Температурные показатели моторного масла

Причины образования проблемы

Разберем причины, из-за которых температура моторного масла начинает повышаться:

Основная причина повышения рабочей температуры защитной смазки – это ее низкое качество. Если вы стремитесь сэкономить на техническом обслуживании своего средства передвижения, сразу готовьтесь к появлению неприятных сюрпризов в его работе. Низкокачественное моторное масло не справляется с постоянными скачками температур внутри силовой установки: оно быстро теряет эксплуатационные свойства, превращаясь в водянистую жидкость, которая мало того, что начинает стремительно стекать с механизмов, оставляя их без защиты, так еще и начинает гореть и испаряться.

Аналогичная ситуация возникает и с высококачественным смазочным материалом после его устаревания.

Если владелец автомобиля пренебрег заменой масла, то нефтепродукт также может спровоцировать повышение температуры внутри двигательной системы.

Неисправности в охладительной системе также могут стать причиной резкого роста температуры масла. Например, спровоцировать это может обрыв или ослабление ремня привода вентилятора или насоса системы охлаждения, неисправность гидромуфты привода вентилятора, загрязненность радиатора и прочие несовершенства конструкции.

Это две основные причины, которые могут вызвать кипение масла внутри силовой установки.

При какой температуре замерзает моторное масло?

Масло моторное вообще замерзает, если да, то при какой температуре. Нет такого понятия, как замерзание масла, так как оно не замерзает при естественных температурах, есть понятие как застывание масла, которое и используется при составлении нормативных документов.

Масло замёрзнуть практически не может, так как это делает вода, но оно застывает или проще говоря загустевает.

Масло, которое относится к сложным жидкостям, при пониженных температурах провоцирует такие физические свойства, как

Именно температура застывания и служит показателем эксплуатации масла в автомобильных агрегатах, например таких как двигатель.

Температура использования масла прописывается в SAE и через маркировку масла можно уточнить его примерную температуру застывания, которая придерживается на уровне до пониженной на 15-20 градусов от конечной температуры использования.

Так для масел, которые считаются для использования при самых низких температурах, маркировок:

Масло не замерзает при низких температурах в «классическом» смысле, то есть масло не превращается в кусок льда, оно теряет свою вязкость и при определённых температурах двигатель запустить практически не возможно.

При покупке масла важно учитывать 2 показателя, это низкотемпературная вязкость и высокотемпературная вязкость. Моторное масло может быть минеральным, синтетическим, полусинтетическим

Моторное масло может быть минеральным, синтетическим, полусинтетическим.

Крайне низкие температуры (и при этом не теряя своей вязкости) выдерживает синтетическое моторное масло.

Такое масло является универсальным, то есть можно использовать и летом и зимой.

Посмотрите на буквенную и цифровую маркировку на канистре с маслом.

Масло (синтетическое) с маркировкой «0W» и далее идут цифры, по сути цифры (после букв) и означают ту температуру (минимальную) при которой можно его эксплуатировать.

Вот пример, моторное масло «Тойота 0W-30»,

Вот, например такое, масло «Мобил 0W-40».

Такое масло используется в двигателях которые эксплуатируются по сути в экстремальных погодных условиях.

Источник

Что означает высокая температура масла

При определении характеристик смазочной жидкости рассматриваются два важных показателя высокой температуры:

  • допустимая;
  • температура кипения.

Коэффициент допустимости говорит об оптимальной температуре масла. Бывают случаи, когда в моторе температура масла дошла до рабочего состояния, а изменение вязкости происходит с некоторым запозданием.

Чем короче этот временной отрезок, тем лучше смазочное вещество справляется с основной функцией, которая состоит втщательномсмазывании трущихся поверхностей деталей работающего движка. При выполнении этого условия износ мотора не будет увеличиваться даже при его сильном нагреве.

Завышенный коэффициент кипения опасен для двигателя. Кипение, пузырение и дымность недопустимы. Температура возгорания моторного масла равна 250°С. При этом смазка разжижается, низкий показатель вязкости свидетельствует о некачественном смазывании и порче всей механической части двигателя.

Недопустимо повышение температуры смазки в работающем двигателе более, чем на два градуса за одну минуту.

Если смазочный материал горит одновременно с топливом, понижается концентрация масла, выхлоп приобретает характерный цвет и запах. Расход смазки резко возрастает. Водителю приходится постоянно заливать новые порции.

Функциональность смазочных жидкостей

Чтобы силовой агрегат функционировал устойчиво, необходимо правильно подобрать смазочный раствор. Его выбор проводится по параметрам, основными из которых являются:

  1. Вязкость. Основной показатель любого масла. Означает способность масляной жидкости поддерживать должный уровень текучести, покрывая детали внутри двигателя. Степень вязкости зависит от температуры двигателя и своей собственной. С повышением температуры уровень вязкости падает.
  2. Индекс вязкости. Величина, определяющая уровень вязкости смазочного раствора в зависимости от его температуры. Увеличение индекса вязкости увеличивает диапазон температур, в которых он может работать. Показатель является разным для каждого вида масла.
  3. Температурное показание вспышки. Значение, которое определяет уровень легкокипящих фракций в масляной жидкости. У качественных масел вспышка происходит при температуре от +230 градусов и выше. Если масляный раствор не качественный, то маловязкие компоненты будут быстро выгорать и испаряться, а его расход будет увеличиваться.
  4. Температурное показание кипения. Показатель, при котором масляная жидкость теряет свойство вязкости и смазочные показатели. Ее вскипание приведет к контакту трущихся деталей силовой установки и выходу ее из строя.
  5. Температурное показание воспламенения. Величина критического нагрева масляной жидкости. Ее горение начинается при достижении ее температуры +260 градусов. Воспламенение грозит взрывом движка и травмами для пассажиров.
  6. Летучесть. Масляный раствор начинает испарение при температуре +250 градусов. Определение летучести проводят способом НОК. При указанной температуре на протяжении одного часа необходимо провести кипение одного литра масла. Если через час останется 900 грамм жидкости, то уровень летучести составляет 10%. По международным стандартам, эта норма не должна превышать 15%.
  7. Температурное показание застывания. Величина, определяющая уровень потери текучести масляной жидкостью. При достижении температуры застывания вязкость смазки резко возрастает или происходит процесс увеличения вязкости с застыванием парафина, в результате чего смазка затвердевает.
  8. Щелочное значение ТВN. Число, которое определяет щелочные характеристики масла, полученные в результате добавления моющих и деградирующих присадок. Это показатель способности масляной жидкости к обезвреживанию вредных примесей и кислот, получаемых в результате работы силовой установки. Уменьшение щелочного показателя свидетельствует об уменьшении числа активных присадок, что может привести к коррозии внутренних деталей силовой установки.
  9. Кислотное число ТАN. Показатель, который определяет присутствие в смазочной жидкости элементов окисления. Увеличение кислотного числа говорит о присутствии большого число продуктов окисления. Кислотное число определяют при отборе масла для проведения его анализа. Обычно, увеличенное кислотное значение связано с длительной эксплуатацией или высокой рабочей температурой силовой установки.

Вязкость: кинетическая и динамическая

Это показатель, который говорит, насколько хороши смазывающие свойства масла. Более вязкая жидкость лучше смазывает, но хуже подходит для низких температур, потому что быстрее застывает. Более жидкие составы обычно используются на холоде или в условиях, когда масла с высокой вязкостью нельзя применять. Эта характеристика разделяется на две:

  • динамическая вязкость описывает поведение масла при холодном моторе, то есть демонстрирует, как оно будет вести себя зимой. Этот показатель даже не всегда указывают в таблицах характеристик, так как он напрямую связан с классом зимней вязкости. Указания класса обычно достаточно;
  • кинетическая же вязкость описывает работу масла во время, когда двигатель включен. Рассчитывается, как правило, для температуры в 100 градусов, и чем больше цифра, тем лучше.

Классификация SAE

Этот международный стандарт делит моторные масла на группы в зависимости от их вязкости и температурных пределов, для которых они предназначены. Согласно этой классификации смазочные жидкости бывают трех основных типов:

  • летние. Класс обозначается одним числом, чем оно выше, тем гуще масло;
  • зимние. Их легко узнать: обозначение – число, после которого указана буква W. Она означает winter – зима. Чем меньше числовое значение, тем более жидким является масло и, соответственно, тем при более низких температурах его можно использовать;
  • всесезонные. Обозначаются сдвоенным значением: первое – зимнее, с буквой W, второе – летнее. По соотношению чисел можно определить температурный диапазон, при котором смазочная жидкость будет нормально функционировать.

Индекс вязкости

Это численное значение, которое не говорит о вязкости как таковой: оно обозначает, как сильно она меняется с перепадами температуры. Этот параметр во многом определяет качество масла: в идеале оно должно как можно меньше менять свои свойства, когда меняется температурный режим. В реальности такое недостижимо, но современные синтетические масла достигают значения индекса в 150–180 единиц. Чем выше этот показатель, тем лучше: высокие значения говорят о том, что жидкость не слишком активно изменяется при смене температурного режима и сохраняет свои свойства.

Как хранить подсолнечное масло

Для разумного использования рекомендуется покупать масло в небольшом объеме. Этот совет относится в первую очередь к нерафинированному продукту, поскольку оно используется медленнее, но портится быстрее. Есть общие правила, которые нужно соблюдать для всех видов:

Можно:

  • хранить невскрытую пластиковую тару;
  • перелить в стеклянную бутыль;
  • поместить на полку закрытого шкафа / балкон.

Нельзя:

  • хранить у плиты / батареи;
  • помещать рядом со специями/рыбой/ иными сильно пахнущими продуктами;
  • держать под лучами солнца.

Хранение масла в шкафу и на балконе

Рафинированное

Очищенное масло более стойкое и хранится лучше, чем остальные. Из-за отсутствия вкуса и аромата, оно универсально. Используется для приготовления горячих блюд, заправок, консервов. Лучше хранится и рафинированное кокосовое масло.

Плюсы:

  • не имеет постороннего запаха;
  • высокий срок хранения;
  • нет осадка.

Минусы:

  • мало полезных веществ;
  • может содержать повышенный процент жиров.

Не покупайте рафинированный продукт с явными признаками воздействия непосредственно прямых солнечных лучей.

Нерафинированное

Имеет активный запах и вкус — применяется для салатов, холодных закусок, вегетарианских блюд.

Плюсы:

  • расход масла ниже;
  • ароматное, полезное.

Минусы:

  • быстро портится — максимально эффективный срок полтора месяца;
  • нужно покупать небольшие емкости.

Обращайте внимание не только на дату производства, но и на дату розлива. При превышении четырех месяцев с даты розлива не следует приобретать продукт

Хранить исключительно в темном месте: закрытый шкаф / погреб / кладовка. Данный тип масла лучше сразу перелить внутрь стеклянного темного сосуда с узким горлом.

Сырое подсолнечное масло нельзя использовать при появлении горечи и осадка.

Разрешается применять просроченный продукт не по прямому назначению – размягчение, увлажнение кожи рук / лица, ухода за волосами. Нанесите его на кожу или смешайте с кремом. Также можно наносить на ресницы или втирать на кутикулу. К пище непригодно!

Как хранить вскрытую бутылку

Вскрытая упаковка рафинированного, дезодорированного масла может храниться максимум до двух месяцев. В дальнейшем кислород окисляет продукт, разрушаются полезные микроэлементы. Такое масло может нанести ощутимый вред здоровью вплоть до возникновения онкологических заболеваний.

Нерафинированное во вскрытой бутылке нельзя хранить дольше 14 дней. Поэтому рекомендуется покупать бутылки небольшого объема и вскрывать непосредственно перед употреблением. В небольшой таре следует покупать и хранить оливковое масло.

Можно ли хранить в холодильнике или морозилке

Разовая заморозка не приведет к потере качества, при этом позволит существенно повысить срок хранения. После замораживания возможно загустевание, помутнение — это не является признаком порчи. При разморозке продукт вернётся к исходному состоянию. Мороз сохраняет полезные свойства.

Главное преимущество хранения в холодильнике — удлинение срок годности открытой упаковки.

  1. Поставьте пластиковые ёмкости на среднюю полку холодильника / внутрь дверцы.
  2. Проверьте насколько плотно закрыта крышка.
  3. Храните до конца срока.

Не помещайте на одну полку с сильно пахнущими продуктами, например, красной солёной рыбой, во избежание неприятного привкуса. Особенно это касается нерафинированного масла. Длительная заморозка для него неприемлема, полезные свойства вскоре исчезают и продукт годится только для жарки.

Способы продления срока годности

Чтобы продлить срок годности продукта в домашних условиях, пользуются народными рецептами.

В открытую бутылку (1 л) добавляют один из компонентов (на выбор):

  • 3-4 шт. сухой фасоли;
  • 1-2 лавровых листа;
  • 2 ч. л. соли.

Масло не перемешивают. Закрывают и убирают в темное прохладное место. Срок хранения увеличивается на 2-3 месяца.

Можно ли хранить растительное масло на морозе? Для продления срока хранения его замораживают. Заморозке подлежит только рафинированный продукт. Замороженный продукт хранят 1 год. Повторной заморозке он не подлежит.

Чтобы заморозить продукт, его разливают по пластиковым бутылкам либо в пищевые пакеты с застежкой. Затем убирают в морозильную камеру. Продукт хорошего качества при минусовых температурах не твердеет, а становится густым и светлеет.

Разбавленный продукт замерзает и покрывается ледяной коркой. Замерзшее масло применяют в кулинарии, при заправке салатов, используют также для приготовления косметических средств.

Температура — вспышка — масло

Температура вспышки масел, разжиженных бензином, значительно ниже температуры вспышки исходных масел. В первые 10 — 15 мин работы двигателя испаряется основная часть бензина ( 60 — 70 %); далее испарение идет медленнее, и весь бензин испаряется из масла через 45 — 65 мин.

Температура вспышки масел в открытом тигле должна быть для индустриального 12 не ниже 165 С, индустриального 20 — 170 С, индустриального 30 — 180 С, индустриального 45 — 190 С и индустриального 50 — 200 С. Расход масел составляет 0 75 — 1 5 % веса закаливаемых деталей.

Физико-химические показатели масла.| Физико-химические показатели масла.

Температура вспышки масла не ниже 200 С, температура самовоспламенения не ниже 270 С; температурные пределы воспламенения: нижний-175 С, верхний — 210 С.

Температура вспышки масла указывает на огнеопасность и его испарение при нагревании. Низкая температура свидетельствует о наличии в масле топлива. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, на 20 — 30 С меньше, чем в открытом, так как часть паров масла при нагревании в открытом тигле улетучивается. Масла с низкой температурой вспышки дают большой нагар, сильнее испаряются, требуют частой смены.

Температура вспышки масла является минимальной температурой, при которой происходит кратковременное воспламенение паров от пламени в условиях испытания.

Температура вспышки масла для компрессоров низкого давления не должна быть ниже 200 С. Как правило, масло для смазывания компрессоров должно соответствовать марке, указанной в инструкции завода-изготовителя. Применяемое масло должно иметь паспорт с результатами лабораторного анализа, проделанного на нефтебазе, откуда оно доставляется на склад предприятия или в компрессорную.

Температура вспышки масла характеризует степень его испаряемости. В эксплуатации она постепенно увеличивается за счет улетучивания легких фракций. С, а для арктического масла от 90 до 115 С и зависит от упругости их насыщенных паров.

Температура вспышки масел является показателем их фракционного состава и испаряемости. Повышенная испаряемость ( угар) является следствием большого содержания в масле легких фракций.

Температура вспышки масла характеризует степень его испаряемости. В эксплуатации она постепенно увеличивается за счет улетучивания легких фракций. С, а для арктического масла от 90 до 115 С и зависит от упругости их насыщенных паров.

Маслопробойный аппарат.| Маслопробойный сосуд с электродами.

Температура вспышки масла должна быть относительно высокой для того, чтобы при значительных перегрузках трансформаторов и других маслонаполненных аппаратов масло не могло воспламениться. В процессе работы температура вспышки масла в трансформаторах может резко понижаться в результате разложения масла под действием местных нагревов при внутренних повреждениях в трансформаторе.

Температура вспышки масла указывает на огнеопасность и его испарение при нагревании. Низкая температура свидетельствует о наличии в масле топлива. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, на 20 — 30 С меньше, чем в открытом, так как часть паров масла при нагревании в открытом тигле улетучивается. Масла с низкой температурой вспышки дают большой нагар, сильнее испаряются, требуют частой смены.

Температура вспышки масла не должна быть ниже установленных значений во избежание воспламенения масла при повышении температуры, вызванной перегрузкой трансформатора или масляного выключателя.

Температура вспышки масла не должна быть ниже установленных значений во избежание воспламенения масла при повышении температуры, вызванном перегрузкой трансформатора или масляного выключателя.

Вспышки и застывание моторного масла

Вспышки

Состояние, при котором появляется вспышка на поверхности смазки, если преподнести к нему газовое пламя, называется температурой вспышки. При нагревании смазочного продукта концентрируются масляные пары, которые способствуют воспламенению.

В температурных состояниях вспышки и воспламенения есть различия, которые связаны со способом проведения испытания и с самим аппаратом. Температурное состояние вспышки и воспламенения — это показатели летучести рабочего вещества, которые определяют его тип, а также степень его очистки.

Но температурные состояния воспламенения и вспышки не могут характеризовать работу смазки в двигателе и его качество.

Застывание

Если вещество перестаёт быть тягучим и подвижным, то это называется температурой застывания. Резкое увеличение вязкости и процесс кристаллизации парафина — то, что характеризует застывание. Смазочный продукт, который находится в условиях низких температур, становится неподвижным и вязким. Он получает более твердую консистенцию и пластичность из-за выделения углеводородных компонентов.

Температура застывания равноценна предельной минимальной темп. циркуляции жидкости и системе смазки мотора.

  1. Смазочный продукт, у которого высокий показатель высокотемпературной вязкости, используют для спортивных автомобилей.
  2. Но не стоит использовать продукт с таким показателем в обычном автомобиле. Выбирая смазку, необходимо ориентироваться на инструкции по эксплуатации автомобиля.
  3. Не следует использовать продукт с высоким уровнем свойств, которые выше, чем указал производитель автомобиля.
  4. Не нужно обращать особого внимания на цвет смазочного продукта, так как присадки, которые в нем содержатся, делают его темным.
  5. Замену смазывающего производите в те сроки, которые указал производитель вашего авто.
  6. Если автомобиль часто движется по бездорожью, то такие условия требуют замены смазки в 1,5-2 раза чаще, чем это положено инструкцией.
  7. Замену оксоли стоит производить чаще, если у автомобиля значительный пробег.
  8. Если цвет оксоли изменился, то это вовсе не означает, что утратились его эксплуатационные свойства. Смазка смывает отложения в моторе.
  9. Лучше не смешивать минеральное и синтетические нефтепродукты.
  10. Доливайте тот же сорт, который уже есть в двигателе.
  11. Можно не промывать мотор, если жижу заменяли вовремя.

Влияние вязкости масла на стабильность работы двигателя

Смазочные материалы необходимы для снижения сил трения между поверхностями рабочих деталей и узлов силового агрегата. При работе «на сухую» происходит заклинивание, быстрый износ и выход из строя всего мотора.К основным требованиям относятся следующие функции:

  1. Исключение трения между деталями.
  2. Свободное прохождение смазочной жидкости по всем каналам масляной системы.

Показатель вязкости смазки является важным параметром. Он находится в прямой зависимости от температуры двигателя и окружающей среды. Значение вязкости может отклоняться от оптимальных показателей вследствие повышения температуры внутри мотора. Для обеспечения слаженной работы всех систем силового агрегата необходимо, чтобы все рабочие процессы проходили в пределах допустимых норм.

Классификация масел

Для облегчения выбора масла требуемого качества для конкретного типа двигателя и условий его эксплуатации существуют системы классификации. В настоящее время одновременно существуют несколько систем классификации моторных масел API, ILSAC, АСЕА и ГОСТ (для стран СНГ). В каждой системе моторные масла подразделяются на ряды и категории, основанные на уровне качества и назначении. Эти ряды и категории созданы по инициативе национальных и международных организаций нефтеперерабатывающих компаний и автопроизводителей. Назначение и уровни качества являются основой ассортимента масел. Наряду с общепринятыми системами классификаций существуют и требования (спецификации) производителей автомобилей. Кроме классификаций масел по уровню качества используется и система классификации по вязкости- SAE. Подробнее о системах классификации моторных масел можно прочитать здесь.

Братья, но не близнецы

Казалось бы, зачем компания выпустила на рынок два полностью синтетических продукта, имеющих одинаковые характеристики вязкости. Неужели для того, чтобы они конкурировали между собой? Отнюдь. Один из продуктов — масло Mobil Delvac 1 SHC 5W-40 — предназначен для самых тяжелых условий эксплуатации. Как мы уже говорили выше, данное масло, в отличие от своего брата-близнеца Mobil Delvac 1 5W-40, имеет более низкую температуру застывания — 54 градуса. Разброс в девять градусов (45 против 54) для масел, относящихся к одному классу вязкости, явление нормальное. Собственно говоря, это и свидетельствует о том, что нюансы в рецептуре ярко отражаются на свойствах, казалось бы, идентичных продуктов. Кроме того, данное масло имеет повышенный запас щелочности, то есть предназначено для работы с плохим топливом. Это, по сути, означает, что оно ориентировано на российские условия эксплуатации. Но опять-таки при выборе моторного масла обязательно смотрите на указанные допуски производителей техники. Для гарантийных машин это первостепенно. Для наглядности мы приведем таблицы с физико-химическими характеристиками масел и перечнем допусков, дабы показать разницу, казалось бы, между двумя полностью идентичными продуктами. Если бы этой разницы не было, то не было бы и смысла выпускать конкурирующие масла.

Плотность растительных масел в зависимости от температуры

В таблице даны значения плотности растительных масел в зависимости от температуры в интервале от -20 до 150°С. Указана плотность следующих растительных масел: масло виноградное из косточек, кукурузное, кунжутное масло, подсолнечное из семян подсолнечника №8931, подсолнечное рафинированное, соевое амурское и рафинированное, хлопковое масло из семян хлопка №108, соломас пищевой из подсолнечного масла и из хлопкового масла. Плотность растительных масел при комнатной температуре изменяется в пределах от 850 до 935 кг/м3. По данным таблицы видно, что при нагревании масла его плотность уменьшается. Следует отметить, что плотность указанных масел меньше этой величины у воды даже при отрицательных температурах масла (-20°С).

Самым легким из рассмотренных здесь маслом, является не рафинированное подсолнечное — плотность подсолнечного масла равна 916 кг/м3 при температуре 20°С.

Модификаторы трения.

Для современных двигателей все чаще стараются использовать масла с модификаторами трения, позволяющими снизить коэффициент трения между трущимися деталями с целью получения энергосберегающих масел. Наиболее известные модификаторы трения графит и дисульфид молибдена. В современных маслах их очень сложно использовать, поскольку эти вещества нерастворимы в масле, а могут быть только диспергированы в нем в виде маленьких частиц. Это требует введения в масло дополнительных дисперсантов и стабилизаторов дисперсии, однако это все равно не позволяет использовать такие масла в течение длительного времени. Поэтому в настоящий момент в качестве модификаторов трения обычно используют маслорастворимые эфиры жирных кислот, обладающих очень хорошим прилипанием к металлическим поверхностям, формированием на них слоя молекул, снижающих трение.

Как вернуть текучесть смазки или подогреть картер двигателя перед запуском

Начнем с того, что заводить двигатель, если масло замерзло, запрещено любым доступным способом. Это может привести к поломкам силового агрегата, проворачиванию вкладышей и т.д. Вполне очевидно, что при попытке такого запуска замерзшее масло не прокачивается по каналам системы смазки и будет не способно создать нужную защитную пленку на деталях.

  • Самым простым способом в такой ситуации является доставка автомобиля в теплый гараж или паркинг не своим ходом. Если вы уверены, что масло в моторе качественное, тогда после отогрева двигатель можно завести, после чего добраться до автосервиса или самостоятельно поменять смазочный материал на более подходящий вариант с поправкой на актуальные климатические условия.
  • В списке так называемых «дедовских» методов стоит отметить и добавку бензина или солярки в масло перед ночной стоянкой зимой. Данный способ также может подойти в том случае, если сразу сменить масло на аналог с меньшей вязкостью нет возможности. Перед стоянкой в двигатель «на горячую» через маслозаливную горловину заливается, в среднем, 150 грамм бензина или очищенной солярки. Таким образом, смазка становится менее вязкой. После запуска бензин из масляной системы и картера ДВС испаряется. Указанную процедуру можно повторять перед уличными стоянками, когда прогнозируемо максимальное похолодание.

Обратите внимание, при всей своей кажущейся простоте данный способ отличается одним существенным недостатком — масло после контакта с бензином теряет свои полезные свойства. Это значит, что решив проблему с вязкостью, неизбежно появляется проблема с защитой двигателя уже после его прогрева

Добавка топлива в масло для разжижения в морозы приводит к тому, что значительно возрастает износ ЦПГ и других нагруженных элементов во время езды. Получается, если для старой классики ВАЗ или неприхотливой спецтехники на дешевых минеральных маслах такой метод еще стоит рассмотреть, то в случае с более или менее технологичным мотором о подобном решении лучше забыть.

Добавим, что даже если мотор старый, но в него было залито неплохое полусинтетическое масло с пакетом активных присадок и другими добавками, реакция указанных присадок на бензин или солярку в масле может оказаться абсолютно непредсказуемой (выпадение осадка, хлопья в масле и т.д.). Все это может привести к закупорке каналов системы смазки двигателя и масляному голоданию мотора.

Еще одним способом решения рассматриваемой нами проблемы является подогрев поддона двигателя своими руками. В этом случае лучшим решением будет использовать промышленный фен. Поддон картера прогревается определенное время, после чего следует проверить масло по состоянию на щупе. После возвращения текучести мотор можно пробовать заводить. Отметим, что некоторые автолюбители задействуют для подогрева домашние фены, а также обогреватели разного типа с закрытыми нагревательными элементами.

Как показывает практика, подогреть двигатель зимой своими руками можно разными способами. В отдельных случаях достаточно распространены ситуации, когда для отогрева масла в моторе используется газовая горелка, паяльная лампа и т.д. Отметим, что ни в коем случае нельзя допускать слишком интенсивного разогрева поддона, так как с учетом резкого перепада температур могут возникнуть серьезные последствия, трещины и другие дефекты. Помните, во время проведения подобных процедур обязательно следует придерживаться техники безопасности!

Сравнение основы

Любое моторное масло – это смесь базового продукта и функциональных присадок. Пакеты добавок могут быть одинаковыми. Присадки улучшают эксплуатационные характеристики продукта, адаптируют его свойства под конкретные нужды. Разница между минералкой и синтетикой заключается в базовом масле. Его свойства необходимо рассмотреть в первую очередь. Минеральное базовое масло получают перегонкой нефти. Состав и свойства продукта напрямую зависят от месторождения, уровня забора, технологии переработки. Производители проводят тщательный анализ сырья, чтобы подобрать оптимальный пакет присадок. При этом точные характеристики минерального масла одной и той же марки могут отличаться у продуктов разных партий. Преимуществом материалов является стабильность, смазывающая способность, отсутствие разрушительного воздействия на металлы. Недостаток: узкий температурный диапазон использования.

Синтетические основы создаются искусственно, в ходе направленных химических реакций. Технологии контролируют качественный и количественный состав продукта. Изменяя параметры процесса, получают синтетические базовые масла с разными свойствами. Для таких продуктов требуется меньше присадок, чем для минеральных. Синтетические масла более устойчивы к окислению, воздействию высоких температур, характеризуются длительным сроком службы. Технология производства позволяет исключить из состава азот, серу, которые являются основной причиной коррозии. Уменьшено содержание бария, фосфора, цинка, которые образуют нагар и забивают сажевые фильтры. Контроль соотношения парафинов и ароматических углеводородов позволяет снижать температуру замерзания и стабилизировать вязкость масла. Недостаток: высокая цена синтетических марок по сравнению с минеральными.

Вязкостно-температурные характеристики

Согласно межгосударственного стандарта 17479.1-85, масла разделяются по вязкости, назначению и рабочим показателям. По вязкости смазки делятся на зимний и летний классы. Класс имеет цифровое обозначение, к зимнему классу добавляется буква «з».

По назначению масляные жидкости делятся на группы, определяющие эксплуатационный режим силовых агрегатов, с соответствующей маркировкой:

  1. Нефорсированные моторы бензинового и дизельного типа. Маркируется буквой «А».
  2. Малофорсированные моторы бензинового и дизельного типа. Маркируется буквой «Б1» — бензиновые, «Б2» — дизельные.
  3. Среднефорсированные моторы бензинового и дизельного типа. Маркируется буквой «В1» — бензиновые, «В2» — дизельные.
  4. Высокофорсированные моторы бензинового и дизельного типа, работающие в различных условиях. Маркируется буквой «Г1, Д1» — бензиновые, «Г2, Д2» — дизельные, «Е1, Е2»

Маркировка масла состоит из цифр и букв. Например, маркировка М-4з/6В1 обозначает: М – масло, 4 – класс вязкости, буква «з» — зимнее, 6 – класс вязкости летом, В1 – среднефорсированный бензиновый силовой агрегат. По характеристикам совпадает маслу SАЕ 10w/20.

Вязкостно-температурные характеристики масел по межгосударственному стандарту 17479.1-85 и соотношение с SАЕ, выложены в таблице:

Класс вязкости в странах СНГ Наибольшая вязкость при -18С Параметры вязкости при +100С Классификация SАЕ
минимум максимум
1200 3.8 5w
2500 4.1 10w
6100 5.6 15w
10500 20w
6 7.0 20
8 7.0 9.5 20
10 9.5 11.5 30
12 11.5 13.0 30
14 13.0 15.0 40
16 15.0 18.0 40
20 18.0 23.0 50
3з/8 1200 7.0 9.5 5w/20
4з/6 2500 5.5 7.0 10w/20
4з/8 7.0 9.5
4з/10 9.5 11.5 10w/30
5з/10 6100
5з/12 11.5 13.0
5з/14 13.0 15.0 15w/40
6з/10 10500 9.5 11.5 20w/30
6з/14 13.0 15.0
6з/16 15.0 18.0

Определение температуры вспышки

На практике температуру вспышки индустриального масла можно определить с помощью двух методов – в открытом и закрытом тигле.

Метод открытого тигла еще называют методом Кливленда
, а метод закрытого тигла – методом Пенкси-Мартенса
. Разница найденного численного значения температуры вспышки индустриального масла с помощью приведенных методов в большинстве случаев не превышает 20 ºС.

Для индустриальных масел применяется в основном метод открытого тигла (Кливленда). Метод закрытого тигла (Пенкси-Мартенса) используют в основном для определения температуры вспышки топлив. Но на практике бывают случаи определения данного параметра индустриальных масел с помощью метода Пенкси-Мартенса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *