Как восстановить аккумулятор
Содержание:
- Виды неисправностей АКБ
- Как диагностировать автомобильный аккумулятор
- Советы по уходу за автомобильными аккумуляторами
- Принцип работы АКБ
- Проводим простой ремонт ПЗУ своими руками
- Процесс восстановления аккумулятора
- Восстановление емкости
- Восстановление заряда в дистиллированной воде
- Способы борьбы
- Результат восстановления аккумуляторной батареи
- Причины выхода АКБ из строя
- 2 Простая десульфатация – применяем обычное зарядное устройство
- Обслуживаемый или нет?
- Устройство АКБ
- Восстановление аккумулятора автомобиля своими руками
- Восстановление аккумулятора автомобиля своими руками
- Химические способы восстановления
- Сульфатация – одна из причин выхода АКБ из строя
- Виды неисправностей автомобильных аккумуляторных батарей
Виды неисправностей АКБ
Не всегда первым признаком неисправности АКБ служит потеря напряжения. Можно обнаружить, корпус прибора дал трещину, или клеммы покрыты солевым налетом. Восстановление целостности корпуса и очистка клемм аккумулятора своими руками относятся к устранению внешних поломок.
Внутренние неисправности АКБ автомобиля требуют восстановления:
- емкости глубоко разряженного аккумулятора;
- очистки осадка сульфата свинца на катодах;
- замыкание между разнозаряженными пластинами, приводящее к выкипанию электролита и разогреву банок;
- осыпание активной массы с пластин, приводящее к замыканию.
Восстановление автомобильного аккумулятора своими руками невозможно, если произошла деформация корпуса и пластин из-за глубокого перемораживания. При разрушении свинцовых пластин, вздутии корпуса, батарея утилизируется.
Как диагностировать автомобильный аккумулятор
Проведите диагностический осмотр. Механические повреждения часто происходят при постоянных нагрузках. Отключите и достаньте батарею и осмотрите на предмет трещин. Через них могла вытечь электролитическая жидкость, которая и стала причиной поломки. Обязательно обследуйте нижнюю часть. Если трещин не наблюдается, переходите к более тщательной диагностике.
Уровень электролита
Загляните в банки
Важно, чтобы уровень электролита был ниже 1-2 от крышки
Если уровень значительно ниже, возможно, проблема находится в генераторной системе. Иногда она не справляется с зарядкой, что приводит к закипанию электролита. Кислотные пары проходят через отверстия-сапуны.
Низкий уровень опасен потому, что может привести к:
- Старению пластины. Низкий уровень говорит о малом количество воды, по причине ее улетучивания. Это значит, что растет уровень серной кислоты, которая губительна для пластины. А это делает дефект неисправным, так как произошло химическое поражение.
- Сульфатации платин. Металл покрывается продуктами распада кислоты, что в дальнейшем приводит к их коррозии.
- Нагреву. Происходит оголение верхней части металла. Уменьшение уровня жидкости приводит к местному нагреву, что заставляет смесь кипеть.
- Падению емкости.
Увеличенный уровень говорит о преобладании воды. Внутри батареи состав находится в четком балансе: H2O – 65%, H₂SO₄ — 35%. Повышенный уровень первого изменяет физические качества смеси. Будучи сбалансированной, она застывает при температуре в -40 градусов. Но при смещении показатель уменьшается и теперь замерзание может происходить уже при – 20.
Плотность электролита
Для диагностики есть инструмент – ареометр. Продается в автомобильных магазинах. Задача ареометра в проверке плотности жидкости. Для аккумулятора она должна составлять от 1,2 до 1,31 грамм на сантиметр. Если показатель ниже – значит электролит неисправен и его нужно зарядить. Если выше – высокая вероятность глобальной поломки.
Кроме этого, низкие показатели могут говорить о внутреннем замыкании. Во всех банках значение должно быть одинаковым ( ± 0,2 грамма).
Уровень заряда батареи
Для проверки работоспособности, можно воспользоваться нагрузочной вилкой. Устройство изготовлено просто: вольтметр, ручка, переключатель сопротивления и клеммы.
Можно воспользоваться мультиметром и проверить выходное напряжение. В этом случае нужно отключить минусовой контакт.
Если вы производите ремонт нового автомобиля – осмотрите его на предмет индикатора заряда. Это лампочка, которая горит разными цветами, в зависимости от заряженности.
Советы по уходу за автомобильными аккумуляторами
Придерживаясь правил и советов по уходу за АКБ, можно продлить срок их жизни чуть ли не в 1,5 раза.
- Если источник питания слишком сильно загрязнился, его нужно промыть и очистить.
- Не оставлять восстановитель энергии на сильном морозе в течение продолжительного времени.
- Запрещается оставлять устройство на зарядке слишком долго. После того как электролит немного покипел, необходимо отключить зарядное устройство от электросети.
- Следить за плотность электролита при помощи ареометра. Проверять его примерно раз в полгода, а лучше чаще.
- Следить за правильной работой генератора. Если он не будет работать, аккумуляторная батарея быстро выйдет из строя.
- При возникновении процесса сульфатации необходимо немедленно избавиться от него.
- Следить за цветом электролита. Если он бесцветный, то всё в порядке, но если цвет изменился на любой другой, то аккумулятор требует замены.
Принцип работы АКБ
Образование и передача электроэнергии в АКБ осуществляется путем химических реакций. С этой целью в каждую банку заливается электролит, представляющий собой раствор, в котором в строго определенных дозах смешаны кислота и дистиллированная вода.
Аккумулятор не может самостоятельно вырабатывать электроэнергию, он лишь получает ее из посторонних источников и сохраняет в течение определенного времени. В процессе зарядки электричество поступает на клеммы, после чего происходит его преобразование в химическую энергию. Разряжаясь, батарея вступает в обратный процесс, когда химическая энергия превращается в электрический ток. Когда к аккумулятору подключается нагрузка, начинается реакция между губчатым свинцом, расположенным на отрицательных пластинах, двуокисью свинца с положительной пластины и электролитом. В результате происходит высвобождение электроэнергии, которая затем и используется по назначению. В это же время отрицательные пластины покрываются слоем сульфата свинца. Во время зарядки АКБ весь процесс происходит в обратной последовательности, после чего сульфат оказывается растворенным в электролите, а положительные пластины покрываются слоем диоксида свинца.
Проводим простой ремонт ПЗУ своими руками
Можно попытаться провести простой ремонт автомобильного зарядника и на примере блока питания трансформаторного типа рассмотреть, каким образом это следует делать.
Прежде чем проводить какие-либо действия с ПЗУ, нужно обязательно выключить его из сети. Аккуратно снять крышку с помощью отвертки и первым делом проверить целостность проводков. Вполне возможно, что дело в ослаблении контактов, и тогда проблемы можно решить самостоятельно, используя простой паяльник.
Бывает, что некоторые пластмассовые соединения между составными частями зарядного устройства ломаются или плавятся. В этом случае их тоже можно заменить самостоятельно, используя паяльник и подходящие подручные средства.
Если же все провода и соединения на месте, следует проверить по очереди все остальные элементы ПЗУ. Первым делом мультиметром проверяется уровень напряжения в начале электрической цепи, на входе. U измеряется по проводу до того места, где провод соединяется с самим трансформатором.
Если U скачет или его вообще нет, далее проверяется:
- предохранитель (U должно быть с обеих сторон, на одной клемме и на другой, а если имеются проблемы — предохранитель заменяется);
- проводка и вилка (U проверяется по тому же принципу, при наличии проблем производится замена того или другого);
- проверка самого трансформатора (замеры U , если есть — трансформатор исправен, если нет, нужно провести проверку галетного переключателя);
- если переключатель неисправен, выходное U будет отсутствовать, но присутствовать на входе.
Процесс восстановления аккумулятора
Как реанимировать аккумулятор автомобиля? Среди автовладельцев известно три способа восстановления, показывающих высокий результат. Для проведения реставрационных работ требуется:
- Лампочка для разряда с номинальным напряжением до 10,6 В;
- Дистиллированная вода (можно купить на автомобильных заправочных станциях);
- Зарядное устройство.
Проблема реанимирования заключается в длительности. Второй и третий этап требует несколько дней, чтобы зарядить и разрядить АКБ. Но изучив их, вы будете знать, как восстановить аккумулятор автомобиля в условиях гаража.
Этап первый: подготовка
Не обязательный этап, но желательный. Ремонт автомобильных аккумуляторов требует чистоты и опрятности. Попадание лишних элементов в смеси (грязь, краска, пыль) может загустить и испортить ее. Поэтому очистите поверхность от всего, что видите. Желательно, проводить очистку спиртом или средством для мытья окон. Лучше использовать тряпку, которая не имеет ворса и не облезает.
- После очистки, проверьте батарею на предмет трещин. Если были замечены малейшие повреждения – далее ремонт акб можно не производить.
- Вскройте банки, и проверьте наличие электролита. Он должен быть во всех резервуарах одновременно. Если одна из емкостей сухая – еще раз осмотрите батарею.
- Воспользуйтесь маленьким фонариком, чтобы посмотреть на состояние пластин. Если они будут покрыты шлаком, частично «съеденными», неравномерными — ремонт аккумулятора возможен. Стоит перейти ко второму этапу.
- Если все вышеперечисленное в норме, можно залить шприцем дистиллированную воду в каждую емкость до нужного уровня. Желательно проверить плотность жидкости. Если она ниже, можно долить кислоты.
Этап второй: классический способ восстановления
Это старый способ, придуманный еще во времена СССР. Для этого нам нужно зарядить аккумулятор на все 100 %. Даже если он практически не заряжается, требуется довести процесс до конца.
Теперь нам нужен потребитель
Чаще всего используют галогеновые лампочки или любые другие потребители электричества с вольтажом до 10,6 вольт (важно, чтобы лампочка работала от постоянного напряжения)
Нужно разрядить батарею полностью, чтобы ее напряжение упало до допустимого минимума. Эти два этапа повторяются ровно три раза
Важно, чтобы каждый из них был закончен. Заново производить зарядку можно только после полной разрядки
После этого нужно полностью зарядить батарею и попробовать включить автомобиль. Если она работает – ее можно вводить в эксплуатацию. Теперь проблем с запуском не будет до полного выхода из строя. Если восстановление аккумулятора автомобиля не дало результат – переходите к третьему этапу.
Можно попробовать повторить заряд-разряд еще раз. Способ не гарантирует 100% результата, так как просто «раскачивает» АКБ, делая его более восприимчивым.
Этап третий: переполюсовка аккумуляторной батареи
Способ переполюсовки считается самым рабочим, так как поможет в 90% случаев.
Десульфатация аккумуляторов начинается с полной разрядки аккумулятора. Нужно полностью его посадить и подключить нагрузку в виде галогеновую лампочки с потреблением до 10,6 вольт. Оставьте его до полного нуля. После этого не снимайте подключенную лампочку еще три дня. Даже если лампочка потухла – это не означает, что заряд полностью закончился.
Переполюсовкой метод называется потому, что зарядка происходит обратным способ. Плюс подключается к минусу и наоборот. Если у вас новая зарядка, у нее может сработать система защиты. Она просто отключится и определенное время не сможет работать. Для избегания проблемы – последовательно установите ту же лампочку или любой другой потребитель с вышеуказанным номиналом.
Лампочку можно убрать, когда вольтаж достигнет 5. Чтобы не вызвать внутренние конфликты и вероятный взрыв с окончательным замыканием, выставленный ток должен составлять не более 5% от номинального показателя. То есть, для АКБ номиналом 100А, выставляется ток в 5А. В этот момент можно услышать бурления и шипение из банок. Это процесс переполюсовки.
Продолжаем заряжать около суток, до напряжения в 12В. На этом восстановление аккумулятора автомобиля окончено
Важно понимать, что теперь полюсы инвертировались
Восстановление емкости
После удаления отложений следует правильно восстановить емкость источника питания. Для этого зарядку следует проводить малыми токами, не выше значений 0,1А. Аккумулятор полностью заряжают, проверяют плотность и при необходимости выравнивают до требуемых значений. Далее проводим разрядку аккумулятора до напряжения 10,5 вольт, при этом напряжение в каждой банке не должно быть ниже 1,7 вольт.
В качестве нагрузки можно использовать последовательно соединённые между собой автомобильные лампы. После этого аккумулятор полностью заряжают, при этом зарядный ток не должен превышать половины обычных показателей при зарядке. Следует определить мощность ламп и время разрядки до указанных величин. По простой формуле рассчитывается емкость аккумулятора и в случае недостаточной емкости источника питания цикл «разряд – заряд» следует проводить до достижения приемлемых значений ёмкости аккумулятора. После выполнения работ в электролит можно добавить ещё небольшое количество присадки завернуть пробки и пользоваться восстановленным аккумулятором.
Восстановление заряда в дистиллированной воде
Если аккумулятор разрядился полностью, работоспособность восстанавливают при помощи следующей методики. Устройство полностью заряжают, сливают электролит. Дистиллятом промывают внутреннее пространство.
Химическим составом очищают конструкцию от сульфатов. В течение часа проводится десульфатация аммиачным раствором. Когда газ перестанет выделяться, внутреннее пространство промывается дистиллятом несколько раз
Важно тщательно очищать пластины после химической обработки. После промывки проводится зарядка батареи
Вода должна быть дистиллированной, не содержать никаких примесей. Жидкость приобретают в соответствующих магазинах либо фильтруют при помощи системы обратного осмоса. Дистиллированной водой восстанавливают только свинцовые АКБ, которые нельзя подключать к источнику бесперебойного питания.
Способы борьбы
Десульфатация — это процесс очистки пластин АКБ от солей сульфата свинца. Есть несколько способов, которые помогут исправить ситуацию с «закупоренным» аккумулятором. Они разнятся по методу работы, необходимым расходным материалам и, естественно, денежным и трудозатратам. Кроме того, каждый из способов имеет свои особенности, которые применимы в одних ситуациях и совершенно невозможны в других.
Десульфатация специальным устройством
Существуют специальные зарядные устройства, которые чередуют короткие и слабые разряды. Это постепенно растворяет кристаллы и повышает ёмкость аккумулятора. После подобной обработки не лишним будет промыть аккумулятор и заменить электролит, хотя это и не обязательно.
Как бороться при помощи химических присадок?
Все они рассчитаны на то, чтобы очистить пластины от налёта и остановить уже начавшийся процесс сульфатации. Средняя стоимость таких присадок расходится, от 300 до 500 рублей и они бывают в виде жидкости, либо же порошка. При их использовании идет химическая реакция, которая растворяет имеющиеся кристаллы, блокирующие рабочую поверхность свинцовых пластин.
Общие правила пользования заключаются в следующем:
- Отогреть АКБ, если на улице холодно.
- Протереть поверхность батареи салфеткой, вымоченной в слабом растворе соды.
- Открыть крышки банок АКБ.
- Добавить присадку в каждую банку. Если смесь порошковая, то ей нужно предварительно растворить в небольшом количестве дистиллированной воды и только затем приступать к зарядке.
- Заряжать АКБ 10-12 часов, на мощности не более 2 ампера.
В некоторых случаях инструкция может отличаться, перед использованием стоит внимательно изучить приложенную документацию. Некоторые присадки не нуждаются в подаче электричества, а иные требуют предварительной очистки аккумулятора от электролита, тут всё строго индивидуально.
Электрохимический способ
Существуют и специальные средства, которые работают только в предварительно заряженных аккумуляторах или требуют тока высоких мощностей. К таким относится и Трилон-б. Этот способ предполагает, что АКБ ещё способен держать заряд и процесс сульфатации либо в процессе, либо ещё не начался. Если же аккумулятор не может держать заряд, то никакой из электрохимических способов не поможет и придётся искать другие варианты.
Как устранить своими руками?
Есть народные рецепты, предполагающие использование не промышленных средств. К примеру, предлагают очищать АКБ пищевой содой, для чего надо:
- Извлечь аккумулятор, слить с него старый электролит и залить внутрь кипящий раствор соды. Раствор готовится в соотношении 1 столовая ложка соды на один литр воды.
- Через час, после того, как раствор залит внутрь, нужно его слить, промыть внутренности АКБ и залить новый электролит.
Стоит обратить внимание, что многие народные методы бывают неэффективными, а учитывая то, что в интернете пишется много заведомо ложной информации, то и вовсе вредными, а то и опасными
Следует относится к подобным советам крайне осторожно и, если возможно, пользоваться только теми методами, которые были успешно опробованы кем-то из ваших друзей или близких, что является гарантией надёжности и работоспособности метода
Зарядные устройства
В данном случае используются, как специальные виды зарядки, подающие ток короткими пучками, так и более радикальные методы. Например, некоторые советуют такую схему зарядки:
- Снять с АКБ пробки и подключить с противоположной полярностью, то есть минус на плюс, а плюс на минус.
- Ток нужно подавать 40 минут, во время которых электролит начнёт кипеть.
- В итоге, налёт будет удалён, а сам АКБ навсегда поменяет полярность.
- После отключения, нужно слить электролит, промыть АКБ горячей водой, залить новый электролит и поставить на зарядку с учётом новой полярности.
Если говорить в общем, про методы очистки при помощи зарядных устройств, это наименее трудозатратный способ, хотя и не такой дешёвый, как использование химических присадок.
Результат восстановления аккумуляторной батареи
Вышеуказанные способы помогут восстановить АКБ, если произошли проблемы с электролитом. Иногда проблемы могут возникать по естественным причинам. Обслуживаемые модели требуют периодической доливки дистиллированной воды и серной кислоты.
Метод переполюсовки позволяет повысить емкость до 100%, если накопитель еще способен работать и не имеет внутренних повреждений.
Благодаря процессу десульфатации, накопившаяся сера на пластинах обратно разлагается на кислоту, что возвращает АКБ в первоначальное состояние.
Первый и второй способ могут помочь, если нет сильного налета и аккумулятору требуется естественное обслуживание.
Посмотрите видео о восстановлении «умершей» батареи, которую использовали больше указанного срока эксплуатации. В инструкции показано, что АКБ нуждается в «жесткой раскачке». Лучше проводить этапы поочередно и не делать переполюсовку сразу. Они помогут ввести батарею в «шок», благодаря чему десульфатация произойдет успешно.
https://youtube.com/watch?v=qIQfvk5j7C8
Причины выхода АКБ из строя
Проблемы с аккумулятором автомобиля могут возникнуть по причине его неправильного обслуживания. Чтобы этого не произошло, устройство следует:
- своевременно очищать корпус от любых видов загрязнений;
- проверять и подтягивать крепления;
- очищать отверстия для отвода газов;
- проверять своевременно уровень электролита.
Основными причинами разрядки считаются:
- сульфатизация пластин – появляется при длительном хранении. При этом наблюдается высокая плотность, повышенная плотность электролита и происходит саморазряд;
- разрушение или осыпание пластин;
- загрязнение электролита;
- интенсивное разряживание;
- короткие замыкания;
- самостоятельная смена полюсов.
2 Простая десульфатация – применяем обычное зарядное устройство
Если аккумулятор засульфатирован, а пластины не осыпались (электролит чистый), то восстановить его можно с помощью простого зарядного устройства. Нам нужно разбить налет на пластинах. В серьезной литературе рекомендуется импульсная зарядка, чередование с разрядкой, строгое придерживание режимов. Вручную это делать довольно сложно, а специальные зарядные устройства дорогостоящие.
На практике все можно сделать гораздо проще. Используем самое простое ЗУ с небольшой переделкой. Выбрасываем сглаживающие фильтры на выходе понижающего трансформатора. Вместо них устанавливаем диодный выпрямитель. Каждый из четырех диодов рассчитан на ток 10 А.
Потребуется ареометр для контроля плотности электролита. Проверяем ее во всех банках, записывая показатели. Если имеются 1,20 и ниже, пора действовать. Смотрим за уровнем: если недостаточный, доливаем электролитом стандартной плотности, чтобы он закрывал пластины на 1 см. Подключаем зарядник, устанавливаем ток 10 % от емкости. Если у нас батарея 60 Ач, то 6 А, можно меньше: 3–5 А.
На простом ЗУ без фиксирования параметров амперметр сначала покажет некоторое увеличение тока, потом он уменьшится, и стрелка замрет в определенном положении. Время от времени наблюдаем за процессом, чтобы не пропустить начало кипения. После него ток уменьшаем до 2 А, продолжаем заряжать, пока опять не начнет кипеть, и еще 2 часа после этого.
После окончания проводим замер плотности: она вырастает несильно. Оставляем отключенный от зарядника аккумулятор на такое же время, что он заряжался. Опять замеряем – наблюдаем небольшой рост плотности. Если она еще не пришла в норму, повторяем цикл. На один уходят сутки, обычно восстановление происходит после 3–4, иногда придется повторить 5–6 раз.
Обслуживаемый или нет?
Электролит свинцовых батарей состоит из двух компонентов – серной кислоты и воды. В понижении уровня электролита виновата именно вода, которая со временем испаряется. В итоге часть пластин оказывается не погруженной в электролит, и аккумулятор теряет емкость. Если летом этот эффект можно не заметить безболезненно, зимой он наверняка подложит вам морозную утреннюю свинью…
У автовладельцев принято делить аккумуляторы на «обслуживаемые» и «необслуживаемые» по типу пробок на банках. Если пробки в наличии, и их можно открутить монеткой – значит, «обслуживаемый»: в нем нужно контролировать уровень электролита и доливать воду при необходимости. Если пробок нет – наоборот.
Нагрянула зима, а вместе с ней и традиционные аккумуляторные проблемы. Сталкиваются с ними и продвинутые автолюбители, и водители-раздолбаи: машины с открытыми капотами ждут «прикуривания»,…
- На деле «необслуживаемость» заключается в первую очередь в том, что аккумулятор изготовлен с добавками кальция в свинец электродов вместо старой доброй сурьмы, которая применялась десятки лет, – говорит Александр Казунин, заведующий аккумуляторной лабораторией НИИ автомобильной электроники и электрооборудования.
- «Кальциевые» батареи обладают очень низкой интенсивностью электролиза воды, которая почти не испаряется из электролита в нормальных условиях эксплуатации. И поэтому в них часто отсутствуют пробки для контроля уровня электролита. Впрочем, надо понимать, что с появлением «кальциевых» батарей проблема выкипания электролита полностью не исчезла. Склонные к падению уровня электролита «сурьмяные» батареи до сих пор выпускаются и продаются, да и «кальциевая» запросто может потребовать контроля и доливки, если машина интенсивно ездит летом в городском цикле или, скажем, неисправен регулятор напряжения в генераторе.
Кальций может применяться только на отрицательных электродах батареи или на всех электродах. Аккумуляторы, у которых кальцием легированы все электроды, называют «кальций-кальциевыми» (Ca/Ca). Правда, плата за необслуживаемость уровня электролита – повышенная чувствительность к глубокому разряду. «Кальциевая» батарея, единожды посаженная «в ноль», как правило, не жилец…
Устройство АКБ
По своей сути автомобильная АКБ – это конструкция из металлических пластин с разноимёнными зарядами. Для их создания используется свинец, никелевые или кадмиевые сплавы. В центральную часть батареи помещают серную кислоту, необходимую для образования гальванической пары. Вся конструкция помещена в пластиковый корпус. Когда на клеммы устройства подаётся ток, в аккумуляторе скапливается энергия.
После получения определённого заряда, АКБ может обеспечивать подачу заряда с уровнем напряжения в 12 В. Фото: yakiru.ru
Запуск автомобильного стартера требует определённого расхода энергии, поэтому в результате устройство разряжается. При исправном генераторе все потери восполняются, пока работает мотор. Если это не совпадает с действительностью, то аккумулятор вскоре перестаёт справляться с поставленными задачами.
Восстановление аккумулятора автомобиля своими руками
Если по недосмотру или из-за неисправного генератора в ноль разрядился почти новый аккумулятор автомобиля, владельцы пытаются выполнить восстановление своими руками. Это возможно, но больше проблем при ремонте необслуживаемого аккумулятора.
Независимо, какую бы операцию не проводили, нужно помнить о защите. Электролит – концентрированный раствор серной кислоты, хорошо реагирует с кожей, обугливая кожу. При очистке клемм нужно использовать резиновые перчатки, все замеры уровня и плотности электролита в открытых банках вести в защитных очках.
Есть подозрения на микротрещины в корпусе? Смочите поверхность и положите лакмусовую бумажку. Если она покраснеет – ищите утечку. Но пыль при очистке клемм тоже растворима и дает кислую реакцию. Учитывайте это.
Любые обмывания корпуса, слив электролита можно проводить в эмалированную или пластиковую посуду. Помните, при разведении водой температура раствора повышается. Нейтрализовать пролитый электролит можно питьевой содой.
Предлагаем посмотреть способы восстановления аккумулятора автомобиля своими руками на видео.
Восстановление аккумулятора автомобиля своими руками
Если по недосмотру или из-за неисправного генератора в ноль разрядился почти новый аккумулятор автомобиля, владельцы пытаются выполнить восстановление своими руками. Это возможно, но больше проблем при ремонте необслуживаемого аккумулятора.
Независимо, какую бы операцию не проводили, нужно помнить о защите. Электролит – концентрированный раствор серной кислоты, хорошо реагирует с кожей, обугливая кожу. При очистке клемм нужно использовать резиновые перчатки, все замеры уровня и плотности электролита в открытых банках вести в защитных очках.
Есть подозрения на микротрещины в корпусе? Смочите поверхность и положите лакмусовую бумажку. Если она покраснеет – ищите утечку. Но пыль при очистке клемм тоже растворима и дает кислую реакцию. Учитывайте это.
Любые обмывания корпуса, слив электролита можно проводить в эмалированную или пластиковую посуду. Помните, при разведении водой температура раствора повышается. Нейтрализовать пролитый электролит можно питьевой содой.
Предлагаем посмотреть способы восстановления аккумулятора автомобиля своими руками на видео.
Химические способы восстановления
Химический вид восстановления аккумулятора дома довольно эффективен. Профессионалы выделяют три основных метода. Варианты восстановления:
- Простой вариант оживления аккумуляторной батареи своими руками: банки необходимо почистить и залить их дистиллированной водой. Батарея заряжается слабым током в 0,01 от ёмкости. Сульфат свинца будет медленно отпадать от пластин, и образуется новый электролит. Это процесс нужно производить в течение нескольких часов, а после сделать небольшую передышку. А после снова начать зарядку. Потребуется использование нескольких циклов. В результате сульфатация резко понизится, а электролит, который снова образовался в банках, обретёт работоспособность.
- Батарею нужно зарядить на 100%, после слить раствор кислоты. После этого банки очень хорошо промываются дистиллированной водой. В них помещается раствор питьевой соды. Концентрация должна быть 25 г на 1 л. Вещество потребуется оставить в батарее примерно на 2 или 3 часа. После этого нужно заменить это вещество раствором поваренной соли. Концентрация должна быть такой же. Прибор нужно поставить на зарядку на один час. После этого процесса концентрация соли увеличивается до 4%. Батарею заряжают полностью. После этого процесса банки потребуется хорошо промыть дистиллированной водой. Батарея заполняется электролитом и заряжается.
- Батарею нужно полностью зарядить, после слить электролит и хорошо промыть банки дистиллированной водой. Внутрь заливается раствор трилона Б и аммиака. Получится хороший восстановитель. Обычно такие вещества можно достать в различных химических лабораториях. Хранится вещество только в тёмном и проветриваем помещение. Банку ни в коем случае нельзя оставлять открытой. Десульфатация будет происходить в течение одного часа, после чего шансы оживить аккумулятор резко повысятся. В процессе эксплуатации вещество начнёт выделять газ, а на поверхности можно будет заметить маленькие брызги. Когда разбрызгивание заканчивается — процесс завершён. После обработки следует промыть аккумулятор дистиллированной водой несколько раз. Заливается новый электролит и батарея полностью заряжается.
Сульфатация – одна из причин выхода АКБ из строя
Итак, типичный аккумулятор – это пластины из свинца в серной кислоте. Данный металл легко разрушается воздействием слабых кислот, к примеру, уксусной. А вот серная для него совсем не опасна, даже если она будет очень концентрированной или нагретой. Пленка, которая образуется в результате реакции серной кислоты и свинца, защищает металл от разрушения.
Аккумуляторная батарея – это источник электричества химического типа. Если АКБ заряжена, то серная кислота – в электролите. При разряженной батарее она находится на электродах в виде сульфата. Операция обратима при заряде и это нормальный процесс.
Если оставить батарею надолго разряженной, то сульфаты свинца начнут растворяться, и в результате они начнут образовываться на электродах в виде больших нерастворимых кристаллов.
Слой сульфатов – изолятор. В результате теряется часть емкости батареи, а если АКБ долго находилась в состоянии разряда, то она погибнет.
Диагностировать сульфатацию очень просто – быстро теряется емкость АКБ, недостаточно мощности для запуска двигателя, закипает электролит и перегреваются пластины. Также наблюдается более высокое напряжение на клеммах.
Кальциевые сульфаты
В современных аккумуляторах свинец легируется кальцием. Это позволяет свести практически к минимуму выкипание воды и снизить саморазряд. Однако если батарея разрядилась достаточно сильно, то электроды покрываются сульфатом кальция. Зарядить этот АКБ полностью уже не получится. Из-за того, что увеличивается внутреннее сопротивление такой батареи, считается, что ее нужно заряжать напряжениями от 15 В. Это ошибка. Нужно точно знать, как реанимировать аккумулятор, иначе можно его убить вовсе.
Виды неисправностей автомобильных аккумуляторных батарей
Все неисправности АКБ условно можно условно разделить на внешние и внутренние. Основные внешние неисправности:
- механические повреждения корпуса (трещины, сколы, вздутия);
- окисление клемм, нарушение их геометрии в результате искрообразования;
фатальное разрушение корпуса АКБ в результате дорожно-транспортного происшествия или короткого замыкания (взрыв).
В последнем случае восстановление аккумулятора практически невозможно и нерентабельно.
К внутренним неисправностям относятся:
сульфатация пластин;
- осыпание пластин;
- изменение электрохимических свойств электролита;
- обрыв или обгорание пластин в результате экстратоков короткого замыкания.
Наиболее часто имеется проблема сульфатации пластин. Такая неисправность связана с неправильной эксплуатацией автомобильного аккумулятора, прежде всего, его хранением в разряженном состоянии. Практически все типы кислотных аккумуляторов негативно реагируют на такой фактор. Поверхность пластин покрывается слоем сернокислого свинца, который блокирует нормальное функционирование банок АКБ. Если процесс сульфатации неглубокий, аккумулятор можно восстановить.
Осыпание пластин может произойти вследствие выкипания электролита. При этом увеличивается концентрация серной кислоты. Она разрушает пластины. Осыпавшиеся пластины оседают в нижней внутренней части банок аккумулятора, значительно увеличивают токи самоутечки.