Поэтапная заправка кондиционера автомобиля своими руками

Окончательная проверка и диагностика неисправностей

Теперь остается включить автокондиционер и проверить его работу

Здесь обращайте внимание на следующие моменты:

  • убедитесь, что уже через несколько секунд после включения кондиционера в салон начинает поступать холодный воздух;
  • осмотрите всю систему на факт течей фреона;
  • при подозрении на наличие утечки можно произвести повторную проверку (технологию мы рассматривали выше);
  • прислушайтесь к работе компрессора, если имеют место посторонние шумы, то это может говорить об износе деталей или внутреннем повреждением узла. Часто причиной шума является неисправный подшипник, как следствие это может привести к выходу из строя к ремонту компрессора;
  • из системы должен идти чистый воздух, без лишнего запаха. В противном случае замените салонный фильтр.

Как часто нужна заправка?

В качестве хладагента в системе кондиционирования машины используется фреон. Во время эксплуатации происходит непроизвольная его утечка, которую невозможно остановить. В течение года потеря фреона составляет 15%!, это считается нормой. Для восстановления нужного количества хладагента заправку кондиционера следует делать через три года. Если оборудование не новое, то заправлять систему приходится часто. Технология заправки для всех кондиционеров одинаковая.

Если происходит большая потеря фреона, то необходимо сделать диагностику. Часто причиной утечек является нарушение герметичности соединений. Для диагностики системы кондиционирования и обнаружения утечек хладагента часто применяется специальное оборудование.

Специальное оборудование для обнаружения утечек

Рекомендуем: Антифриз или тосол, что лучше заливать и чем отличаются

Одним из таких приборов является течеискатель. Чувствительность современных приборов позволяет провести диагностику и определить точное место утечки.

Когда отсутствует оборудование для диагностики системы, можно воспользоваться другим способом: при заправке добавить ультрафиолетовый краситель. Для диагностики утечек, нужно несколько раз включить систему после полной заправки с красителем, а затем проверить наличие утечек с помощью ультрафиолетовой лампы. В местах течи будут видны подтеки желто-зеленого цвета.

Необходимые материалы и оборудование

Сейчас все автокондиционеры заправляются тетрафторэтаном (маркировка — R-134a), однако по старинке автолюбители по-прежнему именуют этот хладагент фреоном, так как системы охлаждения автомобилей, выпускавшихся до начала-середины 90-х годов, заправлялись фреоном CFC-12.

Флакон фреона весом в полкилограмма обойдётся в сумму около 1 000 рублей, большие по размерам ёмкости — в несколько тысяч рублей.

Для кондиционеров малолитражных легковых автомобилей хватает и флакона в 500 граммов, а для более крупных и мощных авто можно обойтись двумя флаконами

Для заправки автомобиля понадобится одно из следующих устройств:

  • автоматическая станция (стоит десятки тысяч рублей);
  • одно- или многоразовый набор оборудования.

Естественно, что о покупке автоматической станции при самостоятельной заправке речь идти не может — она обойдётся слишком дорого. А вот с наборами стоит разобраться внимательнее. Полноценный состоит из:

  • манометрического коллектора;
  • весов;
  • баллона, заправленного фреоном;
  • вакуумного насоса.

Одноразовый набор стоит совсем недорого и включает флакон, шланг и манометр. Также в обоих случаях понадобятся переходники и штуцеры.

Одноразовый набор дешевле, но менее надёжен, многоразовый — наоборот

Выбор из этих двух вариантов — решение автовладельца.

Порядок выполнения работ

Итак, для заправки автокондиционера нам понадобится специальный набор. В него входит метрологическая станция, переходник, шланги, краны и баллон с фреоном.

Вместо метрологической станции можно использовать тест-коннектор. Стоимость всего оборудования – около 30 тысяч рублей.

Дальше действуйте в следующей последовательности:

1. Возьмите баллон с фреоном и найдите выпуклую часть с резьбой, которую необходимо проколоть иголкой (переходником).

Если в комплекте переходника нет (такое бывает весьма часто), то его можно приобрести отдельно.

2. Прикручивайте переходное устройство и подключайте к нему шланг.

3. Второй край шланга коммутируйте с метрологической станцией.

4. После сборки оборудования для заправки, проведите калибровку счетчика давления. Сделать это можно с помощью калибровочного колеса, выставив температуру окружающего воздуха.

Сверяться желательно с показателями точного устройства (к примеру, бортового компьютера).

5. Найдите свой штуцер. Сделать это не сложно. У современных автокондиционеров две позиции – высокого и низкого давления. Заправка всегда осуществляется со стороны низкого давления.

Ошибиться здесь невозможно, ведь штуцеры имеют различные диаметры входных отверстий.

Некоторые производители маркируют колпачки различным цветом. К примеру, штуцер низкого давления имеет черный цвет (буква Н), а высокого – синий цвет.

  • 6. Хорошо зачистите пространство вокруг штуцера низкого давления и снимайте колпачок. Помните, что попадание грязи в кондиционер недопустимо.
  • 7. Надевайте сверху шланг.

  • 8. Заводите мотор и раскручивайте его до 1500 оборотов. Если есть помощник – попросите его удерживать педаль газа в одном положении, а если нет – зафиксируйте ее с помощью небольшой палки.
  • 9. Выставляйте рециркуляцию воздуха на максимальный предел, отрывайте кран высокого давления, разворачивайте баллон с фреоном вверх «ногами» и плавно открывайте вентиль.

  • 10. Все время наблюдайте за давлением в системе. Максимальный предел – 285 кПа.
  • 11. Через время в салон начинает идти холодный воздух, а сам шланг на месте стыка со штуцером и вовсе становится ледяным.

Как только температура воздуха достигает 5-7 градусов Цельсия, вентиль можно перекрывать.

В данном случае у нас 10,7 градусов Цельсия, значит нужен еще один баллон.

12. Внимательно посмотрите в окошко фильтра-осушителя. Если пузырьков воздуха нет, то работа выполнена правильно. Вот и все.

Отдельно хотелось бы отметить, что наличие воды и воздуха в системе недопустимо. К примеру, влага может превратиться зимой в лед и перекрыть регулирующий орган ТРВ.

Не стоит забывать, что наличие воды в системе может привести к появлению ржавчины. Опасен для системы и воздух, который имеет совершенно другие свойства, чем азот.

Как следствие, повышается нагрузка на компрессор, и узел может быстрее выйти из строя. Чтобы удалить воздух и воду из системы, перед началом заправки подключается специальный насос. Этот процесс носит название вакуумирования.

Удаляют воздух из системы с помощью специального насоса.

Оборудование и инструменты для заправки

Из этих компонентов нужно собрать прибор для заправки системы кондиционирования.

Порядок действий должен быть таким:

Возьмите фреоновый баллон и прикрутите к нему переходник с краном (на верхушке баллона должна быть резьба);
Подсоедините к переходнику шланг;
Прикрепите шланг к станции для измерения давления;
К станции для контроля давления с другой стороны присоедините еще один шланг с переходником;
Заправочный прибор готов

Обратите внимание, что в некоторых магазинах продаются уже собранные приборы.. Также в ряде случаев вам могут понадобиться дополнительные приборы – если вы будете делать вакуумирование, то вам понадобится вакуумный насос, если вы будете проверять целостность труб давлением, то в таком случае вам придется купить баллон с безопасным газом и так далее

Также в ряде случаев вам могут понадобиться дополнительные приборы – если вы будете делать вакуумирование, то вам понадобится вакуумный насос, если вы будете проверять целостность труб давлением, то в таком случае вам придется купить баллон с безопасным газом и так далее.

Выбор фреона

Более старые установки работали на фреоне R12, однако в девяностые годы произошел запрет этой смеси из-за ее негативного влияния на окружающую среду, а после запрета в кондиционерах стала применяться смесь R134a. Для заправки автокондиционера требуется порядка 700 -1000 г смеси.

Профилактические меры всегда дешевле ремонта неисправностей

Как и любой узел автомобиля, кондиционер нуждается в обслуживании. Для исправной работы системы недостаточно перезаправить фреон. Периодически нужно мыть радиаторы, конденсатор, менять фильтр-осушитель и дезинфицировать испаритель.

Чтобы предотвратить образование зловонных бактерий на испарителе, после работы кондиционера переводите регулятор температуры на теплый воздух. 1-2 минуты в таком режиме высушат конденсат из испарителя, убрав благоприятную среду для размножения бактерий.

Терморегулирующий вентиль, сеточку дросселирующего клапана, сальник вала компрессора, подшипник шкива, а также уплотнительные резинки по всей системе меняйте по мере их выхода из строя и появления первых признаков неисправности/утечки хладагента.

Как можно дозаправить сплит систему

Существует два способа заправки установки дома.

К ним относятся:

  • По уровню давления. Для определения количества газа, который улетучился, нужно знать оптимальное давление (указано в инструкции). Затем оно сравнивается с давлением в кондиционере. Для определения нужен коллектор. Данный способ применяется при утечке хладагента по причине продолжительной эксплуатации.
  • По весу. Способ используется при замене фреона полностью. Сначала из системы удаляется хладагент. Затем по весу, определенному на электронных весах, кондиционер заправляется.

Можно заправить агрегат при помощи мерного стекла, но используется он крайне редко.

Принцип работы

Автокондиционер состоит из нескольких элементов:

  1. Компрессора, обеспечивающего постоянную циркуляцию фреона по контуру системы охлаждения;
  2. Конденсатора – теплообменника. В данном узле накапливаются и конденсируются пары фреона с дальнейшим выделением тепла;
  3. Испарителя, выступающего в качестве теплообменника. Именно в нем происходит испарение жидкого фреона и отбор тепла;
  4. Ресивера-осушителя, через который производится очистка и осушение хладагента;
  5. Трубопроводов;
  6. Расширительного клапана;
  7. Охладительного вентилятора;
  8. Системы автоматики (предохранители, датчики и так далее).

По сути, автокондиционер имеет три основных элемента – компрессор, испаритель и конденсатор. Все остальные детали выполняют вспомогательную роль.

Работает система по следующему принципу.

Фреон находится в замкнутом контуре. Под действием компрессора хладагент нагревается и под давлением отправляется дальше по системе.

На его пути оказывается конденсатор, где хладагент охлаждается и превращается в сжиженный газ.

После этого фреон попадает в ресивер-осушитель, с помощью которого происходит отфильтровывание грязи и мусора.

Далее хладагент проходит через многочисленные трубки системы и поступает к расширительному клапану.

После охлаждения фреон отправляется в испаритель (находится непосредственно в салоне авто) и попадает в салон. После этого хладагент направляется в компрессор.

Все – цикл замкнут. К слову, кроме охлаждающей функции испаритель еще и эффективно осушает воздух.

Оборудование для заправки автокондиционеров

Для качественной заправки автокондиционеров в первую очередь необходимо иметь хорошее оборудование. Чтобы заправить кондиционер в автомобиле можно использовать один из трех типов оборудования:

  1. Автоматические станции для заправки автокондиционеров;
  2. Набор оборудования для ручной заправки автомобильных кондиционеров;
  3. Одноразовый набор для заправки одного автокондиционера своими руками.

Автоматические станции позволяют проводить заправку автокондиционеров в полностью автоматическом режиме, что сводит к минимуму вмешательство оператора установки в процесс заправки. Но цена такого оборудования будет начинаться с отметки 130-150 тыс. руб.

Обслуживание системы кондиционирования автомобиля на такой станции, безусловно, является оптимальным решением – это позволит не только быстро и качественно заправить ваш автокондиционер, но и значительно продлит срок его службы.

Набор оборудования для ручной заправки автокондиционеров, в свою очередь, стоит значительно дешевле автоматической станции, но и для работы с ним нужно иметь определенный опыт и сноровку. В состав такого набора обычно входит следующее оборудование:

  1. Манометрический коллектор предназначенный под использование фреона;
  2. Электронные весы для отслеживания объема заправляемого хладагента;
  3. Баллон с хладагентом (оператор заправляет хладагент прямо из баллона, ориентируясь по показаниям весов);
  4. Вакуумный насос (для вакуумирования системы).

Чуть ниже на видео наглядно показан процесс самостоятельной заправки автокондиционера хладагентом при помощи такого набора.

Одноразовые наборы для заправки кондиционеров, естественно, самые дешевые среди перечисленного выше оборудования. Такой набор, как правило, представляет собой небольшой одноразовый баллон с фреоном, который через шланг с манометром подключается к сервисному порту низкого давления для дозаправки системы.

Цена такого набора составляет порядка 1000 рублей, но вот эффективность такой заправки автокондиционера оставляет желать лучшего. А все потому, что при помощи подобных наборов просто невозможно полностью удалить из системы остатки старого хладагента, воздуха, влаги, и провести вакуумирование.

Чудес не бывает, поэтому если вы хотите качественно заправить свой автокондиционер новым фреоном, тогда необходимо использовать и качественное оборудование.

Также для диагностики и заправки автомобильных кондиционеров может понадобиться дополнительное оборудование:

  • Ультрафиолетовая лампа и защитные очки для поиска утечек в системе.
  • Электронный течеискатель, реагирующий на фреон.
  • Термометр-влагомер. Его показания необходимы для оценки климатических условий в салоне до и после заправки автокондиционера.
  • Масляный инжектор. Во время заправки системы он обеспечивает добавление в неё масла в необходимом количестве.
  • Набор переходников для подключения манометрического коллектора к любому автомобилю.
  • Специальные съемники для разъединения трубок системы кондиционирования (актуальны в основном для японских и американских машин).
  • Специальный съемник для клапанов сервисных портов.

Необходимость в наличии того или иного дополнительного оборудования определяется специалистом, производящим заправку автокондиционеров.

Устройство и принцип работы кондиционера

Система кондиционирования в автомобиле состоит из трех частей – из компрессора, конденсатора и испарителя (эти части соединяются друг с другом с помощью труб).

Рассмотрим принцип работы системы кондиционирования.

Внутри установки находится охлаждающий фреон в виде газа. Во время работы компрессор сжимает газ, что приводит к повышению температуры фреоновой смеси. Потом газ попадает в конденсатор, где он остывает и преобразуется в жидкость. Холодный фреон проходит по трубам и попадает в испаритель, где испаряется – при этом фреон поглощает окружающее его тепло. Это приводит к уменьшению температуры в авто и преобразованию охлаждающего агента в газ. В конце цикла фреон вновь поступает на конденсатор и процесс повторяется.

Количество фреона в кондиционере автомобиля

тем Перед как заправлять кондиционер своими желательно, руками точно определится, какое количество кондиционере в фреона автомобиля, чтобы рассчитать с покупкой количества требуемого баллончиков. Посмотреть норму заправки автокондиционере в фреона, как уже выяснили, можно на под табличке капотом, где указан как хладагента тип, так и его количество в системе.

каким по Когда-то причинам таблица отсутствует, то узнать, нужно сколько хладагента можно также и у автодилера посмотреть или в мануале. Для российских автомобилей заправки норма обычно составляет около 600-Хотя. 900g, в принципе, точность по большому счету и не ведь, нужна, как правило, своими руками дозаправка производится системы, а не полное заполнение кондиционера. автокондиционера Заправка производится или еще на заводе, после же или ремонта, когда газ полностью при, а вышел плановом обслуживании, мы можем только фреоном дозаправить до нормы, когда он сможет работать на мощность полную. Но при такой частичной заправке кондиционера автомобильного мы не можем знать, сколько граммов осталось фреона. Поэтому заправка кондиционера в машине давлению по происходит, отображающемся на манометре. Поэтому, если вы не узнать смогли точных цифр и определить количество кондиционере в фреона автомобиля, то следите за стрелкой прибора.

масла Долив при заправке кондиционера

В таблице фреона количества в машинном кондиционере всегда есть заправочных и цифры норм масла, но мало кто как, знает его долить, да и зачем. Некоторые при, водители заправке автокондиционера, советуют всегда масло доливать. Но ведь избыток смазки часто поломке к приводит поршневого компрессора, поскольку масло, через проходя агрегат вместе с газообразным хладагентом, узлах на нагорает. Так как же быть в этой Ответ

ситуации? довольно прост — для заправки кондиционера автомобильного лучше использовать фреон с добавлением такая (масла информация указывается на баллончике с хладагентом), оно поскольку там уже дозировано. Но если, предусмотрена же, все отдельная заправка смазки, то следует полиалкиленгликолевое использовать масло – PAG (на фото по средине). заливается Масло в компрессор через картер (указано фото на стрелкой справа).

Вакуумирование кондиционера своими Далеко

руками не все это учитывают, но не менее процедурой важной, кроме норм заправки фреона и масла количества в системе, также является и вакуумирование Когда!

кондиционера в системе автокондиционера осталось менее хладогента 50% чем, то завоздушивание и попадание внутрь влаги — Естественно. неизбежно, агрегат сможет работать, хотя и не на возможность всю, но, скорее всего, компрессор выйдет из трубках, а на строя системы образуется коррозия, и тогда обойдется ремонт куда дороже, чем вакуумирование. удаления Для из кондиционера атмосферного воздуха и паров потребуется влаги вакуумный насос.

Чтобы вакуумировать самостоятельно автокондиционер вам потребуется:

  1. Включить отопитель и авто прогреть, чтобы влага конденсировалась в испарителе;
  2. вакуумный Подключить насос к штуцеру компрессора, а затем, ниппель выкрутив, повернуть под ним краник (часовой против стрелки);
  3. Включить насос на 15 минут, перекрыть затем вентили и выключить его. Процедуру несколько повторить раз.

После завершения процедуры подождать нужно часа 2-3, и только потом можно заправку производить кондиционера автомобиля.

Различия между хладагентами фреон R22, R410A, R407

Хладагент фреон R-22 позиционируется химическим соединением класса «хлордифторметан». Особенность этого соединения — утечка из системы не даёт отрицательного воздействия на состав. Соответственно, утечку просто устранить обычным методом дозаправки. Этот тип хладагента не критичен к технике заправки, а потому может заправляться, как жидкой, так и паровой фазой.

Хладагент фреон R410a представлен смесью трёх химических веществ, каждое из которых имеет различное рабочее давление и, что более важно, молекулы разного размера. Фактор утечки характерен тем, что три компонента утекают с разной скоростью

Поэтому зарядка фреоном R410A выполняется исключительно жидкой фазой.

Мало того, в случае с фреоном R407 дозаправка системы не допускается в принципе. В случаях утечки R407 требуется удалять оставшийся хладагент полностью, устанавливать новые фильтры-осушители, выполнять перезарядку системы только жидкой фазой (баллон перевёрнут «вниз головой»). Правда, на практике отмечено – при малых утечках хладагента дозаправка R407 вполне возможна. Для R410A критерии ещё более мягкие.

Ограничения Монреальского протокола

Согласно подписанному многими странами Монреальскому протоколу, объёмы производства продукта R22 ежегодно ограничиваются. Планируется полный отказ от использования этого вещества к моменту 2030 года. Делается это по причине неоднозначного химического состава хладагента. Фреон R22 содержит некоторое количество хлора – вещества, способного разрушать озоновый слой стратосферы.

Купить R410A

Между тем Агентство по охране окружающей среды США (EPA) в настоящее время выражает обеспокоенность в том плане, что R410A также вносит вклад в проблему глобального потепления. Американские специалисты призывают к скорейшему отказу от этого типа хладагента. Теперь ведутся слушания заинтересованных сторон относительно принятия окончательного решения о судьбе хладагента R410a.

Заменители используемых для заправки хладагентов

Существуют несколько «взаимозаменяемых» хладагентов, которые изредка встречаются на рынке химии. Например, фреон NU22 («New 22») — один из таких продуктов. Вещество — смесь нескольких химикатов, поддерживающая обработку аналогичную для фреона R410A в отношении утечек и процедуры зарядки.

Не следует пытаться добавить фреон NU22 в существующую систему с хладагентом R22, предварительно не удалив эту марку фреона из системы. Если проигнорировать предупреждение и провести дозаправку, такой вариант неизбежно приведёт к резкому повышению рабочих температур и давлений.

Также, решая задачу — как заправить кондиционер, стоит учитывать, что выбор на заправку фреона NU22 вместо традиционного R22 приведёт к снижению производительности и эффективности системы кондиционирования.

Фреон разный

Часто можно услышать вопрос – а не проще ли заменить фреон R22 на R410A? Ответ однозначный – нет, так как оба хладагента работают с разными маслами, предназначенными для смазывания внутренних частей компрессоров. Как правило, фреон R22 используется совместно с простым минеральным маслом:

  • нетоксичным,
  • безопасным,
  • стабильным.

Вместе с тем, хладагент R410A используется совместно с экзотическим полиоэфирным маслом, применяемым в реактивных турбинных двигателях. Очевидно – используемый в системе кондиционирования воздуха хладагент должен соответствовать типу смазочного масла. Это одна из причин, которые не позволяют заменить R22 на R410A.

Кроме того, масло под хладагент R410A является «ультрагидроскопичным» продуктом

Поэтому необходимо соблюдать осторожность, исключая попадание влаги и водяных паров. Минеральное масло под хладагент R22 является лишь отчасти гигроскопичным продуктом

Соответственно, степень осторожности в отношении загрязнения влагой здесь не столь критична.

Дополнительно следует упомянуть необходимые инструменты:

  • отдельный микронный манометр,
  • производительный вакуумный насос.

Вакуумный насос должен обеспечивать давление в 500 микрон для работы с хладагентом R410A из-за высокой чувствительности этого вещества к влаге.

Видеоролик: как заправить кондиционер начинающим

Видео ниже демонстрирует последовательность шагов всего процесса. Этот видео материал позволяет в деталях изучить процедуру заправки (дозаправки) кондиционера с последующим применением навыка на практике:

Пошаговая инструкция для самостоятельной заправки

Перед заправкой кондиционера рекомендуется провести диагностику системы. В основном эта процедура сводится осмотру ее элементов. Для ремонта или регулировки такого устройства требуются специалисты. Для автовладельца диагностика выглядит как последовательность следующих действий:

Найти под капотом сервисные порты (их два, высокого и низкого давления) а также компрессор кондиционера. Как правило, он размещается около приводного ремня, который вращает шкив компрессора. Колпаки с портов откручиваются, к портам подключается станция для заправки кондиционера. Порты по очереди открываются, с помощью манометра определяется уровень давления фреона. Если прибор будет выдавать низкое давление или показывать его отсутствие, в системе есть утечки. Рекомендуется проверить шланги. Затем запускается двигатель автомобиля и включается кондиционер

В первую очередь нужно обратить внимание на работу компрессора, а также на измерить давление в системе с помощью манометра. После запуска муфты компрессора уровень давления фреона в контуре низкого давления должен немного упасть

 Уровень давления в контуре высокого давления, должен составлять не 10 бар. Если показания ниже, значит фреона в системе недостаточно. Также признак недостаточного количества фреона – температура трубки контура низкого давления. Если она нагревается, надо добавить хладагента.

При нехватке фреона компрессор кондиционера начинает усиленно работать вхолостую, пытаясь накачать хладагент в систему. Это приводит к увеличению нагрузки на двигатель и усиленному расходу топлива. Кроме того, при нехватке фреона изнашиваются детали кондиционера.

Для заправки в большинстве кондиционеров используется тетрафторэтан, другое название – хладагент R-134a (или R12). Стандартный объем кондиционера – около 0,5 литра жидкости.

Заправка включает в себя несколько действий:

  • Откачка остатков хладагента. Современные станции для заправки кондиционеров делают это автоматически.
  • Создание вакуума в системе, в результате чего удаляются воздух и влага. Правильный процесс создания вакуума занимает около получаса.
  • Утечки обнаруживаются тестом на герметичность.
  • Затем в систему заливается масло (15-20 граммов), которое смазывает движущиеся детали механизма. Часто в смазку добавляют краситель, чтобы облегчить процесс поиска протечек.
  • Затем заливается хладагент.

После заправки кондиционер включается на максимальную мощность, проверяется его работа.  Двигатель при этом должен работать на оборотах до 2500-3000 в минуту. Давление в портах низкого и высокого давления повторно замеряется манометром. Низкое давление должно составлять около 2 бар, высокое – от 15 до 17 бар. Трубка контура низкого давления не должна греться. В нормальном режиме работы кондиционер отключается и включается внутренним таймером.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *