Удаление вмятин без покраски
Содержание:
- Принцип технологии
- Исправление магнитом
- Стенд (стол) для работы со снятыми элементами
- Способы выпрямления вмятин без покраски
- Преимущества технологии
- Вспомогательные аксессуары
- Особенности удаления вмятин на кузове автомобиля без покраски
- Процесс рихтовки
- Как «память» металла влияет на процесс беспокрасочного ремонта вмятин?
- Механическое устранение изнутри
- Внешнее выравнивание специальным оборудованием
- Совет для начинающих при работе с клеевой системой
- Применение технологии PDR в гаражных условиях
- Ограничения по применению технологии PDR
- При каких условиях невозможно применить технологию PDR
- Что такое ремонт вмятин без покраски: суть метода
- Технология PDR при ремонте автомобиля
Принцип технологии
Изначально следует отметить, что технология PDR применима только в том случае, если повреждение неглубокое, и можно обойтись без покраски. Чтобы это определить, ознакомьтесь с классификацией:
- неглубокие вмятины до 5 миллиметров, округлой формы, без заломов металла и повреждения ЛКП;
- глубокие — от 5 до 10 миллиметров, неправильной геометрической формы, с заломами металла и повреждением покрытия.
Вмятины на машине исправляются при помощи специальных крючков. Путем надавливания на места повреждения металл выпрямляется. Выглядит набор PDR примерно таким образом:
Набор PDR
Кроме специальных рычагов, требуется приспособление в виде настольной лампы. Это нужно для того, чтобы точно определить масштабы вмятины и правильно выпрямить металл. В целом произвести такие работы самостоятельно несложно.
Исправление магнитом
Исправление вмятин на автомобиле без необходимости покраски при помощи магнита – один из самых простых способов восстановления поверхности деталей. Для вытягивания используется магнит, который можно купить в магазине автозапчастей. Он имеет достаточную силу, чтобы выпрямить вмятины небольших размеров. Данным методом устраняются не глубокие вмятины. Если же дефекты более серьезные, воспользуйтесь другим методом.
Выравнивание повреждения магнитом на автомобиле выполняется в три этапа:
- между магнитом и поврежденной поверхностью кладется салфетка для защиты лакокрасочного покрытия,
- магнит притягивается к краям вмятины и постепенно оттягивается,
- инструмент необходимо двигать по кругу повреждения, пока не будет достигнута его центральная часть.
Стенд (стол) для работы со снятыми элементами
Стенд представляет собой простую конструкцию и может быть изготовлен самостоятельно. Его можно изготовить как из металла, так и из дерева. Опорные места стенда, которые будут контактировать с панелью, должны быть покрыты резиной, чтобы ремонтируемые детали не царапались. Капот или другую панель на стенде нужно закрепить.
Стенд для капота или других панелей особенно удобен на начальном этапе обучения, чтобы научиться определять расположение кончика применяемого PDR-инструмента. В любой момент можно заглянуть под ремонтируемую панель и сориентироваться.
Преимущество работы с панелью на стенде в том, что так легче настроить освещение и улучшается визуальный контроль.
Способы выпрямления вмятин без покраски
Механическое выпрямление
Чтобы справиться с дефектами кузова на труднодоступных участках, следует использовать специальные инструменты — рычаги и вакуумные вытяжки.
Мастер подбирает рычаг нужного размера, а затем опускает его в технологичное отверстие и медленными осторожными движениями начинает возвращать металлу его прежнюю форму.
Если к вмятине можно подобраться с внутренней стороны, дефект исправляют методом выдавливания.
Внешнее выпрямление
Если к вмятине невозможно подобраться изнутри, с помощью клея мастер закрепляет на кузове авто специальный аппликатор, а затем, используя мини-лифтер, выравнивает вмятину. При этом приступать к выравниванию можно только после полного высыхания клея.
Иногда процедуру выполняют, используя присоски и термоклей.
Обдув строительным феном
Небольшие и неглубокие дефекты кузова можно выправить техническим феном. Для этого следует прогреть поврежденную область, а затем обработать его баллончиком со сжатым воздухом с температурой -78°С. Из-за резкого температурного перепада металл кузова принимает свою изначальную форму, и дефект исчезает.
Выстукивание киянкой
Работать киянкой — столярным резиновым молотком — нужно очень аккуратно. Без должного опыта вы рискуете еще больше усугубить ситуацию, увеличив размеры вмятины.
На кузов необходимо положить резиновое покрытие, которое защитит ЛКП от повреждений, а затем следует аккуратно выстукивать киянкой по поверхности, чтобы придать металлу правильную форму.
Выравнивание магнитами
Избавиться от неглубоких и небольших по диаметру вмятин можно с помощью мощных магнитов, медленно передвигая их от краев к середине повреждения. Чтобы не поцарапать лакокрасочное покрытие, под магнит обязательно нужно подложить мягкую ткань.
Преимущества технологии
В этом случае можно без преувеличений сказать, что технология PDR без покраски не имеет недостатков. Единственное, что может остановить автолюбителя — это цена набора рычагов. Но стоимость PDR-набора полностью себя окупает.
В целом можно выделить такие основные преимущества метода PDR:
- работы проводятся без покраски, что существенно экономит деньги;
- не требуется специальных навыков;
- не отнимает много времени.
Однако нужно учесть и тот факт, что удаление вмятин посредством PDR метода требует предельного внимания. В противном случае можно только увеличить механическое повреждение и испортить лакокрасочное покрытие. В таком случае СТО неизбежно. Поэтому, если вы не уверены в положительном результате, лучше воспользоваться услугами специалистов. В целом с такими работами вполне реально справиться самому.
2 комментария
- Виталий says: Достойный метод! Раньше всегда отвозил машину на СТО, но буквально недавно узнал об этой технологии рихтовки кузова автомобиля. Я сам на ниве 4х4 катаюсь, с кенгурятником, но даже это не от всех идиотов спасает. 2 месяца назад в безобидном месте на перекрёстке мне выехали мне прямо в бочину, на небольшой скорости, вмятина осталась небольшая. на СТО везти на стал, гаражик у меня есть, попросил соседа подсобить, у него и набор специальных инструментов был. Получилось просто супер, пришлось конечно немного подкрасить, но это мелочи жизни…
- Сергей says: Метод достойный но если у вас авто не москвич лучше обратиться к профессионалам а не самому чудес наделать чтоб потом не красить или исправлять .Имею горький опыт пробовал после отдал мастерам у них получилось лучше!!!
Вспомогательные аксессуары
Аксессуары для работы с дверьми через оконный проём (оконный протектор PDR и клин)
Для ремонта вмятин на дверях инструменты PDR обычно располагаются между панелью двери и её стеклом. Чтобы предотвратить повреждение стекла, используется оконный протектор со специальным клином. Всё, что Вам нужно сделать, это опустить стекло вниз, вставить клин и защитный протектор, создав пространство для работы инструмента. Также, вместо клина используется воздушная подушка, которая легко увеличивает зазор между стеклом и панелью, обеспечивая лучший доступ для инструмента.
Существуют различные типы протекторов на рынке, но наиболее распространенным является пластиковый или металлический лист с прямым углом на краю.
Перед началом работы с дверьми нужно учитывать тип установленных в них стёкол. Обычно боковые стёкла сделаны из сталинита (закалённого стекла), но сейчас на некоторых современных автомобилях могут быть ламинированные боковые стёкла. Для этого типа стёкол критично давление, которое может воздействовать на них во время ремонта (даже через пластиковый протектор).
Перед ремонтом лучше всегда проверять стекло двери, на которой будет выправляться вмятина. Ламинированное стекло можно распознать по 2‑х слойной структуре, которую можно увидеть в верхней части стекла. Если стекло выглядит как 2 слоя, склеенных вместе, это признак ламинированного стекла. Напротив, слойность не будет видна по краю куска закаленного стекла. Оно будет выглядеть как абсолютно гладкий, цельный кусок. Также в уголке стекла может быть обозначение «laminated» или «tempered».
Если стекло ламинированное, то лучше следовать следующим рекомендациям, чтобы минимизировать вероятность повреждения стекла.
- Снимите молдинг на верхнем краю дверного проема.
- Опустите стекло так, чтобы оно выходило из проёма примерно на 7–8 см.
- Используйте надувную подушку для создания пространства между стеклом и панелью. Не используйте для этого клин, так как давление для ламинированного стекла опасно.
- Всегда используйте металлический защитный протектор для ламинированных стёкол.
Снятие молдинга с верхней части двери даёт больший зазор, чтобы вставить инструмент между стеклом и панелью двери. Это даст достаточно места для инструмента. Оставляя 7–8 см стекла поднятым, Вы можете приложить более равномерное давление к центру стекла надувной подушкой, вместо того, чтобы концентрировать всё давление на верхнем краю. Металлический протектор также помогает рассеять давление, которое Вы будете оказывать на стекло с помощью инструмента.
Так как ламинированное стекло легче повредить, чем закалённое, при PDR ремонте вмятин на дверях, то иногда, если машина дорогая, самый безопасный способ — это снять внутреннюю обшивку двери и стекло.
Стенд для капота (hood stand)
Стенд обычно используется для ремонта вмятин на капоте, когда они не могут быть отремонтированы на машине. Стенд упрощает работу. На стенде панель жёстко закрепляется и мастер может легко получить доступ к обратной стороне в любой точке.
Современные стенды имеют регулировки, что позволяет их использовать для капотов разных размеров, а также для крышек багажника. Стенд легко складывается для компактного хранения.
Упоры, фиксаторы, подвесы
Для ремонта вмятин на кузове авто кроме специального инструмента требуются упоры и фиксаторы. Важно зафиксировать подвижную ремонтируемую панель (капот, крышку багажника или дверь) в удобном положении. Для этого используются специальные упоры и фиксаторы.
Подвесы предназначены для создания опоры и правильного рычага для крюков при правке вмятин. Обычно крепятся за технологические отверстия кузова. Они бывают разных форм и размеров. Также для этих целей используются карабины. Они удерживают более массивные инструменты во время удаления обширных повреждений.
Ножи для резки герметика
Ножи для срезки герметика необходимы при ремонте вмятин под усилителями. Нож позволяет аккуратно срезать герметик, не поцарапав ЛКП. Данные ножи острые и эластичные. Могут иметь разную длину, разные ручки.
Особенности удаления вмятин на кузове автомобиля без покраски
Основные отличия этой технологии от традиционного кузовного ремонта:
- Деталь принимает свой первоначальный вид без повреждения лакокрасочного покрытия.
- Отпадает необходимость использования шпатлевки, абразивных материалов и множество другого, что обычно применяется в автосервисах.
- На кузове машины по-прежнему заводское покрытие, что однозначно сыграет в вашу пользу при ее продаже.
- Деталь при ремонте не снимается с кузова и не требуется дополнительная разборка, что экономит время.
- Для ремонта требуется значительно меньше времени.
На ремонт одной вмятины уходит от 10 минут:после ремонта ваш автомобиль не переходит в разряд перекрашенных.
Процесс рихтовки
Для начала нужно обеспечить свободный доступ к внутренней стороне машины. Нужно снять все лишнее: обшивку, зеркала, ручки и т. д. После того как поверхность машины будет «свободна», можно начинать ремонт.
На поверхность устанавливается специальная «лампа». Как правило, она есть в комплекте:
Лампа с комплекта PDR
Далее подбирается рычаг оптимальной длины. Плавными постепенными движениями при помощи выбранного рычага производится надавливание на металл с внутренней стороны в области вмятины. Делать это нужно очень аккуратно и постепенно, чтобы не «передавить» металл. Именно для этого и устанавливается специальная лампа. Таким образом, можно видеть четко поверхность автомобиля.
Схематически процесс ремонта можно отобразить так:
Схема ремонта
После того как вмятина будет «выдавлена» наверх, следует обработать поверхность — сделать ее идеально ровной. Для этого используется специальный молоточек и пластиковый конус. Поврежденная поверхность обстукивается. Таким образом, металл выравнивается полностью.
После того как поверхность автомобиля будет полностью отрихтована, и вмятин не останется, нужно провести последние ремонтные работы — привести в порядок автомобиль. Делать это можно по принципу полировки кузова.
Процесс рихтовки рычагами
Как «память» металла влияет на процесс беспокрасочного ремонта вмятин?
Беспокрасочный ремонт вмятин опирается на «память» металла. Это в основном означает, что металл панелей кузова имеет тенденцию возвращаться к своей первоначальной форме. С помощью PDR можно использовать это свойство отштампованного металла, но до тех пор, пока повреждение не превысило определённый предел.
Проблема с большими вмятинами заключается в том, что иногда металл может растягиваться. Обычно это происходит, если краска начала трескаться. В этих случаях металл больше не будет возвращаться к своей первоначальной форме, так как ему была дана новая «память». Когда вмятина имеет острый выступ, складки, металл почти наверняка растягивается. Вот почему в таких случаях очень сложно восстановить панель с помощью PDR-технологии.
Механическое устранение изнутри
Этот способ выравнивания вмятин кузова без покраски обычно применяется в рамках автосервиса так как требует определенных навыков. Механическое устранение повреждений изнутри автомобиля сводит риск возникновения повреждений ЛКП к минимуму и покраска в таком случае не требуется.
Выдавливание осуществляется за счет силового воздействия на конкретную зону. Чтобы выпрямить вмятину, инструмент вводится под корпус авто через ближайшее техническое отверстие. После этого с его помощью выполняется давление на внутреннюю поверхность, пока не раздастся щелчок. Он — показатель того, что задача решена.
Внешнее выравнивание специальным оборудованием
Внешнее выправление вмятин без покраски рекомендуется в тех случаях, если выполнить эту задачу изнутри не представляется возможным по определенным причинам. Устранение дефектов по поврежденному участку осуществляется при помощи:
- клеевых аппликаторов;
- клея;
- вакуумной присоски;
- фторопластовых отбойников;
- мини-лифтера.
Клеевые аппликаторы необходимо закрепить в зонах повреждения и не трогать их на протяжении высыхания. Мини-лифтер позволяет вытянуть вмятину, воздействуя на центральную точку. Завершающий этап – удаление клея. В результате покраска места повреждения не требуется.
В качестве аналога можно использовать другие инструменты. Этот метод выполняется схожим образом, но в центр повреждения крепится пистон, при помощи которого она вытягивается. Принцип также прост, как и предыдущий способ.
Совет для начинающих при работе с клеевой системой
Когда вы приклеиваете клеевую клипсу, распространённой проблемой для новичка является сделать это чётко в центр вмятины. Чтобы хорошо видеть размер и структуру вмятины и определить её центр используется лампа PDR. Перед тем как работать с вмятиной можно посоветовать сначала отметить её центр маркером. Таким образом, когда клей будет нанесён на клеевую клипсу, её будет гораздо проще разместить непосредственно по центру вмятины. Маркер легко стирается с помощью полироли или спирта. Это небольшой полезный совет для начинающих, который поможет попрактиковаться в точном наведении на центр вмятины.
Применение технологии PDR в гаражных условиях
Малярно-кузовной ремонт автомобиля требует от мастера не только особых умений, но и набора дорогостоящих приборов и приспособлений. Поэтому автовладельцы пытаются освоить методику борьбы с вмятинами без последующей покраски.
Но только на первый взгляд выправление вмятины кажется простым делом. Качественно сделать такую работу в домашних условиях достаточно сложно по нескольким причинам.
- Во-первых, для ремонта требуется обширный арсенал приспособлений разных размеров и конфигурации.
- Во-вторых, необходимо вовремя почувствовать оптимальное усилие, которое требуется приложить к каждой конкретной вмятине.
- И, наконец, если на данном участке проводился кузовной ремонт с применением шпатлевки, то может произойти растрескивание выравнивающего слоя, что потребует традиционного восстановления элемента с покраской.
Однако даже опытные мастера начинали с ошибок, осваивая новую методику. И начинать процесс исправления вмятин лучше всего с выброшенных кузовных элементов. На практике удастся правильно подбирать рычаг, научиться рассчитывать прилагаемую силу, нажимать в точно выбранные точки.
Немало есть умельцев, которые пытаются устранить подобные дефекты кузова, используя сжатый воздух, промышленный фен или сухой лед. Однако эти способы достаточно проблематично контролировать, поэтому термальные перепады рекомендуется использовать, если вмятина находится на закруглении, рядом с декоративной линией или в районе усилителя. Но даже после выравнивания небольших «зайчиков» приходится дорабатывать поверхность до идеального состояния при помощи других инструментов.
Появление технологии PDR дало возможность автомобилистам выбирать способ реставрации поврежденного кузова. При устранении небольших повреждений новая методика позволит сэкономить деньги и особенно время на ремонтные работы. Но только опытные специалисты могут с точностью определить возможность выправления вмятины без последующей покраски кузовной детали.
Ограничения по применению технологии PDR
К сожалению, не во всех случаях инновационная методика способна устранить поврежденные участки кузова машины. Поэтому автомобилисту следует знать о некоторых ограничениях в применении технологии PDR.
- Бесперспективно пытаться выправить вмятины при сильной деформации металла. В этом случае придется делать ремонт кузова автомобиля своими руками по классической схеме.
- Когда сильно поврежден лакокрасочный слой, то без покраски кузовного элемента опять же не обойтись.
- Даже небольшие по площади вмятины не всегда можно ликвидировать по методике PDR. Если произошла глубокая и перетянутая деформация стали, то добиться идеальной ровности не получится.
- Проблематично выправлять вмятины на таких точках кузова, как пороги, кромки дверей, багажника и капота. Это объясняется тем, что такие места проклеиваются и провариваются, и добраться к внутренней поверхности со специальным инструментом невозможно.
При каких условиях невозможно применить технологию PDR
В зависимости от размеров, глубины, расположения на кузове повреждений, помимо этого – состояния окрасочного слоя и толщины металла автомобиля, способы его подтяжки могут разделяться на наружные и внутренние.
Иными словами, сначала необходимо произвести визуальный осмотр авто и оценить повреждения. Далее, выбрать метод ремонта без покраски кузова, если, конечно, он возможен.
Технология выправления вмятин при помощи техники PDR крайне затруднена либо невозможна, если:
- лакокрасочное покрытие повреждено;
- кузов имеет слишком сильные деформации;
- окрасочный слой обладает низким качеством;
- автомашине более 15 лет;
- предыдущий ремонт кузова был произведен дилетантами и с нарушением технологии.
И наоборот, совсем небольшая вмятина, размером с монету, может быть настолько глубокой, что восстановить форму кузова без последующей окраски у вас не получится, так как металл излишне перетянут. А основной признак этого – отсутствующая краска в самой глубокой точке повреждения.
Также исправлениям без покраски почти не поддаются:
- пороги дверей автомашины, редкое исключение (5% случаев), когда повреждения на них не имеют острых заломов и пологие;
- кромки элементов багажника, капота и дверей, поскольку они, как правило, проварены и проклеены, поэтому подобраться вовнутрь их инструментом нельзя, такой дефект возможно лишь немного уменьшить;
- стойки автомобильной крыши, когда на них присутствуют острые заломы;
- те из повреждений на панели, которые образовались из-за нажатий, непрямых ударов либо при перекоса кузова.
Что такое ремонт вмятин без покраски: суть метода
Чтобы понять, что такое ремонт вмятин без покраски, представьте себе корпус авто с небольшой вмятиной без повреждения лакокрасочного покрытия. Для рихтовки этой вмятины применяется давление на корпус или вытягивание вмятины, что приводит к полному её исчезновению. Сама технология беспокрасочного кузовного ремонта делится на отдельные подвиды в зависимости от степени деформации кузова. При каждом виде ремонта используются определённые инструменты и технологии рихтовки. В связи с этим перед началом проведения ремонтных работ проводится осмотр места повреждения, оценивается его степень, качество поверхности и место расположения.
Однако ремонт вмятин без покраски может применяться не во всех случаях. Данная технология не может применяться в таких ситуациях:
- Корпус авто очень деформирован и на его поверхности заметны заломы и трещины.
- Покрытие кузова не очень высокого качества, поэтому может пострадать в ходе работ.
- Машина была выпущена более 15 лет назад.
- Деталь уже подвергалась традиционному ремонту молотком с последующим шпатлеванием и покраской.
Теперь вы понимаете, что такое ремонт вмятин без покраски и когда он может применяться. На выбор методики ремонта оказывает влияние много факторов, начиная от размеров дефекта и заканчивая его расположением на кузове. Даже очень большие вмятины можно отремонтировать беспокрасочным методом, если они удачно расположены, без заломов, повреждений краски и не очень глубокие. А порой бывает и так, что дефект очень маленького размера невозможно отрихтовать по данной технологии из-за его значительной глубины.
Порой для вытягивания вмятины необходимо прикрепить к кузову дополнительные элементы
https://youtube.com/watch?v=IvHqO9H_lBM
Технология PDR при ремонте автомобиля
В крупных городах с оживлённым движением незначительные повреждения кузова вследствие лёгких столкновений – обычное дело. Для исправления полученной таким образом вмятины обычно требуется проведение, помимо прочего, покрасочных работ. При этом страдает оригинальное заводское лакокрасочное покрытие корпуса машины. Многие автомобилисты, чтобы не портить покрытие, соглашаются длительное время ездить по улицам города на автомобиле с повреждённым кузовом. Им будет приятно узнать, что теперь у них есть возможность быстро избавиться от следов этих неприятных «поцелуев» на корпусе своей машины. При этом от вмятины не останется даже малейшего следа, а лакокрасочное покрытие ничуть не пострадает.
Технология PDR (DOL)
Paintless Dent Repair (по-русски – удаление вмятин без покраски) – это относительно новая для российского рынка услуга, предоставляемая некоторыми автосервисами. Но те, кто успел ею воспользоваться, остались весьма довольны результатом.
Этот метод был предложен ещё в далёких 50-х годах немцем Оскаром Флайге. PDR использовался . Распространению этой технологии в те годы мешали сразу несколько факторов: секретность, дороговизна оборудования, высокая толщина металла, применяемая тогдашним автопромом для создания кузовов.
В 90-х годах прошлого века эти преграды исчезли и PDR начала распространяться по Европе и США.
При минимальных временных затратах и затратах расходных материалов эта технология даёт потрясающий эффект. Поэтому, возможно, ей суждено заменить остальные способы устранения незначительных вмятин кузова автомобиля.
Сущность технологии
Процесс беспокрасочного удаления вмятин заключается в том, что в технологические отверстия машины под кузов внедряются рычаги различной конфигурации. Эти рычаги, управляемые техником, оказывают на вмятину давление с внутренней стороны кузова. Также применяются дополнительные методы, которые «вытягивают» вмятины снаружи. Для этого на участок вмятины приклеивается специальный грибок. Оттягивая этот грибок, мастер выравнивает вмятину. Используемый для этого специальный клей удаляется с поверхности автомобиля, не оставляя каких-либо следов.
При выполнении этих работ не используется шпаклёвка или рихтовка. Такая технология позволяет восстановить кузов до первоначального, заводского вида, полностью удалив все следы вмятины, не прибегая к покраске повреждённого участка. Таким образом, внешний вид автомобиля восстанавливается полностью.
Технология ПДР может быть применена, чтобы восстановить геометрии частей кузова автомобиля только тогда, когда вмятина не повлекла за собой повреждения заводского лакокрасочного покрытия. Это единственное условие, позволяющее совершать беспокрасочное восстановление геометрии деталей машины.
PDR за счёт использования меньшего количества расходников, чем другие технологии ремонта вмятин, является более выгодным способом с точки зрения экономии. Кроме того, на беспокрасочный ремонт уходит значительно меньше времени, чем на ремонт с покраской. Мелкая вмятина, оставленная в легкодоступном месте, может быть исправлена всего за 15 минут. Конечно, это самый лёгкий случай. Но даже самый сложный ремонт (большие по площади вмятины, труднодоступные места) по PRD технологии займёт не более 2-4 часов. Для автомобилистов это несомненный плюс – не возникает необходимости расставаться со своим транспортным средством на длительное время.
Кроме того, эта процедура требует замены части заводского покрытия. А наличие перекрашенных деталей в конструкции автомобиля значительно снижает стоимость машины при её перепродаже. Даже если получится идеально подобрать краску и состав лака, и внешне покрашенное место не будет выделяться на фоне всего кузова, существует специальный прибор, который определяет толщину лакокрасочного покрытия, который обмануть невозможно. Так что перекраска повреждённой области в любом случае будет заметна. В этом ещё один незаменимый плюс технологии PDR для автовладельца, которому потребовалось устранить вмятину.
Также технология PDR обычно не требует демонтажа деталей кузова автомобиля. Только в исключительных ситуациях (когда нет физической возможности подобраться к повреждённым элементам) возникает такая потребность. Меньшая вероятность нарушения целостности заводской сборки – ещё одно преимущество беспокрасочного удаления вмятин.
Видео о том, как убрать вмятину своими руками, используя технологию PDR: