Что нужно знать для прохождения технического осмотра автомобиля
Содержание:
- Техосмотр для заграничных машин
- Как часто проходить
- Каско без предъявления машины
- Стоимость техосмотра автомобиля в 2022 году
- Нововведения в виде камер видеонаблюдения
- Как часто мне надо проходить технический осмотр?
- Где можно пройти техосмотр автомобиля
- Приготовления к мероприятию
- Получение диагностической карты для ОСАГО в 2022 – 2023 году
- Виды ТО и что в него входит
- Что такое ТО автомобиля и для чего оно нужно
- Нужен ли техосмотр для ОСАГО?
- Каков итог?
Техосмотр для заграничных машин
Еще одна интересная тематика – техосмотр для заграничных машин. Это относится к транспорту, купленному за пределами нашей страны и зарегистрированному там же. Сюда же включаются ситуации, когда автомобилем владеет гражданин иностранного государства.
В любом случае никаких «поблажек» от закона не будет: свое средство передвижения нужно будет проверить на безопасность использования. Хозяин обязан предъявить «Зеленую карту» или справку о прохождении технического осмотра международного образца, еще понадобится удостоверение водителя.
Для заграничных машин тоже нужен техосмотр
Как часто проходить
В первые три года с момента выпуска заводом освобождены от процедуры ТО легковесные автомобили, мотоциклы прицепы. По прошествии трех и до семи лет с даты изготовления ТС, периодичность диагностики для данной категории машин составляет 1 раз в 2 года, после семи лет – ежегодно. Каждые 12 месяцев также обязаны проводить техосмотр авто тяжелее 3,5 тонн категорий «С», «D» и транспорт специального назначения.
Для машин, перевозящих опасные грузы, и пассажиров в количестве более 8 человек, законом предусмотрено прохождение диагностики каждые полгода. Техника, используемая в строительстве и сельском хозяйстве, осматривается за 15 дней до начала работ.
Каско без предъявления машины
Страхование автомобиля по КАСКО принципиально отличается от аналогичных действий в отношении гражданской ответственности. Ни один страховщик не согласится выписать на автомобиль полис в случае невозможности его визуальной оценки.
По статистке средняя выплата в случае повреждения движимого имущества составляет 50 тысяч рублей. Не каждая компания возьмет на себя риск нести неоправданные расходы.
Среди обязательных пунктов контроля страховщиком выступают:
- идентификационный номер авто;
- комплектация машины;
- внешнее состояние элементов;
- оценочная стоимость транспортного средства;
- видимые и скрытые повреждения автомобиля.
Единственное исключение из правил допускается в случае заключения договора страхования непосредственно в автосалоне на новый автомобиль. Некоторые операторы готовы продлить срок действия договора, если по предыдущему документу выплаты не производились.
Стоимость техосмотра автомобиля в 2022 году
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) обнародовала документ «Об утверждении методики расчёта предельного размера платы за проведение техосмотра», из которого следует, что с 1 января 2012 года цена техосмотра автомобиля должна составлять в среднем не более 958,5 рубля (без НДС).
В реальных условиях стоимость для автомобилей категории «В» составляет в районе 700 рублей. При этом дополнительная госпошлина в размере 300 рублей теперь отсутствует.
Тарифы на техосмотр различаются в зависимости от типа ТС и региона России. Регионы самостоятельно устанавливают размер платы за работу оператора — предельный размер платы за проведение осмотра определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Категория ТС по оплате | Стоимость ТО (руб.) |
---|---|
Категория М1 — ТС (легковые автомобили), используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения | 720 |
Категория М2 — ТС (автобусы), используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн | 1290 |
Категория М3 — ТС (автобусы), используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн | 1560 |
Категория М3 — ТС (автобусы), используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн | 1560 |
Категория N1 — ТС (грузовые автомобили), предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн | 770 |
Категория N2 — ТС (грузовые автомобили), предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тон | 1510 |
Категория N3 — ТС (грузовые автомобили), предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн | 1630 |
Категория О1 — прицепы (полуприцепы), технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонн | 600 |
Категория О2 — прицепы (полуприцепы), технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 тонн, но не более 3,5 тонн | 600 |
Категория О3 — прицепы (полуприцепы), технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 тонн, но не более 10 тонн | 1050 |
Категория О4 — прицепы (полуприцепы), технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн | 1050 |
Категория L — мототранспортные средства | 240 |
Нововведения в виде камер видеонаблюдения
Вряд ли кто-то будет скрывать тот факт, что в нынешней системе прохождения технического осмотра множество проблем и обходных путей легальных схем получения диагностической карты. А те, кто хочет сделать всё законно и легально, сталкиваются с некачественными услугами.
Правительство хочет исключить возможность формального и нелегального прохождения ТО. Для этих целей планируются соответствующие нововведения в виде внедрения камер видеонаблюдения. То есть весь процесс проверки транспортного средства потребуется снимать на виде.
При этом уже есть ряд требований, предъявляемых к самому видеоролику, снятому по итогу диагностики автомобиля:
- на видео должен чётко просматриваться государственный регистрационный знак;
- видео обязано содержать полную дату, когда проводилась проверка, включая число, месяц и год;
- также на записи должно быть видно данные самого оператора, то есть его адрес и свидетельство о наличии аккредитации;
- записываются все операции, проведённые в ходе технического осмотра.
Ответственным за контроль исполнения новых правил станет Ространснадзор. Именно к ним сможет обратиться автовладелец, если сочтёт проведённую проверку недостаточно качественной. Это же нововведение позволит минимизировать возможность формально проходить ТО и получать диагностическую карту вообще без проверки. Наверняка число предложений купить карту через Интернет заметно снизится.
Также планируется увеличить меры наказания для тех операторов автосервисов, которые занимаются продажами диагностических карт без самого технического осмотра. Из нововведений хотят применить такие санкции:
- штраф увеличится до 100 тысяч рублей;
- оператора лишат аккредитации и запретят оказывать услуги по техосмотру автотранспортных средств.
Закон о внедрении видеосъёмки и ужесточении наказаний за фальсификацию с диагностическими картами разработали и рассмотрели в конце прошлого года. Уже в 2019 года законопроект рассматривался в нескольких чтениях. После 3 окончательного чтения его в итоге приняли в Госдуме.
Из новых законов можно выделить следующие моменты:
- Введены новые штрафы, распространяющиеся на водителей, транспортное средство которых не прошло технический осмотр, и диагностическая карта не была оформлена в установленном порядке. Если сейчас штраф составляет от 500 до 800 рублей, то по новому закону размер штрафа увеличится до 2000 рублей.
- Соответствующий штраф допускается оформлять на водителя с выявленным нарушением по ТО и диагностической карте не чаще 1 раза в сутки.
- Сотрудник автосервиса, который имеет аккредитацию на проведение технического осмотра и выдачу диагностической карты, выдающие ДК без проведения ТО, будут оштрафованы на сумму до 10 тысяч рублей.
- Компания, выдавшая диагностическую карту без ТО, может получить штраф в размере до 300 тысяч рублей.
- Должностные лица, нарушившие правила ведения реестра операторов по ТО, понесут наказание в виде штрафа в размере 20-30 тысяч рублей.
- За аналогичное нарушение юридических лиц будут наказывать штрафом от 100 до 200 тысяч рублей.
Что же касается даты начала новых правил, то они вступят в силу в начале 2020 года.
Сложно однозначно сказать, как именно лучше всего пройти технический осмотр с целью получения диагностической карты. Объективно нужно выбирать такой метод, который даст возможность обзавестись полностью официальным документом, внесённым в единый реестр. Ведь если там ДК не окажется, в дальнейшем, даже если страховщик выдаст ОСАГО, может возникнуть целый ряд проблем.
Нынешние правила, а также запланированные на 2020 год нововведения, всё чаще заставляют отказываться от серых и нелегальных схем
Важно понимать, что прохождение ТО является первостепенным интересом самого автовладельца. Это не формальная бумага, а способ проверить техническую исправность авто
Другое дело, что сами сервисные центры не всегда профессионально относятся к своим обязанностям, не проводят полноценную диагностику, а иногда даже целенаправленно выпрашивают деньги у клиентов. Систему нужно менять кардинально.
Как часто мне надо проходить технический осмотр?
Итак, мы подобрались к основному вопросу, когда делать ТО для разного вида и годов выпуска транспорта. И сейчас будет много информации. Однако, мы её постарались максимально упростить, и разделим их по типа транспортных средств.
К слову, законодательство обязывает делать диагностическую карту всегда до покупки полиса ОСАГО (части 3 и 4 статьи 15).
Приступим!
Легковые авто
Когда проходить техосмотр для легковых автомобилей (вне зависимости, принадлежат они юрлицам или гражданам), которые не используются в качестве такси:
- первые 4 года, включая год выпуска осмотр не нужен,
- в возрасте от 4 до 10 лет – раз в 2 года,
- старше 10 лет – надо проходить каждый год.
Если легковая машина работает в такси:
- для нового автомобиля и до достижения возраста 5 лет нужно проходить один раз в год,
- для такси старше 5 лет нужно проходить каждые полгода.
Если автомобиль оборудован звуковыми или световыми спецсигналами, то, также как и для такси нужно проходить ТО каждый год, если авто не старше 5 лет, и каждые 6 месяцев, если старше.
Такое же правило действует для учебных машин в автошколах – раз в год до 5 лет, и раз в полгода старше 5-летнего возраста.
Мотоциклы
Сюда относятся любые мототранспортные средства (мопеды, скутеры, разного рода трициклы и квадрициклы), которые подпадают под действие закона о техосмотре – то есть имеют объём двигателя от 50 см3 и скорость более 50 км/ч.
И здесь всё аналогично легковым автомобилям:
- для мототранспорта не старше 4 лет, включая год выпуска, не нужно проходить техосмотр вовсе,
- старше 4, но не более 10 лет – раз в 2 года,
- старше 10 лет – раз в год.
Грузовые машины
Если максимальная разрешённая масса грузовика менее 3,5 тонн – сюда подпадает также и Газель, то здесь действуют та же периодичность, что для легковушек и мотоциклов:
- в возрасте до 4 лет, включая дату выпуска, не нужно проходить ТО,
- первый техосмотр такие грузовики проходят, когда им исполняется 4 года и до 10 лет – и так каждые 24 месяца,
- старше 10 лет – частота возрастает до раза в год.
Полноценным же грузовикам с массой более 3 500 килограмм техосмотр нужно делать чаще:
- в возрасте до 5 лет – раз в год,
- возрастом старше 5 лет – раз в полгода.
Кроме того, такая же частота установлена для любых грузовых автомобилей, если они оборудованы для перевозки людей с числом мест более 8, и для автобусов.
А для грузовиков, предназначенных и оборудованных для перевозки опасных грузов в любом возрасте техосмотр нужно проходить раз в 6 месяцев – даже если машина новая.
Прицепы
В случае с таким видом транспорта всё работает с небольшим различием. Если речь идёт о легковом прицепе физлица, то на него вообще не нужен осмотр никогда.
Когда проходить техосмотр для других:
- в первые 4 года не нужно,
- 4-10 лет – каждые 2 года,
- старше 10 лет – каждый год.
Такая частота, соответственно, относится к прицепам, принадлежащим юридическим лицам, либо масса которых более 3,5 тонн.
Давайте теперь приведём в табличном виде зависимость типа транспортного средства и его возраста от того, когда ему нужен техосмотр.
Где можно пройти техосмотр автомобиля
Оценку состояния транспортного средства можно пройти только лишь в аккредитованном сервисном центре. При этом если ранее выдачу лицензии осуществлял Российский Союз Автостраховщиков, то сейчас процедура несколько ужесточилась и процесс попал под контроль органов МВД.
Что касается пунктов технического обслуживания, каждый автовладелец имеет возможность подобрать наиболее выгодно расположенный для него сервис. Достаточно зайти на сайт союза автостраховщиков и изучить список техцентров, ближайших к местонахождению гражданина. Для этого потребуется вбить в поисковой строке конкретный населенный пункт.
Стоит отметить, что пройти процедуру технической проверки теперь возможно в любом регионе страны, независимо от места проживания и регистрации автовладельца.
Приготовления к мероприятию
Любой автомобилист обязан регулярно проверять своего «подопечного» на предмет поломок и выяснения, можно ли его использовать. Это правило не касается легковушек, прицепов и мотоциклов, которым менее трех лет с момента начала эксплуатации.
Как вам следует действовать.
- Подготовить пакет документации.
- Подготовить транспортное средство.
- Обратиться за диагностикой в специализированное учреждение (оно обязательно должно было пройти аккредитацию!).
Регулярно должен проводиться техосмотр
Специалисты советуют сначала провериться в сервисном центре – благодаря этому вы легко исправите возможные проблемы и упущения. Помните, анализировать состояние вашего автомобиля будут по 65 критериям. Кстати, нельзя забывать о том, что должно находиться в ТС в момент прохождения техосмотра.
Составляется данная карта в двух копиях – две бумажные и одна электронная. Бумажную копию дают владельцу машины, а вторую оставляют у мастера.
Будет составлена диагностическая карта
Необязательно постоянно иметь карту при себе. Все сведения находятся в единой базе данных, поэтому провести проверку легко можно в любой момент.
Для предоставления карты с отметкой об успешном прохождении технической оценки нужно выбрать место, где вы хотите пройти проверку. Для этого можно подобрать специальный салон или воспользоваться услугами частного мастера. Самое главное здесь – наличие аккредитации, дающей право оформлять карты данного рода.
Еще один важный аспект – доверие к мастеру. Если вы не сможете пройти проверку, придется исправить все упущения и начать все делать заново. Когда осмотр делается мастером, давшим первую оценку, то придется проанализировать системы и приспособления, непригодные для эксплуатации. Поэтому оплачивать вам придется только их. А если вы обратитесь к другому специалисту, он должен будет осмотреть ваше транспортное средство «с нуля».
Важно выбрать место, где проходить техосмотр, но учреждение должно иметь аккредитацию
Получение диагностической карты для ОСАГО в 2022 – 2023 году
Пункты ТО, условия, необходимые документы
Чтобы получить карту техосмотра, нужно оплатить услуги пункта технического обслуживания. Это специализированный центр, у которого есть лицензия Российского союза автостраховщиков. Иногда требуется заблаговременная запись на осмотр, если вы впервые посещаете такой центр, проверить техническое состояние авто вы сможете без очереди.
По факту оплаты нужно получить кассовый чек и квитанцию с печатью – их необходимо будет предоставить в пункте ТО вместе со следующими документами:
- паспортом гражданина РФ;
- на выбор – СТС или ПТС;
- доверенность – если процедура проводится лицом, представляющим автовладельца.
Это обязательный список документов. Иногда специалисты пункта ТО просят предъявить водительское удостоверение. Если снаружи или внутри автомобиля размещены логотипы какой-либо организации и ее телефоны, может также понадобиться договор на оказание рекламных услуг.
В пунктах ТО проверяют все, что необходимо для безопасной и комфортной езды:
- состояние госномера, аптечки;
- наличие знака аварийной остановки;
- ремни безопасности;
- качество технических жидкостей;
- токсичность выхлопных газов;
- наличие зеркал, стекол, есть ли на них повреждения;
- соответствуют ли сиденья ГОСТу;
- работают ли дверные замки;
- люфт руля;
- работа фар;
- состояние подвески;
- есть ли грязезащитные фартуки;
- исправность ручника, состояние колодок, тормозных дисков;
- работают ли дворники, прибор для обрызгивания стекол, звуковой сигнал.
В ходе техосмотра водитель остается в салоне, демонстрируя техническую исправность различных систем автомобиля: включает и выключает фары, двигатель, меняет его обороты, чтобы продемонстрировать уровень токсинов выхлопа и т. п. После окончания процедуры оператор центра ТО заполняет анкету, фиксируя все факты неисправностей. Если все в порядке, водителю выдается документ для получения страховки. Она подтверждает, что машину можно эксплуатировать.
Если вы планируете приобрести машину, в процессе осмотра вы сможете узнать о ней следующую информацию:
- реальный пробег,
- год выпуска,
- таможенную историю,
- попадал ли автомобиль в ДТП,
- проводился ли ремонт, тюнинг транспортного средства;
- передан ли автомобиль в залог, использовалась ли машина в такси;
- числится машина в угоне.
Сколько стоит техосмотр для получения карты
Вопрос, во сколько обойдется процедура, волнует, наверное, каждого водителя.
Стоимость ТО зависит от типа автомобиля:
- легковая машина М1 – 735 рублей;
- мотоциклы (L) – 350 руб.;
- автобус М2 и М3 – 2,2 тыс. руб.;
- грузовики N1-N3 – 2,3 тыс. руб.;
- прицепы (О1-О4) – 1,5 руб.
К этой сумме нужно прибавить размер госпошлины – и тогда получится общая цена, по которой вы сможете получить карту техосмотра.
В приведенном выше списке указана рекомендуемая стоимость. Цена может отличается в каждом центре и варьируется в зависимости от региона, поэтому за техосмотр одного и того же автомобиля в разных городах водитель может заплатить разную сумму.
На какой срок выдается карта
Документ предоставляется на определенный период времени. Срок, в течение которого действует карта техосмотра, зависит от года выпуска авто:
- если машине от 3 до 7 лет, документ выдается на два года;
- для ТС до 3 лет получение карты не требуется;
- если авто старше 7 лет, документ будет предоставлен на один год;
- если автомобиль участвует в регулярной перевозке пассажиров и в нем более 8 мест, то
- получение диагностической карты необходимо раз в полгода;
К некоторым авто применяются особые правила. Ежегодная процедура предусмотрена для следующих транспортных средств:
- грузовиков до 3,5 тонн;
- авто для обучения вождению;
- машины со спецсигналами.
Если в процессе прохождения осмотра выявлены неполадки, получить карту не удастся. Но водителю дается 20 дней для того, чтобы исправить недостатки своего автомобиля. В течение этого времени машину нужно привести в нормальное состояние, и тогда владельцу будет выдана карта технической диагностики для ОСАГО. В документе указывается дата прохождения следующего техосмотра.
Виды ТО и что в него входит
Учитывая регулярность выполнения работ и их объема, различают несколько ТО.
- Ежедневное или ЕТО. Это проверка состояния колес (внешний вид резины, давление), контроль уровня масла и антифриза, осмотр внешних приборов освещения (фары, поворотники, стопы), а также ревизия жидкости в омывателе. Обычно опытные водители эту процедуру проводят сами, ведь ничего сложного в ней нет. Давление шин можно проверить манометром, оптику вручную, масло по щупу, антифриз по цвету и уровню и т. д.
- Первое или ТО-1. Этот вариант осмотра осуществляется через 7-8 тыс. км пробега машины (конкретные сроки указаны в сопроводительной документации модели авто). Однако регламент — лишь рекомендация, подразумевающая щадящий режим работы транспортного средства. Если же автомобиль эксплуатируется в жестких условиях, стиль вождения агрессивный, а нагрузки высокие — промежутки между очередными ТО надо сокращать. В перечень работ первого техосмотра входят: весь комплекс ЕТО, настройка тормозной педали, рулевого управления, развала‐схождения, регулировка холостого хода, проверка ремней. На старых машинах мероприятия априори расширяются — контроль состояния АКБ, выхлопа и его составляющих, установка нового маслофильтра, корректировка фар, подтягивание фланцев полуосей и ступиц. Ну и конечно, в этот период меняется моторное масло.
- Второе или ТО-2. Эта процедура делается не так часто (после 16-20 тыс. пробега), но работы здесь более сложные. Задача мастеров — найти все возможные неисправности автомобиля и устранить. Для большей пользы мероприятия заранее проводится компьютерная диагностика. ТО−2 надо проводить в сервисных центрах, так как потребуется специальное оборудование и инструменты.
- Сезонное или СО. При сезонном обслуживании проводится полный комплекс работ планового ТО, но дополнительно промывается система питания и охлаждения ДВС, заменяется масло в коробке, редукторе и моторе, а также проверяются все жидкости (тормозная, ГУР, антифриз).
Помимо этих видов, есть еще такое понятие — обязательное гарантийное ТО. Оно действует на новые автомобили. Проводится у дилеров или в специализированных автомастерских (под конкретную марку автомобиля).
Гарантийное обслуживание проводится в специализированных автосервисах
Гарантия на машину обычно действует в течение первых 100-150 тыс. километров (в зависимости от модели). Осмотр должен обязательно проводиться в отведенный документацией срок (через 10-15 тыс. километров), иначе автосалон может отказать в гарантийном ремонте при возникновении неисправностей.
Что такое ТО автомобиля и для чего оно нужно
Любой сложный механизм требует внимания и изнашивается. Особенно, когда работа происходит под нагрузкой. Для того, чтобы быть уверенным в исправности машины проводится её осмотр. При обнаружении каких-то отклонений от норм, необходимо их устранить. Такие работы и есть ТО или техническое обслуживание.
Многие владельцы пренебрегают техобслуживанием авто, а зря. Особенно это касается грузовых автомобилей и спецтехники. Перевозить грузы зарабатывая деньги – это замечательно. Однако менять, скажем, треснувшую рессору или карданный вал на гружёной машине, да ещё в дождь или снег – занятие не из приятных.
Чтоб избежать этого, нужно осуществлять регулярное техническое обслуживание. Оно предназначено для поддержания автомобиля в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде, уменьшения интенсивности изнашивания деталей, предупреждения отказов и неисправностей. Выявление неполадок и их своевременное устранение позволит избежать неприятностей в дороге и сэкономит время и деньги.
ТО авто – это профилактическое мероприятие, проводимое в плановом порядке через определенные пробеги или периоды работы техники.
Соблюдение периодичности и качественное выполнение ТО в установленном объеме обеспечивает постоянную техническую готовность автомобиля и снижает потребность в ремонте. Для качественного выполнения работ техническое обслуживание рекомендуется проводить на специальных постах, оборудованных необходимыми инструментами, оборудованием и приспособлениями.
Нужен ли техосмотр для ОСАГО?
Если с точки зрения безопасности движения техосмотр необходим для проверки работоспособности систем и агрегатов, то с документальной, диагностическая карта в ряде случаев обязательный элемент для получения полиса ОСАГО. Именно в этом «ряде случаев» и заключается необходимость иметь подтверждение ТО.
Статья 15 ФЗ №170 четко устанавливает условия, когда автомобиль может обойтись без прохождения техосмотра, а когда и с какой периодичностью диагностическая карта получаться должна. Мы обязательно вернемся к этому вопросу далее более подробно, здесь же пока укажем, что в некоторых случаях ТО обязательно, и тогда без него не получить «автогражданку», а при отсутствии необходимости получать диагностическую карту, соответственно, не понадобится она и для ОСАГО.
Оформление ОСАГО без осмотра машины до 1 октября 2020 года
Из-за самоизоляции и особых условий жизни общества, вызванных новой коронавирусной инфекцией, некоторые положения претерпели временные изменения. Так, в соответствии с поправками в законодательство, полисы ОСАГО, оформляемые в период с 01.03.20 по 30.09.20, являются законными и без предоставления диагностической карты в период самоизоляции.
При этом предоставить карту в страховую компанию владелец обязан в течение месяца с момента окончания режима ограничительных мер в том регионе РФ, где ТС используется преимущественным образом, но не позднее 31 октября 2020 года.
Отмена диагностической карты для ОСАГО
Разговоры об отмене техосмотра возникают с того момента, когда он был впервые введен в правовое поле, однако дальше обмена мнениями межу водителями и/или экспертами никогда не заходил. ТО – общемировая практика и отказ от него маловероятен.
Это не мешает время от времени вносить изменения в законы, регламентирующие прохождение технического осмотра. Так, с 1 марта 2021 года диагностическая карта будет преимущественно электронной. Однако это не отменяет ни необходимости прохождения осмотра, ни обязанность иметь заключения о допуске для получения некоторых видов страховки.
Другие изменения, иногда именуемые в просторечии «отменой ТО» — это корректировки ст.15 ФЗ №170, в соответствии с которыми получать диагностическую карту для легковых ТС некоммерческого использования, и некоторых иных видов машин, не нужно до достижения ими возраста 4 года включительно (с момента выпуска).
Периодичность прохождения ТО
Время и обязанность получения диагностической карты устанавливается уже ни раз упомянутой 15-ой статьей ФЗ № 170. Во многом зависит от типа ТС и его возраста.
В соответствии с ч.2 ст.15 ФЗ №170, не требуется проходить техосмотр первые 4 года с момента выпуска легковым автомобилям, грузовикам до 3,5 тонн (разрешенная максимальная масса), прицепам и полуприцепам, если они не относятся к категориям, которым ТО не нужно вообще, мототранспорту.
Остальные автомобили проходят ТО по следующему графику (ч.1 ст.15 ФЗ №170):
Тип ТС | Возраст | Периодичность ТО |
---|---|---|
Легковые, грузовики до 3,5 тонн, мототранспорт, прицепы / полуприцепы, если им нужна диагностическая карта | От 4 до 10 лет | Раз в 2 года |
Старше 10 лет | Раз в год | |
Легковые такси, автобусы, грузовики свыше 3,5 тонн или оборудованные для перевозки пассажиров (более 8 пассажирских мест), ТС со спецсигналами, машины для обучения вождению | До 5 лет | Раз в год |
Более 5 лет | Раз в полугодие | |
Спецтраспорт для перевозки опасных грузов | — | Раз в полугодие |
Для получения ОСАГО предъявляется действующая диагностическая карта (если это требуется). Если периодичность оформления страховки чаще чем прохождения ТО, предъявляется действующая карта, даже если по ней уже приобретался полис ранее.
Каков итог?
Итак, эксперимент по законному прохождению обязательного (!) технического осмотра показал полную бессмысленность этого мероприятия. Ни автовладельцев, ни — главное! — аккредитованных инспекторов легальность прохождения процедуры не интересует в принципе. Самое удивительное, что все, включая профильные станции прохождения ТО, абсолютно открыто нарушают закон, даже не пытаясь сделать вид, что ему следуют, и не боясь никаких санкций. Более того, сотрудники аккредитованного центра демонстративно саботируют выполнение процедуры и подстрекают автовладельцев просто купить заветную диагностическую карту, что львиная доля водителей и делает.
Удивительно, но даже наше принуждение сотрудников СТО к законному выполнению процедуры показало, что инспектору наша безопасность «до лампочки». Автомобиль со сломанным глушителем, горящими ошибками, подтеками масла, отсутствующими аптечкой и огнетушителем успешно прошел техосмотр! Направление нас на стяжку выпускной системы и корректировку света фар припишем остаткам профессиональной совести инспектора.
Увы, предполагаемая реформа, которая обяжет станции техосмотра в обязательном порядке фотографировать заезд автомобиля в сервисный бокс, повлияет только на одно: лишение страховых брокеров дополнительного заработка. На безопасности и техническом состоянии автомобилей в потоке это никак не отразится: к проданной диагностической карте просто добавится «селфи» машины, потому что проверять ее техническое состояние все равно никто не собирается — просто сфотографируют.
Почему все так происходит — вопрос риторический. Для примера вспомним трагедию 2013 года в Подольске, когда 46летний водитель перегруженного КАМАЗа без тормозов протаранил рейсовый автобус. Тогда погибли 18 и пострадали 40 человек. Водитель оказался эмигрантом из Армении с многолетним опытом вождения — он отправился в тюрьму на 6 лет и 9 месяцев. При этом ни владелец компании, которая выпустила на рейс перегруженный грузовик, ни инспектор, выдавший на машину без тормозов документ о пройденном техосмотре, ни даже посредники, которые продали водителюэмигранту поддельное разрешение на работу (а работодатель в обход закона его спокойно принял), никакой ответственности, судя по всему, так и не понесли. Еще печальнее тот факт, что представители власти, вместо того чтобы устроить полную ревизию российскому рынку грузоперевозок и автопарков, во всем обвинили дефакто… армянское происхождение водителя, то есть либеральность эмигрантских законов.