Проверка датчика холла и его замена
Содержание:
Признаки поломки
Если ДХ выйдет из строя, автомобиль сам вам сообщит о наличии неисправности. Для определения неполадок с ДХ существуют определенные признаки, идущие от двигателя:
- Вы попросту не можете завести двигатель;
- Возникают перебои в работе силового агрегата — плавный ход становится уже не таким плавным, появляются рывки;
- Холостой ход нарушен или отсутствует полностью;
- Двигатель может неожиданно выключиться, заглохнуть;
- Заметно теряется мощность мотора.
Прежде чем бежать к подкапотному пространству и менять датчик Холла, для начала нужно убедиться, что причина всех бед с двигателем заключается именно в нем. Все же признаки косвенные, и они могут быть вызваны нарушением работоспособности других элементов вашего автомобиля.
Место установки
Проверка состояния
Есть несколько основных способов, которые применяются сегодня для проверки текущего состояния датчика Холла. Познакомимся детальнее с каждым из них, а вы для себя решите, какой будете применять при очередной проверке ДХ на своем ВАЗ 2109.
Способ проверки
Ваши действия
Замена старого устройства новым
Это самый простой способ, который потребует от вас наличия под рукой запасного датчика Холла, в работоспособности которого вы уверены. Просто извлеките старый датчик, вставьте на его место новый и попробуйте завести автомобиль. Если все заработало, вы нашли причину. Если же нет, придется искать источник проблем в других система
Проверка напряжения на выходе
Для этого метода вам потребуется тестер, подключенный к выходу устройства. Если датчик Холла будет исправен, тестер покажет значения в пределах 0,4-11 Вольт. Если же данные не соответствуют установленным нормам, ДХ придется заменить
Имитация работы устройства
Популярный метод, в рамках которого вы обманываете собственный автомобиль, имитируя работу датчика Холла. Вам необходимо извлечь штекерную колодку, включить зажигание и соединить между собой 3 и 6 выходы. Если начнет проскакивать искра, будьте уверены, ваш датчик вышел из строя
Проверка без дополнительных приборов
Здесь вам тестер или вольтметр не потребуется. Сначала подключите вывод с катушки к свече зажигания, а резьбу свечи подключить на массу. Снимите каретку с датчиком и присоедините разъем. Теперь можно включать зажигание. С помощью отвертки проведите инструментом возле устройства — датчика Холла. Если на свече появится искра, это говорит об исправности ДХ. Если же нет, вывод очевиден.
Проверка устройства
Обнаружив, что ДХ неисправен, вам следует обязательно заменить устройство. Затягивать с этим мероприятием не рекомендуем.
https://youtube.com/watch?v=paXv7wpXmtc
Как проверить датчика Холла на работоспособность
Для проверки датчика можно собрать несложную схему, для которой, кроме самого датчика, понадобятся:
- источник питания на нужное напряжение;
- резистор сопротивлением около 1 кОм;
- светодиод;
- магнит.
Если светодиода нет, то вместо него (и токоограничивающего резистора) можно использовать мультиметр (цифровой или стрелочный) в режиме измерения напряжения.
К источнику питания особых требований не предъявляется – токи в схеме совсем небольшие. Его напряжение должно быть в пределах напряжения питания проверяемого датчика. Светодиод подключается анодом к плюсу источника напряжения, катодом к выходу проверяемого устройства, так как датчик обычно выполняется с открытым коллектором (но лучше проверить по даташиту).
Порядок проверки зависит от типа тестируемого устройства.
- Чтобы проверить униполярный цифровой датчик, надо поднести к нему магнит одним полюсом. Светодиод должен загореться (отклониться стрелка стрелочного вольтметра или измениться скачком показания цифрового тестера). При удалении магнита на значительное расстояние схема должна прийти в исходное положение. Если датчик не сработал, надо перевернуть магнит другим полюсом и повторить процедуру. Если светодиод вспыхнул, значит, датчик исправен. Если успеха добиться не удалось ни в одном положении магнита, устройство к работе непригодно.
- Биполярный цифровой датчик проверяется по похожей методике, только светодиод загорается при одном положении магнита, и не гаснет при удалении источника магнитного поля. На дальнейшие манипуляции тем же полюсом схема реагировать не должна. Если перевернуть магнит и поднести его к датчику в противоположной полярности, то светодиод должен погаснуть. Это говорит об исправности проверяемого устройства. Если схема работает не так, значит, датчик вышел из строя.
- Омниполярный цифровой датчик Холла проверяется таким же образом, как и униполярный, но срабатывать магниточувствительное устройство должно при любом положении магнита.
Аналоговые датчики проверяются по той же методике, что и цифровые, но напряжение на выходе должно меняться не скачком, а плавно по мере возрастания магнитной силы (например, приближения постоянного магнита или увеличения тока в обмотке электромагнита).
С практической стороны интересен вопрос, как проверить датчик Холла, установленный в системе бесконтактного зажигания автомобиля. Для этого надо снять разъем с датчика и собрать указанную схему прямо на штырьках.
Здесь также светодиод можно заменить мультиметром. Проворачивая коленвал автомобиля вручную, можно наблюдать периодические вспышки LED или изменения выходного напряжения от нуля до приблизительно напряжения бортсети авто. Альтернативный способ проверки в гаражных условиях – временная замена устройства на заведомо исправный запасной датчик.
Датчик Холла нашел широкое применение в бытовой и промышленной технике. Проверить его на исправность несложно, если есть понимание принципа его работы.
Что такое герконовый датчик и где он применяется?
Что такое индуктивный бесконтактный датчик, его устройство и принцип работы
Что такое термистор, их разновидности, принцип работы и способы проверки на работоспособность
Что такое компаратор напряжения и для чего он нужен
Как работает микросхема TL431, схемы включения, описание характеристик и проверка на работоспособность
Как подключить и настроить датчик движения для управления освещением: электрические схемы подключения и настройка датчика
Как проверить датчик Холла
Существует несколько методов проверки. Вкратце они выполняются так:
Проверка исправности датчика холла (схема)
- Создание имитации наличия датчика Холла. Такой метод проверки самый быстрый и подойдет если питание на узлах системы зажигания есть, но искры нет. Для этой цели с трамблера снимают трехштекерную колодку. Далее необходимо включить зажигание автомобиля, и соединить (замкнуть кусочком провода) выходы 3 и 2 (минусовой пин и контакт сигнала). Если в процессе на центральном проводе катушки зажигания появится искра — значит, датчик вышел из строя. Заметьте что, дабы выявить искрообразование, нужно держать высоковольтный провод у массы.
- Проверка датчика Холла мультиметром, самый распространенный метод. При такой проверке используют мультиметр (тестер). Для этого лишь достаточно измерить напряжение на выходе датчика. Если он исправен, то напряжение должно находиться в пределах 0,4…11 В.
- Замена неисправного устройства на заведомо рабочее. Его можно взять у знакомых, имеющих машину с таким же датчиком. Если после замены беспокоящие вас проблемы исчезнут, придется покупать и менять датчик Холла на новый.
Проверка датчика Холла
Датчик Холла, проверка при помощи мультиметра.
Еще один распространенный метод заключается в проверке наличия сопротивления на датчике. Для этого необходимо сделать несложный прибор, состоящий из резистора сопротивлением 1 кОм, светодиода и гибких проводов. К ножке светодиода припаивается сопротивление, а к нему два провода такой длины, которая удобна для работы (не короткие).
Потом снимают крышку распределителя, отсоединяют трамблер и штекерную коробку. Далее проверяют исправность электрической цепи. Для этого электронный мультиметр (вольтметр) подключается к 1 и 3 клемме, после чего включается зажигание автомобиля. При нормальных условиях, полученное на экране измерительного прибора значение, должно находится в пределах 10…12 В.
Далее аналогично подсоединяем на те же клеммы сконструированное устройство. Если вы угадали с полярностью — светодиод загорается. В противном случае необходимо поменять местами провода. Дальнейшая процедура заключается в следующем:
- провод, подсоединенный к первой клемме, не трогаем;
- конец с третьей клеммы перекидываем на свободную вторую;
- проворачиваем распределительный вал (вручную или с помощью стартера).
Если в процессе поворота вала светодиод моргает, значит, все в порядке, и датчик Холла не нуждается в замене.
Стоит отметить, что процесс проверки датчика Холла на ВАЗ 2109, Ауди 80, Фольксваген Пассат Б3 и других машинах проводится по одинаковой схеме. Разница состоит лишь в расположении отдельных частей под капотом автомобиля.
Это интересно: Как проверить свечи зажигания самому мультиметром в домашних условиях
Как проверить работоспособность датчика Холла
За углом между положением коленчатого и распределительного вала мотора следит датчик Холла. Как правило, данное устройство применяется на автомобилях, которые имеют бесконтактную систему зажигания. Ранее он применялся в конструкции трамблера. Если появляются проблемы с системой зажигания, первым делом следует проверять именно датчик Холла. Сделать это можно несколькими способами.
Работоспособность устройства также проверяется по его сопротивлению.
Мультиметр. Самый популярный способ проверки предполагает использование многофункционального тестера. Первым делом следует демонтировать устройство. Как только датчик будет снят, нужно подсоединить плюсовой контакт тестера в сигнальному выходу, а отрицательный к общему. Диапазон измерения напряжения должен быть выставлен до 12 Вольт. Если устройство находится в исправном состоянии, показатель должен находиться в пределах 0.4 — 11 Вольт.
Самодельный тестер. Работоспособность устройства также проверяется по его сопротивлению. Для того чтобы провести измерение, нужно создать собственный прибор, который состоит из резистора с сопротивлением 1 кОм и светодиода с 2 проводами. Диагностика выполняется по простому алгоритму. Резистор следует припаять к ножке светодиода и подсоединить к нему провода. После этого можно снять крышку распределителя зажигания, выключить трамблер и штекерную коробку. К первой или третьей клемме следует подключить вольтметр или тестер и включить зажигание автомобиля. После всех указанных процедур на экране прибора должен быть показатель от 10 до 12 Вольт — это говорит об исправности оборудования. На этом процедура не заканчивается. Провод с третьей клеммы следует перенести на вторую и прокрутить распредвал. Если датчик Холла исправный, светодиод начнет моргать.
Проверить ресурс устройства можно и при помощи подручных средств. С этой целью справится вентилятор из системного блока ПК
Имитация датчика. Если питание на системе зажигания есть, а искры нет, можно прибегнуть к проведению имитации датчика. Данный способ проверки самый быстрый. Для того чтобы проверить состояние, нужно снять с трамблера колодку с 3 штекерами, включить зажигание и проволокой замкнуть на штекере выходы — 2 и 3. Если датчик Холла вышел из строя, на центральном проводе появится искра.
Если же устройство вышло из строя, нет смысла заниматься его ремонтом, так как новый элемент стоит дешево
Вентилятор ПК. Проверить ресурс устройства можно и при помощи подручных средств. С этой ролью справится вентилятор из системного блока ПК. Первым делом нужно отсоединить жгут проводов, которые идут к трамблеру. Белый и красный провод вентилятора подключается к колодке датчика, которая располагается на трамблере. Все процедуры следует проводить при включенном зажигании. Если вентилятор после подключения крутится, то датчик Холла исправный. Если же устройство вышло из строя, нет смысла заниматься его ремонтом, так как новый элемент стоит дешево. Главное — вовремя проводить диагностику, чтобы не довести до серьезных поломок сопутствующих систем.
Итог. Датчик Холла в автомобиле имеет определенный ресурс. Если в системе зажигания появились сбои, первым делом нужно проверять его. Сделать это можно самостоятельно.
Способы диагностики работоспособности
При обнаружении некорректной работы датчиков Холла необходимо прозвонить цепи тестовым прибором. Проверка позволяет убедиться в неисправности сенсора или обнаружить другие поломки. Датчики систем зажигания проверяют путем замыкания контактов колодки или имитацией движения распределительного диска через рабочий зазор сенсора.
… о диагностике датчика
В лабораторных условиях применяют осциллографы, позволяющие снять точный рабочий график датчика на базе принципа Холла. Также используют приборы на базе контроллеров Arduino.
Проверка мультиметром
Для тестирования необходимо взять цифровой прибор и переключить устройство в режим замера постоянного напряжения. Затем следует выполнить подключение щупов к сигнальным контактам и включить датчик (например, прокрутить коленчатый вал мотора стартером). Нужные пины в разъеме определяют опытным путем или по схеме. Исправный сенсор подает импульсы напряжением от 0,4 до 11 В. Поломанный датчик не срабатывает при прокручивании индикаторного кольца. Напряжение между корпусом датчика и кузовом автомобиля должно равняться 0 В.
Для проверки индуктивных датчиков с 2 проводами необходимо выставить тестовый прибор в режим определения переменного напряжения. После включения зажигания следует проверить показания мультиметра (прокручивать вал мотора стартером не требуется). Для теста первый щуп прибора прикладывают к кузову, а второй – к контактам в колодке датчика. На исправном сенсоре вольтметр покажет напряжение на каждом выводе. Если сигнал отсутствует хотя бы на 1 пине, то датчик неисправен.
Альтернативный метод проверки 2-контактного сенсора предусматривает тестирование на работающем двигателе. Необходимо аккуратно установить щуп в разъеме датчика, а второй приложить к болту на кузове машины. Прибор должен показывать плавающее значение напряжения (в диапазоне от 0 до 5 В, значение зависит от модификации сенсора). При отсутствии сигнала датчик неисправен.
Мультиметр тестирует датчик холла в режиме замера напряжения.
Создание имитации
Методика подходит только для проверки трамблеров. Для тестирования необходимо отсоединить штекер проводки и замкнуть контакты куском провода, предварительно изучив распиновку колодки.
… о способе диагностики
При включенном зажигании должна появляться искра, по которой автомеханик узнает о необходимости замены датчика Холла.
Можно протестировать устройство другим способом:
- Снять крышку с трамблера и уложить металлический наконечник рядом с элементом кузова (например, любой шпилькой на двигателе).
- Включить систему зажигания и провести стальной пластиной через воздушный зазор датчика, имитируя работу распределителя. Толщина элемента будет влиять на показания, поэтому требуется подобрать планку, соответствующую по габаритам штатному диску. Если датчик исправен, то между контактом и болтом будет проскакивать искра.
Замена рабочим датчиком
Если в автомобиле или гараже имеется запасной датчик, то замена элемента позволяет быстро уточнить состояние старого сенсора. Для выполнения работ понадобится разобрать узел (например, распределитель зажигания) либо отвернуть крепежные болты или винты. Допускается устанавливать только совместимый датчик, при использовании детали другой модели сигнал будет ошибочным из-за неправильного зазора между магнитом и микросхемой.
Замена рабочим датчиком позволяет уточнить состояние сенсора.
Проверка сопротивления
Для проведения тестирования понадобится самодельный прибор, состоящий из последовательно соединенных светодиода и резистора сопротивлением 1–1,5 кОм. Для удобства использования к ножке сопротивления и выводу индикатора следует припаять отрезки медного многожильного провода. В качестве источника питания используют АКБ автомобиля напряжением 12 В.
Инструкция:
- Открыть крышку трамблера и снять колодку с датчика.
- При включенном зажигании проверить наличие напряжения в цепи питания. Замер выполняют вольтметром, подключенным к точкам 1 и 3 на сенсоре. При исправной проводке прибор покажет 11,5–12 В.
- Подсоединить тестовый прибор для определения полярности. Светодиод устроен таким образом, что свечение возникает только при корректной коммутации.
- Подключить вывод от клеммы № 2 в соответствии со схемой, а затем прокрутить силовой агрегат стартером. При исправном датчике лампа будет мигать с частотой, соответствующей интенсивности вращения задающего диска. Если индикатор не загорается или включается через раз, то датчик считается неисправным и требует замены.
Назначение и принцип работы датчика Холла
Датчик Холла берет название от фамилии изобретателя, который в 1879 г открыл гальваномагнитное явление. Его суть заключается в возникновении разницы потенциалов при помещении проводника в магнитное поле, что вызывает поступление на него постоянного электрического тока. Датчик использует описанный выше эффект в условиях установленного под напряжением внутри прибора проводника, на который воздействует магнитное поле, пересекающее его поперек, и создает электродвижущую силу.
Принцип работы устройства основан на фиксации присутствия или отсутствия магнитного поля. При достижении силы индукции определенного значения, датчик показывает наличие поля. Если показатель ниже установленного значения, датчик указывает на его отсутствие. Чувствительность прибора определяется способностью фиксировать магнитное поле различной индуктивности, и может изменяться в зависимости от необходимых требований.
Автомобильный датчик Холла предназначен для измерения импульсов, на основании которых электроника блока управления зажиганием дает команду образования искры в необходимый для этого момент. Конструктивно прибор состоит из следующих частей:
- Постоянного магнита.
- Стального экрана с несколькими прорезанными отверстиями.
- Полупроводниковых пластин.
Из датчика выходит разъем, содержащий 3 клеммы:
- Первый выход соединяется с «массой».
- Второй предназначен для подключения напряжения 6 В.
- Третий подает преобразованный импульсный сигнал в коммутатор.
В большинстве случаев датчик располагают на трамблере. Он определяет момент подачи искры и используется вместо контактов. Существует цифровая модификация датчика, которая бывает биполярная и униполярная. Первый тип срабатывает при смене полярности, а второй при появлении поля.
Как проверить датчик Холла
Рекомендуется проводить проверку при помощи несложного прибора, который каждый водитель может сделать своими руками. Ему понадобится сопротивление 1 кОм и простой светодиод. К его ножке припаивается сопротивление, к нему – два отрезка любой удобной для работы длины гибкого провода, и устройство готово. Проверка датчика Холла предваряется определением наличия электропитания на нем:
- крышка распределителя снимается;
- штекерная коробка с трамблера отсоединяется;
- тестер подключается к 1 и 3 клемме, затем включается зажигание.
Если электрическая проводка авто функционирует в нормальном режиме, тестер покажет напряжение 10 и выше Вольт. После этого подсоединяем к тем самым клеммам сконструированный приборчик – светодиод загорается, если полярность была выбрана правильно. В противном случае нужно поменять местами концы проводов. Последующая схема проверки такова:
- провод, накинутый на 1 клемму, не трогаем, а на свободную 2 клемму перекидываем конец с 3-ей;
- проворачиваем (вручную либо стартером) распределительный вал.
Если вы отмечаете, что светодиод моргает во время данного процесса, значит, датчик зажигания не нуждается в замене. Также возможна проверка датчика Холла мультиметром. Его подсоединяют к выходному контакту зажигания, выставив на устройстве режим вольтметра. Стрелка устройства должна двигаться в интервале 0,4-3 Вольта (показатель исправности датчика).
Как проверить датчик Холла
Неисправности датчика Холла проявляются по-разному, даже опытные специалисты не в состоянии с точностью определить поломку. Есть ряд симптомов, но указывают на проблемы с датчиком они косвенно, т.к. эти признаки бывают по разным причинам:
- двигатель не запускается;
- на холостом ходу обороты плавают;
- во время движения при повышении оборотов автомобиль дёргается;
- глохнет мотор без причины.
Если возникают подобные симптомы необходимо, в том числе проверить и датчик Холла. Помимо указанного в статье способа существует ещё несколько. Например, самый простой это попросить у кого-нибудь исправный датчик и просто заменить его на своём автомобиле, если проблемы самоустранились, значит, датчик неисправен.
Если под рукой есть мультиметр провести проверку проще простого. Для этого необходимо на приборе выставить режим игры измерения напряжения и протестировать показатели на выходе датчика, если он исправен напряжение будет варьироваться от 0,4 до 11 В. Ещё один распространенный способ предполагает проверку при отсутствии искрообразования (если питание есть в системе зажигания) и заключается в имитации датчика. С трамблёра снимается колодка и включается зажигание. Далее с помощью куска провода замыкаются контакты 3 и 2 на колодке, если появится искра на центральном канале катушки зажигания, значит, датчик Холла неисправен и требует замены.
Будет интересно Как сделать распиновку блока питания компьютера
Еще одним видом есть в проверочке существования сопротивляемости на датчике. Для того нужно соорудить нехитрый приборчик, который состоит из резистора сопротивляемости 1 Ком, светового диода, и гибкой проводки. К ноге светового диода припаять сопротивление, и к нему два проводочка такой удлиненности, удобной для деятельности (не коротенькие). Затем снять крышечку распределителя, отсоединяем трамблер и коробочку штекера. После проверяем исправна ли цепь электрики. Потому мильтиметр электроники подключаем в одному и третьему клеммам, затем включаем зажигание автомашины.
При хороших условиях, измерение на экранчике приборчика должно быть в рамках 10-12 В. После также подсоединить на эти же клеммы сделанный механизм. Если вы все правильно сделали – диод световой загорится. Иначе нужно сменить местечками проводку. Дальше нужно сделать это: проводок, который подсоединен к первой клемме, не трогать кончик с третьей клеммы перекинуть на свободную вторую провернуть распредвал (руками либо стартером) Если при повороте вала диод заморгал, это говорит о том, что датчик не следует менять.
Замена датчика Холла.
Замена датчика Холла
Заменить датчик Холла не составит особых затруднений. С этой работой под силу справится своими руками даже начинающему автолюбителю.
Чуть ниже на видео достаточно подробно показан процесс замены датчика в трамблере автомобиля УАЗ.
Обычно замена датчика Холла состоит из нескольких этапов:
Прежде всего, трамблер снимается с машины.
Далее снимается крышка трамблера и совмещается метка механизма газораспределения с меткой коленвала.
Запомнив положение трамблера, нужно открутить крепежные элементы гаечным ключом.
При наличии фиксаторов и стопоров, их также следует извлечь.
Вал вытаскивают из трамблера.
Осталось отсоединить клеммы датчика Холла и открутить его.
Оттянув регулятор, неисправная деталь осторожно вынимается через образованную щель.
Новый датчик Холла устанавливается в обратной последовательности.
Проверка работоспособности датчика Холла позволяет не только точно определить причину отказа двигателя. Благодаря простым приемам автомобилист сэкономит свое время на ремонт, а также исключит ненужную трату денег.