Основы безопасности движения

Где научиться опасному маневру?

Обучаться экстремальным приемам езды стоит водителям, освоившим стандартные навыки вождения, хорошо чувствующим автомобиль. Такие тренировки проводят инструкторы по экстремальному вождению на широких тренировочных площадках и полигонах, специально предназначенных для отработки техник экстремальной езды. Это исключает вероятность создания аварийной обстановки или опасность травмировать случайных прохожих. На дороге же главное, разгоняясь, думать не о скорости, а том, сможете ли вы молниеносно среагировать и выполнить экстренно маневр. Стоимость таких курсов сложно предположить, это зависит от конкретного города и автошколы, предоставляющей такие услуги.


Управляемый занос – полезный навык, который стоит освоить

https://youtube.com/watch?v=Bg9pFHTKGaU

Как не допустить динамический занос

Главная ошибка многих водителей – запоздалая реакция на поведение автомобиля. Даже для опытных водителей скольжение не является обычной ситуацией, поэтому они не только часто теряются, но и делают все с опозданием.

Среагировав на скольжение и пытаясь поймать заднюю часть авто, водитель выкручивает руль в сторону заноса. Автомобиль выпрямляется. Именно этот момент наиболее ответственный. Выпрямляясь, машина обладает инерционной силой, которая теперь будет провоцировать занос, но уже в обратную сторону. Для того чтобы не допустить такое, возвращать руль в «нулевое» положение нужно незадолго до того момента, как машина выпрямиться. На переднеприводном авто в такие моменты можно даже слегка приотпустить газ, чтобы позволить колесам зацепиться за дорогу.

Сделать это достаточно сложно, поэтому даже хорошему водителю для этого может потребоваться несколько приемов

Важно, чтобы амплитуда поворота руля при каждой последующей попытке поймать заднюю часть авто была меньше предыдущей. Только в таком случае вам удастся вернуть контроль над машиной

Забыть о тормозах

Нажимать на тормоза – это то, что ни в коем случае делать нельзя. Почему? – спросите вы. Если машину начало заносить, нажатие на тормоза спровоцирует дополнительную разгрузку задних колес. Это приведет к еще большей потере сцепления задней оси с дорогой.

Теперь вам известны способы прекращения заноса, но что делать, когда колеса вывернуты, а автомобиль продолжает «сунуть» прямо?

Вам придется избавиться еще от одного пагубного инстинкта. Большинство водителей, не ощущая отклика от авто при повороте рулевого колеса, начинают выкручивать руль еще на больший угол. Делать нужно диаметрально противоположное – немного уменьшить угол поворота руля. Нажимать на газ в этот момент категорически запрещено.

Если в момент начала сноса была нажата педаль газа, ее нужно в прямом смысле бросить. Так вы немного пригрузите поворотную ось. Также можно легко нажать педаль тормоза. Если на авто не установлена система АБС, ее работу можно имитировать прерывистыми нажатиями на педаль

Важно не допустить блокировку колес ведущей оси

Как только машина начнет поворачивать, можно опять немного довернуть руль. Таким способом вы сможете нащупать грань сцепление колес с дорожным полотном, побороть снос и не допустить занос автомобиля.

https://youtube.com/watch?v=aRkEafX3Aaw

Практические занятия

Даже идеальное понимание теории не поможет вам адекватно действовать в экстренной ситуации. Главный ключ – практика. Вам необходимо научиться чувствовать автомобиль, ощущать силу инерции, чтобы адекватно работать педалями и рулем.

Начинать такую практику лучше всего зимой, так как сухое покрытие будет сильно изнашивать узлы и агрегаты вашего автомобиля. Для практики вам нужно найти пустынный участок дороги, где вы могли бы без лишних опасений попробовать спровоцировать занос, снос либо скольжение всех четырех колес. Разумеется, отточить приемы контраварийного вождения можно и на специализированных курсах.

https://youtube.com/watch?v=SdhyPht5gdc

Забудьте про тормоза

Многие автомобилисты, не обладая необходимыми навыками, либо просто по причине паники, при заносе сразу же пытаются спасти ситуацию путём нажатия на педаль тормоза.

Запомните одну вещь навсегда. Ни в коем случае при возникновении нельзя делать только одно действие. Это как раз нажатие на педаль тормоза.

Но логично спросить, почему это нельзя делать, ведь задача заключается в том, чтобы остановить машину и вернуть на нормальную траекторию движения. Ответ простой. Когда машину заносит, задние колёса разгружаются, то есть теряется сцепление. Если выжать тормоз, сцепление станет ещё хуже, поскольку такое действие увеличивает разгрузку.

Статистика упрямая штука. Она наглядно показывает, что примерно 90% водителей, которые сталкиваются с заносом, инстинктивно нажимают на педаль тормоза. Действительно сложно это не сделать, когда машину уводит с траектории впервые.

Чтобы не сделать ситуацию ещё хуже, опытные водители и специалисты по экстремальному вождению рекомендуют периодически напомнить себе про это важнейшее правило. А ещё лучше намеренно спровоцировать занос на пустом участке для тренировок, чтобы разработать навыки. Есть специальные площадки, позволяющие создавать занос автомобиля, тем самым учиться из него выходить. Такому учат на соответствующих курсах, посетить которые никогда не будет лишним.

Занос действительно достаточно страшное явление. Особенно для тех, кто впервые сталкивается с потерей управления. Тут главное не паниковать, не бросать руль и не пытаться затормозить. Всё это лишь усугубит и без того сложную ситуацию.

Всегда помните о том, какой привод используется на вашем автомобиле. Это позволит чётко понимать последовательность правильных действий в случае возникновение внезапного заноса.

Ключевым условием успеха считается практика. Даже если вы закончили автошколу и успешно сдали практические занятия по езде в городе, прекращать тренироваться не стоит. Вам нужно учиться чувствовать и ощущать свою машину, прислушиваться к инерции, её поведению в поворотах, правильно работать педалями и коробкой передач.

Если вы хотите потренироваться и развить навыки контроля машины в заносах и сносах, рекомендуется делать это в зимний период. При летних заездах и искусственных заносах высока вероятность того, чтобы автомобиль начнёт быстрее изнашиваться. Подберите пустой участок, где ваши манёвры никому не смогут помешать. А если есть такая возможность, запишитесь на специализированные курсы. Там вам научат всем тонкостям экстремального вождения. Даже при постоянной эксплуатации автомобиля в городе подобные навыки точно лишними не будут.

Управление полноприводными автомобилями

Особенности управления

Аргументируя превосходство системы 4х4 над моноприводными компоновками в зимних условиях, неопытные автомобилисты достаточно редко принимают во внимание особенности ее поведения на скользких участках. Господство четырехканальной тяги – это:

Господство четырехканальной тяги – это:

  • нейтральная поворачиваемость, позволяющая проходить повороты на высоких скоростях, прилагая максимум усилий и внимания;
  • минимальное время (по сравнению с моноприводными авто) на совершение единственно верного действия в экстренных ситуациях (снос/занос);
  • относительно позднее начало фазы скольжения, требующее максимальной концентрации внимания и соответствующей подготовки пилота.

Преодолевая поворот зимой на авто с полным приводом, легко заметить такие особенности:

  • в процессе прохождения участка «точка-входа – апекс» поведение машины идентично авто с задней тягой;
  • на выходе из поворота проявляется недостаточная поворачиваемость, присущая «полноприводникам».

Внезапный занос автомобиля с полным приводом: что делать?

Предотвратить внезапное скольжение моноприводного автомобиля доступно даже малоопытному водителю – он точно знает, что на передней тяге необходимо нажать на газ, а на задней – сбросить.

Классика поведения «полноприводника» в скольжении такова:

  • резкий сброс акселератора – снос всех четырех колес с последующим разворотом передней части в сторону выхода из виража;
  • плавный сброс тяги – автомобиль уходит в сторону поворота;
  • прибавка тяги – траектория движения выпрямляется.

Строго придерживаться теоретической схемы поведения системы 4х4 не стоит. Развесовка автомобиля, индивидуальная конструкция и отличительные настройки дифференциалов и блокирующей электроники способны привести к совершенно иным реакциям. Посему мастера автоспорта настоятельно рекомендуют оценить поведение автомобиля на закрытой площадке.

Залог сохранения контроля над автомобилем в скольжении – синхронная работа газом и небольшие покачивания рулевым колесом. Именно таким суждением руководствуются пилоты ралли и прочие мастера автоспорта.

Избежать критического заноса в скользком повороте на полном приводе нередко помогает элементарное выставление автомобиля на входе в поворот:

  • положение педали газа не изменяется (остается нажатой);
  • слегка притормозить левой ногой;
  • повернуть руль на минимальный угол в сторону виража (никогда не поворачивать в сторону заноса).

Злоупотреблять углом поворота руля не стоит:

  • слишком вывернутые колеса + хорошая загрузка передней оси (хорошее сцепление) приводят к заносу;
  • большой угол «баранки» и плохое сцепление передних колес приводят к сносу.

К сведению:

  • автомобили с автоматически подключаемым полным приводом весьма опасны при скольжении: трансмиссия способна перейти в полноприводную при пробуксовке передних колес и наоборот;
  • на границе баланса дифференциал повышенного трения склонен к подтормаживанию колес, вызывая занос;
  • современная электроника зачастую рассчитана на неверные действия новичков: например, при заносе на переднеприводном авто допускается не только сброс газа, а и торможение.

Снежная колея

Маневрирование на дороге с глубоким снежным покровом опасно, так как автомобиль может застрять в рыхлом снегу. Кроме того, под белой пеленой могут скрываться твердые льдины и другие препятствия, наехав на которые вы повредите элементы кузова и другие важные детали.

Одна из ошибок — переоценка водителем ездовых качеств автомобиля, а именно геометрических параметров проходимости. Например, съехав на снежную целину, автомобиль с небольшим дорожным просветом может застрять. То же самое касается и езды по снежной колее: в этом случае легко сломать важные детали, которые расположены под днищем, или, коснувшись твердых заледенелых бортов на колее, смять нижние части дверей и пороги. Резко повернуть на глубоком снегу — значит закопать колеса.

Управляя автомобилем с небольшим дорожным просветом, старайтесь не ездить по снежным и ледяным колеям. По середине дороги между колеями могут быть замерзшие глыбы льда, которые способны повредить важные детали машины, например тормозные трубки. К тому же есть вероятность застрять, зацепившись днищем за обледенелую кочку. В таком случае выбраться вам поможет только буксир.

РАЗНИЦА МЕЖДУ СНОСОМ И ЗАНОСОМ

Принцип действия генератора тока как он работает

С точки зрения физики, занос – это приложение к задней оси силы перпендикулярно направленной прямолинейному движению. Именно такой вектор приложения силы в скольжении разворачивает автомобиль вокруг своей оси. При этом обязательно присутствует разница коэффициента сцепления задних и передних осей. Говоря простыми словами, во время заноса корма автомобиля пытается обогнать носовую часть.

Немного иную природу имеет снос. Подобное явление возможно только у передней оси. В случае сноса автомобиль не меняет вектор своего движения вслед за поворотом рулевого колеса. Виной этому становится потеря колесами поворотной оси сцепления с дорожным покрытием. При сносе автомобиль даже несмотря на полностью вывернутые колеса может лишь немного отклониться от прямолинейного вектора.

КОГДА НУЖНО БЫТЬ НАГОТОВЕ?

Лишь в редком случае потеря контроля над автомобилем может быть следствием непредвиденных обстоятельств (к примеру, разрыв шины при движении на большой скорости).

В большинстве случаев такое явление имеет конкретные предпосылки:

  • слишком большая скорость на входе в поворот;
  • игнорирование условий дорожного покрытия. Чаще всего водители допускают такую ошибку на дорогах в зимнее время либо в период листопада. В такое время большая вероятность, находясь в дуге поворота, попасть на обледенелый либо засыпанный мокрыми листьями участок. Резкая смена коэффициента сцепления с дорожным полотном неминуемо приведет к скольжению одной либо сразу двух осей;
  • неправильное педалирование. Резкое нажатие на газ в заднеприводном авто может спровоцировать занос ровно так же, как и «удар» по тормозам при прохождении поворота в случае переднеприводного автомобиля;
  • неправильная работа рулем. Слишком активные, дерганые движения рулем могут спровоцировать занос либо снос передней оси. Повторяющиеся повороты в разные стороны могут стать причиной ритмичного заноса, когда каждая последующая смена направление движения увеличивает центробежные силы, действующие перпендикулярно к прямолинейному движению.

ОСНОВА ОСНОВ

Даже идеальное понимание теоретических принципов выхода из заноса и борьбы со сносом не поможет вам, если не придерживаться нескольких простых правил:

  • удобная посадка и правильное положение рук на руле. Последний фактор особенно важен, так как в возвращении контроля над авто важна каждая доля секунды;
  • концентрация, которая соизмеряется дорожными обстоятельствами. Не стоит отвлекаться от дороги, если вы двигаетесь в условиях плохой видимости или скользкого дорожного покрытия.

АВТО С ВЕДУЩЕЙ ЗАДНЕЙ ОСЬЮ

В случае заноса заднеприводного автомобиля порядок действий следующий:

  1. необходимо ударить по сцеплению и принять ногу с педали газа. Если в авто установлена АКПП, достаточно просто отпустить педаль акселератор. Работой ногами вы способствуете возвращению сцепления задних колес с дорожным полотном;
  2. в тот же момент необходимо начать выворачивать руль в сторону заноса. Если вас разворачивает по часовой стрелке, руль необходимо крутить в противоположную сторону.

ПЕРЕДНИЙ ПРИВОД

Для переднеприводного авто порядок действий следующий:

  1. выкрутить руль в сторону заноса;
  2. ни в коем случае не отпускать газ; соизмерив усилие, можно даже прибавить колесам тяги. Сила, которую необходимо применить, будет зависеть от степени развития заноса. В начальной стадии развития достаточно будет даже 30% хода педали. Для преодоления глубокого заноса педаль необходимо вжимать до пола.

Суть манипуляций в том, чтобы начать выполнение которых нужно молниеносно, в том, чтобы ведущей осью вытащить автомобиль из заноса.

4Х4

Скольжение полноприводного автомобиля – наиболее сложная из представленных ситуация. Проблема заключается в том, что с педалью акселератора связаны сразу все колеса. При этом каждое колесо получает свою порцию крутящего момента от двигателя.

Зависит этот фактор сразу от нескольких параметров: типа полного привода, настройки дифференциала, выбранного водителем режима управления системой 4х4, наличие интеллектуальных систем стабилизации и прочих. Каждый внедорожник либо кроссовер в этом плане индивидуален.

Точных рекомендаций, которые сработали б в 100% экстремальных ситуаций, дать водителям авто с полным приводом невозможно.

Единственное условие, которое сохраняет свою верность – вращение руля в сторону заноса. А вот с газом нужно быть особенно аккуратным. Профессионалы рекомендуют нажимать педаль акселератора ровно настолько, чтобы не потерять тягу на колесах.

Добавлять газ, как мы это сделали бы в случае переднеприводного авто или, наоборот, отпустить полностью, управляя машиной с ведущей задней осью, нельзя.

Действия водителя при заносе

Если заносит на переднеприводном авто, нужно нажать на педаль газа. При заносе переднеприводного автомобиля (учиться управлять которым придётся заново, если до этого водитель ездил на заднеприводном), нужно быть готовым ко всему. Другими словами, переднеприводный автомобиль более чутко реагирует на возникновение такой ситуации на дороге, особенно на мокрой или скользкой дороге. Незначительный поворот руля и лёгкое, но резкое торможение способно увезти авто в сторону. Хотя заднюю траекторию такой автомобиль сохраняет лучше, но когда начинают пробуксовывать передние колёса, управлять такой машиной становится гораздо сложнее. Поэтому, приближаясь на переднеприводном автомобиле к повороту, рекомендуется заранее сбавить скорость и заходить в него на большом радиусе.

Что касается заднеприводного автомобиля, то, если начинает заносить его, не рекомендуется нажимать педаль газа. Таким образом, можно запросто перевернуть автомобиль или машина закрутится вокруг своей оси. Если автомобиль заднеприводный заносит, только постепенное уменьшение подачи топлива может помочь. Другими словами, водитель не резко, а постепенно должен опускать педаль газа, а рулевое колесо желательно немного повернуть в сторону заноса.

Кроме этого, если заносит в ситуации с резким ускорением, то в этом случае ясно — нужно постепенно убавить подачу топлива. Если же нарушение движения авто вызвано бывает резким торможением — следует опустить педаль тормоза. Все эти советы помогут, но лишь немного. Удастся уменьшить влияние поперечной силы, о которой было написано выше.

Если заносит на полноприводном автомобиле, нужно сначала отпустить, а потом нажать на педаль газа. При управлении полноприводным автомобилем на скользкой дороге доминирует вектор тяги, но никак не реакция руля. И в таком случае бросать педаль газа ни в коем случае нельзя. Если сбросить газ на полноприводном автомобиле, закроются дроссельные заслонки и машина начнёт скользить на всех четырёх колёсах.

А вот поворачивание руля в сторону заноса способно его полностью ликвидировать. Центробежная сила, возникающая при таких ситуациях, начинает разворачивать автомобиль в сторону, противоположную боковому скольжению оси авто. И когда автомобиль начинает возвращаться в исходное положение, опять же при помощи рулевого колеса водитель обязан регулировать движение колёс, чтобы автомобиль не перевернулся. Грамотное управление автомобилем при заносе — единственная возможность его избежать.

Так, опытные водители могут ликвидировать возникшую ситуацию одним эффективным приёмом. Они советуют, что, если после возвращения машины в исходное положение она начинает разворачиваться в противоположную сторону, опять же поворотом руля следует погасить занос. Главное здесь, утверждают профессионалы, не суетиться и сохранять хладнокровие. Только так можно избежать переворачивания.

Кроме того, причинами заноса могут стать:

  • попадание под колёса камней или мёрзлых кусков грунта;
  • резкие манипуляции на извилистой дороге, особенно если автомобиль высокий;
  • неравномерный износ протектора шин;
  • неравномерное распределение груза в багажнике или на крыше автотранспортного средства, что вызывает нагрузки на одну сторону;
  • высокая скорость на извилистой и неровной дороге;
  • торможение, тем более резкое и неравномерное;
  • разрыв шины.

На видео показан управляемый занос полноприводного автомобиля:

Конечно же, причина такого нарушения движения, его суть, может быть понята теоретически, но действия отработать только лишь в голове не получится. Нужны тренировки, способствующие тому, что движения водителя в экстренных ситуациях становятся автоматическими. Почему у новичков-водителей во время заноса нога нажимает инстинктивно на педаль газа? Они ведь прекрасно знают и не раз читали, что делать это нельзя! Всё дело в потере самоконтроля. Так и здесь. Водитель должен быть готов к возникновению такой ситуации и на практике суметь всё сделать правильно. Опыт приходит с годами, и его ничем не заменишь. Но всё же.

Первое, чему должен научиться водитель — это перебороть страх перед заносом. Это поможет ему легче действовать во время такой ситуации. Он обязан заставить себя возвращать руль в те напряжённые секунды, когда автомобиль крутит. Естественно, что в такие моменты не до управления. Но от этого зависит жизнь — самое драгоценное, что есть у человека.

При заносе полноприводного автомобиля

Справедливо считается, что такие машины обладают лучшим сцеплением. Однако от аварийных ситуаций в зимнее время это не уберегает. Основные шаги, что делать при заносе на полном приводе:

  1. Нельзя менять положение газа — добавлять ускорение или отпускать педаль.
  2. Руль крутят в сторону заноса, но под небольшим углом.
  3. В процессе выхода из неконтролируемого положения допускается плавное притормаживание.

Осознав, что машину начинает сносить, следует включить «аварийку». Даже зная, как выходить из заноса на полном приводе, автовладелец не сможет предусмотреть всех вариантов развития событий. Другие участники должны быть предупреждены об опасности.

Занос зимой на полном приводе: что делать?

Многие автомобилисты склонны переоценивать полноприводные автомобили. Они наивно полагают, что раз крутятся все четыре колеса, то ничто не может вывести такую машину из равновесия. Однако, управление таким авто требует опыта и определенных навыков.

Конечно, авто с полным приводом дает ряд преимуществ при движении по сложному участку дороги, например, во время гололеда или сильного снегопада. Динамика автомобиля с полным приводом при разгоне выше, потому как тяга равномерно распределена по всем колесам, что также увеличивает и проходимость. Но даже несмотря на эти достоинства, управление таким автомобилем на скользком участке дороги требует от водителя высокого уровня внимательности и концентрации. Главной опасностью, подстерегающей на дороге, можно считать занос. И если с авто, у которого ведущая ось только одна, все более понятно и предсказуемо, то полноприводные модели требуют особого поведения водителя и аккуратной игры газом, которая будет зависеть от множества сопутствующих обстоятельств, будь то угол поворота колес, скорость смещения или направление заноса.

Как правило, водитель с недостаточным опытом знает лишь два способа управления педалью газа: нажать и отпустить. Но он совершенно не подозревает о том, что наибольшая опасность исходит не столько от неблагоприятных дорожных условий, сколько от педали тормоза. Второй же источник опасности — не вовремя отпущенная педаль газа. Стоит знать о том, что если во время попадания в занос бросить газ и вдавить тапку тормоза в пол, то авто не просто не остановится, оно в разы стремительнее вылетит с дороги в ближайший кювет. К сожалению, таковы законы физики, а спорить с ними бесполезно.

Поэтому можно сделать пометку о том, что все же главная педаль для управления авто с полным приводом — это газ. Именно неправильное его использование является частой причиной возникновения аварийных ситуаций. Стоит также отметить, что полноприводные машины становятся довольно опасными и непредсказуемыми при резком маневрировании и слишком резких поворотах. В этом случае передние колеса может начать сносить, а задние будут уходить в занос, отправляя автомобиль в боковое скольжение. Поэтому во избежание возникновения аварийной ситуации перед поворотом рекомендуется максимально снизить скорость, а также ни в коем случае не бросать педаль газа, а, наоборот, пользоваться только ей. На полдноприводном автомобиле есть лишь один способ выбраться из заноса, и заключается он в том, чтобы управлять только педалью газа. Не стоит забывать и о том, что несмотря на все удобство и расписанную безопасность движения, полноприводный автомобиль является наиболее сложным для управления во время подобных критических ситуаций. Чтобы успешно преодолеть занос и избежать плачевных последствия, необходим большой опыт и высокий уровень навыка вождения.

Как известно, выйти из заноса на полоноприводной машине очень сложно. Здесь главное не делать резких движений и не паниковать. Дело в том, что так как у автомобиля все колеса ведущие, во время заноса он может сочетать в себе особенности поведения как авто с передним приводом, так и с задним. В случае, когда вас начинает заносить, необходимо слегка повернуть руль в сторону заноса. При этом ни в коем случае нельзя сразу же отпускать педаль газа и, повинуясь инстинктам, неистово жать на тормоз. Газ рекомендуется держать в таком же положении, что и до заноса.

Чтобы не бояться попасть в сложную ситуацию, стоит помимо полного привода на автомобиля включать и собственную осторожность и внимательность, причем, на максимум. Не лишним будет пройти специализированный обучающий курс по тонкостям управления полноприводгого автомобиля

Опытный инструктор сможет доходчиво объяснить и показать, как стоит поступать в тех, или иных ситуациях, которые могут произойти на дороге. Это не только поможет сэкономить ваше время, которое ушло бы на самостоятельный поиск информации и практику, а также существенно повысит уровень безопасности во время вождения.

Фото с интернет-ресурсов

Избыточная поворачиваемость (снос задней оси)

Снос задней оси происходит, когда задние колеса теряют сцепление с дорогой, в результате чего задняя часть автомобиля начинает скользить боком. Чаще всего это происходит из-за пробуксовки в заднеприводных (и отдельных полноприводных) автомобилях. При таком заносе автомобиля водитель должен убрать ногу с педали газа и направить машину в нужную сторону.

Управляемый занос на заднем приводе – это реальность, необходимо лишь понимать некоторые нюансы. Как правило, избыточная поворачиваемость также вызвана тем, что водитель неправильно выбирает скорость движения и начинает тормозить уже в повороте. В итоге большая часть веса транспортного средства смещается на передние колеса, разгружая заднюю ось. Задняя часть автомобиля начинает «жить своей жизнью», так как на колесах нет никакого веса.

В особенности данная проблема проявляется в пикапах и переднеприводных автомобилях. Это также происходит при спуске с горки и прохождении поворота. Решение – смотреть на дорогу, отпустить тормоза и аккуратно нажать на педаль газа, чтобы определенный вес вернулся обратно на заднюю ось. Это поможет выйти из заноса победителем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *