Как читать электрические схемы

Как читать электросхемы автомобилей – основные обозначения

Итак, рассмотрим основные моменты, которые позволят правильно читать электросхему оборудования любого транспортного средства. Ведь, как сказано выше, без этих знаний произвести ремонт устройств своими руками просто не получится. Разумеется, ни одно устройство не сможет функционировать без напряжения, подающегося на прибор посредством внутренних проводников.

Электросхема транспортного средства с обозначением всех элементов должна находиться в сервисной книжке к автомобилю. Взглянув на нее, вы уведите множество различных обозначений приборов и устройств, соединенных между собой линиями. Следует отметить, что каждая из этих линий может иметь свой определенный цвет, что по факту должно соответствовать реальной расцветке проводов электросхемы (автор видео — Автоэлектрика ВЧ).

В том случае, если автомобиль оборудован множественными электроприборами и устройствами, то на схеме будет отмечено большое число компонентов. Соответственно, сама проводка на ней может быть изображения разрывами и отрезками. Поначалу это может сбить с толку, но в этом нет ничего сложного, разобраться своими силами вполне возможно.

Любая схема состоит из следующих элементов:

  1. Устройство источника питания. В данном случае эту функцию выполняет АКБ либо генератор транспортного средства.
  2. Проводники, то есть . Эти компоненты позволяют производить передачу тока по сети.
  3. Аппаратура управления. Такие приборы необходимые для замыкания электропроводки либо ее размыкания в случае необходимости. Следует отметить, что устройства такого типа могут как быть, так и отсутствовать на электросхеме.
  4. Непосредственно потребители напряжения. К этому пункту относится все электрооборудование, которое потребляет энергию, преобразовывая ток в другой тип энергии. К примеру, если речь идет о прикуривателе, то этот элемент преобразует напряжение в тепловую энергию.

Если возникла необходимость ремонта транспортного средства своими руками, необходимо при расшифровке схемы учитывать основные принципы:

  1. Любые проводники, как сказано выше, отмечаются определенным цветом на схеме. Что касается непосредственно цвета, то провод может иметь один цвет либо два, то есть быть либо основным, либо дополнительным. Если речь идет о дополнительных компонентах, то на них должны быть нанесены штрихи — они могут быть поперечными или продольными.
  2. Если несколько проводов установлены на одном жгуте и маркируются одинаково, то они имеют гальваническое соединение. Иными словами, эти проводники просто соединены друг с другом.
  3. На любой схеме, если проводник входит в жгут, он должен иметь небольшой наклон в сторону, где он находится.
  4. На практике, то есть на большинстве схем черным цветом маркируются проводники, которые соединяются непосредственно с массой транспортного средства, то есть с его кузовом.
  5. Что касается реле, то их контакты отмечаются в том состоянии, когда через обмотку устройств не проходит напряжение. В стандартном состоянии эти компоненты различаются, поскольку они могут быть либо замкнутыми, либо разомкнутыми.
  6. Также вы можете заметить, что на проводниках могут располагаться определенные обозначения, в частности, в том месте, где провод подключается к оборудованию. Благодаря этому обозначению водитель может сразу понять, куда идет этот проводник, не прослеживая цепь в целом.

Бесконтактное зажигание классических ВАЗов

Если на тех или иных механизмах указаны определенные номера, то они должны соответствовать цифрам. Если то или иное число отмечено в кружке, то это говорит о том, что перед вами соединение проводника с минусом. Что касается цифровых и буквенных комбинаций, то они соответствуют разъемным соединениям.

В комплекте с сервисной книжкой может идти таблица, которая позволит без проблем расшифровать те или иные элементы сети, характерные для определенной модели транспортного средства. В общем, если у вас возникла необходимость расшифровки схемы, то самое главное — это быть усидчивым, чтобы понять, что означает то или иное обозначение. Поняв сам принцип расшифровки, вы без проблем сможете определить назначение всех элементов.

Виды электрических схем

Все электрические схемы представлены в виде изображения или чертежа, где наряду с оборудованием указаны звенья электроцепи. Схемы отличаются по назначению, на основании чего разработана классификация разных  электрических схем:

первичные и вторичные цепи.

Первичные цепи создаются для подачи основного электрического напряжения от источника тока к потребителям. Они генерируют, трансформируют и распределяют при передаче электроэнергию. Такие цепи предполагают наличие основной схемы и цепей для различных нужд.

Во вторичных цепях напряжение не выше 1 кВт, они используются для обеспечения задач автоматики, управления и защиты. Благодаря вторичным цепям выполняется контроль расхода и учета электроэнергии;

однолинейные, полнолинейные.

Полнолинейные схемы разработаны для применения в трехфазных цепях, они отображают подсоединенные по всем фазам устройства.

Однолинейные схемы показывают только приборы на средней фазе;

принципиальные и монтажные.

Принципиальная общая электрическая схема подразумевает указание только ключевых элементов, на ней не указываются второстепенные детали. Благодаря этому схемы просты и понятны.

На монтажных схемах нанесено более детальное изображение, поскольку именно такие схемы используются для фактического монтажа всех элементов электросети.

Развернутые схемы с указанием второстепенных цепей помогают выделить вспомогательные электрические цепи, участки с отдельной защитой.

Основные понятия

Чтобы понять, по какому принципу работает то или иное устройство, знающий человек может просто посмотреть на его электрическую схему

При этом достаточно важно учитывать несколько основных нюансов, которые помогут даже новичку детально прочитать подобные чертежи

Конечно, ни одно устройство не может нормально работать без тока, поступающего через внутренние проводники. Эти пути обозначаются тонкими линиями, цвет которых выбирается в соответствии с реальным цветом проводов.

В том случае, если в электрическую схему входит достаточно большое количество элементов, трасса на ней отображается в виде разрывов и отрезков, при этом в обязательном порядке должны указываться места их подключения или соединения.

Помимо этого, номера, которые указываются на узлах, также должны полностью соответствовать реальным цифрам, так как читать электрические схемы (обозначения) в противном случае будет бессмысленно. Числа, указанные в кружках, определяют места соединений «минуса» с проводами, в то время как обозначение токоведущих дорожек делает более простым поиск элементов, находящихся на разных схемах. Комбинации букв и цифр полностью соответствуют разъемным соединениям, при этом существует достаточно большое количество специализированных таблиц, при помощи которых можно достаточно просто идентифицировать элементы любой электроцепи. Такие таблицы достаточно просто найти не только в интернете, но и в разных пособиях для специалистов. В общем, разобраться в том, как правильно читать принципиальные электрические схемы, не так сложно. Главное в этом — разобраться с функциональностью различных элементов, а также уметь правильно следить за цифрами.

Чтобы понять, как правильно читать автомобильные электрические схемы, нужно не только детально разбираться в условных обозначениях различных компонентов, но и при этом хорошо представлять себе то, каким образом осуществляется их формирование в блоки. Чтобы вы могли разобраться в особенностях взаимодействия между несколькими элементами электронного устройства, стоит научиться определять, как осуществляются прохождение и преобразование сигнала. Далее мы рассмотрим, как читать электрические схемы. Для новичков инструкция такова:

Первоначально нужно ознакомиться со схемой выделения цепей питания. В преимущественном большинстве случаев места, в которые подается питающее напряжение на каскады прибора, располагаются ближе к верхней части схемы. Питание непосредственно подается на нагрузку, после чего переходит на анод электронной лампы или же непосредственно в коллекторную цепь транзистора. Вам стоит определить место объединения электрода с выводом нагрузки, так как в данном месте усиленный сигнал полностью снимается с каскада.
Установите входные цепи на каждом каскаде. Вам следует выделить основной управляющий элемент, после чего детально изучить вспомогательные, которые к нему прилегают.
Отыщите конденсаторы, расположенные около входа каскада, а также на его выходе. Данные элементы являются чрезвычайно важными в процессе усиления переменного напряжения. Конденсаторы не являются рассчитанными на прохождение через них постоянного тока, вследствие чего значение входного сопротивления следующего блока не будет иметь возможности вывести каскад из стабильного состояния по постоянному току.
Начинайте изучать те каскады, которые используются для усиления определенного сигнала по постоянному току. Всевозможные элементы, формирующие напряжение, объединяются между собой без конденсаторов. В преимущественном большинстве случаев такие каскады работают в аналоговом режиме.
Определяется точная последовательность каскадов для того, чтобы установить направление прохождение сигнала

Особенное внимание в данном случае нужно будет уделить детекторам, а также всевозможным преобразователям частоты. Также вам следует определить, какие каскады подключены параллельно, а какие — последовательно

При использовании параллельного объединения каскадов несколько сигналов будут обрабатываться абсолютно независимо друг от друга.
Помимо того что вы разберетесь, как научиться читать электрические принципиальные схемы, вам следует также разобраться в приложенных к ним схемах соединения, которые принято называть монтажными. Особенности компоновки различных компонентов электронного прибора помогут вам понять, какие блоки в данной системе являются основными. Помимо всего прочего, монтажная схема позволяет проще определить центральный компонент системы, а также понять, как он взаимодействует с вспомогательными системами, так как читать автомобильные электрические схемы без этих значений затруднительно.

Программы которые можно использовать для составления СПОЗУ

Для самостоятельной работы с программами, потребуется:

  1. Отсканировать схему участкав хорошем качестве;
  2. Сохранить фотографию на компьютере;
  3. Начертить схему будущего дома (объекта);
  4. Сделать разметку параметров объекта (расстояния отступов от внешних границ, от контура);
  5. Рассчитать все технико-экономические объекта;
  6. Указать, кто изготовил СПОЗУ, поставить дату и свою подпись.

Для составления схемы своими руками, можно использовать следующие программы:

AutoCAD

Самая распространенная программа для составления схемы. Программа проста в освоении и дает возможность учесть все изломы объекта, точно нанести координаты всех поворотных точек, а также учесть особенности рельефа земельного участка. Программа является платной, но есть триал версия на 30 дней, чего должно хватить для составления плана.

3D Max

Программа для продвинутых пользователей и профессионалов. Использвется инженерами и профессиональными архитекторами для моделирования объектов в трехмерном пространстве. Программа является платной, но есть триал версия на 30 дней, чего должно хватить для составления плана.

Графический редактор Paint

Программа Paint — самый простой вариант составления СПОЗУ своими руками. Не требует ни каких лиценций и особых навыков.

Что они содержат?

Специализированное сопротивление, изменяющее ток электридвигателя печки, и, соответственно, скорость обдува.
Эти трассы обозначаются тонкими линиями, причем цвет их должен соответствовать реальному цвету проводов.
Обычно встраивается в его механизм. Входные цепи Зачастую для тех людей, которые приблизительно понимают, как читать электрические схемы автомобиля, входные цепи каскада не требуют никаких пояснений.
Также необходимость разбираться в работе той или иной схемы для авто может возникнуть у тех владельцев машин, которые желают внести коррективы в работу системы. Элементы, подсоединённые к одному напряжению цепи, называются ветвью

Особенное внимание в данном случае нужно будет уделить детекторам, а также всевозможным преобразователям частоты. Бесконтактные датчики более надежны, но привередливы к напряжению бортовой сети.
Находят в справочнике, чему оно соответствует, и узнают всю возможную информацию об элементе

Электросхема — это специализированное графическое изображение, на котором демонстрируются пиктограммы различных элементов, находящихся в определенном порядке в цепи, а также связанных между собой параллельно или же последовательно.

Однако если речь идет о какой-либо элементарной неисправности либо же нужно подключить , ЭБУ, фары, габаритные огни и прочее, то сделать это самостоятельно вполне реально

В этом случае также важно понять, как научиться читать схемы электрические, потому что в преимущественном большинстве случаев их обязательно прилагают практически к каждому устройству

К примеру, сегодня многие отечественные водители производят тюнинг транспортных средств своими руками различными способами. Всевозможные однотипные блоки или же компоненты схемы нужно будет изобразить посредством копирования представленных элементов, внося уже потом нужные дополнения и правки. В самом худшем варианте показания спидометра будут врать, либо спидометр не будет показывать скорость автомобиля. Помимо этого, понимать работу схемы нужно и в случае, если вы решите самостоятельно установить противоугонную установку. Естественно, если произошли более сложные проблемы в работе сети и оборудования, то выявить их самостоятельно без опыта вряд ли получится.

Прикуриватель, выведенный в салон. Определите единицу измерения, в которой будет чертиться электрическая схема, а также необходимый масштаб изображения. При этом стоит отметить тот факт, что любой такой чертеж не демонстрирует реальное местонахождение тех или иных элементов, а используется только для того, чтобы указать их связь друг с другом.
Автоэлектрика. Условные обозначения

Что такое электрическая схема

Это графическое изображение, где указаны все электронные элементы, связанные между собой проводниками. Поэтому знание электрических цепочек – это залог правильно собранного электронного прибора. А, значит, основная задача сборщика – это знать, как на схеме обозначаются электронные компоненты, какими графическими значками и дополнительными буквенными или цифровыми значениями.

Все принципиальные электрические схемы состоят из электронных элементов, которые имеют условное графическое обозначение, короче УЗО. Для примера дадим несколько самых простых элементов, которые в графическом исполнении очень похожи на оригинал. Вот так обозначается резистор:


Резистор

Как видите, очень похоже на оригинал. А вот так обозначается динамик:

Динамик

То же большое сходство. То есть, существуют некоторые позиции, которые сразу же можно опознать. И это очень удобно. Но есть и совершенно непохожие позиции, которые или надо запомнить, или надо знать их конструкции, чтобы легко определять на принципиальной схеме. К примеру, конденсатор на рисунке снизу.

Конденсатор

Тот, кто давно разбирается в электротехнике, то знает, что конденсатор – это две пластинки, между которыми размещен диэлектрик. Поэтому в графическом изображении был и выбран этот значок, он в точности повторяет конструкцию самого элемента.

Самые сложные значки у полупроводниковых элементов. Давайте рассмотрим транзистор. Необходимо отметить, что у этого прибора три выхода: эмиттер, база и коллектор. Но и это еще не все. У биполярных транзисторов встречаются две структуры: «n – p – n» и «p – n – p». Поэтому и на схеме они обозначаются по-разному:

Транзистор

Как видите, транзистор по своему изображению на него-то и не похож. Хотя, если знать структуру самого элемента, то можно сообразить, что это именно он и есть.

Простые схемы для начинающих, зная несколько значков, можно читать без проблем. Но практика показывает, что простыми электросхемами в современных электронных приборах практически не обходятся. Так что придется учить все, что касается принципиальных схем. А, значит, необходимо разобраться не только со значками, но и с буквенными и цифровыми обозначениями.

Что обозначают буквы и цифры

Все цифры и буквы на схемах являются дополнительной информацией, это опять-таки к вопросу, как правильно читать электросхемы? Начнем с букв. Рядом с каждым УЗО всегда проставляется латинская буква. По сути, это буквенное обозначение элемента.

Это сделано специально, чтобы при описании схемы или устройства электронного прибора, можно было бы обозначать его детали. То есть, не писать, что это резистор или конденсатор, а ставить условное обозначение. Это и проще, и удобнее.

Теперь цифровое обозначение. Понятно, что в любой электронной схеме всегда найдутся элементы одного значения, то есть, однотипных. Поэтому каждую такую деталь пронумеровывают. И вся эта цифровая нумерация идет от верхнего левого угла схемы, затем вниз, далее вверх и опять вниз.

И последнее. Все электронные элементы имеют определенные свои параметры. Их обычно также прописывают рядом со значком или выносят в отдельную таблицу. К примеру, рядом с конденсатором может быть указана его номинальная емкость в микро- или пикофарадах, а также номинальное его напряжение (если такая необходимость возникает).

Вообще, все, что связано с полупроводниковыми деталями должно обязательно дополняться информацией. Это не только упрощает чтение схемы, но и позволяет не ошибиться при выборе самого элемента в процессе сборки.

Иногда цифровые обозначения на электросхемах отсутствуют. Что это значит? К примеру, взять резистор. Это говорит о том, что в данной электрической схеме показатель его мощности не имеет значения. То есть, можно установить даже самый маломощный вариант, который выдержит нагрузки схемы, потому что в ней течет ток малой силы.

И еще несколько обозначений. Проводники графически обозначаются прямой непрерывной линией, места пайки точкой. Но учтите, что точка ставиться только в том месте, где соединяются три или более проводников.

Нормативная база

Для облегчения чтения и ориентира применяются документы ГОСТ.

Номер Значение
21.614 Изображения графические электрооборудования и проводок в оригинале
2-755-87 Обозначения условные графические в схемах. Устройства коммутационные и контактные соединения
2.279-68 Обозначения условные графические в схемах. Приборы электроизмерительные
2-702-2011 Правила выполнения электрических схем
2.273-68 Обозначения условные графические в схемах. Катушки индуктивности, дроссели, трансформаторы, автотрансформаторы и магнитные усилители

Требования к структуре сайта

Кем формируются требования к содержанию и структуре сайта? Разумеется, поисковыми системами. Ведь вебмастера всегда стараются подстроиться именно под них. Хотя не стоит забывать, что интернет-площадки в первую очередь создаются для пользователей, а не для роботов.

Чтобы проанализировать структуру ресурса, поисковики оценивают его URL. Строго говоря, его конструкция – это и есть схема URL. Но в разговоре проще не использовать аббревиатуру URL.

Давайте посмотрим, какие же требования поисковые системы выдвигают к структуре организации сайта.

«Яндекс»

С подробным описанием всех требований «Яндекса» можно ознакомиться в разделе «поддержка» на сайте поисковика. Здесь же мы перечислим лишь самые важные пункты:

  1. Корректность symlink-ов – при переходе по интернет-ресурсу не должны добавляться аналогичные URL (например: example.com/vasya/vasya/vasya/vasya/).
  2. Четкая схема ссылок. Каждая запись должна относиться к соответствующему блоку (категории, разделу). На каждую страницу должна ссылаться хотя бы одна другая.
  3. Наличие текстовых ссылок на другие записи (разделы). Поисковику так проще анализировать контент.
  4. Наличие карты ресурса (xml-карты), которая ускоряет его индексацию.
  5. Единственный и уникальный URL-адрес для каждой записи. На разные записи должны вести разные URL, и наоборот – одна запись должна иметь единственный адрес.
  6. Ограничение индексирования служебной информации (наличие файла robots.txt).

Как мы видим, «Яндекс» предъявляет немало критериев и требований как к схеме ресурса, так и к нему самом. Но это официальная информация, так что придется подстраиваться.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

  • Разработка веб-сайтов: способы, инструменты и проблемы
  • Внутренняя оптимизация сайта: пошаговый разбор
  • Разработка дизайна сайта: от выбора стиля до получения макета

«Google»

Его рекомендации достаточно просты и понятны. Они умещаются всего в один абзац:

  • Избегать чересчур сложных и длинных url-адресов.
  • Создавать простую структуру официального сайта.
  • Использовать некоторые знаки пунктуации в url (в частности дефис «-«).
  • Создавать понятную логическую схему url-адресов.
  • Использовать не идентификаторы, а слова.

Для чего нужно уметь читать электрические схемы?

К сожалению, не многие из нас готовы прямо сходу пойти и купить новый автомобиль с салона. Автомобиль, как заявляли производители, выпускается с года, поэтому со временем возможны некоторые изменения в электрических цепях проводки.

Зачем они нужны? Она только показывает, как все потребители и источники энергии связаны. Найти приборы системы на схеме и на автомобиле и изучить порядок соединения приборов между собой.

При этом следует учитывать, что в одной схеме может присутствовать одновременно несколько параллельных каскадных цепочек, обрабатывающих несколько сигналов абсолютно независимо друг от друга. Включают предохранитель замыкают контакты нажатием кнопки.

Модели будем описывать не новые, для простоты понимания. Зачем разбираться в электросхемах?

Зачем разбираться в электросхемах?

Поэтому если кому нужны только схемы, то вы попали по адресу. Данное утверждение применительно только к этой схеме. Например, нужно проверить цепь ламп стоп-сигнала на автомобиле ВАЗ Через амперметр проходит только разрядный и зарядный ток аккумуляторной батареи.

Вместо неисправного реле можно оставить перемычку, но следует учитывать, что в этом случае будут перегружены контакты переключателя фар, что вызовет их окисление. В связи с широким применением электроники на автомобилях большое распространение получили плавкие предохранители, которые устанавливаются в отдельных колодках или блоках. При этом вам следует учесть, что дополнительные элементы, расположенные вокруг управляющего электрода активного компонента, являются гораздо более важными, чем это может показаться на первый взгляд. Без его регулировки или при его поломки автомобиль может перестать заводиться. Особенно это актуально для владельцев машин с прицепом, потому что нередко случаются самые разные проблемы с его подключением.

Виды электросхем

Электросхема транспортного средства с обозначением всех элементов должна находиться в сервисной книжке к автомобилю. Особенно это актуально для владельцев машин с прицепом, потому что нередко случаются самые разные проблемы с его подключением. Базы данных по автомобилям. Mitchell, Alldata, ELSA, Autodata, TIS и пр.

Основные понятия

Чтобы понять, по какому принципу работает то или иное устройство, знающий человек может просто посмотреть на его электрическую схему

При этом достаточно важно учитывать несколько основных нюансов, которые помогут даже новичку детально прочитать подобные чертежи

Конечно, ни одно устройство не может нормально работать без тока, поступающего через внутренние проводники. Эти пути обозначаются тонкими линиями, цвет которых выбирается в соответствии с реальным цветом проводов.

В том случае, если в электрическую схему входит достаточно большое количество элементов, трасса на ней отображается в виде разрывов и отрезков, при этом в обязательном порядке должны указываться места их подключения или соединения.

Помимо этого, номера, которые указываются на узлах, также должны полностью соответствовать реальным цифрам, так как читать электрические схемы (обозначения) в противном случае будет бессмысленно. Числа, указанные в кружках, определяют места соединений «минуса» с проводами, в то время как обозначение токоведущих дорожек делает более простым поиск элементов, находящихся на разных схемах. Комбинации букв и цифр полностью соответствуют разъемным соединениям, при этом существует достаточно большое количество специализированных таблиц, при помощи которых можно достаточно просто идентифицировать элементы любой электроцепи. Такие таблицы достаточно просто найти не только в интернете, но и в разных пособиях для специалистов. В общем, разобраться в том, как правильно читать принципиальные электрические схемы, не так сложно. Главное в этом — разобраться с функциональностью различных элементов, а также уметь правильно следить за цифрами.

Чтобы понять, как правильно читать автомобильные электрические схемы, нужно не только детально разбираться в условных обозначениях различных компонентов, но и при этом хорошо представлять себе то, каким образом осуществляется их формирование в блоки. Чтобы вы могли разобраться в особенностях взаимодействия между несколькими элементами электронного устройства, стоит научиться определять, как осуществляются прохождение и преобразование сигнала. Далее мы рассмотрим, как читать электрические схемы. Для новичков инструкция такова:

Первоначально нужно ознакомиться со схемой выделения цепей питания. В преимущественном большинстве случаев места, в которые подается питающее напряжение на каскады прибора, располагаются ближе к верхней части схемы. Питание непосредственно подается на нагрузку, после чего переходит на анод электронной лампы или же непосредственно в коллекторную цепь транзистора. Вам стоит определить место объединения электрода с выводом нагрузки, так как в данном месте усиленный сигнал полностью снимается с каскада.
Установите входные цепи на каждом каскаде. Вам следует выделить основной управляющий элемент, после чего детально изучить вспомогательные, которые к нему прилегают.
Отыщите конденсаторы, расположенные около входа каскада, а также на его выходе. Данные элементы являются чрезвычайно важными в процессе усиления переменного напряжения. Конденсаторы не являются рассчитанными на прохождение через них постоянного тока, вследствие чего значение входного сопротивления следующего блока не будет иметь возможности вывести каскад из стабильного состояния по постоянному току.
Начинайте изучать те каскады, которые используются для усиления определенного сигнала по постоянному току. Всевозможные элементы, формирующие напряжение, объединяются между собой без конденсаторов. В преимущественном большинстве случаев такие каскады работают в аналоговом режиме.
Определяется точная последовательность каскадов для того, чтобы установить направление прохождение сигнала

Особенное внимание в данном случае нужно будет уделить детекторам, а также всевозможным преобразователям частоты. Также вам следует определить, какие каскады подключены параллельно, а какие — последовательно

При использовании параллельного объединения каскадов несколько сигналов будут обрабатываться абсолютно независимо друг от друга.
Помимо того что вы разберетесь, как научиться читать электрические принципиальные схемы, вам следует также разобраться в приложенных к ним схемах соединения, которые принято называть монтажными. Особенности компоновки различных компонентов электронного прибора помогут вам понять, какие блоки в данной системе являются основными. Помимо всего прочего, монтажная схема позволяет проще определить центральный компонент системы, а также понять, как он взаимодействует с вспомогательными системами, так как читать автомобильные электрические схемы без этих значений затруднительно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *