Инкотермс 2010 условия поставки

Содержание:

Что такое Ex Works (EXW) и франко-борт (FOB): в чем разница?

Франко-завод (EXW) и франко-борт (FOB) являются международными торговыми терминами, известными как Инкотермс, которые определяют обязанности покупателей и продавцов, в том числе то, какие стороны должны покрывать все расходы и договоренности, связанные с доставкой товаров.

В случае франко-завод продавец не обязан загружать товар на указанный покупателем способ транспортировки. Вместо этого продавец должен сделать товар доступным в выбранном месте, а покупатель должен понести транспортные расходы. При наличии свободного места на борту продавец должен загрузить товар на транспортном средстве покупателя в пункте отгрузки и может нести ответственность за него на протяжении всей поездки и до конечного пункта назначения. Франко-борт означает, что продавец сохраняет право собственности на товары и ответственность за них до тех пор, пока они не будут погружены «на борт» морского судна. После прибытия на корабль вся ответственность переходит на покупателя.

Ключевые моменты

  • Ex works и Free on Board являются международными условиями доставки.
  • На условиях франко-завод продавец предоставляет товар в указанном месте, а покупатель несет транспортные расходы.
  • При использовании Free on Board продавец несет ответственность за товары до тех пор, пока они не будут погружены на судно. в этот момент вся ответственность переходит на покупателя.

Основные черты Инкотермс 2010

В Инкотермс 2010 количество условий поставки уменьшилось с 13 до 11. В Инкотермс 2010 из перечня условий поставки, содержавшихся в Инкотермс 2000, исключены DES (Delivered Ex Ship — поставка с судна), DEQ (Delivered Ex Quay — поставка с пристани) и DAF (Delivered at Frontier — поставка до границы), которые в последнее время использовались на практике крайне редко. Кроме того, исключены условия поставки DDU (Delivered Duty Unpaid — поставка без оплаты пошлины), которые во многих случаях мало чем отличались от условий поставки CPT (Carriage Paid to — перевозка оплачена до). Введены новые условия поставки DAT (Delivered at Terminal — поставка на терминале) и DAP (Delivered at Place — поставка в месте назначения), которые отражают наиболее часто встречающиеся в настоящее время условия распределения обязанностей между продавцом и покупателем, касающиеся доставки товара.

В Инкотермс 2010 термины делятся на 2 группы: используемые для любого вида или видов транспорта; используемые для морского и внутреннего водного транспорта.

Таблица. Термины Инкотермс 2010

Характеристика Условия поставки
Применяемые виды транспорта Любой вид транспорта
Оплата основной перевозки Покупатель
Таможенные формальности для вывоза, уплата экспортных таможенных пошлин Покупатель
Таможенные формальности для ввоза, уплата импортных таможенных пошлин Покупатель
Погрузка / разгрузка Покупатель
Переход рисков утраты или повреждения товара В момент предоставления товара в распоряжение покупателя на территории продавца

Все термины Инкотермс 2010 имеют собственные наименования, образованные из сокращенных английских словосочетаний: EXW — Ex Works (франко-завод), FCA — Free Carrier (франко-перевозчик), CIP — Carriage and Insurance Paid To (перевозка и страхование оплачены) и т.д.

Первая группа включает семь терминов, которые могут быть использованы независимо от избранного способа перевозки, а также независимо от того, используется один или несколько видов транспорта. К этой группе относятся термины: EXW (франко-завод), FCA (франко-перевозчик), CPT (перевозка оплачена до), CIP (перевозка и страхование оплачены до), DAT (поставка на терминале), DAP (поставка в месте назначения) и DDP (поставка с оплатой пошлин). Указанные термины могут быть использованы, даже если морская перевозка вообще отсутствует

Вместе с тем важно помнить, что эти термины могут быть применены и при мультимодальных перевозках, когда часть пути товар идет морским транспортом

Во второй группе терминов Инкотермс 2010 и пункт поставки, и место, до которого товар перевозится покупателем, являются портами, поэтому термины используются при перевозках морским и внутренним водным транспортом. В эту группу входят следующие термины: FAS (свободно вдоль борта судна), FOB (свободно на борту), CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт).

Инкотермс 2010 традиционно использовались в договорах международной купли-продажи, когда товар пересекал границу. В различных частях света создание торговых союзов, как например Европейский союз или Евразийский экономических союз, сделало менее важным видимый контроль над товарами при прохождении их через границу соответствующих сторон.

Поэтому в подзаголовках правил Инкотермс 2010 в явно выраженной форме указывается, что Инкотермс 2010 могут быть использованы как в договорах международной купли-продажи товаров, так и во внутринациональных договорах купли-продажи. В результате Инкотермс 2010 в ряде пунктов четко указывают, что обязанность по осуществлению экспортно-импортных формальностей имеется только тогда, когда это применимо.

Иногда стороны желают дополнить в договоре купли-продажи какое-либо условие поставки

Инкотермс 2010 не запрещают подобное дополнение, однако важно всегда учитывать и то, что при несовпадении условий контракта и положений Инкотермс 2010 приоритет отдается условиям контракта

В заключение отметим, что необходимо обращать внимание на верное указание пункта, следующего за термином Инкотермс 2010 (так называемой географической привязки). Согласно Инкотермс 2010 продавец несет все расходы по поставке товара до пункта, указанного вслед за термином. В некоторых случаях следует дополнительно указать точный пункт внутри порта или места (района, города), где товар передается покупателю

В некоторых случаях следует дополнительно указать точный пункт внутри порта или места (района, города), где товар передается покупателю

К примеру, иногда важно указать более точный базис поставки FOB Клайпеда (терминал Смяльте), нежели просто FOB Клайпеда

Термины группы «С»

Данная группа описывает условия поставки, при которых продавец обязуется заключить контракт перевозки, но он не несет ответственности за повреждение товара или случайную гибель при перевозке, также не несет каких-то иных дополнительных затрат после погрузки товара.

Термин CFR (Cost and freight) — как только товар переходит через поручни судна в порту отгрузки, функция продавца по доставке продукции считается исполненной. Как только товар находится на боту судна, все риски и расходы переходят к покупателю. При этом продавец заключает все необходимые договора для осуществления фрахта, а так же берет на себя все необходимые расходы по доставке товара.

Термин CIF (Cost, insurance, freight) — в данном термине продавец так же обязуется доставить товар на борт судна. Все риски по порче и потере груза походят к покупателю так же после того, как товар оказывается на борту. При этом все расходы на фрахт оплачивает продавец. Покупатель должен учитывать, что согласно условиям термина CIF, от продавца требуется обеспечить страхование лишь с минимально возможным уровнем покрытием. Если необходимо увеличить уровень страхового покрытия, все действия и расходы уже возлагаются на покупателя.

Термин СРТ (Carriage paid to…) — в данной ситуации продавец берет на себя все расходы по доставке и обязан передать товар в оговоренном с покупателем пункте назначения. Экспортная таможенная очистка возлагается исключительно на продавца.

Термин CIP (Carriage, insurance paid to…) — продавец в согласованном месте передает продукцию перевозчику (определенному покупателем). При этом продавец заключает договора и несет расходы, связанные с перевозкой товара до пункта назначения. Продавец так же заключает договора страхования, на период транспортировки груза от своего имени, но выгодоприобретателем в данном договоре является покупатель. Величина покрытия для груза устанавливается минимальная.

Преимущества и недостатки условий поставки Франко завод

На деле применение правил EXW трудноосуществимо на практике по причине нескольких недостатков:

  • весь объем работы, ответственности и рисков лежит на покупателе;
  • EXW подразумевает погрузку товара с места выдачи силами покупателя с использованием его техники. Однако в редких случаях, поставщик разрешает использование посторонних машин и оборудования на собственной территории;
  • выполнение экспортного таможенного оформления продавцом невозможно в ряде случаев. Большинство стран требуют, чтобы затаможку проводило официально зарегистрированное юридическое лицо;
  • сложная организация оплаты по банковском аккредитиву.

Использование базиса Ex Works может быть выгодно для покупателей, которые объединяют несколько товарных партий от разных производителей в одну и только после этого передают ее на экспорт.

Б Обязанности покупателя

Б2 Лицензии, разрешения, контроль безопасности и иные формальности

Покупатель обязан получить за свой счет и на свой риск экспортную и импортную лицензию или иное официальное разрешение и выполнить все таможенные формальности, необходимые для вывоза товара.

Б3 Договоры перевозки и страхования

У покупателя нет обязанности перед продавцом по заключению договора перевозки и страхования.

За свой счет и на свой риск покупатель заключает договор перевозки и по необходимости договор страхования.

Б6 Распределение расходов

Покупатель обязан нести следующие расходы:

  • все относящиеся к товару с момента его поставки в соответствии с пунктом А4;
  • по оплате налогов, пошлин и иных официальных сборов, подлежащих оплате при вывозе товара, если была необходимость их оформления;
  • по возмещению продавцу всех понесенных им расходов и сборов при осуществлении содействия, предусмотренного пунктом А2;
  • все дополнительные расходы, возникшие вследствие непринятия товара, после того как тот был предоставлен в его распоряжение;
  • вследствие ненаправления соответствующего извещения, как это предусмотрено пунктом Б7, при условии, что товар был должным образом индивидуализирован, т.е. явным образом индивидуализирован как товар, являющийся предметом договора.

Б7 Извещение продавцу

Покупатель обязан передать продавцу необходимое сообщение о времени в течение согласованного периода и/или пункте принятия поставки в поименованном месте, которые он вправе выбрать.

Б9 Инспектирование товара

Покупатель обязан нести расходы по обязательному инспектированию товара перед отгрузкой, включая инспектирование, которое осуществляется по предписанию властей страны вывоза.

Б10 Содействие в получении информации и относящиеся к этому расходы

Покупатель обязан своевременно сообщать продавцу о требованиях в отношении предоставления информации по безопасности с тем, чтобы продавец мог действовать в соответствии с пунктом А10.

***

Разбор понятий

EXW («Ex Works») – условия, согласно которым поставщик передает груз закупщику на собственном предприятии или в другом заранее определенном месте без погрузки. В России EXW часто заменяется термином «самовывоз».

Что это такое

Базис EXW Incoterms можно применять независимо от того, какой вид транспорта используется. Допускается использование этих условий так же при торговле внутри страны (в отличии от FCA), если четко определено место передачи груза.

Наглядная схема перехода рисков по Инкотермс

Отличие от других базисных поставок

EXW наиболее схож с FCA  (перевозчик), означающий, что поставщик передает товар представителю транспортной компании или другому лицу, обозначенному покупателем, на своем предприятии или другом заранее определенном месте после проведения таможенной очистки.

Отличия от других условий:

  • CPT – базис FCA дополняется обязанностью продавца заключить и оплатить договор перевозки до заранее определенного места и оплатить ее;
  • CIP – CPT дополняется обязанностью поставщика заключить договор страхования, оплатить страховку;
  • DAT – продавец передает товар на терминале, складе, причале, контейнерном дворе и несет все риски до момента разгрузки;
  • DAP – поставку осуществляет продавец (оформляет документы на таможне, оплачивает таможенные сборы, перевозит через границу и доставляет на заранее определенное место);
  • DDP – поставщик доставляет товар на условленное место, кроме оформления и оплаты вывоза оплачивает ввоз и оформляет документы на таможне.

Разница версий

Условия EXW в последних 3-х вариантах Инкотермс практически не отличаются. С 2019 года допускается использование во внутренней торговле.

Вместо документации на бумаге можно использовать EDI messages.

EXW в Инкотермс 2000

Не обязятельно искать ответ на свой вопрос в этой длинной статье! Задайте вопрос прямо сейчас через форму (внизу), и наш юрист перезвонит вам в течение 5 минут, бесплатно проконсультирует.

Термин EXW

EXW это аббревиатура от Ex Works, производного от немецкого «Ab Werk». Дословный перевод на русский — «со склада», более принятый перевод — «франко-склад». В торговом обиходе — «самовывоз». Термин EXW употребляется вместе с названием населенного пункта, где находится завод. Несколько важных пояснений:

  • На практике принято в скобочках указывать ещё регион и страну. Если завод находится в маленьком населенном пункте, то указывается ближайший административный центр, но в дополнении к контракту или в детализации документа инвойса обязательно указывается точный адрес забора груза. Например, в контракте условия указаны: EXW Truro (Cornwall, UK), а далее в детализации указывается адрес: «11 km Richmond Road, Blackwater, Truro, TR4 8HQ, Cornwall, UK».
  • Хотя дословная расшифровка EXW это «франко-склад», употребление термина не означает, что готовая продукция должна находиться именно на складе. Это могут быть условия завода, фабрики, любой перевалочный пункт, магазин, помещение поставщика или посредника, удобное с точки зрения продавца для забора продукции перевозчиком покупателя.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

8-495-565-32-46

Обзор и расшифровка терминов Инкотермс

  Рассмотрим подробнее, что означают эти странные аббревиатуры, на примере пяти наиболее распространенных условий поставки.

EXW (Ex Works/ Цена с завода / самовывоз)

Экспортная очистка       Нет
Доставка в порт отгрузки Нет
Морская перевозка Нет
Сборы в порту прибытия Нет
Внутренняя перевозка: Нет

FOB (Free on Board/ Бесплатная отгрузка на судно)

Китайский поставщик доставляет товар в порт погрузки и берет на себя таможенное оформление экспорта (затаможка)

Последнее очень важно, так как таможенные органы Китая имеют право не выпускать груз, который не прошел соответствующую таможенную очистку. 

Экспортная очистка Да
Доставка в порт отгрузки Да
Морская перевозка Нет
Сборы в порту прибытия Нет
Внутренняя перевозка: Нет

CIF (Cost, Insurance, Freight/ Стоимость страхования, фрахт)

Поставщик организует доставку в порт назначения в стране импортера и оплачивает страховку. CIF не включает в себя стоимость выгрузки,платежи LCL, а также прочие сборы, применяемые в порту назначения. 

Экспортная очистка Да
Доставка в порт отгрузки Да
Морская перевозка Да
Сборы в порту прибытия Нет
Внутренняя перевозка: Нет

DAT (Delivered at Terminal/Поставка на терминале)

Поставщик берет на себя доставку с завода в Китае до оговоренного терминала (на суше или в порту) в стране покупателя. DAT включает в себя все сборы, подлежащие оплате в порту назначения, а также транспортировку по суше до ближайшего к вам терминала. В отличие от DAP (Delivered at Place), условия DAT не включают в себя внутреннюю доставку до двери, например к вам домой или на склад.

Экспортная очистка Да
Доставка в порт отгрузки Да
Морская перевозка Да
Сборы в порту прибытия Да    
Внутренняя перевозка: До порта

DAP (Delivered at Place/

Поставщик берет на себя доставку от завода до указанного адреса. В отличие от DAT, когда груз доставляется на грузовой склад сети транспортной компании, DAP предполагает внутреннюю доставку до двери, например, домой или на склад

Экспортная очистка Да
Доставка в порт отгрузки Да
Морская перевозка Да
Сборы в порту прибытия Да
Внутренняя перевозка: До двери

Рассмотрим два примера поставки на условиях Incoterms 2010:

Пример 1: FOB Шанхай

  • Поставщик доставляет груз в Шанхай
  • Груз готов к экспорту (но еще не покинул пределов страны)
  • Покупатель должен организовать доставку из Шанхая
  • Покупатель оплачивает ВСЕ затраты, возникающие после того, как груз покидает Шанхай. Среди прочего, к ним относятся стоимость транспортировки морем, таможенные сборы, НДС, транспортировка по суше и портовый сбор.

Пример 2: CIF Москва

  1. Поставщик доставляет груз в Москву
  2. Груз готов к импорту (но формально не считается импортированным)
  3. Покупатель-импортер оплачивает ВСЕ затраты, возникающие после прибытия груза в Москву. Среди прочего, к ним относятся таможенные сборы, НДС, транспортировка по суше и портовый сбор.

Пример 3: FOB Шэньчжэнь + DAP Новороссийск

  1. Покупатель заказывает товары у поставщика на условиях FOB
  2. Поставщик организует перевозку от завода до транспортной компании покупателя в Шэнчжэне. Он также занимается таможенной очисткой экспортируемого груза и оформляет все необходимые документы.
  3. Груз прибывает на склад транспортной компании в Шэнчжэне. Покупатель заказывает доставку DAP и страхование груза.
  4. Транспортная компания выставляет покупателю счет, включающий стоимость фрахта, портовые сборы в Новороссийске, страхование и транспортировку по суше вплоть до указанного покупателем адреса. Таким образом, все затраты становятся известны покупателю еще до того, как груз покинет Китай.
  5. Транспортная компания доставляет груз в Новороссийск, где он проходит таможенную очистку. Импортная пошлина и прочие налоги уплачиваются через транспортную компанию.
  6. И наконец, груз доставляется по адресу покупателя.

Как расшифровывается EXW Инкотермс 2010

Ex Works, производного от немецкого «Ab Werk».Переводится дословно как «со склада». Более принятым переводом считается «франко-склад». Используется для торгового обихода термин «самовывоз».Используется сам термин EXW вместе с названием населенного пункта, в котором находится завод. Предполагает несколько основных нюансов:

  1. На практике в скобочках указываются страна и регион.
  2. При расположении завода в маленьком населенном пункте, предполагается указание ближайшего административного центра, однако в дополнении к контракту либо в детализации документа инвойса предполагается обязательное указание точного адреса забора груза.
  3. Применение данного термина предполагает необходимое нахождение готовой продукции непосредственно на складе. Могут быть: фабрики, заводы, любой перевалочный пункт, помещение посредника либо поставщика, магазин.

А Обязанности продавца

А1 Общие обязанности продавца

Продавец обязан в соответствии с договором купли-продажи предоставить покупателю товар, коммерческий счет-инвойс, а также любое иное доказательство соответствия товара, которое может потребоваться по условиям договора.

А2 Лицензии, разрешения, контроль безопасности и иные формальности

Продавец, по просьбе покупателя обязан оказать содействие в получении экспортной лицензии или иного официального разрешения, необходимого для вывоза товара, предоставить информацию для проверки безопасности товара за счет и риск покупателя.

А3 Договоры перевозки и страхования

У продавца нет обязанности перед покупателем по заключению договора перевозки и страхования.

Однако продавец обязан предоставить покупателю, по его просьбе, на его риск и за его счет (при наличии расходов), информацию, необходимую покупателю для получения страхования.

А4 Поставка

Продавец обязан поставить товар путем предоставления его в распоряжение покупателя в согласованном пункте (если таковой имеется) в поименованном месте поставки, не загруженным в транспортное средство.

Продавец обязан поставить товар в согласованную дату или в согласованный период.

А5 Переход рисков

Продавец несет все риски утраты или повреждения товара до момента его поставки в соответствии с пунктом А4, за исключением рисков утраты или повреждения при обстоятельствах, указанных в пункте Б5.

А6 Распределение расходов

Продавец обязан нести все связанные с товаром расходы до момента его поставки в соответствии с пунктом А4, за исключением расходов, уплачиваемых покупателем в соответствии с пунктом Б6.

А9 Проверка, упаковка, маркировка

Продавец обязан нести все расходы, связанные с проверкой товара (проверка качества, измерение, взвешивание, подсчет), необходимой для поставки товара в соответствии с пунктом А4.

Продавец обязан за свой счет обеспечить упаковку товара, за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли обычно принято отгружать указанный в договоре товар без упаковки. Продавец может упаковать товар таким образом, как это необходимо для его перевозки, если только покупатель до заключения договора купли-продажи не известит продавца о специфических требованиях к упаковке.

Маркировка упакованного товара должна быть осуществлена надлежащим образом.

А10 Содействие в получении информации и относящиеся к этому расходы

По просьбе покупателя, на его риск и за его счет Продавец обязан своевременно предоставить или оказать ему содействие в получении документов и информации, включая информацию по безопасности, которая может потребоваться покупателю для вывоза и/ или ввоза товара и/ или его перевозки до конечного пункта назначения.

Переход права собственности и рисков

Моментом исполнения поставщиком своих обязательств по поставке продукции и моментом перехода прав собственности, когда речь идет о базисе поставки EXW, принято считать момент приемки товара покупателем либо грузоперевозчиком на складе/фабрике продавца.

Продавец не несет обязанность по погрузке товара, уплате таможенной пошлины (и НДС в стране прибытия), оформлению таможенной документации.

Все расходы, возникающие при вывозе товара, прохождении соответствующих процедур на границе, страховании, выстраивании логистической цепочки, ложатся на плечи покупателя.

При употреблении термина EXW всегда нужно указывать в документах месторасположение продавца.

Условия EXW не применяются только в том случае, если покупатель по тем или иным причинам не в состоянии пройти процедуру таможенного оформления груза.

Уверены что условие EXW вам подходит?

Заполните форму и мы подберем наиболее выгодные для Вас условия

Бесплатная консультация

Вы также можете написать нам на почту или позвонить по бесплатному номеру:8

Нюансы

В мировой торговле действуют стандартные международные правила, которые устанавливают права и обязанности продавца и покупателя — «Инкотермс».

В «Инкотермс-2020» (версия правил, введенная в 2020 году) выделяют четыре группы базисов поставки товаров (E, F, C и D).

Их можно использовать не только для международных сделок, но и для внутрироссийских поставок. Часть базисов применима только для перевозок морским транспортом, другая часть подходит для любого вида грузоперевозок.

Группа Е («Отгрузка»):

категория EXW (Ex Works) —условия самовывоза товара покупателем.

Группа F («Основная перевозка оплачена покупателем»):

  • категория FCA (Free Carrier) — продавец выполнил своё обязательство по поставке, когда оплатил экспортные пошлины и поставил товар перевозчику, назначенному покупателем, в указанном месте.
  • категория FAS (Free Alongside Ship) — продавец выполнил свои обязательства, когда товар выпущен таможней и размещён вдоль борта судна. Погрузку, фрахт судна, страхование, разгрузку и доставку до пункта назначения оплачивает покупатель.
  • категория FOB (Free On Board) — продавец оплачивает доставку товара до момента погрузки на судно плюс саму погрузку на борт. Также продавец платит экспортные пошлины.

Группа C («Основная перевозка оплачена продавцом»):

  • категория CFR (Cost of Freight) — продавец оплачивает все расходы, в том числе фрахт судна, но риски потери и повреждения товара, возникающие после отгрузки, переходят на покупателя. Также продавец обязан произвести таможенную очистку для экспорта.
  • категория CIF (Cost Insurance and Freight) — продавец оплачивает все то же, что и в предыдущей категории плюс страхует товар в пользу получателя.
  • категория CPT (Carriage Paid To) — продавец поставляет товар перевозчику в указанное место назначения, оплачивает расходы по перевозке. Но риски потери, повреждения товара с момента отгрузки передаются покупателю.
  • категория CIP (Carriage and Insurance Paid To) — продавец оплачивает погрузку, перевозку и выгрузку товара, а также страхование.

Группа D («Доставка»):

  • категория DPU (Delivered at Terminal) — продавец считается выполнившим поставку, когда товар, прошедший таможенное оформление для экспорта, разгружен с прибывшего транспортного средства и предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале.
  • категория DAP (Delivered at Place) — продавец оплачивает погрузку, таможенное оформление, перевозку и выгрузку товара в согласованном месте.
  • категория DDP (Delivered Duty Paid) — продавец должен оформить груз на таможне, доставить его в указанное покупателем место, разгрузить и растаможить.

Б Обязанности покупателя

Б2 Лицензии, разрешения, контроль безопасности и иные формальности

Покупатель обязан получить за свой счет и на свой риск экспортную и импортную лицензию или иное официальное разрешение и выполнить все таможенные формальности, необходимые для вывоза товара.

Б3 Договоры перевозки и страхования

У покупателя нет обязанности перед продавцом по заключению договора перевозки и страхования.

За свой счет и на свой риск покупатель заключает договор перевозки и по необходимости договор страхования.

Б6 Распределение расходов

Покупатель обязан нести следующие расходы:

  • все относящиеся к товару с момента его поставки в соответствии с пунктом А4;
  • по оплате налогов, пошлин и иных официальных сборов, подлежащих оплате при вывозе товара, если была необходимость их оформления;
  • по возмещению продавцу всех понесенных им расходов и сборов при осуществлении содействия, предусмотренного пунктом А2;
  • все дополнительные расходы, возникшие вследствие непринятия товара, после того как тот был предоставлен в его распоряжение;
  • вследствие ненаправления соответствующего извещения, как это предусмотрено пунктом Б7, при условии, что товар был должным образом индивидуализирован, т.е. явным образом индивидуализирован как товар, являющийся предметом договора.

Б7 Извещение продавцу

Покупатель обязан передать продавцу необходимое сообщение о времени в течение согласованного периода и/или пункте принятия поставки в поименованном месте, которые он вправе выбрать.

Б9 Инспектирование товара

Покупатель обязан нести расходы по обязательному инспектированию товара перед отгрузкой, включая инспектирование, которое осуществляется по предписанию властей страны вывоза.

Полное руководство по Инкотермс 2010

Что такое инкотермс?

Инкотермс (Incoterms, Intrernational Commercial Terms) — это стандартизированная система правил перевозки и поставки товаров, используемая в международной торговле и обозначающая момент, когда ответственность за груз переходит от продавца к покупателю. Инкотермс включает в себя 11 правил, которые состоят из трех-буквенного кода (например, FOB или CIF), 7 из них универсальны и относятся ко всем видам транспорта, а 4 применимы только к морским перевозкам.

Инкотермс — основа международных перевозок, это единственный унифицированный во всем мире документ, которые помогает регулировать все аспекты внешней торговли, в частности такие как:
‣ Определяет, кто из участников внешнеторговой сделки и в какой мере, несет расходы по доставке товара. А также с какого именно момента оплата расходов переходит от продавца к покупателю. 
‣ Определяет, кто и до какого момента несет ответственность за сохранность товара: за его утерю, порчу или повреждение.
‣ Определяет дату и сроки поставки товара.

Самая актуальной на данный момент (2020 год) редакцией — является Incoterms 2010. Активно разрабатывается следующая версия документа — Incoterms 2020, которая скоро заменит текущие термины и условия. 
Из нашей статьи вы узнаете, что представляют собой условия Инкотермс, и какие термины лучше выбирать при импорте товаров из Китая и других стран. Кроме того, вы узнаете, каких условий поставки следует избегать, и как неправильный выбор может обернуться большими потерями.

Основы Инкотермс

На первый взгляд, система Инкотермс может показаться запутанной, но разобраться в ней совсем не сложно. В частности, условия поставки содержат всего два элемента: трех-буквенный код и название города, к примеру: FOB Guangzhou.

Начнем с первого элемента — три буквы кода Инкотермс указывают, «насколько далеко» поставщик будет доставлять груз. То есть за какую часть пути вы платите поставщику, перекладывая на него обязанность доставки товара до определенного места. В зависимости от выбранных условий, поставщик может доставить груз в ближайший порт Китая или прямо до вашей двери, взяв на себя ответственность за таможенное оформление в том числе. Ценовое предложение китайского поставщика всегда основано на определенных условиях поставки.

Вполне естественно, что цена на условиях EXW (когда вы сами забираете товар на складе поставщика) будет намного ниже, чем на условиях CIF. Почему? Потому что EXW вообще не включает в себя транспортировку, даже с завода поставщика, а CIF включает доставку в порт назначения страны покупателя. Транспортировка стоит денег, и это, естественно, прибавляется к стоимости товара. 

Но вам в любом случае надо будет доставить груз из Китая в другую страну. Если вы плохо разбираетесь в том, как осуществляется доставка и таможенное оформление, то можете попросить поставщика указать цены с учетом доставки как можно дальше.

Но не повторяйте распространенную ошибку, считая, что цена EXW автоматически ниже, чем FOB или CIF.

Теперь рассмотрим второй элемент условий поставки — место. Он описывает, где (в каком городе) ответственность за доставку и сохранность товара переходит от поставщика к покупателю.

Надо отметить, что китайские поставщики в основном работают на условиях FOB и EXW.

Обязанности и риски сторон коммерческого договора на условиях EXW Инкотермс 2010

Продавец обязуется:

  1. Предоставить товар согласно контракту, а также обеспечить покупателю доступ к нему на своей территории (заводе, складе).
  2. Выпустить сопроводительные документы о соответствии товара условиям договора (коммерческий инвойс, спецификации и т.п.)
  3. Оказывать содействие покупателю в получении разрешений и сертификатов на товар, необходимых для процедуры экспортной очистки (при этом продавец не обязан нести за это расходы и включить их в общую цену товара по договору).
  4. Известить покупателя о готовности передать товар в указанном в договоре месте и в назначенное время.
  5. Произвести проверку качества товара, маркировку и упаковку для идентификации покупателем на складе.

Обязательства покупателя на условиях EXW при импорте:

  1. Оплатить указанную в договоре цену товара.
  2. Провести приемку товара на территории (складе, заводе) продавца.
  3. Нести все риски в случае повреждения груза с момента его приемки.
  4. Взять на себя все расходы по перевозке товара в страну импорта.
  5. Провести за свой счет все формальности по таможенной очистке при вывозе товара из страны продавца.
  6. Провести все импортные формальности по ввозу товара.
  7. Взять на себя все расходы по доставке товара, начиная с момента приемки на складе продавца.
  8. Предоставить продавцу документальное подтверждение о факте приемки товара.

Очевидно, что условия EXW при экспорте для продавца наиболее выгодны, т.к. он практически не несет никаких рисков, связанных с отгрузкой и передачей товара покупателю. Однако тот факт, что продавец находится в более удобном положении относительно возможности выполнения погрузки, может вызвать разногласия между сторонами в процессе погрузки и приемки товара. Покупателю кажется очевидным, что продавцу легче и удобнее произвести погрузку на ТС, и это действительно так. Но погрузка и другие процедуры, кроме как фактического производства товара по договору, не входит в обязательства продавца согласно торговому термину EXW. Если покупатель хочет ускорить процесс погрузки и привлечь к этому продавца, то это необходимо прописать в договоре, и связанные с погрузкой расходы продавец вправе включить в сумму контакта.

Что означают условия EXW на практике

  1. Продавец несёт минимальные риски. Проще говоря, он обязан иметь товар, надлежащего качества в условленное время в оговоренном месте. На этом его ответственность заканчивается.
  2. Покупатель предоставляет свой транспорт и осуществляет таможенное оформление груза.

Ответственность переходит к покупателю после приемки товара в помещениях продавца.

  • С юридической точки зрения поставщик не обязан осуществлять погрузку товара в транспорт покупателя. Но находясь в более выгодных технических условиях, продавец, в большинстве случаев, загружает товар своим оборудованием и при помощи своего персонала. Напомним, что товар уже принят покупателем, и все риски уже несёт он сам. Если во время такой погрузки товар повреждается, то это уже ответственность покупателя или его доверенной стороны. В идеале, погрузкой руководит доверенное лицо покупателя или экспедитор перевозчика.
  • Если покупатель не может сам или при помощи третьей стороны (таможенного брокера) осуществить таможенное оформление груза, то термин EXW не применяется. Здесь покупателю нужно быть осторожным и ещё до подписания договора уточнять, сможет ли он осуществить таможенную очистку груза в стране грузоотправителя.
  • Скользкие моменты могут касаться, как дополнительных незапланированных расходов, так и непредставления поставщиком документов, необходимых для экспорта из его страны. Для решения таких вопросов лучше пользоваться услугами экспортных и брокерских компаний в стране продавца.
  • В большинстве европейских стран таможенное законодательство лояльное и для экспортной очистки требуются лишь сам груз и коммерческие документы, на основании которых работники таможни оформляют экспортную декларацию. Оплачивает её перевозчик там же на месте.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *