:

  1. Мощность усилителя.

Сопротивление нагрузки усилителя.

Реализация параллельного подключения

Если у вас есть усилитель определённой мощности и есть подходящие под него колонки это хорошо. Но бывает так, что под усилитель нужно подобрать нагрузку из нескольких имеющихся динамиков разной мощности. Вот здесь и нужно понимать, как соединить динамики последовательно, параллельно или смешанно, чтобы не превысить параметры.

Как же подключать динамики — последовательно или параллельно? Итак, и так. Зависит от того, какие у вас есть динамики. Вернее, с какой мощностью и сопротивлением. А ещё важна выходная мощность канала и то, сколько динамиков вы хотите «повесить» на каждый канал.

Определяем мощность и сопротивление динамиков

Здесь достаточно просто, но всё-таки приведём несколько примеров. Эти обозначения обычно наносятся на задней части корпуса или корзине. На фото видны параметры динамиков.

Обозначение мощности и сопротивления на динамике

Обычно указывается долговременная мощность, то есть величина, при которой динамическая головка способна работать долгое время. При этом на головке ALPHARD указана MAX POWER — максимальная мощность. Это пиковая мощность, её динамик способен выдержать, к примеру, секунду.

На старых отечественных динамиках обозначения несколько другие. Например, на рисунке ниже 2ГДШ-3.

Обозначения на советских динамиках

Первая цифра обозначает мощность изделия. Далее, головка динамическая широкополосная и её сопротивление 8 Ом. Так, с некоторыми параметрами разобрались, идём дальше.

Схема подключения 4-х канального усилителя

Вместе с межблочным кабелем необходимо «прокинуть» и тот самый дополнительный поводок. Питающий провод выбирается исходя из максимальной суммарной мощности всех каналов автомобильного усилителя, а если их несколько, то сумму мощностей всех усилителей. Подключение четырёх акустических систем осуществляется по аналогичному принципу, поскольку на корпусе устройства имеются все нужные маркировки. Есть возможность подключить два динамика и два сабвуфера.


Межблочный кабель обеспечивает подачу звука от автомагнитолы до автомобильного усилителя. Маркировка: на корпусе резистора сопротивлением в 1 кОм будет надпись — 1к, либо цветовые полосы — коричневый, черный, красный, серебристый.


Если кому то было очень интересно и он заглянул внутрь автомобильного усилителя — то увидел там трансформатор намотанный на кольцо из ферромагнитов — вот это и есть основная часть повышающего импульсого преобразоваиеля напряжения. Данные выходы обозначаются как SUB, Front и Rear и служат для подключения усилителя, сабвуфера и других акустических систем.


Именно в нем и появляются те самые 12V, а потому магнитола и может управлять функциями усилителя.


Кроме этого, устройства классифицируют по способу усиления сигнала: аналоговый AB и цифровой D.


Итак, усилитель выбрали, переходим дальше. Выбор автомобильного усилителя. ПРАВИЛЬНОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ И НАСТРОЙКА УСИЛИТЕЛЯ В АВТО

Сколько колонок можно подключить и как это сделать

Подключить к 2 канальному устройству можно только две колонки или один сабвуфер. Схема для динамиков выглядит следующим образом:

  • акустический кабель подсоединяется к клеммам Left и Right;
  • красная жила требуется для клеммы с обозначением «+», черная для «-».

Подсоединить к усилителю большее количество колонок при применении различных переходников не получится. Все соединения должны быть качественно изолированы, т.к. слишком высокая влажность может стать причиной появления коррозии и пропадания сигнала.

Мостовое подключение 2-канального усилителя используется в автомобильных системах звука для того, чтобы повысить мощность путем объединения двух каналов в один. Чаще всего такой способ применяется для присоединения 1 и 2 сабвуферов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *