Для чего нужен глушитель в автомобиле

Содержание:

«Автоглушитель»

Цена: 760 рублей

Самый дешевый из купленных нами образцов, что и сказывается на качестве его изготовления. Глушитель прямоточно-реактивного типа покрашен вместе с кусками скотча. Сама краска обсыпается от прикосновений. Из-за уменьшенной длины банки производителю пришлось удлинять крючки для закрепления глушителя. По сравнению с другими производителями используется труба самого меньшего сечения, изгибы дополнительно заужают трубу до 32 мм по наружному диаметру. В местах повреждения краски уже появилась ржавчина. Внутри глушителя используется перфорированный закрученный лист с точками сварки. На корпусе глушителя еле видна слабо выдавленная выштамповка производителя АГ. На банку скотчем приклеена этикетка с перечнем выпускаемой продукции. Про гарантию ни слова.

Функции глушителя в системе выхлопа

Он выполняет одновременно две функции. Снижает уровень шума и токсичность выхлопных газов. Установлены нормы содержания угарных газов в продуктах сгорания топлива. И за это тоже отвечает этот необходимый механизм. Его устройство разработано таким образом, чтобы один процесс не мешал другому. Это достаточно сложный механизм, который совершенствовался вместе с машинами. Внешне, он выглядит как цилиндр с трубой с обоих концов. Казалось бы, что сложного.

Однако, если заглянуть внутрь, можно увидеть систему из перфорированных патрубков и перегородок.

Выхлопные газы из двигателя, проходя сквозь лабиринт патрубков и камер, очищаются. Звуковая же волна, встречая на своём пути сопротивление, теряет мощность и на выходе это уже не грохот, а довольно приятный слуху звук.

Как сделать глушитель потише

Как правило, владелец мотоцикла сделает всё, чтобы его услышали. Советов, как сделать рокот мотора незабываемо громким, великое множество. Но что делать, если наоборот хочется избавится от “дикого рёва”? Вот несколько советов:

  1. Установить другой глушитель, предусмотренный изготовителем.
  2. Заменить наполнение глушителя звукоизолирующим материалом.
  3. Вместо заводского поставить двухкамерный полноразмерный глушитель.
  4. Если громкий звук появился из-за износа внутренней трубки, её стоит заменить.
  5. Вмонтировать резонатор. В камере резонатора звук гасится до того, как попадает в банку глушителя.
  6. Использовать дополнительные резонирующие наконечники.
  7. Может помочь акустическая плёнка. Её применяют как снаружи, так и внутри глушителя, а также вокруг труб. Она уменьшает вибрации и уровень децибел.
  8. Установить каталитический нейтрализатор. Вообще он предназначен для уменьшения доли вредных веществ в выхлопных газах, но также неплохо справляется и с шумоизоляцией, и с вибрацией.

Основные элементы выхлопной системы

Конструкция выхлопной системы становится более сложной, но с каждой новой моделью машины она включает в себя все те же элементы.

Коллектор

Приемная труба является промежуточным звеном между двигателем машины и нейтрализатором (катализатором). Коллектор отвечает за вывод газов. Так как в этом случае идет очень сильная механическая и температурная нагрузка, которая может доходить до 1000 градусов, то к этой части глушителя предъявляются довольно строгие требования. Поэтому при изготовлении приемной трубы используют только самые лучшие сплавы чугуна и стали.

Также на этой детали иногда устанавливают вибро-компенсатор (гофру), благодаря которому вибрация двигателя гасится и не переходит дальше по выхлопной системе.

Нейтрализатор

В каталитическом нейтрализаторе (или катализаторе) происходит «дожиг» несгоревших остатков топлива и переработка окиси углерода. Этот элемент выхлопной системы представляет собой специальную камеру или бачок, в котором расположен керамический или металлический элемент в виде сот. Благодаря этим сотам газовые смеси очищаются за счет химических реакций.

Сейчас производители начали изготавливать многосекционные нейтрализаторы, отвечающие всем международным стандартам, которые производят обработку большего спектра вредных веществ.

Передний глушитель (резонатор)

Резонатор – по сути, является одной из тех деталей, которые принято называть глушителями. Этот элемент выполняет функцию снижения шума, но никак не очистки выхлопных газов. Когда газы проходят через резонатор, создается много шума. Поэтому внутренняя «начинка» переднего глушителя представляет собой многочисленные решетки и отверстия, которые позволяют снизить скорость вырывающихся газов, а также вибрацию. По большому счету резонатор – это бак с перфорированной трубой.

Передние глушители бывают:

  • Активными. Такие глушители изготавливаются из специальных звукопоглощающих материалов, а их конструкция отличается простотой.
  • Реактивными. В глушителях этого типа используются комбинации из расширительных, а также резонаторных камер.

Не стоит путать резонатор с задним глушителем, так как их конструкция сильно отличается.

Задний глушитель

Когда мы говорим «глушитель» то чаще всего в виду имеется именно задняя часть выхлопной системы. Этот элемент производит окончательное поглощение шума, а также осуществляет завершающий вывод газов.

В отличие от резонатора, внутренняя «начинка» заднего глушителя неоднородна. Внутри него установлено несколько камер со специальными наполнителями. Благодаря пористой структуре, системе перегородок и воздуховодам удается не только избавиться от сильного шума, но снизить температуру в системе.

Говоря о снижении шума, нельзя обойти стороной другой тип системы, который снижает повышенный шум в выхлопной трубе.

Устройство глушителя автомобиля в разрезе, действующего по принципу поглощения шумов, изображено на схеме.

Как и в резонаторе, здесь устанавливаются перегородки и перемычки в виде трубок. Только в последних выполнено множество отверстий различного диаметра (перфорация), а по бокам уложен негорючий поглощающий материал. Как правило, для данных целей используется базальтовая либо каолиновая вата, спокойно выдерживающая температуру газов 600–700 °С.

Звуковые волны, проходя через соседние патрубки с отверстиями, частично рассеиваются и гасятся за счет наложения друг на друга. Вторая часть колебаний поглощается наполнителем, а третья сглаживается благодаря перегородкам и изменению направления потока.

Почему глушители выходят из строя?

Причина выхода из строя данного оборудования проста – конденсат. Дело в том, что во время работы выхлопная система принимает очень горячий поток воздуха из двигателя, а катализатор и вовсе сталкивается с пламенем. Это приводит к тому, что система нагревается, а при остановке двигателя быстро остывает. Это становится причиной образования конденсата. Если автомобиль эксплуатируется каждый день и не простаивает, риски повреждения глушителя коррозией минимальные. Но если речь идет о длительном простое, глушитель сразу же начинает гнить.

Причин разрушения металла множество:

  • конденсат оседает в нижней части сегментов глушителя и не уходит, из-за чего быстро уничтожает любые защитные покрытия металла и вызывает агрессивную быструю коррозию;
  • также высокая температура уничтожает любую покраску и прочие защитные покрытия, предусмотренные производителем, ни один вид антикоррозийной защиты не способен защитить данные детали от ржавчины;
  • длительный простой – самый большой враг автомобильного глушителя, он запускает процесс покрытия внутренней части изделия ржавчиной, и этот процесс уже невозможно будет остановить;
  • вмятины и царапины от камней и металлических преград на дороге – это очень актуально для машин с низким клиренсом, механические повреждения и микротрещины ускоряют процесс коррозии;
  • также низкое качество и малая толщина металла являются фактором быстрого выхода из строя частей выхлопной системы, и это нужно учитывать при выборе запасных частей для ремонта устройства.

Нужно признать, что факторов разрушения достаточно много. Глушители не служат очень долго даже в идеальных условиях, поскольку они работают в экстремальных температурах и вынуждены постоянно бороться с резкими перепадами. Любой металл сдается достаточно быстро в таких условиях. При поломке глушителя придется менять сегмент. Сварка – достаточно сомнительный метод восстановления, учитывая в каких условиях приходится трудиться металлу. Сварные швы в таких условиях ходят непредсказуемо мало и могут вызвать проблемы уже на следующий день после ремонта.

Признаки неисправности глушителя

Изменение звука выхлопа является четким признаком возникших проблем. При этом игнорировать такие проблемы крайне нежелательно, так как ремонт глушителя обычно целесообразен только на ранней стадии.

Обычно глушитель:

  • сечет;
  • пробит;
  • прогорает;
  • разрушился изнутри.
  • отваливается.

Когда глушитель сечет, это указывает на потерю герметичности (часто в местах соединений). В этом случае звук стрекочущий. Если пробит глушитель, звук выхлопа резкий, запах выхлопных газов в салоне чувствуется отчетливо.

Если глушитель прогорел или насквозь прогнил, шум напоминает звук работы прямотока. При этом дым будет выходить не из трубы, а где-то на поверхности самой банки. Если же глушитель отвалился, его корпус попросту качается на подвесах, из выхлопной трубы дым не идет, при запуске двигателя звук резкий, достаточно громкий.

Бывает и так, что визуально глушитель в порядке, однако нарушена его внутренняя структура. В этом случае можно услышать изменения звука выхлопа, газы выходят неравномерно, тональность может меняться при езде по неровностям, когда банка качается (звук изменяется от звонкого до низкого).

Как сделать прямоточный глушитель своими руками

Прямоточные глушители выпускаются и продаются свободно, в разных конфигурациях, под множество марок и моделей авто. Разные ценовые категории, соотношение «цена — качество» волнует каждого, кто решит поменять в своей машине выхлоп.

Бюджетные версии прямотоков могут не только не улучшить мощностные характеристики, но и навредить. Чаще всего они делаются из тонкого металла, который от действия внешней среды, от влажности и агрессивных продуктов горения, содержащихся в выхлопных газах, быстрее выйдет из строя, чем глушитель штатный. Качественный прямоток от известного тюнинг-ателье или же просто сделанный из долговечных материалов будет стоить очень дорого.

Способов создания прямотока несколько:

  • переделать штатную систему, удалив из неё «лишнее» с точки зрения хозяина авто;
  • сварить из качественного, самим подобранного металла, прямоток любых форм и размеров.

Однако придётся продумать множество моментов — от длины, диаметра труб до способов крепежа глушителя и методов гашения вибраций. Рассмотрим способ производства прямоточного глушителя из глушителя старого, штатного.


Чертеж прямоточного глушителя, подходящий для отечественных автомобилей, может служить основой для изготовления собственного прямотока

Какие инструменты понадобятся

Для изготовления прямотока будут нужны инструменты, доступ к электричеству, средства индивидуальной защиты. При работе со сварочным аппаратом и металлообрабатывающим инструментом следует беречь органы зрения и конечности.

Необходимые инструменты:

  • углошлифовальная машина «болгарка»;
  • сварочный автомат или полуавтомат;
  • дрель с набором свёрл по металлу;
  • измерительные инструменты — линейка, штангенциркуль

Материалы для изготовления прямотока

Собрав необходимый инструмент, нужно приобрести и материалы. Основными будут:

  • штатный глушитель в хорошем состоянии, так как прогоревший «тюнинговать» не стоит;
  • отрезки стальных труб подходящего диаметра и толщины;
  • материал для наполнителя — минеральная вата, асбестовое полотно, иногда используют множество ёршиков для мытья посуды;
  • может пригодиться высокотемпературный герметик для глушителей, продаётся в автомагазинах;
  • резиновые подушки крепления;
  • опционально, если собрались красить глушитель — высокотемпературная эмаль.

Убедившись, что все материалы и инструменты готовы, можем приступать к производству прямоточного глушителя:


Штатный глушитель должен быть без дыр и прогаров

  1. Вставив подготовленную надрезанную трубу в промежуток между приёмной и выходной трубами, ввариваем её, следя за качеством шва. Вварить трубу нужно по всей окружности.

    Швы должны быть тщательно проварены

  2. Вычищаем внутренности глушителя от всего лишнего, удаляем выгоревшую набивку, срезаем приёмную и выходную трубы так, чтобы изнутри остались их небольшие части.

    Глушитель с вырезанными приёмной и выходной трубами

  3. С помощью «болгарки» делаем прямоугольный разрез, удаляя часть стенки глушителя, чтобы стало доступно его содержимое.
  4. Отрезаем заранее подготовленную трубу, так, чтобы её длина чётко входила между приёмной и выходной трубами в разрезанном глушителе.
  5. С помощью болгарки делаем множество надрезов, или же с помощью дрели и сверла по металлу перфорируем трубу по всей длине, чтобы сделать «сито».

    Трубу следует перфорировать дрелью или болгаркой

  6. Набиваем глушитель минеральной ватой. Можно для начала обмотать внутреннюю трубу асбестовым шнуром. Вместо минеральной ваты допустимо использовать стальную или множество металлических губок для мытья посуды. Набивка должна быть плотной.

    Для набивки глушителя используется минеральная вата

  7. Прикладываем обратно отрезанный участок и привариваем его, аккуратно, не допуская непровара или прожигания металла.
  8. К концу выходной трубы привариваем наконечник, «сопло».
  9. Зачищаем получившийся герметичный шов болгаркой.
  10. Те, кто хотят подольше защитить глушитель от действия внешней среды, могут его покрасить высокотемпературной эмалью, предварительно тщательно зачистив поверхность и обезжирив.

Глушитель готов. Можно устанавливать его на автомобиль, наслаждаться басовитым спортивным звуком и улучшенными мощностными характеристиками.

Устройство и отличие от глушителя для огнестрельного оружия

Как уже говорилось ранее, саундмодератор во многом отличается от глушителя, который используют отряды специального назначения или наемные киллеры из боевиков. Основная разница в том, что эти устройства совершенно иначе влияют на шум, издаваемый во время выстрела. Если в саундмодераторе присутствует простой цилиндр, который лишь снижает уровень шума, то в глушителе имеется огромное количество перегородок, которые практически полностью поглощают шум.

Также стоит понимать, что конструкция саундмодератора может различаться в зависимости от того, кем именно было произведено данное устройств. В большинстве случаев производитель продает цельные варианты «глушителя». Однако бывает и так, что конструкцию приходится собирать по частям. Это сделано для того, чтобы размер саундмодератора можно было подогнать под индивидуальные требования. Хочешь увеличенный срок эксплуатации, но не желаешь жертвовать мощностью — будь добр установить одну из секций. Ну а чтобы шум выстрела стал минимальным, придется собрать все детали, которые идут в комплекте.

Также для саундмодератора могут неплохо подойти газобаллонные и другие виды пистолетов, стоимость которых превышает 10 тысяч рублей. Единственный совет – не стремитесь к тому, чтобы установить «глушитель» в эстетических целях. Как правило, оно того не стоит.

Какие неисправности встречаются

Перед тем как говорить о неисправностях, необходимо уточнить один вопрос: а почему он вообще может выходить из строя?

Прежде всего, быстрому износу и поломкам «помогают» условия его эксплуатации:

  • изнутри на стенки металла постоянно воздействует пульсирующий горячий поток газов — уже это одно вызывает быстрое старение корпуса и эрозию. К тому же в период холостых оборотов мотора и во время прогревания (например, зимой) оставшиеся в трубах газы охлаждаются ниже точки росы — то есть выпадает конденсат. А лишняя влага всегда приводит к тому, что металл быстрее подвергается коррозии;

  • снаружи на корпус детали во время езды неминуемо налипает грязь и даже лёд (зимой). Влага, грязь и удары запчасти о неровности дороги также создают благоприятные условия для развития коррозии и потери герметичности корпуса.

Способы защиты от коррозии

Коррозия — это главный враг всех металлических частей устройства.

Современные выхлопные системы уже изготавливаются с учётом противодействия разрушающему действию ржавчины и гниения металла, однако тонкий слой покрытия может не защитить «глушак» на все 100%.

Даже самые толстые стенки труб могут быть повреждены из-за коррозии металла

Чтобы новый глушитель прослужил как можно дольше, автолюбители используют два основных способа борьбы с коррозией:

  1. Сверление отверстий для вывода конденсата.

  2. Обработка металла антикоррозионной краской.

Первый способ позволяет быстро выводить всю скопившуюся внутри влагу.

Соответственно, чем меньше воды в системе, тем больше шансов на то, что металл будет служить дольше.

Достаточно просверлить самым тонким сверлом одно отверстие примерно посередине корпуса, чтобы конденсат стекал по мере образования.

Второй способ считается более надёжным.

Покраска автоглушителя позволяет не только защитить изделие от появления коррозии, но и предотвратить старение металла.

Для этих целей необходимо выбрать термостойкую краску с антикоррозионной защитой.

В автомагазинах представлено много разновидностей таких материалов.

Главное — подобрать такую краску, которая выдерживает повышение температуры до 400 градусов по Цельсию (именно таков порог нагревания большинства устройств).

Отличные результаты может показать краска на основе силикона.

Перед нанесением такого покрытия можно предварительно не обрабатывать поверхности труб.

Важно после нанесения нескольких слоёв краски провести термическую обработку поверхностей. Для этого можно использовать обычный строительный фен: высушить краску и придать дополнительную защиту. Для этого можно использовать обычный строительный фен: высушить краску и придать дополнительную защиту

Для этого можно использовать обычный строительный фен: высушить краску и придать дополнительную защиту.

В ряде случаев автовладельцы обращаются в специализированные организации, чтобы дополнительно прокалить деталь.

Образование дыр

Дыры в глушителе могут появляться по двум причинам:

  • действие коррозии;

  • механические повреждения о неровности дороги.

Если с разрушающим действием коррозии можно бороться краской, защитным покрытием или сверлением отверстий, то избежать ударов о ямки-горки на асфальте практически невозможно.

Отверстие такого масштаба ещё можно заварить, однако если есть финансовая возможность, то лучше сразу купить новый элемент

Если в корпусе образовалась дыра, необходимо либо заварить её (поставить латку), либо полностью заменить этот элемент выхлопной системы.

Сварочные работы целесообразны тогда, когда дыра имеет небольшой диаметр.

Почему прогорел глушитель

Если во время езды водитель слышит сильный рёв выхлопов и чувствует неприятные запахи в салоне, то, скорее всего, во всём виновата именно эта часть — она прогорела.

Прогар может ещё и потому, что деталь была некачественно сварена.

Сегодня на авторынке огромное количество неоригинальных «глушаков», которые выпускаются в гаражных условиях без какой-либо термической обработки и защиты от ржавчины.

Соответственно, очень скоро такие изделия выходят из строя — сгорают под воздействием высоких температур.

Лучше не тратить время и силы на ремонт глушителя с прогаром, а сразу купить новый

Если «глушак» прогорел, то лучше всего заменить его на новый.

Если место прогара небольшое, то допускается использование сварки или нанесение термозащитного покрытия на весь корпус изделия.

Однако такие меры будут временными, так как воссоздать 100% герметичность надолго при прогарах навряд ли получится.

Конструкция, особенности и принцип работы современных глушителей звука выстрела стрелкового оружия производства США.

Глушитель по патенту США № 4291610 от 29.09.1981 года представляет собой полый корпус с перегородками, которые разделяют внутреннюю часть этогоглушителя на ряд камер. Вторая от дульного среза камера глушителя имеет конструкцию, которая разбивает пороховые газы на множество потоков, а затем обеспечивает их смешение, столкновение друг с другом.

В третьей камере таких глушителей звука выстрела, считая от среза ствола оружия, установлено несколько конических перегородок таким образом, что они делят эту камеру на меньшие подкамеры. Каждая из этих конических перегородок своим основанием направлена к выходному концу глушителя. Патент защищает семь вариантов конструкции таких глушителей звука выстрела.

Резонатор

Резонатор – деталь выхлопной системы, гасящая звуковые колебания после выхода газов из камеры сгорания

Основная задача резонатора — гасить звуковые колебания ревущих выхлопных газов, вырывающихся из камеры сгорания. Размер, форма и конструкция резонатора напрямую влияют на то, насколько громко будет работать двигатель. При поломке этой детали нарушается работа всей выхлопной системы. Автомобиль становится шумным, в салон проникает запах выхлопа.

История появления резонатора в выхлопной системе

Первый резонатор появился на автомобиле в начале XX века. Снижение уровня шума было первой задачей, которую пришлось решать разработчикам, так как вскоре после появления серийных машин проявилось недовольство пешеходов их чрезмерно шумной работой. С этой детали началось создание полноценной выхлопной системы, которую можно видеть в современных автомобилях.

Принцип работы резонатора

Выхлопные газы образуются в камере сгорания и выводятся из цилиндра через выпускной клапан. После этого они на большой скорости движутся по выпускному коллектору и приемной трубе. При этом температура газовой смеси составляет около 650 градусов Цельсия, поэтому детали выхлопной системы подвергаются серьезной тепловой нагрузке.

Труднее всего создать конструкцию резонатора для спортивного автомобиля. С одной стороны, он должен пропускать через себя поток газов, не создавая препятствий. С другой — снижать уровень шума

Далее газовый поток попадает в катализатор, а затем в резонатор, который представляет собой полость с одной или несколькими камерами. Через камеры проходит труба с небольшими отверстиями, через которые проходит разделенный поток газов. Прохождение через трубу способствует взаимному поглощению звуковых волн.

Виды резонаторов

Более сложные современные резонаторы могут иметь оболочку, между слоями которой располагается теплоизоляционный материал. Такие детали не только поглощают шумы, но и позволяют защитить кузов от нагревания.

Все чаще в автомобилестроении встречаются комбинированные резонаторы, которые состоят из двух частей. Первая часть детали основана на классической конструкции с трубой и внутренними переборками, а вторая – заполняется шумопоглощающим материалом (обычно базальтовым волокном). Такие комбинированные резонаторы работают эффективней обычных. 

Эксплуатация и неполадки резонатора

Дольше всего служит резонатор с двойным корпусом. Материал должен быть невосприимчивым к коррозии. Как правило, недорогие глушители для автомобилей потребительского рынка делают из алюминированной стали, то есть обычной стали, покрытой тонким слоем алюминия, защищающего поверхность от коррозии. Немаловажную роль играет и объем резонатора. От этого показателя зависит эффективность его работы. Если объема недостаточно, то во время резкого нажатия на педаль газа шумы будут существенно усиливаться, а сама деталь может начать вибрировать.

Покупая резонатор из аллюминированной стали, следует помнить, что невысокая цена изделия получена путем снижения долговечности. Лучшие резонаторы делают из нержавейки

Как и любая часть выхлопной системы, резонатор подвергается вредному воздействию агрессивных факторов: работа в среде газа, высокие температуры. Из-за этого срок службы деталей выпускной системы весьма невелик. Признаками поломки могут быть усиление шумов, запах выхлопных газов в машине, наличие струек дыма под днищем. В этом случае его следует менять. 

Резонатор в автоспорте

Благодаря простоте и небольшому весу резонатор находит применение в автомобильном спорте, однако для этих целей деталь часто подвергается существенным изменениям. Как правило, в спортивные автомобили устанавливают резонаторы, имеющие камеру более сложного типа, которая обеспечивает звукопоглощение и обладает минимальным сопротивлением, то есть не повышает обратное давление в выхлопной системе. Спортивные глушители делают, как правило, из нержавеющей стали, так как у нее более гладкая поверхность (создающая минимум завихрений в системе), и сделанные из нее детали лучше работают в экстремальных температурных режимах.

Виды неисправностей и ремонт выхлопной системы автомобиля

Чтобы поменять уплотнительные детали, стоит купить для глушительного устройства комплект по ремонту глушителя. Сначала крепежные болты откручиваются, после этого производится их замена на новые. Чаще всего выпускная система на автомобиле приходит в неисправное состояние из-за того, что части механизма или стыки становятся менее герметичными. Стоящие в них уплотнительные детали подвергаются значительному износу.

С элементами exhaust system, изготовленными из металлических сплавов с различным составом, происходит сильное нагревание и скачкообразные температурные изменения. Их работа протекает при высоких нагрузках, из-за чего внутренности в скором времени прогорают и наступает их быстрое изнашивание. Для опознания типа неполадки необходимо услышать шум двигателя (он должен быть достаточно громким), а также провести обнаружение ошибок в системе выпуска отработавших газов «на глаз». Когда диагностика будет проведена, стоит произвести замену испорченного компонента системы (если внутри оборудования есть поломки). В другом случае можно сделать ремонт корпуса, используя для этой работы электрический или газовый сварочный аппарат.

Если автомобиль был произведен в последние годы, силовой блок работает за счет управляющего модуля. Он фиксирует сигналы, издаваемые большим количеством датчиков, которые размещены на всех узловых элементах выхлопной системы.

Система выхлопа имеет датчик, наименование которого — лямбда-зонд. Он измеряет уровень токсичных веществ в отработанных газах. Если лямбда-зонд требует ремонта или замены (или просто функционирует неправильно), обязательно понадобится диагностический стенд, после установки которого устройство подлежит замене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *