Какое топливо используется для газобаллонных автомобилей

Пропан-бутан или метан

Газобаллонное оборудование, работающее на пропан-бутановой смеси (сжиженном газе) несколько отличается от ГБО, которое рассчитано на метан (природный газ). В основном все отличие заключается в баллонах – для метана требуется высокое давление, и газ хранится под давлением 200 атмосфер, для пропана (так для простоты называют пропан-бутановую смесь) требуется давление 15 атмосфер.

Пропан имеет преимущества:

  • для сжиженного газа требуется более компактные баллоны, они не так много весят, не столько занимают места;
  • пропановые заправки более распространены, и встречаются чаще;
  • пропан имеет не такой резкий запах; установка газобаллонного оборудования обходится дешевле.

Свои плюсы есть и у природного газа, и они достаточно существенные:

  • метан — более летучая фракция, при утечке легко испаряется, поэтому эксплуатировать автомобиль на природном газе гораздо безопаснее;
  • метан стоит дешевле пропана, и если авто эксплуатируется постоянно, работа на этом газу становится более выгодной.

У метана есть еще одно неоспоримое преимущество, из-за которого перевести автомобильный природный газ будет очень выгодно. Если заправка будет осуществляться от бытовой сети, стоимость горючего обойдется еще дешевле.

Любое газобаллонное оборудование должно проходить плановое техобслуживание один раз в год, где выполняется:

  • проверка на утечку глаза;
  • замена фильтрующих элементов.

Также должна проводиться проверка состояния газовых баллонов:

  • металлических емкостей – один раз в пять лет;
  • металлопластиковых – раз в три года.

Сравнение двух видов топлива

Между газами существуют солидные различия. Это касается хранения и эксплуатации (пользования). Применимо к автотранспорту:

  • Метан – экологически чистый природный газ, добывается в месторождениях из недр земли. Автомобили с метановым ГБО маркируются — CNG (Compressed Natural Gas) сжатый природный газ или КПГ (компримированный);
  • Пропан-бутан – смесь двух газов, получаемая при деятельности нефтяной промышленности. Маркировка LPG (Liquified Petroleum Gas) или СНГ (сжиженный нефтяной газ).

Хранение и перевозка метана как автомобильного топлива осуществляется под давлением 200-250 атмосфер (измеряется кубическими метрами), пропан-бутана 14-18 атм. (в литрах). Оба вида горючего широко применяются на легковых авто, грузовых, пассажирских и сельхозтехнике. В двигателях внутреннего сгорания бензиновых, дизельных (газодизель), газовых.

Рассмотрим основные плюсы и минусы авто на метане и пропане, в таких показателях как:

  1. Цена и конструктивная разница между газовым оборудованием.
  2. Финансово экономические выгоды.
  3. Характеристики мотора.
  4. Безопасность.
  5. Наличие заправочных станций.
  6. Вопросы, касающиеся экологии.

Отличия ГБО метан от пропанового

Стоимость и установка газобаллонного оборудования работающего на пропане обойдётся дешевле, нежели монтаж ГБО на метане. Цифры впечатляющие, разница в цене может составить колоссальный разрыв. Например пропановая газовая установка 4 поколения на легковое авто в среднем может стоить от 25-35 тыс. рублей. Аналогичное метановое оборудование на тот же автомобиль обойдётся в самом дешёвом варианте от 60 тысяч рублей. С коммерческим транспортом всё ещё сложнее.

Основной вклад в отличие вносит цена на газовые баллоны и их установку. А если этот факт применить к мощным машинам или грузовым, где ставят не один и не два баллона, то переоборудование обойдётся в круглую сумму.

Так как газ метан сжимается под большим давлением, для его транспортировки требуются толстостенные, тяжёлые ёмкости. К тому же метановые сосуды имеют только цилиндрическую форму, что может затруднить выбор места под установку и занять полезный объём багажного отделения. В отношении массы есть альтернативное решение – композитные баллоны разных размеров, но цена их слишком велика (к примеру, сосуд на 80 литров будет стоить от 35 000 рублей в комплекте с запорной арматурой и крепежом).

Пропан в этом плане выгоднее – существует огромный выбор относительно лёгких, дешёвых тороидальных (в нишу запасного колеса) или цилиндрических баллонов.

Также отличаются газовый редуктор, топливные магистрали (для метана ставят металлические с защитным покрытием, опять же из-за давления). В пропановом ГБО применяется медь или пластик. С КПГ редуктором ставится манометр для контроля давления и как опция, электронный датчик с выводом индикации в салон — топливомер газа.

Своё заправочное устройство у метанового оборудования. В остальном газовые системы схожи.

Расход газа и окупаемость

Сравнивая и выбирая, какое ГБО поставить на автомобиль, метан или пропан, в первую очередь считают срок окупаемости оборудования.

По понятным причинам просчёт точной экономики, в рамках данной статьи, сделать сложно (скачки цен на топливо и оборудование, особенности ТС, амортизация). Поэтому произведём усреднённый расчёт, где каждый, зная параметры своей машины, может подставить их, получив более конкретные цифры.

  • цена бензина 43 руб., пропана 20 руб., метана 17 руб.;
  • пробег за месяц 3000 км.;
  • автомобиль (ДВС 4 цилиндра, бензин, расход бензина на 100 км пробега 10 л. – 12900 рублей за месяц);
  • стоимость ГБО: пропан 30 000 руб., метан 60 000 руб.

Считается, что расход пропан-бутана по отношению к бензину выше на 10-35%. Возьмём максимальное значение – 35%, таким образом, коэффициент потребления относительно бензина составит 1,35. Получается, что на пропане расход на сотню составит 13,5 литров. В месяц 405 л. газа – 8100 руб. Выгода 37% или 4800 рублей.

Безопасность пропана и метана

Среди моторного топлива самый высокий класс пожарной безопасности 4 – у метана. У пропан-бутана класс 2 (чем меньше, тем опасней), у бензина 3. Метан легче воздуха, поэтому быстро улетучивается. Взрывоопасная концентрация пропана в воздухе составляет 2-9% от объема.

На пропановые баллоны в обязательном порядке согласно Правилам ЕЭК ООН №67(01) ставится мультиклапан безопасности со скоростным, пожарным и запорным электромагнитным клапанами, отвечающий за прекращение подачи газа при неработающем двигателе.


Тороидальный баллон пропан под днищем Лады Ларгус

На метановые баллоны согласно Правилам ЕЭК ООН №110 ставится вентиль безопасности с клапанами сброса давления. В состав любого газа включает одорант, для индикации его утечки, в случае появления в салоне запаха газа необходимо переключиться на бензин и ехать на диагностику в ГБО-сервис.


Баллон метан в багажнике Лады Ларгус

Метан

Плотность этого природного газа в тысячу раз меньше, чем плотность бензина. Поэтому, если после установки ГБО заправлять авто при атмосферном давлении природным газом, то для того, чтобы получить объем газа равный объему бензина, то понадобиться бак не на 20 литров, а на 20 тысяч литров. Чтобы этого не было, метан сжимают до 200-250 атмосфер и заправляют в специальные баллоны, которые и устанавливают в машинах. Октановое число 110. После установки ГБО немногие водители делают выбор в пользу метана. Что странно, поскольку природный газ обладает большим количеством достоинств.

Во-первых, это самый экологически безопасный вид автомобильного топлива из всех представленных на современном рынке. Продукты полного сгорания метана абсолютно безопасны — это вода и углекислый газ.

Во-вторых, природный газ — один из самых дешевых видов топлива. Его использование сулит автомобилистам существенную экономию. Как показывают исследования, средняя стоимость метана в три раза ниже, чем стоимость А 95/98 бензина, в 2,5 раза ниже, чем цена дизтоплива и в 1,8 раз меньше, чем стоимость пропана.

В-третьих, метан гораздо легче воздуха, так что даже в случае его утечки, он быстро улетучивается. Нижний предел концентрации метана в воздухе, могущий привести к возгоранию, 5% (для сравнения, у пропана 2%). Что же касается расхода топлива, то вместо 1 литра бензина необходим 1 кубический метр природного газа.

Однако, не стоит думать, что метан — это самый идеальный вариант в качестве топлива. Если бы это было так, то все бы уже давно ездили на природном газе и горя не знали. Среди недостатков метана стоит отметить короткий пробег на одной заправке. Иными словами, заправив 60 литров природного газа, вы сможете проехать гораздо меньше, чем на 60 литрах бензина или пропана. Более того, сама метановая установка ГБО занимает много места в багажнике. А есть заправочных станций, где можно пополнить запасы метана, в нашей стране, да и в СНГ в целом, не слишком то и развита.

Правила продажи и доставки газа пропан-бутан

Российские правила работы с горючими газами в баллонах гораздо строже европейских или американских: нельзя как, к примеру, в других странах, реализовать и обменивать газовые баллоны возле крупных промышленных и торговых центров.

По данным компаний, специализирующихся на продаже пропан-бутана, основные потребители их газа в баллонах — строители и дачники, хотя есть и постоянные покупатели с более экзотическим родом занятий, например воздухоплаватели тепловых аэростатов. Помимо традиционных газовых плит пропан-бутан или СУГ используется в различных строительных горелках и тепловых пушках. Одно из самых перспективных направлений – пропан-бутановые системы, позволяющие отапливать загородные дома, не имеющие подключения к магистральному газу.

Поскольку пропан-бутан — взрывоопасное и горючее вещество, в отношении его хранения и перевозки действует ряд строгих ограничений, что заставляет компании находить достаточно отдаленные от потребителей места базирования, приобретать особый транспорт с допуском к перевозке опасных грузов, регистрируя его в ГИБДД и согласовывая с МЧС время и маршруты передвижения.

Доставка пропан-бутана на газовую заправку совершается в автоприцепах-цистернах с баз хранения, куда доставляется, как правило, ж/д транспортом. На заправке сжиженный газ пропан-бутан перекачивают в емкости хранения.

Преимущества ГБО на пропан бутане

Пропан, используемый в качестве основного топлива в ГБО, на самом деле является смесью трех газов: пропана, бутана и этана. В баллоне такая смесь хранится в сжиженном состоянии, под давлением, составляющим от 10 до 15 атмосфер. Благодаря низкому давлению, баллоны, используемые в качестве емкостей для хранения, не имеют толстых стенок и весят не очень много. Кроме этого, низкое давление позволяет использовать баллоны тороидальной формы, благодаря чему их можно поместить в нишу, используемую для хранения запасного колеса. Из плюсов, характерных для ГБО, работающих на пропане, можно выделить следующие вещи:

  • оборудование для автомобилей, использующих в качестве рабочего топлива пропан, значительно дешевле, чем газовое оборудование на метане. На некоторые модели разница в цене может достигать до 60 %;
  • большое количество фирм, осуществляющих установку, ремонт и гарантийное обслуживание ГБО на пропане;
  • низкое давление, необходимое для хранения газа в баллоне, позволяет использовать более легкое и компактное оборудование. Это позволяет экономить много места и меньше нагружает транспортное средство;
  • снижение мощности двигателя, при работе на пропане, происходит всего лишь на 5-10 %, что порой практически не ощущается даже при движении по трассе;
  • большое количество заправок, по сравнению с метаном;
  • оборудование имеет больший запас прочности и рабочий ресурс.

Есть у систем ГБО на пропане и свои минусы. Вот их перечень:

  • цена. Данный показатель у метана, пусть и не намного, но меньше. Так, например, если литр пропана будет стоить 18-19 рублей, то метан – в районе 15;
  • Опаснее, чем метан. Более взрывоопасен и, благодаря сжиженному состоянию, в котором он хранится в баллоне, его испарение, в случае утечки, будет происходить медленнее, чем у метана. Это вынуждает водителя чаще проверять оборудование.

Как вы видите, ГБО на пропане имеет массу плюсов, что определяет его лидирующее положение на рынке газового оборудования для автомобилей.

Когда все окупиться?

Чтобы понять, стоит ли тратить средства на переоборудование автомобиля, проведем ряд простых расчетов. Для вычисления берем пять машин марки Газель при условии, что каждое авто проходит в сутки 250 километров.

Цена станции для заправки (с давлением 10 «кубов» в час) — порядка 3000 долларов. Эту сумму требуется разделить на число машин и получить расходы на одно авто — 600 долларов.

Сюда же стоит прибавить стоимость ГБО — 400-500 долларов. Итого — 1000 долларов США на одну машину.

Газель в среднем расходует 18 литров на сотню. Что касается голубого топлива, то здесь расход почти такой же.

Один «куб» метана в России стоит 15 рублей или где-то 23 цента. Получается, что на 100 км пути затраты составляют 4,14 доллара.

Если путешествовать на бензине, то расходы в два раза больше. Один литр стоит где-то 34 рубля — 50 центов. Соответственно, на 100 км потребуется 9 долларов.

На каждой сотне километров экономия составляет почти пять долларов.

Для окупаемости оборудования машина должна пройти 20 тысяч километров.

Если учесть, что в сумме пять машин проходит 1250 километров, то затраты отобьются быстро — через 80 рабочих дней. Чем больше суточный пробег, тем быстрее наступает окупаемость.

Вопрос установки ГБУ стоит особенно остро, если расход автомобиля составляет 25-30 литров на «сотню». В такой ситуации затраты на оборудование окупятся уже через 50-60 дней.

Метан, пропан и бутан

Пропан-бутановое топливо — сжиженная газовая смесь, метановое горючее — сжатая субстанция. Два вида газового горючего имеют различия по составу, особенностям и специфике применения.

Углеводородный газ пропан имеет органическое происхождение. Является продуктом переработки нефтепродуктов либо выделенным компонентом природного газа.

Каким газом заправляют автомобили? Существуют две марки газовых смесей:

Потребительские свойства пропановому горючему придают следующим образом:

Таким образом, в состав горючего входят пропан и бутан разница у которых заключается в том, что первый — зимний газ, второй — летний.

Сжиженный бутан не работает на морозе. Чистому «зимнему» пропану противопоказано лето, высокая температура повысит давление в газовом баллоне.

По госту содержание бутана в топливной газовой смеси не должно быть более 60%, для северных регионов и зимой доля пропана не должна быть ниже 75%. Такая газообразная субстанция хорошо ведёт себя в цилиндрах двигателя автомобиля.

C3H8 тяжелее воздуха, становится взрывоопасным, вредным для человека, если концентрация превышает 2,1%.

Сжиженный нефтяной газ сохраняет газообразные свойства при нормальном температурном режиме, любом давлении. Тот факт, что пропан-бутан может сжижаться, позволяет загружать в автомобиль большие объёмы топлива, значительно увеличивая запас хода. Пропан авто не повредит, если будет высокого качества.

Метан газ — это углеводород, легче воздуха, практически не растворим в воде. Добывают газ из недр земли.

Чтобы попасть к потребителю, CH4 проходит несколько технологических этапов:

В качественном компримированном метане не менее 90% природного газа.

почему в смеси по ГОСТу всё же присутствует бутан

Спросите: почему в смеси по ГОСТу всё же присутствует бутан? Да потому, что это выгодно вам самим, т.к. бутан стоит значительно дешевле пропана, а значит и смесь СПБТ значительно дешевле; к тому же при сгорании одинакового с пропаном количества, бутан еще и выделяет на треть больше тепла.

Аналогичная ситуация с процентным выгоранием пропана наблюдается и при подключении к газгольдеру газовых котлов близких к пределу нашей гарантии по кВт., и тем более при большей мощности, чем мы вам гарантировали. А если эти 2 фактора (промерзание грунта и завышенная мощность котла) накладываются, то уже при остатке топлива топлива в 45-55%: котёл у таких “неразумно жадных” хозяев – начнет периодически уходить в отключение из-за малого давления газа.

Вывод: Заправляйтесь заранее. Не подключайте к газопроводам системы автономной газификации котлов большей мощности, чем указано в договоре, чтобы вам не говорили и не обещали. После промерзания грунта с января начинайте заказывать свежий газ уже при остатке не менее 25-30%, и все будет хорошо.

Пропан, бутан и их смеси – самые экологически чистые виды топлива.

СУГ – смесь газов с характерным, неприятным запахом. СУГ – не ядовитый, но не приемлем для дыхания, СУГ – тяжелее воздуха.

Общие преимущества и недостатки газов в топливе

Газовое горючее обладает следующими положительными характеристиками:

  1. Низкой стоимостью по сравнению с бензином. При добыче природного газа производительность труда выше, чем при извлечении из недр нефти и угля.
  2. Экологичностью. Продукты горения содержат минимальное количество токсинов.
  3. Эффективностью при использовании в качестве энергоносителя благодаря высокой температуре, возникающей в процессе горения.
  4. Снижением износа деталей машины благодаря использованию газов вместе с бензином. При сгорании газового топлива на элементах поршневого двигателя остается минимальное количество копоти.

В отличие от бензинового топлива, газы не смывают масло с цилиндров силового агрегата, увеличивая срок их службы. При сгорании они не выделяют сажу, что продлевает время эксплуатации свечей.

Температура возгорания газового горючего выше, чем бензинового. Однако это свойство не ведет к преждевременному износу элементов топливной системы.

Недостатки использования топлива на основе газа:

  1. Высокая стоимость монтажа и ремонта специального оборудования.
  2. Потеря мощности силового агрегата на 18-20%. При монтаже ГБО 4-го поколения снижение мощности не превышает 7%.
  3. Появление запаха при нарушении герметичности элементов газовой системы.
  4. Повышенный износ клапанов и других чувствительных элементов двигателя по причине «сухого» горения топлива.

Метан

Это вещество входит в группу простейших углеводородов. Оно значительно легче, чем воздух, и практически не смешивается с водой. Метан встречается в подземных месторождениях. Там он добывается в чистом виде, после чего фильтруется и дополняется одорантами, придающими веществу запах.

Для использования вещества в качестве топлива его сжимают до 200-250 атмосфер. Средство продается в баллонах высокой прочности. При этом они имеют и внушительный вес. Взрывоопасные свойства метана проявляются при превышении его концентрации в 4,4 %. При этом газ легко уносят потоки воздуха. Потому он способен накапливаться лишь в закрытых помещениях.

При этом для метана нужна довольно дорогостоящая установка

Также важно учитывать, что он способен оказывать на организм человека незначительный наркотический эффект. В бытовых условиях метан встречается в любой газовой плите

Виды газового топлива

Менее распространённые варианты:

Природный газ

Перевозку и хранение жидкого топлива осуществляют в специальных криогенных ёмкостях, которые, по сути, являются термосами. Цистерна объёмом 25 кубометров вмещает 10 тонн СПГ/LNG. Затем у сжиженного природного газа может быть два пути:

Последний пункт является очень перспективным для автомобильного транспорта преимущественно коммерческого направления, из-за скопления в жидком метане огромного количества тепловой энергии при относительно низком давлении в криоёмкости (от 5-16 атм.).

Основные преимущества сжатого метана, как и СПГ – это их экономические и экологические показатели. К тому же природный газ легче воздуха, в этом смысле он менее опасен при утечке чем, например пропан. Однако газы метана являются токсичными (4 класс опасности).

Главным фактором медленного распространения CNG, является отсутствие достаточного количества автозаправочных станций. В настоящее время на территории России насчитывается, порядка 330 АГНКС не считая передвижных заправщиков (ПАГЗ), которые в основном применяются для нужд предприятий.

Техника и инфраструктура под LNG только начинают появляться, поэтому более широкое применение на авто пока имеет КПГ.

Сжиженный нефтяной газ

Ввиду доступности и пониженных требований к конструкции баллонов, ещё большее распространение в качестве газомоторного топлива получил состав пропана (C3H8) с бутаном (C4H10).

Пропан-бутановую смесь выделяют из добытого газоконденсата, а также при извлечении и глубокой переработке нефти. При нефтеперегонке образуется так называемый попутный нефтяной газ (ПНГ), из него отделяют сжиженный углеводородный. Затем происходит разделение СУГ на составляющие компоненты, один из которых — это сжиженный нефтяной газ. Для разных сфер применения СНГ бывает:

Газобаллонные автомобили

Газовые двигатели – двигатели, работающие на газообразных топливах, широко применяются на современном автомобильном транспорте. При этом используется сжиженный нефтяной газ (СНГ), состоящий в основном из пропана и бутана, а также сжатый природный газ (СПГ) метан или компримированный природный газ. Запас сжатого или сжиженного газа хранят в специальных баллонах, поэтому и автомобили, работающие на газе, называют газобаллонными.

Двигатели, работающие на газовом топливе, относятся к тепловым двигателям с принудительным воспламенением рабочей смеси, т. е. используют искровое зажигание, как и бензиновые двигатели, поэтому оценивать достоинства и недостатки газообразного топлива объективнее в сравнении с бензином.

Для дизельных двигателей газовое топливо не получило широкого распространения в силу того, что газ физически не может воспламеняться при той температуре, которую имеет сжатый воздух в цилиндрах дизеля с нормальной степенью сжатия. Просто подвести газ к камерам сгорания недостаточно. Газ не воспламенятся сам по себе от сжатия, так как его температура самовозгорания (460. 480 ˚С) примерно в полтора раза выше чем у дизельного топлива (300. 320 ˚С). Поэтому при переводе дизеля на газ даже теоретически невозможно использовать одно только газовое топливо без принудительного его воспламенения.

Тем не менее, эта проблема оказалась преодолимой, и еще во времена СССР было найдено ее техническое решение: впрыскивать в камеру сгорания совместно газ и дизельное топливо. В частности, такое решение применялось для некоторых моделей автомобилей марки «КАМАЗ». Принцип действия газодизельного двигателя основывался на том, что в цилиндры подается запальная доза дизельного топлива (20%-30%), а остальная порция топлива (70%-80%) замещалась подачей природного газа. При этом выгоднее подавать в цилиндры сначала газ, чтобы он хорошо перемешался с воздухом, а затем впрыснуть запальную порцию дизельного топлива.

Технически любой дизельный двигатель можно переоборудовать для работы с газобаллонным оборудованием — как на нефтяной пропанобутановой смеси, так и на природном метане, без использования запальной порции дизельного топлива. Однако, в отличие от перевода бензиновых двигателей на газ, модернизация дизельного двигателя для работы на одном лишь газовом топливе потребует радикальных изменений штатной системы питания дизеля и использования системы зажигания. Необходимо демонтировать топливную аппаратуру, и вместо нее установить систему зажигания. Форсунки меняются на свечи зажигания, и после этого монтируется газобаллонное оборудование. Газ при помощи дозатора поступает во впускной коллектор и двигатель будет работать на газовом топливе. Конечно же, после таких переделок многие преимущества дизеля теряются.

Требования, предъявляемые к газообразным топливам

Требования, предъявляемые к газовым топливам мало отличаются от требований к другим видам топлива для двигателей:

  • обеспечение хорошего смесеобразования;
  • высокая калорийность горючей смеси;
  • отсутствие коррозии и коррозионных износов;
  • минимальное образование отложений во впускном и выпускном трактах;
  • сохранение качества при хранении и транспортировании;
  • низкая стоимость производства и транспортирования.

Полезные советы

Как видно, если речь идет о коммерческом транспорте, в этом случае поставить метан на авто является более выгодным и даже более безопасным решением. Стоимость метана заметно ниже, чем бензина и даже пропана, а затраты на более дорогую установку такого ГБО быстро окупаются.

Другими словами, газ- метан и установка данного оборудования, например, на ГАЗель, является вполне рациональным решением. Особенно это выгодно, если машина используется для поездок по трассе. При этом для легковых авто метан попросту не нужен.

Например, хотя газовых АЗС сегодня много, на большинстве из них есть только сжиженный пропан. В случае с метаном найти метановую заправку намного сложнее даже в большом городе и, тем более, на трассе.

Причина — для заправки метаном под давлением около 250 атмосфер нужно дорогое и сложное оборудование, на заправку тратится много времени. Мелкие АЗС попросту не готовы ставить такое оборудование. Еще отметим, что на современные двигатели не получится поставить новейшие поколения ГБО 5 или ГБО 6 на метане, тогда как системы ГБО под пропан продолжают активно развиваться.

Также добавим, что в зимнее время заправка газом осуществляется быстрее, чем в условиях высоких температур. Дело в том, что при нагреве давление в баллоне будет увеличено по причине того, что газ расширяется.

Чтобы давление снизилось, можно перед заправкой покачать машину вверх и вниз, стенки баллона немного остынут. Также не следует пытаться заправить полный баллон газа. Как правило, в норме объем должен быть заполнен не полностью, а на 8/10 (с поправкой на расширение при нагреве).

Напоследок отметим, что при использовании ГБО важно периодически проверять и регулярно обслуживать систему (выполнять ТО для ГБО и обслуживание газового оборудования на машине)

Перед началом движения следует обращать внимание на то, не появился ли запах газа в салоне или возле авто, насколько качественно выполнено крепления баллона для газа, оценивать состояние газовых магистралей и т.д

Какой газ предпочтительнее

По статистике, на метане ездят около 20% автомобилистов. Этот газ оптимально подходит для грузового транспорта, спецтехники и автобусов. Монтаж ГБО выполняется быстро, а топливо является безопасным для пассажиров. Однако в небольших городах могут быть проблемы с заправкой баллонов, поскольку сеть АЗГС недостаточно развита.

Большая часть водителей легкового транспорта переходит на пропан. Габариты автомобилей не позволяют устанавливать большие и тяжелые баллоны, которые снижают запас хода.

Окончательный выбор автовладельцы делают самостоятельно, с учетом модели транспортного средства, требований к характеристикам топлива и его расходу.

В чем разница для автомобиля

Газовое топливо не смывает с автомобильных цилиндров масло, как это делает бензин. Таким образом, срок их эксплуатации значительно увеличивается. Также газ не выделяет сажу на свечах в процессе сгорания. Потому срок их службы увеличивается по сравнению с бензиновыми авто. Еще одним плюсом считается отсутствие детонации двигателя при работе на метане или пропане. При этом для рассматриваемых газов характерны определенные отличия.

Отличие ГБО

Стоимость установки газобаллонного оборудования, которое работает на пропане, ниже, нежели ГБО на метане. К примеру, пропановая установка четвертого поколения для легкового автомобиля обойдется в 25-35 тысяч рублей. Аналогичное оборудование на метане для такой же машины будет стоить не меньше 60 тысяч рублей.

Дело в том, что метан сжимают под значительным давлением. Потому для его перевозки нужны тяжелые емкости с толстыми стенками. К тому же метановые емкости обладают исключительно цилиндрической формой. Это усложняет выбор места для установки и занимает весь полезный объем багажника.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Что касается массы, существует альтернативное решение. Для этой цели допустимо применять композитные баллоны различных размеров. Однако они отличаются слишком высокой стоимостью. Так, сосуд емкостью 80 литров обойдется минимум в 35 тысяч рублей.

Пропан в этом отношении считается более выгодным. Так, существует, довольно много легких и дешевых баллонов. Они могут иметь тороидальную или цилиндрическую форму.

Отличия в оборудовании касаются газового редуктора и топливных магистралей. Для метана применяют металлические изделия, которые обладают защитным покрытием. В пропановых установках используют пластик или медь.

Объем топливного баллона

Вес баллона на метане составляет 100 килограммов, на пропане – 40-50. При этом полного баллона пропана хватает на 800-1000 километров, а метана – на 300-400.

Расход газа и окупаемость

Выбирая ГБО для авто, требуется посчитать срок окупаемости установки. После того как оборудование окупится, метан позволяет больше экономить на топливе, нежели пропан.

Температура горения и влияние на двигатель

Температура воспламенения пропана составляет 365-450 градусов. Для метана характерен показатель на уровне 536-600 градусов. Это означает, что риск воспламенения вещества от разогретых деталей авто ниже.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Использование пропана практически не влияет на мощность двигателя. В этом случае потери не превышают 5 %. При использовании метана потери достигают 20-30 %, и это считается весьма значительным показателем. Такой существенный параметр связан с тем, что метан имеет октановое число, достигающее 120. Чтобы уменьшить потери мощности, стоит применять специальные примочки – в частности, вариатор опережения зажигания или разные прошивки двигателя.

Безопасность

В случае утечки пропана концентрация газа наблюдается по низу. С этой точки зрения пожарная опасность вещества выше. При этом метан стремительно растворяется в воздухе.

Если утечка происходит в открытом пространстве, можно не волноваться. Если же это наблюдается в закрытом помещении, есть риск взрыва. Чаще всего это обусловлено отсутствием своевременного контроля установленного оборудования и игнорировании требований относительно переосвидетельствования емкостей.

Доступность заправок

Количество пропановых заправок значительно выше. Оно сопоставимо с бензиновыми станциями. При этом найти метановые заправки бывает проблематично. Их количество в крупных городах обычно не превышает 2-3.

Экологичность

Этот параметр интересует далеко не всех автомобилистов. Тем не менее, в отношении экологии метан практически не вызывает вопросов. Он намного чище пропана, который включает много опасных примесей. При сгорании метана практически не выделяется веществ, которые могут загрязнять среду. В крупных городах этот вопрос становится все актуальнее.

Цена установки

Цены на установку ГБО зависят от нескольких факторов: пропановые или метановые ГБО, их поколение, производитель, класс и возраст автомобиля

Важно! Экономить на установке ГБО в профессиональных сервисных не стоит — от этого будет зависеть ваша безопасность!. Абсолютное большинство сервисных центров (до 90 %) предлагают установить оборудование под газ пропан-бутан

Предлагаются в основном иностранные системы из Италии (Lovato, Tomasetto, BRC), Польши (STAG, Valtek), Франции (Guther), Нидерландов (Prins), Литвы (Tamona) и др. На карбюраторные автомобили (отечественные и иностранные) можно устанавливать ГБО второго поколения (в ценовом эквиваленте это будет составлять от 275 до 300 евро). На инжекторные автомобили с впускным коллектором из металла — ГБО второго и четвертого поколения, с пластиковым коллектором (с 2001 года) — только ГБО 4

Абсолютное большинство сервисных центров (до 90 %) предлагают установить оборудование под газ пропан-бутан. Предлагаются в основном иностранные системы из Италии (Lovato, Tomasetto, BRC), Польши (STAG, Valtek), Франции (Guther), Нидерландов (Prins), Литвы (Tamona) и др. На карбюраторные автомобили (отечественные и иностранные) можно устанавливать ГБО второго поколения (в ценовом эквиваленте это будет составлять от 275 до 300 евро). На инжекторные автомобили с впускным коллектором из металла — ГБО второго и четвертого поколения, с пластиковым коллектором (с 2001 года) — только ГБО 4.

Цена за ГБО четвертого поколения зависит от числа цилиндров и фирмы изготовителя (четыре цилиндра от STAG будет стоить — 300 евро, Lovato — 350, BRC — 620, восемь, соответственно — 640, 940, 1150). В стоимость входит комплектация, установка, гарантия, оформление полного пакета документов. Время установки составляет от 4 до 12 часов. Большинство производителей ГБО метана также иностранные производители. Минимальные цены на установку метанового ГБО 3 поколения (фирма Tartarini (Италия)) начинаются от 586 евро, 4 поколения — 800 евро. Плюс дополнительно около 200 евро на оформление сертификата. Следует учитывать, что 4 поколение ГБО метан в отличие от пропана — последнее и дальше развиваться уже не сможет (в 5 и 6 газ подается жидким, метан — газообразный). Еще одна проблема — в отличии от пропана, установкой метанового оборудования занимается немного предприятий и конкуренция здесь небольшая.Вывод: цена установки метанового ГБО значительно превышает установку аналогичного пропанового оборудования

Важно! Не следует заправлять баллон «До полного!». Необходимо придерживаться правила — заправлять не более 80 % объема

Если на машине стоит отсекатель (мультиклапан), газ автоматически перекроется при достижении заданного давления. Если отсекателя нет — нужно контролировать самостоятельно.

Свойства СУГ

Чтобы понять, зачем смешивают пропан с бутаном, необходимо знать особенности каждого компонента, в том числе их взаимодействие с внешней средой. С точки зрения молекулярного строения они относятся к углеводородным соединениям, которые можно хранить в жидком состоянии, что значительно упрощает транспортировку и эксплуатацию.

Одним из условий образования жидкого газа является высокое давление, поэтому его хранят в специальных резервуарах под давлением 16 бар. Второе условие для перехода углеводородных газов из одного состояния в другое – внешняя температура воздуха. Пропан закипает при -43°С, тогда как преобразование из жидкого в газообразное состояние у бутана происходит при -0,5°С, что является основным отличием данных углеводородов.

Таблица с некоторыми другими свойствами данных газов

Дополнительную информацию о свойствах сжиженного углеводородного газа можно прочитать в статье: пропан-бутан для газгольдера – свойства и особенности применения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *