Как правильно вычислить дистанцию, тормозной и остановочный путь автомобиля: формулы расчета
Содержание:
- Определение толерантности к физической нагрузке
- Варианты гематурии на основании места возникновения кровотечения
- Пояснение к вопросу:
- О скорости реакции человека
- Тормозной путь автомобиля при скорости 60 км/ч
- Ситуации, требующие реакции водителя
- Как водитель реагирует на дорожной ситуации
- Возможные неисправности системы AEB
- Главный фактор, влияющий на точность расчёта
- Советы водителям
- Об интервале
- Дорожные условия и движение автомобиля
- Время и путь реакции водителя
- Кровь в моче у мужчин при заболеваниях предстательной железы
- Прогнозирование непредвиденных ситуаций
- Путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя
Определение толерантности к физической нагрузке
Толерантность к физической нагрузке — это важный показатель у больных ИБС, в частности, после перенесенного инфаркта миокарда, стентирования коронарных сосудов, операции аортокоронарного шунтирования. Толерантность к физической нагрузке позволяет оценить эффективность проводимого лечения и реабилитационных мероприятий.
Для определения толерантности используется, как правило, методика ступенчато возрастающих нагрузок на велоэргометре с шагом 25–30 вт, длительность каждой ступени нагрузки не менее 3 минут (время, за которое развивается состояние steady state, — стабильный уровень потребления кислорода миокардом). При выполнении пробы на тредмиле мощность нагрузки задается скоростью движения ленты и углом ее наклона к горизонту, оценка толерантности осуществляется в единицах МЕТ.
Следует отметить, что количество ступеней нагрузки должно быть не более четырех, физическая детренированность, усталость, другие экстракардиальные причины ограничивают физическую работоспособность и повлияют на оценку результатов. Пробу не следует проводить излишне долго. Критериями прекращения пробы служат общепринятые клинические и электрокардиографические критерии (возникновение ангинозного приступа, динамика сегмента ST и зубца Т на ЭКГ, достижение субмаксимальной ЧСС). Мощность физической нагрузки, соответствующая толерантности, или величина МЕТ определяется по предыдущей выполненной ступени нагрузки. Так, если тест прекращен при выполнении нагрузки 100 вт, толерантность определяется как 75 вт. Если субмаксимальная ЧСС была достигнута при нагрузке 8 МЕТ, а предыдущая ступень тредмила была 6 МЕТ — толерантность определяется как 6 МЕТ.
Таблица 1.
Соответствие МЕТ основным видам деятельности
МЕТ | Виды деятельности |
1 | Отдых |
2 | Ходьба по ровной местности в спокойном темпе |
4 | Быстрая ходьба |
7 | Прием душа |
10 | Подъем по лестнице до 5-го этажа в среднем темпе (без остановок) |
13 | Выполнение физической работы средней интенсивности (вскапывание огорода) |
18 | Занятия спортом |
Практическое значение имеет соотношение МЕТ различным видам деятельности, приведенным в таблице.
Клиницист (кардиолог или терапевт), должен знать показания и противопоказания к проведению пробы с физической нагрузкой, должен четко сформулировать задачу перед врачом функциональной диагностики, знать основные методические принципы проведения нагрузочных тестов, чтобы адекватно и критично оценить их результаты и практическое значение.
Варианты гематурии на основании места возникновения кровотечения
В зависимости от источника кровотечения различают гематурию следующих типов:
- Клубочковая. Клетки крови попадают в мочу на уровне клубочков. В этом случае цвет мочи темный, напоминает чай или колу, иногда красный.
- Юкстрагломерулярная. Клетки крови попадают в мочу из дополнительных отделов мочевыделительной системы. Цвет мочи розовый или красный. Юкстрагломерулярные причины гематурии составляют 90% всех случаев гематурия.
Моча больного с гематурией обычно коричневого цвета. Только при очень массивном и свежем кровотечении или кровотечении из терминального отдела мочевыводящих путей она может быть ярко-красной.
Изолированная гематурия означает наличие в моче только эритроцитов без других отклонений, например, протеинурии.
Пояснение к вопросу:
Среднее время реакции водителя составляет в среднем 1 секунду. Это необходимо учитывать, к примеру, выбирая дистанцию до впереди идущего транспортного средства. По сухой дороге дистанция должна составлять 2 секунды. Это не совсем корректное выражение, но смысл в нем есть. 1 секунду я буду реагировать (в среднем). Вторую секунду буду тормозить или предпринимать иные действия, чтобы избежать ДТП в случае чего.
При движении со скоростью 90 км/час за 1 секунду транспортное средство проезжает в среднем 25 метров. Получается, что дистанция на такой скорости (по сухой дороге) должна составлять 50 метров (те самые 2 «запасные» секунды)
О скорости реакции человека
Скорость реакции ограничена двумя моментами, продиктованных анатомическими особенностями человека:
- Фиксация опасной ситуации. Например, зажженный стоп-сигнал впереди идущего автомобиля
- Передача сигнала от глаз к мозгу. Стоит учитывать, что скорость передачи сигналов ограничивается физиологией
- Интерпретация сигнала. У тренированного водителя не занимает много времени, но оценка параллельно может происходить оценка дорожной ситуации, прежде чем произойдет нажатие на тормоз
- Передача сигнала от мозга к ноге, чтобы нажать на тормоз, с опять же ограниченной скорость.
При этом если все идеально, и допустить, что реакция стоп-сигнал-торможение безусловная, не требующая дополнительной оценки (как у обезьянок на включенный свет), то даже в этом случае потребуется время на передачу самих сигналов. Максимальные зафиксированные скорости составляют около 0,13 с и это далеко не у всех.
Теперь представим, какой путь проделает авто за 0,13 секунд если скорость движения всё те же 120 км/ч. По моим расчетам получилось 4,33 метра. А как у вас? То есть даже самый быстрый водитель на такой скорости должен соблюдать дистанцию в 4,33 метра, если у него, конечно, нет «паучьего чутья» и он не умеет читать мысли впереди идущего водителя. И не забывайте о возможной усталости.
Вам будет интересно: путешествия на автомобиле, признаки усталости
Во всем этом есть пара моментов, но я бы на них сильно не уповал:
- После нажатия на тормоз, передний автомобиль не встает колом, а продолжает движением с замедлением. Поэтому при плавном торможении аварии случаются гораздо реже
- Некоторые водители смотрят не только на автомобиль перед собой, но и на следующий автомобиль и начинает тормозить одновременно с впереди идущим. Но как правило, такие водители, всё равно стараются держать дистанцию
Тормозной путь автомобиля при скорости 60 км/ч
Деформация кузова при столкновении на скорости 60 км/ч
Длина остановочного пути также зависит не только от водителя, но и от других сопутствующих факторов: от качества дороги, скорости движения, погодных условий, состояния тормозной системы, устройства тормозной системы, шин автомобиля и многих других.
Обратите внимание, что вес легкового автомобиля не влияет на длину тормозного пути. Это связано с тем, что вес автомобиля увеличивает инертность автомобиля при выполнении торможения, препятствуя при этом торможению, но увеличивает сцепление шин с дорогой благодаря увеличенной массе авто. Эти физические свойства компенсируют друг друга, при этом практически не оказывая влияние на длину тормозного пути
Эти физические свойства компенсируют друг друга, при этом практически не оказывая влияние на длину тормозного пути.
Скорость торможения напрямую зависит от способа торможения. Резкий тормоз до упора, приведет к заносу или движению машины юзом (если машина не оборудована системой ABS).
Постепенное нажатие на педаль применяется когда на дороге хорошая видимость и спокойная обстановка, оно не подходит для экстренных ситуаций. При прерывистом нажатии можно потерять управляемость, но зато быстро остановиться. Также возможно ступенчатое нажатие (схоже по эффекту с системой АБС).
Тормозной путь на сухом асфальте
Формула тормозного пути
Вспоминаем уроки физики, где ? – это коэффициент трения, g – ускорение свободного падения, а v – скорость движения машины в метрах в секунду.
Ситуация следующая: едет водитель на автомобиле Lada скорость которого 60 км/час. Буквально в 70 метрах идет женщина преклонного возраста, которая забыв о правилах безопасности спешно догоняет маршрутное такси (стандартная ситуация для России).
Воспользуемся этой самой формулой: 60 км/ч = 16,7 м/сек. У сухого асфальта коэффициент трения равняется 0,7, g – 9,8 м/с. На самом деле, в зависимости от состава асфальта, он равен от 0.5 до 0.8, но всё же возьмем усредненное значение.
Полученный по формуле результат 20,25 метров. Естественно, что данное значение уместно лишь для идеальных условий, когда на машину установлена качественная резина и тормозные колодки, тормозная система исправна, при торможении вы не уходите в юз и не теряете управление, от множества других идеализированных факторов, которые не встречаются в природе.
Также для перепроверки результата, существует еще одна формула определения тормозного пути:
S = Кэ * V * V / (254 * Фс), где Кэ – тормозной коэффициент, для легковых авто он равняется единице; Фс – коэффициент сцепления с покрытием 0,7 (для асфальта).
Подставляем скорость движения транспортного средства в км/ч.
Получается, что тормозной путь 20 метров для скорости 60 км/ч, (для идеальных условий), в том случае если торможение будет резким и без юза.
Тормозной путь на покрытии: снег, лед, мокрый асфальт
Автомобили BMW на испытаниях
Коэффициент сцепления помогает обозначить длину остановочного пути при разных дорожных условиях. Коэффициенты для разных дорожных покрытий:
- Сухой асфальт – 0,7
- Мокрый асфальт – 0,4
- Укатанный снег – 0,2
Попробуем подставить эти значения в формулы, и найдем значения длины тормозного пути для дорожного покрытия в разное время года и при разных погодных условиях:
- Мокрый асфальт – 35,4 метра
- Укатанный снег – 70,8 метра
- Лед – 141,6 метра
Получается, что на льду длина тормозного пути практически в семь раз выше, относительно сухого асфальта (так же как и подставляемый коэффициент). На длину тормозного пути влияет качество зимней резины, физические свойства.
Тестирование показало, что с системой АБС остановочный путь существенно снижается, но все же при гололеде и снеге АБС не влияет, а наоборот ухудшает эффективность торможения, если ее сравнивать с тормозной системой без ABS. Тем не менее, в АБС по большей мере все зависит от настроек и наличия системы распределения тормозного усилия (ЕБД).
Преимущество АБС в зимнее время – полный контроль над управлением автомобиля, что сводит к минимуму возникновения неуправляемого заноса при выполнении торможения. Принцип работы АБС схож с выполнением ступенчатого торможения на автомобилях без АБС.
Система АБС уменьшает тормозной путь на: сухом и мокром асфальте, укатанном гравии, разметке
На льду и укатанном снеге использование АБС увеличивает тормозной путь на 15 – 30 метров, но позволяет сохранить контроль над машиной, без увода машины в занос. Этот факт следует учитывать.
Ситуации, требующие реакции водителя
Правила дорожного движения требуют от человека, управляющего авто, осторожности или особой внимательности, в зависимости от ситуации. Полицейская статистика утверждает, что в населённых пунктах водители замечают пешеходов на расстоянии около 35 м
Чистая математика в сочетании с законами физики показывает, что если машина движется со скоростью более 50 км/ч, у неё нет шансов замедлиться и она столкнётся с идущим, поэтому в границах городов и посёлков стоит ограничение скорости для транспортных средств: им можно передвигаться не быстрее 50 км/ч.
Знаете ли вы? История автомобиля началась в XV веке, когда гениальный Леонардо да Винчи создавал проекты и модели первых транспортных средств.
Особое внимание от автомобилиста требуется во время:
- движения в пробке, изменения направления движения или используемой полосы трассы;
- езды задним ходом, поворота и обгона;
- подъезда к перекрёстку и пересечения направлений движения в этом месте;
- приближения к пешеходному переходу, к велосипедистам и повороту на поперечную дорогу;
- проезда рядом с обозначенной трамвайной остановкой или остановкой другого общественного транспорта, не расположенного рядом с тротуаром;
- приближения к железнодорожному или трамвайному переходу и проезду через них;
- путешествия в условиях пониженной видимости и движения рядом с учебным транспортным средством или автомобилем, помеченным буквой «У»;
- объезда машины, осуществляющей ремонт на дороге;
- пропуска маркированного транспорта, предназначенного для перевозки инвалидов.
Как водитель реагирует на дорожной ситуации
Существует два препятствия, которые человек за рулём должен преодолеть, чтобы отреагировать на «раздражитель»: собственные головной мозг и мышцы. Так, сигналу нужно время, чтобы преодолеть путь от глаза (если опасность была увидена) к ЦНС (центральной нервной системе). Там сигнал перерабатывается и лишь после этого, идёт к мышцам. Они, в свою очередь, совершают движение, в результате которого на передвижение ноги с газа на педаль тормоза затрачивается 0,5 секунды, что само по себе много.
При угрозе ДТП эта особенность сыграет им на руку, так как мозг не успеет обработать информацию, как тут же примет решение поступить по привычке – перестраховаться.
Возможные неисправности системы AEB
Автоматическая система торможения часто самостоятельно отключается в процессе эксплуатации транспорта, а на панели управления загорается индикатор «Camera blocked» («Камера заблокирована»).
Причиной такого поведения датчика могут стать внешние факторы, под воздействием которых дальнейшая работа камеры будет невозможна. Устранить недостаток можно путем удаления грязи, снега или мусора с лобового стекла. Замена камеры не решит проблему, если водитель не сможет создать условия для ее нормального функционирования.
Если датчик видеокамеры заблокирован грязью или снегом, автоматизированная система может на время отключиться. В этом случае на дисплее у водителя появляется соответствующее уведомление. Некорректная работа технологии иногда наблюдается на участках открытой местности, когда после включения двигателя устройство не может обнаружить ни один объект.
Если водитель привык полагаться на систему автоматического торможения, безоговорочно доверяя показаниям датчиков, при вождении автомобиля в плохих погодных условиях или на открытой местности, ему следует быть особенно осторожным.
Нарушение функционирования системы автоматического торможения возможно в следующих случаях:
- Камера заблокирована грязью или другим объектом.
- При плохих метеоусловиях (особенно в случаях интенсивных осадков).
- Регистрирующая способность датчика камеры ограничена.
- Транспортное средство, находящееся в поле зрения камеры, слишком мало для обнаружения (например, велосипед).
- Находящееся впереди транспортное средство имеет слишком большие габариты (к примеру, тягач с прицепом или трейлер).
- Плохая видимость ввиду недостаточного или слишком сильного освещения.
- У впереди идущего транспортного средства неправильно работают задние фонари.
- Резкое изменение освещенности (например, при въезде или выезде из туннеля).
- Большое количество бликов, когда свет от уличных фонарей или впереди идущего авто отражается на влажной поверхности дороги.
- Отсутствие обзора дороги из-за запотевшего ветрового стекла.
- Неравномерная траектория движения впереди идущего транспортного средства.
- Движение авто осуществляется через зону застройки, по грунтовой дороге или через железнодорожные пути.
- Транспортное средство передвигается по закрытому пространству (например, в пределах подземной парковки).
- Плохое состояние дорожного покрытия провоцирует чрезмерную вибрацию автомобиля во время движения.
В случае необходимости, если предупреждающие сообщения появляются на дисплее слишком часто, систему автоматического торможения можно временно отключить.
Главный фактор, влияющий на точность расчёта
Единственной изменяемой величиной в формуле определения скорости является длина тормозного пути. Ручной расчёт данной величины в идеальных условиях (движение со скоростью 60 км/ч по сухой дороге асфальтовым покрытием, торможение без заносов) можно произвести по формуле
v – скорость движения автомобиля вначале торможения, м/с;
μ – коэффициент трения;
g – ускорение свободного падения, м/с2.
Другая формула для проверки правильности первоначального расчёта
Кэ – величина тормозного коэффициента;
V – скорость в момент начала торможения;
Фс – величина коэффициента сцепления шин с дорожным покрытием (при сухой погоде – 0,7, в дождливую погоду – 0,4; в снег – 0,2; в гололёд – 0,1).
Так, при движении по сухой асфальтовой трассе со скоростью 60 км/ч длина тормозного пути составит S = 1*60*60/(254*0,7) = 20,25 м. При движении по льдистой трассе, на которой Фс падает с 0,7 до 0,1, величина S увеличится в 7 раз (141,7 м).
Таким образом, главной задачей для правильного вычисления скорости является определение величины остановочного пути. В его состав, кроме, собственно, тормозного пути, входит метраж, приходящийся на:
Советы водителям
Безопасное движение является сложной задачей, на которую имеет влияние множество дополнительных факторов. Причиной могут быть человеческие ошибки, поломки машины или ямы на дорогах, и каждая характеризуется своими особенностями и требует индивидуального подхода. Непрерывная оценка эффективности водителем своих действий позволяет выбрать решение, способствующее повышению безопасности дорожного движения.
Узнайте также: какие нарушения ПДД фиксируют камеры.
Советы, следование которым поможет сделать дорожное движение безопасным, приведены ниже:
Будьте бдительны — нужно рассматривать ПДД как руководящие принципы, а не строгие приказы, и знать, в каких ситуациях они применяются
Всегда важно оставлять себе возможность выбрать правильный вариант для каждого случая
Быть хозяином ситуации — помнить, что безопасность на дороге зависит не только от автомобиля, но и от водителя
Всегда стоит принимать во внимание всё, что происходит вокруг, а также собственные навыки вождения и тип ведомого автомобиля. Находясь за рулём, стоит позаботиться о своей концентрации и внимании
Контролировать свой страх — люди нередко теряются и пугаются при возникновении трудной ситуации на дороге
Однако уверенные навыки вождения, логическое мышление и хорошие привычки помогут взять под контроль проблему.
Уделять особое внимание безопасности — существует три типа водителей: те, кто вызвал аварию, те, кто был вовлечён в чрезвычайную ситуацию, вызванную другими участниками дорожного движения, и те, кто не попал в трудное положение
«Хороший» водитель — это не тот, кто никогда не сталкивался с аварией, а помнящий, что самое важное на дороге — безопасность, независимо от всего. Не отвлекаться — во время движения следует принимать во внимание всё окружающее водителя. Нельзя сосредоточиться только на прослушивании радио и наблюдении за приборами авто, следует наблюдать за потенциальными внешними угрозами и быть готовым к ним
Ни в коем случае нельзя разговаривать по мобильному телефону
Нельзя сосредоточиться только на прослушивании радио и наблюдении за приборами авто, следует наблюдать за потенциальными внешними угрозами и быть готовым к ним. Ни в коем случае нельзя разговаривать по мобильному телефону
Не отвлекаться — во время движения следует принимать во внимание всё окружающее водителя. Нельзя сосредоточиться только на прослушивании радио и наблюдении за приборами авто, следует наблюдать за потенциальными внешними угрозами и быть готовым к ним
Ни в коем случае нельзя разговаривать по мобильному телефону.
Ожидание неожиданного — опыт дорожного движения и понимание событий, происходящих на трассе, позволяет увидеть первые сигналы о ситуации, которая может привести к аварии. Стоит помнить, что не каждая катастрофа неизбежна.
Медленное движение — путешествие в спокойном, разумном темпе даст достаточно времени и пространства для реакции, если что-то случится на дороге.
Управление рулевым колесом — большинство водителей не уделяют достаточного внимания тому, что происходит с рулём во время вождения
Если случается потеря контроля над автомобилем, именно оно будет первой точкой, где это можно будет заметить, а также первым местом, где автомобилист сможет отреагировать и исправить положение.
Плавное вождение — важно обращаться с рулём и тормозами осторожно. Входить в поворот или торможение определённо, но постепенно, избегая резких движений
Определение своих возможностей и ограничений — важно правильно оценивать свой уровень, как водителя, и не бравировать, пытаясь выйти за безопасные пределы своих умений.
Скорость и время отклика являются двумя ключевыми факторами, которые определяют, успеет ли автомобилист остановить транспорт или столкнётся с препятствием. Даже небольшое увеличение скорости значительно увеличивает тормозной путь, и к этому необходимо добавить время реакции водителя
Вот почему так важно, чтобы перед поездкой человек был максимально отдохнувшим или же делал частые остановки в дороге, что позволит ему дольше сохранять концентрацию внимания
Об интервале
Определяют боковое расстояние без проведения расчетов. Чем больше показатель, тем безопаснее ситуация. Рекомендуется располагаться посредине занятой полосы, при отсутствии преград или препятствий. На современных машинах встроена система контролирования мертвых участков, которой не стоит пренебрегать. Учитывая сигналы датчика, легко выдерживать боковой интервал.
Рекомендуется придерживаться дистанции на ½ ширины авто от соседнего ТС. В городских условиях допускается меньшее расстояние, однако нужно помнить о мотоциклистах, велосипедистах, мопедах. Потенциальное помехи лучше объезжать с интервалом не менее полутора метров.
Дорожные условия и движение автомобиля
Как уже было сказано, состояние дороги и погодные условия существенно влияют на движение и торможение транспортного средства. На скользкой дороге создаются условия для буксования, юза и заноса автомобиля.
Тормозной путь легкового автомобиля | ||
---|---|---|
на асфальте | на льду | |
30 км/ч | 6 метров | 17 метров |
60 км/ч | 23 метра | 69 метров |
90 км/ч | 52 метра | 156 метров |
Чтобы не застрять при движении по рыхлому снегу, нужно заранее выбрать пониженную передачу и двигаться без остановок и резких поворотов.
При движении в гололедицу следует проезжать скользкие участки дороги без торможения и резких поворотов руля, не пользуясь педалью сцепления. При необходимости снизить скорость нужно максимально использовать торможение двигателем, которое не приводит к движению юзом и заносу автомобиля.
В начале дождя после длительной сухой погоды дорога становится очень скользкой, потому что скопившаяся на ней пыль превращается в грязь
Пока дождь не усилится и не смоет грязь с проезжей части, нужно управлять автомобилем с той же осторожностью, что и в гололедицу
Во время сильного дождя под колесами автомобиля, движущегося на высокой скорости, может возникнуть «водяной клин», из-за чего автомобиль перестаёт слушаться руля. В таких условиях нельзя развивать скорость более 80 км/ч.
Если автомобиль все же потерял управляемость из-за водяного клина, то для снижения скорости можно использовать только торможение двигателем. При этом ни в коем случае нельзя нажимать тормозную педаль, поскольку это немедленно вызовет сильный занос.
Порыв сильного бокового ветра при выезде с закрытого участка дороги на открытый (например, из леса в поле) может привести к внезапному изменению траектории транспортного средства.
Для повышения устойчивости рекомендуется снизить скорость, перейти на пониженную передачу, а при необходимости — выровнять траекторию при помощи руля.
Время и путь реакции водителя
Время реакции водителя – это время, которое пройдет с момента обнаружения водителем опасности на дороге до начала принятия мер по ее предотвращению.
Путь реакции водителя – это путь, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем опасности на дороге до нажатия педали тормоза.
Вот формула расчета пути, который пройдет автомобиль в момент реакции водителя на опасность:
Пример расчета: представим, что вы едете со скоростью 100 км/ч по проселочной дороге и внезапно на дорогу выбегает лось. Расчет: (100 км/ч : 10) х 3 = 30 (метров). То есть, после того как вы среагируете на опасность на дороге, ваша машина проедет примерно 30 метров. Добавьте к этому тормозной путь автомобиля.
Внимание: эти правила не являются научно правильными формулами и дают только приблизительное значение!
Кровь в моче у мужчин при заболеваниях предстательной железы
Кровь в моче у мужчин иногда может означать заболевания простаты.
Первый тревожный симптом гипертрофии простаты — проблемы с мочеиспусканием. Гипертрофия простаты обычно появляется после 45 – 50 лет и поражает до половины, а в более старшем возрасте — до 70% мужчин. Доброкачественная гиперплазия предстательной железы во многих случаях означает естественный процесс старения организма и не связана с другими заболеваниями.
При прогрессирующей гипертрофии простаты у мужчин могут возникнуть проблемы с полным опорожнением мочевого пузыря или ощущение давления в области мочевого пузыря. В экстремальных ситуациях может наблюдаться полная задержка мочи.
Простатит появляется чаще всего у мужчин старше 50 лет и дает затруднение мочеиспускания. Также могут быть ощущение обструкции мочевого пузыря, боли и болезненности в области простаты.
При возникновении гематурии и любых других отклонений, связанных с мочеиспусканием, следует проконсультироваться с урологом. Врач проведет углубленную диагностику присутствующих симптомов. Их причинами могут быть как инфекции мочевыводящих путей, так и рак предстательной железы.
Прогнозирование непредвиденных ситуаций
Все опасности предупредить не получится: непредвиденные случаи на то и непредвиденные, что предусмотреть их не получится.
Однако есть те, которые возникают наиболее часто, и связаны они с одними и теми же неожиданными «гостями» на дороге:
- машина, выехавшая на встречную полосу;
- пешеход на нерегулируемом перекрёстке, идущий не на свой сигнал светофора, вообще непонятно как здесь оказавшийся;
- животные на дороге, завалившееся дерево – ситуации, где второй переменной является не человек;
- неисправность автомобиля, хотя к изменению дорожной ситуации она мало относится.
Дополнительными факторами могут считаться гололёд, ямы и другие обстоятельства, мешающие предотвратить аварию.
Путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя
В точке № 1 (рис. 53) водитель увидел препятствие, осознал, что надо останавливаться, и начал переносить правую ногу с педали газа на педаль тормоза.
Рис. 53. Составляющие остановочного пути:
Sр. – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя
Sср.т. – путь, пройденный автомобилем за время срабатывания тормозной системы
Sт. – тормозной путь автомобиля
Sост. – остановочный путь автомобиля
Время с момента обнаружения водителем опасности для движения до начала принятия им активных мер по избежании этой опасности именуется – временем реакции.
А расстояние, которое машина проходит за это время, называется – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя.
Что же получается? Водитель прекрасно видит препятствие, понимает, что необходимо остановиться, а его машина практически без изменения скорости продолжает движение на это препятствие?!
«А сколько она проедет? Дайте цифры!» – должны были бы воскликнуть заинтересованные читатели.
Вынужден напомнить, что автор очень жаден до цифр. Ну, давайте подумаем вместе. Один водитель по своему характеру близок к личности летчика испытателя, другой – «валенок вареный». Кто-то прекрасно выспался ночью, в то время как другой всю ночь ругался с тещей. Вчера человек был здоров и весел, а сегодня он простужен и печален
А кое-кто еще и неважно чувствует себя после вчерашней вечеринки.
Поскольку время реакции водителя напрямую зависит от его физического и эмоционального состояния, то никто не сможет сказать, какова у Вас в данный момент реакция, в каких величинах она выражается и насколько она отличается от того, что было час тому назад. Давайте лучше сделаем еще один важный обобщающий вывод:
Ну а тем, кто без цифр обойтись не может, предлагаю заняться арифметикой. Перевод величины скорости из км/ч в м/с прост – надо разделить скорость выраженную в км/час на 3.6 (1000 метров за 3600 секунд), поэтому, например, за одну секунду на скорости 60 км/ч автомобиль проходит около 17 метров (табл. 1). Время реакции водителя составляет от 0,5 до 1,5 сек. в зависимости от… массы факторов.
Теперь экспериментальным путем надо определить время Вашей реакции и можно будет высчитать расстояние, которое пройдет Ваш автомобиль за этот отрезок времени.
А дальше-то что? Как Вы собираетесь на практике использовать полученный результат вычислений? Выбежать вперед машины и померить расстояние рулеткой?
Таблица 1. Путь, который проходит машина за одну секунду
Скорость, км/ч | Путь за 1 сек., м |
---|---|
30 | 8,3 |
40 | 11,1 |
50 | 13,9 |
60 | 16,7 |
70 | 19,4 |
80 | 22,2 |
90 | 25,0 |
100 | 27,8 |
110 | 30,6 |
120 | 33,3 |
Думаю, будет лучше, если каждый водитель научится ощущать расстояние, причем не в метрах и в сантиметрах, а в количестве пространства как таковом, необходимом для каждого конкретного случая. Поверьте, с опытом это ощущение приходит к каждому.
В результате неких экспериментов может выясниться, что кто-то из вас обладает недостаточной реакцией. Что тогда делать?
Во-первых, не стоит расстраиваться и считать себя «ущербным». Есть водители, флегматики по своему характеру, которые вилку ко рту подносят по полчаса, но при этом отлично водят свой автомобиль, значительно лучше некоторых своих коллег-холериков.
А во-вторых, любой водитель, независимо от своего темперамента, пола и возраста, должен уметь прогнозировать развитие дорожной ситуации. Если предполагаемая опасность на дороге заранее спрогнозирована, то она не будет для Вас неожиданной, и супербыстрая реакция тогда не потребуется.
Давайте прочитаем мысли грамотного водителя, который приближается к сложному участку дороги: «Ага, как я и думал, из той «мертвой» невидимой зоны все же появился пешеход (велосипедист, грузовик и т.п.). Ну так, а я к этому был готов. Недаром я заранее (за несколько секунд до того) разработал четкий поэтапный план действий ногами, руками и головой именно на этот случай».
У такого водителя время, потраченное на реагирование на конкретную опасность и соответственно путь, пройденный автомобилем за это время, всегда будут минимальными!
Тем не менее, следует констатировать тот факт, что наш автомобиль все еще продолжает двигаться. Причем без активного снижения скорости он будет двигаться до тех пор, пока не начнет работать тормозная система. Ведь на данный момент мы всего лишь успели увидеть опасность, среагировать на нее и перенести правую ногу с педали газа на педаль тормоза.