Запорожский автомобильный завод
Содержание:
- Модели
- ЗАЗ-968МП пикап.
- История автомобильной марки ЗАЗ
- Модификации, комплектации
- История ЗАЗ
- Шутки о «Запорожце».
- Конструкция ЗАЗ-968
- Модели
- Возрождение производства
- ЗАЗ 968М «Запорожец». История фотографии характеристики. Годы выпуска 1971—1994 гг.
- Запорожец. Два поколения
- Габаритные параметры
- Современные реалии завода
- ЗАЗ 968М модификации
- Трансмиссия
- Слава завода ЗАЗ во времена СССР
- Внешний вид и салон ЗАЗ-968
- От комбайнов к легковым автомобилям.
Модели
Бывшее серийное производство
- ЗАЗ-965 Запорожец (1960–1969)
- ЗАЗ-966 Запорожец (1967–1972)
- ЗАЗ-968 Запорожец (1972–1994)
- ЗАЗ-1102 Таврия (1989–1997)
- ЗАЗ-1102 Таврия Нова (1998–2007)
- ЗАЗ-1105 Дана (1994–1997)
- ЗАЗ-11055 Пикап (1998–2011)
- ЗАЗ-1103 Славута (1998–2011)
Текущее полномасштабное производство
- ЗАЗ Ланос (также известные как ЗАЗ Шанс и Chevrolet Lanos на российском рынке) (2005 – настоящее время)
- ЗАЗ Сенс (на российском рынке также известен как ЗАЗ Шанс 1.4) (2005 – настоящее время)
- ЗАЗ Ланос Карго (2005 – настоящее время)
- ЗАЗ Forza (также известный как Chery Bonus / Chery Very на российском рынке) (2010 – настоящее время)
- (2012 – настоящее время)
- (2016 – настоящее время)
Бывшая полная разборная сборка
Исполняется на Ильичевский автозапчасти (IZAA):
Вид с воздуха на ИЗАА
сборка на ИЗАА
Грузовик TATA LPT-613 собран на Мелитопольском моторном заводе
- Шевроле Авео (2004 – неизвестно) (модель T200)
- (2006 – неизвестно) (модель T250)
- Chevrolet Captiva (2005 – неизвестно)
- Шевроле Эпика (2005 – неизвестно)
- Шевроле Эванда (2005 – неизвестно)
- Шевроле Лачетти (2003 – неизвестно) (модель J200)
- Chrysler 300 (2009 – неизвестно)[нужна цитата ]
- Дэу Ланос (1998–2005) (модель T100)
- Daewoo Sens (2002–2005)
- Daewoo Nubira (1998–2001)
- Daewoo Leganza (1998–2001)
- Daewoo Tacuma (2005 – неизвестно)
- (годы неизвестны)
- Kia Magentis (годы неизвестны)
- Киа Мохаве (годы неизвестны)
- Киа Пиканто (годы неизвестны)
- Киа Рио (годы неизвестны)
- Киа Соренто (годы неизвестны)
- ЗАЗ-А07А И-Фургон (2005-2014)
- ЗАЗ-А10С И-Фургон (2008-2014)
Ранее продукция производилась на Запорожском автомобилестроительном заводе (ЗАЗ):
- Chery Amulet (2005-неизвестно)
- Дачия Соленца (2003)
- Kia Cee’d (2009–2010)
- Kia Sportage (2009 – настоящее время)
- Лада 21093 (2005 – настоящее время)
- Лада 21099 (2005 – настоящее время)
- (2003 – неизвестно)
- Опель Вектра (2003 – неизвестно)
- Опель Корса (2003 – неизвестно)
- Опель Комбо (2003 – неизвестно)
- (2002–2006)
- (2002–2006)
Текущая продукция производится на Мелитопольский моторный завод (MeMZ):
- ЗАЗ-А07А И-Фургон (2014 – настоящее время)
- ЗАЗ-А10С И-Фургон (2014 – настоящее время)
- (2014 – настоящее время)
ЗАЗ-968МП пикап.
фотография ЗАЗ-968МП
В течение 1990-1992 годов выпускалась необычная модификация базового ЗАЗ 968М — пикап ЗАЗ 968ПМ.
Сразу следует отметить, что пикапы аналогичной конструкции производились ЗАЗом, как и любым автозаводом, всегда для своих внутризаводских
нужд (характерный пример — ЗАЗ-965П). Однако же попавший в серию ЗАЗ-968МП — не что иное, как попытка завода предложить рынку в начале
90-ых годов ХХ века в качестве развозной машины свой внутризаводской пикап.
По сути, ЗАЗ 968МП делался по стапельно-обходной технологии — у выбракованного или даже кондиционного (в зависимости
от величины спроса на пикапы в конкретный период) кузова ЗАЗ 968М отрезалась задняя часть кабины и за передними сидениями приваривалась
задняя стенка с окном. Заднее сиденье не ставилось, образовавшаяся ниша и являлась грузовым отсеком. Чтобы не допустить чрезмерной потери
жесткости кузова, верх грузового отсека по усиливался путем приваривания П-образной круглой трубы, а поверх стандартного пола по периметру
грузового отсека приваривался уголковый профиль, который в свою очередь служил основанием для грузового пола из 10-мм фанеры. Подготовленный
таким образом кузов возвращался на конвейер и обычным путем шел на окраску и последующую сборку. Из оригинальных деталей использовался, пожалуй,
лишь тент, укрепляемый по верху грузового отсека поверх его бортов. Пикап имел небольшую грузоподъемность и был неудобен — не было ни откидных
бортов, ни дверей.
Сложно сказать, были ли какие-то определенные предпочтения у автозавода в плане окраске этих пикапов, но большая часть
машин из числа встреченных была окрашена в белый цвет и лишь одна машина была светло-голубого цвета. По некоторым данным всего было выпущено
около 2500 пикапов ЗАЗ 968МП.
Кроме того, приходилось встречать упоминания о еще одной серийной модификации пикапа — ЗАЗ 968МВ. Ее отличия от
ЗАЗ 968МП заключались в установке заводом трубчатой багажной полки на крышке капота (полка была рассчитанна на 50 кг груза) и наличии тента
с пологом из прорезиненного брезента, натягивавшемся на разборный трубчатый каркас.
История автомобильной марки ЗАЗ
Страна-производитель марки машины ЗАЗ – УССР, а затем Украина.
Легенда советского автопрома «Запорожец ЗАЗ 965»
Исторический путь завода начинается в 1863 г. с мастерских А. Я. Коопа, которые затем преобразованы в завод по выпуску сельхозтехники. В 1923 г. завод стал называться «Коммунар». Специфика осталась прежней, здесь был выпущен первый отечественный зерноуборочный комбайн «Коммунар». Знак ЗАЗ появился гораздо позже.
В начале 60-х на базе предприятия создан автомобильный завод с полным циклом производства. Расшифровка ЗАЗ и полное название . Налажено производство автомобиля ЗАЗ-965, в дальнейшей модификации — ЗАЗ-966. Знаменитый «горбатый Запорожец» заработал авторитет у населения.
В 1973 г. начат выпуск новой модели ЗАЗ-968 «Запорожец». После модернизации в 1979 году автомобиль получил новый кузов и под маркой ЗАЗ-968 М «Запорожец» выпускался до 1994 года.
Особенностью машин этой марки является расположение двигателя в задней части автомобиля. Авто комплектуется бензиновым ДВС с воздушным охлаждением. За период с 1960 по 1994 год выпущено около 3,5 млн автомашин с оригинальным мотором.
Логотип «ЗАЗ»
В 1987 году на заводе начат выпуск новой модели, носящей логотип ЗАЗ. С конвейера сошел хэтчбек ЗАЗ-1102 «Таврия» с тремя дверями и классическим расположением двигателя жидкостного охлаждения. В 1999 г. модельный ряд на базе этого авто продолжен 5-дверной моделью «Славута». Машины таврической серии разных модификаций выпускались до начала 2011 года.
Модификации, комплектации
Выпускается Vida в двух кузовах – седан и хэтчбек.
Также для автомобиля предусмотрено несколько комплектаций.
У седана их три – базовая Standart, а также Comfort и топовая Lux. У хэтчбека базовой комплектации нет.
Standart.
Очень скромная комплектация и включает в себя не так уж и много оснащения.
Из внешнего отмечается наличие дисковых тормозов впереди, сзади используются барабанные.
Из дополнительного светового оборудования имеется только задняя противотуманная фара. Бампер и боковые зеркала окрашены в цвет кузова.
Салон авто в базе укомплектован:
- подголовниками на всех сиденьях;
- подогревом заднего стекла;
- корректором фар;
- гидроусилителем руля;
- регулируемой рулевой колонкой и одной подушкой безопасности – для водителя.
На этом все – скромно, и без каких-либо «плюшек», хорошо хоть аудиоподготовка проведена.
Интересно, что полноценной аудиосистемы у Vida нет даже в топовой комплектации, есть только подготовка к ее установке.
Комплектация Comfort.
Уже несколько лучше по оснащению, хотя из элементов экстерьера у нее добавлены лишь передние противотуманки и колпаки на колеса.
А вот оснащение салона несколько улучшилось. В наличии имеются электростеклоподъемники, но только передние, электрорегулировки и подогрев боковых зеркал, центральный замок, кондиционер.
Безопасность осталась на прежнем уровне, то есть имеется только одна подушка.
Комплектация Lux.
Отличается от Comfort наличием системы ABS и иммобилайзером. Дополнительно возможно оснащение 15-дюймовыми литыми дисками.
Что касается АБС, то в одной модификации эта система является штатной, а для другой – опционально. Но об этом ниже.
Даже исходя из комплектаций можно понять, что ЗАЗ Vida бюджетный автомобиль, поэтому на высокое качество сборки, а также на большое количество оснащения рассчитывать не стоит.
Но в своем ценовом диапазоне авто вполне может составлять конкуренцию, поскольку другие машины за такую стоимость оснащаются примерно так же.
Большим плюсом для Вида является то, что модель является копией Chevrolet Aveo, которая хорошо показала себя на наших дорогах.
История ЗАЗ
ЗАЗ — легендарный с советского времени Запорожский автомобилестроительный завод, предприятие по производству легковых автомобилей и фургонов, а также автобусов. Располагается в г. Запорожье (Украина), на сегодняшний день входит в состав корпорации УкрАвто.
Актуальные обзоры автомобилей, отзывы владельцев, новинки ЗАЗ: обзор ЗАЗ Вида, обзор ЗАЗ Шанс седан и хэтчбек. Отзывы владельца Шевроле Ланос (ЗАЗ Шанс): первый, второй, третий, четвертый и пятый год эксплуатации.
История ЗАЗа уходит корнями в 1863 год, когда в Александровске (так до 1922 года назывался славный советский город Запорожье, известный также как место локации масштабного ДнепроГЭСа) Абрагам Кооп (голландец) открыл завод по выпуску сельскохозяйственных машин. В 1908 году произошло открытие Мелитопольского моторного завода (ныне подразделение ЗАЗ) для выпуска двигателей внутреннего сгорания, с этой даты и начинается фактическая история компании ЗАЗ. С 1923 года «Коммунар» (старое название ЗАЗа) выпускает комбайны и сельхозтехнику. Легковые автомобили на начали производить только в 1960 году (ЗАЗ 965). В 1961 году «Коммунар» был переименован в ЗАЗ, поэтому иногда официально история компании ЗАЗ считается с этого времени.
В 1970 году увидел свет автомобиль ЗАЗ 966, затем последовали ЗАЗ 968 и ЗАЗ 968М. Обзоры автомобилей ЗАЗ того времени подчеркивали заднее расположение двигателя с воздушным охлаждением, авто отличались простотой конструкции и отменной проходимостью, которой могут только позавидовать многие современные кроссоверы. За время выпуска с 1960 по 1994 году с конвейера сошло 3 422 444 «Запорожцев». С 1987 года завод выпускает новинку ЗАЗ 1102 Таврия, переднеприводный компактный хэтчбек с жидкостным охлаждением двигателя. В 1998 году создается совместное предприятие АвтоЗАЗ-Daewoo, начинается крупноузловая сборка бестселлера продаж украинского авторынка Daewoo Lanos. В 1999 году появляются модели на базе Таврии – ЗАЗ 1103 Славута и ЗАЗ 1105 Дана. 2000 год – модернизация и выпуск обновленного ЗАЗ 1102 Таврия-Нова, модели Сенс (кузов Ланос с Мелитопольским мотором 1,3 литра). В 2004 году, после периода масштабной модернизации история компании ЗАЗ продолжается – предприятие приступает к выпуску Дэу Ланос, ВАЗ 21093, ВАЗ 21099, Opel Astra G с высокой долей использования украинских комплектующих. 2006 год начало сотрудничества с китайским Chery, двигатели модельного ряда компании ЗАЗ соответствуют Евро 2. 2007 год – Daewoo Lanos переименовывается в ZAZ Lanos, для российского рынка ЗАЗ Шанс (ZAZ Chance), начато производство пикапа ZAZ Lanos pick-up. 2009 год – завод изготавливает ZAZ Lanos, ZAZ Lanos Hatchback, ZAZ Sens (ZAZ Chance), ZAZ Lanos pick-up, модели Chevrolet, Chery, ВАЗ-210934-20 и ВАЗ-210994-20. В конце 2010 года начат выпуск новинки ZAZ Forza (седан и хэтчбек) – аналог Chery A13. В 2012 году на конвейер поставлена новая для ЗАЗа модель ZAZ Vida (седан и хэтчбек), по сути предыдущее поколение Chevrolet Aveo. На российском рынке новинки ЗАЗ представлены двумя моделями: ЗАЗ Шанс седан и ЗАЗ Шанс хэтчбек (комплектуются двигателями 1,3 литра 70 л.с. или 1,5 литра 86 л.с.). Украинским покупателям доступны: ZAZ Lanos pick-up, ZAZ Lanos, ZAZ Sens, ZAZ Lanos Hatchback, ZAZ Sens Hatchback, ZAZ Vida, ZAZ Forza, ZAZ Forza Hatchback. С момента выпуска в 1998 году ZAZ Lanos (Daewoo Lanos) является одной из самых продаваемых и популярных моделей на рынке Украины. С выходом на российский рынок его аналог ZAZ Chance завоевывает все более уверенные позиции в своем классе.
Шутки о «Запорожце».
Из-за плохого технического состояния большинства «Запорожцев», вызванного, в основном, несоблюдением владельцами правил технического обслуживания, непривычной заднемоторной компоновки и малых габаритов — автомобили ЗАЗ довольно часто были объектом шуток и анекдотов. Стоит также признать, что на самом деле «Запорожцы» по большинству эксплуатационных качеств не уступали зарубежным аналогам своего времени, и в данном случае молва была к ним несправедлива. Более того, в Европе аналогичные по классу автомобили «Volkswagen Beetle», «Renault 4CV», «Fiat 500» и др. считаются национальным достоянием и символами своей эпохи, производятся их многочисленные реплики.
Так, ЗАЗ-965 был прозван «горбатым» за характерную форму кузова, а также «еврейским броневичком», ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 — «ушастым» или «чебурашкой» за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения, а ЗАЗ-968М «мыльницей» за сходство формы потерявшего боковые воздухозаборники («уши») кузова с этим предметом и наличия щелей охлаждения на капоте.
Конструкция ЗАЗ-968
По «старой-доброй» традиции, силовой агрегат запорожца располагается сзади и дает полную доступность во время его осмотра или ремонта. Четырехтактный карбюраторный двигатель обладает рабочим объемом 1197 мл и мощностью 40 лошадиных сил (хотя среди ЗАЗ-968М были малосерийные модификации, в которых мощность двигателя была также 45 и 50 л.с.). Делая краткий обзор МеЗМ 968, можно еще упомянуть верхнее расположение клапанов и воздушный тип охлаждения. V-образные цилиндры изготовлены из чугуна, они легко снимаются и отличаются ребристой поверхностью. В то время, как головки цилиндров алюминиевые и их всего две. Коленвал чугунный и имеет неплохую балансировку с центрофугой и маховиком. Шестеренчатый ГРМ с верхним расположением клапанов имеет балансир, штанги, распределительный вал и коромысла. Что касается разгона, то ЗАЗик мог достигнуть 100 км/час всего за 38 секунд, а его средний расход топлива не превышал 7.8 л/100 км (учитывая сельские, грунтовые дороги).
Графическая схема 968-го запорожца
Возвращаясь к системе охлаждения двигателя, хотелось бы рассмотреть осевой вентилятор, которым и производилось нагнетание воздуха сквозь специальную решетку. Цельный направляющий аппарат обладал лопатками и предусматривал также приспособление для генератора. Кстати, небольшие щели на боковых частях кузова также дополнительно охлаждали мотор. Удивительным остается и тот факт, что владельцы ЗАЗа совсем пренебрегали качеством топлива. В автомобиль заливали и 76-й (которым мог содержать нафталин, воду и т.д.), и даже уже переработанное топливо, но это практически не сказывалось на его ездовых характеристиках (за исключением «грохота» во время работы).
Бензобак расположен за задними сиденьями, а 1-дисковое сцепление с гидравлическим приводом было соединено в узел с ведомым диском. Механическая 4-ступенчатая коробка передач имела три хода и находилась вместе с дифференциалом. Из-за отсутствия своевременного технического обслуживания, КПП уже спустя короткое время ставала более жесткой, трудно переключаемой, а во время езды передачи могли и вовсе «слетать».
Рычажно-торсионная передняя подвеска представляла собой две стальные трубы, которые скреплялись кронштейнами, а амортизаторы гидравлического типа дополнялись пружинами. Задняя пружинная подвеска имела двойной рычаг из стали, к которому с помощью 2-х кронштейнов прикрепляется сам пол ЗАЗа.
Барабанная тормозная система обладала плавающими колодками, регулятором зазора между ними и самим барабаном. Механический «ручник» распространялся только на задние колеса, а последняя модификация ЗАЗ-968М уже обладала раздельным гидравлическим приводом. Рулевой механизм включал в себя тяги, редуктор, маятниковые рычаги и энергопоглощающий элемент.
Кстати, внутри завода производился ЗАЗ-968М и с газовой установкой, но для продажи они не предназначались, а лишь выполнял роль грузовых перевозчиков в пределах предприятия.
Модели
Бывшее серийное производство
- ЗАЗ-965 Запорожец (1960–1969)
- ЗАЗ-966 Запорожец (1967–1972)
- ЗАЗ-968 Запорожец (1972–1994)
- ЗАЗ-1102 Таврия (1989–1997)
- ЗАЗ-1102 Таврия Нова (1998–2007)
- ЗАЗ-1105 Дана (1994–1997)
- ЗАЗ-11055 Пикап (1998–2011)
- ЗАЗ-1103 Славута (1998–2011)
Текущее полномасштабное производство
- ЗАЗ Ланос (также известные как ЗАЗ Шанс и Chevrolet Lanos на российском рынке) (2005 – настоящее время)
- ЗАЗ Сенс (на российском рынке также известен как ЗАЗ Шанс 1.4) (2005 – настоящее время)
- ЗАЗ Ланос Карго (2005 – настоящее время)
- ЗАЗ Forza (также известный как Chery Bonus / Chery Very на российском рынке) (2010 – настоящее время)
- (2012 – настоящее время)
- (2016 – настоящее время)
Бывшая полная разборная сборка
Исполняется на Ильичевский автозапчасти (IZAA):
Вид с воздуха на ИЗАА
сборка на ИЗАА
Грузовик TATA LPT-613 собран на Мелитопольском моторном заводе
- Шевроле Авео (2004 – неизвестно) (модель T200)
- (2006 – неизвестно) (модель T250)
- Chevrolet Captiva (2005 – неизвестно)
- Шевроле Эпика (2005 – неизвестно)
- Шевроле Эванда (2005 – неизвестно)
- Шевроле Лачетти (2003 – неизвестно) (модель J200)
- Chrysler 300 (2009 – неизвестно)[нужна цитата ]
- Дэу Ланос (1998–2005) (модель T100)
- Daewoo Sens (2002–2005)
- Daewoo Nubira (1998–2001)
- Daewoo Leganza (1998–2001)
- Daewoo Tacuma (2005 – неизвестно)
- (годы неизвестны)
- Kia Magentis (годы неизвестны)
- Киа Мохаве (годы неизвестны)
- Киа Пиканто (годы неизвестны)
- Киа Рио (годы неизвестны)
- Киа Соренто (годы неизвестны)
- ЗАЗ-А07А И-Фургон (2005-2014)
- ЗАЗ-А10С И-Фургон (2008-2014)
Ранее продукция производилась на Запорожском автомобилестроительном заводе (ЗАЗ):
- Chery Amulet (2005-неизвестно)
- Дачия Соленца (2003)
- Kia Cee’d (2009–2010)
- Kia Sportage (2009 – настоящее время)
- Лада 21093 (2005 – настоящее время)
- Лада 21099 (2005 – настоящее время)
- (2003 – неизвестно)
- Опель Вектра (2003 – неизвестно)
- Опель Корса (2003 – неизвестно)
- Опель Комбо (2003 – неизвестно)
- (2002–2006)
- (2002–2006)
Текущая продукция производится на Мелитопольский моторный завод (MeMZ):
- ЗАЗ-А07А И-Фургон (2014 – настоящее время)
- ЗАЗ-А10С И-Фургон (2014 – настоящее время)
- (2014 – настоящее время)
Возрождение производства
Недавно запорожский автозавод решил возродить свое автомобилестроение, правда, уже на основе наработок своих зарубежных коллег.
В частности, конструкторами за основу была взята модель Chevrolet Aveo первого поколения, которая сыскала популярность на просторах СНГ. На ее базе ЗАЗ выпустил свою модель, получившей имя ЗАЗ Vida.
Выпуск этой модели начался в 2012 году и продолжается до сих пор, но из-за ряда факторов, в основном экономических, производство идет с перебоями.
Но автомобиль все же «живет», продается и на нем ездят.
Итак, ЗАЗ Vida относится к субкомпактным городским автомобилям. Основой его выступает модель Авео первого поколения, но Vida несколько переработана и поэтому на радиаторной решетке у нее красуется фирменный шильдик ЗАЗ.
ЗАЗ 968М «Запорожец». История фотографии характеристики. Годы выпуска 1971—1994 гг.
Серийное производство «Запорожца» ЗАЗ-965, получившего в народе кличку «Горбатый»,
началось в ноябре 1960 года, а к концу года завод выпустил около полутора тысяч машин. Через два года завод модернизировал машину,
оснастив ее более мощным 27-сильным двигателем рабочим объемом 0,887 л. Машину весьма благожелательно встретили как горожане,
так и сельские жители. Она была достаточно прочной, имела неплохую проходимость, обладала хорошей ремонтопригодностью — устранять
поломки можно было самостоятельно и практически без специального инструмента.
Достаточно много оказалось у микролитражки и недостатков. В их числе и низкая комфортабельность, и высокий
уровень шума из-за работы мощного вентилятора системы охлаждения и звона ребер цилиндров, и недостаточно высокий ресурс. Можно,
наверное, было бы путем последовательных доработок довести до идеального состояния компактный и симпатичный ЗАЗ-965, но запорожским
конструкторам хотелось, по всей видимости, создать автомобиль не хуже, чем машины Волжского автозавода. В качестве прототипа нового
«Запорожца» знатоки истории отечественного автостроения называют французскую микролитражку Simca 1000, впервые представленную публике
в 1961 году.
Серийный выпуск 966-го начался в 1967 году. Новая модель с совершенно новым кузовом
потяжелела по сравнению с 965-м на 120 кг. Подвеска задних колес была пружинной, передних — торсионной, с дополнительными пружинами.
Автомобиль имел автономный отопитель, бездисковые колеса, а также расположенные в передней части машины бензобак и багажник.
Машина неоднократно модернизировалась, однако модификации лишь незначительно отличались друг от друга.
Самой последней машиной с названием «Запорожец» оказался ЗАЗ-968М, ставший наиболее распространенной моделью Запорожского
автозавода.
Запорожец. Два поколения
Под маркой «Запорожец» производили фактически два разных поколения моделей автомобилей, связанные технической преемственностью и некоторое время сходившие с конвейера параллельно:
В 1960—1969 годах — первое поколение, ЗАЗ-965 и с 1962 года — ЗАЗ-965А;
В 1966—1994 годах — второе поколение, ЗАЗ-966, ЗАЗ-966В, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А и ЗАЗ-968М.
«Горбатый» Запорожец
Все автомобили «Запорожец» имели ряд характерных особенностей конструкции:
- заднемоторная компоновка с продольным расположением консольно вывешенного двигателя за задней осью и коробки передач в пределах колёсной базы;
- кузов типа «двухдверный седан»;
- V-образный четырёхцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением;
- независимая подвеска всех колёс;
- автономный бензиновый отопитель салона.
Наряду с базовыми модификациями автомобилей в Запорожье выпускались также их экспортные варианты (в том числе и с рулем справа, для стран с левосторонним движением). В зависимости от целевого рынка, они имели торговое обозначение Yalta/Jalta («Ялта») или Eliette («Элиетт»), так как фонетика и транслитерация слова «Запорожец» весьма сложна для европейских языков.
Запорожец ЗАЗ-965АЭ «Jalta» 1965 год
Экспортные Запорожцы имели улучшенные потребительские качества: улучшенная шумоизоляция, наличие слева наружного зеркала заднего вида, пепельница, радиоприёмник, накладки по бокам автомобиля и нижней кромке багажника.
Запорожец Eliette («Элиетт»)
Модели ЗАЗ-968Э и ЗАЗ-968АЭ в количествах до 5000 штук в год продавались в Европе через финскую компанию Konela и бельгийскую Scaldia-Volga.
Секреты успеха Запорожца
На днище кузова этого автомобиля отсутствуют выступающие элементы. Вес Запорожца составлял 790 кг. Поэтому Запорожец легко проходил там, где «Жигули» и «Москвичи» легко застрявали.
Колея задней и передней оси легендарной машины отличаются на 20мм. Именно эта мелочь заметно увеличивает сцепление задних колес с грунтом при движении по бездорожью.
Если вдруг, «Запорожец» все таки буксовал, водители глушили двигатель, ставили первую передачу и крутили двигатель «кривым стартером». Машина запросто преодолевала коварный участок.
Независимый отопитель прекрасно нагревал автомобиль при неработающем двигателе. Этим и пользовались любители отдохнуть на природе.
Зачем у запорожца люк в полу
Зачем у запорожца люк в полу? Это невероятно! Самая главная особенность кузова автомобиля ЗАЗ, восхитившая англичан подробно разъяснена в видео:
Часы скелетоны Winner
Без предоплаты. Доставка по России
Часы Winner Luxury Gold
Часы Winner Luxury White
Часы Winner Classic Silver
Часы Winner Classic Gold
Часы Winner Skeleton Bronze
Часы Winner Skeleton Black
Часы Winner Prestige
ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ
Габаритные параметры
Обе версии автомобиля являются 5-дверными и рассчитаны на 5 человек. Но седан при этом длиннее – 4,325 м против 3,920 м – у хэтчбека.
Седан также и шире, этот параметр у него составляет 1,71 м, а у хэтчбека – 1,68 м. А вот по высоте они одинаковы – 1,505 м.
Интересно, что седан копировали с Aveo 1 первого поколения, а хэтчбек, появившийся позже – с Aveo хэтчбек 1 поколения, но только рестайлингового. Поэтому эти два авто внешне непохожи.
Но если сравнить седан Вида с Авео, то с отличий можно заметить лишь небольшие переделки, в основном коснувшиеся решетки радиатора.
То же примерно касается и хэтчбека, поменяли лишь некоторые элементы экстерьера.
Современные реалии завода
С приобретением Украиной независимости история бренда ЗАЗ продолжилась. В девяностые годы продолжался успешный выпуск и реализация на внутреннем и внешнем рынках автомобилей серии «Таврия», автобусов средней вместимости и коммерческого транспорта. Значимый успех достигнут в 2008 году – реализовано около 250 тысяч автомобилей всех модификаций. Далее наступил длительный спад, сокращение рабочих мест и объемов производства.
«ЗАЗ-968»
В это время руководство завода пытается найти выход в агломерации с зарубежными автомобильными концернами. Эмблема ЗАЗ появляется на машинах семейства ДЭУ, Шевроле, ВАЗ. Но на фоне ухудшающейся экономической обстановки в стране продолжается упадок автомобильной отрасли.
В декабре 2018 г. на заводе начата процедура банкротства. В мае 2019 г. имущество ЗАЗ выставлено на торги.
ЗАЗ 968М модификации
ЗАЗ-968АП | пикап, для внутризаводского транспорта |
ЗАЗ-968АБ4 | для инвалидов, у кого повреждена левая нога |
ЗАЗ-968Р | для инваидов, имеющих здоровые одну руку и одну ногу |
ЗАЗ-968АБ | для инвалидов, у которых повреждены обе ноги |
ЗАЗ-968АБ | для инвалидов, у которых повреждена правая нога |
Мало кому известно, что ЗАЗ выпускал и грузовую модификацию ЗАЗ-968М.
Правда, увидеть эти машины можно было только на территории автозавода или неподалеку от него — в сущности, это были внутризаводские
автокары для транспортировки деталей и узлов между цехами. Автокар имел удлиненный кузов с двумя грузовыми отсеками — спереди, в
стандартном багажнике, и в середине — между передними сиденьями и моторным отсеком. Кстати, в городе Запорожье, в отличие от других
городов CCCP автомобили ЗАЗ-968М широко использовались в качестве милицейских, разъездных и служебных.
Первые проектные работы по созданию автомобиля нового поколения взамен выпускавшегося 968-го
начались еще в 1970 году. Десятки вариантов компоновок, сотни моделей и макетов, тысячи километров, пройденные экспериментальными образцами
опытных машин, — все это позволило уже к 1987 году представить публике в качестве экспоната ВДНХ СССР принципиально новый компактный
переднеприводной автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия». Некоторые, впрочем, утверждали, что эта самобытная конструкция ЗАЗа также сделана «по мотивам»
итальянского автомобиля — на этот раз прототипом назывался Fiat 127, серийно выпускавшийся концерном с 1971 года. Серийный выпуск «Таврии»
был развернут в 1988 году. Некоторое время «Таврия» и «Запорожец» выпускались одновременно, но в конце 1990-х годов производство морально
устаревшего автомобиля-ветерана было прекращено.
Трансмиссия
Механическая 5-скоростная коробка передач, является основной, с ней идут все модификации с 1,5-литровым мотором.
А вот модель с двигателем на 1,4 литра работает в паре с автоматической коробкой, на 4 ступени.
Для версии авто с АКПП и в топовой комплектации АБС предлагается как опция, зато в базе идут литые диски. Привод у всех версий – только передний.
Немного по эксплуатационным показателям.
Конструкторы создали автомобиль, в котором оказались противоречивыми скоростные и эксплуатационные показатели.
К примеру, самую меньшую максимальную скорость развивает авто с 109-сильным мотором – всего 160 км/ч.
Двигатель на 84 л. с. с «механикой» разгоняет авто до 170 км/ч. А вот модель с АКПП и 1,4-литровым агрегатом позволяет уже разогнаться до 176 км/ч. Причем эти показатели одинаковы и для седана, и для хэтчбека.
По потреблению топлива самым выигрышным является 109-сильный мотор, в среднем он потребляет 7,2 литра, авто с АКПП расходует 7,3 литра в смешанном цикле, а вот 84-сильный агрегат – 7,8 литра в таком режиме.
Что касается остальных узлов Vida, то ничего примечательного в них нет. Подвеска спереди – независимая МакФерсон, сзади – полузависимая. Тормоза спереди – дисковые, сзади – барабанные.
По технической и конструктивной части тоже ничего примечательного нет, все вполне простое и без излишеств, что является нормой для бюджетных авто.
Технические характеристики в кузове седан.
В кузове хэтчбек.
Слава завода ЗАЗ во времена СССР
Марка машины ЗАЗ в советское время была известна каждому «от пионера до пенсионера». Столь высокую популярность «Запорожец» получил за свои качества и востребованность. На момент начала массовой продажи в 1961 году цена ЗАЗ-965 равнялась 1800 рублям, что было эквивалентно стоимости 1000 бутылок водки. Доступная цена, неплохие ходовые качества и простота в обслуживании обеспечили автомобилю устойчивый спрос на внутреннем рынке.
Автомобили оказались востребованы и на международном уровне. Машины экспортировались не только в социалистические страны.
В Союзе «Запорожец» успешно занял непростую нишу средств передвижения инвалидов. До самого распада СССР машины этой марки бесплатно распределялись инвалидам и участникам ВОВ.
Бренд приобрел всенародную любовь и популярность. В пользу этого факта свидетельствует огромное количество анекдотов и баек с его участием. В них водитель малолитражки оказывается более смышленым или выходит победителем.
Внешний вид и салон ЗАЗ-968
По сравнению со своим предшественником, ЗАЗ-968 стал более современным и пропорциональным в размерах. Несущий цельнометаллический кузов имел приемлемую отделку, а на задних крыльях располагались весьма продуманные воздухозаборники. Этот двухдверный седан был рассчитан на 4-х пассажиров, но учитывая «особо малый класс», на комфорт даже и не стоило рассчитывать. Интересным остается и тот факт, что замки от дверей просто удивляют своей «универсальностью», ведь открыть их иногда можно было даже тонкими ножницами, скрученной проволокой или любыми ключами от квартиры. Окрашивали автомобиль очень качественно и в один цвет, поэтому, иронизируя, многие именно этот факт считают главным преимуществом «Запорожца», так как краска «не слазила» даже спустя десятки лет. Штампованные двери состояли из двух панелей, оснащались ручным стеклоподъемником и угловым поворотным стеклом с внутренней защелкой. Салон ЗАЗика просто удивляет своей аскетичностью – минимальное количество контрольных приборов, зеркало заднего вида, независимая «печка», весьма сжатое пространство и простая однотонная обивка, без намека на уют. Но это ли было главным, если автомобиль умело преодолевает любые дороги, не требует особого ухода и «не вредничает» по поводу качества топлива?
Передняя панель ЗАЗ-968А
Следующее поколение «ушастых» ЗАЗ-968А уже имели новые сиденья, тормозную систему с раздельным приводом и даже защитную противоугонную установку. Спустя 6 лет автомобиль прошел последнюю модернизацию, вследствие которой мог похвастаться задними прямоугольными фонарями, минимальным количеством хрома и более совершенной передней панелью округлой формы с металлической полоской, благодаря которой немного увеличился объем багажника (хотя он все равно оставался настолько малым, что даже дорожную сумку не мог в себя вместить). Немного были изменены передние световые приборы, появились поворотники, «запаску» из багажника перенесли под капот, передние сиденья стали регулируемыми, а заднее сиденье полностью раскладывалось, что делало автомобиль пригодным даже для ночлега. Также, эта модификация перестала быть «ушастой», ведь вместо воздухозаборников инженеры поставили аккуратные решетки. Получил ЗАЗ-968М и новые бампера, вот только не понятно, сыграло ли это положительную роль. Съемные пластиковые боковины деформировались при малейшем ударе, а молдинги были очень чувствительны к коррозиям.
От комбайнов к легковым автомобилям.
В середине 50-х годов Советский Союз производил опытные работы над микролитражками, в процессе которых было создано ряд экспериментальных образцов. Данные работы не доходили до серьезного производства. На то время Запорожский автомобилестроительный завод занимался выпуском различных комбайнов, среди которых были и кукурузоуборочные. Толи из-за всенародно известной любви к кукурузе, толи, по утверждениям заводских ветеранов, из-за многочисленных просьб тогдашнего директора завода Т. Е. Габелко, но председатель Совмина Н. С. Хрущев выбрал именно Запорожский автомобилестроительный завод для начала автомобилестроения.
Таким образом, началась работа над заводом, его территория превратилась в большую стройку. В короткие сроки был возведен новый инструментальный цех, площадь которого становила 6000 м2. В первую очередь были построены кузовной корпус и здание для конструкторско-экспериментального отдела. Главный корпус завода был реконструирован и расширен, в нем оборудовали цехи, предназначенные для окраски, отделки, сборки и сдачи автомобилей. Также к главному корпусу пристроили помещение для нового цеха металлопокрытий.
Знаменующим годом для завода стал 1976 год, когда с конвейера сошел миллионный автомобиль, им оказался ЗАЗ-968А.
Сборка ЗАЗ-965 в кузовном цеху, 1961 г. (фото – Фокус)
На Запорожском автомобильном заводе, сборка ЗАЗ-966 (фото – БСЭ)
В 1979 году автомобиль ЗАЗ-968М получил серийное производство, а через три года на заводе производили более 600 автомобилей в день.
В 1988 году был выпущен двухмиллионный автомобиль и начался серийный выпуск переднеприводного автомобиля под названием «Таврия». В 1989 году завод изготовил трехмиллионный автомобиль, а в 1993 году отметил 130 лет со дня основания.
30 июня 1994 года прекратился выпуск автомобиля ЗАЗ-968М, прощание с которым происходило в торжественной обстановке. Таким образом, завод полностью перешел на выпуск автомобилей «Таврия». Параллельно велись работы над конструкцией и производством нового автомобиля.
15 апреля 1998 года произошла регистрация украинско-корейского предприятия, под названием ЗАО «АвтоЗАЗ-Дэу», в результате которого возобновили выпуск усовершенствованного автомобиля «Таврия-Нова» и началась сборка таких автомобилей как «Нубира», «Ланос» и «Леганза».
В 1999 году началось серийное производство автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута».