«москвич-401»
Содержание:
- Народный автомобиль Москвич 400 и 401
- Спортивная линейка модельного ряда автомобилей Москвич
- Кузов и салон
- Автомобиль в серийном производстве
- Технические характеристики Москвич 400/401
- «Москвичи» со всего Союза
- Москвич 2142
- Немного истории
- Технические характеристики Москвич-401-420 М-401-420
- Ремонт технической части
- История создания Москвича-400
- Москвич-401Э экспериментальный 1948-1950 гг.
- Подводим итоги
Народный автомобиль Москвич 400 и 401
KarharodonРубрика: Сделано в СССР
30 Апр 13
Эти автомобили называли «моськами», хотя имели они вполне гордое имя – Москвич. Речь пойдет об автомобиле, которого сегодня уже не встретишь на улице – это Москвич 401, который выпускались как малолитражный автомобиль на заводе ЗМА, после —МЗМА с декабря 1954 по 1956 год. Стоимость была 9000 рублей (до реформы 1961 года).
Ранее были лишь модели 400, но в процессе модернизации завода и автомобили тоже усовершенствовались. Двигатель 401 уже имел 26 лошадиных сил.
Есть давняя шоферская байка, о том как И. Сталин давал путевку в жизнь Москвичу. Это была первая послевоенная машина для простого народа и вождь не мог пропустить такое событие. Принимая «Москвич-400», Иосиф Сталин сел рядом с водителем, а директору МЗМА Василию Тахтарову сказал: «Садись и ты, дАрагой». Директор в ту же минуту побледнел. Как же он мог сказать самому товарищу Сталину: «Иосиф Виссарионович, пожалуйста, выйдите, а я откину спинку и пролезу на задний диван сидения».
Василий Тахтаров был уже уверен, что его судьба решена и сейчас дадут путевку в Сибирь лет на пятнадцать. Но тут вождь был благодушным. Он с большим трудом вылез из тесного автомобиля и небрежно бросил Василию Тахтарову: «Сделай, чтобы и простым людям было удобно». Вот так у Москвича 400 появились четыре двери.
А вот модель Москвича-401 это даже не копия, а полностью Опель Кадетт К38 образца 1938 года. Даже некоторые сотрудники автозавода утверждали, что штампы на задние двери автомобиля были утеряны при транспортировке из Рюссельсхайма, и были на заводе изготовлены заново.
Были в то время разные модификации Москвичей, например деревянный фургон 422 (1949—1956), кабриолет 420А (1949—1952). Была даже медицинская модель 420М, которая отличалась лишь фарой-искателем над ветровым стеклом. Индексы Москвичей 400 и 401 – это заводские обозначения двигателей. Остальные обозначали модель кузова автомобиля: 420 — седан, 420А — кабриолет.
В 1954 году появилась новая модель двигателя — 401. А уже в самые поздние Москвичи-401 устанавливали двигатели от Москвич-402.
Новое поколение видит сейчас только единицы этих машин, но именно они в 1950—1960 годах служили скорой помощью, милицией, почтой, такси, а также возили партийных и государственных деятелей.
Владельцы 400 и 401 Москвичей сейчас тратят много времени на поиски оригинальных запчастей к этим автомобилям, обедняются в клубы и берегут память о действительно народном автомобиле. Хотя и было выпущено 216 000 таких автомобилей, до наших дней дожило совсем чуть-чуть. Некоторые уехали в металлом, а некоторые встретили старость на огородах и лесопосадках.
Современные СТО даже не берут в ремонт этих машин, так как нет специалистов, способных разобраться в тонкостях раннего Москвича. Владелец такого автомобиля автоматически становится автослесарем, автоэлектриком и даже мотористом… И раньше так было! Ведь в селех не существовало СТО и хитромудрые дядьки умели все починить своими руками.
На дороге такие машины вызывают сейчас симпатию и дорогу им уступают и джипы, и Жигули.
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
Спортивная линейка модельного ряда автомобилей Москвич
404 «Спорт»
Модель была разработана специально для участия в автогонках и выпускалась с 1954 года. «Донором» основных агрегатов (за исключением мотора) был «Москвич 400», а спортивной машина считалась из-за двигателя с форсажем. Рабочий объем силовой установки составлял 1074 см3, а мощность – 39 л. с. (с дополнительными карбюраторами повышалась до 55 л. с.).
Г1–405
Автомобиль был создан в 1955 году, в связи с появлением новой силовой установки – двигателя М405 с верхним расположением клапанов. Мотор отличался блоком цилиндров из алюминия, роликовой цепью привода распределительного вала и короткими штангами привода клапанов. Все эти новшества позволяли агрегату выдавать мощность до 40 л. с. при рабочем объеме всего 1090 см3. Машина была спроектирована специально для участия в кольцевых автогонках.
Полностью зависимая подвеска от 401-го и заднее расположение двигателя увеличивали колесную базу авто до 2400 мм. Установка четырех мотоциклетных карбюраторов вместо одного стандартного повысила мощность двигателя до 70 л. с. Модель имела раздельный привод тормозов и съемное рулевое колесо, а ее снаряженная масса достигала 670 кг. В ходе заводских испытаний автомобиль показал максимальную скорость около 205 км/ч.
Г2–407
Модель была выпущена в 1956 году на базе своего предшественника. Единственным значительным изменением стала более обтекаемая форма кузова, которая позволяла увеличить максимальную скорость авто до 220 км/ч. Машина поставила три рекорда скорости среди советских гоночных моделей своего класса и стала основой для разработки болидов нового поколения.
Г3
Работа над созданием машины началась в 1961 году. Конструкторы усилили кузов с помощью трубчатого каркаса, оставив двигатель и подвеску от 407-го. Автомобиль был оборудован новой коробкой переключения передач. В 1962 году модель подверглась модернизации, заключавшейся в установке более совершенного карбюратора, выхлопной системы и поршней с выпуклыми днищами. Эта доработка позволила увеличить мощность мотора до 75 л. с. В период с 1961 по 1964 год машина выиграла одну золотую и три серебряные медали первенства СССР по кольцевым автогонкам.
Г4
Этот гоночный болид был разработан в 1963 году. От предшественника ему достался только двигатель, а вот остальная конструкция машины была абсолютно новаторской для советского автопрома того времени. Мотор машины с двумя новыми карбюраторами типа «Вебер» располагался сзади, его мощность была увеличена до 80 л. с. Прочная трубчатая рама несла легкий кузов из алюминия. «Москвич Г–4» имел независимую подвеску рычажного типа и реечное рулевое управление.
Г5
Новая модель гоночного «Москвича» была создана в 1969 году. На нее устанавливался форсированный силовой агрегат с двумя распределительными валами, который мог выдавать мощность до 112 л. с. Г–5 был оснащен пятиступенчатой КПП с синхронизатором, дисковыми тормозами на всех колесах и стеклопластиковым кузовом. Автомобиль имел массу 580 кг и мог развивать скорость до 200 км/ч. Разработка болидов для гонок была постепенно прекращена в связи с недостаточным финансированием программы.
Кроме фото модельного ряда «Москвич» вашему вниманию представлен видеоролик, рассказывающий о славной истории автомобилестроительного предприятия.
Видео:
- Какой самый дорогой автомобиль в мире
- Летающие автомобили
- Самая лучшая малолитражка
- Разница между хэтчбеком и седаном
Кузов и салон
Закончив с технической частью – силовой установкой, трансмиссией и ходовой частью, можно приступать к восстановлению внешнего вида и салона.
В первую очередь проводятся кузовные работы – имеющие дефекты на кузове восстанавливаются путем восстановления геометрии поверхностей, грунтовки. После проводиться шпатлевание и покраска. Здесь уже можно проявлять фантазию и окрасить машину в какие-то оригинальные цвета, а также декорировать внешность молдингами, нанесением узоров и прочее.
кузов москвич 401
Если «родная» оптика пришла в негодность, ее можно заменить фарами от ВАЗ-2101. Но при этом лучше приобретать тюнинговые изделия, в которых используются галогеновые осветительные элементы. Что касается подворотников, то их можно взять от старого внедорожника УАЗ-69. С боковыми зеркалами проблем не возникнет, поскольку выбор их – значительный и подходящий вариант найти будет не трудно. То же касается и дворников.
Салон тоже можно преобразить по-разному. Сначала следует подобрать материалы отделки. К примеру, вполне подойдут материалы, используемые в ВАЗ. Хотя при желании запросто можно отделать салон дорогостоящей отделкой и обшивкой.
Сиденья можно оставить как родные, но их придется реставрировать или же установить их от других авто.
Приборную доску желательно оставить винтажной, только поменять приборы, которые подойдут от «Москвич-408». А саму переднюю панель покрыть декоративными отделочными материалами или кожей. Останется только подобрать место под аудиосистему.
В общем, при желании можно из старинного «Москвич-401» сделать вполне себе современный автомобиль, который будет «обернут в раритетную обертку». Но стоит отметить, что сильно увлекаться украшением авто современными изделия тоже не следует, иначе можно испортить внешность и сделать ее нелепой.
Багажник, поскольку объем его небольшой, можно приспособить под нишу для сабвуфера и акустических колонок.
https://youtube.com/watch?v=zm-TqTxcARk
Такая машина всегда будет выделяться из общего потока и привлекать к себе больше количество восхищенных взоров.
Автомобиль в серийном производстве
Немалое количество источников свидетельствуют о том, что дебютная серийная вариация транспортного средства была выпущена на МЗМА зимой (в декабре, 4-го числа) 1946 года – как раз, данный день принято считать днем возникновения Москвича. Тем не менее, существует предположение, что дебютные автомобили серийного плана были собраны в ночь с 8-го на 9-е декабря
Невзирая на различные мнения, вся подготовка к выпуску машины, беря во внимание все трудности, забрала лишь 1.5 года, и следующий 1947 год предприятие встречало заметно на подъеме. В этом году машина обзавелась даже своей собственной «спешл эдишн» — ко дню 800-летия Москвы было принято решение выпустить юбилейную серию автомобилей, где был геральдический щит на левой боковой части капота
Дебютный автомобиль МЗМА в послевоенный период, исходя из своего полного обозначения, именовался как Москвич-400-420. Согласно цифрам было понятно, что они указывали на номер мотора и кузова. Но невзирая на это, немаленький период 400-ю модель было принято называть лишь Москвич. И это понятно, так как на тот момент прочих моделей Москвича не было и в помине
Автомобиль получился довольно удачным – он был технологичным, симпатичным и надежным, что немаловажно. Хотя, модель не блистала наличием новаторской конструкции, она рознилась некими необычными решениями
Довольно авангардно восприняла послевоенная общественность несущий кузов, наличие алюминиевых поршней силового агрегата, гидравлических тормозов и, что очень важно, независимой подвески типа Дюбонне, какая воплощала настоящее инженерное искусство.
Фотография Москвич-400
Весьма странно, но автомобиль не получил указатели поворотов, а вот стеклоочистители (которые сами по себе были редким явлением) были и получили механический привод от распределительного вала силового агрегата. По окончании 1947 года всего смогли выпустить порядка 1 501 машины. В следующем (1948 году) этот показатель уже достиг отметки в 6 706 транспортных средств. По состоянию на 49-й год цифра смогла вырасти до 19 806. За короткое время удалось увеличить производство седанов в год до 35 000 экземпляров, после – до 50 000. В июне 1953 года автомобиль Москвич-400 вышел на момент самоокупаемости, что позволило ему стать рентабельным. В том же году завод смог выпустить 100 тысяч моделей. Уже спустя лишь полгода, общий тираж производства составлял 150 тысяч седанов.
Деревометаллический фургон Москвич-400 вид сзади
Шли годы, и 400-й стал получать некие усовершенствования. Например, седан уже имел синхронизаторы на 3-й и 4-й скорости, был установлен более удобный (если сравнивать с напольным) рычаг переключения коробки передач на рулевой колонке, а также были усилены подшипники заднего моста. Вдобавок ко всему, блок цилиндров получил короткие сухие гильзы, новую головку блока, была изменена конструкция распределительного вала. Изменили конструкцию распределительного вала, двух коллекторов, модернизация затронула водяной насос, стартер и генератор. Все это в 54-м году было оформлено в модификацию Москвич-401, а если быть более точным – Москвич 401-420. Силовой агрегат стал на 3 лошадиных силы мощнее (26 лошадей). Внутри седана стали применять более «дорогое» рулевое колесо, где есть цветной пластиковый обод и переехавшая следом за рычагом переключения коробки передач на рулевую колонку рукоятка ручного тормоза. Последнюю машину с индексом 401 собрали 20 апреля 1956 года. Вместе с Победой и 51-м газоном Московский седан существенно смог изменить внутренность нашей страны.
Технические характеристики Москвич 400/401
Изначально на Москвич 400 устанавливался четырехцилиндровый двигатель, в котором из чугуна был отлит не только блок, но и головка. Распредвал в этом двигателе расположен не снизу, а сверху двигателя. При объеме в 1074 кубика, который обеспечивал диаметр цилиндра в 67.5мм и ход поршня в 75мм, мощность двигателя достигала 23 лошадиные силы. Степень сжатия в этом моторе всего 5.8:1, что предполагает использование 66-ого бензина.
В 1954-ом году, с появлением Москвич 401, на вышеупомянутом двигателе была увеличена степень сжатия до 6.2:1, что позволило поднять мощность до 26л.с и получить крутящий момент в 58Н.М. Этот и предыдущий мотор стыковался с трехскоростной механикой. По паспортным данным, даже дорестайлинговая машина могла набрать скорость в 90 км. Бензобак вмещает 38л, что не мало, учитывая, что при постоянной скорости движения в 40-50 км расход бензина составляет 7л на 100км.
Цена Москвич 400/401
Хоть изначально Москвич 400 и был менее престижным автомобилем, чем ГАЗ 20 Победа, но сегодня он вызывает еще больший интерес, ведь такие машины еще более редкие, на дорогах общего пользования они практически не встречаются, но одним видом такая машина подымает настроение.
«Москвичи» со всего Союза
Фургон на базе автомобиля «Москвич» 400-420 — близкий родственник «Буратино», о «приключениях» которого мы рассказывали здесь. Машины эти производили в одно время — с 1947 до середины 1950-х годов, в основе обеих модификаций — одно и то же «москвичовское» шасси.
Развозной продуктовый фургон на базе «Москвич» 400-420 в Москве 1950-е годы
Всё-таки деревянный автомобиль — машина далеко не универсальная: монетки из таксофонов и письма на нём увезти, конечно, можно, а вот с продуктами — уже сложнее.
Перевозка мяса, молока или хлеба обязательно подразумевает повышенную влажность, и для фанерного кузова «Буратино» такое соседство губительно. К тому же, продукты нужно защищать от света, тепла и холода. Получается, что без металлических фургонов не обойтись: они оказывались и просторнее, и долговечнее, и универсальнее.
Из-за того, что машины производили по всему Союзу, сегодня трудно говорить о какой-то аутентичной их форме. Каждый ремзавод создавал такую технику, которую считал нужным, или какую ему позволяло имеющееся оборудование.
Скажем, Московский кузовной завод минпищепрома выпускал фургоны на деревянном каркасе, который сверху обшивал тонкими листами железа. Кабина и будка внешне образовывали единое целое, так что очертаниями машина больше походила на «Буратино» в металле. А вот Горьковский завод специализированных автомобилей делал фургоны с отдельной будкой, которая возвышалась над кабиной.
Здесь получались фургоны с отдельной будкой, которые возвышалась над кабиной. Рождалась машина, формой напоминающая башмак. Отсюда и прозвище, которое затем перешло и к более привычным для нас ИЖ-27-15.
Шасси 400-420К на территории МЗМА
Москвич 2142
Решение о выпуске этой модели было принято в 1990 году. На базе стандартного седана был создан седан-стрейч с кузовом, имевшим четыре двери, который получил название «Князь Владимир». Автомобиль отличала увеличенная колесная база, капот новой формы, современные фары производства компании HELLA и облицовка радиатора. Очертания передней части машины были перенесены на весь модельный ряд «Москвич». Основному седану с видоизмененным «передком» было дано имя былинного богатыря «Святогор».
Большинство этих моделей оснащалось французскими двигателями Renault F3R или F4R объемом 2000 см3. Была разработана модификация авто с полным приводом, которая получила 16-клапанный двухлитровый мотор F7R и цифровое обозначение 2144. «Москвич 2142» был оборудован гидроусилителем руля, кондиционером и CD магнитолой. На модель устанавливались литые колесные диски и центральный замок. Впоследствии на ее базе был собран более дорогой представитель линейки – автомобиль «Иван Калита».
Немного истории
Первый «Москвич» с индексом 400 появился в 1946 году и просуществовал он до 1954, после чего его заменили модификацией 401. Отличался он от «первенца» более мощным силовым агрегатом (на 26 л. с.), также авто обзавелось дополнительными внешними световыми приборами – передними подворотниками. На этом отличия между 400 и 401 и закончились.
тюнингованный москвич 401
Основной модификацией была 401-я модель, имевшая кузов седан. Но также выпускался этот автомобиль в кузовах фаэтон (401-420А) и фургон (401-422). Имелась также и версия для инвалидов, имевшая полностью ручное управление – 401Б.
На смену модели 401 пришел «Москвич-402», тюнинг которого также не редко выполняется автолюбителями. У новой модификации использовался более мощный силовой агрегат (на 35 л. с.), который в паре с 3-ступенчатой МКПП позволял разгонять машину до 90 км/ч.
Технические характеристики Москвич-401-420 М-401-420
Тип кузова | Седан |
Число мест (включая место водителя) и вес перевозимого груза, кг | 4 |
Вес автомобиля, кг: 780 | |
без нагрузки | 855 |
с полной нагрузкой | 1155 |
Распределение веса снаряженного автомобиля с максимальной по осям, %: | |
на переднюю ось | 47 |
на заднюю ось | 53 |
Габаритные размеры, мм: | |
длина | 3855 |
ширина | 1400 |
высота (в ненагруженном состоянии) | 1555 |
База, мм | 2340 |
Колея колес на плоскости дороги, мм | |
передних | 1105 |
задних | 1168 |
Наименьшее расстояние от плоскости дороги до низших точек шасси при полной нагрузке и нормальном давлении воздуха в шинах, мм: | |
до поперечины передней подвески | 200 |
до картера заднего моста | 200 |
Наименьший радиус поворота по следу переднего колеса, м: 6 | |
Углу въезда (с полной нагрузкой) | |
передний | 36 гр.30 мин. |
задний | 18 гр. |
Наибольшая скорость на горизонтальном, ровном участке автомобильной дороги при полной нагрузке (в летнее время), км/ч | 90 |
Топливо | Бензин А66 (ГОСТ 2084-67) |
Контрольный расход топлива летом, движущегося с полной нагрузкой при постоянной скорости 30-50 км/ч на горизонтальном и ровном участке автомобильной дороги л/100 км | 8 |
Эксплуатационный расход топлива, л/100 км | 9 |
Кузов | |
Тип и конструкция | Закрытый, цельнометаллический, несущий |
Число дверей | 4 |
Оборудование кузова | Два вещевых ящика, ящик для инструмента, противосолнечный козырек, зеркало заднего вида, коврики |
Двигатель | |
Модель | 401 |
Тип | Нижнеклапанный |
Число цилиндров | 4 |
Диаметр цилиндра, мм | 67,5 |
Ход поршня, мм | 75 |
Рабочий объем, л | 1,07 |
Степень сжатия | 6,27 |
Максимальная мощность, л.с. | 26 при 4000 об/мин |
Максимальный крутящий момент, кГм | 5,8 при 2200 об/мин |
Минимальный удельный расход топлива, г/э, л.с.ч. | 290 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Система питания: | |
карбюратор | К-25А |
топливный насос | Диафрагменный, с отстойником в голове, с рычагом для ручной подкачки |
Трансмиссия | |
Сцепление | Однодисковое, с сухое, с гасителем крутильных колебаний, привод включения — механический |
Коробка передач | Трехступенчатая, с синхронизаторами для второй и третьей передач |
Передаточные числа коробки передач: | |
первой передачи | 3,53 |
второй передачи | 1,74 |
третьей передачи | 1 |
заднего хода | 4,61 |
Карданный вал | Открытого типа, трубчатый |
Карданные шарниры | Два, с игольчатыми подшипниками: скользящее соединение в удлинителе коробки передач |
Главная передача | Конические шестерни со спиральным зубом |
Передаточное число | 5,14 |
Полуоси | Полуразгруженного типа, фланцевые |
Ходовая часть | |
Подвеска передних колес | Независимая, пружинная, с продольными рычагами |
Подвеска задних колес | На двух продольных полуэллиптических рессорах |
Амортизаторы передней и задней подвесок | Гидравлические, одностороннего действия, рычажные |
Колеса | 3.00 Д.-16″ |
Шины | 5.00-16″ |
Рулевое управление | |
Рулевой механизм | Глобоидальный червяк с трехзубым сектором |
Передаточное число | 15 |
Рулевое колесо | С тремя спицами |
Диаметр рулевого колеса, мм | 400 |
Рулевая трапеция | Двухзвенная |
Тормоза | |
Ножной тормоз | Колодочный, с гидравлическим приводом на все колеса |
Ручной тормоз (стояночный) | С тросовым приводом на задние колеса |
Тормозные барабаны передних и задних колес | Неразъемные со ступицами колес |
Диаметр главного и колесных тормозных цилиндров, мм | Главный — 26, колесные: передние — 27, задние — 25 |
Электрооборудование | |
Система проводки | Однопроводная, плюс соединен с массой |
Номинальное напряжение в сети, в | 6 |
Аккумуляторная батарея | 3-СТ-60 |
Катушка зажигания | Б3-А |
Распределитель зажигания | Р34 |
Свечи зажигания | А11У |
Генератор | Г29 |
Реле-регулятор | РР29 |
Стартер | СТ28-Б |
Фары | ФГ5-А1 |
Радиоприемник | Нет |
Антенна | Нет |
Заправочные емкости, л | |
Топливного бака | 31 |
Системы охлаждения двигателя (с отопителем кузова) | 6 |
Системы смазки двигателя | 3,3 |
Воздушного фильтра (ванны) | 0,45 |
Картера коробки передач (с удлинителем) | 0,45 |
Картера заднего моста | 0,90 |
Картера рулевого механизма | 0,13 |
Система гидравлического привода тормозов | 0,5 |
Ремонт технической части
«Родной» двигатель «Москвич-401» отремонтировать вряд ли удастся из-за отсутствия запчастей. К примеру, клапана «Москвич-401» уже не найти, поэтому придется подыскивать подходящие и переделывать ГБЦ. В общем, ремонт двигателя «Москвич-401» может оказаться просто нецелесообразным.
ремонт двигателя москвич 401
Но вполне возможно его заменить. Самый простой способ – использовать силовую установку М-408 от более поздних версий «Москвича» — 408 и 412, найти который не составит труда. К тому же он мощнее – 50 л. с. Радиатор же на «Москвич-401» можно взять от версии 412.
При этом, чтобы улучшить систему питания мотора, лучше вместо «родного» карбюратора установить ВАЗовский (от ВАЗ-2108). Также от этого авто можно позаимствовать и глушитель системы отвода выхлопных газов.
новый радиатор на москвиче 401
Помимо силового агрегата от этих автомобилей можно также использовать сцепление и коробку передач. Сложнее ситуация будет обстоять с карданным валом. Если «родной» вал восстановить не получиться, то его можно также взять от более поздних версий, но придется его несколько переделывать – укорачивать, после чего балансировать.
Что касается ходовой части, то здесь тоже придется решать проблемы. В первую очередь это будет касаться подвески. Хотя и здесь можно воспользоваться элементами от более поздних версий.
Аналоговые диски «Москвич-401» в продаже не найти. Поэтому придется переделывать ступицы под современные, к примеру – от BMW 520.
История создания Москвича-400
Считается, что первый Москвич собрали на вывезенной из побежденной Германии производственной линии, принадлежавшей заводу «Опель». Но эту информацию подтверждают не все источники. Например, инженер Борычев, работавший на заводе МЗМА в сороковых, вспоминает, что на разрушенной линии в Рюссельсхайме удалось найти только часть шасси Opel Kadett.
В общем, почти все агрегаты новой машины пришлось разрабатывать с нуля. Но так как опыта у советских КБ еще не было, для работы привлекли немецких инженеров. Были созданы рабочие группы, в которых немцами руководили граждане СССР. В итоге кузов собрали в Шварценберге, а двигатель в Берлине.
1 of 4
Москвич-401Э экспериментальный 1948-1950 гг.
Москвич-401/423 — официальное название этого автомобиля. В современной литературе встречается не соответствующий действительности индекс 403Э/424Э. Прежде всего, автомобили «Москвич» с модернизированной формой кузова 1948-1950 годов никогда и нигде не обозначались буквой «Э». На стадии разработки седан с новыми передней и задней частями кузова носил индекс М-400/424, а образцы 1948 года, получившие модернизированные агрегаты модели «401», назывались уже М-401/424. Поисковым вариантам седана 1949 года был присвоен окончательный индекс М-401/423. Под этим обозначением три варианта автомобиля были представлены на утверждение в министерство.
Фотография «Москвич 401/424Э» первый вариант
«Москвич 401/424Э» — усовершенствованный вариант «Москвич-400» с модернизированным кузовом модели «-423», разработанный в 1949 г. Следует отметить, что индекс «-403Э/424Э», под которым в основном известна эта модель, является вымышленным и в заводской документации для ее обозначения никогда не использовался. При неизменном каркасе кузова автомобиль получил совершенно иную внешность: капот аллигаторного типа, крылья современной формы, новую облицовку радиатора и багажник увеличенного объема, запасное колесо располагалось под которым горизонтально. Было изготовлено несколько образцов модели «-401/423», отличавшихся друг от друга декоративным оформлением передка. Серийный выпуск модели «-401/423» начат не был, так как Министерством автомобильной промышленности было принято решение о целесообразности разработки полностью нового автомобиля (будущей модели «-402») вместо усовершенствования текущей модели.
Фотография «Москвич 401/424Э» второй вариант
В 1950 г. экипаж Б. Качигин ‒ Н. Школданов, выступавший на одном из автомобилей «Москвич-401/423», занял в чемпионате СССР третье место, одновременно установив всесоюзный рекорд на дистанции 50 км в классе 1200 см3 ‒ 114,744 км/ч. На этом автомобиле был установлен двигатель с головкой блока цилиндров из алюминиевого сплава с клапанами увеличенного диаметра. Рабочий объем за счет растачивания цилиндров был увеличен до 1188 см3, степень сжатия повышена до 6,8, а мощность возросла до 33 л. с. при 3900 об/мин.
Фотография «Москвич 401/424Э» вид сзади
В 1953 г. на этот же автомобиль был установлен экспериментальный верхнеклапанный двигатель «-404», форсированный за счет увеличения степени сжатия до 8,65 и установки четырех карбюраторов до мощности 55 л. с. при 4750 об/мин. Форсировка двигателя была выполнена с намерением участвовать в чемпионате СССР 1953 г.; с этой же целью на автомобиль установили коробку передач с нестандартными передаточными числами от автомобиля «Москвич-400/420», на котором был выигран чемпионат 1950 г. Поскольку использование верхнеклапанных двигателей не допускалось положением о чемпионате, «Москвич-401/423» с двигателем «-404» был заявлен на соревнования вне конкурса и под управлением Л. Гивартовского и В. Веселова прошел дистанцию со средней скоростью 126,757 км/ч. (Для сравнения: победители в классе «Москвич» на стандартном автомобиле развили среднюю скорость 114,293 км/ч, а норматив для официальной регистрации всесоюзного рекорда в классе 1100 см³ на дистанции 500 км составлял 150 км/ч.)
Подводим итоги
Подводя итоги первому советскому «народному» автомобилю Москвич-400, хочется сказать, что модель получилась довольно успешной и массовой. Получается, что задачи руководства Советского Союза удалось выполнить. Понятно, что еще могут продолжаться споры о том, чье на самом деле данное транспортное средство, какие у него корни – немецкие или русские. Однако, после бомбардировок завода все чертежи машины могли пропасть, и люди могли так и не увидеть данный автомобиль. Возможно, стоит сказать, что благодаря специалистам, удалось воплотить то, что не успели сделать немецкие профессионалы на автомобильном предприятии Opel. 400-й и в самом деле получился массовым, так как было продано очень много машин в разных кузовных вариациях. Понятно, что комфортабельным и удобным данный седан не удается назвать, однако, не стоит забывать, что он и оценивался намного ниже своих прямых конкурентов.
Фотография пикапа Москвич-400
Задняя подвеска машины была довольно стандартной, однако, передняя получила подвеску Дюбонне, какая являлась, на тот момент, одной из самых новых и технологичных. Однако, откровенно слабоватый двигатель, недоработанная коробка переключения передач, вместе с отсутствием гидравлических регулировок руля и тормозной системы, делало машину весьма непростой в использовании. Внутри кабины было не так много места, а зимой и вовсе там часто все замерзали, так как даже не было отопительной системы. Даже самые простые дворники работали странным и неэффективным способом, что вызывало свои неудобства. Но, все же, Москвич 400-й навсегда останется в истории как первый недорогой седан для простых людей, который, в принципе, довольно хорошо справлялся со своими обязанностями. Ведь на тот момент в стране не было качественных дорог (создается ощущение, что и до сих пор их не смогли сделать), да и сама машина не являлась гоночной. Поэтому советский седан стал хорошим началом «опыта» автомобильного завода в Москве.