Контрагент ооо «польские машины»
Содержание:
- Пассажирская вахтовка
- Немного о модели Nysa
- ФСО Сирена
- Фиат 125р
- Где купить автомобиль через Интернет
- Требования к автомобилю при въезде в Польшу
- Успех по всем направлениям
- Фиат 126р
- Всякая всячина
- Производство новых авто в Польше за 2021 год
- Виды номерных знаков Польши
- Депозит за временный ввоз автомобиля в Россию из Польши
- Современное состояние
- Для пассажирских перевозок
- Документы для поездки в Польшу на автомобиле
Пассажирская вахтовка
Следующий значимый для Польши автозавод был построен в городе Jelcz-Laskowice (Ельч-Ласковице) недалеко от Вроцлава. Его официальное открытие состоялось 15 марта 1952 года. Первые достижения JZS (Ельченский автомобильный завод) трудно назвать значительными. Первый серийный автомобиль выехал из ворот завода в 1954 году. Это был так называемый «автобус заменяющий», получивший обозначение 424, тоже построенный на шасси Star 20. В это время в Польше катастрофически не хватало автобусов любых типов. Из-за нехватки подвижного состава на пассажирских маршрутах работали обычные грузовики, переделанные в пассажирские машины. Star 424 был попыткой ликвидации дефицита пассажирского транспорта профессиональной вахтовкой.
Потребности были в этот момент просто огромны. На обычные шасси завод ставил кузов, рассчитанный на перевозку 25 человек, сидящих на деревянных лавках. Кузов представлял собой стальной замкнутый скелет, изготовленный из профилей, обитый стальными листами, обшитый внутри деревянными рейками. В салон вели две двери: одна располагалась слева, другая сзади. Через заднюю дверь загружался багаж. Из-за крутых ступенек и высокого уровня пола вход для пассажиров был очень неудобен – это следствие применения грузового шасси с высокой рамой.
Ежегодно завод выпускал около 100 автобусов 424, а производство продолжалось до 1959 года. Большинство вахтовок использовали на крупных предприятиях для перевозки рабочих.
Немного о модели Nysa
Выпуск данного польского легкового автомобиля начался в 1957 году в городе Ныса на бывшей мебельной фабрике. Первая модель N57 предназначалась для перевозки людей. По сути, это микроавтобус, разработкой которого отчасти занималась . База была использована от «Варшавы», а последняя, в свою очередь, являлась аналогом ГАЗ-М-20. Уже в 1958 году наладили выпуск модели N58. В это же время предприятие было переименовано на FSD.
В 1960 году появился грузопассажирский автомобиль N60T. Он оснащался двигателем собственного производства на 70 лошадиных сил. Спустя 4 года на дорогах Польши стали появляться Nysa 501. Это модель с обновленным и несколько увеличенным кузовом. Также разработчики немного переработали облицовку передней части автомобиля, сделав её более привлекательной.
К сожалению, в настоящее время в Польше практически нет собственной автомобильной промышленности. Но, несмотря на это, машины стоят там несколько дешевле. Поэтому многие россияне и украинцы едут получать польский техпаспорт на автомобиль и пересекают границу без растоможки. Тем не менее в последние годы было налажено производство различных комплектующих для европейских, американских и отечественных автомобилей. Это элементы ходовой, выхлопной системы и многое другое. Даже польские аккумуляторы для автомобилей пользуются достаточно большой популярностью в России. Это элементы питания высокого качества и по доступной цене.
ФСО Сирена
Истоки Syrena восходят к 1953 году. В июне была создана команда для разработки предположений автомобиля «для народа». Команда состояла из опытных конструкторов, в том числе: Карола Пионье — шасси, Фредерик Блюмке — инженер Станислав Панчакевич — кузовщик с довоенным опытом работы в PZInż. и Ежи Вернер — соавтор довоенных польских проектов на основе лицензированных Fiat, который был консультантом. Так как наша металлургическая промышленность находилась в зачаточном состоянии и кузовные листы были как бы лекарством, то предполагалось, что кузов будущей Сирены будет иметь деревянную конструкцию, как у большинства довоенных автомобилей: ребристый каркас, обтянутый войлоком и обтянутый дерматоид – ткань, пропитанная ацетатом целлюлозы, примитивная имитация искусственной кожи. Только капот и крылья должны были быть изготовлены из листового металла. Для привода Блюмке предложил двухтактный двигатель производства WSM Bielsko. Годовой объем производства сирен не должен был превышать 3000 штук.
Инженер Станислав Лукашевич, начальник Кузовного бюро Главного конструкторского отдела ФСО, с самого начала качал головой на эти «ткацкие технологии» — как называлась идея деревянного кузова. Решил, что дерево это пережиток, с этой технологией 3 тысячи. корпуса можно было изготовить за год, но для этого требовалась огромная столярная база и много просушенной древесины. Лукашевич форсировал стальной корпус на основе частей тела Варшавы. Было решено построить оба кузова и только решить какой из них лучше.
Панчакевич нарисовал изогнутое тело, подходящее для деревянной техники, из Варшавы он адаптировал, среди прочего. окна и свет. Лукашевич передал своему кузову передние и задние крылья, двери и большую часть крыши от Варшавского M20.
Фиат 125р
Польские инженеры много работали над новыми поколениями «Сирены 110» и «Варшавы 210», но ни у кого не было иллюзий, что в реалиях социалистической экономики нам удастся создать современный продукт, способный конкурировать с мировыми лидерами. Окончательное решение было принято в 1965 году путем подписания лицензионного соглашения с Fiat на производство автомобиля, которого до этого никто не видел.
В течение двух лет с помощью итальянцев велась подготовка к запуску производства. Предстояло многое сделать, потому что, хотя завод FSO был основан как безжалостная сила, способная самостоятельно производить многие детали на месте, ряд компонентов должны были производить субпоставщики. Это было положительное явление, способствовавшее модернизации отрасли, так как для производства Fiat 125p требовались технологии, неизвестные нам до сих пор.
В 1966 году к контракту было добавлено приложение, в котором указывалось, каким именно должен быть польский Fiat 125p. Итальянский аналог должен был получить шасси и аналогичные, хотя и не идентичные кузов, двигатели и трансмиссию от уходящего Fiat 1300/1500, а также собственные элементы, характерные только для продукта Żerań, такие как передний пояс с круглыми фарами или интерьер с скользящий спидометр и кожаная обивка. В таком виде с 28 ноября 1968 года с конвейеров ФСО сошел первый польский Fiat 125p.
Где купить автомобиль через Интернет
Если вы решили приобрести своего четырехколесного друга в Польше, вам желательно будет изучить ситуацию на авторынке этой страны. В этом вам поможет Интернет. Ниже приведены популярные сайты, на которых можно посмотреть цены, подобрать и приобрести автомобиль. На этих сайтах, кроме машин, можно купить автозапчасти.
Отомото. Эта торговая площадка – самая популярная среди аналогичных. Выбор транспорта здесь огромен: легковые и грузовые автомобили, автобусы, сельскохозяйственная техника, мотоциклы, строительная техника, фургоны, прицепы. На Отомото есть как новая техника, так и б/у автомобили. Объявлений здесь так много, что для выбора подходящего варианта лучше использовать фильтр. Фильтр позволяет ограничить объявления по виду транспорта, состоянию, году выпуска, марке авто, цене, типу двигателя и так далее.
Объявления здесь предоставлены в таком же формате, как и на Otomoto. Основное отличие Autoscout24 – автомобили здесь предоставлены не только из Польши, но и из других стран Европы
Поэтому цены указаны в евро, а не в злотых – на это надо обратить внимание. О том, из какой именно страны тот или иной автомобиль, можно узнать по маленькому значку флага, который сопровождает объявление.
Главная особенность этого сайта – возможность выбрать регион и город
Это может оказаться полезным, если вы хотите приобрести авто в каком-то конкретном городе.
Из других сайтов, которые позволяют изучить польский авторынок, можно выделить Allegro, Autogielda, OLX и Moto.Gratka. На данных ресурсах также можно встретить немало интересных предложений. С помощью Google-переводчика объявления на этих сайтах можно прочитать на русском языке.
Требования к автомобилю при въезде в Польшу
Одно из главных требований всех европейских стран — это исправность автомобиля, и поляки почему-то особенно любят проверять свет. Ближний свет в Польше обязателен 24 часа в сутки, в дневное время можно использовать ходовые огни, а вот противотуманные фары можно использовать только по назначению: во время дождя или тумана. К задним противотуманкам вообще жесткое отношение (хвала полякам!) — их можно включать только в том случае, если видимость составляет менее 50 метров. Если же вы все-таки любитель использовать противотуманные фары по делу и без дела, то будьте готовы приготовить по 100 PLN ($27.5) для каждого полицейского, который вас остановит. Так что заранее позаботьтесь о том, чтобы все лампочки были на месте и работали. Мы всегда берем с собой запасные, чтобы в случае выхода их из строя не искать в дремучих польских лесах автомагазины. Помимо исправности светового оборудования, поляки очень трепетно относятся к целостности автомобиля. Говорят, что если у вас есть серьезные повреждения лобового стекла, то вас развернут. Тут сложно сказать, так это или нет — мы ни разу сами с этим не сталкивались.
Если вы отправляетесь на машине в Польшу зимой, то помните, что использование шипованой резины здесь запрещено. Запрещено также и использование радар-детекторов, так что лучше заранее оставить его дома, чтобы не возникало лишних проблем. Что убрать из машины понятно, а теперь, о том, что нужно не забыть положить. Если запасное колесо, аварийный знак, огнетушитель и аптечку худо-бедно возят почти все (обязательно проверьте их сроки годности), то вот про светоотражающие жилеты, как правило, забывают, или просто ничего о них не знают. Согласно правилам дорожного движения, в Польше запрещено покидать автомобиль без светоотражающего жилета в темное время суток, если вы находитесь за пределами населенного пункта. Поэтому польские пограничники обязательно проверят у вас, чтобы в наличии были жилеты на всех участников путешествия, даже если одному из них всего 2 месяца, и он не то что ходить, а даже ползать и садиться самостоятельно не умеет. Жилеты должны быть в салоне автомобиля, а не в багажнике, иначе вас обязательно спросят, как вы ночью планируете их доставать.
К документам на автомобиль, которые нужно взять с собой, мы еще вернемся чуть позже, а пока краткий список того, что нужно проверить в автомобиле и взять с собой перед выездом:
- Проверьте исправность светового оборудования в автомобиле и возьмите с собой комплект запасных лампочек;
- Если кузов автомобиля или стекло имеет серьезные повреждения, лучше воздержаться от поездки в Польшу на машине до их устранения (речь именно о серьезных — это значит, что никто не станет вам выносить мозг из-за небольшой трещины в стекле, которая не закрывает обзор или притертого крыла);
- Проверьте наличие запасного колеса или ремонтного комплекта, если запасное колесо не предусмотрено конструкцией автомобиля;
- Проверьте срок годности огнетушителя и аптечки и обязательно возьмите их с собой;
- Положите исправный знак аварийной остановки и светоотражающие жилеты (на каждого пассажира! в салон!);
- Оставьте дома или очень надежно спрячьте радар-детектор;
- Если отправляетесь на машине в Польшу зимой, убедитесь, что резина не шипованая, а в багажнике есть цепи.
Пожалуй это самое главное, но если мы что-то забыли или не учли, то обязательно добавим. Периодически, когда мы проходим границу Беларусь-Польша или Украина-Польша, поляки проверяют авто довольно поверхностно, но можно попасть и на полнуый достмотр, поэтому лучше все же быть к ней готовыми.
Успех по всем направлениям
Жители Польши наблюдали Polonez исключительно в качестве автомобиля милиции или руководящего аппарата
Конструктивно FSO Polonez от Fiat 125p отличался лишь в мелких деталях: цепной привод ГРМ был заменен на ременный, а привод сцепления на механический. Кроме того незначительно изменили передаточные числа в коробке передач. По ходовой части также доработок немного: переднюю колею расширили на 16 мм, заднюю на 17 мм, вдобавок в переднюю подвеску внедрили стабилизатор поперечной устойчивости.
Передняя панель Polonez
Несомненным достоинством FSO Polonez являлось его богатое оснащение. Уже в стандартной комплектации автомобиль имел подогрев заднего стекла, инерционные ремни безопасности, регулируемую рулевую колонку, тахометр, часы, прикуриватель, эргономичные сиденья с велюровой отделкой и противотуманные фары. Настолько высокий уровень оснащения был нехарактерен для многих иномарок, не говоря уже об автомобилях из социалистического лагеря!
Как следствие FSO Polonez приобрел довольно устойчивый спрос на внешних рынках. Машину экспортировали в Великобританию, ФРГ, Францию, Португалию, Финляндию и т.д. В США Полонез все же не попал, зато в Китае, Египте и других дружественных странах отметился. В самой же Польше до конца 80-х, FSO Polonez в частые руки не продавался. Товарные машины шли в государственные автопарки, в основном в полицию.
С 1996 по 1997 год автомобиль выпускался в кузове седан, такая версия обозначалась как FSO Polonez Atu
Очевидной проблемой автомобиля являлись его устаревшие, маломощные двигатели. В 1987 году завод освоил производство модернизированного двигателя объемом 1,6 л, мощностью 87 л.с. Периодически устанавливались различные импортные моторы, в том числе и дизельные, но основным до распада соцблока оставался все тот же 1,5-литровый нижневальный мотор Fiat 125p, а позднее базовым стал агрегат объемом 1,6 л.
В таком виде автомобиль добрался до 2002 года. На фото представлена версия с двигателем Rover объемом 1,4 л мощностью 103 л.с.
Впоследствии FSO Polonez неоднократно модернизировался. Обновлялся внешний вид и салон, менялось оснащение, появлялись самые разнообразные модификации (седан, универсал, пикап), но по сути автомобиль оставался все тем же Фиатом образца середины 1960-х. Тем не менее с уверенностью можно сказать, что FSO Polonez — это наиболее удачный автомобиль польского производства. Всего с 1978 по 2002 год было выпущено 1 061 807 экземпляров.
Фиат 126р
В то время Fiat 126p был одним из самых популярных автомобилей в Польше. Говорят — и в этом нет преувеличения, — что эта модель, выпускавшаяся с 1972 по 2000 год, моторизовала нашу страну. В Польше он создавался с 6 июня 1973 года по 22 сентября 2000 года.
В 1973-2000 годах заводы в Бельско-Бяле и Тыхах выпустили 3 318 674 автомобиля Fiat 126. 22 июля 1973 года было запущено серийное производство Fiat 126p, сначала на бывшем заводе FSM в Бельско-Бяле, а с сентября 1975 года также на заводе в Тыхы.
Fiat 126p — заднеприводный автомобиль, 2-цилиндровый двигатель объемом 594 куб.см и максимальной мощностью 23 л.с. Его предшественником был Fiat 500, преемник Fiat Cinquecento.
В 70-х годах развитие автомобильной промышленности в Польше набирало обороты. Раньше автомобиль был почти недоступным предметом роскоши. С одной стороны, такая ситуация сложилась из-за низких экономических возможностей граждан, а с другой стороны, из-за преднамеренных действий правительства. Также стоит подчеркнуть, что в этот период общественный транспорт был очень хорошо развит – например, на рубеже 70-х и 80-х годов стоимость поездки на автомобиле для семьи из трех человек была намного выше, чем стоимость покупки трех поездов. билеты по тому же маршруту.
Согласно статистическим данным, к 1978 году на польских дорогах было больше мотоциклов и мопедов, чем легковых автомобилей. Ситуация стала меняться после того, как Польша приобрела лицензию на производство Fiat 126. Его умеренная цена за короткое время сделала автомобиль чрезвычайно популярным.
Сколько стоил «Малуч»? В начале производства Fiat 126p оценивался в эквиваленте 30 местных зарплат, что означало сумму в 69 XNUMX злотых. злотый. Более того, Polska Kasa Oszczędności начала сбор предоплаты за эту модель.
Конечно, автомобиль был доступен на так называемом «вторичном рынке», поэтому можно было владеть автомобилем, не дожидаясь своей очереди (на что могло уйти несколько лет, и злонамеренные говорят, что некоторые из ожидающих так и не получили свою машину). )
Однако, вы должны были принять во внимание гораздо более высокую цену. Продавцы изначально хотели около 110 XNUMX за «автомобиль в наличии сразу»
злотый. Недостатка в желающих не было и именно благодаря им поклонникам этой машины еще есть из чего выбрать.
Всякая всячина
Развивающееся народное хозяйство нуждалось в более чёткой логистике. Железные дороги не могли справиться с этой задачей, поскольку преимущество автомобилей заключалась в том, что товар доставлялся непосредственно заказчику. Другой трудностью для организации государственных автомобильных парков было большое разнообразие подвижного состава. Мучительный процесс обновления автоколонн начался с поставок демобилизованных грузовиков, принадлежащих Красной Армии и поступающих с Запада в рамках программы UNRRA. Какие-то автомобили остались от немецкой армии, но их техническое состояние было, мягко говоря, далёким от идеального. После войны польские перевозчики эксплуатировали около 230 типов и моделей грузовиков, автобусов и легковушек. Рай для сегодняшних фанатов моторизации – кошмар для механиков и шофёров того времени. Многие из этих раритетов скоро умерли из-за отсутствия подходящей ремонтной базы и запчастей. Но не все.
Особой надёжностью и долговечностью отличались американские машины Studebaker US6. Эти грузовики с колёсными формулами 6х6 и 6х4 успешно эксплуатировали на дорогах плохого и очень плохого качества, которых в аграрной Польше было в то время предостаточно. Грузовик был оснащён бензиновым двигателем Hercules JXD рабочим объёмом 5240 cм3, мощностью 95 л.с. при 2500 об/мин. Агрегатировался двигатель с 5-ступенчатой механической КП. Грузоподъёмность автомобиля – 2,5 т, максимальная нагрузка – 4 т. Двигатель сжигал около 38 л солярки на 100 км, хотя в сложных дорожных условиях этот показатель мог вырасти. Благодаря мощной и не очень сложной конструкции многие автомобили Studebaker находились в эксплуатации очень долго. В Польше этими грузовиками пользовались во время электрификации страны ещё в начале 1960-х гг.
Производство новых авто в Польше за 2021 год
Итоги производства автомобилей в Польше
Марка | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Итого | |
1 | Volkswagen | 13 167 | 13 306 | 11 012 | 5 088 | 9 142 | — | — | — | — | — | — | — | 51 715 |
2 | Fiat | 13 326 | 13 655 | 7 630 | 1 706 | 6 548 | — | — | — | — | — | — | — | 42 865 |
3 | Opel | 6 153 | 6 839 | 5 208 | 1 725 | 4 164 | — | — | — | — | — | — | — | 24 089 |
4 | Lancia | 6 737 | 6 409 | 554 | 117 | 2 626 | — | — | — | — | — | — | — | 16 443 |
N/A | — | — | — | — | — | 35 159 | 37 310 | 28 218 | 45 744 | 35 256 | 37 171 | 35 887 | 254 745 | |
Общее производство | 39 383 | 40 209 | 24 404 | 8 636 | 22 480 | 35 159 | 37 310 | 28 218 | 45 744 | 35 256 | 37 171 | 35 887 | 389 857 |
Производство: янв-дек, 2020
1. | Fiat 500 | 42 865 | -74% |
2. | Volkswagen Caddy | 31 858 | -73% |
3. | Opel Astra | 24 089 | -75% |
4. | Volkswagen Crafter | 19 857 | -72% |
5. | Lancia Ypsilon | 16 443 | -74% |
При использовании информации в электронном виде (интернет-сайт, электронный файл и т. п.) в каждом случае необходимо размещение активной гиперссылки на главную страницу Сайта или на страницу размещения соответствующего материала.
Все замечания и вопросы по сотрудничеству направляйте по электронной почте
Обращаем ваше внимание на то, что изображения являются чьей-либо собственностью и добавлены посетителями сайта. Администрация сайта не располагает информацией о правомерности публикования этих материалов
Администрация сайта не располагает информацией о правомерности публикования этих материалов.
Все изображения размещены в ознакомительных целях.
Источник
Виды номерных знаков Польши
Польские номера машин имеют разные обозначения в зависимости от типа транспортного средства. Они полностью соответствуют стандартам ЕС и международному формату. В Польше 9 основных категорий номеров. Отличительные черты следующих видов ― черные надписи на желтом фоне и значок старинной машины в правой части:
- Легковые авто, автобусы и фуры.
- Мото- и сельскохозяйственный транспорт.
- Классические автомобили.
У таких регистрационных номеров красный текст находится на белом фоне:
- Тестовые.
- Временные номера и для машин на экспорт.
В этом случае на синем фоне изображаются белые символы:
- Дипломатические.
- Номера служебных автомобилей.
- Изготавливаемые на заказ.
Имеют стандартизированный вид только военные номера.
Дипломатические номера польских машин
Как и в большинстве стран, в комбинации из букв и цифр в польских номерах машин зашифрован регион, в котором прописан владелец транспортного средства.
Депозит за временный ввоз автомобиля в Россию из Польши
На данный момент проехать на автомобиле из Польши в Российскую Федерацию, не уплачивая пошлину на таможне, могут только иностранные граждане, проживающие за границей на постоянной основе. Чтобы ввезти автомобиль из Польши в РФ, гражданину России обязательно потребуется оплатить таможенный депозит за ввоз. Его размер не фиксирован.
Важно, что провозить автомобиль в Россию и возвращать в Польшу необходимо через один и тот же пограничный пункт.
Сумма депозита рассчитывается в зависимости от марки автомобиля, объема двигателя, даты ввоза и даты производства транспортного средства.
Расчет происходит в евро. Для въезда необходимо перевести получившуюся сумму на счет пограничной службы, через которую осуществляется въезд. Сделать это можно в рублях. Конвертация происходит автоматически. Обычно депозит не превышает нескольких тысяч евро. Калькулятор для примерного расчета стоимости ввоза машины можно найти в интернете.
Таможенное оформление автомобилей
Важно учитывать, что курс евро к рублю постоянно меняется, а денежный перевод занимает некоторое время. Поэтому переводить следует с запасом
Если не хватит даже одного рубля, сотрудники таможни могут отказать в пересечении границы. Если депозит был оплачен, но ввоза не произошло, денежные средства будут возвращены.
Современное состояние
В 2003 году Польша попала в первую тройку стран, предлагающих лучшие условия для размещения заводов, производящих компоненты моторной отрасли. Приток прямых зарубежных инвестиций для отрасли вызвал динамичное развитие резерва субпоставщиков.
За период 2007-2009 годов, Польша стала вторым по величине производителем легковых автомобилей в Центральной и Восточной Европе, после Чехии. По состоянию на конец 2000-х и начало 2010-х годов, на польский автомобильный сектор приходится около 11% от общего объема промышленного производства, что составляет около 4% от ВВП.
В этом секторе занято около 130,000 человек, а производство составляет около 800,000-900,000 легковых автомобилей в год. Производство больших коммерческих автомобилей было на уровне примерно 70,000-90,000 в этот период. Большая часть продукции сектора ориентирована на экспорт, в первую очередь в Европейский союз. В 2009 году объем экспорта из этого сектора составил 15,7 млрд €, то есть 16% от всего польского экспорта. С 2010 года количество автомобилей, произведенных в Польше снижается от 869,376 до 583,258 в 2013 году. С этого года Польша была 23-тей по величине автопроизводителем в мире.
Большинство производителей основного сектора контролируется международными компаниями и финансируется за счет иностранных инвестиций; производители автобусов и грузовиков Solaris,является крупнейшей компанией на рынке, который находится в собственности польских инвесторов.
Центры производства концентрируются вокруг четырех агломераций: Катовице, Вроцлав, Познань и Варшава. Некоторые модели, произведенные в Польше в последние годы, включают Opel Astra III и IV, Fiat Panda и Fiat 500, Lancia Ypsilon, Ford Ка и Chevrolet Aveo.
Ford, Škoda и Volkswagen в настоящее время самые популярные бренды, а Ford Focus, Skoda Octavia, Skoda Rapid, Volkswagen Passat и Volkswagen Tiguan являются наиболее популярными моделями.
Статья о польских автомобилях: вехи истории, интересные модели, характеристики, особенности машин. В конце статьи — видео про польские автомобили.
Польскую автопромышленность можно назвать совсем юной – первый собственный автомобиль увидел свет лишь в 1951 году. Часть моделей была создана польскими инженерами и была весьма оригинальной, часть копировала западный автопром, а еще часть — выпускалась по лицензии. О текущем состоянии этой отрасли и машинах ушедшей эпохи — в нашем обзоре.
Для пассажирских перевозок
В 1949 году выпуск транспортных средств начал завод Sanowag (Сановаг) из города Cанок. Сначала на заводе производили пожарные кузова, которые заводчане ставили на импортное английское шасси Bedford. Позже модельный ряд был расширен, предприятие стало выпускать автобусные кузова, предназначенные для монтажа на шасси Fiat 666 RN. К сожалению, с началом холодной войны договор с итальянским производителем был расторгнут по политическим соображениям, в результате удалось собрать только 71 автобус.
Тем не менее эта разработка дала толчок для создания автобуса исключительно польской конструкции, основой для которого могло быть единственное на тот момент шасси, каким располагал местный автпром, т. е. Star 20. Результатом работы инженеров стал 30-местный автобус, получивший название Star 50. В основе конструкции была мощная лонжеронная рама. Подвеска передней оси выполнена на продольных рессорах с использованием гидравлических амортизаторов. Габаритные размеры автобуса – 8400х2500х3000 мм, колёсная база – 4500 мм. Собственная масса достигала 5500 кг, а полная 7900 кг. Из них на переднюю ось приходилось 2600 кг, на заднюю – 5110 кг, а размещённый на крыше багажник был предназначен для перевозки 350 кг груза.
Каркас Star N50 сваривали из стальных профилей. Внешняя облицовка сделана из стальных листов, а внутренняя из ДВП и дерматина. Первые испытания прототипа проводились в конце 1951 года, когда было выявлено много недостатков конструкции. На основе этих результатов инженеры из Санока разработали модернизированную версию автобуса Star N51 с салоном, разделённым на две части: пассажирскую и грузовую. Но в серию пошёл третий вариант – Star N52, в котором конструкторы отказались от грузового отсека, увеличив количество посадочных мест в салоне до 31. Внешний вид автобуса остался без значительных изменений, но были улучшены некоторые внутренние элементы, например, появился обогрев салона. Конструкция кузова автобуса деревянно-металлическая: облицовка из стальных листов, а пол в салоне из сосновых досок, покрытых линолеумом. Дополнительный багажник грузоподъёмностью 350 кг разместили на крыше автобуса. Силовой агрегат достался автобусу по наследству от грузовика Star 20. Серийный выпуск этой модели завод из Санока начал в 1953 году, а до 1957 года, когда он был прекращён, с конвейера сошло 3300 автобусов Star N52.
Документы для поездки в Польшу на автомобиле
Что касается документов, которые необходимо иметь с собой для поездки на машине в Польшу, тут все весьма стандартно. Прежде всего, все участники путешествия должны иметь действующие загранпаспорта с актуальными визами. Помимо этого, на каждого человека в машине должна быть оформлена медицинская страховка. Если раньше для этого нужно было ехать в авторизованную страховую компанию, то сейчас все просто — есть специальные онлайн-агрегаторы, которые сами подберут вам самый удобный вариант страхования. Мы, например, последние пару лет используем для этих целей сервисы Cherehapa и Tripinsurance (Абсолют-Страхование). О том, как им пользоваться, есть информация в соответствующей статье, посвященной медицинским и туристическим страховкам.
Помимо страхования всех путешественников, вы должны также иметь международную страховку транспортного средства, так называемую green card. Зеленую карту теперь тоже можно приобрести онлайн (хвала электронным сервисам) с доставкой на дом (цена от 2700 рублей за 15 дней, купить можно здесь). И конечно же, не стоит оставлять дома документы на машину (свидетельство о регистрации транспортного средства и при необходимости все доверенности на вывоз авто), а также водительское удостоверение. В большинстве случаев достаточно российских прав, но мы всегда берем с собой действующее международное водительское удостоверение (в виде книжечки). Показывать его нам приходилось лишь однажды, но оно всегда с нами. Говорят, есть прецеденты (правда не в Европе), что из-за отсутствия МВУ страховая отказалась выплачивать по Green card деньги пострадавшим, и нашим туристам пришлось заплатить за ремонт из собственных денег. Но это лишь слухи, никаких документальных подтверждений этому мы не видели, но и проверять на собственном опыте так это или нет, совсем не хочется. Тем более, что международное водительское удостоверение делается за 10 минут в любом МФЦ (еще неделю придется подождать его получения) и никаких супер-требований выполнять при этом не нужно.
Помимо всего вышеперечисленного, мы рекомендуем иметь при себе распечатанные копии подтверждения бронирования отелей, копию загранпаспорта (первая страница и действующая виза), ну и копии всех документов в электронном виде. Зачем это нужно? Брони отелей, согласно правилам, у вас могут попросить на границе, и если вы их не предъявите, могут с чистой совестью развернуть с формулировкой «не смогли подтвердить цель визита». В последние лет 7 о таких случаях мы не слышали, а вот в начале 2000-х это было обычной практикой, особенно, если вы въезжаете в Польшу на авто по визе другого государства, например, по французской. Кстати, многие рекомендуют иметь с собой также маршрутный лист, если вы направляетесь в несколько стран. Копии документов мы всегда с собой берем и на случай, если будут украдены или утеряны оригиналы — бумажки, как правило, валяются где-нибудь в кармане сидений — так спокойнее. Слава Богу, пока нам это ни разу не понадобилось, но лучше перебдеть, чем недобдеть.
Итак, краткое резюме по обязательным документам для поездки в Польшу на машине:
- Заграничный паспорт с действующей визой в зону Шенгена на каждого участника путешествия;
- Медицинская страховка на каждого туриста;
- Международная страховка на автомобиль (Green Card);
- Водительское удостоверение (международное или российское — тут вы сами решаете, но стоит знать о рисках);
- Свидетельство о регистрации автомобиля и доверенности на вывоз, если необходимо.
Что еще может пригодиться:
- Маршрутный лист и копии броней отелей;
- Копии документов в бумажном виде;
- Копии документов в электронном виде (для параноиков и перестраховщиков типа нас).
Вот, собственно, и все, что касается документов и требований к автомобилю и пассажирам. Теперь приступим непосредственно к самому процессу прохождения пограничного и таможенного контроля.