Кара лихачей. почему агрессивное вождение так трудно победить

Общие моменты

Ранее водителям России выписывали непонятные штрафные санкции за агрессивное вождение машины или за создание аварийной ситуации на дороге.

После многочисленных обращений водителей в суд государство решило пересмотреть правила, которые касаются опасного вождения.

Обнаружить нарушителя, не соблюдающего правила дорожного движения, непросто:

Любой человек, который стал свидетелем или пострадавшим в результате из-за агрессивного управления, имеет право обратиться в патрульную службу с просьбой найти нарушителя и наказать его.

Признаками такого вождения считаются:

  • резкая остановка без соблюдения расстояния;
  • нарушение правил перестроения;
  • опасный ;
  • препятствие обгону;
  • приближение к автомобилю на критичное расстояние;
  • маневры опережения;
  • нарушение боковой дистанции;
  • неуступка дороги транспорту, у которого преимущество;
  • недопустимая скорость;
  • маневры на пешеходных переходах.

Такие действия вызывают происшествия на дороге, травмы и гибель людей, материальные ущербы.
Пока закон не вступил в силу, до конца не ясно, каким именно будет наказание за опасную езду.

В законодательстве ни один из них пока не одобрили. Если закон одобрят, в внесут поправки касательно меры наказания за опасное вождение.

Определение термина

Опасное вождение – частое совершение одного или более действий по нарушению правил дорожного движения.

Конфликтные ситуации на дороге вызывают или тормозят движение.

Вождение автомобилем признают небезопасным в следующих случаях:

Опасное вождение фиксирует и регистрирует работник ГИБДД.

Что входит в типичные нарушения

Небезопасное управление машиной делят на следующие типы – «шашки», «нервяки», «торопыги», «грядки (езда в междурядье)», «учитель», «упертый».

«Торопыги» Разновидность управления, при котором автомобилист не придерживается безопасной дистанции до автомобиля, который движется впереди. Также нужно следить интервалом по бокам между автомобилями.
В соответствии с ПДД, в обязанности автомобилиста входит соблюдение такой дистанции до впереди движущейся машины, которая позволит избежать столкновения с ней. Эксперты рекомендуют ориентироваться не на расстояние, а на время, которого хватит для сравнивания с этим транспортным средством
«Упертый» Разновидность вождения, когда водитель прибавляет газу и мешает обгону автомобиля, следующего сзади. В такой ситуации виновными могут быть оба. Водитель, который обгоняет, должен быть уверен в том, что он не мешает остальным автомобилистам. Обгоняемый не должен прибавлять скорость, если заметил, что его стараются обогнать
«Учитель (воспитатель)» Разновидность управления, при которой водитель специально притормаживает перед транспортом, который едет впереди. Вину в таком случае доказать будет сложно, поскольку неизвестна – торможение происходило специально, или водитель пытался избежать аварии. Прямой статьи в КоАп с мерой наказания за это нарушение пока нет. Как утверждают специалисты, почти нереально установить, преднамеренное было торможение, или водитель таким образом избегал аварии. Сложно доказать, умышленное это было действие или нет
«Шашечки» Такая разновидность вождения, когда водитель по непонятным причинам перестраивается из одного ряда в другой, при этом полосы полностью загружены – возникает аварийная ситуация. Если движение интенсивное, и все полосы заняты, менять их можно только в случаях – поворота влево или вправо, остановки или объезда препятствий
«Грядки» Езда по линии разделения полос. Ее часто используют мотоциклисты
«Нервяки» Езда, при которой автомобилист становится на пути машины, пытающейся обогнать его. Согласно правилам дорожного движения автомобилисты обязаны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся в одинаковом направлении с ним без снижения скорости

Что говорит эксперт – основное требование к водителям при перестройке – не заставить другого автомобилиста притормозить.

А нужно, наоборот, набрать скорость и только после этого встроиться в свободное место. Не менее опасным типом вождения является «дрифт» – езда, при которой гражданин направляет автомобиль в управляемый занос.

Посмотреть видео-пример по каждому типу опасного вождения можно на сайте . Независимо от типа опасного вождения, нарушителей ожидает одинаковое наказание.

Опасное вождение и лихачество на дорогах — посмотрим подробнее

На сегодняшний день в России практически не существует способов наказать лихачей, которые придерживаются банальных дорожных правил. К примеру, резкое перестроение автомобиля не будет считаться нарушением, если был включен сигнал поворота, и маневр не принес никаких негативных последствий. Но вам точно приходилось сталкиваться с лихачами, и вы прекрасно понимаете, что повороты и отсутствие ДТП не означают, что не было никакого нарушения. Поэтому сегодня нарушением правил, подпадающим под термин «опасное вождение» может быть любое проявление подобного поведения на дороге:

  • резкие движения, повторенные неоднократно, которые совершаются без видимых причин и сопровождаются нарушением правил или созданием потенциально аварийных ситуаций;
  • попытка перестроиться на многополосной дороге, врезаясь в поток автомобилей и не оставляя шансов другим водителям, кроме как пропустить лихача в поток;
  • препятствование безопасному обгону, набор скорости в момент, когда другой автомобиль начал обгон и вышел на встречную полосу, перекрывание движения по дороге;
  • необоснованно быстрое ускорение, которое может стать причиной аварии или опасно для окружающих людей, это также можно считать опасным вождением в новой поправке;
  • прочие проявления агрессии, резкости и неуважения на дороге, которые, наконец, обрели свое пристанище в правилах, будут использоваться для наказания нарушителей.

Культура на дорогах Российской Федерации на сегодняшний день очень низкая, это замечает любой гость из более развитой в данном плане страны. Многие гости Москвы из других городов замечают, что ездить по дорогам Столицы просто невозможно. Это создает определенные проблемы и трудности, которые перерастают в неуверенность за рулем и создание ДТП. Так что новые правила должно немного усмирить лихачей и сделать поездки более безопасными.

Закон об опасном вождении машины

Закон об опасном вождении – .

Постановление коснется тех, кто неверно себя ведет на трассе, подвергая опасности не только собственную жизнь, но и других – водителей и пешеходов.

Цель закона – призвать автомобилистов придерживаться правил дорожного движения и не создавать аварийных ситуаций на дороге.

Когда вступит в силу

Термин «опасное вождение» был добавлен в правила дорожного движения 8 июня 2016 года. Законопроект приняли на рассмотрение, но окончательное решение еще не вынесено.

Каким образом будут искать нарушителей, кто будет следить за порядком и в какую инстанцию обращаться – пока не известно.

Новый законопроект может не действовать, поскольку агрессивное вождение доказать практически невозможно.

Видео- или фотофиксатор могут не сработать – а они являются основным доказательством нарушения на дороге. Пока закон до конца не одобрят, статистика аварий на дороге не улучшится.

Меры наказания при нарушениях

Для доказательства вины водителя требуется не только фото- и видеофиксация нарушения, но и пошаговая фиксация, которая доказывает совершение опасных маневров несколько раз подряд.

То есть, привлечь нарушителя к не так просто. За несоблюдение правил вождения (за опасную езду) водителю грозит административный штраф.

На его размер влияет тип вождения, угрожающего безопасности других водителей на дороге. Мера наказания регулируется . Типы штрафов:

В 2019 году размер штрафа за опасное вождение составит 5 тысяч рублей. В дальнейшем наказание хотят ужесточить – изымать либо назначать на конкретный период времени.

Причины наложения штрафной санкции:

Если во время аварии или при гибели человека движения не было, вождение считается безопасным.
Кодексом административных правонарушений допускается 50% скидка при оплате штрафа.
Видео: закон про опасное вождение. Автохамы и лихачи завоют

Действительна она в течении 20 суток с момента вступления постановления в законную силу. Не стоит оплачивать штраф ранее, чем данные о нарушении будут внесены в базу патрульной службы.

Чтобы не выписали штраф за опасное вождение, необходимо соблюдать такие требования:

  • не нарушать правила дорожного движения;
  • установить в машину видеорегистратор;
  • совершать маневры плавно, включать поворотники;
  • соблюдать дистанцию;
  • не поддаваться на провокации других водителей.

На дороге нужно быть аккуратным и предусмотрительным.

Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения

Данные ГИБДД рисуют ясную картину: Чаще всего аварии связаны с вождением автомобиля в нетрезвом виде. Именно большинство пострадавших и погибших попали в аварию по вине пьяных водителей. И, это факт. Наука уже давно установила, что алкоголь ухудшает способность управлять автомобилем и принимать адекватные решения на дороге. К примеру, рюмка водки, снижает реакцию водителя в два раза.

Так что прежде чем садиться за руль следуйте здравому смыслу. Если вам крайне необходимо куда-то ехать, но вы выпили, то лучше вызвать такси или воспользоваться услугой «Трезвый водитель», которую предоставляют многие таксопарки и другие компании. Таким образом, вы избежите трагических последствий. 

Профилактика

В настоящее время исследования показывают способы уменьшить намерения людей выпивать или заниматься опасным вождением

В ключевой статье Мартина, Ли, Уикса и Кая (2013) говорится о важности понимания личности потребителя и того, как люди видят других. Людям показывали рекламу, в которой говорилось о вредных последствиях запоя

Люди, которые ценили близких друзей как самих себя, с меньшей вероятностью захотели выпить выпивку после просмотра рекламы с их участием и их близким другом. Люди, которые были одиночками или не видели близких друзей, важных для их представления о том, кто они, лучше реагировали на рекламу с изображением человека. Похожая картина была продемонстрирована в рекламе, изображающей человека, едущего на опасной скорости. Это говорит о том, что реклама, показывающая потенциальный вред гражданам от запойного пьянства или опасного вождения, менее эффективна, чем реклама, освещающая близких друзей человека.

«Донос» или спасение жизни?

В ГИБДД считают, что подобные хамские действия лишают других участников движения возможности просчитать действия лихача и адекватно среагировать, а значит, необходимо, чтобы новые штрафы за опасное вождение были больше, чем те, которые выписываются за каждое из указанных нарушений в отдельности. Так, за то, что водитель не уступил дорогу сегодня приходится платить 500 рублей, а за частое перестроение при интенсивном движении – полторы тысячи.

По словам главы Главного управления по обеспечению дорожного движения Виктора Нилова, ведомство будет стремиться, чтобы у водителей была возможность самостоятельно фиксировать «опасное вождение» других участников движения. В прошлом году, например, порядка 56 тысяч административных дел было возбуждено по заявкам граждан. Планируется создать специальный ресурс, куда граждане могли бы выкладывать видео не только с опасным вождением, но и с другими правонарушениями. Они-то и станут доказательной базой при наложении штрафа.

Сообщившему придется регистрироваться на федеральном ресурсе «банка лихачей», но нарушитель к его данным доступа иметь не будет. Так что анонимность тем, кто соблюдает закон и требует того же от других, будет гарантирована. Правда, для создания подобного инструмента необходимо серьезно поработать над законодательством. Как отметил Виктор Нилов в одном из своих интервью, сегодня в прошлом уходят мысли о «стукачестве» и «доносах», ведь разумные люди понимают, что речь идет о сохранении жизни.

Что такое агрессивное поведение на дороге?

Вы встречали на автодорогах страны агрессивное поведение водителя? Наверняка многие из Вас ответят на этот вопрос положительно. В отличие от других развитых стран в России эта манера езды по дорогам страны встречается очень часто. Но никто наверное из Вас задумывались, что на самом деле означает данное «агрессивное поведение водителя» на дороге? Большинство из нас ошибочно полагают и предполагают о том, что водитель в такой момент ведет себя на дороге прсто агрессивно и нарушает ПДД, хотя на самом деле его действия не являются агрессивными. Уважаемые читатели, наше интернет-издание решило разобраться с этим вопросом и ответить конкретно, что же на самом деле представляет собой «агрессивная манера» управления автомобилем.

На самом деле агрессивным поведением на дороге являются такие действия водителя, которые

непосредственно влияют на всех участников дорожного движения. Например, агрессивное перестроение из полосы в полосу на автошоссе в нарушение правил дорожного движения, или намеренное движение на автомобиле в скоростном ряду на маленькой скорости. Как Вы друзья думаете, а как эти самые водители с агрессивным поведением на дороге могут влиять на всех водителей? Любое неординарное их действие с нарушением естественно правил дорожного движения может сильно испортить настроение любому другому водителю. Но это лишь в лучшем случае. Частенько подобная манера управления автомобилем приводит к серьезным конфликтам на дороге и естественно к серьезным авариям.

Часто в сети появляются видео-ролики снятые на видеорегистратор, где можно увидеть дорожные конфликты водителей, которые очень часто приводят к различным дракам и вместе с тем к телесным повреждениям. Как Вы друзья думаете, а из-за чего именно происходят подобные конфликты на дорогах? Отвечаем. Дело все в том, что законопослушные участники дорожного движения просто выходят из себя из-за горе-водителей, которые ведут себя на дорогах достаточно агресивно. Например, водитель, ничего не нарушающий и двигающийся на машине несколько часов подряд и уже простоявший в многокилометровых пробках не один час, находится в такой дорожной обстановке как правило на пределе и на нервах. И если в такой момент на дороге появляется водитель агрессивно управляющий автомобилем, то у этого добропорядочного водителя просто сдают нервы, что в последствии и приводит к конфликту.

—————————————————

Наказание и штрафы за опасное вождение

Учитывая общую «размытость», и достаточное количество исключающих факторов, наказание за такую провинность планируют достаточно серьёзное, точнее стандартного штрафа в 500 рублей показалось мало, в связи с тем, что зачастую опасные манёвры на дороге действительно таят в себе значительную угрозу, и на сегодня есть следующие данные:

  • В денежном эквиваленте нарушение будет наказываться штрафом до 5000 рублей, в зависимости от совершённых действий.
  • На рассмотрении так же инициатива, в особых случаях лишать водителя права управления транспортным средством.
  • Так же, есть информация, согласно которой в исключительных случаях может быть возбуждено уголовное дело со всеми вытекающими последствиями, хотя в данном случае речь, скорее всего, идёт о тех случаях, когда из-за агрессивного поведения водителя происходит дорожно транспортное происшествие с пострадавшими.

Инициатива о введении понятия «опасная езда» является достаточно спорной, однако не лишена смысла. Ведь согласитесь, достаточно часто приходится сталкиваться с неадекватным поведением на дороге, которое фактически остаётся безнаказанным.

Вопрос в том, что данный законопроект требует серьёзной доработки и вот тогда, возможно, он начнёт работать на пользу обществу.

Правила

Любой владелец авто должен знать, какое поведение создает опасность для других автовладельцев. К основным таким типам поведения относится:

  • Торопыга. Такие люди постоянно превышают скорость и не соблюдают безопасную дистанцию между автомобиля.
  • Упертый. Водитель не позволяет другим автомобилям обогнать себя, поэтому специально увеличивают скорость при обгоне, совершаемом другой машиной. При этом часто возникают ДТП.
  • Воспитатель. Такие водители желают наказывать разными способами других участников движения. Они могут специально резко снижать скорость или подрезать автомобили.
  • Постоянное перестроение. Водитель по разным причинам перестраивается из одного ряда в другой при интенсивном движении на дороге. Так как полосы загружены, то часто возникают аварии из-за таких автовладельцев.
  • Нервные. Такие автомобилисты неадекватно реагируют на обычные маневры, совершаемые другими участниками движения. Они нарушают порядок проезда и создают препятствия.

Будет ли такой маневр считаться опасным вождением?

Многие люди, обладающие вышеуказанными типами поведения, часто нарушают ПДД, поэтому автовладельцы могут привлекаться к ответственности за опасное вождение.

Нюансы квалификации нарушения

Фиксируются нарушения только сотрудниками ГИБДД, для чего используются камеры видеонаблюдения или показания свидетелей. При возникновении ДТП нередко восстанавливается картина происшествия, на основании которой становится понятно, что водитель неправильно вел себя на дороге, что привело к столкновению.

Только автоинспектор может понять, какие маневры являются опасными для других участников движения. Они могут определить, какие действия привели к ДТП. Дополнительно они решают, будет ли конкретный водитель привлекаться к ответственности.

Как фиксируются

Штраф применяется в отношении водителей только при условии, что они нарушили за короткий период времени несколько требований ПДД, а также была создана аварийная ситуация на дороге. Если в результате разных маневров не произошла авария, а также не был нанесен урон жизни людей или имуществу, то такое вождение является безопасным.

При фиксации нарушений учитываются следующие правила:

важно зафиксировать систематические нарушения со стороны конкретного водителя, для чего используются фотографии или видеозаписи, а также могут применяться свидетельские показания;
наиболее часто используются видеозаписи, полученные с видеорегистраторов, установленных в автомобилях других участников движения;
на фотографиях или видеозаписях должно быть видно, какие регистрационные знаки установлены на машине.

Какой установлен штраф за опасное вождение, смотрите в этом видео:

https://youtube.com/watch?v=KkFJx_2HB1Y

Если автомобиль останавливается автоинспектором, который утверждает, что водитель совершал небезопасные маневры, то не рекомендуется противоречить, так как сотрудник ГИБДД может привлечь автовладельца к ответственности даже при отсутствии доказательств.

Судебная практика показывает, что если такие дела рассматриваются в суде, то судья наиболее часто принимает сторону автоинспекторов.

Какой взимается штраф

Размер штрафа зависит от разных факторов, к которым относится выявленный тип вождения, нанесенный урон имуществу или здоровью граждан, а также показания свидетелей. Наказание назначается на основании главы 12 КоАП.

Если не уступает автовладелец дорогу другому автомобилю, то он может столкнуться с вынесением предупреждения. При повторном выявлении нарушения взимается штраф в размере 1,5 тыс. руб.

Аналогичный штраф придется уплачивать водителю, если он не соблюдает дистанцию, постоянно перестраивается между рядами или резко тормозит. Размер штрафа считается значительным, поэтому водители должны более ответственно подходить к своей манере управления автомобилем.

Опасное вождение: и всё, и ничего!

Сразу же отмечу: я очень критично и скептически отношусь к инициативе введения такого понятия – «Опасное вождение». Слишком расплывчатая и необоснованная норма! Именно в том виде, в котором это сегодня преподнесено законодателем! Создается впечатление, что последний действовал по принципу: «Главное – прокукарекать! А там хоть не рассветай!».

Поясню. Идея «опасного вождения» была вброшена в массы, и разбирайся, водитель, как хочешь!

Вот мои аргументы против введения на нынешнем уровне понятия «опасное вождения»!

1. Формально за опасное вождение не предусмотрено никакой ответственности!

Возникает ситуация бесцельности вновь введенной нормы. Это когда норма права не действует, потому что гипотеза и диспозиция (как элементы нормы права) присутствуют, а санкции нет. Такое обстоятельство делает норму права бесцельной. А точнее – вообще, нормы права не существует.

Следовательно, декларированная в п.2.7 норма права просто не существует. Опасного вождения в РФ не существует!

Да, скорее всего, наказание в скором времени придумают. Но тогда зачем до этого времени вводить новое понятие?

2. Как следствие из 1-го, КоАП РФ уже предусматривает ответственность за те правонарушения, которые входят структурными элементами в понятие «опасное вождение». Вот они:

а) часть 3 статьи 12.14 КоАП РФ: «Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, … влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей»;

б) часть 1 статьи 12.15 КоАП РФ: «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги … влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Поэтому водителя, нарушившего указанные нормы ПДД неоднократно или в совокупности, можно подвергнуть юридической ответственности за конкретные правонарушения.

Отсюда и вопрос: «А зачем тогда нужна норма, наказывающая за опасное вождение?».

Отсюда –  и более важный вопрос: «С какой целью вводится понятие опасного вождения? Не является ли это бюрократизацией ПДД?».

3. Еще один каверзный вопрос законодателям.

«Кто будет квалифицировать опасное вождение?». И это, пожалуй, один из самых не решаемых, в принципе, вопросов.

Проще говоря, кто тот человек, который будет принимать решение, что некий водитель совершил:

  • одно из указанных правонарушений неоднократно;
  • сочетание указанных правонарушений?

Следом – еще один вопрос: «Как понимать неоднократность? Через какой максимальный промежуток времени совершенные однотипные правонарушения будут считаться неоднократными?»

И еще: «Сколько времени должно пройти, чтобы подряд совершенные правонарушения расценить как сочетаемые?».

Без решения таких вопросов само понятие «опасное вождение» повисает в воздухе.

Если это решение будет принимать работники ГИБДД, то нас ждет перспектива перманентных судебных разбирательств по искам водителей. И суды захлебнутся такими делами. Если такое первичное решение будет принимать суд, то мы утонем в апелляциях в вышестоящие судебные инстанции.

Вывод: проблема не решаема в части механизма наложения санкций.

4. Еще один обязательный критерий для квалификации опасного вождения – это опасность ДТП. Как расценить степень возможности наступления ситуации ДТП?    

Ситуативный анализ позволяет применять только ретроспективный метод: если ДТП уже случилось, — значит, его вероятность присутствовала. ДТП не было, — доказать его вероятность будет  сложно. Это опять суды, апелляции и прочая атрибутика процессуальных отношений.

Что такое «опасное вождение»

Не будем догматиками и сразу же обратимся к тексту ПДД.

Начало цитаты.

Конец цитаты.

Согласитесь, громоздкое определение. Разобьем его на структурные элементы исключительно для простоты усвоения.

1. Опасным вождением считаются следующие правонарушения в области ПДД:

а) непредоставление преимущества пользующемуся приоритетом транспортному средству  при перестроении из полосы в полосу или из ряда в ряд;

Видео — создание помех при перестроении («нервяки»):

б) перестроение транспортного средства в нарушении ПДД при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты (кроме разрешенных случаев – при перестроении перед поворотом налево или направо, разворотом, остановкой или объездом препятствия);

Видео — многократные перестроения («шашечки»):

в) несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;

Видео — не соблюдение дистанции («торопыги»):

г) несоблюдение бокового интервала;

Видео про «грядки»:

д) необоснованное ситуацией резкое торможение (кроме случаев, когда такое торможение требуется для предотвращения ДТП).

Видео о таких «воспитателях»:

е) воспрепятствование обгону.

Видео о таких «упертых» водителях:

Иными словами, в структуру опасного вождения входят противоправные деяния водителя, нарушающего пять норм, предусмотренных пунктами 8.4, 9.4, 9.10, 10.5, 11.3 ПДД РФ.

2. Опасным будет считаться вождение, которое выражается:

  • в неоднократном (как минимум – в двукратном!) совершении каждого из вышеуказанных правонарушений;
  • в совершении подряд нескольких (как минимум – двух!) вышеуказанных правонарушений.

3. Опасным вождением считаются указанные действия, если они способны повлечь за собой угрозу возникновения ДТП (то есть угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба).

Сделаем промежуточный вывод

Очень важно отметить, что опасное вождение должно обязательно содержать в себе все три указанных признака одновременно: факт правонарушений, с одной стороны, и факт неоднократности (или последовательности) этих правонарушений, с другой стороны, факт опасности указанных действий или их последствий, с третьей стороны

Окончательный итог наших размышлений

Следовательно, квалифицировать наличие признаков «опасного вождения» очень сложно. Если не невозможно.

Вопрос: «А, может быть, пока не поздно – отказаться от этого чрезвычайно аморфного и субъективного – понятия?».

Интересен вот еще какой факт.

Понятие «опасное вождение» прописано в пункте 2.7, где рассматриваются негативные обязанности водителя (то, от чего он должен отказаться).

ВОПРОС: «Почему это понятие не прописано в п.1.2 ПДД РФ?» Ведь именно этот пункт отвечает за основные положения и основные понятия, применяемые в Правилах дорожного движения Российской Федерации.

Вывод один: мутно всё это!

Постановка проблемы понятия «опасное вождение» попахивает догматизмом и тематикой чьей-то кандидатской диссертации. Не более!

Хочется задать последний вопрос в отношении понятия опасного вождения:

«А был ли мальчик?».

Видео — фильм «Опасное вождение», разъясняющий этот термин:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *