Классификация автобусов

Общие характеристики современного пассажирского транспорта

Модели из СССР перестают ездить по дорогам. Вместо них уже давно запустили новый, тихий транспорт. Он красиво выглядит снаружи, оборудован деталями для более комфортной езды. В него встроены дополнительные средства безопасности и датчики контроля движения. Много внимания уделено месту водителя: удобное кресло, гидроусилитель руля, средства для облегчения управления автобусом. Во многих моделях подключены средства для бесконтактной оплаты проезда. Автобусы обеспечивают комфортабельность пассажиров при езде в городе и за его пределами. Выбор транспорта осуществляется в основном транспортными компаниями, в редких случаях – водителем.

Специальные автобусы

Специальные автобусы изначально были «обычными». Их переоборудовали, на транспорт наклеили стикеры, поставили водителям определенную цель и выделили другой маршрут.

Различают:

Медицинский. Имеется в виду не маршрутное такси, а полноценный автобус. В него помещается реанимационная бригада или лаборатория. Нечасто можно увидеть в городе и пригороде. Используются при тяжелых ДТП, перевозке людей из одной больницы в другую.

Школьный. База – любой автобус, старый, новый. Вариант используется для перевозки детей в городе и за его пределами. Чаще всего появляется в селах/деревнях/поселках городского типа. Туда «доставляют» детей для дополнительного или основного обучения. Это происходит так: автобус забирает детей из разных регионов края и везет их в одно место. Ожидает, отвозит обратно. В городе машиной пользуются во время экскурсии или так же: для перевозки детей из одного места в другое. Транспорт обязательно оборудован ремнями безопасности, сидения рассчитаны для детей, присутствуют низкие поручни. Цвет автобуса всегда ярко-желтый, с красной надписью «ДЕТИ» и соответствующим знаком на лобовом, заднем стеклах.

Вахтовый. В народе называется «вахта». Используется для доставки рабочих к месту работы и обратно. Мало чем отличается от других автобусов. На транспорте может быть прикреплена наклейка о месте организации, чтоб другие люди не путали вахтовый автобус с городским.

Рекламный. Тут 2 типа. Первый вид – это водитель и оборудование в кузове, которое с помощью громкоговорителя или динамиков распространяет информацию для людей. Второй тип включает водителя и бригаду людей, которые ездят по городу, останавливаются в особо оживленных районах и рассказывают рекламу.

Ритуальный

Для автобусов есть важное требование: на окнах в салоне должны быть шторки, занавески или тонировка

Мера предосторожности от любопытных глаз и для верующих в приметы – от сглаза

Аварийно-спасательная служба. Выделяются яркими цветами. Внутри оборудование, 4-5 человек. Ездят быстро, при возможности им нужно уступать дорогу.

Перронный. Доставляют пассажиров от самолета к аэропорту и наоборот. В них минимум сидячих мест – примерно 10 на весь автобус, низкие ступени, много поручней, большое пространство для езды стоя. Иногда к транспорту прикрепляется трап – даже не нужно выходить из автобуса.

Экскурсионный. Его еще называют самоходный, хотя внутри присутствует водитель. Всегда выше городского транспорта. Яркий снаружи, удобный внутри. Окна могут быть наполовину открыты в летнее время. Также бывают модели с открытым верхом или двухэтажные. Этот тип постоянно дорабатывают и изменяют.

Пассажирская техника для пригородных маршрутов

Эта техника рассчитана на междугородные перевозки внутри района или области. Используется на маршрутах, соединяющих город с дальними спальными районами, а также для пассажироперевозок в сельской местности. В отличие от городской техники, машины пригородного класса имеют большее количество сидячих мест и в основном четырехрядную схему расположения сидений. Накопительные площадки отсутствуют, стоячие пассажиры размещаются в основном в проходе, пассажирские места – средней комфортабельности.

Автобусы ПАЗ

Техника малого класса с общей вместимостью – 41 место. Сидячих мест – 25. Одна дверь пневматическая, вторая открывается вручную. Двигатель – бензиновый, возможен монтаж газового оборудования. Узлы и агрегаты адаптированы к российским дорогам и низкокачественным ГСМ. Бензиновый двигатель – ЗМЗ, мост – КААЗ, уровень экобезопасности – Евро-4.

Удлиненная версия автобуса среднего класса. Вместимость – 50-70 пассажиров, сидячих мест – 15-29. Двигатель – дизельный ЯМЗ или Cummins, подвеска усиленная. КПП механическая. Мосты – КААЗ. Норма экологической безопасности – Евро-5. Рулевое управление – с гидроусилителем. Две пневматические двери, одностворчатые с электроуправлением. Сиденья мягкие или антивандальные.

Городские автобусы среднего класса. Общая вместимость – 50 мест, сидячих – 30. Сиденья могут быть полумягкими с низкой спинкой или раздельными с высокой спинкой. Модели с дизельным двигателем оснащены предпусковым подогревателем, что облегчает эксплуатацию машины при низких температурах. Мост – КААЗ, двигатель – ЯМЗ. Уровень экобезопасности – Евро-5, КП механическая.

Автобусы КАвЗ

Машина среднего класса общей вместимостью 54 места. Салон просторный, сиденья расположены в одну сторону. Для стоячих пассажиров имеются поручни. Две пневматические складные двустворчатые двери. Мост – КААЗ. Максимальная скорость – 100 км/час. Двигатель – дизельный ЯМЗ. Уровень экобезопасности – Евро-5.

Является удлиненной версией КАвЗ 4235. Общая вместимость – 44 места, сидячих – 39. Дизельный двигатель ЯМЗ/Cummins. Мост – КААЗ. Пневматическая подвеска обеспечивает плавность хода. Сиденья нерегулируемые. Две пневматические двери прижимного типа, управление электрическое. Имеется сквозное багажное отделение объемом 4,5 м3. Норма экобезопасности – Евро-5.

Автобусы ЛиАЗ

Машина большого класса общей вместимостью 88 мест, сидячих – 44 (расположены в одном направлении). Двигатель – дизельный ЯМЗ. КП автомат, мост – Raba (Венгрия). Удобный и просторный салон. Две складные пневматические двери шириной 1300 мм. Экологическая безопасность – Евро-5. Сиденье водителя на пневмоподвеске, имеется отдельный вход.

Автобус большого класса в пригородной версии имеет полную вместимость 88 мест, сидячих – 44. Разработан на базе ЛиАЗ-5256. Двигатель газовый. Мосты – Raba, КП – автомат Allison. Удобный просторный салон с поручнями.

Типы машиностроительного производства

В машиностроительном производстве различают три основных типа: массовое, серийное и единичное.

Принадлежность производства к тому или иному типу определяется степенью специализации рабочих мест, номенклатуре объектов производства, формой движения этих объектов по рабочим местам.

Массовое производство характеризуется непрерывным изготовлением ограниченной номенклатуры изделий на узкоспециализированных рабочих местах. Этот тип производства позволяет механизировать и автоматизировать технологический процесс в целом и организовать его более экономно.

Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры изделий (детали изготавливают партиями а также узлы — сериями), повторяющийся через определенные промежутки времени, и широкой специализацией рабочих мест. Разделение серийного производства на крупно-, средне-и мелкосерийное условно, так как в различных отраслях машиностроения при одной и той же количества изделий в серии, но при существенной разнице их размеров, сложности и трудоемкости производство может быть отнесено к различным типам. По уровню механизации и автоматизации крупносерийное производство приближается к массового, а мелкосерийное к единичному.

Единичное производство — отмечается изготовлением широкой номенклатуры изделий в единичных количествах, повторяется через неопределенные промежутки времени или вообще не повторяются. Рабочие места при этом не имеют определенной специализации. Значительный процент технологических операций выполняют вручную.

Одним из признаков производства является коэффициент закрепления операций, под которым понимают отношение количества всех операций, выполняемых в течение единицы времени (месяц), с количеством рабочих мест:

где О — количество различных операций, выполняемых на на рабочих местах участка или цеха в течение месяца; Р — количество рабочих мест на участке или в цехе.

Классификация

Цифровая классификация моделей

До 1945 года автомобильные заводы в СССР не имели общей системы нумерации моделей. В 1945 году была принята первая система обозначений, при которой каждому заводу выдавался диапазон трёхзначных номеров моделей (кроме ГАЗ, имевшего диапазон 1-99). Производители автобусов занимали следующие диапазоны:

  • 100—199 ЗИЛ — производились модели 118, 119, 127, 154, 155 и 158; производство модели 158 передано на ЛиАЗ
  • 652—674 ГАЗ, c 1950 г. ПАЗ и КАвЗ. Выпускались модели: 651 на всех трёх заводах, ПАЗ-652 и 672, КАвЗ-655, 657, 659 и 685.
  • 675—694 ЛиАЗ — производились модели 158 (переданная с ЗИЛа), 676 (опытный) и 677.
  • 695—699 ЛАЗ — все номера диапазона использовались.
  • 975—999 РАФ — производились модели 975-980 и 982, а также РАФ-251 (из диапазона Новосибирского автозавода, перепрофилированного в 1949 году).

Некоторые опытные модели автобусов нумеровались не по стандарту, например: РАФ-08 и РАФ-10, ЗиУ-6 и ЗиУ-8.

В 1966 году была принята отраслевая нормаль ОН 025270-66, по которой стали нумеровать все новые модели автомобилей, автобусов и троллейбусов. Тем не менее, некоторые новые модели выходили с номерами по старой системе: микроавтобус ЗИЛ-119 в 1971 году, троллейбусы ЗиУ-682 и 683 и другие. Многие модели продолжали выходить и получать модификации. В настоящее время на Днепродзержинском автобусном заводе выпускается автобус ЛАЗ-695Н, пронумерованный по старой системе.

См. Список моделей автобусов и троллейбусов по ОН 025270-66.

В отраслевой нормали 1966 года номера моделей имеют 4 цифры, иногда добавляется пятая — номер модификации. Вторая цифра номера 2

и означает, что это автобус либо троллейбус (Есть исключения, например, опытный КАвЗ-3100 и серийный КАвЗ-3976). Первая цифра — класс автобуса по вместимости, определяемый габаритной длиной:

  • 2 — особо малый, до 5 метров
  • 3 — малый, от 6 до 7,5 метров
  • 4 — средний, от 8 до 9,5 метров
  • 5 — большой, от 10,5 до 11 метров
  • 6 — особо большой, свыше 11,5 метров

После распада СССР в России продолжают нумеровать модели автобусов по ОН 025270-66. В Белоруссии МАЗ и Белкоммунмаш отказались от этой системы. На Украине некоторое время новым моделям также присваивали номера по советской отраслевой нормали, причём номера занимались независимо от России (например, номер 6205 был занят автобусом ЛАЗ и троллейбусом ЗиУ). Позже была принята новая система, по которой модели получают индекс из буквы (А

для автобусов иТ для троллейбусов) и трёх цифр. Несмотря на это, Херсонский автосборочный продолжает нумеровать модели по ОН 025270-66.

Российские фирмы-производители (на 2022 год)

В разделе не хватает ссылок на источники.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 26 марта 2022 года

НефАЗ-5299 ГолАЗ-6228 ЛиАЗ-5292 ПАЗ-4230 Волжанин-6270.06 «Ситиритм 15» VDL-НефАЗ-52998

  • Volgabus
  • Автобусы ООО ГАЗ, Нижний Новгород
  • ООО ЕвоБус Русслэнд, Москва
  • Курганский автобусный завод, Курган
  • ЛиАЗ, Ликино-Дулёво
  • Автобусы ОАО НефАЗ, Нефтекамск
  • ООО ПКФ «Луидор», Нижний Новгород
  • Автобусы ООО СТ Нижегородец, Нижний Новгород
  • Павловский автобус, Павлово
  • ООО Родниковский машзавод, Родники
  • ООО Самотлор-НН, Нижегородская область
  • Автобусы ЗАО НПП СемАР, Семенов
  • Автобусы ООО Скания-Питер, Санкт-Петербург
  • ООО Соллерс-Елабуга, Елабуга
  • Автобусы ЗАО Тушино-Авто, Москва
  • Ульяновский автомобильный завод, Ульяновск
  • Автобусы ОАО АЗ Урал, Миасс
  • Автобусы ООО ПКФ Луидор, Нижегородская область
  • СИМАЗ, Ульяновск

Прекратившие производство автобусов

  • Автобусы АМО ЗИЛ, Москва (2012).
  • Автобусы Олимп, Вологда (2017).
  • Голицынский автобусный завод, Голицыно (2014).
  • ЗАО Мичуринский автобус, Мичуринск (2011).
  • ООО Ростовский автобусный завод, Ростов-на-Дону (2011).
  • ООО Таганрогский автомобильный завод, Таганрог (2014).
  • BAW-RUS Motor Corporation, Ульяновск (2016).
  • Российские автобусы особо малого класса (ОМ) длиной до 6 м (ГАЗ, УАЗ)
  • Российские автобусы малого класса (М) длиной 6,1—8 м (ПАЗ, КАвЗ, РЗГА (Hyundai), ЗИЛ, Родник, Вика)
  • Российские автобусы среднего класса (С) длиной 8,1—10 м (Ликинский автобус — ЛиАЗ-4292, ПАЗ, КАвЗ)
  • Российские автобусы большого класса (Б) длиной 10,1—12 м (Volgabus, Ликинский автобус, НефАЗ, Скания-Питер, РАМ (Marco Polo))
  • Российские автобусы особо большого класса (ОБ) длиной 12,1—18 м (Ликинский автобус)
  • Российские автобусы специальные вахтовые (СВ) (Урал, НефАЗ)

Требования к салону, к сиденьям и прочим элементам

Автобус создан для безопасного, недорогого и комфортного передвижения по городу. Чтобы соблюдать эти цели, создан перечень требований к сиденьям, оформлению.

К ним относятся дополнительные средства управления, доступные только водителю. Огнетушители, аптечки, «молотки» для выбивания окон в аварийной ситуации – всё должно присутствовать в автобусе. Дополнительный бензин, колеса, набор инструментов, вода также являются обязательными требованиями к выпуску транспорта в поток.

Для разных классов автобусов предназначены свои правила передвижения. Был установлен перечень  автобусов, разделенный на 5 классов. Например, 1 звезда и, соответственно, 1 класс – это транспорт, созданный для недолгих поездок по городу или в близкий пригород (до 40 минут). 2 класс – автобусы с более комфортными условиями для внутренних переездов или туризма на небольшие расстояния и так далее, 3, 4 (стандартные классы). 5 класс – люкс.

Сидения, расстояния для ног, наличие кондиционеров – всё складывается индивидуально на заводе или реже перевозчиком/водителем.

По типу кузова, компоновке и конструкции

Кроме уже перечисленных признаков классификации автобусов важно знать об их классификации по типу кузова, компоновке и конструкции. По типу кузова автобусы могут быть выполнены в капотном или вагонном типе

По типу кузова автобусы могут быть выполнены в капотном или вагонном типе.

Вагонный тип кузова предполагает однообъемное размещение. То есть двигатель размещается в отдельном отсеке, но соединяется с пассажирским салоном. Обычно отсек для двигателя помещают в передней или задней части машины.

Капотный тип кузова предполагает отдельное размещение отсека с двигателем от пассажирского салона и кабины водителя. Автобусы с капотным типом кузова обычно относятся к малым типам транспортных средств и используются в основном для перевозки пассажиров на небольшие расстояния. Это могут быть рабочие машины для перевозки рабочих или транспорт в сельской местности.

Автобусы также могут быть простыми и сочлененными. Обычное транспортное средство имеет один пассажирский салон. Сочлененные же состоят из двух или более корпусов, соединенных между собой специальной прочной конструкцией по типу гармошки. Главное преимущество сочлененных моделей – в их вместимости. Такие автобусы используются преимущественно для городских маршрутов. Они вмещают в себя достаточно большое количество пассажиров. При этом даже в час пик в таком транспорте ездить комфортно. Каждый корпус имеет один–два выхода для посадки и высадки пассажиров. Несмотря на довольно внушительные габариты и сложную конструкцию транспортного средства, ездить в таком автобусе безопасно. Соединительные секции выполнены из прочных подвижных конструкций, машина свободно передвигается с необходимой скоростью и обладает хорошей маневренностью.

Различают автобусы и по уровню пола. Высота пола определяется относительно удаленности от земли. Низкопольные автобусы чаще всего используются на городских маршрутах. Такая посадка позволяет даже маломобильным пассажирам попасть в салон без дополнительных усилий. Высокопольные модели применяются для туристических, пригородных и междугородних поездок.

Также к типу кузова можно отнести количество уровней автобуса. Современные модели могут быть одно-, полутора- и двухуровневыми. Одноуровненвые модели могут использоваться на любых типах маршрутов, полуторные и двухуровневые модели чаще всего используются для туристических маршрутов.

Разнообразие современных автобусов достаточно велико. Сегодня в каждом городе есть транспортные предприятия, где можно сделать заказ автобуса под конкретные условия перевозки любого количества пассажиров.

AEC Routemaster

Этот автобус наряду с Трафальгарской площадью и Тауэром является символом британской столицы. Представить Лондон без классической версии Routemaster практически невозможно. Его выпуск состоялся в 1954 году. Занималась этим компания АЕС. Непосредственно в эксплуатации AEC Routemaster пребывал с 8 февраля 1956 по 9 декабря 2005 год. Первые экземпляры заменили троллейбусы, а последующие сменяли старые модели автобусов.

Особенностью этого транспортного средства является открытая задняя платформа, которая служила входом. Дверей у AEC Routemaster не было. Сегодня сохранилось несколько сотен таких автобусов.

Крупнейшие страны-экспортеры продукции машиностроения

Машиностроение стран лидеров приносит государственным бюджетам ощутимые капиталы. Например, доля стоимости продукции, реализуемая Соединенными Штатами, составляет 30% от всемирной. Япония продает товара на 15%. Германия около 10%. Менее успешны другие страны производители: Франция, Канада, Китай, Великобритания.

  • США – 405 млрд долларов;
  • Япония – 310 млрд;
  • Германия – 302 млрд;
  • Франция – 141 млрд;
  • Великобритания – 138 млрд;
  • Китай – 120 млрд;
  • Канада – 105 млрд.

Страны-лидеры в некоторых отраслях:

  • Автостроение – США, Япония, Германия, Франция, Южная Корея.
  • Станкостроение – Япония, Германия, США, Италия, Китай.
  • Тракторы – Россия, Япония, Индия, США, Беларусь.
  • Телевизоры – Китай, Южная Корея, США, Бразилия, Малайзия.
  • Судостроение – Южная Корея, Япония, Германия, Бразилия, Тайвань.


Судостроение в Японии

Главные страны, экспортирующие продукцию машиностроения:

  • США;
  • Япония;
  • Германия;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Италия;
  • Канада;
  • Корея.

Из развивающихся стран в этом списке:

  • Китай;
  • Тайвань;
  • Сингапур;
  • Индия;
  • Турция;
  • Мексика;
  • Бразилия.

Как выглядит внутри и снаружи

Транспорт работает на моторе. Он может передвигаться по рядам дороги, ехать задним ходом. Это его отличает от трамвая. Не во всех автобусах есть кондукторы. Сейчас в большинстве транспорта установлены «кассы» для оплаты бесконтактным способом или платежными картами.

Автобус снаружи выглядит как длинный транспорт с четырьмя колесами и дополнительными элементами, широким лобовым стеклом, обширными окнами по всему салону, с двумя основными дверьми. Боковые стекла расположены выше уровня зрения водителя, «дворники» большие, двигаются не быстро.

Конструкция такая — внутри автобуса всегда есть 2 «раздела»: пассажирский и место для водителя. Особой перегородкой транспорт не обладает, но обычно за водительским сиденьем есть вертикальная линия, то есть подойти к управляющему человеку сзади невозможно. Сделано ради безопасности.

Каждый автобус оборудован пластмассовыми сидениями, покрытыми тканями или другим материалом. Количество сидячих мест зависит от длины транспорта. Пространство для людей, проезжающих стоя, рассчитывается индивидуально для каждого автобуса. Накопительный эффект от количества часов в движении на транспорт несильно производится.

GM Futurliner

Этот автобус можно считать одним из самых неординарных и экстравагантных транспортных средств в мире. Созданием и выпуском этого транспортного средства занималась небезызвестная корпорация General Motors.

Компания выпустила всего лишь двенадцать автобусов GM Futurliner в 30–50-е годы прошлого столетия. Эти автобусы были предназначены автопробега по США, который получил название Парад Прогресса. Тогда прокатиться на этих автобусах смогло огромное количество людей.

Сегодня сохранилось лишь 9 GM Futurliner. А два года тому назад один из этих автобусов был представлен в качестве лота на аукционе. Его продали за 4 миллиона долларов. Автобус 1950 года выпуска был выставлен на торги Роном Прейттом. Занимательно, но транспортное средство было приобретено им в 2006 году за те же деньги.

Класс особо малых и малых автобусов

Частные перевозчики, рассматривающие транспортные средства данной категории, чаще всего отдают предпочтение новым модификациям микроавтобусов «Гaзель Next», выпускаемым Горьковским автозаводом, и каркасным моделям автобусов «Газель Next Citiline».

Команде «Группы ГАЗ» удалось совершить прорыв, результатом которого стало появление нового качественного продукта, способного не просто заменить предшественников, но и полностью вытеснить их.

Классическим представителем данной категории является ПАЗ-3205. Стоит отметить, что в семействе уже представлены достойные последователи. Это касается коротких ПАЗов модификации 3203 и более вместительных моделей 3204.

В настоящее время, «Группой ГАЗ» осуществляется активное продвижение «Вектор Next», представленного автобусом с шасси от грузовиков «Газон Next». При его создании производитель руководствовался современными технологиями и выбирал инновационные материалы. По сравнению с бюджетными ПАЗ-3205, машины более дорогие, однако, показатели их надежности существенно выше.

SIMAZ 2258 — новая разработка. Ее предложили ульяновские машиностроители. За основу взято грузошасси Исузу NQR 90.

ЗиС-127

ЗиС-127 – это первый автобус, который был сконструирован и выпущен в СССР. Предназначался он для междугородних рейсов, преимущественно на дальние расстояния (например, Москва-Симферополь и Москва-Рига). Выпуск данного транспортного средства шел с 1955 по 1961 год.

Автобус был оснащен гофрированными бортами из алюминия и множеством хромированных деталей, так популярных в то время в автомобилестроении. В салоне транспортного средства одновременно могло находиться 32 пассажира. Кресла для удобства оборудованы откидывающимися спинками. Ко всему прочему, в первом советском автобусе имелось отопление, освещение, система вентиляции и термометр с часами.

Транспортное средство имело два вместительных багажных отсека. У водителя был собственный вентилятор и необходимые для контроля поездки приборы.

Габаритные размеры ЗиС-127: * колесная база -5600 мм; * длина кузова – 10 220 мм; * ширина – 2680 мм; * высота – 3060 мм.

Советский ЗиС-127 работал на дизельном топливе. Для данной модели использовали 6-цилиндровый двухтактный двигатель. Было выпущено всего 851 экземпляр.

Рено

Благодаря тому, что концерн Рено-Ниссан владеет частью акций АвтоВАЗ, модели этой марки активно представлены на отечественном автомобильном рынке. Задавшись вопросом, где собирают Рено Дастер в России, следует знать, что производство и сборка французских авто осуществляется на нескольких заводах, расположенных в разных уголках страны.

Дастер на конвейере

На предприятии в Москве собирают такие модели:

  • Логан;
  • Меган;
  • Сандеро;
  • Дастер;
  • Флюенс;
  • Колеос;
  • Латитьюд.

На мощностях Волжского автомобильного завода в Тольятти собирают всего две модели – Сандеро и Логан. Следует отметить, что автомобили Рено в настоящее время являются невероятно популярными и востребованными среди отечественных автолюбителей.

Это связано с простотой ремонта и обслуживания всех моделей, поскольку большинство деталей совместимы с отечественными машинами.

Кроме того, многие детали производятся на отечественных заводах, что исключает какие-либо сложности с поиском автозапчастей и расходных материалов, а также значительно снижает издержки на поддержание легкового транспорта в надлежащем техническом состоянии. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть реальный обзор владельцев на автомобили.

История в датах

  • 1929 — Ярославский автозавод осваивает выпуск автобусных шасси Я-6.
  • 1933 — Завод имени Сталина осваивает выпуск шасси для автобусов АМО-4, Горьковский автозавод — автобусов ГАЗ-03-30.
  • 1934 — начало производства автобусов ЗИС-8.
  • 1938 — начало производства автобусов ЗИС-16.
  • 1947 — начало производства автобусов ЗИС-154.
  • 1949 — начало производства автобусов ЗИС-155.
  • 1950 — начало производства автобусов ГЗА-651.
  • 1952 — вступил в строй Павловский автобусный завод (ПАЗ) — первенцем завода стал автобус ГЗА(ПАЗ)-651, переданный с ГЗА.
  • 1958 — пущен в строй Курганский автобусный завод (КАвЗ) — первенцем завода стал автобус ПАЗ-651, переданный с ПАЗа.
  • 1959 — вступил в строй Ликинский автобуснй завод (ЛиАЗ) — первенцем завода стал автобус ЛиАЗ-158, переданный с ЗиЛа.
  • 1967 — начало производства автобусов ЛиАЗ-677;
  • начало производства автобусов ПАЗ-672.

1971 — начало производства автобусов КАвЗ-685.
1972 — начало производства автобусов ПАЗ-3201.
1986 —

  • начало производства автобусов ЛиАЗ-5256;

начало производства автобусов КАвЗ-3270.
1989 —

  • начало производства автобусов ПАЗ-3205;

начало производства автобусов КАвЗ-3976.
1994 —

  • вступил в строй Голицынский автобусный завод (ГолАЗ), который просуществовал вплоть до 2014 года — первенцем завода стал автобус ГолАЗ АКА-6226.

на ТМЗ начата досборка автобусов Ikarus-280.33.
на заводе ЯАЗ начали собирать автобусы ЛиАЗ-677М.
с конвейера завода ЛиАЗ сошёл последний автобус ЛиАЗ-677М.
1996 —
начало производство автобусов ЛиАЗ-5256.25 с двигателями Caterpillar-3116.
на заводе ЯАЗ начато производство автобусов ЯАЗ-5267, в серию он не пошёл.
на ТМЗ начата сборка автобусов Ikarus-280.33М, на 50% состоящих из отечественных комплектов, а также Ikarus-435.17.
с конвейера завода ЯАЗ сошёл последний автобус ЛиАЗ-677М, сборка автобуса продолжалась на ряде дочерних предприятий до 2001 года.
1997 — возобновление производства автобусов на АМО ЗИЛ — начало производства автобусов ЗИЛ-3250.
1998 —

  • на ТМЗ начата сборка автобусов Ikarus-415.33;

на дочернем предприятии КАвЗа ТОО «Вика ЛТД» начата сборка автобусов КАвЗ-3244.
1999-2004 — Преодоление кризиса. Налаживание работы ЛиАЗа, АМАЗа, сборки автобусов Scania. Банкротство Икаруса.
2000 — вступил в строй Нефтекамский автобусный завод (НефАЗ) — первенцем завода стал автобус НефАЗ-5299.
2001 — начало производства автобусов ПАЗ-4230 «Аврора».
2002 —

  • начало производства автобусов ПАЗ-3237 «Лужок»;

начало производства автобусов ЛиАЗ-6212.
2004 —

  • начало производства автобусов ЛиАЗ-5292.00.

произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.00.
2006 —

  • начало производства автобусов КАвЗ-4238 «Аврора»;

начало производства автобусов ЛиАЗ-5293.
2007 —

  • начало производства автобусов КАвЗ-4235 «Аврора»;

с конвейера завода КАвЗ сошли последние автобусы КАвЗ-3976.
2007-2008 — произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.20, спустя год налажено их серийное производство.
2008 — начало производства автобусов КАвЗ-4239.
2008-2010 — произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.21, спустя два года налажено их серийное производство.
2012 — с конвейера завода АМО ЗИЛ сошли последние автобусы ЗИЛ-3250.
2012-2013 — произведён опытный автобус ЛиАЗ-6213.22, спустя год налажено их серийное производство.
2016 —

  • начало производства автобусов ЛиАЗ-6213.65-77;

начало производства автобусов КАвЗ-4270.
2021 —

  • с конвейера завода ЛиАЗ сошли последние автобусы ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293.

По предназначению

Для того чтобы определить, по какому маршруту будет курсировать автобус, важно правильно определить параметры его предназначения. Городские автобусы должны быть вместительными, чтобы обеспечить не только комфортное расположение пассажиров внутри транспортного средства, но и относительно свободное перемещение внутри салона автобуса

Городские маршруты предполагают частые остановки в черте города, чтобы пассажиры могли выходить и заходить в автобус в определенной точке маршрута. Для этих же целей городские автобусы должны быть оснащены просторными входными группами и небольшими подножками в средней и задней части машины. Кроме этого, в городских моделях низкий пол и просторные накопительные площадки. Также предусмотрены отдельные места для пассажиров с колясками и инвалидов. Городской автобус должен быть оснащен хорошей вентиляцией и отопительным оборудованием, естественным и искусственным освещением

Городские автобусы должны быть вместительными, чтобы обеспечить не только комфортное расположение пассажиров внутри транспортного средства, но и относительно свободное перемещение внутри салона автобуса. Городские маршруты предполагают частые остановки в черте города, чтобы пассажиры могли выходить и заходить в автобус в определенной точке маршрута. Для этих же целей городские автобусы должны быть оснащены просторными входными группами и небольшими подножками в средней и задней части машины. Кроме этого, в городских моделях низкий пол и просторные накопительные площадки. Также предусмотрены отдельные места для пассажиров с колясками и инвалидов. Городской автобус должен быть оснащен хорошей вентиляцией и отопительным оборудованием, естественным и искусственным освещением.

Пригородные автобусы во многом схожи с городским типом. Главное отличие таких транспортных средств в большем количестве сидячих мест. Некоторые модели могут развивать большую скорость, чем это необходимо для перемещения внутри города. Предназначены такие автобусы для перевозки пассажиров между населенными пунктами, находящимися на небольшом расстоянии друг от друга.

Зачастую для пригородных маршрутов используют автобусы городского типа. Это позволяет пассажирским перевозчикам существенно сэкономить средства на покупке и обслуживании техники. Однако если пригородный маршрут предполагает перевозку пассажиров в сельской местности, приобретаются автобусы с более высокой проходимостью, чем у городских моделей.

Междугородние и туристические автобусы отличаются как внешне, так и по внутреннему наполнению. Такие машины в отличие от городских и пригородных моделей развивают более высокую скорость. При этом большая скорость транспортного средства никак не должна сказываться на комфортном расположении пассажиров внутри автобуса и их безопасности.

Междугородние и туристические модели обычно оснащены всего одной дверью и имеют просторное багажное отделение. Накопительные площадки в таких автобусах не предусмотрены, так как все пассажиры во время движения должны быть размещены на сидячих местах.

Сидения оснащены механизмом регулировки угла наклона спинки. Над каждым пассажирским креслом обустроено дополнительное освещения и вентиляция, возможно наличие аудио-, видеоаппаратуры. Автобусы, предназначенные для туристических маршрутов, дополнительно снабжаются микрофоном и громкоговорителями. В люксовых моделях дополнительно установлены холодильники, санузел, термонагреватели для напитков, гардеробные отсеки.

Кроме указанных наиболее распространенных типов есть и другие вариации:

  • школьные автобусы для перевозки детей;
  • перронные или аэродромные – для перевозки пассажиров от здания аэропорта до самолета;
  • служебные автобусы, используемые для перевозки сотрудников отдельно взятого предприятия;
  • пати-басы – машины для вечеринок;
  • вахтовые, экспедиционные, подземные – для транспортировки людей в особо сложных условиях по бездорожью или под землей.

Транспортное машиностроение

Это группа отраслей машиностроения, выпускающая средства транспорта. Железнодорожное и вагоностроение. Состав выпускаемой продукции:

  • локомотивы;
  • грузовые и пассажирские вагоны;
  • электропоезда, вагоны метро;
  • трамваи и рельсовые автобусы.

Тепловозостроение обеспечивает железную дорогу не только транспортом, но и путевыми механизмами для укладки, сварки рельсов, очистки снега и другими.

Судостроение. Предприятия судостроительной промышленности металлоемкие, требуют значительного количества металла. Однако из-за трудности транспортировки их не располагают в крупных металлургических регионах.

Авиационная промышленность. На ее предприятиях производятся грузовые и пассажирские самолеты, различные модели вертолетов. Работы выполняются высококвалифицированными инженерными и рабочими кадрами.

Ракетно-космическая отрасль. Выпускает орбитальные ракеты, грузовые и обитаемые корабли. Это высокотехнологичное производство, оно объединяет много отраслей.

Автомобильная промышленность. В транспортном машиностроении производство автомобилей занимает ведущие позиции. Крупным центром автомобилестроения является Москва:

  • здесь находится завод ЗИЛ, производящий среднетоннажные грузовые автомобили;
  • АЗЛК, выпускающий малолитражные автомобили.

В Московской области находится автобусный завод. Здесь много смежных предприятий — машиностроительных, химических, текстильных, обеспечивающих необходимыми деталями и материалами. В Поволжье разместились заводы-гиганты в городах Набережные Челны, Тольятти, Нижний Новгород.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *