Для чего нужен техосмотр автомобиля и как его пройти без проблем?

Вопросы наших читателей

В завершении рассмотрим типичные ситуации, возникавшие у наших читателей. Вполне возможно, что они появятся и у других людей, поэтому пути решения могут представлять интерес для многих.

Вчера прошел диагностику и получил карту. Но эксплуатировать машину собираюсь только летом, то есть через три месяца. Могу ли я полис ОСАГО купить не сейчас, а позже? Можете. Действующая карта должна быть на момент приобретения полиса, и, во время страхового случая

Последнее важно, т.к. даже при наличии ОСАГО, но с закончившейся картой, страховые компании могут попытаться аннулировать / компенсировать выплаты

Купил подержанный автомобиль с диагностической картой, до конца действия которой оставалось всего две недели. По этой карте спокойно оформил ОСАГО на год. Насколько это законно? При наличии действующей карты полис открыть могут. Другое дело, что после окончания действия техосмотра, и возникновении страхового случая, деньги Вам могут и не выплатить.

Попал в аварию. Виновен я. ОСАГО есть, но диагностическая карта просрочена. Могут ли меня заставить платить? Могут. Это положение закона, что при отсутствии действующего техосмотра к виновному могут быть применены регрессивные требования.

В аварии виновна другая сторона, но диагностическая карта просрочена у меня. Мне могут отказать в выплатах? Не могут. По действующему полису виновного Вам положена компенсация безотносительно того, какие документы есть или отсутствуют у Вас.

Купил карту у страховщика вместе с ОСАГО, стал проверять, а в реестре по этому номеру другой автомобиль. Что будет мне, если я сообщу в полицию об этом факте? Если Вы намеренно приобретали поддельный документ, то могут применить ст.327 УК РФ, а это от штрафа до 80 000 до полугодового ареста.

Можно ли купить ОСАГО не по фактически предъявленной диагностической карте, а только по ее номеру? Ведь страховщик же может проверить? Может и обязан проверить. А вот оформлять Вам полис без карты не обязан. Закон однозначно требует предъявления карты при оформлении полиса.

Техосмотр процедура необходимая. И для получения ОСАГО, и для безопасности движения. Желая сэкономить, нередко идут на противоправные действия. Мы не рекомендуем такого поведения.

Но мы с радостью рекомендуем вам наш бесплатный сервис юридических консультаций. Просто опишите создавшуюся проблемы через форму, расположенную под статьей, и наш специалист постарается ответить вам в самое ближайшее время.

Стоимость

Цена услуг эксперта на специализированной станции технического осмотра зависит от региона, объема работ и вида транспортного средства. Предельные суммы рассчитаны в соответствии с методикой Федеральной службы по тарифам и установлены законом № 170-ФЗ.

По России действует следующий порядок цифр на техосмотр:

Категория (виды ТС) Цена в рублях
«А» (мотоцикл, скутер, мопед,) 230 – 290
«В» (прицепы, легковые и маловесные грузовые авто) 600 – 800
«D», «С» и тяжелые автоприцепы 1500 – 1600
«Е» (пассажирские ТС больше 8 мест) 1100 – 1400

Стоимость повторного осмотра на той же СТО в течении 20 дней значительно дешевле первичной цены, поскольку проводится частичная диагностика проблемных узлов.

Как правильно подготовиться к прохождению ТО – советы:

Сроки прохождения технического осмотра по годам

Хотя требование к присутствию технического осмотра строго для любого автомобиля, возрастная группа транспорта, которой нужны осмотры, имеет границы.

Например, если ТС только выпущено, то не нужно сразу же делать ТО. К тому же никто не должен его с вас требовать.

Когда машине от 3 до 7 лет, ее должны регулярно проверять. Повторять процедуру нужно раз в два года. А если автомобиль перешел эти возрастные границы, проверять его нужно ежегодно.

Автомобиль, которому от 3 до 7 лет, нужно проверять раз в два года

Относительно специальных транспортных средств – тут есть свои правила. Ежегодный техосмотр обязателен для грузовых машин, автомобилей, на которых учатся студенты автошкол, также правило относится к машинам со специализированными светозвуковыми сигналами.

Кстати, важно знать, что очередной технический осмотр вполне может быть пройден до истечения срока предыдущего

Каждые полгода проверяют общественный транспорт

Другой вопрос: необходим ли технический осмотр для нового автомобиля? Если это машина категории В, то в подобных манипуляциях нет нужды в течение первых трех лет.

Ниже приведем таблицу, касающуюся личных автомобилей категории В.

Условный год выпуска Год выпуска (пример) Нужен ли техосмотр? Диагностическая карта выдается:
Х 2019 Нет Нет
Х-1 2018 Нет Нет
Х-2 2017 Нет Нет
Х-3 2016 Да, если отсутствует действующая диагностическая карта На 2 года
Х-4 2015 Да, если отсутствует действующая диагностическая карта На 2 года
Х-5 2014 Да, если отсутствует действующая диагностическая карта На 2 года
Х-6 и более 2013 и более Да, если отсутствует действующая диагностическая карта На год

Частота прохождения ТО зависит от года выпуска машины

Как часто должен проводиться техосмотр для ОСАГО?

Срок действия диагностической карты зависит от:

  • категории автомобиля;
  • его возраста.

Каждые полгода (вне зависимости от возраста авто) нужно проходить технический осмотр владельцам (не путать с обязательным предрейсовым и предсменным контролем, который проводится перед каждым выпуском ТС на линию):

  • легковых такси;
  • автобусов;
  • грузовых машин с числом мест более 8, предназначенных для пассажирских перевозок;
  • специализированных ТС, транспортирующих небезопасные грузы (п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 170).

Каждый год (независимо от возраста ТС) требуется получение карты диагностики для собственников:

  • грузовиков весом свыше 3,5 тонн;
  • ТС, на которых происходит обучение вождению;
  • автомашин, оборудованных устройствами для подачи световых и звуковых сигналов (п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 170).

Каждый год нужно проходить технический осмотр для ОСАГО собственникам следующих ТС, если их возраст – более 7 лет (включая год производства):

  • все виды легковых машин;
  • грузовики с весом до 3,5 тонн;
  • прицепы и полуприцепы (не нужно проходить ТО с 1 января 2012 года и далее владельцам прицепов, если таковые – физические лица – ч. 4 ст. 32 ФЗ № 170);
  • мотоциклы.

Если вышеуказанные разновидности (все виды легковых машин, грузовики с весом до 3,5 тонн, прицепы, полуприцепы и мотоциклы ) транспортных средств находятся в возрасте от 3 до 7 лет с момента выпуска, то технический осмотр для ОСАГО нужно проходить не каждый год, а 1 раз в 2 года. А если им нет еще 3 лет, тогда карту техосмотра получать вообще не потребуется (ч. 2 ст. 15 ФЗ № 170).

Диагностическая карта: что это?

Диагностическая карта — документ, составляемый по результатам проведения технического осмотра транспортного средства, включая обследование предметов его дополнительного оборудования. ДК представлена в формате листа А4, она заключает в себе сведения, оформленные в виде таблицы, о проверке всех агрегатов автомобиля и узлов.

Согласно закону от 01.07.2011 № 170-ФЗ, оформление диагностической карты является обязательным только для автомобилей, возраст которых более трех лет.

В результате проведения техосмотра выносится, решение о пригодности транспортного средство к эксплуатации. В случае, если автомобиль соответствует всем требованиям безопасности, диагностическая карта будет заверена подписью оператора, который осуществлял ТО, и печатью компетентной организации. Если по сведениям, указанным в ДК, нельзя заключить о пригодности авто к эксплуатации, то его владелец обязан в течение 20 дней устранить неполадки и провести повторный ТО.

СПРАВКА! Документ составляется в двух экземплярах: один отдается владельцу автомобиля, а другой в течение трех лет хранится у эксперта.

Готовая ДК в цифровом виде отправляется в ЕАИСТО (единую автоматизированную информационную систему технического осмотра) и хранится там на протяжении 5 лет. В случае утери документа, процедура восстановления производится быстро: при обращении к техническому оператору, дубликат будет предоставлен в тот же день.

ВАЖНО! В отличие от стандартного талона, ДК привязана не к фамилии владельца, а к самому автомобилю. Поэтому при продаже транспортного средства не возникает необходимости повторного оформления документа, если действителен старый

Обязательно ли возить с собой?

Начиная с 2012 года, в соответствии с федеральным законом от 1 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» утверждено: всегда иметь при себе ДК необязательно. Процедуры технического осмотра и составления диагностической карты необходимы для получения полиса ОСАГО. Наличие данного полиса у автовладельца является автоматическим подтверждением пройденного техосмотра.

Информация о пройденном ТО содержится в электронных базах, так что инспектор ГИБДД, сделав при необходимости запрос, самостоятельно проверит сведения о техосмотре.

ВНИМАНИЕ! Если сотрудник ГИБДД настаивает на том, что карта технического осмотра должна присутствовать у владельца автомобиля, требует выплаты штрафа или угрожает, то в этом случае его действия не являются правомерными

Штраф за отсутствие ТО

Для эксплуатации транспортного средства прохождение технического осмотра является обязательным действием. При положительном заключении ТО, автовладелец имеет право оформить полис ОСАГО, благодаря которому в случае ДТП может рассчитывать на финансовую поддержку от страховой компании.

ВАЖНО! Штраф за отсутствие ТО при наличии полиса обязательного страхования для водителей легковых авто не взимается. Наличие данного полиса для автовладельца установлено Статьей 3 Федерального закона «Об ОСАГО»

Осуществлять вождение транспортного средства, не имея заключения о пройденном техосмотре, а, следовательно, и полиса ОСАГО на территории РФ запрещено и карается штрафом в размере от 800 рублей по Ст. 12.37 КоАП РФ

Наличие данного полиса для автовладельца установлено Статьей 3 Федерального закона «Об ОСАГО». Осуществлять вождение транспортного средства, не имея заключения о пройденном техосмотре, а, следовательно, и полиса ОСАГО на территории РФ запрещено и карается штрафом в размере от 800 рублей по Ст. 12.37 КоАП РФ.

Штраф за отсутствие диагностической карты

Начиная с 2018 года, штраф для владельцев легкового транспорта за отсутствие ДК не предусмотрен. Однако водители ряда категорий транспортных средств, обязаны иметь при себе диагностическую карту, к их числу относятся:

  • Микроавтобусы, автобусы;
  • Грузовые автомобили, имеющих не менее восьми мест для перевозки пассажиров;
  • Такси;
  • Специализированный транспорт, перевозящий грузы, представляющие опасность.

Собственники автотранспорта этих категорий обязаны раз в полгода проходить ТО. Им положено возить с собой не только полис ОСАГО, но диагностическую карту, иначе предусмотрен штраф в размере от 800 до 5000 рублей. За несвоевременную уплату этих средств, применяются суровые санкции и более высокие штрафы.

Правила проведения техосмотра автомобилей

По новому регламенту техосмотр можно проходить в любом российском авторизованном пункте технического осмотра, независимо от места жительства владельца и места регистрации автомобиля. Актуальные сведения из реестра пунктов ТО аккредитованных Российской ассоциацией автостраховщиков можно получить на сервере РСА.

При этом оператор пункта техосмотра может отказать в выдаче диагностической карты только в двух случаях:

  1. Когда марка транспортного средства не соответствует специализации дилера.
  2. Если автомобиль не прошел испытания по одному или нескольким важным параметрам.

Несмотря на то, что в целом процедура технического осмотра стала проще, основные факторы, влияющие на безопасность дорожного движения, по-прежнему тщательно контролируются. В плане проверки значатся 65 параметров, среди которых:

  • Оценка рулевого управления и тормозной системы.
  • Эффективность торможения.
  • Исправность осветительных приборов.
  • Проверка уровня загрязняющих веществ в отработанных газах.
  • Наличие огнетушителя и аварийного знака.
  • Работоспособность омывателя и стеклоочистителя.
  • Светопроницаемость лобового и передних боковых стекол.

Согласно правилам на всю процедуру осмотра легкового автомобиля отводится не более 30 минут, что на треть меньше, чем раньше. Результаты техосмотра заносятся в диагностическую карту. Если серьезных отклонений не обнаружено, то владелец получает заключение о возможности эксплуатации транспортного средства.

Ответственность за качество диагностики возложена на технического эксперта, осматривающего автомобиль. Предполагается, что в случае ДТП по причине неисправности, отвечать придется оператору техосмотра, сотрудник которого выдал положительное заключение.

Если во время технического осмотра эксперт обнаружит неполадки, то отметки о них вносятся в соответствующую графу диагностической карты и автомобиль направляется на техосмотр повторно.

Чтобы сохранить в силе результаты первого осмотра и не платить за проверку исправных узлов машины ещё раз, повторную диагностику нужно провести в течение 20 дней с момента выдачи предыдущего заключения. В этом случае эксперт проверит только не прошедшие предыдущую аттестацию элементы автомобиля. Превышение установленного срока или привлечение к техосмотру другого оператора сбрасывает результаты первого осмотра, и тогда процедуру придется начать с нуля.

Случай второй – отказ от гарантии

«На каждую силу действия – есть сила противодействия» — это закон физики. Конечно же дилеры и производители стали затыкать эти дыры в законе и сейчас ВСЕ НЕ ТАК ПРОСТО.

Процитирую пункт закона, который я привел сверху:

П.6 ст.18 ФЗоЗПП (и п.2 ст.476 Гражданского кодекса Российской Федерации) В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер, отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Но эти правила ведь можно и подкорректировать. Сейчас многие (да почти все производители), начиная от наших Российских, заканчивая элитными немцами, имеют такую надпись в сервисной книжке:

Ну и теперь расставляем все по полочкам:

  • Кто такой ОД – официальный дилер? Это сертифицированный сервисный центр который провел обучение своих сотрудников, на ремонт и обслуживание определенного типа автомобилей. Которые потом сдали экзамены и получили на это соответствующие сертификаты. А сколько сторонних компаний (обычных станций технического обслуживания), делали такое со своими сотрудниками? Думаю мало кто!
  • Гарантию изготовителя, по закону конечно не один официальный дилер не может отобрать. НО ТОЛЬКО на те узлы, которые априори не требуют технического обслуживания. НАПРИМЕР – кузов, карданный вал, МКПП (и то не факт), балка, некоторые детали подвески (например сайлентблоки, амортизаторы, стойки стабилизатора и т.д.), рулевая рейка (и то если это ЭУР, потому как ГУР также нужно обслуживать), подшипники, электрика (и то не вся), катализаторы и т.д. ТО есть все то, что должно ходить долго (в идеале весь срок службы автомобиля).
  • НО на агрегаты, которые требуют обслуживания, а оно априори должно проходить у официального дилера (смотри пункт 1), вам просто вежливо откажут. К таким узлам можно отнести самые дорогие агрегаты – двигатель, АКПП, сцепление, кондиционер или климат-контроль, даже систему охлаждения (все радиаторы, печки и прочее) и т.д. вам вежливо откажут.

Таким образом, во втором случае когда на ТОЙОТЕ КАМРИ с мотором в 3,5 литра АКПП умерла уже при 69000 км (а она там может и в 7000 км умереть). Хозяин, который поверил надежности КАМРИ, и не проходил ТО у официалов, а делал все сам. И потом затеяв суд – ПРОИГРАЛ ЕГО С ТРУСКОМ!

Доводы официального дилера (производителя):

  • Замена масла происходила в АКПП или нет? Она должна была быть в 60 000 км
  • Какое масло залито?
  • НА какой станции происходило замена? Имеется ли наличие сертификатов (в данном случае ТОЙОТА) об обучении персонала
  • Каким методом (способом) была произведена замена

Один только третий пункт уже дает право в отказе ремонту или замене по гарантии.

Для физических лиц

Если машина находится в частной собственности и личном пользовании, ТО проводят с минимальным набором документов.

Для прохождения техосмотра владельцу – физическому лицу необходимо предоставить два оригинальных бланка:

  • ПТС или СТС;
  • паспорт гражданина РФ или документ, удостоверяющий личность.

В соответствии с Федеральным законом № 170, только при отсутствии этих бумаг, станция вправе отказать в проведении осмотра. Относительно регистрационных документов на машину, требуется паспорт ТС необходимо предоставлять только в случае отсутствия свидетельства на авто.

В случаях, когда водитель может претендовать на скидку при оплате диагностики, требуется документ, подтверждающий принадлежность к данной категории граждан.

Сотрудники станции-оператора не вправе требовать данный документ в качестве обязательного и отказать в прохождении процедуры без предъявления этого бланка.

Сроки прохождения техосмотра

Оговоримся сразу, что для каждой категории автомобилей, и каждой частной ситуации, периодичность прохождения техосмотра разная.

Так для определения периодичности прохождения техосмотра, для начала требуется определиться с датой, от которой считать возраст автомобиля.

Для определения года выпуска автомобиля, необходимо брать не дату покупки машины в салоне, а год её производства.

То есть несмотря на то, что Вы выехали из салона, на своем новеньком автомобиле, к примеру 19.08.2021 г. Год его производства будет считаться как 01.01.2021, отсюда и следует считать период первого и последующих техосмотров.

Рассмотрим периодичность прохождения техосмотра для всех категорий автомобилей отдельно.

◊ Техосмотры для категории А (L):

К данной категории относятся мотоциклы, мотороллеры и прочие двухколесные транспортные средства.

Периодичность их осмотров зависит от возраста.

— Если транспорт до 4 лет, то прохождение техосмотра не требуется.

— От 4 до 7 лет предоставлять транспортное средство требуется каждый год.

◊ Техосмотры для категории В (M1):

Самая распространенная группа транспортных средств в нашей стране — легковые автомобили.

Для категории легковых автомобилей периодичность получения диагностических карт следующая:

— первые 4 года от года производства – прохождение техосмотра не требуется;

— спустя 4 года от года производства – диагностическая карта оформляется на 2 года;

— спустя два года после первой проверки – диагностическая карта оформляется на 2 года;

— после второй проверки – техосмотр проходят ежегодно.

Но есть некоторые оговорки для данной категории автомобилей.

К примеру, категория B, но имеющая лицензию такси, потребует от собственника, вне зависимости от года производства автомобиля, ежегодно предоставлять автомобиль на технический осмотр.

◊ Техосмотры для категории С (N2, N3):

Категория N2 грузовики от 3,5 до 12 тонн.

Категория N3 грузовики свыше 12 тонн.

Данная категория транспортных средств проходит техосмотр ежегодно.

Есть некоторые нюансы, при которых данная периодичность может быть сокращена.

Примером может служить случай при получении пропусков, в пределы определенных участков дорог, такие как МКАД и 3-е транспортное кольцо в Москве.

Но данные ситуации настолько единичны, что при запросе на получение пропуска Вам обязательно скажут нужно проходить ТО или нет.

◊ Техосмотры для категории D (M2, M3):

Категория M2 автобусы до 5 тонн.

Категория M3 автобусы свыше 5 тонн.

К данной категории относятся автобусы.

Особое внимание следует обратить на то, что автобус должен быть не менее 8 посадочных мест. Из-за высокой степени рисков, при перевозке большого числа пассажиров, периодичность прохождения техосмотра составляет два раза в год

Из-за высокой степени рисков, при перевозке большого числа пассажиров, периодичность прохождения техосмотра составляет два раза в год.

Интересный факт
Существует ряд легковушек, которые из-за большого количества пассажирских мест, при растаможевании, на границе получают ПТС с категорией D. К примеру Hyundai Grand Starex и одна модификация Toyota Land Cruiser Prado.

Данная незначительная отметка может стать огромной помехой для собственника такого автомобиля.

◊ Техосмотры для категории других транспортных средств и прицепов:

Это частные случаи. Однако, в последнее время довольно часто стали встречаться в связи с распространением квадроциклов.

К другим транспортным средствам относится, так называемая специализированная техника.

Получить диагностическую карту для такой категории в обычном пункте ТО не получится.

Для этого необходимо обращаться в Ростехнадзор.

Если в случае с обычными автомобилями техосмотр нужен для того чтобы получить ОСАГО, в случае со специализированной техникой Вам сначала нужно оформить полис ОСАГО, а с ним уже отправляться в Ростехнадзор для прохождения техосмотра.

Новый метод расчета предельной стоимости техосмотра 2022

ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба) разработала новый проект, предполагающий изменение методики расчета предельной стоимости техосмотра. Тариф на прохождение техосмотра предлагают считать по формуле с учетом “коэффициента загрузки оператора ТО”. Ценообразование будет зависеть от пропускной способности станции ТО, количества таких станций и числа транспортных средств, которым необходимо проходить техосмотр, зарегистрированных в регионе. Лимит стоимости техосмотра в регионах будет обновляться ежегодно исполнительными властями, и будет учитывать сведения раздельного учета доходов и расходов операторов техосмотра. В случае несвоевременного предоставления данных более 50% операторов, предельная стоимость техосмотра в 2022 году будет проиндексирована в соответствии с прогнозами Минэкономразвития по инфляции. Новый метод расчета призван сбалансировать интересы операторов техосмотра и потребителей, а также сделать прозрачным ценообразование. Возможно, что уже 01 сентября 2022 года предельную стоимость техосмотра будут рассчитывать по новой методике.

Кто проходит техосмотр в 2022 году

Конец 2021 года расставил все по местам – прохождение т/о изменилось.

Он в обязательном порядке сохраняется:

  • для постановки на госучет т/с, изготовленных более четырех (считая с года изготовления) лет назад;
  • в случае, когда у т/с, изготовленного более четырех (считая с года изготовления) лет назад, меняется владелец и обращается за проведением регистрационных действий;
  • в случае обращения за регистрационными действиями, когда т/с претерпевает изменение конструкции или замену одного из основных компонентов;
  • в случае необходимости соответствия требованиям законодательства Евразийского экономического союза эксплуатируемых т/с при изменении их конструкции;
  • в случае, когда визуально т/с находится в неисправном и небезопасном состоянии и может представлять угрозу для участников дорожного движения;
  • для грузовых автомобилей, такси, автобусов.

Если у гражданина уже имеется действующая диагностическая карта, сотрудники ГИБДД могут направить его на прохождение т/о только при явных визуальных неисправностях.

В качестве наиболее очевидного положительного момента эксперты отмечают, что при новой инициативе у проверяющих органов будет больше возможностей уделять повышенное внимание проверке т/с, представляющих наибольшую опасность на дорогах, а именно грузового транспорта, такси, автобусов. Юридическим лицам не придется привыкать к изменениям законодательства ввиду их отсутствия в этой сфере в наступившем году

Для них все осталось пока в прежнем режиме – прохождение т/о для легковых авто возрастом 4-10 лет – раз в два года. Для автомобилей старше 10 лет – раз в год. Машины младше четырех лет подвергать процедуре не нужно

Юридическим лицам не придется привыкать к изменениям законодательства ввиду их отсутствия в этой сфере в наступившем году. Для них все осталось пока в прежнем режиме – прохождение т/о для легковых авто возрастом 4-10 лет – раз в два года. Для автомобилей старше 10 лет – раз в год. Машины младше четырех лет подвергать процедуре не нужно.

Штрафы за отсутствие техосмотра

Вопрос новых штрафов волнует многих. В марте 2022 года начинает действовать правило – штраф в размере две тысячи рублей при езде без т/о для т/с, за которыми сохраняется обязанность его прохождения. Штраф, кстати, был увеличен более чем в два раза, ранее он составлял 800 рублей.

Фиксация нарушителей будет происходить при участии безмолвных и беспристрастных помощников сотрудников ГИБДД – дорожных камер фото- и видеофиксации.

Причем штраф выписывается единожды и направляется нарушителю, а поскольку правонарушение может быть длящимся, а количество дорожных камер растет как на дрожжах, то за месяц один удачливый водитель может пополнить государственную казну аж на 60 тысяч рублей.

Для остальных категорий граждан данный штраф угрозы представлять не должен, однако, во избежание случайного пополнения бюджета и ошибок в трактовке свежих положений, законодатель собирается уточниться в формулировках и в скором времени внести изменения в ст. 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *