Что такое esp и esc? электронные системы на страже нашей безопасности
Содержание:
- Введение
- Так что такое ESP в автомобиле и как эта система работает
- Как система VSC определяет момент начала бокового заноса
- EBD (Electronic Brake Force Distribution) — система распределения тормозных усилий.
- Как работает ESP в автомобиле
- На каких машинах есть ESP?
- Работа
- Банковские карты
- Плюсы и минусы
- Принцип действия
- Почему загорается лампочка ESP?
Введение
В 1995 году три производителя автомобилей представили системы ESC. Mercedes-Benz, поставляемый Bosch, был первым, кто внедрил ESP в своем Mercedes-Benz S 600 Coupé. Система контроля устойчивости автомобиля Toyota появилась на модели в 1995 году.
General Motors работала с Delphi Automotive и представила свою версию ESC, названную «StabiliTrak», в 1996 году для модели 1997 года на select Cadillac моделей. StabiliTrak стал стандартным оборудованием для всех внедорожников и фургонов GM, проданных в США и Канаде к 2007 году, за исключением некоторых коммерческих автомобилей и транспортных средств для автопарков. В то время как название StabiliTrak используется на большинстве автомобилей General Motors для рынка США, «Electronic Stability Control» используется для зарубежных брендов GM, таких как Opel, Holden и Saab, за исключением случаев Saab 9-7X и 9-4X (которые также используют название StabiliTrak).
В том же году Cadillac представила интегрированную систему управления автомобилем и систему программного управления под названием Integrated Chassis Control System (ICCS) на Cadillac Eldorado. Он включает в себя комплексную компьютерную интеграцию двигателя, контроля тяги, электронного контроля устойчивости Stabilitrak, рулевого управления и адаптивной бесступенчатой подвески с датчиком дорожного движения (CVRSS) с целью улучшения реакции на водителя. входные данные, производительность и общая безопасность, как у Toyota / Lexus Интегрированное управление динамикой автомобиля.
В 1997 году Audi представила первую серийную серию ESP для полноприводных автомобилей (Audi A8 и Audi A6 с quattro (система полного привода)). В 1998 году Volvo Cars начала предлагать свою версию ESC под названием Dynamic Stability and Traction Control (DSTC) на новом Volvo S80. Тем временем другие исследовали и разработали свои собственные системы.
Во время теста на лося шведский журналист Роберт Коллин из Teknikens Värld прокатил Mercedes (без ESC) на скорости 78 км / ч в октябре 1997 года. Поскольку Mercedes-Benz продвигал репутацию производителя систем безопасности, они отозвали и модернизировали 130 000 автомобилей A-класса с ESC. Это привело к значительному снижению количества аварий, и количество автомобилей с ESC выросло. Наличие ESC в небольших автомобилях, таких как A-Class, положило начало рыночной тенденции; Таким образом, ESC стал доступен для всех моделей (как в стандартной комплектации, так и в качестве опции).
Версия ESC для Ford, получившая название AdvanceTrac, была запущена в 2000 году. Позднее компания Ford добавила систему стабилизации курсовой устойчивости в AdvanceTrac, которая впервые была представлена в Volvo XC90 в 2003 году. С тех пор он был реализован во многих автомобилях Ford.
Ford и Toyota объявили, что все их североамериканские автомобили будут оснащены стандартом ESC к концу 2009 года (он был стандартным для Toyota внедорожников с 2004 года, а после 2011 модельного года, все автомобили Lexus, Toyota и Scion имели ESC; последним, кто получил его, был автомобиль Scion tC 2011 года выпуска). Однако по состоянию на ноябрь 2010 года Ford по-прежнему продавал модели в Северной Америке без ESC. Компания General Motors сделала аналогичное заявление в конце 2010 года.
В 2009 году Европейский союз решил сделать ESC обязательным. С 1 ноября 2011 года типовое одобрение ЕС предоставляется только моделям, оснащенным ESC. С 1 ноября 2014 года ESC требуется на всех новых зарегистрированных автомобилях в ЕС.
NHTSA требует, чтобы все новые пассажирские автомобили, продаваемые в США, были оснащены ESC с 2012 модельного года, и по оценкам, это предотвратит 5 300–9 600 смертельных случаев в год. Аналогичное требование было предложено для новых грузовиков и автобусов, но оно еще не доработано.
Так что такое ESP в автомобиле и как эта система работает
Система ESP работает в комплексе с ABS. Все датчики в антипробуксовочной системе задействованы в работе ESР, но также она имеет и собственные. Электронный блок обрабатывает поступающие сигналы со всех датчиков ABS и двух датчиков ESР. Один из которых замеряет угловую скорость, а другой поперечное ускорение.
При помощи этих датчиков фиксируется боковое скольжение. Они определяют его параметры и передают сигнал на электронный блок. Это устройство постоянно находится в курсе всех показаний автомобиля, таких как: скорость, угол поворота руля, обороты двигателя или насколько машину занесло.
Электронный блок при обработке сигналов, поступающих с датчиков, сравнивает информацию с поведением автомобиля, и как только поступает информация об отклонениях от заданных параметров, электроника пытается исправить положение.
Выровнять автомобиль в случае заноса система может подавая различные команды на разные колеса, которые в этот момент необходимо притормозить, по ее мнению, а какие – нет. Притормаживание осуществляется через модулятор ABS, который создает давление в тормозной системе. В этот момент команда также подается на управление двигателем. Для снижения числа оборотов автоматически уменьшается подача и происходит замедление вращения колес.
На автомобилях с автоматической коробкой передач, имеющих блок электронного управление, ESP может вносить изменения в работу трансмиссии, переключая передачи в критической ситуации по собственному усмотрению.
Многие водители полагают, что такое устройство, как ESP в автомобиле, мешает при выполнении резких маневров или агрессивном стиле езды. Кстати, на многих автомобилях предусмотрено отключение ESP по своему желанию. Но отключать ее рекомендуется только для хороших дорожных условий и если водитель имеет большой опыт вождения.
Система ESP представляет одну из самых важных частей безопасности управления автомобиля, исправляя допущенные ошибки и часто помогая выйти из сложной ситуации как опытному так и не имеющему опыта водителю.
Одно из главных достоинств в том, что такое устройство не требует от водителя специальных навыков в экстренной ситуации. Достаточно просто поворачивать руль, и машина будет самостоятельно продумывать, как ей пройти поворот.
Но не надо забывать, что полагаться на ESP целиком не стоит. Все-таки иногда водитель должен сам думать о собственной безопасности, а также безопасности пассажиров.
Электронный контроль устойчивости (англ. Electronic Stability Control , ESC; ЭКУ) или динамическая система стабилизации автомобиля — активная система безопасности автомобиля, позволяющая предотвратить занос посредством управления компьютером момента силы колеса (одновременно одного или нескольких). Является вспомогательной системой автомобиля.
Как система VSC определяет момент начала бокового заноса
Мы уже упоминали, что система стабилизации движения работает в связке с другими системами активной безопасности. В её состав входят следующие компоненты:
- датчики;
- информационный блок;
- ЭБУ;
- исполнительные механизмы.
Рассмотрим работу каждой из них. Система VSC использует шесть датчиков, два их которых находятся под центральной консолью автотранспортного средства:
- первое устройство – датчик угловой скорости, в задачи которого входит определение момента, когда автомобиль начинает вращаться вокруг вертикальной оси. Его ещё называют датчиком рысканья, поскольку такое движение авто именуют рысканием. Английское (и международное) наименование датчика – Yaw Rate Sensor;
- вторым устройством, входящим в систему датчиков курсовой устойчивости, является датчик замедления (Deceleration Sensor), функции которого заключаются в определении величины замедления центра тяжести легкового автомобиля в направлениях относительно вертикальной и боковых осей;
- следить за углом поворота направляющих колёс – задача датчика угла поворота (Steering Angle Sensor);
- скорость вращения колёс отслеживается датчиком скорости, который устанавливается на все колёса;
- ДПДЗ (Throttle Position Sensor) датчик, который определяет текущий угол дроссельной заслонки;
- наконец, в функции датчика измерения уровня давления в главном ТЦ (Master Cylinder Pressure Sensor) входит отслеживание давления в тормозной системе, которое изменяется при нажатии педали тормоза.
Все данные, отслеживаемые датчиками, отсылаются в бортовой компьютер, который их анализирует и на основании полученной информации определяет, следует ли активировать исполнительные устройства, чтобы избежать бокового заноса автомобиля.
Исполнительных механизмов в системе курсовой устойчивости два: один из них отвечает за индивидуальное подтормаживание колёс посредством изменения уровня давления в колёсных тормозных цилиндрах, второй приводит в движение дроссельную заслонку (призакрывает её, чтобы уменьшить скорость вращения колёс).
Как только ЭБУ определяет, что машина вошла в боковое скольжение, тут же на панели приборов загорается соответствующая сигнальная лампочка и приводится в действие механизм предотвращения заноса. Кроме световой индикации, о начале вращения автомобиля вокруг вертикальной оси информирует и звуковой сигнал.
Итак, алгоритм работы системы курсовой устойчивости можно описать следующим образом:
- бортовой компьютер, постоянно получает данные от всего комплекса вышеописанных датчиков, анализируя их и принимая решение, началось ли рыскание автомобиля. Если да, то ЭБУ определяет, в какую сторону начался занос (то есть следует реагировать на избыточную или недостаточную поворачиваемость автотранспортного средства);
- если начался занос, немедленно активируется механизм прикрытия дроссельной заслонки, что приводит к замедлению скорости вращения колёс;
- одновременно подаётся управляющий сигнал в гидравлический блок тормозной системы с целью подачи давления в нужный тормозной цилиндр для подтормаживания соответствующего колеса;
- при этом загорается сигнальная лампочка и звучит предупредительный сигнал, информирующие водителя, что начался занос и включен режим активизации системы VSC.
Отметим, что на некоторых моделях автомобилей имеется кнопка VSC OFF, позволяющая отключить систему курсовой устойчивости. Однако при этом деактивация не полная: при затяжных заносах система всё-таки срабатывает, хотя и с определённой задержкой. Многие автовладельцы, предпочитающие спортивный стиль езды, самостоятельно отключают систему, однако поскольку она сопряжена с работой ABS и TRC, то они также становятся неработоспособными. Так что советовать подобные модификации системы активной безопасности автомобиля никак нельзя.
Поскольку работа системы зависит от множества компонентов, неисправность любой из них (датчика, управляющего механизма, сбой прошивки ЭБУ) приведёт к загоранию лампочки чек VSC. Как правило, в подобных ситуациях самостоятельное диагностирование проблемы затруднительно.
Особо отметим, что загорание Check VSC System может означать и поломки, вообще не имеющие отношения к системе курсовой устойчивости, поэтому в подобных ситуациях следует обращаться в сервисный центр, где опытные и квалифицированные специалисты определят причину загорания лампочки.
EBD (Electronic Brake Force Distribution) — система распределения тормозных усилий.
В большинстве современных автомобилей ABS работает вместе с EBD (Electronic Brake Force Distribution) — системой распределения тормозных усилий. Система распределения тормозных усилий представляет собой программное расширение антиблокировочной системы тормозов. Другими словами, система использует конструктивные элементы системы ABS в новом качестве.
Система EBD позволяет эффективно тормозить в разных дорожных условиях, учитывая участки дороги с разнородным покрытием, загруженность автомобиля и техническое состояние покрышек. EBD распределяет тормозные усилия на каждое колесо в отдельности, чтобы обеспечить оптимальное сцепление с дорогой.
Принципиально отличие EBD и других систем от базовой ABS, в том что они помогают водителю управлять автомобилем постоянно, а не только при экстренном торможении.
Принцип работы системы распределения тормозных усилий
Работа системы EBD, также как и система ABS, носит цикличный характер. Цикл работы включает три фазы:
- удержание давления;
- сброс давления;
- увеличение давления.
По данным датчиков угловой скорости колес блок управления ABS сравнивает тормозные усилия передних и задних колёс. Когда разница между ними превышает заданную величину, включается алгоритм системы распределения тормозных усилий.
На основании разности сигналов датчиков блок управления определяет начало блокирования задних колес. Он закрывает впускные клапаны в контурах тормозных цилиндров задних колес. Давление в контуре задних колес удерживается на текущем уровне. Впускные клапаны передних колёс остаются открытыми. Давление в контурах тормозных цилиндров передних колес продолжает увеличиваться до начала блокирования передних колес.
Если колеса задней оси продолжают блокироваться, открываются соответствующие выпускные клапаны и давление в контурах тормозных цилиндров задних колес уменьшается.
При превышении угловой скорости задних колес заданного значения, давление в контурах увеличивается. Происходит торможение задних колес.
Работа системы распределения тормозных усилий заканчивается с началом блокирования передних (ведущих) колес. При этом в работу включается система ABS.
Еще работа EBD поможет распределить тормозную силу в случае резкого торможения в повороте противостояв заносу и сносу автомобиля, потери траектории пути. При поворотах сильнее нагружаются внешние колеса относительно поворота, а нагрузка на внутренние колеса уменьшена, тем самым автомобиль подвержен риску заноса или потери траектории и вылета с поворота. В этом случае EBD уменьшит тормозное усилие на внешние колеса тем самым не дав им заблокироваться. Автомобиль становится управляемым, значительно повышается уровень безопасности движения.
С системой EBD можно смело тормозить в повороте и на смешанном покрытии. Электроника по разности частот вращения «поймет», что колеса попали на участки с разнородным покрытием, и уменьшит тормозные силы на колесах, которые имеют лучшее сцепление с дорогой. Кстати, интенсивность замедления в этом случае снизится и будет определяться силой трения колеса (колес), имеющего наихудшее сцепление с дорогой.
Также система EBD при торможении учитывает загрузку автомобиля.
Тормозное усилие между передними и задними колесами оптимизируются, при этом обеспечивается максимально быстрое торможение.
Например, при торможении автомобиля с более чем одним человеком внутри, система EBD увеличивает тормозное усилие на задние колеса по сравнению с тем случаем, когда внутри находится только водитель, повышая при этом эффективность торможения по сравнению с автомобилем без системы EBD.
https://youtube.com/watch?v=NwlEslInxyE
Таким образом, работа EBD способствует уменьшению тормозного пути и возможностью управлять автомобилем в аварийных ситуациях.
Как работает ESP в автомобиле
Как мы уже писали выше, эта сложная система состоит из различных составляющих, а именно:
- Наружных измерительных устройств, которые отслеживают определенные параметры;
- Специального блока управления;
- Гидравлического исполняющего механизма.
С помощью внешних датчиков ESP прослеживает за углом поворота руля, положением педали газа, системой торможения (по сути, следит за действиями водителя) и различными изменениями в текущем движении автомобиля. Данные обрабатываются и направляются в центральную систему управления, которая при малейшей необходимости может задействовать любые исполняющие устройства, связанные с системой активной безопасности.
Блок управления непрерывно проводит анализ поступающей с датчиков информации, причем делает это с частотой до тридцати раз в секунду. И в случае обнаружения каких-либо отклонений в положении элементов управления транспортного средства от текущих параметров движения машины – ESP вмешивается в управление. Тем самым помогая водителю сохранить контроль над машиной, а также противодействовать боковому движению.
В свою очередь корректировка направления движения автомобиля может осуществляться:
- С помощью системы торможения, которая по сигналу блока управления может прижимать и отпускать диски тормозов определенных колес.
- С помощью изменения частоты вращения коленчатого вала. Последнее достигается вследствие вмешательства ESP в систему подачи топлива.
Какие действия следует предпринять в той или иной ситуации, чтобы стабилизировать движение машины – определяет блок управления. Например, если в критической ситуации автомобиль начинает заносить, ESP может снижать обороты двигателя и одновременно с этим подтормаживать внешним передним колесом, чтобы стабилизировать машину на дороге.
Конкретный пример работы ESP
Давайте рассмотрим работу ESP на реальном примере, когда водитель неожиданно попадает в ситуацию, которая требует быстрого маневрирования. Например, на дороге перед машиной неожиданно возникает препятствие. Водитель для объезда препятствия резко поворачивает руль влево, в то же время датчик поворота рулевого колеса передает эту информацию ESP. Но датчик угла поворота информирует о том, что машина поворачивает недостаточно. А это означает, что ведущие колеса потеряли сцепление с дорожным покрытием и теперь машина движется прямо на препятствие.
Для выхода из сложившейся ситуации ЕСП за доли секунды принимает решение и резко замедляет вращение левого заднего колеса на короткий промежуток времени – это действие производит желаемое противодействие заносу. Таким образом, система помогает водителю сохранить управление над машиной и эффективно увернуться от столкновения с препятствием.
Но что произойдет, если водитель с целью удержания машины на левой полосе после уклонения резко начнет крутить руль в сторону противоположную заносу? В результате такого маневра машина может повернуться слишком сильно, и задняя часть кузова войдет в занос влево. То есть крутящий момент вправо будет стремиться развернуть машину вопреки желаниям человека за рулем.
Чтобы этого избежать, ESP моментально замедляет вращение левого переднего колеса – это воздействие позволит уменьшить крутящий момент кузова и с большой вероятностью не даст автомобилю войти в занос. Таким образом, благодаря ESP машина остается управляемой, в то время как автомобиль без системы стабилизации могло бы полностью развернуть и отправить в кювет.
На каких машинах есть ESP?
К сожалению, в России такая система не всегда устанавливается даже на новые автомобили. Пострадавшая семья из Архангельской области ехала не на старых «Жигулях», а на достаточно новом китайском кроссовере Lifan X60, но, к сожалению, в этой машине нет даже ESP в самой дорогой комплектации. Вторая семья врезалась в KIA Sportage. Все новые автомобили этой модели уже оснащены ESP, но автомобили прошлых лет комплектовались ею выборочно. В западных странах производители обязаны устанавливать ESP на все новые автомобили во всех комплектациях.
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Этот закон существует только для системы ABS, которая помогает тормозить. С 2016 года все новые автомобили в РФ должны иметь АБС во всех комплектациях, а наличие ESP зависит от производителя. Вот 15 самых продаваемых моделей в России. В 9 из них все автомобили оснащены ESP во всех комплектациях. То есть все-таки большинство новых машин в России продаются с ESP, но есть поздние марки.
За этим названием скрывается советская Нива, которая продается уже 40 лет без существенных изменений дизайна. Неудивительно, что на нем нет ESP. Также на Lada Largus вообще нет ESP, а на Lada Granta только более дорогая комплектация. В защиту АвтоВАЗа можно сказать, что без ESP продаются только подставшие модели. Новые Lada Vesta и Lada XRAY полностью оснащены этой системой. Volkswagen Polo отстает от иномарок, у него ESP только в самой дорогой комплектации. Да и бюджет Renault ESP идет не сразу, а может быть установлен за дополнительную плату.
Как видите, сейчас нет проблем с покупкой машины с ESP. Данная система доступна для автомобилей любого класса, большинство новых автомобилей ею оснащено, где-то есть варианты ее предоставления за дополнительную плату. 15-20 тысяч — это не те деньги, на которые в данном случае стоит экономить. Они отреагируют, даже если система спасет вас от небольшой аварии, не говоря уже о серьезных или смертельных случаях. На вторичном рынке, конечно, иная ситуация. В предыдущие годы этой системой было оснащено меньше автомобилей, но при правильном подходе нетрудно найти машину с ESP https://www.youtube.com/watch?v=lITNpiJpOiE С 2000-х годов она уже был на многих иномарках, по крайней мере, в богатой комплектации, так что найти такую машину где-то можно с 300 000 рублей опций с ESP становится много.
И если ваш бюджет очень ограничен, купите машину хотя бы с АБС. Эта система помогает сохранять управляемость при торможении и значительно повышает безопасность. Многие старые иномарки с такой системой уже фигурируют при бюджете в 150 000 рублей.
Работа
Во время нормального вождения ESC непрерывно контролирует рулевое управление и направление движения автомобиля. Он сравнивает намеченное водителем направление (определяемое измеренным углом поворота рулевого колеса) с фактическим направлением транспортного средства (определяемое посредством измерения поперечного ускорения, поворота транспортного средства и скорости отдельных ходовых колес).
ESC срабатывает только тогда, когда обнаруживает вероятную потерю рулевого управления, например, когда транспортное средство не движется туда, куда ведет водитель. Это может произойти, например, при заносе при экстренном уклонении, недостаточной или избыточной поворачиваемости во время плохо оцененных поворотов на скользкой дороге или аквапланировании. Во время высокопроизводительного вождения ESC может вмешиваться, когда это нежелательно, поскольку рулевое управление не всегда может указывать на предполагаемое направление движения (например, во время управляемого дрейфа ). ESC оценивает направление заноса, а затем асимметрично применяет тормоза к отдельным колесам, чтобы создать крутящий момент вокруг вертикальной оси транспортного средства, противодействуя заносу и возвращая транспортное средство в соответствии с заданным водителем направлением. Кроме того, система может снизить мощность двигателя или задействовать трансмиссию для замедления транспортного средства.
ESC может работать на любой поверхности, от сухого тротуара до замерзших озер. Он реагирует на занос и исправляет его намного быстрее и эффективнее, чем обычный водитель-человек, часто даже до того, как водитель узнает о неминуемой потере управления. Это привело к некоторым опасениям, что ESC может позволить водителям стать излишне самоуверенными в управлении своим автомобилем и / или в собственных навыках вождения. По этой причине системы ESC обычно предупреждают водителя, когда он вмешивается, чтобы водитель знал, что предел управляемости транспортного средства достигнут. Большинство из них активируют световой индикатор приборной панели и / или звуковой сигнал; некоторые намеренно позволяют скорректированному курсу автомобиля очень незначительно отклоняться от направления, заданного водителем, даже если есть возможность более точно согласовать его.
Все производители ESC подчеркивают, что система не является улучшением характеристик и не заменой для безопасного вождения, а скорее как технология безопасности, помогающая водителю оправиться от опасных ситуаций. ESC не увеличивает тягу, поэтому не обеспечивает более быстрого прохождения поворотов (хотя может способствовать лучшему управляемому повороту). В более общем плане ESC работает в пределах управляемости транспортного средства и доступного сцепления шин с дорогой. Безрассудный маневр может выйти за эти пределы, что приведет к потере управления. Например, во время аквапланирования колеса, которые ESC будет использовать для коррекции заноса, могут потерять контакт с поверхностью дороги, что снизит его эффективность.
Из-за того, что контроль устойчивости может быть несовместим с высокопроизводительным вождением, на многих транспортных средствах есть блокировка управления, которая позволяет частично или полностью отключать систему. В простых системах одна кнопка может отключить все функции, в то время как более сложные настройки могут иметь многопозиционный переключатель или никогда не могут быть полностью отключены.
Банковские карты
Выделяют три основных вида банковских карт — кредитные, дебетовые и предоплаченные. Доступ к банковскому счету, на котором хранятся личные деньги либо деньги, выданные банком в кредит, предоставляется либо дебетовыми, либо кредитными картами.
Предоплаченная карта является, по сути, электронным кошельком. Использовать ее можно без открытия банковского счета. Предоплаченные карты выпускаются кредитными организациями, чем и отличаются от бонусных и подарочных карт, выпускаемых АЗС или магазинами.
Доля платежей с использованием электронных средств платежа возрастает из года в год: на 2009 год из 100 платежей только 21 был совершен с помощью банковских карт, на 2021 год — уже 71 платеж.
Плюсы и минусы
Все достоинства системы понятны из описания её действий в критических ситуациях. Она спасёт автомобиль, когда уже ничто другое ему не поможет.
Более того, при быстрой езде иногда неопытные водители в независимых тестах опережали автоспортсменов, у которых такой системы не было. Не стоит на это надеяться, но ESP умножает способности водителя, если конечно они не нулевые.
Но случаются и неприятные ситуации.
- В самых тяжёлых случаях ESP неэффективна, у колёс уже нет сцепления с дорогой, а нестандартным приёмам опытного водителя она не обучена.
- Пока плохо проработаны алгоритмы управления тягой двигателя, особенно её добавления на передне- и полноприводных автомобилях. Хотя для тех же автоспортсменов это азы, без которых на дороге им нечего делать. Но автоматизации такие приёмы поддаются с большим трудом.
- Иногда система неверно понимает хаотичное вращение руля неопытным водителем. По заложенной в неё логике безопасности, упрощенно говоря, она должна подчиняться человеку, способности которого ей неизвестны. Поэтому радикально действовать, отстранив его от управления, ESP пока не имеет права.
Для борьбы с недостатками существует одно средство – кнопка отключения ESP, имеющаяся на многих автомобилях. Пользоваться ею надо только когда точно известны последствия.
Хотя полностью система не отключается и в этом случае, просто существенно снижается порог её вмешательства.
Принцип действия
Все вышеперечисленные составляющие помогают электронике понять, когда начинается занос авто, а также корректировать поведение автомобиля в зависимости от манипуляций, совершаемых водителем.
Отклонение положения органов управления авто от фактических параметров движения автомобиля, провоцирует немедленное вмешательство Electronic Stability Program. К примеру, угол поворота колес невелик, но скорость поперечного ускорения и угол поворота вокруг оси значительно превышают показатели, которые характерны для безопасных повадок авто при заданных параметрах рулевого управления. Таким упрощенным способом можно описать способ, каким ESP определяет развитие заноса.
Главное призвание ЕСП в том, чтобы предупредить начало либо усугубление заноса автомобиля. Все эти манипуляции помогают выпрямить траекторию и сохранить контроль над машиной.
Конкретный пример
Рассмотрим, как работает система, на примере ситуации, в которой электронный контроль устойчивости помогает стабилизировать авто.
Параметры при избыточной поворачиваемости (занос):
- задняя ось стремится обогнать передние колеса. Задняя ось скользит по направлению к внешней дуге поворота;
- скорость скольжения большая.
Стабилизация происходит за счет торможения переднего колеса внешнего радиуса.
Параметры недостаточной поворачиваемости (снос):
- передняя ось скользит по направлению к внешней дуге поворота;
- скорость рысканья невысока;
Стабилизация происходит за счет торможения заднего колеса, проходящего по внутреннему радиусу.
Разумеется, описанный алгоритм слишком упрощен. Электронный блок управления получает информацию от различных датчиков по несколько десятков раз в секунду, незамедлительно реагирует сигналами к исполнительным устройствам, постоянно ориентируясь на изменяющиеся условия движения.
Видео работы системы курсовой устойчивости автомобиля поможет оценить всю пользу помощника.
https://youtube.com/watch?v=X_4AtrGDykE
Омологация
Авто стран ЕС, выпущенные со второй половины 2014, обязаны иметь ESP в минимальной комплектации. Отечественное законодательство предполагает подобное правило лишь в случае сертификации выпуска нового авто. Продление омологации не обязывает к внесению нововведений. Поэтому для большинства машин столь полезный помощник доступен лишь за дополнительную плату.
Установка своими руками
Вы можете самостоятельно дооснастить свой автомобиль ESP. Необходимые комплектующие рассмотрим на примере Opel Astra J 1,6Т 2010 г. в.
Вам потребуются:
- блок управления ABS/ESP, крепления в виде кронштейна для установки на штатное место;
- СИМ-модуль;
- датчик рысканья (еще одно название контроллера поперечного ускорения и осевого вращения), крепежный элемент;
- штекер.
Если вы знаете месторасположения всех элементов и умеете прокачивать тормозную систему, установка своими руками не покажется вам сложной задачей. Учтите, что такое внесение изменений необходимо прописать программно. Для этого необходим сканер и специальное программное обеспечение. Это, пожалуй, самый сложный пункт во всем процессе инсталляции.
Характерные неисправности
О поломке ESP в вашем авто будет сигнализировать соответствующий контрольный указатель на приборной панели. Причины, по которым ESP не работает, может быть несколько:
- обрыв цепи (наиболее характерно для датчиков скорости);
- неисправности блока управления;
- датчик тормозного усилия;
- щетки блока ESP и прочие.
Первым делом необходимо провести компьютерную диагностику.
Враг или помощник
Стоит признать, что в некоторых ситуациях Electronic Stability Program может навредить. Но процент подобных случаев настолько мал, что это никоим образом не умаляет заслуги ЕСП.
Некоторые водители называют систему не помощником, а электронным «ошейником». Поскольку система всячески пресекает любые попытки «хулиганства» за рулем. Во многих машинах контроль курсовой устойчивости действительно нельзя отключить (разве что только отсутствием предохранителя, но мы вам этого не говорили!).
Порой это препятствует полной реализации мощности автомобиля на скользких покрытиях бездорожья, но в некоторых машинах Electronic Stability Program помогает реализовать электронную имитацию блокировок, что положительно сказывается на преодолении препятствий с диагональным вывешиванием.
Почему загорается лампочка ESP?
Лампа ESP не должна гореть в
течении всего движения авто. Исключением является только момент заноса. В это
время лампа горит прерывисто. Это значит, что ЕСП пытается выровнять автомобиль
из неконтролируемого заноса.
Лампа ESP
Лампа ESP
Если лампа горит постоянно, при этом машина едет
нормально, нужна диагностика. Причем определить неисправность будет трудно:
единственный механический элемент ESP – это гидроблок (причем ломается он в последнюю
очередь). Все остальное – это десятки датчиков и сотни проводов.
Важно знать: при неисправности ЕСП ограничиваются возможности автомобиля.
Электроника думает, что машина небезопасна в плане управляемости, урезая
мощность двигателя и отключая круиз-контроль. В некоторых авто пропадают и
остальные функции, связанные с ЕСП –помощь при старте на горку, имитация
блокировок т.д.. Конечно, можно прозвонить каждый из датчиков и
проводов
Но гораздо быстрее подключить диагностический сканер и считать
имеющиеся ошибки. ЭБУ сам покажет, на какой элемент не подается сигнал. После
замены неисправного датчика или перепайки проводов, неисправность уходит
Конечно, можно прозвонить каждый из датчиков и
проводов. Но гораздо быстрее подключить диагностический сканер и считать
имеющиеся ошибки. ЭБУ сам покажет, на какой элемент не подается сигнал. После
замены неисправного датчика или перепайки проводов, неисправность уходит.