От «копейки» до лады xray: как менялся облик отечественных автомобилей с годами

Негласная слава 2108

Думая, что авторами конструкции мотора являются немцы, на самом деле нет. Разработкой занимался конструкторский коллектив Тольятти. Единственное, специалисты Porsche согласно контракту, произвели комплекс работ по доводке на двигатель 08. 

Интересный факт: одновременно немцы занимались проектом испанцев. Машина схожа с советским образцом, это хэтчбек SEAT Ibiza. Экстерьер идентичен большинством элементов, присущих «зубилу». 

Отсутствие стеснения, в отличие от советских конструкторов, которые слишком гордые были по тем временам, испанцы не упустили момент. Так, на клапанной крышке их малолитражки красовалась надпись «System Porsche». Бренд в свою очередь увеличивал доверие потребителя. 

Все свое существование «восьмерка» довольствовалась популярностью машины, носящего в себе частицу Porsche. Проявление харизматичности заметно по ходовым качествам. Любовь и признание к трехдверному агрегату прочно удерживается и поныне у большинства автомобилистов. 

Пламенный мотор

Готовящийся ВАЗ-2108 не только выглядел современно, но и был современным внутри. В конструкции машины были использованы такие решения, как стойки McPherson, полунезависимая «качалка» сзади, передний привод и поперечное расположение мотора. Все это станет главным рецептом при создании компактных автомобилей в будущем.

Не менее интересно еще и то, что «восьмерка» была, по сути, новым автомобилем. Все потому, что по наследству от классических «Жигулей» из 3500 тысяч узлов ей достался всего один — поршневой палец двигателя. И тот был серьезно переработан. Правда и изобретать велосипед советские инженеры не стали. Вместо этого было решено просто приобрести наиболее удачные решения у других производителей. Благо, каждый мог предложить что-то действительно исключительное. И осознать этот факт своим советским коллегам помогли друзья с Запада…

Конструкция автомобиля

На данном автомобиле установлена цельнометаллическая трехдверная конструкция кузова. Есть варианты пассажирского или грузопассажирского автомобиля ваз-2108. Все узлы а также детали, находящиеся в кузове сваренные специальный контактной точечной сваркой и составляют единое целое. Также есть дополнительная закрепление деталей и частей кузова, на которые направлено дополнительная нагрузка, они приварные с помощью электродуговой сварки.

В зависимости от модификации на ВАЗ 2108 может быть установлен карбюраторный четырехтактный четырехцилиндровый двигатель, объем которого в стандартной заводской сборке не превышает до 1500 кубических сантиметров. При проектировки двигателя учитывалось то, что он будет установлен на переднеприводном автомобиле. Для того, чтобы разместить двигатель а также коробку передач и сцеплением были установлены специальные эластичные опоры в моторном отсеке.

Нужно также отметить, что на передние колеса конструкторы установили дисковый механизм, А на задних барабанный.

Салон и панель приборов

В салон перекочевали некоторые детали интерьера «восьмерки», среди которых формованный потолок, внутренние дверные панели. Остальное убранство, включая двухспицевый руль, позаимствовано у рестайлинговых версий девятки и девяносто девятой (ВАЗ-2114, 2115), вышедших несколькими годами ранее.

Приборная панель значительно преобразилась по сравнению с «восьмеркой». Приборка, так же как и кузов, получила более плавные и изящные линии в отличие от архаичной угловатой консоли, оригинальной модели.

Приборная панель ВАЗ-2113

Также ВАЗовцы добавили дополнительные вспомогательные примочки. Базовая сборка предлагает: вертикальную регулировку руля, подсветку с регулировкой уровня яркости, корректор света фар, наружные противоослепляющие зеркала, очиститель и омыватель заднего стекла, бортовую систему контроля с блоком индикации.

Нововведения, доступные в высшей комплектации — «Люкс», включают подогрев сидений, подголовники на задних сиденьях, бортовой компьютер, противотуманные фонари. В остальном модель не предлагает особых изысков. Например, здесь нет кондиционера или мультимедийной системы. Впрочем, насчет последнего аспекта, разработчики подсуетились и хотя бы оборудовали на панели слот для установки магнитолы.

Модификации

Существует целый ряд машин марки ВАЗ 2108, которые отличаются от базовой модели только расположением агрегатов или узлов. При этом они обладают собственными индексами.

Отечественные модификации насчитывают четыре версии, это базовая «ВАЗ 2108»; «21081» с двигателем мощностью 53 л.с., объемом цилиндров 1,1 литра; «21083» с мотором 1,5 литра, мощность 70 л.с. и «21083i», с рабочим объемом 1,5 литра и инжекторным впрыском.

Эти же автомобили, адаптированные для продажи в Великобритании, индексировались соответственно : «21086», «21087», «21088», «21088i». Разумеется, все модели, отправляемые в Англию, были с правым рулем.

Еще четыре модификации выпускались малыми сериями:

  • «21083-20», модель с рабочим объемом двигателя 1,5 литра, инжекторным впрыском и пятиступенчатой механической коробкой передач.
  • «210834», внедорожник, разработанный в 1988 году, представлял собой синтез ВАЗ 21083 и 21213 Нива.
  • «21084», модель с двигателем 1,6 литра, мощность 86 л.с.
  • «21085», модификация с 16-ти клапанным инжекторным мотором и пятиступенчатой КПП.

В настоящее время существуют модификации ВАЗ 2108 с незначительным усовершенствованием в интерьере. Приборный щиток может быть «высокий» или «низкий», отделка велюровая или «джерси», потолок перфорированный или обтянутый латексом. Многие машины, отправляемые на экспорт, имеют люк на крыше.

Трансмиссия

Далее рассмотрим, какие были у ВАЗ-2108 технические характеристики трансмиссии. На этом авто использовались КПП трехвального типа (4-х или 5-ступенчатая) и с установленным в картере дифференциалом. Управление ею осуществлялось рычагом, установленным в салоне. Но поскольку и силовая установка, и КПП размещались поперечно, то переключение скоростей осуществлялось не напрямую (как у классических моделей), а посредством дистанционной тяги.Количество масла в коробке ВАЗ-2108 составляло: 4-ступенчатая версия – 3,0 литра, 5-скростная – 3,3 литра. Масло в КПП ВАЗ-2108 заливалось трансмиссионное.  Сцепление было однодисковым, сухого типа и с тросовым приводом.

Новая трансмиссия

Несмотря на установленный в картере дифференциал, размеры КПП ВАЗ-2108 были меньше, чем у классических версий.

Оба типа коробки передач ставились только на 1,3-литровю версию. Мотор с 1,1 литрами объема не комплектовался 5-ступенчатой КПП, а для всех 1,5-литровых модификаций не было предусмотрено 4-ступенчатой КПП.

Примечательно, что по характеристикам обе коробки идентичны, и разница сводится только к наличию/отсутствию 5-й скорости.

Передаточные числа КПП ВАЗ-2108 обеих версий до 5-й передачи — одинаковы, и все приведены они в таблице:

Передаточные числа КПП ВАЗ-2108
Скорость Значение
1-я 3,636
2-я 1,95
3-я 1,357
4-я 0,941
5-я 0,784
Задняя 3,53

Привод от коробки на ведущие колеса осуществлялся при помощи двух приводных валов, каждый из которых в своей конструкции имел по два шарнира равных угловых скоростей шарикового типа.

Далее – динамико-скоростная характеристика автомобиля ВАЗ-2108 с разным техническим оснащением. Естественно, самой слабой по этим данным является 1,1-литровая версия. Максимальный скоростной показатель у нее составляет всего 140 км/ч, а до «сотки» она ускоряется за 22 секунды. Среднее же потребление бензина у нее составляет 7,9 литра.

Скоростная характеристика ВАЗ-2108 с 1,3-литровым агрегатом и обеими версиями коробки имеет максимальный показатель в 148 км/ч, а 100 км/ч такая версия «берет» за 19 секунд. Но наличие 5-й скорости влияет на расход бензина. Версия с 4-ступенчатой коробкой в среднем потребляет 8,2 литра, а наличие дополнительной скорости позволило снизить этот показатель до 7,8 литра.

1,5-литровая версии «восьмерки» с разной системой питания и 5-скоростной коробки имеет практически идентичные показатели. Максимальная скорость этих модификаций составляет 156 км/ч, а вот динамические показатели и потребление топлива немного разняться. Карбюраторная версия ускоряется до 100 км/ч за 15 секунд, а инжекторная это делает на 0,5 секунды быстрее.

История

В 1984 году с конвейеров АвтоВАЗ сошел автомобиль, полностью отличавшийся от всех предыдущих моделей. Он получил заводское обозначение ВАЗ-2108.

ВАЗ-2108

Эту модель можно считать новой эрой АвтоВАЗа, поскольку 2108 во всем отличался от классических автомобилей этого производителя. Этому авто изначально присвоили и имя – «Спутник» (экспортные модели назывались по другому – «Samara»). Впоследствии отечественное имя не особо прижилось, но вместе с тем оно стало названием целого семейства автомобилей (состоящее всего из трех моделей), базой для которых выступил ВАЗ-2108. В народе же это авто получило свои прозвища – «Восьмерка» и «Зубило». На конвейере эта модель просуществовала до 2004 года, после чего ее заменила одна из моделей семейства 10-й серии.

В целом же, «Восьмерку» можно считать родоначальником всех выпускаемых сейчас автомобилей ВАЗ, поскольку в них используется концепция этой модели.

От любой классической модели ВАЗ-2108 отличалась абсолютно всем – кузовом, силовой установкой и ее расположением, трансмиссией. Мало того, этот автомобиль был создан практически «с нуля», и никаких узлов от предшественников в конструкции не задействовалось. Конечно, много чего было позаимствовано у зарубежных автопроизводителей, а в разработке этого авто принимали участие конструкторы других автомобильных компаний, в том числе и Porsche, но все же основная заслуга в создании отечественных конструкторов.

Поэтому стоит рассмотреть этот автомобиль подробнее, включая конструктивные особенности ВАЗ-2108, технические характеристики, виды силовых установок, трансмиссий, особенности кузова и массогабаритные размеры.

Ходовая часть

На ВАЗ-2108 передние колеса являлись не только управляемыми, но еще и ведущими. Удалось это организовать благодаря использованию передней независимой подвески. Основным составным элементом передней подвески ВАЗ-2108 являются стойки МакФерсона, которые помимо основной функции выполняли еще и роль поворотных кулаков. Состояли они из корпуса, амортизатора и пружины, собранных в единую конструкцию. Крепились к кузову стойки внизу рычагами, а вверху – опорами. Левая и правая стойки объединялись стабилизатором поперечной устойчивости.

Сзади же использовалась торсионно-рычажная подвеска, в конструкцию которой входила балка с крепежными кронштейнами, амортизатор и пружина.

Рулевое управление у этой машины – типа «шестерня-рейка» с рулевыми тягами для соединения с поворотными кулаками. Никакого усилителя рулевого управления не предусматривалось.Тормозная система – двухконтурная, с диагональным положением контуров, гидроприводом и вакуумным усилителем. На передних колесах устанавливались дисковые тормозные механизмы, а сзади – барабанные. Ручной тормоз – механического типа с тросовым приводом и воздействием на задние механизмы.

Такая схема ходовой ВАЗ-2108 является достаточно удачной и применялась она не только на моделях семейства «Спутник», но и на всех последующих автомобилях ВАЗ.

Конструкция и технические характеристики

«Восьмерка» оснащена цельнометаллическим несущим кузовом без рамы, оснащенным усилителями и ребрами жесткости. Передняя подвеска типа «Макферсон», задняя полунезависимая, с упругой балкой. Такая комбинация обеспечивает невысокую стоимость производства и высокое качество руления, а также хорошую устойчивость на любых дорогах. Привод на передние колеса также увеличивает устойчивость и, в какой-то мере повышает управляемость на всех типах дорожного покрытия.

Рулевое управление реечное, без усилителей, благодаря удачно подобранному передаточному числу соблюден баланс между усилием, которое необходимо приложить для поворота колеса и обратной связью, то есть передаче усилия от колес на руль. Зажигание бесконтактное, транзисторное, причем первые годы русские (советские) блоки коммутаторы вызывали много нареканий из-за ненадежных элементов базы, часто выходил из строя силовой транзистор.

Передние тормоза дисковые, задние барабанные. Отказ от передних барабанных тормозов повысил управляемость «Восьмерки», сделав ее более безопасной. Мотор изначально карбюраторный, рабочий объем 1,1–1,5 л и мощностью 54–70 л с, причем модели с двигателем ВАЗ 21081 объемом 1,1 л шли в основном на экспорт в страны, где размер транспортного налога напрямую зависел от объема и мощности силового агрегата.

Двигатель ВАЗ 2108 объемом 1,3 л из-за недостаточной мощности быстро уступил пальму первенства силовому агрегату 21083 объемом 1,5 л и мощностью 70 л с. Этот мотор устанавливали до перехода на инжекторные двигатели, то есть до середины 90-х годов ХХ века. При этом любой силовой агрегат устанавливали поперечно, что отличало «Зубило» от любой классической машины, в которой мотор стоял продольно.

Восьмерка

Все двигатели этого семейства устроены одинаково, поэтому отличаются только диаметром и ходом поршня. Распределительный вал установлен сверху, привод ГРМ ременный, вместо архаичных коромысел установлены цилиндрические толкатели клапанов с регулировочными шайбами. Такая конструкция сохранилась до сих пор и перешла на все двигатели, которые производит АвтоВАЗ. Исключение составляет лишь один из моторов, полученных от концерна Renault, ставшего владельцем российского автогиганта.

Вот основные технические характеристики «Восьмерки»:

кузов трехдверный, типа «хэтчбек»;

  • вес пустого/снаряженного автомобиля 915/940 кг;
  • длина 4004 мм;
  • ширина кузова 1650 мм;
  • клиренс 160 мм;
  • грузоподъемность 425 кг.

На момент своего появления (1984 год) такие характеристики были вполне на уровне бюджетных иномарок.

Внешнее описание модели

Начиная с 1984 года этот автомобиль, который в народе называют просто восьмёрка, являлся на свое время достаточно привлекательным и необычным, так как ранее автомобилей с подобными кузовами практически не выпускали. Поначалу конструкторы спроектировали автомобиль с так называемым коротким крылом. В будущем это оказалось не практичным, так как передняя пластмассовая накладка, которая располагалась на передку , отходила От него и под воздействием солнца значительно деформировалась. Со временем более современный облик автомобилем предала специальная решетка. Капот также был удлинённый.

Первые образцы автомобилей имели низкую панель приборов, Что означало, что в данном автомобиле не баллон вольтметра, тахометра и некоторых других приборов. Но со временем стали применять так называемую высокую панель и эти приборы появились.

Кузов

Задок модели оставили почти без изменений, лишь слегка переделали бампер, а вот фронтальную часть подвергли существенным доработкам. В частности широкие, прямоугольные, передние блоки фар классической «восьмерки», заменили узкими продолговатыми моноблоками, округлой формы.

Кузов ВАЗ-2113

Кроме того спереди поменяли решетку радиатора и бампер, который обрел более сложную геометрию, направленную на снижение лобовому сопротивлению. Также кузов рестайлинговой версии снабдили аэродинамическим обвесом включающим следующие элементы:

  • Боковые молдинги;
  • Обтекатели порогов;
  • Спойлер на задней двери.

Подобные фичи были доступны сразу на релизе, причем в базовой комплектации модели, что безусловно, порадовало покупателей.

В целом кузов сделали более обтекаемым и элегантным, а в купе с дополнительными аэродинамическими элементами, удалось несколько улучшить приемистость и управляемость авто на высоких скоростях.

Ходовая часть, трансмиссия и двигатель

Насчет ходовой части, «тринадцатка» предлагает аналогичную с «восьмеркой» подвеску Макферсон спереди и торсионную балку сзади, а также передние дисковые и задние барабанные тормоза. Коробка переключения передач исключительно механическая, на 5 скоростей, вне зависимости от комплектации.

Ходовая ВАЗ-2113

Гамма силовых установок представлена исключительно бензиновыми моторами с распределенным типом впрыска. Всего на «тринашку» ставили 5 типов двигателей:

  • ВАЗ-2111. Четырехцилиндровый агрегат, объемом 1,5 л (1499 см³), мощностью 77 л.с. при 5400 об/мин. Встречается на первых базовых моделях 2004-2007 годов выпуска.
  • ВАЗ-21114. Четырехцилиндровый мотор объемом 1,6 л (1596 см³), мощностью 82 лошадки при 5200 об/мин. Стоит на моделях сборки стандарт 2007-2011 года выпуска.
  • ВАЗ-11183. Четырехцилиндровый 82-сильный мотор объемом 1,6 л (1596 см³). Стоит на комплектациях люкс и стандарт, которые выходили с 2011 по 2013 год.

Стоит отметить, что тринадцатые модели семейства “Самара”, оснащали еще двумя типами двигателей:

  • ВАЗ-21124. Движок на 4 цилиндра и 16 клапанов, объемом 1,6 л (1599 см³) и мощностью 89 лошадей. Агрегат ставили на модели комплектации «норма», выпускавшиеся с 2010 по 2013 год.
  • ВАЗ-21126. Четырехцилиндровый мотор, объемом 1,6 л (1597 см3), мощностью 97 л. с. Встречается на некоторых моделях, 2010-2013 года выпуска, в комплектации «Стандарт».

Эти моторы ставили на Лады Самары, но не вазовского производства, а компании дочки АвтоВАЗа — ЗАО «Супер-Авто». Данное предприятие, также базируется в городе Тольятти, рядом с Волжским Автозаводом и с 1997 года, выпускает на заказ головного предприятия, модификации моделей “Лада” в то числе аналоги 2113. Кстати на таких хэтчбеках, сзади на двери багажника, под фирменной маркировкой “Лада”, стоит надпись — SUPER-AVTO.

Двигатель ВАЗ-2113

Двигатели «тринашки» – достаточно просты по своей конструкции, неприхотливы в обслуживании и обладают отличной ремонтопригодностью. При наличии желания, а также интернета для поиска необходимой информации, с ремонтом этих агрегатов может справиться даже новичок.

Установленные на «тринадцатых» моделях ДВС позволяют автомобилю развивать до 185 км/ч максимальной скорости против 160 у «восьмерки». Обладатели модели, оснащенной мотором 21126, на 97 лошадиных сил, могут рассчитывать на максималку — 190 км/ч.

Начало производства

Первое время модель страдала «детскими болезнями», которые устранялись на ходу, во время конвейерной сборки. Настоящей проблемой стало зажигание ВАЗ 2108. Электронную систему долгое время не удавалось наладить из-за дефицита компонентов и их дороговизны. Было и еще одно слабое место у автомобиля ВАЗ 2108 — карбюратор «Солекс», излишне навороченный, с многоступенчатой регулировкой, а по сути никакой регулировке не поддающийся.

Головной болью для многих автовладельцев были так называемые гранаты, проворотные механизмы передних колес, которые быстро изнашивались и скрежетали на виражах. Доставляли массу хлопот и резиновые чехлы, защищающие ШРУСы, их хватало ненадолго.

Тем не менее автомобиль ВАЗ 2108 считался самым престижным в своем классе на всей территории СССР.

С барского плеча

Доподлинно не известно, однако ходили слухи о том, что пробиться на рынок ВАЗ-2108 во многом удалось благодаря распоряжению тогдашнего Генерального секретаря. Конечно, все это не отменяет ценности усилий инженеров и дизайнеров. Тем не менее, Леонид Ильич питал к новичкам отечественного автопрома известную слабость. Более того, Брежневу очень понравились рубленные формы ВАЗ-2108, за которые машину в последствии прозовут «зубило».

Надо отметить, что за конечный дизайн «восьмерки» инженерам ВАЗ пришлось изрядно повоевать, как друг с другом, так и с руководством. Споры кипели буквально вокруг каждого элемента кузова. По иронии судьбы, уже после выхода на рынок, даже сами создатели признают дизайн своего творения слишком жестким. Впрочем, на тот момент решение было действительно неплохим, достаточно вспомнить вышедший в 1974 году Volkswagen Golf разработки Джуджаро или Fiat Ritmo от Bertone появившийся в 1978.

Машина выглядела очень современно. Капот автомобиля, его двери, крышка багажника, передние крылья сделали из алюминия. Колесные диски изготовили из поликарбоната с применением полипропилена. На момент разработки «восьмерка» впитала все передовые дизайнерские решения. Однако, от них пришлось в итоге отказаться. Так как для массового производства и продажи в народ, машина была, во-первых, слишком дорогой, а во-вторых, до ужаса легкой.

Впрочем, инновации в «восьмерке» не заканчивались на ее внешней составляющей…

Отопление

Печка ВАЗ 2108 функционирует достаточно надежно для автомобиля такого класса. Конструкция отопителя позволяет обогревать салон в нескольких режимах, для этого используется вентилятор, подающий горячий воздух в салон. Отопление создает комфортную обстановку в машине, при температуре снаружи минус 20 градусов, в салоне +20, а в районе ног водителя +25 по Цельсию.

Радиатор отопителя включен в общую систему охлаждения двигателя, он смонтирован на панели, разделяющей моторный отсек и салон автомобиля. Управляется агрегат из салона, достаточно открыть кран, установленный на патрубке, и печка ВАЗ 2108 начинает работать.

Технические характеристики

Карбюраторный двигатель объемом 1300 куб. см и мощностью 64 л. с. имеет 4 цилиндра, расположенных в 1 ряд, и работает на бензине марки АИ-92 в тандеме с пятиступенчатой КПП. На экспорт отправлялись машины с другой силовой установкой (1,1 л и 53 л. с.). С 1987 года на модификацию ВАЗ 21083 ставили мотор 1,5 л и 69 л. с. Увидела свет инжекторная модификация 083i с полуторалитровым движком мощностью 78 л. с.

Автомобиль имел следующие габариты:

  • длина — 4006 мм;
  • ширина — 1650 мм;
  • высота — 1402 мм;
  • дорожный просвет — 160 мм;
  • колесная база — 2560 мм;
  • объем багажника мин/макс — 270/1000 л.

Цельнометаллический сварной кузов в пассажирском и грузопассажирском варианте имеет 3 двери и представляет собой единое целое. Основная сварка — контактная, нагруженные детали приварены электродуговым способом. Толщина листовой стали варьируется от 0,7 мм (передние крылья и накладки дверей) до 1,2 мм (усилители). Мелкие детали имеют данный параметр в диапазоне 0,8-2,5 мм.

Передняя подвеска оснащена амортизационными стойками, задняя — винтовыми пружинами. Передние тормоза дисковые, задние — барабанного типа. Снаряженная масса «восьмерки» — 900 кг, полная — 1325 кг. Размер шин — 165/70 SR13.

В бензобак помещается 43 литра топлива. Расход по городу составляет 8,6 л на 100 км. Первую сотню переднеприводной хэтчбек «съедает» за 16 секунд. По современным меркам это небольшой результат. Зато «зубило» разгоняется до 160 км/ч. Для 80-х годов это был очень приличный показатель.

McLaren Ultimate Vision Gran Turismo

Серия моделей основана на гиперкаре McLaren Ultimate Vision GT – виртуальном прототипе, созданном для Gran Turismo. Эта модель представляет собой ограниченную серию из 92 экземпляров, доступных в трех ливреях (цветовых схемах): Performance, Noir de Noir и Ulterior Future.

Репродукция Amalgam в длину 60 см, а ее разработкой руководил сам директор по дизайну McLaren Роберт Мелвилл, который также участвовал в процессе создания прототипа для Gran Turismo Sport. Поэтому достоверность и деталировка здесь будет максимальная.

Интересно, что первая модель была выставлена в Центре дизайна McLaren, а вторая была доставлена Казунори Ямаути, создателю легендарной видеоигры.

Цена: $8.324 (554.000 рублей)

Модификации данной модели

Базовая модель автомобиля 2108 имеет карбюраторный двигатель и пятиступенчатую коробку передач. Объём двигателя 1, 3 л. Также есть модификация ваз-2108 01 на которой установлен двигатель объемом 1, 1 л и 4 ступенчатая коробка передач. В этой модели установлен дефорсированный двигатель.

ВАЗ-21083-20 имеет инжекторный двигатель объём которого составляет 1,5 л. Также создавались специальные модели, которые шли на экспорт. Такими например стали:ВАЗ-21087, ВАЗ-21088 в них рулевое управление было расположено с правой стороны. Такие автомобили в своём большинстве экспортировались в Великобританию, а также страны с левосторонним движением.

На особое внимание заслуживают модификации, которые были экспериментальными и мелкой серийными. К таким Например можно отнести автомобиль Лада Тарзан на базе ВАЗ 2108

Это достаточно качественный внедорожник, который имеет высокие и усиленные амортизаторы а также систему 4 на 4. таких автомобилей в Советском Союзе выпустили более чем 2.500.

Также есть Модель этого автомобиля под названием ВАЗ-21084 он внешним очень похож на обыкновенную модель ВАЗ 2108, Но в нём установлен двигатель объемом 1600 кубических сантиметров.

Почему «Восьмерка» выглядит именно так

С момента появления «ВАЗ-2108» не утихают споры о том, с какой модели взяли его внешность, ведь машина «Восьмерка» выглядит похожей на такие популярные модели-современники, как:

  • Volkswagen Golf II.
  • Fiat Ritmo.
  • Opel Cadett.
  • Ford Escort.
  • Renault 14.

Fiat Ritmo

Причина такой схожести заключается в особенностях кузова типа «хэтчбек», который отличается:

  • сильно скошенной задней частью;
  • единым пространством, то есть багажник отделен от салона только сиденьем и декоративной полочкой;
  • слегка скошенной передней частью.

Первым автомобилем с таким кузовом стал Renault 16, появившийся в далеком уже 1964 году и, с тех пор популярность «хэтчбека» только возрастала. Однако, мировая слава пришла к нему только с появлением Volkswagen Golf, положившему начало отдельному классу автомобилей, к которому относится и «Восьмерка». Именно «Гольфу» удалось стать вторым народным автомобилем, перехватив пальму первенства у Volkswagen Käfer («Фольксваген Жук») и показать заметно более высокие продажи.

Советские дизайнеры взяли идею кузова «хэтчбек», а также интересные, технологически подходящие элементы салона, затем создали образ машины, за которой через несколько лет закрепится прозвище «Зубило». Ведь внешне «Восьмерка» действительно напоминает зубило – заостренный нос, мощная середина и скошенная от ударов молотка пятка. К тому же, трехдверный хэтчбек к этому времени уже не был чем-то новым, этот тип кузова использовали многие производители. Поэтому вопреки слухам, внешний вид «ВАЗ-2108» не был куплен или украден у других моделей, это была отечественная разработка, адаптация лучших мировых решений.

Тест

Дерзкий малый

Этот отечественный «переднеприводник» и сейчас выглядит вызывающе и агрессивно

Внимание привлекает стремительный профиль кузова с заостренной передней частью (по этой причине 2108 получил народное прозвище − «зубило»), низкая крыша, подтянутая корма, а также длинные боковые двери. Оптика головного освещения объединена в моноблоки, а бамперы выполнены из ударопрочного пластика

Преимущество − в простоте

Относительно Жигулей классического семейства салон «Восьмерки» менее роскошный и более аскетичный. Однако, эргономика у 2108 на порядок выше − основные органы управления находятся в непосредственной близости от водителя, а маленькое рулевое колесо с пухлым ободом обладает удобным хватом.

Приборный щиток с минимумом информации читается отлично. Его подсветка регулируется вращающимся тумблером, что расположен слева, на корпусе «инструментария». Что касается центральной консоли, то вверху находится гнездо для установки магнитолы, тогда как блок климатической установки расположился под прикуривателем.

Водительскому креслу немного недостает более обширной регулировки по продольной плоскости, что может вызвать неудобства у рослых пилотов.

Во всем остальном, сиденье удобно и обеспечивает телу неплохую фиксацию. Задний диван относительно комфортен для человека ростом 170 сантиметров, если не считать неудобной посадки на него. А вот, багажный отсек маловат − всего 270 литров.

Азартный характер

Оптимальным с точки зрения динамики можно считать мотор 1.5 литра, который выдает 70 лошадиных сил и комплектуется пятиступенчатой механической трансмиссией. Его возможностей вполне хватает для автомобиля массой 900 килограмм.

Можно выделить неплохую тягу на низких оборотах, а также выраженный подхват на средних. При этом, в высоком диапазоне оборотов двигатель не «сдувается» и продолжает уверенно докручиваться.

На этом фоне несколько разочаровывает коробка. Есть проблемы с четкостью переключений, а 4 и 5 ступени излишне растянуты.

ВАЗ 2108 воспринимается на дороге одним целым и на фоне «классики» настройки его шасси − это настоящее откровение. Несмотря на то, что руль не очень отзывчив, у него хорошая обратная связь. При совершении резких маневров раскачка минимальна, а в виражах крены умеренные. Более того, характер поворачиваемости близок к нейтральному, даже на пределе возможностей шасси.

Подвеска жестковата. Однако, длинные ходы стоек амортизаторов дают возможность относительно комфортно преодолевать дефекты дорожного полотна.

Фото ВАЗ 2108:

Основные конкуренты

Удивительно, что «восьмерке» дали «зеленую улицу», ведь параллельно разрабатывался аналогичный проект — «Москвич 2141». Все решил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, который обожал автомобили и знал в них толк, поэтому не мог отказаться от нового проекта. Если на внутреннем рынке ничто не мешало волжскому хэтчбеку набирать популярность, то за рубежом он столкнулся с серьезной конкуренцией.

Mercedes W124

Название бренда уже внушает уважение. Седан выпускался с 1984 по 1996 год, оснащался семью типами силовых агрегатов. Модель включала инновационные разработки, имела совершенные аэродинамические показатели, более удобный салон.

Лобовое стекло оснащалось одним очистителем, охватывающим максимальную площадь поверхности триплекса. Чтобы улучшить задний обзор, достаточно было нажать кнопку на передней консоли, и задние подголовники тут же откидывались. Немецкая машина смотрелась гораздо привлекательнее российской, но у «Мерседеса» был один существенный минус — он дорого стоил.

Seat Ronda

Хэтчбек B-класса с элегантной внешностью и передним приводом выпускался в Испании с 1982 по 1986 год на базе Fiat Ritmo. Собирался на конвейере роботами. 5 дверей повышали его комфортабельность. Для отделки просторного салона использовались высококачественные пластик и велюр.

В линейку силовых установок входили дизельные и бензиновые двигатели мощностью 55–85 л. с., работавшие в паре с «механикой». Моторы были экономичными, надежными, имели хорошую динамику и длительный эксплуатационный ресурс, в отличие от «зубила». Зато русский движок можно было капитально отремонтировать прямо в гараже.

Skoda Favorit

Для данного бренда это тоже первый автомобиль, оснащенный передним приводом. Выпускали его чехи с 1987 по 1994 год. Разрабатывать проект помогали немцы и итальянцы, поэтому на европейских рынках машина «Шкода Фаворит» заняла свое достойное место.

Благодаря данной модели Skoda Auto была принята в 1991 году в концерн Volkswagen AG. Сначала планировали выпустить 336 тысяч авто, но спрос неожиданно начал расти, и конвейер проработал в 2 раза дольше. Всего было продано более 783 тысяч Skoda Favorit.

Экстерьер

В 1990 году автомобиль прошел рестайлинг оперения, после чего модель стала выпускаться в двух вариантах: «короткокрылая» и «длиннокрылая». Разница между этими двумя обозначениями заключается в конструкции переднего крыла — в прежнем виде оно оканчивалось раньше, чем начинался свес передка. Продолжением крыла служила панель с встроенными прямоугольными фарами. В новой версии переднее крыло было цельным, в полную длину.

В остальном экстерьер автомобиля ВАЗ 2108 устраивал как производителя (машина была технологичной и удобной в сборке), так и потребителя, которому нравился современный дизайн и неплохие ходовые характеристики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *