Перестань дуть холодным воздухом: как заставить печку работать на горячем двигателе

Устройство системы обогрева салона

Общее устройство системы отопления в автомобиле

Вначале пройдемся по устройству системы обогрева салона. Получить тепло в салоне при минимальных конструктивных изменениях позволяет жидкостная система охлаждения силовой установки. Оптимальной температурой для двигателя является 80-90 град. С, именно в этом диапазоне поддерживает ее система охлаждения за счет отвода излишков тепла при помощи жидкости. При этом антифриз, залитый в систему, достаточно сильно разогревается, и для его охлаждения его пропускают через радиатор, отводящий тепло в окружающую среду.

По принципу отвода чрезмерной температуры из двигателя и пошли при установке в салоне системы отопления. Конструкторы просто взяли и добавили еще один небольшой радиатор в систему охлаждения и установили его в салоне под передней панелью. Получилось, что жидкость, циркулируя по системе, поступает в радиатор, установленный в салоне, где и частично отдает тепло.

Чтобы повысить производительность печки, под этот радиатор установили электродвигатель с крыльчаткой, который принудительно прогоняет воздух через соты радиатора, чтобы он больше взял тепла и передал его в салон.

Это две основных составляющих системы обогрева салона – радиатор и вентилятор. Но печка должна греть только когда надо, а не постоянно. Для решения этой проблемы пошли двумя путями – установкой перекрывающих кранов или заслонки, которая отгораживает радиатор от салона.

При этом нужно еще и управлять системой обогрева – увеличивать интенсивность подачи воздуха, перенаправлять горячие потоки в необходимые зоны, включать и отключать обогрев. Для этого в систему включены механизмы управления обогревателем, которые выведены на переднюю панель.

1 – рычаг заслонки управления отопителем; 2 – левый кожух отопителя; 3 – тяга заслонки обогрева ног; 4 – прокладка радиатора; 5 – радиатор; 6 – прокладка отопителя; 7 – электродвигатель; 8 – кожухи вентилятора; 9 – рабочее колесо вентилятора; 10 – заслонка обогрева ветрового стекла; 11 – воздухопровод обогрева ветрового стекла; 12 – воздухопровод бокового сопла; 13 – боковое сопло; 14 – тяга заслонки обогрева ветрового стекла; 15 – центральное сопло; 16 – заслонка обогрева ног; 17 – правый кожух отопителя; 18 – рукоятка управления отопителем; 19 – тяга управления краном; 20 – тяга заслонки управления отопителем; 21 – рукоятка управления заслонкой обогрева ветрового стекла; 22 – рукоятка управления заслонкой обогрева ног; 23 – кронштейн рычагов управления; 24 – скоба крепления кожухов отопителя; 25 – воздухопровод внутренней вентиляции; 26 – окно подачи воздуха в ноги водителя; 27 – заслонка управления отопителем; 28 – рычаг заслонки обогрева ног

Это и вся конструкция печки:

  1. радиатор;
  2. вентилятор;
  3. воздуховоды, по которым воздушные потоки движутся в определенные зоны;
  4. механизмы управления.

Стоит отметить, что не только неисправности системы обогрева внутри автомобиля могут дать такой результат, повлиять на плохую работу печки могут и другие системы. Но начнем мы с радиатора печки.

Основные причины по которым автомобильная печка плохо греет можно разделить на три группы:

  1. Проблемы с радиатором печки.
  2. Неисправности в механизме управления печкой.
  3. Проблемы с системой вентиляции и охлаждения.

Рассмотрим эти неисправности более детально.

Негерметичность корпуса отопителя и смещение радиатора


subaruoutback.org Довольно редкая проблема — это нарушение герметичности корпуса. После ДТП или неправильной сборки пластиковые детали печки могут быть повреждены или иметь зазоры, сквозь которые будет уходить горячий воздух. В таком случае эффективность отопителя значительно снизится.

В некоторых авто из-за слабых защёлок или других недостатков конструкции радиатор может сместиться со своего места, и нагнетаемый вентилятором воздух будет проходить не сквозь него, а мимо. То же самое происходит, когда заслонка воздуховода закрыта, то есть ни о каком тепле говорить не приходится.

Что делать

В обоих случаях необходимо разбирать торпедо, чтобы добраться до отопителя и восстановить его нормальную работу. То есть исправить повреждения, уплотнить стыки деталей корпуса, вернуть на место радиатор отопителя и хорошо закрепить его.

С этим можно справиться и самостоятельно, но работа не из лёгких. Поэтому, если вы не уверены в своих силах, обратитесь к специалистам.

Из-за чего происходит

Несомненно, наиболее частая причина происходящего – это проблемы с заслонками. Тем не менее, встречаются неприятности и с радиатором. Как правило, он крепится несколькими кронштейнами, болтами и иными креплениями в свободном отсеке. При частом передвижении по плохому дорожному покрытию качество креплений ухудшается, и соответственно комплектующие отопительной системы начинают перемещаться на ямах в разные стороны.

Как показывает практика, этих столь мелких передвижений достаточно для того, чтобы вместо тёплого воздуха, который подаётся со стороны пассажирского сиденья (из правого воздуховода), начал поступать холодный воздушный поток. Подобное происходит из-за образования щели между стенкой кожуха и торцом радиатора. В итоге воздух поступает в салон, минуя данную комплектующую.

Неисправная помпа

В сети часто встречаются объяснения, что печка работает только на ходу из-за плохо качающей помпы. Это утверждение правильно только отчасти. На ХХ скорость вращения помпы мала и соответственно циркуляция охлаждающей жидкости невелика. Низкий теплообмен приводит к невысокой температуре подаваемого воздуха, которая увеличивается с повышением производительности насоса. Больше оборотов — воздух греется сильнее.

Что делать? Любые проблемы, связанные с неисправностью помпы (плохо качает, течет, барахлит и т.п.), решаются ее заменой. 100% гарантии дать никто не может, ведь даже в условиях полностью исправного насоса есть вероятность, что проблема холодного воздуха на ХХ останется.

Причины некачественной работы печки

Исходя из сложного устройства печки, становится понятно, что она может работать неправильно по многим причинам. Неисправность хотя бы одного из узлов и составных частей отопительной системы может привести к сбою работы печки. При этом неисправность может возникнуть по вине водителя, а может быть следствием устаревания или некорректной работы других систем автомобиля.

Проблемы с печкой могут проявляться в следующем виде:

  1. Плохое нагревание салона.
  2. Холодный воздух из печки.
  3. Переменная температура воздуха, подаваемого из печки.
  4. Слабый поток горячего воздуха из печки.
  5. Печка в автомобиле не включается.

Знание устройства самой печки и возможных поломок даст возможность избежать крупных расходов при ремонте автомобиля. Рассмотрим ниже наиболее распространенные причины некачественной работы печки.

Не работает вентилятор

Неисправность вентилятора часто может являться одной из проблем с обогревом салона. Причиной такой поломки обычно является повреждение подшипников или графитовых щеток, что может потребовать полной замены вентилятора. Также вентилятор может быть неисправен за счет перегорания его предохранителя или реле в электрической цепи питания, что тоже является поводом для обращения в автосервис.

Если при работе вентилятор издает свист, а скорость его вращения меняется от минимальной к максимальной и наоборот, то причиной проблемы может являться выход из строя моторчика вентилятора. В таких условиях радиатор может оставаться горячим, но согреть салон до нужной степени не получится.

Недостаточный уровень охлаждающей жидкости

Неисправность печки может быть вызвана утечкой охлаждающей жидкости, в результате чего тепло перестает поступать в салонный радиатор в нужном объеме. Это в свою очередь приводит к уменьшению объема антифриза в расширительном баке. Для устранения проблемы необходимо найти место утечки, добавить антифриз в расширительный бак, иногда может потребоваться замена крана подачи охлаждающей жидкости.

Неисправна помпа двигателя

Работа помпы используется для циркуляции антифриза и для обеспечения исправного функционирования печки. При поломке такого насоса может произойти сбой во многих узлах двигателя, в том числе и в устройстве обогреве салона автомобиля.

Неисправность данной детали может быть вызвана изношенностью внутренней части крыльчатки, обрывом ремня коленвала и даже заклиниванием самой помпы. Такого рода проблемы лучше устранять путем полной замены помпы, а во избежание подобных поломок рекомендуется регулярно проверять шланг, ведущий к насосу, а также прислушиваться к звукам под капотом.

Пробита прокладка головки двигателя

Прокладка головки предназначена для соединения блока и самой головки мотора автомобиля, обеспечения герметичности и недопущения смешивания охлаждающей жидкости и топлива между собой. Прогорание прокладки в рубашке охлаждения двигателя приводит к возникновению выхлопных газов, которые могут попасть в систему охлаждения через патрубки. При этом происходит завоздушивание теплообменника и снижение КПД в его работе, охлаждающая жидкость может нагреваться, а в работе печки наблюдаются сбои.

Неисправность термостата

Термостат является устройством, непосредственно участвующим в циркуляции охлаждающей жидкости, поэтому его неисправность будет влиять на температуру воздуха в салоне. Так как термостат может находиться в открытом и закрытом положении, его поломка характеризуется заклиниванием в одном из этих положений.

В случае заклинивания термостата в закрытом положении при езде в городском трафике возможно повышение температуры антифриза, а в дальнейшем – и перегрев двигателя. При заклинивании в открытом положении температура в салоне будет низкой при езде на высоких передачах, в то время как при низкой скорости температура останется нормальной.

Засор радиатора отопителя

Радиатор печки может засориться по разным причинам, причем это может произойти как снаружи, так и изнутри. Например, снаружи радиатор может засориться за счет попадания пыли, листьев, насекомых через защитный кожух. Изнутри засорение происходит из-за грязи и отложений, которые могут появиться в системе охлаждения двигателя.

Засорение салонного фильтра

Сильно загрязненный салонный фильтр – одна из частых причин сбоев в работе печки. Многие водители относятся к нему довольно пренебрежительно, и долго не заменяют и не выбрасывают старый.

При этом следует помнить, что забитый фильтр является препятствием для поступления нагретого воздуха в салон. Кроме того, при засорении фильтра в салон может проникать пыль, споры плесени, которые скапливаются в самом фильтре.

Устранение неисправностей

Ремонт всегда начинается с поиска конкретной неисправности:

  • проверяется уровень хладагента в расширительном бачке и контролируется отсутствие течи — не должно быть следов мокрых пятен под машиной, оставленной на ночь;
  • анализируется выхлопной дым глушителя — беловатый его цвет становится поводом для тщательной диагностики;
  • проверяется вентилятор отопителя на различных скоростях — посторонние звуки укажут на неисправность;
  • тестируется салонный воздух — сладковатый запах укажет на проникновение антифриза внутрь машины;
  • контролируется теплообменник — обязан нагреваться при работающем моторе;
  • проводится компьютерная диагностика системы климат‐контроля.

Эти способы позволяют выявить причину неисправности.

Все узлы и элементы системы охлаждения нужно подвергнуть осмотру, но нарушения чаще вызываются повреждениями теплообменника или шлангов.

На втором месте засорение радиатора. Его обычно продувают потоком сжатого воздуха. Однако и общая система в обязательном порядке промывается сначала химией, а затем водой. Чересчур забитый теплообменник желательно заменить новым.

Причины, почему печка плохо греет:

  • сломан вентилятор;
  • произошла утечка хладагента;
  • неисправна помпа;
  • пробита прокладка ГБЦ;
  • повреждён термостат;
  • засорился теплообменник или салонный фильтр.

Восстановление функционирования отопительной системы автомобиля — процедура достаточно объёмная. Её рекомендуется доверять специалистам. Помните, что неправильные действия приведут к перегреву блоков цилиндра двигателя. А это уже капитальный ремонт со всеми вытекающими последствиями.

Профилактика работы печки

Для того чтобы система отопления хорошо функционировала, нужно следовать нескольким советам:

  • Использовать антифриз хорошего качества. Качественный антифриз – это залог продолжительной работы печки и силового агрегата автомобиля. Об этом следует помнить и своевременно проводить его замену.
  • Часто менять салонный фильтр. Если фильтр салона забит, он обязательно создаст проблемы в работе печки, системе вентиляции и кондиционирования. Более того, пыльца растений и пыль, оседающая в фильтре, представляют опасность для здоровья (могут стать причиной возникновения аллергии).
  • Содержать радиатор в чистоте. Небольшие загрязнения радиатора, находящиеся снаружи можно удалить с помощью пылесоса. От внутренних засоров и отложений в каналах поможет избавиться тщательная промывка системы охлаждения двигателя, поскольку с ней неразрывно связан радиатор печки.

Если при температуре воздуха -25 °С печка автомобиля нагревает салон снизу до +16 °С и до +10 °С сверху, она считается абсолютно исправной.

Стоит помнить, что возраст машины напрямую влияет на функционирование всех ее систем, включая систему отопления. Это относится абсолютно ко всем машинам, независимо от марки автоконцерна и страны-производителя. Во избежание серьезных проблем рекомендуется своевременно проводить профилактические мероприятия, позволяющие даже в самую холодную погоду получать удовольствие от езды в прогретом автомобиле.

Если не ошибаюсь, печка должна работать и в пассивном режиме, даже если машина стоит на месте. Но в моем авто (Лада Калина) это происходит только на высоких оборотах. Слышал, что аналогичная проблема у Приоры, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115. Что сделать, чтобы она работа не только в движении?

Похожее:

Если печка обогрева салона выдает горячий воздух только при высоких оборотах двигателя, наиболее вероятные причины могут быть следующие. 1. Неисправна помпа. 2. Воздух в системе охлаждения. 3. Забит грязью радиатор печки.

Работу помпы можно проверить, пережимая подающий шланг. При нормальной ее работе при средних оборотах двигателя рукой пережать шланг не удастся.

Воздух в системе отопителя можно удалить, если на горячем двигателе немного отвернуть крышку расширительного бачка. В более тяжелых случах придется, кратковременно снять верхний шланг на радиаторе печки. Полностью шланг снимать не нужно, достаточно будет того момента, когда появится жидкость из-под шланга без воздуха.

Если забит радиатор грязью, без его демонтажа и основательной чистки не обойтись.

Не мешало бы проверить заодно и то, как работает термостат. Очень часты случаи, когда термостат полностью не перекрывает большой круг циркуляции жидкости охлаждения, и, как следствие, печка греет только на высоких оборотах двигателя.

Надо смотреть линию подачи теплоносителя. Может на линии печки поврежден шланг. А если есть кран подачи на печку, то и его надо проверять. Видимо печке просто не хватает тепла на холостых оборотах. Но может быть и проблема с термостатом. так что можно даже рукой прощупать подводки теплоносителя к печке и в принципе найти место забивки. Но надо проверять обязательно, так как проблема с печкой может сказаться на всей системе охлаждения. Но естественно нужно знать сколько лет машине и как она вела (я имею в виду песка) когда машина была новой. Но если машине уже приличное количество лет, то можно начинать с промывки системы.

Для начала определить не бурлят ли газы в расширительном бачке, то есть понять не пробита ли прокладка ГБЦ. При пробитой прокладке первым делом завоздушивается верхняя часть системы, а именно печка. На больших оборотах воздух выгоняется и печка начинает греть. Если есть бурление даже после остановки двигателя, то это верный признак что прокладку нужно срочно менять. Затем пробуем промывать, делал это с помощью лимонной кислоты. Способ простой и верный. Затем гасится содой и промывается дистиллированной водой. Температура двигателя после промывки снижается, а печка начинает греть лучше . Еще в печках падают перегородки и она очень плохо пропускает через себя, если дойдет до снятия, попробовать дунуть в неё. Подключается печка снизу, выход сверху, это на всякий случай. Если все это исправно, можно грешить и на помпу. Сейчас стало модным ставить прям с завода электропомпы на печки. Ставил себе, не плохо. Можно греться даже с заглушенным двигателем пока не остынет весь двигатель. Ставят обычно на обратку из печки, в вашем случае не помешает точно.

У меня такая же проблема на Шевроле, как на первой так и на второй машине. На шевроле ввёл и на шевроле Круз. Мне муж на авто ставил кордонку)))) с печкой и Шевроле вообще проблема. У меня вот антифриз куда-то то уходит и причину не может ни кто найти.

Основные причины отказа работы печки

  1. Система отопления не будет работать в нормальном режиме, если в нее попал воздух в момент замены охлаждающей жидкости.
  2. Воздух может попадать в систему отопления, если имеются повреждения основного блока цилиндров.
  3. Может заклинить термостат в открытом положении. Если при достаточно быстром движении, Ваша печка не справляется с отоплением, а на малых скоростях греет хорошо, то, скорее всего, проблема именно в этом.
  4. Также система отопления – охлаждения не может работать на 100%, если забит радиатор печки. Это может случиться по нескольким причинам. В радиатор попадают насекомые, листья и пылью. Либо в радиатор мог попасть герметик. Возникнет проблема, если в радиатор попала вода или некачественный тосол.
  5. К сбоям в отоплении может привести и салонный фильтр в случае сильного загрязнения.
  6. Достаточно частой поломкой является поломка самого вентилятора. Подшипники или щетки могут выйти из строя, и это приведет к нестабильной работе всей системы. Могут возникать и проблемы непосредственно связанные с электроникой.

Это несколько наиболее распространенных проблем. Иногда, система отопления выходит из строя из-за повреждений радиаторной заслонки. Воздух может не попадать в систему или попадать в недостаточном количестве.

Плохо работающие заслонки радиатора и дефлекторы часто становятся причиной плохой работы печки.

Немного по-другому обстоит дело, если речь идет об отечественных автомобилях. Выделим несколько причин, по которым плохо греет печка ВАЗ, в этих автомобилях может не работать система отопления.

  1. Рычаг крана отопителя сработался. Могли пересохнуть резинки или сам рычаг закисает. В этом случае следует заменить его на новый вместе с радиатором самой печки.
  2. Сломался верхний патрубок. Из-за его расположения в автомобиле, этот патрубок очень легко нечаянно задеть. Он ломается и совершенно не пригоден для ремонта. Его также следует заменить на новый, после чего работа печки должна нормализоваться.
  3. Мог выйти из строя блок управления печкой, он же контролер отопителя. Это станет заметно, если вентилятор будет плохо работать в положении 1 и 2. К сбоям в работе системы отопления может привести неисправный датчик температуры воздуха в салоне автомобиля.

Почему плохо греет печка Лада Гранта и что делать

Если за окном стоит достаточно сильный мороз, а салон вашего автомобиля никак не прогревается, следует обратить внимание на исправность системы охлаждения двигателя, поскольку именно от нее и зависит работоспособность печки Лада Гранта

  1. Охлаждающая жидкость. За состоянием, в котором находится охлаждающая жидкость вашего автомобиля, следует постоянно следить, а не только тогда, когда плохо греет печка в Ладе Гранта. Нормальный уровень ОЖ должен держаться на показателе между о и «максимум» соответствующего бачка.

Если уровень слишком низок, могут возникнуть проблемы с герметичностью всей системы охлаждения. Как результат, внутри системы существенно понижается давление. Если не устранить данную проблему, в таком случае нет смысла надеяться на то, что печка в салоне Лады Гранта будет работать хорошо.

  1. Термостат. Может случиться так, что в положении термостата, при котором ОЖ проходит циркуляцию по большому кругу, у термостата заедают клапана. Это и является причиной тому, что в холодную пору года охлаждающая жидкость попросту не в состоянии прогреться до нормальной температуры и обеспечить хорошую работу печки.

Для того чтобы убедиться в наличии именно этой проблемы, необходимо, как бы странно это ни звучало, попасть в пробку.

Если проблема действительно в термостате, то автомобиль буквально в считанные минуты начнет перегреваться. А при движении по трассе на приличной скорости мотор, наоборот, будет охлаждаться слишком быстро.

  1. Заслонка регулятора температуры воздуха. Если печка в вашей Ладе Гранта работает недостаточно хорошо, возможно, причина заключается в особенностях функционирования заслонки регулятора температуры воздуха. А все потому, что именно от того, в каком положении находится заслонка, напрямую зависит, какой интенсивности воздушный поток будет проходить сквозь радиатор печки, а также, какой поступит в салон авто, минуя радиатор.
  2. Вентилятор отопителя и его предохранитель. Необходимо очень внимательно проследить за тем, начинает ли работать вентилятор отопителя. В том случае, если этого не происходит, следует проверить работоспособность предохранителя под названием 30А. Он имеет зеленый цвет и индекс F4, располагается в месте дополнительного сосредоточения силовых предохранителей, что под капотом, неподалеку от расширительного бачка.

Если оказалось так, что предохранитель находится в рабочем состоянии, вероятнее всего, печка плохо работает либо не работает совсем по причине неисправности электрического моторчика вентилятора. Добраться до него можно только через специальное отверстие, которое станет доступным после того, как будет снята крышка бардачка. В том случае, когда вентилятор работает на своей максимальной скорости, но воздух все равно плохо поступает в салон, проблема заключается в загрязнении салонного фильтра, которые следует хорошенько прочистить, а еще лучше – заменить на новый.

Резисторный блок

Если вентилятор печки вашей Лады Гранта работает исключительно на четвертой скорости, а на первых трех напрочь отказывается подавать признаки жизни, самое время обратить внимание на резисторный блок

К сожалению, эта деталь не поддается ремонту, поэтому, в случае обнаружения неисправности, ее придется полностью заменить. Добраться до резисторного блока можно тем же способом, что и к электрическому мотору.

Основные проблемы с корпусом печки

Тут дела обстоят немного проще. Что бы система отопления салона справлялась со своими задачами, в первую очередь она должна быть герметична. Не допускается никаких отломанных деталей, негерметичных соединений и т.д. иначе горячий воздух будет уходить в никуда. У многих авто печки со временем рассыхаются и начинают в прямом смысле слова рассыпаться, а резиновые части — плавиться. Связанно это, чаще всего, с отвратительными материалами, из которых сделана печка. Например, у Chevrolet Cruze уже спустя 100000 км начинают ломаться заслонки печки и рассыпаться корпус, а спустя еще 50 000 км, часть заслонок расплавляется и приходит в негодность.

сломанная заслонка печки внутри корпуса

Если какой либо из регуляторов не переключает заслонки в нужное положение, то печка греть тоже не будет. Что бы это понять надо дотянуться до радиатора печки и потрогать его. Если он горячий, а тепло в салон не идет, то скорее всего виноват корпус печки с заслонками. Поэтому следить за состоянием и проверять работоспособность печки необходимо каждый год. Трущиеся детали смазывать и обслуживать должным образом.

Что делать в первую очередь

Чтобы не закопаться в обилии причин, необходимо действовать от простого к сложному. Оставьте пугающие мысли о пробитой прокладке ГБЦ и примите пустяковую позицию, словно отказал электропривод заслонки. Собственно, с этого и начнем.

Проверить работу затворок климат-контроля

Повертите крутилкой или качелькой климатической системы и оцените температуру приходящего воздуха. К примеру, при на «синем до упора» воздух должен быть ощутимо холодным, а на максимально красных настройках – потеплее.

Обездвиженные затворки не смогут смешивать потоки в соответствии с указанным значением в °C. Поэтому в любой позиции регулятора будет дуть воздух одной и той же температуры. Заслонки останавливаются в результате повреждения крепежа или из-за отказавшего сервопривода.

Стабилен ли уровень антифриза в расширительном бачке

Поднимите капот, отыщите «расширитель» и граничные метки на нем. На холодную уровень тосола должен быть между отметками MIN и MAX. Если бачок постоянно опустошается, ищите утечки. Рассмотреть, куда уходит охлаждающая жидкость , можно на примере Lada Vesta.

Радиаторы отопителей некоторых автомобилей, например, Lada Kalina, очень чувствительны к количеству антифриза в расширительном бачке. При малейшей утечке двигатель греется, а печка – холодная или еле теплая. Да и вообще, когда жидкость вытекает, заходит воздух и таким образом система завоздушивается.

Обследовать радиатор печки на предмет беспрепятственной циркуляции

Отыщите вблизи моторного щита два патрубка, идущие на теплообменник отопителя, и потрогайте их. Радиаторный узел врезан в малый круг параллельно, а значит, шланги должны греться сразу же после запуска мотора. Работы лучше проводить при прогреве двигателя.

Если одна из трубок холодная, а другая – теплая, радиатор забит или завоздушился. Сперва исключите наличие грязевой пробки: сдерните выходной шланг и оцените струю – из забитой радиаторной установки практически ничего не будет вытекать. Дело не в этом? Тогда смело выгоняйте воздух.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *