Принцип работы гидроусилителя руля автомобиля

Функции и устройство ГУР

Чтобы разобраться с возможными неисправностями ГУРа вкратце рассмотрим зачем вообще он нужен и какой у него принцип работы.

Основная функция гидроусилителя руля — повышение комфорта управления автомобилем путем облегчения усилий на рулевом колесе. Это обеспечивается работой встроенного в него гидравлического насоса, который создает и изменяет давление в гидравлической системе рулевого управления.

Неисправности ГУР видео

Основной механизм гидравлического усилителя руля — это насос, который приводится в действие ремнем от коленчатого вала двигателя автомобиля. Главная его задача — нагнетать необходимое давление в системе (обычно оно составляет порядка 50…100 атмосфер). Еще один элемент системы — распределитель, он отслеживает усилие на рулевом колесе и дозировано помогает поворачивать управляемые колеса. Для слежения используют торсион или датчик. Также в системе предусмотрен клапан, задача которого состоит в перепускании в систему излишней жидкости под давлением.

Когда руль стоит прямо, то дозирующие каналы распределителя гидравлической жидкости перекрыты, и масло сливается обратно в расширительный бачок через клапан. Во время поворачивания рулевого колеса в ту или иную сторону золотник открывает масляные каналы, и жидкость уходит в исполнительный механизм рулевой рейки, который и поворачивает колеса. Также конструкцией предусмотрены предохранительные клапаны, которые срабатывают, когда руль вывернут до упора в ту или иную сторону, так как в этот момент на насос поступает наибольшая нагрузка.

Устройство гидроусилителя руля

Основные компоненты гидроусилителя руля

Гидроусилитель руля устанавливается на рулевой механизм любого типа. Для легковых автомобилей наибольшее распространение получил реечный механизм. В этом случае схема ГУР следующая:

  • бачок для рабочей жидкости;
  • масляный насос;
  • золотниковый распределитель;
  • гидроцилиндр;
  • соединительные шланги.

Бачок ГУР

Бачок гидроусилителя

В бачке или резервуаре для рабочей жидкости установлен фильтрующий элемент и щуп для контроля за уровнем масла. С помощью масла смазываются трущиеся пары механизмов и передается усилие от насоса к гидроцилиндру. Фильтром от грязи и металлической стружки, возникающей в процессе эксплуатации, в бачке служит сетка.

Уровень жидкости внутри бака можно проверить визуально в случае, когда резервуар сделан из полупрозрачного пластика. Если пластик непрозрачный или используется металлический бачок, уровень жидкости проверяется с помощью щупа.

В некоторых автомобилях уровень жидкости можно проверить только после кратковременной работы двигателя либо при вращении рулевого колеса несколько раз в разные стороны во время работы машины на холостом ходу.

На щупах или резервуарах сделаны специальные насечки, как для «холодного» двигателя, так и для «горячего», уже работающего в течение какого-то времени. Также необходимый уровень жидкости можно определить и с помощью отметок «Max» и «Min».

Насос гидроусилителя

Лопастной насос гидроусилителя

Насос гидроусилителя необходим для того, чтобы в системе поддерживалось нужное давление, а также происходила циркуляция масла. Насос устанавливается на блоке цилиндров двигателя и приводится в действие от шкива коленчатого вала при помощи приводного ремня.

Конструктивно насос может быть разных типов. Наиболее распространенными являются лопастные насосы, которые характеризуются высоким КПД и износоустойчивостью. Устройство выполнено в металлическом корпусе с вращающимся внутри него ротором с лопастями.

В процессе вращения лопасти захватывают рабочую жидкость и под давлением подают ее в распределитель и далее в гидроцилиндр.

Привод насоса осуществляется от шкива коленчатого вала, поэтому его производительность и давление зависят от количества оборотов двигателя. Для поддержания необходимого давления в ГУР используется специальный клапан. Давление, которое создает насос в системе, может достигать до 100-150 бар.

В зависимости от типа управления масляные насосы подразделяются на регулируемые и нерегулируемые:

  • регулируемые насосы поддерживают постоянное давление за счет изменения производительной части насоса;
  • постоянное давление в нерегулируемых насосах поддерживает редукционный клапан.

Редукционный клапан представляет собой пневматический или гидравлический дроссель, действующий автоматически и контролирующий уровень давления масла.

Распределитель ГУР

Схематичное устройство распределителя

Распределитель гидроусилителя устанавливается на рулевом валу или на элементах рулевого привода. Его назначение – направление потоков рабочей жидкости в соответствующую полость гидроцилиндра или обратно в бачок.

Главными элементами распределителя являются торсион, поворотный золотник и вал распределителя. Торсион представляет собой тонкий пружинистый металлический стержень, который закручивается под действием крутящего момента. Золотник и вал распределителя представляют собой две цилиндрические детали с каналами для жидкости, вставленные друг в друга. Золотник связан с шестерней рулевого механизма, а вал распределителя с карданным валом рулевой колонки, то есть с рулем. Торсион одним концом закреплен на валу распределителя, другой его конец установлен в поворотный золотник.

Распределитель может быть осевым, при котором золотник перемещается поступательно, и роторным – здесь золотник вращается.

Гидроцилиндр и соединительные шланги

Гидроцилиндр встроен в рейку и состоит из поршня и штока, перемещающего рейку под действием давления жидкости.

Схема циркуляции жидкости в гидроусилителе

Соединительные шланги высокого давления обеспечивают циркуляцию масла между распределителем, гидроцилиндром и насосом.  Масло из бачка в насос и из распределителя обратно в бачок поступает по шлангам низкого давления.

Как и когда менять жидкости в ГУР

В теории жидкость можно не менять вообще и использовать ту, которая была заправлена в ГУР на заводе, где было произведено транспортное средство.

На практике все обстоит иначе. Со временем уровень жидкости становится меньше. По этой причине система не может обеспечить надлежащее давление и управлять автомобилем становится труднее. Кроме того, жидкость может:

  • засориться;
  • изменить свои физические свойства под воздействием высоких температур, которых достигает система.

В таком случае ее требуется менять. Это делают через каждые 10 000 – 20 000 километров пробега (или в среднем один раз в 2 – 3 года).

Обычно объем жидкости при полной замене не превышает 2 – 3 литров. При заправке гидросистемы нужно оставить место для расширения масла во время нагрева. Для этого замеряют 2 уровня жидкости: холодный и горячий. Первый указывает на то, где находится масло при температуре от 0 до 30 градусов Цельсия, а второй – на то, где оно будет находиться при температуре от 50 до 80 градусов Цельсия. Наливают жидкость именно по холодному уровню. Это необходимо, чтобы ей хватило место при расширении от нагрева.

Принцип работы гидроусилителя руля

Итак, гидроусилитель нужен, чтобы облегчить водителю задачу в выполнении маневром автомобиля. Вот по какому принципу работает механизм.

Когда мотор автомобиля заведен, но никуда не едет, насос перекачивает жидкость из бачка в распределительный механизм и по замкнутому кругу обратно. Как только водитель начинает поворачивать руль, в распределителе открывается канал, соответствующий стороне поворота руля.

Жидкость начинает подаваться в полость гидроцилиндра. С обратной стороны этой емкости жидкость ГУР перемещается в бачок. Движение рулевой рейки облегчается благодаря движению штока, закрепленного на поршне.

Основное требование для рулевого управления ТС – обеспечивать возврат поворотных колес после маневра в исходное положение, когда водитель отпускает руль. Если удерживать руль в повернутом состоянии, рулевая рейка поворачивает золотник. Он выравнивается относительно приводного вала распределительного механизма.

Так как усилия больше не прикладываются, распределитель выравнивается и перестает оказывать воздействие на поршень. Механизм стабилизируется и начинает работать в холостом режиме, как если бы колеса стояли прямо. Масло ГУРа снова беспрепятственно циркулирует по магистрали.

При положении руля в крайней левой или правой стороне (до упора) на насос оказывается максимальная нагрузка, потому что распределитель уже не занимает оптимального положения. В этой ситуации жидкость начинает циркулировать в полости насоса. Водитель может услышать о том, что насос работает в усиленном режиме по характерному писку. Чтобы облегчить работу системы, достаточно немного отпустить руль. Тогда обеспечивается свободное движение жидкости по шлангам.

В следующем видео рассказывается, как работает ГУР:

Гидроусилитель руля – устройство и принципа работы ГУРа на модели Лего!

Принцип работы

Рассмотрим различные режимы работы ГУРа при повороте колес:

  • колеса установлены прямо, машина стоит на месте – в этом случае ГУР не работает, а жидкость в нем просто перекачивается между элементами системы;
  • начинается вращение рулевым колесом – крутящий момент от руля передается на вал распределителя, а затем переходит на торсион. Последний начинает закручиваться. При этом из-за силы трения поворотный золотник не вращается. Вал распределителя открывает канал для поступления жидкости в одну из полостей ГУРа. Масло давит на поршень, что приводит к перемещению рулевой рейки и, соответственно, повороту колес;
  • рулевое колесо не вращается, но его удерживают в повернутом положении – рулевая рейка перемещается и вращает поворотный золотник. Последний выравнивается относительно вала распределителя. Сам распределитель устанавливается в нейтральное положение. Жидкость просто циркулирует в системе и не совершает никакой работы;
  • руль выкручен в крайнее положение и водитель его удерживает в нем – самый тяжелый для ГУРа режим. В этом случае циркуляция жидкости сконцентрирована внутри насоса, при этом распределитель не может вернуться в нейтраль. Возникает характерный гул.

Преимущества электроусилителя руля:

  • Работа усилителя не зависит от оборотов двигателя;
  • Лучшая информативность (усилитель руля выбирает режимы работы в зависимости от скорости автомобиля);
  • Работа усилителя руля не зависит от температуры;
  • Электроусилитель более экономичный, по сравнению с гидроусилителем;
  • Повышенная надежность по сравнению с гидроусилителем (ведь исключается подтекание рабочих жидкостей);
  • Неприхотливое обслуживание;
  • выше симметричность руля.

Электроусилитель руля потребляет энергию только при вращении рулевого колеса, что делает его более экономичным и эффективным. КПД электродвигателя выше, чем КПД гидравлического насоса.

Как работает гидроусилитель руля

Базовая схема устройства рулевой рейки с гидроусилителем изображена на рисунке:

Во время работы двигателя внутреннего сгорания вращается привод масляного насоса гидроусилителя руля, кинематически связанного с коленвалом. Если рулевое колесо находится в центральном положении, масло рециркулирует по гидравлической системе без усилий через обратный клапан. Торсион, выполняющий роль следящего механизма, откликается на поворот руля. Оно приводит в действие золотник распределителя. Он сообщает основной нагнетающий канал с правой либо левой полостями силовых цилиндров. Последние помогают поворачивать колеса автомобиля.

В крайних положениях рулевого колеса предохранительные клапана предотвращают излишнее давление в системе, перепуская масло в рециркуляционный канал.

В электрогидроусилителях руля установлен электроклапан, контролируемый электронным блоком управления (ЭБУ). ЭБУ ГУР, руководствуясь показаниями датчиков угла поворота рулевого колеса, скорости автомобиля, коленвала, регулирует закрытие клапана. Тем самым, в зависимости от скорости автомобиля, других показателей регулируется степень усиления ГУР, контролируется информативность рулевого управления.

Бачок ГУР

Уровень жидкости внутри бака можно проверить визуально в случае, когда резервуар сделан из полупрозрачного пластика. Если пластик непрозрачный или используется металлический бачок, уровень жидкости проверяется с помощью щупа.В бачке или резервуаре для рабочей жидкости установлен фильтрующий элемент и щуп для контроля за уровнем масла. С помощью масла смазываются трущиеся пары механизмов и передается усилие от насоса к гидроцилиндру. Фильтром от грязи и металлической стружки, возникающей в процессе эксплуатации, в бачке служит сетка.

В некоторых автомобилях уровень жидкости можно проверить только после кратковременной работы двигателя либо при вращении рулевого колеса несколько раз в разные стороны во время работы машины на холостом ходу.

На щупах или резервуарах сделаны специальные насечки, как для «холодного» двигателя, так и для «горячего», уже работающего в течение какого-то времени. Также необходимый уровень жидкости можно определить и с помощью о и «Min».

Работа насоса гидроусилителя

При вращении ротора лопасти, перемешаясь в его пазах, постоянно плотно прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежных сил и давления жидкости. Жидкость из корпуса попадает в пространство между лопастями и вытесняется ими в полость нагнетания. За один оборот ротора дважды происходит забор и нагнетание жидкости. Из полости нагнетания через отверстия распределительного диска, калиброванное отверстие и канал в крышке насоса жидкость поступает в нагнетательный шланг (трубопровод) гидроусилителя.На верхней части корпуса насоса укреплен бачок для жидкости (масло), закрытый крышкой, в которой установлен сапун, поддерживающий давление внешней среды внутри бачка. Масло, заливаемое в бачок, проходит через сетчатый фильтр. В магистрали слива масла имеется также сетчатый фильтр и перепускной клапан, который срабатывает в случае засорения фильтра. В крышке насоса установлен перепускной клапан, имеющий отверстия для соединения с полостью нагнетания насоса.При повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя разность давлений на торцах перепускного клапана возрастает, так как с увеличением подачи масла в систему гидроусилителя повышается разность давлений в полости нагнетания насоса и в магистрали нагнетания. При чрезмерном увеличении подачи масла в систему гидроусилителя перепускной клапан перемещается вправо, сжимая пружину, и сообщает полость нагнетания с бачком.

Для уменьшения уровня шума при работе насоса и снижения износа его деталей при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя масло, проходя перепускной клапан, принудительно направляется обратно в полость корпуса насоса и в канал всасывания. Для этого имеется коллектор, внутренний канал которого соединен с полостью бачка.Внутри перепускного канала есть седло с установленным в нем предохранительным клапаном, который открывается при достижении давления масла 6,5—7 МПа и перепускает его из нагнетательного канала в бачок.На грузовых автомобилях особо большой грузоподъемности, движение которых без усилителя рулевого привода невозможно, обычно применяют дополнительный, аварийный привод насоса от электродвигателя

Он автоматически включается при аварийной остановке двигателя автомобиля.Техническое состояние механизма рулевого управления оказывает существенное влияние на безопасность движения автомобиля, поэтому правильной эксплуатацией механизма рулевого управления и своевременному регулированию необходимо уделять самое серьезное внимание. Не допускается, к примеру, эксплуатация автомобиля, если свободный ход рулевого колеса превышает 25° В этом случае эксплуатация автомобиля затруднена и износ деталей механизма рулевого управления значителен.Для повышения надежности и упрощения обслуживания элементов механизма рулевого управления конструкция привода предусматривает частичное или даже полное отсутствие регулировок шарнирных узлов рулевого привода

Детали механизма рулевого управления изготовляются с большой точностью и подвергаются термообработке.

Преимущества и недостатки гидроусилителя рулевого управления

ГУР имеет как преимущества, так и недостатки. К плюсам системы можно отнести следующие.

  • значительное облегчение поворота рулевого колеса;
  • уменьшение числа витков руля, которое необходимо для выполнения поворота;
  • смягчение толчков и ударов, поступающих с колес.

А вот основные минусы ГУР.

  • Отъем мощности у двигателя. Часто мощности мотора уходит на приводной ремень, который обеспечивает работы насоса. Из-за этого тяга становится хуже (хотя и не на много).
  • Увеличение расхода топлива. Этот минус вытекает из первого. Любой дополнительный агрегат, приводящийся в движение двигателем, требует дополнительного расхода горючего.

Третий минус касается ГУРов, которые не регулируются с помощью электронного блока управления (а такие до сих пор часто встречаются на многих моделях автомобилей эконом-класса). Поскольку уровень давления в системе напрямую зависит от оборотов мотора, то на малой скорости руль вращать значительно труднее, чем на большой. Это нужно учитывать при управлении транспортным средством, так как привычный поворот при движении на скорости может привести к попаданию в кювет.

Как устроен ЭУР

Применение электрического усилителя стало возможным относительно недавно в результате развития автомобильной электроники. С появлением быстрых, емких и энергоэффективных счетно-решающих устройств стало возможно сделать так, чтобы электродвигатель помогал нам вращать баранку. Причем электродвигатель этот может иметь разные конструкции, что определяет тип передачи мощности к рулевому механизму.

На многих автомобилях используют обыкновенные электродвигатели постоянного тока, которые через обратимый червячный редуктор поворачивают рулевой вал.


Рулевое управление автомобиля Kia cee’d прошлого поколения: 1 — рулевое колесо; 2 — рулевой вал; 3 — электродвигатель и редуктор электроусилителя; 4 — рулевой механизм.

Рулевое управление автомобиля Kia cee’d прошлого поколения: 1 — рулевое колесо; 2 — рулевой вал; 3 — электродвигатель и редуктор электроусилителя; 4 — рулевой механизм.

Принцип работы гидравлического усилителя руля

ГУР — гидравлический усилитель руля. В настоящее время такими насосами оснащаются многие современные иномарки.

Основные функции гидроусилителя:

  • создавать дополнительное усилие при повороте колеса;
  • повышать комфорт управления;
  • сохранять управляемость машиной и смягчать удары, передаваемые на руль при наезде на «лежачих полицейских» или другие неровности.

Система ГУР может ставиться на руль любого типа. Но в последнее время наибольшее распространение получил реечный механизм. Поэтому схема гидроусилителя в этом случае подразумевает наличие следующих элементов:

  • бачок — находится в самой верхней части схемы, сюда заливается масло;
  • насос — непосредственно связан с бачком, обычно бывает лопастного типа, поддерживает нужное давление в системе;
  • распределитель — расположен на валу или деталях привода, служит для корректировки направления потоков жидкости в соответствующую полость гидроцилиндра или бачок;
  • гидроцилиндр — встроен в рейку, и перемещает ее под действием давления, продолжает систему ГУР после распределителя;
  • магистрали — соединяют все элементы гидроусилителя, служат каналами для движения рабочей жидкости.

Схема гидроусилителя руля автомобиля

Что касается принципа работы, то его можно представить так. Как только водитель вращает руль, усилие передается на вал распределителя. Открывается канал для подачи жидкости в полость гидроцилиндра. Масло давит на штоковый поршень, за счет чего рулевая рейка перемещает колеса автомобиля.

Особенности устройства

Теперь поговорим непосредственно про устройство рассматриваемого узла.

Важным преимуществом системы является то, что ее можно поставить на рулевые механизмы различных типов. В случае с легковушками наиболее распространенными остаются реечные узлы.

Если отталкиваться от такого механизма, тогда схема самого ГУР будет состоять из:

  • бачка, внутри которого находится рабочая жидкость;
  • насоса;
  • золотникового распределителя;
  • гидроцилиндра;
  • соединительных шлангов.

Бачок представляет собой емкость, где находится рабочая жидкость. А именно специальное масло. Резервуар включает в себя фильтр и щуп, которым проверяется уровень.

Само масло отвечает за смазывание трущихся элементов, а также передает усилие от самого насоса непосредственно к цилиндру. То есть гидроцилиндру, как вы поняли.

Насос служит для поддержания правильного давления и обеспечения циркуляции жидкости. Причем этот узел ставится на блок цилиндров мотора, и работает от шкива коленвала. Сами насосы могут отличаться по своей конструкции. В основном это корпус из металла, внутри которого находятся вращающиеся на роторе лопасти.

то лучше: ГУР или ЭУР?

Электрический
усилитель в отличие от гидравлического устанавливается на рулевую колонку / рейку,
а крутящий момент передается торсионным валом.

Электроусилитель руля

Электроусилитель
руля состоит из электрического двигателя, ЭБУ, датчиков для определения угла
поворота и крутящего момента.

Суть работы
заключается в том, что механизм передает усилие, его фиксирует датчик,
отвечающий за показания крутящего момента, информация попадает в электронный
блок управления. А блок управления решает, грубо говоря, сколько тока выделить,
чтобы можно было легко провернуть рулевое колесо.

Так что же лучше —
электрическая система управления или гидравлическая?

Особенности ГУР
таковы:

  • недорого стоит;
  • имеет больший запас
    мощности, что является существенным плюсом для более крупной техники –
    микроавтобусов, внедорожников, грузовой техники;
  • требует постоянного
    контроля состояния – уровня жидкости, приводного ремня и других деталей,
    подверженных износу;
  • напрямую зависит от
    работы двигательной системы автомобиля;
  • расходует энергию
    двигателя даже при движении по прямой, так как насос ГУР работает
    постоянно;
  • сложность выполнения
    поворота растет вместе со скоростью.

Кроме того,
движение с ГУР требует соблюдения некоторых правил — например, нельзя
удерживать руль в крайнем положении, так как рабочая жидкость в этом случае
может «закипеть».

Особенности ЭУР следующие:

  • простота конструкции и
    компактность – никаких шлангов, масла, насосов;
  • высокая стоимость;
  • дорогой ремонт;
  • малая мощность, что
    делает невозможной установку на крупные автомобили;
  • возможность настройки
    работы под конкретный стиль вождения;
  • рулевое колесо
    «чувствуется» даже на высоких скоростях, за что ЭУР заслужил признание гонщиков.

Электрический
механизм рулевого управления значительно экономит топливо.

Так как
функционирование системы контролируется ЭБУ, во время движения без
маневрирования электрический усилитель находится в «спящем» состоянии, что снижает нагрузку на двигатель автомобиля.

Чаще всего ЭУР
комплектуются более дорогие модели легковых автомобилей, так что не каждому
выгодно покупать машину с электроусилителем. Но если с деньгами нет проблем, то выбор напрашивается сам собой.

Что лучше ГУР или ЭУР?

Каждый современный автомобиль даже в базовой комплектации оснащен усилителем руля. Технология, обеспечивающая легкое вращение рулевого колеса не рассматривается, как дополнительная опция. Как и электростеклоподъемники, как и центральный замок, усилитель руля интегрирован в каждый автомобиль. Разница только в том, какой это усилитель – ГУР (гидроусилитель руля) или ЭУР (электроусилитель руля). Далее мы проведем краткий обзор по каждому из этих видов усилителей, выявим достоинства и недостатки ГУР и ЭУР.

Пожалуй, самым популярным видом усилителя руля до наших дней был именно ГУР. Данная технология известна уже не один десяток лет, поэтому, основная масса нынешних автомобилей оснащена именно гидроусилителем руля. Как уже понятно из названия, данный вид усилителя работает, благодаря имеющейся в системе жидкости – масла ATF (идентичное масло, которое применяется в автоматических коробках передач). Благодаря движению масла по системе и перемене давления, руль автомобиля, который оснащен ГУР вращается легко, плавно, без усилий.

Среди достоинств ГУР, конечно же, мы можем отметить легкость управления автомобилем, достаточно долгий ресурс эксплуатации, а также проверенность технологии, благодаря устранению в ней серьезных конструктивных недостатков, которые имели место на рассвете ее использования. Тем не менее, что касается недостатков ГУР, от них также не удалось избавиться в полной мере. К таковым мы можем отнести дороговизну ремонта, необходимость следить и периодически менять рабочую жидкость (что также требует затрат).

Обзор системы ЭУР

Более молодым, в сравнении с ГУР является ЭУР. Основным отличием ЭУР от предшественника является отсутствие жидкости, которая берет на себя основную рабочую роль. Владельцам автомобилей с ЭУР теперь не нужно следить за уровнем масла в системе, не нужно заботиться о его замене. Вместо рабочей жидкости всю обязанность на себя берет электронный блок управления ЭУР. Благодаря встроенным датчикам и преднастройкам в систему ЭУР, водитель может выставить необходимую ему «жесткость» руля для наиболее комфортной езды. Так, можно выставить, чтобы при движении на малых скоростях руль вращался мягко, а при высоких – немного тяжелее, чтобы автомобиль был устойчивее на трассе и «не гулял» из стороны в сторону. На ГУР подобное выставить довольно сложно и не дешево. Кроме того, в отличие от ГУР, который потребляет энергию постоянно, ЭУР тратит электричество только тогда, когда вращается руль.

Обобщая достоинства ЭУР можно выделить следующие моменты:

  • легкая настройка ЭУР под конкретную скорость автомобиля;
  • надежность системы, благодаря отсутствию жидкостей, резиновых патрубков, которые разрушаются при перепаде температур;
  • более низкие затраты на обслуживание и ремонт, в сравнении с ГУР.

Из недостатков ЭУР можно отметить только возникновение неисправностей датчиков, которые, к счастью, случаются крайне редко.

Таким образом, можно подвести итоги, что сейчас ЭУР менее распространенный, нежели ГУР. Однако то, что электроусилитель является совершеннее, нежели ГУР, является неоспоримым фактом. Поэтому, если есть возможность выбора между ГУР и ЭУР – выбирайте последнее.

pro-tachku.ru

Гидрораспределитель

Распределитель гидравлического усилителя руля смонтирован на рулевом валу, или же на элементах рулевого привода. Его назначением является направление потоков рабочей жидкости в соответствующую полость гидроцилиндра, либо её возвращение в расширительный бачок.

Главные элементы распределителя ГУРа – это торсион, поворотный золотник и вал распределителя. Торсион – это тонкий пружинистый металлический стержень, который закручивается под воздействием крутящего момента. Золотник и вал распределителя – это две цилиндрические детали с каналами для жидкости. Они вставлены друг в друга. Золотник связывается с шестернёй рулевого механизма, а вал распределителя – с карданным валом рулевой колонки, т.е. с рулём. Торсион одним концом прикреплён к валу распределителя, а его другой конец вставлен в поворотный золотник.

Распределитель бывает осевым (если его золотник перемещается поступательно), либо роторным (когда золотник вращается).

Профилактические меры

Профилактика и правильная эксплуатация в данном случае системы гидроусилителя зачастую позволяет значительно продлить срок эксплуатации механизма. Гидроусилитель — достаточно надежная и неприхотливая запчасть, и при правильной эксплуатации она может прослужить около 100…200 тысяч километров пробега. Однако для того чтобы продлить срок эксплуатации гидроусилителя необходимо следовать простым правилам, среди которых:

Следить за уровнем жидкости гидроусилителя. Этот фактор напрямую влияет на нормальную работу насоса. При необходимости ее нужно подливать до нужного уровня. Причем желательно пользоваться той же жидкостью, что была залита до этого, смешивать их крайне нежелательно, а жидкости, относящиеся к разным классам и вовсе недопустимо!

Менять жидкость ГУР по регламенту. Точную информацию к конкретному автомобилю вы найдете в мануале. Однако для большинства современных легковых автомобилей, оборудованных гидроусилителем руля, этот промежуток составляет около 80…100 тысяч километров пробега. Можно выполнять замену жидкости на регламентном ТО, близком по пробегу.

Использовать рекомендуемую жидкость. Как указывалось выше, в настоящее время существует большое их разнообразие, однако только автопроизводитель точно указывает в руководстве по обслуживанию, какой тип смазывающего материала необходимо использовать для конкретной машины.

Правильно эксплуатируйте ГУР. В частности, нельзя длительное время держать руль в крайних положениях. Максимально допустимое время — 5…10 секунд (зависит от конкретного автомобиля). Вывернутые колеса заставляют насос работать «на износ», что значительно сокращает его общий ресурс.

Проверять состояние пыльников рулевой рейки

Это очень важное требование, поскольку попадание в систему пыли и грязи способствует износу элементов как рейки в целом, так и гидроусилителя в частности. Кроме этого, при износе уплотнений возможно подтекание масла.

На стоянке машина должна стоять с выровненными колесами

Как указывалось выше, это требование вызвано тем, чтобы не создавать чрезмерную нагрузку на насос гидроусилителя руля.

В мороз не сразу крутить рулем после запуска двигателя. Вместо этого, особенно после длительной стоянке (например, утром), дать системе гидроусилителя руля прогреться вместе с двигателем, и лишь потом уже можно крутить рулевое колесо.

Не ездить с неработающим ГУР. Так можно «убить» все рулевое управление в долгосрочной перспективе. До автосервиса или гаража, конечно, доехать можно, но постоянно ездить нельзя.

Своевременная диагностика. При выявлении малейших подозрений на появление неисправности гидроусилителя (появление гула во время поворота или просто во время езды, «потяжеление» руля) необходимо как можно быстрее выполнить диагностику с тем, чтобы, во-первых, уменьшить износ деталей, а во-вторых, сэкономить на возможном предстоящем ремонте.

Следование перечисленным выше нехитрым правилам позволит автовладельцу не только значительно повысить ресурс гидроусилителя избежав неисправности, но и сэкономить на возможных ремонтах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *