Расширительный бачок системы охлаждения двигателя

Содержание:

Комплектация и принцип работы

Расширительный бак, помимо корпуса, включает в себя мембрану (баллон или диафрагму), верхняя часть которой заполнена инертным газом или воздухом. Нижний отсек герметичной емкости предназначен для теплоносителя.

Вместе с увеличением температурных показателей вода расширяется, и избыточная масса теплоносителя попадает в мембранник. Объем камеры с воздухом уменьшается, и давление в этой части закрытой системы возрастает, компенсируя напор в магистрали. Когда температура теплоносителя снижается, наблюдается обратный процесс.

Мембрана в бачке плотно прижата к внутренней стенке, так как весь его объем наполнен газом.

Когда внутрь попадает вода, давление увеличивается. В момент запуска отопления существует риск повреждения диафрагмы от скачка давления, а затем манометр постепенно изменяет показания и целостность детали вне опасности.

Чтобы избежать повреждения мембраны, необходимо установить предохранительный клапан манометра, который реагирует на возросшее давление (для частных домов нормой является от3,5 до 4 бара).

Преимущества фланцевой модели

К преимуществам фланцевых приборов можно отнести следующие характеристики:

  • выдерживает большее давление внутри системы, нежели устройство с постоянной диафрагмой;
  • возможна замена мембраны при ее повреждении;
  • горизонтальный и вертикальный монтаж прибора.

Расчет расширительного бака для закрытых систем отопления

Как произвести расчет объёма расширительной емкости для закрытой системы отопления.

Современные системы отопления представляют собой замкнутый контур, герметичную конструкцию заполненную жидкостью, которая изолирована от попадания воздуха, а значит, менее подвержена окислению.

При увеличении объёма жидкости в закрытой системе, в связи с увеличением температуры теплоносителя, может повыситься давление, способное нарушить целостность элементов системы. В таких случаях устанавливается герметичный расширительный бак (мембранный или экспанзомат), который используется в закрытых контурах отопления с целью компенсации температурных расширений.

Экспанзомат конструктивно представляет собой герметичную емкость, со встроенной внутрь эластичной мембраной или мешком, разделяющей бак на две полости: одна из которых, при увеличении давления, наполняется теплоносителем, а другая – воздухом или азотом.

В одной из частей компенсатора расположен ниппель для подкачки насосом и замера давления газа, а в другой – резьбовой штуцер для присоединения к контуру отопления.

Причины выброса антифриза из бачка

Система охлаждения состоит из нескольких элементов. Антифриз заливают в специальный резервуар

Автовладелец периодически добавляет охлаждающую жидкость, но при этом важно не превышать установленных границ

Если антифриз выдавливает через расширительный бачок, то причин такого явления может быть несколько. Разберем подробно каждую из них.,

Значительная утечка антифриза может привести к перегреву двигателя, поломке системы охлаждения и даже отравлению пассажиров и водителя.

Проблемы с расширительным бачке

Очевидной причиной того, что уровень антифриза в бачке резко поднимается, может быть проблема с самим резервуаром. Обычно бак изготовлен из прочного пластика. Но если производитель использует некачественный материал, возможно развитие трещин или нарушение герметичности.

Осмотр расширительного бочка автомобиля

Определить причину неполадок с баком легко. Течь можно обнаружить с первого взгляда. Небольшие капли могут стекать по стенкам емкости. Следы можно обнаружить и на днище: под деталями начинают скапливаться лужи.

Антифриз выдавливает из бака по следующим причинам:

  • Пробка прикручена неплотно. При расширении жидкость поднимается и начинает вытекать из емкости.
  • Внутри бака клапан вышел из строя. Тогда внутри повышается давление, и жидкость выходит за допустимые пределы.
  • Если резервуар выполнен из некачественного пластика, то трещина образуется после перегрева.

Чтобы упростить процедуру поиска утечки, в систему рекомендуется заливать ОЖ с флуоресцентной добавкой. При помощи ультрафиолетовой лампы можно легко обнаружить малейшие подтёки.

Например, в авто марки ВАЗ при неисправности клапана расширительный бак может взорваться. Тогда из-под капотного пространства пойдет белый горячий пар.

Нарушение циркуляции охлаждающей жидкости

В рабочем состоянии система охлаждения представляет собой замкнутую конструкцию с циркулирующей после запуска двигателя охлаждающей жидкостью. Если герметичность не нарушена, то антифриз постоянно перемещается. Часть состава испаряется из-за высоких температур, поэтому владельцам приходится периодически доливать жидкость.

Течь антифриза под капотом

Если циркуляция приостанавливается по каким-то причинам, но мотор продолжает работу, то постепенно приходит в негодность вся система. Нарушение герметичности можно диагностировать по появлению следов антифриза под днищем машины. Кроме того, об утечке говорит изменение цвета дыма, выходящего из глушителя.

Утечка антифриза

Когда антифриз выбрасывает через расширительный бачок, то причиной может быть повышение давления внутри емкости. Тогда жидкость может выливаться через горлышко или течь там, где повреждены части системы. Трещины бака или истирание уплотнителей помпы часто приводит к полной или частичной утечке.

Как установить расширительный бак своими руками

Для установки бачка выбирайте самую высокую точку системы. Иначе, по закону сообщающихся сосудов, из гидробака будет вытекать жидкость. Емкость подключайте не к подающему контуру, а к обратке – там не так горячо, поэтому вода будет медленнее испаряться. Кроме того, низкая температура позволит присоединить к устройству прозрачный гибкий шланг, по которому легко контролировать водяной уровень в теплосистеме.

Можно использовать трубы из непрозрачного материала. В таком случае желательно дооснастить бак поплавковым устройством, контролирующим уровень жидкости, или звуковым реле, подающим сигнал при понижении уровня теплоносителя.

При установке емкости на чердаке обязательно ее утеплите. Иначе замерзание воды парализует работу отопления и приведет к аварии.

Как контролировать уровень антифриза в системе

Проверять уровень надо в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля. Но есть и общие соображения.

На холодную

Перед проверкой двигатель должен остыть. Тогда метки на расширительном бачке дадут верную информацию. В принципе, уровень может быть любым между метками минимума и максимума на стенке прозрачного бачка.

В идеале – примерно посередине, избыток тоже вреден

Важно отслеживать не миллиметры этого уровня, а примерную динамику его изменения, что может показать, жидкость уходит, а значит надо искать причину

Уходить она может и при полной герметичности системы, но происходит это очень медленно, уровень не меняется месяцами и годами.

На горячую

Большой ошибкой будет проведение контроля на горячем, только что остановленном двигателе, тем более при его работе.

Связано это с рядом причин:

  • нагретая жидкость, а её достаточно много в системе, расширена, а значит уровень будет обманчиво высоким;
  • ещё больше введёт в заблуждение образование паровых пробок в системе, антифриз не кипит, но необходимое для этого давление создаётся образованием пузырьков газа в самых нагретых участках рубашек, особенно сразу после остановки мотора, когда циркуляция от водяного насоса прекращается, а детали имеют очень высокую температуру;
  • выделение пузырьков газа затрудняет правильное считывание показаний по шкале уровня.

Тем более опасно открывать пробку бачка при горячем моторе. Резкое пропадание давление вызовет выброс пара и горячей жидкости, что чревато ожогами.

От каких показателей зависит уровень жидкости в расширительном бачке?

  • полная герметичность всех основных элементов охлаждающей системы (расширительный бак, прокладка и блок цилиндров, все резиновые соединительные трубки);
  • надежная фиксация трубок при помощи хомутов в правильном положении;
  • правильная работа клапанов расположенных на крышках радиатора и расширительного бачка;
  • правильная и своевременная работа клапанов избыточного давления расположенных в корпусе крышки расширительного резервуара;
  • правильная работа антифриза и системы охлаждения в процессе эксплуатации автомобиля;
  • способ и темп вождения автомобиля в разные времена года;
  • качество используемого охлаждающего вещества и своевременность его замены.

Полезно знать: Какой антифриз лучше красный или зеленый?

Монтажные работы

Точное соблюдение правил монтажа при оснащении расширителем отопительной системы открытого или закрытого типа обеспечит безопасность и эффективность работы оборудования.

Установка расширительного бака открытого типа

Выше уже было сказано о том, что расширительный бак для открытой системы монтируется в самой высокой точке. Это требование обусловлено двумя факторами:

  • Подъем теплоносителя в расширитель и слив его обратно в систему отопления должен осуществляться самотеком, ведь циркуляционный насос в таких системах как правило отсутствует.
  • Такое расположение расширительного бачка позволяет эффективно осуществлять и его дополнительную функцию – отведение воздуха. Пузырьки всегда поднимаются наверх.

Схема подключения мембранного бака в системе отопления открытого типа

Особенностью установки расширителя в открытой системе является отсутствие необходимости оснащать бак запорной арматурой. Как правило, резервуар снабжается только двумя патрубками, через один из которых в емкость поступает теплоноситель, а через другой он возвращается в систему. Даже наличие крышки у резервуара не является принципиальным, хотя ее отсутствие может привести к увеличению потерь объема воды от испарения, а также попаданию в систему мусора и пыли.

Установка бака закрытого типа

Установка расширительного бака для отопления в системах закрытого типа несколько сложнее, так как он является полностью герметичным прибором. В отличие от открытых расширителей, которые нередко пользователи изготавливают самостоятельно, такие агрегаты создаются только в заводских условиях, поэтому придется расширительный бак для системы отопления купить, если она у вас этого типа.

На фото расширитель в закрытой системе отопления

Существует несколько правил, следуя которым можно выполнить монтаж расширительного бака отопления грамотно.

  • В большинстве случаев расширители закрытых систем устанавливаются на обратной линии перед циркуляционным насосом, если рассматривать последовательность элементов по ходу движения теплоносителя. Если по какой-либо причине такая установка невозможна, выбирают участок, на котором параметры движения потока близки к ламинарному течению. Основное и обязательное требование горизонтальное расположение и прямолинейность участка обвязки.
  • Оптимальным вариантом станет приобретение и установка бачка с предохранительным клапаном. Такое дополнительное приспособление предназначено для сброса давления, если его значение превышает максимально допустимую величину. Таким образом повышается безопасность эксплуатации оборудования, однако, следует знать, что при ошибке в расчетах (в меньшую сторону) объема расширительного бака, предохранительный клапан станет срабатывать слишком часто. Решением проблемы может стать замена расширителя на более вместительный или параллельная установка дополнительного резервуара.
  • Для удобства контроля за работой системы лучше всего оснастить расширительный бак при установке манометром.

Основные неисправности, при которых кипит антифриз

Резкое повышение температуры двигателя и закипание антифриза не всегда связано с выходом из строя какого-либо узла. Иногда проблема кроется всего лишь в недостаточном уровне антифриза. Это легко исправить, открыв крышку и долив необходимое количество «охлаждайки» прямо в расширительный бачок. Желательно проверить, с чем связано снижение уровня и устранить возможный дефект. Если основной и печной радиаторы не пробиты, патрубки и места их соединения не подтекают, вполне возможно, что прохудилась прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ), и охлаждающая жидкость поступает прямиком в двигатель, смешиваясь с маслом и причиняя двигателю значительный ущерб.

Если уровень жидкости в норме, то следует обратить внимание на следующие потенциальные неисправности:

  • неисправен вентилятор основного радиатора;
  • вышла из строя помпа (водяной насос);
  • в системе охлаждения образовалась воздушная пробка;
  • засорился радиатор охлаждения;
  • заклинило термостат.

Независимо от поломки, лучше всего выключить перегревшийся двигатель и отбуксировать транспортное средство к месту ремонта. Продолжительный перегрев двигателя может привести к печальным последствиям в виде долгого и трудоемкого ремонта.

Электрический вентилятор

Является немаловажной частью охлаждающей системы. Его главная функция – отбор тепла от радиатора охлаждения, благодаря чему происходит остывание рабочей жидкости внутри радиатора

Если он не включается автоматически в случае перегрева двигателя, на то есть две основные причины:

  1. Неисправен сам вентилятор. В таком случае его следует просто заменить (или отремонтировать).
  2. Вышло из строя реле вентилятора. Реле подает команду на включение вентилятора, когда температура охлаждающей жидкости возрастает выше 90 градусов. Если оно неисправно, вентилятор не будет включаться автоматически.

В карбюраторных двигателях реле вентилятора вкручивается резьбовым соединением в сам радиатор охлаждения, в случае с инжектором он встраивается в термостат.

Рисунок 2. Вентилятор легко заменить, гораздо сложнее ремонтировать перегретый двигатель.

Помпа водяного насоса

Предназначена для постоянной циркуляции антифриза по системе. Работает только при включенном двигателе – приводится в действие ремнем ГРМ, который одевается не только на шкивы распредвала и коленвала, но и на шкив водяной помпы. Вот что может произойти с этим узлом:

  • Заклинивание помпы (разрушение подшипников);
  • Износ лопаток ротора (благодаря которым и происходит циркуляция);
  • Выработка шкива (проскальзывание приводного ремня).

В любом из этих случаев насосный механизм требует замены.

Воздушная пробка или засор в системе

В этом случае нормальной циркуляции антифриза тоже не будет, а значит, даже исправный вентилятор не сможет помочь двигателю остывать до оптимальной температуры.

Алгоритм устранения воздушной пробки следующий:

  1. Открыть крышку расширительного бачка.
  2. Автомобиль с заведенным двигателем установить на горку или эстакаду.
  3. Затянуть ручной тормоз во избежание откатывания назад.
  4. На «нейтралке» увеличить обороты двигателя до 3500-4000 об/мин.
  5. Удерживать обороты в течение 2-3 минут, пока пузырь воздуха не выйдет наружу.

В случае с засором возможно применение специальной промывочной жидкости, которая при работающем ДВС заливается в расширительный бачок и в течение нескольких минут прочищает систему от механических загрязнений. Иногда, в случае серьезной закупорки канальцев радиатора он подлежит демонтажу и замене.

Термостат

Это устройство является едва ли не самым главным узлом в системе охлаждения. Основное его предназначение – регулировка температуры охлаждающей жидкости методом перенаправления ее потока с малого круга охлаждения на большой и наоборот.

Рисунок 3. Схематически работа термостат выглядит именно так.

Когда температура силового агрегата достигает рабочей (90 градусов), термостат срабатывает и перенаправляет жидкость на большой круг, через радиатор охлаждения. Благодаря этому температура двигателя сохраняется в рабочем диапазоне. И наоборот, в случае понижения температуры (в холодное время года) жидкость циркулирует по малому кругу, захватывая только головку блока цилиндров и радиатор отопления.

Термостат иногда ломается – его попросту заклинивает в каком-то одном положении, или посередине. Тогда он перестает переключать направление движения антифриза, и подлежит замене.

Проверяем работоспособность крышки

Упрощенная проверка: работают ли клапаны?

Заводим мотор и, соблюдая осторожность, отворачиваем крышку: если слышится шипящий звук спущенной камеры — перепускной клапан работает (однако, правильно или нет, — неизвестно). Сняв крышку, сожмем рукой любой шланг охлаждающей системы

Продолжая удерживать его таким образом, установим крышку на место. Если он после этого восстанавливает свою форму, по всей видимости, вакуум заполняется. А вот если еще до запуска мотора шланги выглядят как бы сплюснутыми, вакуумный клапан точно не работает

Сняв крышку, сожмем рукой любой шланг охлаждающей системы. Продолжая удерживать его таким образом, установим крышку на место. Если он после этого восстанавливает свою форму, по всей видимости, вакуум заполняется. А вот если еще до запуска мотора шланги выглядят как бы сплюснутыми, вакуумный клапан точно не работает.

Более точно предохранительный клапан можно проверить с помощью насоса и манометра. Насос присоединяем к нижнему подводящему патрубку бачка, а верхний заглушаем с помощью подручных средств: болта или цилиндрического сверла, туго входящих в подводящий шланг.

Насосом создаем давление и контролируем момент, когда срабатывает предохранительный клапан (шипящий звук). Величина давления, зафиксированная на шкале прибора, показывает фактическое давление срабатывания.

Если предохранительный клапан излишне тугой, его можно отремонтировать. Зачем тратить лишние деньги, когда достаточно укоротить пружину давления на один-два витка, и пружина станет мягче. Разбирается узел легко, главное — не потеряйте мелкие детали. И не переусердствуйте, откусывая витки. Делайте это понемногу, проверяя результат.

Расширительный бак для отопления открытого типа: характеристика устройства

Открытый расширительный бак для отопления имеет простую конструкцию в виде прямоугольной или цилиндрической емкости, оснащенной крышкой, которая предотвращает попадание частиц грязи в систему. Расширитель должен иметь патрубок, к которому будет подводиться труба от системы отопления. Емкость также должна быть оснащена сливным краном, который понадобиться для отведения жидкости в канализацию, в случае накопления ее в больших объемах.

Для безопасной эксплуатации расширительный бак должен иметь переливную трубу для отведения лишней воды в сливную сеть в случае переполнения бака. Также к нему должна быть подведена труба водоснабжения для пополнения системы отопления водой.

Расширительные баки для отопления открытого типа могут быть изготовлены из любого материала. Это может быть листовая сталь, нержавейка или пластик. Главным условием является то, что он должен быть термостойким, поскольку теплоноситель нагревается до высоких температур.

Строение расширительного бака мембранного типа: 1 – металлический корпус, 2 – патрубок, 3 – мембрана между двумя камерами бака, 4 – камера, заполняемая теплоносителем, 5 – воздушная камера, 6 – ниппель

Принцип работы расширительного бачка системы отопления

Принцип работы бака заключается в следующем. Разогретая до значительной температуры жидкость начинает увеличиваться в объеме, тем самым способствуя повышению давления в системе. Излишки жидкости выдавливаются в расширительный бак, где она будет находиться до момента остывания, после чего самотеком возвратится обратно с систему отопления. Данный процесс выполняется циклично.

Расширительный бак для системы отопления открытого типа оснащен несколькими патрубками:

  • для соединения расширительной трубы, через которую поступает теплоноситель;
  • для циркуляционной трубы, что отводит воду из системы;
  • контрольной трубы, предназначенной для регулировки наполненности системы и
  • ликвидации из нее воздуха;
  • переливной трубы, для удаления излишков жидкости.

Также конструкцией предусматривается запасной патрубок с краном, через который вода сбрасывается при ремонте системы.

Принцип работы расширительного бака системы отопления

В случае достижения жидкостью максимального уровня, вода будет поступать через переливную трубу в канализацию, в случае подключения к ней. Если на переливе установлен патрубок с краном, необходимо периодически проверять уровень воды в баке простым открытием запорной арматуры. При установке расширительного бака для отопления, его можно оснастить реле верхнего и нижнего уровней, которые могут подавать звуковой или световой сигнал, когда жидкость доходит до максимального уровня в точке перелива, или минимального.

Поскольку расширительный бак не является герметичным, часть жидкости, прибывая в контакте с воздухом, испаряется, что требует ее компенсации для нормальной работы системы. Это происходит при непосредственном участии человека, который должен контролировать объем воды в системе и, при необходимости, пополнять его.

Достоинства и недостатки открытого расширителя

Главными преимуществами расширительного бака системы отопления открытого типа является простота конструкции и полная автономность устройства, работа которого не зависит от работоспособности системы. Все процессы в нем происходят согласно естественному круговороту, без использования насосного и прочего оборудования. Также радует доступная цена расширительного бака для отопления открытого типа, которая стартует от 1500 руб.

К недостаткам такой емкости можно отнести:

  • необходимость теплоизоляции бака для снижения потерь тепла;
  • монтаж дополнительных трубопроводов, что портит эстетичный вид;

Расширительный бак имеет довольно простую конструкцию

  • не герметичность резервуара;
  • необходимость периодического пополнения воды в системе в результате испарения жидкости. Поскольку вода непосредственно контактирует с воздухом, это может стать причиной возникновения коррозии стальной емкости, что приведет к уменьшению теплоотдачи, появлению шума и снижению периода ее эксплуатации.

В частном доме расширительный бак отопления открытого типа устанавливается в чердачном помещении, лестничном проеме или специально оборудованном боксе, который устанавливается на крыше дома. При достаточной высоте здания его можно расположить внутри жилого помещения в санузле или хозкомнате.

Расширительную емкость устанавливают рядом с котлом отопления

Расчет объёма агрегата

Нужный объём резервуара будет суммой нескольких составляющих:

  • 5% от общего объёма системы;
  • 2% с учётом испарения теплоносителя;
  • 1% — запас, чтобы избежать перелива воды через край резервуара.

Чтобы узнать количество теплоносителя в системе нужно просуммировать объем котла, труб радиаторов и отопления, а 5% — теоретический подсчёт для воды.

Если в системе используется другой теплоноситель, то необходима корректировка, исходя уже из соответствующей нормы температурного расширения данной жидкости.

Справка. Косвенное определение объёма системы осуществляется благодаря мощности котла — 1 Квт рассчитан на 15 литров теплоносителя.

Как проверить крышку?

Наиболее достоверный способ проверки клапанов расширительного бачка – создание давления и разряжения в бачке при помощи насоса двойного действия. Насос имеет встроенный манометр и может создавать как избыточное давление, так и разряжение. Подключив его к верхнему штуцеру расширительного бачка, вы сможете произвольно изменять давление в расширительном бачке мотора, наблюдая за работой перепускных клапанов.

Альтернативные методы проверки:

создание давления в системе при помощи насоса со встроенным манометром. Для теста подойдет любой ножной/ручной насос, который при помощи переходников вы сможете подключить к рубашке охлаждения двигателя. Так вы проконтролируете фактическое давление, при котором срабатывает паровой клапан;

В случае нерабочей крышки расширительного бачка не создавайте в системе давление более 2,5 Атм. Это убережет вас от риска повреждения радиатора, шлангов и соединений в системе охлаждения.

  • проверка воздушного клапана. Открутите крышку бачка системы охлаждения, после чего сдавите патрубок подачи антифриза от термостата к радиатору. Не отпуская патрубок, закрутите крышку. Если атмосферный клапан работает, деформированный патрубок должен принять исходную форму;
  • на прогретом двигателе необходимо аккуратно открутить крышку расширительного бачка. Если крышка работает правильно, вы услышите характерный звук сброса излишнего давления. Такой метод проверки позволяет установить случаи, когда паровой клапан в крышке зависает в открытом положении, из-за чего в рубашке охлаждения не создается необходимое избыточное давление.

Ни в коем случае таким методом нельзя проверять клапаны в крышках радиатора. Поскольку в системах такого типа антифриз контактирует с запорной тарелкой, при откручивании крышки на прогретом двигателе горячий антифриз будет выплескиваться наружу.

Распространенные причины

Спровоцировать выброс антифриза через расширительный бачок способно огромное количество факторов. Только благодаря комплексной диагностике автомобиля можно определить, что именно поспособствовало этому. Но чаще всего у автомобилистов возникают описанные ниже проблемы.

Проблемы с расширительным бачком

Расширительный бачок – обычная пластиковая емкость, в которой содержится охлаждающая жидкость. Его конструкция крайне проста, однако могут возникнуть следующие проблемы:

  • Нарушение герметичности. Охлаждающая жидкость – продукт, который обладает огромнейшей текучестью. Это значит, что даже малейшая трещина способна стать причиной выдавливания жидкости. Наиболее этой проблеме подвержены места с высоким давлением. Распознать проблему можно по лужицам антифриза, которые образуются после длительного стояния автомобиля на стоянке. Рекомендуем перед каждой установкой расширительного бочка проверять его на герметичность при помощи компрессора.
  • Бракованные резьбовые соединения. Качество резьбы – это то, что во многом определяет герметичность устройства. Если на его поверхности образуются сколы и заусенцы, то детали уже не смогут плотно прилечь друг к другу. Из-за этого охлаждающая жидкость может выбиваться через микроскопические ходы.
  • Неисправность клапанной крышки. Клапанная крышка – деталь, которая может принести много головной боли любому автовладельцу. Распознать проблему можно по следующим признакам: на холостых оборотах протечка отсутствует, она появляется лишь при возрастании нагрузки на двигатель. Чтобы решить поломку, необходимо полностью разбирать клапан и чистить его. В некоторых случаях проводится замена детали.

Нарушение циркуляции охлаждающей жидкости

Если охлаждающая жидкость начинает неправильно циркулировать по системе, то двигатель начинает перегреваться. Из-за этого происходит повышение давление, а вследствие – взрыв. Охлаждающая жидкость начинает выдавливаться через крышку. Среди основных причин такой проблемы можно выделить:

  • Поломка термостата. Из-за этого охлаждающая жидкость начинает неправильно циркулировать в малом кругу, что приводит к нарушению охлаждению. Основная опасность такой проблемы – перегрев двигателя.
  • Появление пробок воздуха в трубках радиатора или же засорение каналов различными отложениями. Чтобы решить эту проблему, необходимо чистить и промывать систему. Если не сделать этого, существует высокая вероятность выхода из строя силового агрегата.
  • Поломка водяного насоса.

Утечка антифриза

Выбрасывать антифриз из расширительного бочка может из-за недостаточного его количества в системе. Если его мало, то двигатель начинает охлаждаться неэффективно. Из-за нагрева происходит стремительное испарение антифриза, что повышает давление в двигателе. Чтобы решить такую проблему, достаточно просто залить достаточное количество охлаждающей жидкости. Среди причин возникновения данной проблемы можно выделить:

  • Естественный износ шлангов, трубок и различных патрубков. Чаще всего надлом происходит в соединительном шланге на расширительном бочке. Временно решить проблему можно при помощи хомутов, но необходимо полностью заменить изношенную деталь.
  • Наличие трещин в радиаторе, печке, кондиционере. Распознать проблему можно по появлению запаха охлаждающей жидкости в салоне.
  • Появление разрушений в термостате, помпы. Регулярно осматривайте систему охлаждения на наличие подтеканий.
  • Пробитие прокладки головки блока цилиндров. Распознать проблему можно по выделению белого дума из выхлопной трубы, пару из-под крышки капота, появление эмульсии в расширительном бачке.

Статьи

Мембранные баки широко применяются в системах холодного и горячего водоснабжения. Вместе с повысительными насосами и водонагревателями. Если мембранный бак установлен в системе холодного водоснабжения его называют — гидроаккумулятор. Если мембранный бак установлен в системе горячего водоснабжения — расширительный бак.

Какие функции выполняют мембранные баки

Гидроаккумулятор накапливает воду под давлением и гасит гидроудары. Расширительный бак, принимает избыточный объём воды, образовавшийся в результате её нагрева в водонагревателе.

Конструкция мембранных баков

Конструкция мембранных баков проста: стальной сосуд, разделен резиновой мембраной на воздушную и водяную полость. Мембрана пригодна для использования с питьевой водой. Сама питьевая вода не соприкасается непосредственно с металлической стенкой внутри бака: либо она находится внутри мембраны, либо внутренняя металлическая поверхность бака покрыта специальной эмалью.

Принцип работы мембранного бака

Принцип работы прост: вода под давлением поступает в водяную полость бака, сжимая воздух в воздушной полости, через резиновую мембрану. Сжатый воздух, когда это нужно, выталкивает воду обратно в систему.

Как рассчитать необходимый объём мембранного бака

Мембранные баки выпускаются широким типорядом от 0,25 до 5000 литров. С максимальным рабочим давлением на корпус 10, 16, а специальные на 25 бар. Объём гидроаккумулятора для системы холодного водоснабжения, рассчитывается исходя из условия ограничения максимального количества включений насоса в час. Если не стоит задача накапливать заданный запас воды под давлением. При расчёте объёма гидроаккумулятора в системах горячего водоснабжения учитывается объем, мощность водонагревателя (бойлера), минимальная и максимальная температура воды в водонагревателе, давление воды на линии подачи, давление срабатывания предохранительного клапана, для проточных мембранных баков — пиковый расход.

Где монтируются мембранные баки

В системах холодного водоснабжения гидроаккумуляторы могут монтироваться как на всасывающей, так и напорной стороне насоса, рядом с насосом: приямке, кессоне, либо поодаль от него, например, в техническом помещении дома. Расширительный бак в системе горячего водоснабжения монтируется рядом с бойлером косвенного нагрева, электрическим водонагревателем, только со стороны поступления холодной воды к водоподогревателю, а не на выходе из него (см. инструкцию по эксплуатацию водонагревателя).

Как правильно настроить давление в мембранном баке

Для того чтобы система корректно работала необходимо накачать в бак правильное начальное давление P и согласовать его с давлением включения насоса в системе холодного водоснабжения. В повысительных установках, когда бак расположен с напорной стороны Р = Р вкл. — 0,5 бар (Р вкл. — давления включения насоса). В повысительных установках, когда бак расположен со стороны всасывания Р = Р н. — 0,5…1 бар (Р н. — давление на вводе).

В системах горячего водоснабжения начальное давление P = P н — 0,2 …1 бар (Р н — давление после редуктора). При этом нужно учитывать, что чем дальше гидробак расположен от редуктора давления в системе, тем ниже в нём должно быть выставлено предварительное давление. Если редуктор давления в системе отсутствует, то начальное давление в расширительном баке Р = Р мин. — 0,5 бара (Р мин. — минимальное давление подачи воды в систему). Выставленное таким образом начальное давление в гидроаккумуляторе, обеспечит постоянный начальный запас воды в баке, нужный для защиты мембраны от преждевременного износа.

Как обслуживаются мембранные баки

Мембранные баки неприхотливы в эксплуатации. Они требуют минимальное техническое обслуживание: контроль давления в воздушной камере, проверка целостности мембраны, внешний осмотр бака на предмет коррозии. При необходимости в мембранный бак подкачивается воздух, производится замена мембраны, замена фланца, чистка входного патрубка, покраска, сколов краски внешней поверхности. Если есть дефекты, которые невозможно устранить, гидробак меняется полностью.

Как действует гидробак в системе отопления открытого типа

Работает такой гидробак следующим образом:

Вода при нагревании в котле расширяется. Если не принять мер по отводу увеличившегося объема, излишек теплоносителя под давлением разорвет трубы, батареи, повредит краны. Для решения проблемы в систему устанавливается гидробак,  куда уходит образовавшаяся лишняя жидкость. Теплосистема продолжает нормально функционировать.  Расширительный бак для отопления закрытого типа, имеющий другую конструкцию, работает по тому же принципу

Гидробак гасит скачки давления, вызванные резким закрытием запорной арматуры, воздушными пробками и другими причинами. Он играет роль гидроаккумулятора: после снижения давления в системе вода из него возвращается обратно в трубы.

Это устройство представляет собой емкость из нержавейки или приспособленную канистру. Она может быть полностью открытой, но лучше использовать крышку, чтобы внутрь не попадала грязь, посторонние частицы, а вода меньше испарялась.

Для удобства эксплуатации бачок можно оснастить дополнительными приспособлениями:

  • Переливным шлангом или трубой, по которым при переполнении лишняя вода будет выливаться в канализацию или за пределы здания.
  • Подающей трубой для долива, подведенной к системе водоснабжения.
  • Поплавковым устройством. При снижении уровня жидкости поплавок опустится, и включится подача воды из водопровода. Когда жидкость наполнит бак до нужного уровня, поплавок вернется на место и вода перестанет поступать в гидробак.

Давление в расширительном баке?

Обратитесь к инструкции устройства – как правило, речь идет об уровне 1-3 бар.

Делайте корректировки давления исходя из места расположения расширительного бачка по отношению ко всей системе. Считается, что в резервуаре необходимо поддерживать давление на 0,4 атмосферы ниже, чем в трубопроводе — этого достаточно для нормальной, бесперебойной работы системы. Утверждение справедливо, если бак и трубопровод на одном уровне. Иначе разницу следует увеличивать.

Узнать, какое давление в бачке, можно по манометру. Проверить работоспособность прибора можно так: закройте клапаны, чтобы изолировать бак, через несколько минут накачайте, а потом стравите воздух. Если во время манипуляций стрелка двигается — плавно, предсказуемо, то все хорошо — прибору можно доверять. Второй способ: использовать ручной манометр. Одинаковые разъемы у прибора и выпускного клапана бачка позволят просто произвести измерение.

Нельзя допускать ситуации перекачки давления расширительного бака – тогда выдавит всю воду, как следствие – гидроудары при избыточном нагреве. Недостаток давления приведет к срывам предохранительных клапанов – поднимите давление. Например, при помощи насоса от велосипеда или автомобиля через специальный золотник. Также подойдет баллон со сжатым воздухом.

Придерживаясь этих правил, можно выбрать, поставить расширительный бак, который долгое время без проблем поможет сохранять высокое качество горячего водоснабжения в доме.

Подписывайтесь так же на наш Youtube, группу , . Там много полезного и интересного контента!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *