Как самостоятельно восстановить шипы на шипованной зимней резине
Содержание:
Что необходимо знать до ошиповки
Выбрав подходящие шипы и резину, следует еще раз вернуться к основным правилам, соблюдение которых обеспечит долговечность и безопасность использования зимних колес, ошипованных в кустарных условиях:
Какие шипы лучше выбрать
Основная задача шипов — обеспечить надежное сцепление с дорогой. Максимальная нагрузка ложится на этот элемент зимней покрышки в момент разгона и торможения авто. При движении транспортного средства по трассе или в городе с равномерной скоростью, нагрузка уменьшается, и вновь возрастает при совершении манёвров.
Различные условия эксплуатации авто по-своему сказываются на износ шипов и резины в целом, поэтому, подобрав шипы под свой стиль вождения, можно существенно увеличить срок эксплуатации колес.
Шипы различаются по форме, объему, весу, составу. Каждому параметру соответствует определенное поведение шипа в дорожных условиях.
Корпус шипов может быть изготовлен из:
- мягких сплавов (например, алюминий);
- твердых металлов (железо);
- нематаллических элементов (пластик).
Различные виды шипов для шин
Поскольку шипы испытывают серьезную нагрузку, удерживая на себе вес автомобиля, следует использовать наиболее прочные изделия. Мягкие сплавы металлов или других веществ при агрессивном стиле вождения, скорее всего, потеряют изначальную форму, и уже не будут выполнять свое прямое предназначение.
Немаловажное значение имеет и форма рабочей поверхности шипа. Наиболее распространенными являются следующие типы:
- овальные или круглые;
- квадратные или прямоугольные;
- многоранные.
Несложно представить, что чем больше острых выступающих краев шипа будет врезаться в дорожное полотно, тем лучше будет обеспечено сцепление.
Таким образом, предпочтение стоит отдавать многогранными или остроугольным шипам. Единственный их минус — это возрастание цены, в зависимости от количества граней.
Последнее, на чем стоит заострить внимание при выборе шипа — это его крепление в резину. Оно также имеет различные варианты, в зависимости от которых варьируется степень усадки и прочность получившейся конструкции
Наиболее предпочтительными будут двух- или многофланцевые шипы, основание которых имеет 2 и более расширения, за счет чего и обеспечивается надежность фиксации.
Чем больше фланцевых пазов у шипа, тем надежнее от сидит в покрышке
Существуют и другие параметры, которые определяют длительность срока и качество эксплуатации ошипованной резины, однако они менее значительны вышеприведенных параметров.
Какие шины выбрать для ошиповки
Приняв решение произвести самостоятельную ошиповку, следует серьезно подойти к вопросу выбора покрышек.
Наиболее подходящей станет резина, уже подготовленная заводом к самостоятельной ошиповке, т.е. на ней уже будут иметься технологические отверстия под установку шипа.
Покрышка под ошиповку с отверстиями для шипов
Можно приобрести резину, не подготовленную к шипованию кустарным способом
Здесь основное внимание следует обратить на состав резиновой смеси. По общему правилу нешипованные зимние шины имеют очень мягкую консистенцию, с целью наилучшего сцепления с зимним покрытием
Однако самостоятельно установленный шип в такой покрышке долго держаться не будет, ввиду отсутствия надежного крепления.
Не рекомендовано применять к ошиповке всесезонную резину, ввиду отсутствия надлежащих сцепных качеств при отрицательных температурах. Но, несмотря на этого, состав всесезоной резины имеет более твердую структуру, поэтому шип в ней будет закреплен более прочно, нежели во фрикционной зимней покрышке.
Желательно использовать новую резину, но при ограниченном количестве финансов подойдет и ранее использованная продукция. При этом срок ее ранней эксплуатации не должен превышать 3 года, а остаток протектора — не менее 4 мм.
Какие шины подлежат восстановлению?
Замена шипов актуальна и оправдана при соблюдении следующих условий:
- Покрышка была оснащена шипами в фабричных условиях, то есть на ней имеются все необходимые посадочные отверстия, расположение которых строго продумано и оптимизировано.
- Возраст резины не более пяти лет. По истечении данного срока материал начинает стареть, его свойства изменяются.
- Протектор имеет достаточную глубину, по меньшей мере, 7 миллиметров.
- Отсутствие серьезных механических дефектов и иных повреждений, которые можно определить в ходе визуального осмотра.
Шипы: конструктивные особенности и принципы выбора
Визуально шип представляет собой очень простой металлический элемент, состоящий из корпуса и сердечника, выступающего из него на определенную длину. Корпус сформирован достаточно мягким металлом, сердечник же максимально твердый, что снижает интенсивность механического износа.
Чтобы добиться максимальной прочности фиксации, тело оснащено 2-3 фланцами. Чтобы ремонт-дошиповка своими руками дал необходимый результат, при подборе шипов следует руководствоваться несколькими простыми принципами:
1. В идеале, следует использовать восстановительный комплект, рекомендованный непосредственно производителем. Многие компании выпускают такие наборы, металлические элементы полностью соответствуют заводским оригиналам, что обеспечивает простоту монтажа, а также полное восстановление изначальных технических параметров резины.
2. Если вы эксплуатируете транспортное средство, в основном, в городе, передвигаетесь по асфальту, редко выезжаете на гололед и другие сложные поверхности, то можно сделать выбор в пользу простых шипов с одним фланцем.
3. При регулярных поездках по льду, загородным трассам, которые редко чистятся от наката и спрессованного снега, лучше установить более мощные и надежные металлические элементы с несколькими фланцами.
Посмотрите видео о плюсах и минусах ремонтных шипов:
Механизированные способы
Установка может выполняться и полностью вручную, и при помощи специального инструмента. Начнем разбор со второго варианта.
Самый надежный, быстрый и эффективный инструмент – это пневматический пистолет. Да, стоит он недешево, так что ради одной процедуры покупать его – не самое рациональное решение.
Поспрашивайте у друзей, попробуйте договориться об аренде с автомобильным сервисом – в таком случае экономия окажется внушительной.
Пользоваться пистолетом довольно просто, достаточно придерживаться следующего алгоритма действий:
- накачка колеса;
- установка шипа в специально оборудованный паз на пистолете;
- рабочая часть инструмента плотно прижимается к посадочному отверстию;
- нажимается курок, под большим давлением элемент буквально “влетает” в гнездо и фиксируется.
Альтернативный вариант – шуруповерт (дрель с возможностью работы на низких оборотах), на который установлена особая насадка, приобрести ее можно в автомобильных магазинах.
На этом видео показано, как самостоятельно зашиповать резину в гаражных условиях с помощью дрели:
Ручная методика
Установить ремонтные шипы для зимней резины можно и при помощи самого простого инструмента. В процессе понадобится следующее:
- пассатижи;
- молоток;
- отвертка с диаметром, соответствующим посадочному отверстию для шипа;
- теплая мыльная вода.
Первым делом, покрышку нужно тщательно вымыть, чтобы удалить загрязнения. Далее вся поверхность протектора смачивается водой, чтобы шипы входили в отверстия легче.
Непосредственно перед установкой металлического элемента посадочное гнездо немного расширяется отверткой, а шип также промывается мыльным раствором.
Чтобы шип оказался на нужной глубине, он загоняется в гнездо молотком или пассатижами.
Если диаметр посадочного отверстия слишком большой, оно изношено, из-за чего не обеспечивает надежной фиксации, можно выполнить простой и быстрый ремонт с помощью специального клея. Например, есть хороший клей Loctite 480.
Смотрите видео, где показан самый простой способ ошиповки шин, при помощи отвертки:
Тест на видео — какой клей лучше применить для установки шипов:
Интересное видео, обзор ручного шиповального устройства:
Нормативно-правовая база
При использовании шипованных шин полезно знать нормы, прописанные в нормативно правой документации.
Выделим основные документы:
- АЭ 001-04. Правила эксплуатации автомобильных шин. 2004 год. Главный документ, определяющий особенности применения и обслуживания резины для машин на территории РФ. При разработке учитывались зарубежные и российские нормативно-технические документы.
- ГОСТ Р 53819-19. Автомобильные транспортные средства. Детали крепления колес. Технические требования и методы испытаний. 2010 год. Рассматривается область применения, нормативные ссылки, технические требования, правила приемки и т. д.
- ГОСТ Р 54916-2012. Шины пневматические ошипованные. Основные показатели качества. 2014 год. Стандарт касается пневматической, шипованной и подлежащей шиповке резины.
- ГОСТ Р53818-2010. Автомобильные транспортные средства. Грузы балансировочные колес. Технические требования и методы испытаний. 2011 год. Стандарт разработан во избежание установки колес с дисбалансом.
- ГОСТ 33672-2015. Автомобильные транспортные средства. Шипы противоскольжения. Технические требования и методы испытаний. 2016 год. Здесь рассматривается область применения, технические нормы, правила приемки и т. д.
- Технических регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011. Устанавливаются требования к колесным средствам вне зависимости от места из производства.
При желании можно изучить упомянутые выше документы, но информации в статье достаточно для понимания принципов создания и эксплуатации шипованной резины.
Ошиповка шин — сложный процесс, требующий предварительной подготовки покрышки и применения специального инструмента. При желании работу можно сделать и самостоятельно, но в таком случае появляется вероятность допустить ошибку и повредить резину.
Кроме того, высок риск снижения управляемости, устойчивости и других факторов, влияющих на безопасность движения. Вот почему работу по ошиповке лучше доверять профессионалам.
Ошиповка шин своими руками без пневмопистолета
Как указано выше, ручной способ предполагает усадку шипов с использованием шуроповерта и насадки к нему, а также без применения этого инструмента. В любом случае начальный этап будет выглядеть примерно идентично.
Если шины не имеют технологических отверстий, их необходимо сделать с помощью шила (не рекомендовано), либо с использованием дрели с фиксатором глубины. Сверло нужно подобрать диаметром несколько меньше, чем основание шипа. Все отверстия должны быть одинаковы по глубине и соответствовать длине шипов. Например, если шипы длиной 9 мм, то и глубина отверстия должна быть 8-9 мм. При необходимости рекомендуется делать замеры штангенциркулем.
Просверливание отверстий в шинах перед ошиповкой
Процедуру сверловки резины следует проводить очень аккуратно, так как велика вероятность испортить резину, сделав сквозное отверстие.
После этого проводятся следующие манипуляции:
Шина крепко фиксируется в вертикальном положении.
Если в резине уже имелись шипы, то предварительно необходимо вытащить их все при помощи плоскогубцев или отвертки. После этой процедуры рекомендуется продуть все отверстия, чтобы в них не осталась грязь, пыль и прочий мусор (теме не менее, не рекомендуется ошиповывать резину повторно. Причины этот можете посмотреть ниже, в соотвествующем подзаголовке).
Перед установкой шипов желательно проверить (хотя бы выборочно) глубину отверстий и удостовериться, что она равна длине шипов.
Рабочая поверхность смачивается или опрыскивается мыльным раствором (на всем протяжении работ шина должна оставаться сырой).
Производится непосредственный монтаж шипа в технологическое отверстие под прямым углом и его фиксация там.
Если монтаж производится вручную, то используются либо молоток, либо полукруглые узкие плоскогубцы и отвертка. Молотком шипы по одному вбиваются в отверстие
Необходимо соблюдать осторожность, чтобы не сбить грани шипов. В альтернативном способе сначала нужно расширить техническое отверстие под шип плоскогубцами, а затем вставить в него и закрепить в отверстии шип при помощи отвертки.
Если монтаж производится шуруповертом, то шип вкручивается при помощи специальной насадки на нужную глубину
Инструмент ставится под углом 90° к резине.
После установки шипов проводится проверка на прочность, а также на равномерность глубины усадки. По общему правилу шип не должен выступать на высоту более 1,5 мм. Высота усадки измеряется штангельциркулем.
Если шип вставлен под неверным углом, или на несоответствующую глубину, требуется его извлечение и повторная усадка.
После окончания процедуры резину следует высушить, после чего убрать на хранение. Ни в коем случае нельзя сразу же приступать к ее испытаниям, это приведет к выпаданию шипов и сведет на нет все приложенные усилия.
Также можете посмотреть несколько полезных видео про ошиповку шин своими руками без пневмопистолета:
Способы ошиповки резины
Повторную ошиповку зимних шин можно выполнить разными способами. Сделать это самостоятельно вручную проще всего, однако придется приложить много усилий. Понадобится тазик с водой, в ней нужно будет растворить мыло, а затем наносить этот раствор. Кроме того, нужно приготовить молоток, полукруглые плоскогубцы, отвертку. С их помощью вы сможете вставить шипы, а также удалить те элементы, которые зафиксированы неправильно. Данная технология ошиповки самая простая, но потребуется потратить много времени и сил. Чтобы усадить элементы равномерно, необходимо иметь опыт проведения подобных работ.
Следующий способ – полуавтоматический. Осуществляется ошиповка зимних шин шуруповертом со специальной насадкой, с ее помощью вы сможете установить элементы на нужную и одинаковую глубину.
Современный способ качественной и долговечной усадки шипов – автоматический. Потребуется пневматический пистолет для ошиповки зимних шин. Этот инструмент под большим давлением воздуха загоняет элементы в гнезда, правильно фиксируя их.
Цена данного специнструмента достаточно большая. Поэтому нецелесообразно покупать пневмопистолет, если вам необходимо ошиповать резину на одном комплекте автоколес. Подобный инструмент потребуется, только если у вас свой автосервис. В остальных случаях следует просто приобрести автошины и шипы, а затем посетить СТО, где специалисты выполнят всю необходимую работу с помощью пневмопистолета.
Самостоятельно ошиповываем покрышки без использования специнструмента
Какой инструмент для ошиповки зимних шин потребуется в данном случае? Это – шуруповерт с насадками, но также такую работу можно выполнить и без этого инструмента. Так или иначе, алгоритм действий будет следующим.
Когда на протекторе нет специальных технологических отверстий, придется использовать шило, чтобы сделать их. Также можно воспользоваться дрелью с фиксатором глубины
Важно, чтобы диаметр сверла был меньше, чем основание шипа. Необходимо сделать отверстия одинаковыми по глубине и длине шипов.
К примеру, когда длина шипов 0,9 см, глубина отверстия будет 0,8–0,9 см. Если потребуется, сделайте замеры штангенциркулем.
Сверлить протектор следует осторожно, чтобы не сделать сквозное отверстие, в этом случае покрышка будет испорчена. Затем нужно выполнить следующие шаги:
Фиксируем резину вертикально.
Когда в покрышках есть старые шипы, вытаскиваем их с помощью плоскогубцев и отвертки. Затем продуваем отверстия, в них не должно быть пыли и частичек мусора.
Прежде чем устанавливать шипы, проверяем глубину отверстий, она должна равняться длине шипов.
Наносим на поверхность покрышки раствор воды с мылом, это можно сделать с помощью пульверизатора либо губкой
Важно, чтобы во время ошиповки колеса были мокрые.
Монтируем шипы в подготовленные отверстия под углом 90ᵒ, фиксируем элементы.
Когда вы проводите ошиповку самостоятельно, воспользуйтесь молотком либо полукруглыми узкими плоскогубцами и отверткой. С помощью молотка вбиваем по одному элементу в отверстие. Нужно действовать аккуратно, иначе вы собьете грани шипов. Еще один способ установки элементов: расширяем отверстие под шип плоскогубцами, после этого вставляем элемент в него и закрепляем с помощью отвертки.
Если ошиповка проводится с помощью шуруповерта, вы сможете вкрутить шип на необходимую глубину, но потребуется специальная насадка
Важно держать шуруповерт под прямым углом к покрышке.
- Как только ошиповка будет завершена, проверяем элементы на прочность, они должны быть усажены на одну глубину. Придерживайтесь следующего принципа: шип не должен выходить на высоту более 1,5 мм за резину. Чтобы измерить высоту усадки, используйте штангенциркуль.
- В случае, когда элемент вставлен под другим углом либо глубже, чем необходимо, придется вытащить его и выполнить процедуру усадки заново.
После того как работа будет закончена, нужно дождаться, пока колеса высохнут. Не стоит сразу же устанавливать их на машину, поскольку в этом случае шипы выпадут и все приложенные усилия будут зря.
Ошиповываем покрышки с помощью пневмопистолета
Никакой специальной подготовки не потребуется, если у вас есть этот специнструмент. Главное при ошиповке зимних шин пневомпистолетом грамотно его использовать.
- Закладываем в пневматический пистолет шип.
- Устанавливаем инструмент под углом 90ᵒ рабочей стороной в технологическое отверстие так, чтобы лапки пистолета немного раздвинули края углубления.
- Нажимаем на спуск, после чего шип под большим давлением зайдет в отверстие.
После этого нужно измерить высоту усадки, провести коррекцию угла наклона элемента. Если вы заметите, что шип установлен неверно, его нужно достать и повторить вышеуказанные действия снова.
Что такое шипованная резина?
Из названия несложно догадаться, что шипованные шины — это шины, оборудованные шипами, которые препятствуют скольжению автомобиля, благодаря чему сцепление со снегом и льдом становится максимально эффективным. Пожалуй, это наиболее надежный тип зимних покрышек, несмотря на все их недостатки: такая резина сильно шумит, автомобиль хуже рулится, на незаснеженном асфальте тормозной путь увеличивается, а сами шипы довольно быстро тупятся. Однако в условиях снега и льда даже бюджетная шипованная резина покажет себя намного лучше, нежели наиболее дорогая обычная зимняя.
Возникает резонный вопрос: «Почему не шиповать покрышки сразу при изготовлении, если от этого они становятся только лучше?» Все из-за того, что в некоторых европейских странах, где климат умеренный и теплый, законодательство запрещает устанавливать на автомобили шипованные шины, так как они разрушают асфальт. Поэтому автомобилистам предлагается другой вариант — установка шипов на зимние покрышки будет выполнятся лишь по их желанию. Резину можно применять с шипами или без них, в зависимости от предпочтений водителя и погодных условий.
Можно ли изготовить шипы самостоятельно?
Теоретически вручную можно изготовить элементы для ошиповки резины. Но на практике не стоит реализовывать эту затею. Такие самодельные элементы будут обладать очень низким качеством, их фиксирование в резине будет слабым, а установка — проблематичной. Не так уже и дорого стоят готовые элементы для ошиповки, даже если брать в рассмотрение продукцию от известных производителей. В процессе их изготовления используется особый сплав со сложной формулой. Даже аналогичные и поддельные шипы подвергаются быстрому износу, что влечёт за собой стремительное разрушение резины. Одним словом, мы не советуем заниматься самостоятельным изготовлением элементов для ошиповки.
Самостоятельная ошиповка имеет право на существование. Легко и быстро не будет, зато конечный результат стоит всех этих сложностей, затрат времени и денег. Советуем не отказываться от такой идеи.
Бывает обидно когда большая часть высоты протектора зимних покрышек еще сохранилась и отлично выполняет свои функции, а половина шипов уже выпали из своих гнезд. Пора выкидывать покрышки или можно их отреставрировать? Некоторые автомобилисты предпочитают устанавливать новые шипы на зимней резине собственными руками. Самостоятельное шипование покрышек позволяет использовать качественные материалы и уменьшает материальные затраты на покупку новых покрышек.
Шипы из металла
Шипы не являются однотипными изделиями. Они разделяются по таким параметрам:
- Материал. Изделия изготавливаются из сплавов: алюминия, стали либо пластика.
- Форма. Существуют основные формы: круглая, овальная, четырехгранная. На практике различных форм указанных изделий очень много.
- Тип сердцевины. Различают изделия с твердой вставкой в виде трубки, стержня и так далее.
- Одно и двухфланцевые шипы. Вторые нужно устанавливать при агрессивном стиле вождения.
При выборе элементов для шиповки, учитывайте: скорость езды, стиль вождения, характеристики покрышек, высоту протектора
Выполняя повторное ошипование, обратите внимание на величину мест крепления выпавших шипов, как правило, гнезда немного разбиты: имеет смысл применить больший диаметр изделий. «Родные» шипы не будут держаться в разбитых гнездах
Поставить элементы шиповки в домашних условиях несложно, необходимо придерживаться таких правил:
- Шип не должен выступать из резины более 1,3 мм. Этот критерий учитывается при выборе высоты элементов шиповки.
- Шиповать шины следует за 1-3 месяца до наступления зимнего сезона, вставленные элементы шиповки за этот период плотнее обожмутся резиной и будут служить дольше.
- Обязательным условием долгого срока службы зашипованной резины есть обкатка шин. Она заключается в езде на автомобиле (300 км. пробега) без превышения скорости (до 80 км/час) и дополнительных нагрузок на колеса.
Установка шипов
Перед установкой шипов необходимо предварительно зафиксировать шину. Она должна оставаться в неподвижном положении, в противном случае работа может пойти «насмарку». Далее, смочите поверхность покрышки мыльной пеной, чтобы шип легче проходил в отверстие покрышки.
После этого нужно взять пневматический пистолет, с засыпанными в него шипами, и зафиксировать его таким образом, чтобы лапки находились в отверстии для шипа и немного растягивали его. Сам пистолет в это время должен располагаться относительно отверстия. Следите за тем, чтобы не было перекосов. После того как шип был установлен, необходимо проверить насколько надежно он «сел». Если он установился в перекошенном состоянии, то лучше избавиться от такого брака, так как пользы от него в любом случае не будет.
Совет! Если шип слишком сильно выступает просто вбейте его чуть глубже. Для этого используйте молоток и стальной лист.
Если по тем или иным причинам вы неправильно установили «коготь», его можно с легкостью вытащить, пока нанесенная ранее пена не высохла.
Если установка прошла гладко, не стоит сразу же садиться за руль и устраивать тест-драйв обновленным покрышкам. Шинам нужно дать время «на адаптацию» к шипам, так как растяжение и нагрузка в этом случае немного меняется. Кроме этого, мыльная пена должна полностью высохнуть и окончательно «схватить» шипы и намертво зафиксировать их.
Устанавливать покрышки на автомобиль можно через 2-3 дня после произведенных манипуляций.
Рекомендуем: Карданная передача и все,что нужно о ней знать.
Полезно! Если в процессе обкатки некоторые шипы вылетели, назад их лучше не вставлять, так как когда они вылетают отверстия деформируются и повторная установка в них изделий – это бесполезное занятие.
Если вы решили ошиповать резину без соответствующих отверстий, то их придется делать самостоятельно. Это трудоемкая работа, в процессе которой вы можете случайно повредить резину. В этом случае помимо пневматического пистолета вам понадобится специальное трубчатое сверло.
https://youtube.com/watch?v=Dphq1qdRmNE