Козырек для кондиционера: варианты защиты, обустройство навеса

Обслуживание системы кондиционера

В начале каждого холодного сезона эксплуатации, а также в случае изменения производительности системы, появления посторонних запахов необходимо производить обслуживание кондиционера. В его состав входят:

  • замена салонного фильтра;
  • очистка ребер радиатора, воздухозаборников;
  • чистка дренажной системы удаления конденсата.

Своевременное проведение регламентных работ увеличивает срок службы кондиционера автомобиля.

Меры предосторожности при обслуживании и эксплуатации системы

Во время выполнения ремонтных и регламентных работ системы кондиционирования следует соблюдать правила безопасности и меры предосторожности:

Замену оборудования и узлов следует производить при снятой клемме автомобильного аккумулятора.

Во время работы с герметичной системой необходимо использовать защитные очки.

При включенном кондиционере не выполнять работ в области вентиляторов.

Преимущества автономного автокондиционера

В принципе, эффективность обеих типов портативных автомобильных кондиционеров примерно одинакова. Если говорить о стоимости, то она тоже лежит в одном ценовом диапазоне, и это, в принципе, немалая сумма – в районе тысячи долларов. Поэтому такие сплит-системы устанавливают преимущественно в грузовики и микроавтобусы, а также в легковые авто, оборудованные верхним люком. С точки зрения сложности монтажа при наличии минимального опыта и соответствующего инструмента установка в проем верхнего люка займёт не более 2 – 3 часов. Если для этого потребуется вырезать окошко (при условии, что хозяин согласен на такой тюнинг), монтаж займёт примерно вдвое больше времени.

В обслуживании водяной автомобильный кондиционер от прикуривателя намного проще, ремонт его также потребует минимальных вложений средств, да и с точки зрения энергопотребления этот вариант намного более предпочтителен. Одна из основных проблем – наличие ёмкости для воды. Для грузовиков это не проблема – 30 – 40-литровый бак можно установить, например, на задней плоскости кабины. Не проблема найти место для воды и в микроавтобусе, а вот с легковым автомобилем немного сложнее.

Хотя, если честно, для поездок в пределах города достаточно и меньшего объёма, поскольку расход воды для климатических систем данного типа составляет в пределах 2 – 5 литров в час: чем выше температура воздуха на улице (и в салоне соответственно) – тем больше расход. Вода годится обычная водопроводная. Периодический уход за баком состоит в его чистке и обеззараживании – раз в год, обычно в конце сезона, в него заливается специальный антисептик (в виде порошка или жидкости), после чего система хорошенько просушивается. Разумеется, не обходится и без использования фильтра, задерживающего крупные и средние частицы мусора, предотвращающего быстрое засорение трубопроводов. Такой кондиционер можно эксплуатировать не только в жару, но и в межсезонье, если требуется приток свежего осушенного воздуха.

История вопроса

Если спросить у водителей, имеющих большой стаж езды во времена СССР, то они расскажут, что в те времена автомобильных кондиционеров в нашей стране попросту не существовало, и если не считать открытых окон, то единственным спасением были небольшие вентиляторы, устанавливаемые на торпедо. Правда, назвать такой способ распространённым мы не берёмся: купить такое устройство было нелегко, к тому же его нужно было переделывать, чтобы вентилятор мог работать от бортовой сети. Тем не менее, среди определённых категорий водителей такой способ охлаждения был весьма популярен. О настоящей прохладе в данном случае речь не идёт – вентилятор просто создаёт поток воздуха той же температуры, которая имеется внутри салона, но даже такой обдув – это лучше, чем ничего.

Со временем в продаже появились и другие прототипы портативных кондиционеров, предлагающихся как альтернатива дорогим системам кондиционирования. Проблема питания решается достаточно просто – подключением такого устройства с собственным электромотором к бортовой электросети через гнездо прикуривателя

Но вот с другой важной составляющей – обеспечением притока охлаждённого воздуха – дела обстоят не так хорошо. О создании полноценного кондиционера с хладагентом, циркулирующим по замкнутому контуру, речь не идёт – в этом случае он ничем бы не отличался от обычного автомобильного

Впрочем, такие попытки предпринимались, причём неоднократно, начиная с 80 – 90-х годов прошлого столетия, но сколь-нибудь значительных результатов добиться не удалось. А вот о системах охлаждения вентилируемого типа этого не скажешь – их и сейчас можно приобрести за вполне подъёмные средства.

Преимущества стояночных кондиционеров

Стояночные системы охлаждения воздуха для микроавтобусов имеют ряд достоинств, которые делают их востребованными среди владельцев автотранспорта.

  • Способность функционировать в автономном режиме, что обеспечивает комфортные условия не только при движении, но и при стоянке.
  • В процессе работы кондиционера удаляется лишняя влага из окружающего воздуха, что способствует улучшению самочувствия людей, находящихся в салоне.
  • Монтаж кондиционера может осуществляться на крышу транспортного средства или в крышный люк.
  • Различная мощность.
  • Компактные размеры.
  • Высокий уровень надежности.
  • Доступная стоимость.

Компрессорные автокондиционеры от прикуривателя

По части коэффициента полезного действия при охлаждении салона авто они не имеют равных, поскольку их схема практически не отличается от конструкции обычного автокондиционера. То есть такая климатическая система имеет замкнутый контур, по которому циркулирует хладагент, способный легко переходить из одного агрегатного состояния в другое и при этом генерировать в одном случае – холод, в другом – тепло. Основная проблема заключается в обеспечении требуемого теплоотвода. Штатный кондиционер конструктивно выполнен таким образом, что тепло выводится наружу через моторный отсек. Для портативного устройства такой вариант не годится.

Самым простым решением оказался монтаж прибора в верхнем люке – большинство производителей выпускает такие климатические системы, ориентируясь на размеры люков для разных марок и моделей транспортных средств. Понятно, что при отсутствии люка подобное решение практически неприменимо – не вырезать же в автомобиле дырку в крыше специально для установки автономной климатической системы. Автомобильный кондиционер на крышу имеет и другой существенный минус – высокое энергопотребление. Чтобы обеспечить свою работу с сохранением требуемой степени охлаждения, он должен потреблять порядка 7 – 12 ампер. За восемь часов работы «сядут» даже мощные аккумуляторные батареи, устанавливаемые на грузовики.

Козырек для кондиционера своими руками

Может быть изготовлен самостоятельно из-за своей простоты. Алгоритм действий следующий:

  1. Определить форму, размеры, материал. Это зависит от габаритов наружного модуля, но чаще всего это прямоугольник размером 100х50 см.
  2. Сделать конструкцию из металлических уголков (длина 250 мм, отверстия диаметром 8 мм) и прямоугольного каркаса нужного размера. Сварить их вместе под углом 70⁰.
  3. Закрепить крышу с каркасом, привинчивая ее насквозь саморезами к уголкам (шаг 100-150 мм).

Материалы изготовления крыши могут использоваться разные: поликарбонат, профнастил, оцинкованный металл и т.д. Наиболее прочными, надежными являются конструкции из металла. Листовой материал рекомендуется окрашивать светлым цветом.

Нужен ли козырек над наружным блоком


Козырек защищает внешний блок от наледи, увеличивая срок его службы

Стремление защитить внешний блок сплит-системы и продлить срок его эксплуатации вполне оправдано. Именно наружный элемент с компрессором является самой дорогостоящей частью климатического оборудования. Защита внешнего блока кондиционера козырьком – самый доступный и простой способ продлить срок службы прибора.

Навес над кондиционером рекомендуется устанавливать в следующих случаях:

  • Крыша дома является скатной. На свесе образуется наледь и сосульки. Ледяные куски небольших размеров не смогут повредить устройство – они лишь оставляют вмятины на корпусе. Однако большие сосульки способны вывести из строя весь механизм подачи фреона.
  • Образование на приборе наледи и снежных шапок.
  • Осыпание старого облицовочного покрытия фасада.
  • Размещение кондиционера на нижнем этаже многоэтажного здания. В этом случае ущерб от падающих предметов увеличивается.

Рекомендуем: лучшие стояночные кондиционеры

Среди лучших кондиционеров для грузового автомобиля и других видов транспорта мы отобрали пять моделей.

  • Автокондиционер FROST UC5. С монтажом системы можно справиться самостоятельно. В комплекте поставки все необходимое, включая крепеж и шланги 2,5 м. Аппарат, полной мощностью 3 КВт, характеризуется эстетичным дизайном и удобным использованием. Управляют им непосредственно, или при помощи дистанционного пульта. Потребление 30 А при 24 В, и 60 А при 12 В. Прибор заправлен маслом. Заправка хладагентом производится после монтажа.

  • Автокондиционер FROST UC5.2. Модификация UC5.2 отличается более скромной холодопроизводительностью — 2.5 кВт по сравнению с UC5 — 3кВт. Массо-габаритные показатели не отличаются. Версия может оказаться правильным решением для небольшого грузовика, микроавтобуса, а также при ограниченных возможностях зарядного генератора.

  • Автокондиционер моноблок FROST UC10. Моноблок, максимальной мощностью 3 кВт, удачно подойдет например как кондиционер на крышу КАМАЗа, и т.п. Установка может производиться самостоятельно. Крепеж, дренажные шланги, и пр. — все прилагается. Существуют 12 и 24 В версии, потреблением 40 и 20 А соответственно. Хорошее оформление, пульт дистанционного управления, трехрежимный функционал: ЭКО, AUTO, F Cool.

  • Автокондиционер FROST UC10 с медным теплообменником. Как известно, медь имеет больший срок службы, чем алюминий, а также меньшую инерционность, т.е. быстро прогревается и отдает тепло. Алюминиевый теплообменник считается бюджетным. Перед покупкой проконсультируйтесь с продавцом.

  • Автокондиционер Aero-cool 2600M. Моноблок универсален, но его часто выбирают для спецтехники из-за высоких прочностных характеристик корпуса. Излишеств в дизайне прибор не имеет. Номинальная Мощность прибора (номинальная) —2.6 кВт, а напряжение 12 В и 24 В. Как и предыдущие модели он прост в установке, но больше по габаритам.

Кондиционер для кемпера Waeco CoolBreeze CB-1200

Этот кондиционер очень отличается от ставших уже привычных в быту сплит-систем или классических автокондиционеров по принципу работы. Грубо говоря, воздух, подаваемый в кабину, сначала прогоняется через радиатор-теплообменник, на который набрызгивается вода и направляется струя воздуха с вентилятора. Вода испаряется, при этом более интенсивоно забирает тепло с теплообменника. Такой кондиционер отличается сниженным потреблением электроэнергии, что позволяет ему даже работать с выключенным двигателем от бортового аккумулятора. Но нужна постоянная подача воды, 0,5-1,5 литров в час. Вот ещё статья о водяных кондеях для автотранспорта, но других фирм: тыц. Об эффективности этого устройства сказать пока что ничего не могу. Но представляется, что нечто подобное можно попробовать соорудить самостоятельно.

Что такое антивандальная защита?

Если квартира находится на первом или последнем этаже, то актуальным становится вопрос защиты внешнего модуля от покушений вандалов. Хищение его зачастую просто не имеет смысла – он не универсален, то есть подойдет не для любой сплит-системы.

Поэтому чаще происходит просто порча ради развлечения. Но бывают случаи, когда разрушив наружный модуль, извлекают трубки, которые изготовлены из меди.

Чтобы не приобретать новые детали взамен испорченных, лучше сразу при монтаже кондиционера установить и антивандальную защиту, представляющую собой металлический ящик с решетчатыми стенами. Она ограждает внешний блок и делает его недоступным для посторонних с улицы или с крыши.

Изготавливают решетку из стальной проволоки диаметром от 6 до 8 мм. Строгого требования к размеру ячеек нет, но лучше их делать не более 30 мм. Идеальное решение — соорудить каркас из оцинкованной проволоки, которая не коррозирует и долго сохраняет эстетичный вид.

Некоторые фирмы изготавливают фасады антивандальной защиты из перфорированного листа. Такая конструкция хорошо пропускает воздух, не препятствует его циркуляции и делает наружный блок почти невидимым

Благодаря надежному креплению, посторонним лицам не удастся демонтировать как навес для кондиционера, так и антивандальную защиту. Можно заказать такую конструкцию по индивидуальным эскизам, покрыть ее полимерной краской.

Если наружный модуль размещен на фасаде здания и его необходимо скрыть, хорошим решением является декоративная панель, не имеющая креплений.

Эффективность автономных автокондиционеров

Большинство портативных автомобильных кондиционеров поставляется из Китая. В этой стране, как известно, очень трепетно относятся к тем сферам и нишам, которые ещё не сформированы полностью и не заполнены. Системы кондиционирования, работающие от прикуривателя, как раз и относятся к таковым: крупные автопроизводители не заинтересованы в производстве данной категории автомобильных аксессуаров, отдавая предпочтение штатно устанавливаемым климатическим системам.

А поскольку даже не очень мощный автокондиционер потребляет минимум 5 – 7 лошадиных сил (в перерасчёте на мощность силового агрегата), для бюджетных малолитражных городских автомобилей такая потеря мощности может оказаться весьма существенной. Их двигатели не отличаются выдающимися показателями силы тяги (100 л. с. – это уже отличный уровень), так что установка на них автокондиционера в заводских условиях производится крайне редко. Если учесть, что при длительной стоянке в жару в районе лобового стекла (и заднего тоже) температура поднимается до 55 – 75 градусов, можно представить себе, сколько энергии нужно будет потратить на то, чтобы охладить воздух в салоне в первое время после начала движения.

Автономный кондиционер для автомобиля запитывается от 12 вольт. По этой причине для обеспечения столь же эффективной работы, как и старшего собрата, потребуется увеличение энергопотребления до непозволительного уровня. А если не сильно нагружать бортовую электросеть во время движения или аккумулятор во время стоянки, производительность такого устройства оказывается в десятки раз меньше. В противном случае, чтобы обеспечить мощность, сравнимую со штатными автокондиционерами, необходимо пропускать токи порядка 100 ампер. Обычная автомобильная проводка на такой подвиг не способна, в результате через несколько минут работы вам придётся менять сгоревший предохранитель и искать более пригодные провода (диаметром не менее сантиметра).

Есть и другие особенности, которые конструкционно ограничивают сферу применения автономных автокондиционеров. Главная из них – это проблема отвода тепла, образующегося в процессе теплопередачи в рабочей камере. В штатных климатических системах отвод осуществляется посредством вывода горячего воздуха извне через моторный отсек. У портативных аналогов такой возможности нет, если не рассматривать упомянутые выше модели, устанавливаемые на крышу. Если не производить отвод генерируемого тепла, коэффициент полезного действия будет стремиться к нулю, поскольку охлаждение выходного потока воздуха будет компенсироваться нагревом самого прибора.

Именно поэтому любые портативные системы кондиционирования, не решающие проблему теплоотвода, будут совершенно бесполезными. Именно таковыми являются устройства, напоминающие обычный бытовой тепловентилятор, устанавливаемый для осушки воздуха в ванных комнатах. Их охлаждающей способности обычно достаточно только для одного человека, да и то при условии, что выходной поток воздуха расположен у самого лица. Лёгкий ветерок, не приносящий удовлетворения в жару, трудно назвать полноценной заменой тому микроклимату, который в состоянии обеспечить обычный автокондиционер.

С законами термодинамики не поспоришь, но это не означает, что решить проблему никак нельзя. В последнее время популярными становятся устройства, использующие в качестве хладагента «батареи холода аккумуляторного типа», попросту говоря – картриджи с сухим льдом, которые часто используются в пищевой промышленности. Они имеются в продаже и стоят относительно немного, обеспечивая вполне приемлемые показатели кондиционирования, будучи установлены в контейнер с вентилятором. Но опять же, от вас потребуется иметь значительный запас такого хладагента, что при дальних поездках не всегда возможно. Но для коротких перемещений в черте города такое решение можно назвать вполне приемлемым.

И ещё кондиционер, до кучи

Это просто вариант организации кондиционирования, который мне понравился: кондиционер-моноблок, размещается на полу в удобном месте, а холодный воздух раздувается по помещению, наподобие как работает раздувка тёплого воздуха от отопителя «Трума». Правда, выходы воздуховодов тёплого воздуха обычно ставят снизу, а для холодного надо думать о верхнем — ведь тёплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Хотя, спим то мы ближе к полу, а не к потолку. Может, на лето радиатор Трумы обматывать гигроскопичной тканью, конец её — в бак с водой, да и обдувать её штатной раздувкой :-)? Надо проверить вариант!

Принцип работы кондиционера

Бытовая климатическая система в своей конструкции имеет два блока — внутренний и внешний. Между этими модулями четко распределяются функции работы испарителя и конденсатора. Конденсатор — это внешний блок, а испарителем называется внутренний. Соединены эти два элемента друг с другом с помощью магистрали, которая включает в себя трубки для подачи хладагента и кабель управления.

К внутренней части подсоединена дренажная трубка, которая выводит конденсат. С учетом инструкции ее нужно подсоединить с канализационной системой. Могут встречаться конструкции, которые имеют несколько внутренних блоков, в этом случае они называются мультисплит-системами, однако принцип работы у них точно такой же.

Устанавливают внешний модуль с учетом соблюдения горизонтальности во всех плоскостях. Требуется, чтобы эту часть мог обдувать ветер — во время установки козырька для наружного блока кондиционера необходимо не забывать про этот момент. В идеале лучше всего, чтобы наружная часть устройства была расположена на балконе. Когда квартира находится на самом верхнем этаже, внешний блок в некоторых случаях располагают на крыше. Этот способ установки возможен, если магистраль по длине не более 14 метров.

Во время монтажа конденсаторного модуля на стене дома необходимо соблюдать минимальную дистанцию в 10 см, в противном случае при жаркой погоде существует большой риск поломки компрессора из-за недостаточного обдува. Требуется защита от разных негативных факторов как непосредственно для кондиционера, так и для магистрали, которая объединяет оба блока устройства.

Принцип работы автомобильного кондиционера

Кондиционер, установленный в автомобиль на заводе производителя, работает по тому же принципу что и офисные агрегаты. То есть он поглощает тепло через испаритель, охлаждая салон машины. При этом «отработанный» воздух выводится в окружающую среду (на улицу).

Сам по себе кондиционер – это герметичная система, заполненная фреоном и компрессорным маслом. Масло снижает трение, частично отводит выделяющиеся в процессе работы частицы и циркулирует в системе кондиционирования.

Исходя из этого становится очевидно, что автомобильным кондиционером может быть только агрегат, который сможет утилизировать воздуха на улицу. И конечно такой прибор не может стоить 3 000 – 5 000 рублей.

Китайский же кондиционер от прикуривателя в машину внешне и по своим функциям больше напоминает обычный вентилятор. Такой прибор не охлаждает воздух, а лишь пропускает его по кругу, создавая легкий ветерок. Производители идут на ухищрения и гордо называют такие изделия кондиционер автомобильный 12 вольт, но на самом деле в природе такие агрегаты пока что выпускаются только для грузовых автомобилей. Эти габаритные приборы, работающие от напряжения в 24 В, врезаются в крышу кабины и стоят они порядка 85 000 рублей.

Тем не менее, как говорится «боль на выдумки хитра» и если вам очень нужен максимально приближенный к кондиционеру аналог, то изготовить такой прибор можно самостоятельно.

Чего стоит ожидать от мобильной климатической установки

В любом случае универсальности в применении автономных кондиционеров быть не может. То, что пригодно для грузовика, для легковой машины неприемлемо.

Серьёзная автономная климатическая установка, а не дешёвая рыночная поделка, всё же имеет определённые преимущества:

  • независимость от конкретной модели автомобиля позволит гибко применять её на разных машинах;
  • для работы кондиционера не нужно запускать двигатель автомобиля;
  • при условии обеспечения электроэнергией автономка может постоянно поддерживать приемлемую температуру салона на стоянке;
  • устройство работает относительно бесшумно и не загрязняет атмосферу.

Сопровождается это существенными недостатками:

  • как правило, мощность автономных установок слишком мала, а следовательно и эффективность;
  • высокая цена реально работающих систем сравнима со штатными климатическими установками;
  • на рынке много подделок и откровенного обмана;
  • установки трудно применять для легкового транспорта.

То есть приемлемы подобные устройства лишь для грузовиков и всевозможных автокемперов. Да и практически проблемы микроклимата во всех легковых машинах давно решены даже в базовых комплектациях.

Особенности портативных автокондиционеров

Для реализации идеи создания автономного автокондиционера на практике требуется решить немало сложных технических задач. Типичный переносной кондиционер в машину представляет собой моноблок (как правило – пластиковый контейнер), в котором и заключены все требуемые для работы детали. Очевидным достоинством такого решения является простота монтажа. Не менее важным моментом многие водители считают полную энергонезависимость такого автономного автокондиционера.

Дело в том, что классическая автомобильная система кондиционирования может работать только при включённом силовом агрегате. Когда машина безнадёжно застряла в пробке в пик полуденного зноя, чтобы не изнывать от жары, приходится не глушить мотор. Многих автовладельцев это раздражает, хотя бы ввиду дороговизны бензина. Автономное устройство может работать и от аккумуляторной батареи, так что это достаточно весомый довод для тех, кто часто вынужден находиться в остановленном на некоторое время транспортном средстве.

Стоит отметить, что в последнее время производители климатического оборудования уже обратили внимание на эту проблему и предпринимают попытки создать штатный автокондиционер, который бы был снабжён собственным электродвигателем. В частности, такая климатическая система уже на протяжении нескольких лет устанавливается в автомобиль Ситроен С4

При неработающем силовом агрегате такой автокондиционер способен работать около пятнадцати минут. Добиться большего пока не удаётся. Причина банальна – автономное устройство должно быть достаточно мощным, чтобы обеспечивать эффективное охлаждение салона, а ёмкость современных аккумуляторных батарей пока ещё недостаточно высока.

Хотя работы ведутся в обоих направлениях (снижение мощности электромотора и увеличение ёмкости АКБ), прорыв, скорее всего, будет достигнут благодаря появлению принципиально новых систем накопления электроэнергии. Оптимизм здесь тем более уместен, что мир постепенно, но неуклонно переходит на электромобили, а значит, интенсивные поиски оптимального решения проблемы автономного электропитания продолжаются, и в подобные исследования инвестируются огромные суммы. Пока же время автономного использования портативных кондиционеров оставляет желать лучшего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *