Ксенон, xenon, xe
Содержание:
- Преимущества и недостатки светодиодов
- Использование в источниках света
- Как ведёт себя ксенон в галогеновых фарах
- Применение в области медицины
- Какие бывают марки ксенона
- Свойства атома ксенона:
- Почему в современных автомобилях всё чаще ставят светодиоды в фары
- Как быть с мощностью блока розжига ксенона?
- Какой светит лучше и где срок службы больше
- Что следует учитывать и какой комплект ксенона лучше установить?
- Недостатки ксеноновых ламп
- Как работает
- Инертные газы: особенности, факты и мифы
- Как газ ксенон применяется в сфере покорения космоса?
- Отличия биксенона от ксенона
- Что такое ксенон и его вред
- Добыча
- Разбираемся, какой возможно поставить ксенон и как выбрать подходящий
- Физические свойства ксенона:
- Штраф за незаконную установку ксенона в 2020 году
- Итог
- Подведём итоги – что лучше выбрать
Преимущества и недостатки светодиодов
Плюсы светодиодов:
- Высокий КПД (80% и больше), а значит, малое энергопотребление. Это экономит топливо и продлевает время жизни аккумулятора.
- Экологическая чистота. В их спектре нет ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, при производстве не используется ртуть и другие вредные вещества.
- Большой срок службы. Их может хватить на весь период эксплуатации автомобиля.
- Яркое свечение – до 3 500 лм.
- Устойчивость к вибрациям и другим механическим воздействиям.
- Небольшие размеры расширяют поле деятельности для дизайнеров.
- Полупроводниковые приборы устанавливаются в герметичном корпусе. Это делает конструкцию устойчивой к влаге.
- Мгновенно загораются.
У светодиодов есть и недостатки:
- Дороговизна. Они стоят в несколько раз больше, чем галогенные.
- Тепловыделение хоть и небольшое, но есть, и его нужно отводить. Чем лучше вентиляция, тем дольше срок службы.
- Из-за того, что они выделяют мало тепла, зимой могут покрыться снегом, который не тает. Особенно это касается задних фар.
- Нет единого стандарта, который бы соблюдали все производители. Поэтому иногда есть риск приобрести некачественную лампу.
- Могут выйти из строя при скачках напряжения.
Для отвода тепла на LED-лампах устанавливают радиаторы. Если они некачественные, срок службы значительно сокращается.
Использование в источниках света
Различные виды ламп создаются с применением газообразных веществ, которые позволяют создать внутри такого изделия соответствующие условия. При создании источников света применяется и ксенон. Им наполняют некоторые виды ламп накаливания, а также высокомощные импульсные и газоразрядные лампы. Некоторые из них способны создавать по-настоящему мощное свечение, так как окруженная Xe электрическая дуга создает очень яркий свет.
Очень часто лампы с Xe применяются при создании кинопроекторов, а также софитов для концертного и театрального оборудования. Это вещество все чаще используется в качестве аналога ртути в лампах, предназначением которых является получение ультрафиолета. Еще одно его свойство заключается в том, что из-за высокой атомной массы он препятствует испарению вольфрама с поверхности нити накаливания (находясь внутри колбы лампы).
Как ведёт себя ксенон в галогеновых фарах
Вторым серьёзным минусом установки ксеноновых ламп в «галогеновые фары» является их неспособность «справиться» с большим потоком света, из-за чего существует большая вероятность ослепления встречных водителей.
Эффект очень заметен на фарах с отражателями – при установке в них ксеноновых ламп яркость свечения фар сильно возрастает, из-за чего граница ближнего света «становится номинальной», свет «разлетается» во все стороны и фары становятся большими яркими пятнами, которые сильно слепят встречных водителей.
В случае установки ксенона в «галогеновые фары», имеющие линзы, эффект ослепления встречных водителей из-за «размывания границ» будет не так заметен, потому что линзованная оптика имеет более совершенную конструкцию и она способна справиться с мощными источниками света.
Однако не стоит забывать, что фары, предназначенные для ксенона, должны быть оборудованы омывателем (грязь способствует превращению линзованной фары в большое яркое пятно) и автоматическим корректором (корректирующим пучок света относительно положения автомобиля во время движения).
Это сделано для того, чтобы максимально уменьшить вероятность ослепления встречных водителей мощным потоком света от ксеноновых фар.
Ни одна «галогеновая фара» не оснащается дорогостоящим автоматическим корректором, и очень небольшое количество «галогеновых фар» имеют омыватели, поэтому установка ксенона в них так же запрещена.
Применение в области медицины
В конце 20-го века впервые были проведены испытания медицинского ксенона, которые показали, что он является безопасным и эффективным средством для наркоза и обезболивания. Это связано с тем, что при правильной концентрации такой газ является полностью безопасным для человека. Он не вступает в какие-либо химические реакции и быстро выводится из организма.
В наркозе ксенон обладает опьяняющим эффектом, аналогичным тому, который возникает при использовании так «веселящего газа» – закиси азота. Об этом стало известно еще задолго до того, как Xe начал применяться в области медицины. В последствии многочисленные исследования показали, что данный газ представляет собой идеальное вещество для наркоза.
В настоящее время его активно применяют в различных странах мира. Например, с конца 90-х годов он официально разрешен для использования в качестве анестезии на территории Российской Федерации, а в середине 2000-х годов получил разрешение и в странах-членах Европейского Союза. Если вас интересует возможность применения газов и их смесей в медицине, то предлагаем вам прочесть отдельную статью, посвященную этой теме.
Какие бывают марки ксенона
Рассмотрим три основные марки ксеноновых фар на рынке:
- Sho ME.
- Hella.
- Philips.
Первые производятся в Корее и имеют немало положительных отзывов от потребителей. Это освещение имеет мало брака и отлично показывает себя в работе: не дает сбоев, не зависит от погодных условий. Хотя оптимальным показателем световой температуры является 6000 Кельвинов, но эта марка имеет разнообразные варианты, начиная с 4300К. Вся продукция имеет защиту от короткого замыкания.
Компания Hella может похвастаться тем, что её продукцию устанавливают в автомобили марок Audi, BMW и Mercedes. Доверие таких крупных производителей гарантирует высокое качество. Весь комплект этой фирмы состоит из блока розжига собственной марки и ламп от Philips или Osram. Производится в Германии.
Для простоты сравнения я представил варианты в удобной таблице:
Sho ME | Hella | Philips | |
Плюсы | — низкая цена
— процент брака почти равен «0» |
— сразу же разжигает лампу
— не бродит отражатель |
— надежность (лампы из прочного кварцевого стекла)
— блокировка уф-излучения — большая история разработок |
Минусы | — розжиг лампы около минуты
— бывают перебои |
— страдает герметичность
— неприметный дизайн |
— высокая цена |
Ознакомьтесь с техническими характеристиками:
Sho ME |
Hella |
Philips |
|
Минимальная световая температура |
4300 Кельвинов |
4300 Кельвинов |
4300 Кельвинов |
Максимальная световая температура |
8000К |
8000К |
6000 К |
Вид цоколей |
H и HB |
H и HB |
H и HB |
Световая энергия в потоке |
2600 лм. |
3200 лм. |
3200 лм. |
Температурный диапазон работы |
-40 до +100 °C |
-40 до +100 °C |
-35 до +100 °C |
Срок службы |
Минимум 200 часов |
От 200 часов |
Более 500 часов |
Гарантия |
От 6 мес. до года |
1 год |
1 год |
Вышеобозначенные бренды предлагают по следующим стартовым ценам:
- Sho ME – от 2000 рублей;
- Hella – от 6000 рублей;
- Philips – от 8000 рублей.
Многие отказываются от такого освещения, когда узнают, сколько стоит ксенон на машину. Но такие затраты довольно быстро себя окупят, вы не будете так часто менять лампочки фар. К тому же у вас не перегорит фара после попадания в хорошую яму, потому что дорожные условия на ксенон не влияют. Не стоит соглашаться на меньшую цену за эти марки, потому что вам, скорее всего, предложат подделку. Установка ксенона в салон обойдётся в 5 тысяч рублей. Это оптимальный вариант, где из машины сделают гирлянду.
Мой случай
Корректор фар у меня есть, так что не надо было покупать всю фару целиком. Блок розжига пришлось поискать, но подошли блоки, рассчитанные на показатели от 9 до 36 Вольт. Да, еще мне потом сказали, что должен быть омыватель фар на ксеноне (это прописано в ГОСТе), но я смотрю народ и без этого ставит. Установили мне все довольно быстро, разница огромная, пока никто еще не моргал, что я их слеплю – главное, правильная регулировка и следование стандартам.
В России уже борются активно с ксеноновыми фарами. Просто на некоторых автомобилях освещение переваливает все разумные пределы. Сам нередко замечал, как на магистрали кто-то из водителей врубал дальний, да такой сильный, что просто жуть. Приходилось отвечать тем же. Врубал дальний свет и слепил его, после чего человек сразу же переключался на человеческие нормы. Это я к тому, что нужно уважать друг друга и стараться не делать из автомобильных фар настоящий прожектор.
Свойства атома ксенона:
200 | Свойства атома | |
201 | Атомная масса (молярная масса) | 131,293(6) а.е.м. (г/моль) |
202 | Электронная конфигурация | 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d10 4s2 4p6 4d10 5s2 5p6 |
203 | Электронная оболочка |
K2 L8 M18 N18 O8 P0 Q0 R0 |
204 | Радиус атома (вычисленный) | 108 пм |
205 | Эмпирический радиус атома | |
206 | Ковалентный радиус* | 140 пм |
207 | Радиус иона (кристаллический) | |
208 | Радиус Ван-дер-Ваальса | 216 пм |
209 | Электроны, Протоны, Нейтроны | 54 электрона, 54 протона, 77 нейтронов |
210 | Семейство (блок) | элемент p-семейства |
211 | Период в периодической таблице | 5 |
212 | Группа в периодической таблице | 18-ая группа (по старой классификации – главная подгруппа 8-ой группы) |
213 | Эмиссионный спектр излучения |
Почему в современных автомобилях всё чаще ставят светодиоды в фары
Раньше в продаже встречались некачественные полупроводниковые лампы. Чаще всего предлагался набор светодиодов, установленных неверно и светящих в разные стороны. Одной из первых компаний, начавших выпускать качественные лампы с правильным светораспределением, была Philips. Она стала производить изделия, в которых расположение светодиодов повторяло конфигурацию нити накаливания обычных фар. После этого появились и другие компании, выпускавшие похожие устройства. Благодаря этому сейчас реально купить качественные полупроводниковые лампы.
Несмотря на повышение качества, цены постепенно снижаются. Благодаря этому на современных автомобилях всё чаще ставят такие устройства.
Как быть с мощностью блока розжига ксенона?
При выборе устройства для питания Xe лампы, следует учесть, что различают два вида компонентов: 55Вт и 35Вт. Цифровое значение перекликается с мощностной характеристикой самого источника света. Многие автолюбители в процессе определения с тем, какой ксенон светит лучше, склоняются к более «сильному».
Лампа одной и той же цветовой температуры при большей мощности будет светить ярче. Например, осветительная конструкция 5500 К в 55 Вт будет светить с той же яркостью, что и 4300 К в 35 Вт. Этого добиваются за счет насыщения светового пучка желтым цветом, воспринимаемым человеком, как наиболее яркий в темных условиях.
Экспериментировать с мощностью следует аккуратно. Перед тем, как выбрать требуемый ксенон, следует определить вид защиты фары.
Качественной установке хорошего света всегда должен предшествовать разумный выбор. Руководствуясь приведенными рекомендациями, предоставляется возможность приобретения подходящей продукции для определенных условий.
Какой светит лучше и где срок службы больше
Стоит сразу отметить, что 6000 К, хотя свет от них будет ярче и приятнее, непригодны для поездки в плохую погоду. Дело в том, что сырость на дороге будет отражать свет. Чем ярче свечение лампы, тем сильнее будет отражаться её свет от дорожного покрытия. Эффект будет такой, что дорогу не будет видно совсем. Впрочем, он замечательно подходит для снежной зимы или сухого асфальта. Срок службы будет также меньше.
На источниках света 4300К и 5000К остановимся подробнее. На сухой дороге обе лампы имеют абсолютно одинаковые параметры, и разница не будет видна невооружённым глазом. Различия можно заметить только на сыром дорожном покрытии.
Фары с 4300К лучше светят при движении под дождём, потому что отражают гораздо меньше бликов. Соответственно, их эксплуатация будет более удобна весной и осенью в период дождей.
Однако при установке ламп 5000 К фары будут светить с меньшей желтизной, почти нейтральным белым светом. Если на первый взгляд разница незаметна, то спустя некоторое время станет ощутимо, что глаза напрягаются меньше, а дорога отлично просматривается.
Плохо зарекомендовали себя китайские лампы — срок их службы существенно ниже, да и качество исполнения далеко от идеала.
Что следует учитывать и какой комплект ксенона лучше установить?
Качество и долговечность в ксеноновой установке определяет не только лампа, а и блок розжига. Реализация правильной схемы управления в последнем способствует долгому сроку службы осветительной системы.
Ассортимент современных преобразователей энергии условно разделен на три поколения:
- В третьей генерации реализуется однокомпонентная схема расположения блока питания и высоковольтной катушки. Высокая чувствительность к напряжению. Требуется большой пусковой ток. Часто выходят из строя.
- В четвертом поколении блок питания и катушка разнесены. Для работы требуется малый потребляемый ток (1,6 – 3 А). Порог пусковой силы тока и питающего напряжения снижены до минимума, что обеспечивает быстрый розжиг лампы.
- В пятой генерации вся начинка заменена на цифровую, вследствие чего интенсифицированы режимы работы установки. Отличаются длительным ресурсом и надежностью.
Не стоит забывать, что определить, какой же самый лучший ксенон для определенного авто, поможет установка фирменных компонентов (Hella, Osram), отличающихся высоким ресурсом и качеством работы в целом.
Недостатки ксеноновых ламп
Хотя ксеноновые фары обеспечивают исключительную естественную яркость, подобную дневному свету, у них есть некоторые недостатки.
Довольно дорогие
Ксеноновые фары стоят дороже, чем галогенные лампы. И хотя они стоят дешевле, чем светодиодные, их средний срок службы таков, что вам будет необходимо заменить ксеноновую лампу как минимум 5 раз, прежде чем потребуется заменить светодиодную.
Сильный блик
Ксенон плохого качества или неправильно настроенный, может быть опасен для проезжающих автомобилистов. Блики могут ослепить водителей и стать причиной дорожно-транспортного происшествия.
Переоснащение с галогенных фар
Если у вас уже установлены галогеновые фары, то установка ксеноновой системы освещения может быть довольно сложной и дорогой. Конечно, лучшим вариантом является наличие ксенона в стоке.
Требуется время для достижения полной яркости
Включение галогеновой фары дает вам полную яркость в мгновение ока. Для ксеноновой лампы вам понадобится несколько секунд, чтобы лампа прогрелась и достигла полной рабочей мощности.
Ксеноновые фары очень популярны в наши дни благодаря яркости, которую они обеспечивают. Как и у всех, у этой системы освещения автомобиля есть свои плюсы и минусы. Взвесьте эти факторы, чтобы определить, нужен ли вам ксенон.
Свое мнение и опыт использования ксенона оставляйте в комментарии — обсудим!
Что лучше Ксенон / LED / Галоген? Сравнение топовых ламп. Замер яркости.
Как работает
В отличие от «обычной» галогеновой лампочки с нитью накаливания, работу которой изучают ещё в школе, ксеноновые фары представляют из себя специальную колбу, в которую закачан газ «ксенон». К колбе подведены два электрода, пропускающие через газ высокое напряжение, из-за чего ксенон начинает очень ярко светиться.
Разные ксеноновые лампы имеют различную температуру свечения – от 4300 Кельвинов до 8000 Кельвинов, из-за чего они отличаются по цвету и по «силе» свечения.
Самая большая «сила» свечения у лампочек с температурой 4300К (чаще всего устанавливаются на заводе), такие лампочки светят чистым белым цветом и лучше всего освещают дорогу. Самую маленькую «силу» свечения имеют лампочки с температурой 8000К, которые светят синеватым цветом и освещают дорогу заметно хуже.
Несмотря на то, что «синие» ксеноновые лампочки светят хуже, чем «белые», именно их чаще всего предпочитают устанавливать большинство автовладельцев, желающих выделить свой автомобиль в потоке.
Из самой конструкции ксеноновой лампочки вытекают её основные плюсы, связанные с долгим сроком службы. Так как никакой нити накаливания здесь нет (перегорать нечему), ксеноновая лампочка способна прослужить в несколько раз дольше, чем галогеновая.
Ещё одним плюсом является низкая температура работы лампы (в сравнении с галогеном), которая способствует увеличению срока службы стекла фары автомобиля.
Инертные газы: особенности, факты и мифы
В эпоху развития науки мы как человечество хотели бы знать все об инертных газах, чтобы иметь возможность в полной мере использовать их свойства. Гелий, который известен человеку всего около 100 лет, до сих пор остается одним из самых загадочных элементов. Какие интересные факты связаны с инертными газами? Какие факты и мифы об инертных газах стоит знать? Речь идет о следующем:
Радон является канцерогеном
В группе инертных газов радон является самым тяжелым радиоактивным газом. Встречается в природе в минералах, почве, воде и горных породах, из которых проникает в атмосферу. Этот элемент легко попадает в легкие человека, так как в небольших количествах он содержится практически в каждом здании. Согласно информации, размещенной на сайте Санэпиднадзора, допустимая норма концентрации радона внутри помещений составляет 300 Бк/м3/год. Так в каких же обстоятельствах повышается вероятность развития рака легких? В плохо проветриваемых зданиях, при наличии негерметичной сантехники, находящихся в геологически нестабильных регионах, вблизи урансодержащих пород.
К группе инертных газов также относится оганессон
Оганессон (Og, оганесон) — один из новейших элементов, открытых 20 лет назад. Что о нем известно? Вещество получено искусственным путем, его атомное число — 118. Официально этот элемент появился в таблице Менделеева только в 2016 году, но до конца не познан и не изучен. В научном сообществе он лишь условно классифицируется как инертный газ и трансурановый материал, то есть радиоактивный элемент с атомным числом более 92.
Гелий — газ, изменяющий человеческий голос
Как так получается, что после нескольких вдохов гелия голос меняется до неузнаваемости? Гелий заставляет звуки выходить из голосовых связок очень быстро. Поэтому, когда вы закачиваете этот инертный газ в легкие, то начинаете говорить голосом, напоминающим голос маленького ребенка или героев из мультфильмов. Конечно, стоит иметь в виду, что гелий сам по себе не вреден, но если слишком долго пропускать его в легкие, можно вызвать гипоксию организма.
Как газ ксенон применяется в сфере покорения космоса?
Обладая самой высокой стабильностью среди других тяжелых инертных газов, этот химический элемент применяется в качестве рабочего тела в:
- ионных реактивных двигателях;
- плазменных реактивных двигателях.
Для этих целей его используют преимущественно в чистом виде. При этом очищенные от различных посторонних добавок благородные газы могут обладать достаточно высокой стоимостью. Узнать с чем это связано вы можете в нашем материале, посвященном теме глубокой очистки газов.
Ионные и плазменные реактивные двигатели в настоящее время используются в современных и высокомощных космических кораблях, основным назначением которых является изучение планет Солнечной системы.
Кроме того, вас может заинтересовать и другой инертный газ – криптон, прочесть о применении которого вы можете здесь.
Отличия биксенона от ксенона
Задачей первостепенного характера для автомобильной оптики является хорошее освещение дороги ночью и сумерки. Современные автомобили оснащаются светодиодными приборами, для управления которых устанавливаются целые интеллектуальные комплексы. А хозяевам бюджетных легковушек приходится искать замену старых ламп, чтобы получать отчетливую картину ночной дороги. Ксеноновые приборы стали достойной альтернативой традиционным галогенкам и лампам накаливания. Однако и среди этой модной оптики есть разные модификации. Выбирая газоразрядные лампы, автомобилисту приходится разбираться, чем отличается ксенон от биксенона. Тогда после установки на автомобиль автолюбителю не придется сожалеть о необдуманной покупке.
Конструктивные особенности ксеноновых ламп
Начинающий автолюбитель, желая улучшить освещенность дороги, отправляется в магазин или на рынок с целью приобретения ксеноновых лампочек. Однако первое ознакомление с современными осветительными приборами ставят автомобилиста в затруднительное положение. Оказывается, что не удастся заменить только лампочку, чтобы усовершенствовать штатную оптику. Придется устанавливать еще дополнительные элементы под капотом, вносить изменения в бортовую сеть авто. Кроме того, продавец может привести автолюбителя еще в большее замешательство, предлагая купить Xenon или Bixenon. Зная отличия ксенона от биксенона, проще будет подобрать наиболее оптимальную светотехнику для своего железного коня.
Принцип работы и ксенона, и биксенона аналогичен. Внутрь стеклянной колбы закачивается смесь инертных газов, основным из них является ксенон. В приборе имеется два электрода, через которые проходит ток с высоким напряжением. Инертные газы начинают светиться, образуя постоянное излучение.
Основное отличие в двух ксеноновых модификациях заключается в режиме работы.
- Обычный Xenon предназначен для использования в фарах ближнего света. Применяется такая лампа в фонарях с раздельным расположением ближнего и дальнего освещения.
- Приборы с обозначением Bixenon способны работать не только в режиме ближнего излучения, но и способны переключаться на дальний режим освещения. Одни конструкции позволяют изменять режимы подсветки благодаря подвижным электродам. Они перемещаются внутри колбы в зависимости от типа света. В других моделях биксенона имеется металлический экран или шторка. Под действием электромагнита этот элемент перемещается, открывая или закрывая определенные участки лампы. Биксенон идеально подойдет для автомобилей, в которых используется совмещенный в одной лампе два режима освещения.
Сравнение технических параметров
Ксеноновые и биксеноновые лампы отличаются по показателю цветовой температуры. По сравнению с галогенками эта величина у ксеноновых моделей больше. Например, диапазон цветовой температуры галогеновых приборов составляет 3000-3200 К. В источниках света с ксеноном этот параметр достигает пределов 4300-5000 К.
- Для оптимального освещения дороги в ночное время требуются газоразрядные лампы с белым или желтоватым свечением. Синий оттенок характеризуется наиболее высоким показателем цветовой температуры, однако такой свет напрягает зрение водителя, приводя к быстрому утомлению.
- Повышение цифры в Кельвинах приводит к возрастанию интенсивности рассеивания светового пучка. Это объясняется увеличением частоты колебаний волны. Собирающая линза не всегда может справиться с задачей объединения отдельных лучей в направленный пучок. А вот металлический экран способен изменить картину в нужную сторону.
- Важным фактором при выборе между ксеноном и биксеноном является стоимость изделий. Обычный ксенон оценивается дешевле, однако следует учитывать и репутацию производителя. В дорогих приборах светящаяся дуга остается статичной по отношению к оси расположения электродов. Это положительно сказывается на стабильности яркого пучка света. Бюджетные модели не могут похвастаться таким свойством.
Автолюбитель, который решился на замену штатной оптики, должен придерживаться следующей схемы выбора.
- Обычный ксенон подойдет для работы в качестве ближнего света.
- Биксенон с двумя режимами работы станет бюджетной заменой галогенок, имеющих совмещенный свет (ближний/дальний).
- В качестве альтернативы биксенону может выступить обычный ксеноновый источник света, оснащенный билинзами. В данном случае регулировка дальности светового пучка осуществляется перемещением экрана, расположенного в корпусе линзы.
Что такое ксенон и его вред
Одним из вопросов волнующих водителей — лишают ли прав за ксенон? Ксенон — инертный благородный газ, который активно используется в изготовлении газоразрядных источников света. Устанавливать подобную технику на автомобилях начали в середине 90-х годов XX века.
Конструкция светильника насчитывает две колбы:
- Внешняя — защищает газ от перепадов температур, внешнего давления и загрязнений в выключенном и рабочем режиме.
- Внутренняя — предназначена для удержания в ней смеси газов, основой которой является ксенон. Содержание остальных газов влияет на температуру света, скорость возгорания светильника.
Однако неправильное использование новшества может привести к дорожной аварии. Установленная внутри галогенного светильника, лампа неточно отбрасывает своё свечение на отражающее зеркало фары. Нарушение данной технологии выражается в беспорядочном рассеивании света отражателем. Попав на лобовое стекло встречной машины, хаотичный свет вызывает не только дезориентацию в пространстве её водителя, но и кратковременное ослепление. Учитывая скорость современных машин, даже двухминутная потеря зрения приводит к серьёзным происшествиям. Поэтому вопрос — разрешён ли ксенон для использования в осветительных приборах, для водителей является всегда актуальным и насущным.
Добыча
Ксенон производится исключительно из воздуха по технологии Linde . При разделении азота и кислорода из-за его высокой плотности он вместе с криптоном обогащается жидким кислородом, который находится в нижней части колонны . Эту смесь переносят в колонку, в которой она обогащена примерно до 0,3% криптона и ксенона. Помимо кислорода, жидкий криптон-ксеноновый концентрат также содержит большое количество углеводородов, таких как метан , фторированные соединения, такие как гексафторид серы или тетрафторметан, и следы диоксида углерода и закиси азота . Метан и закись азота могут быть преобразованы в диоксид углерода, воду и азот путем сжигания на платиновых или палладиевых катализаторах при 500 ° C, которые могут быть удалены адсорбцией на молекулярных ситах . С другой стороны, соединения фтора невозможно удалить из смеси таким способом. Для того , чтобы разбить их и удалить их из смеси, газ может быть облучен с микроволнами , в результате чего элемента-фтор связь ломает и атомы фтора , образованные могут быть захвачены в натронной извести или пропускают через диоксид титана — диоксид циркония катализатор при 750 ° С. Соединения фтора реагируют с образованием диоксида углерода, фтороводорода и других разделяемых соединений.
Затем криптон и ксенон разделяются в следующей колонне, которая нагревается внизу и охлаждается вверху. В то время как остатки криптона и кислорода выходят в верхней части колонны, ксенон собирается в нижней части и может быть удален. Из-за своей редкости и высокого спроса ксенон является самым дорогим благородным газом. Общий объем производства в 2017 году составил 12 200 м 3 , что соответствует примерно 71,5 тоннам.
Разбираемся, какой возможно поставить ксенон и как выбрать подходящий
Широкая номенклатура ламп улучшенного свечения поделена на виды. Классификационным признаком является цветовая температура Xe. Она определяет, каким цветом будет представлена дорога в темное время суток. Существуют такие модификации:
- 4300 – 4500 К (бело-желтоватый свет);
- 4500 – 5500 К (белое освещение);
- 5500 – 8000 К (бело-голубоватый оттенок);
- 8000 – 12000 К (голубоватый свет).
Многие специалисты, отвечая, какой наиболее благоприятный ксенон или как выбрать наиболее эффективный, ссылаются на научные исследования человеческого зрения.
Ксеноновые фарыКсеноновые фарыЗадумываясь над тем, какой лучше ксенон приобрести, следует учесть, что лампа с маркировкой 4300 К является самой яркой. Она отлично освещает путь следования в дождливую и туманную погоду. Однако у многих автолюбителей это изделие вызывает отвращение по причине «дешевого» желтоватого оттенка.
Лампы с цветовой температурой 4500 – 5500 К являются выбором многих водителей. Чисто белый свет в сочетании с относительно высокой яркостью (на 6-10% меньше, чем у 4300 К) неплохо создает дневное освещение локального характера. Это объясняется тем, что у Солнца соответствующая цифра составляет 5500 К.
Величины цветовой температуры, расположенные правее отметки 5500 К, имеют голубоватый оттенок. Такие устройства освещения применяются только лишь для создания эффектного внешнего вида. Подсвеченная этим светом поверхность плохо воспринимается водителем и приводит к быстрой усталости.
Физические свойства ксенона:
400 | Физические свойства | |
401 | Плотность* | 0,005894 г/см3 (при 0 °C/20 °C и иных стандартных условиях, состояние вещества – газ),
2,942 г/см3 (при температуре кипения -108,099 °C и иных стандартных условиях, состояние вещества – жидкость), |
402 | Температура плавления* | -111,75 °C (161,40 K, -169,15 °F) |
403 | Температура кипения* | -108,099 °C (165,051 K, -162,578 °F) |
404 | Температура сублимации | |
405 | Температура разложения | |
406 | Температура самовоспламенения смеси газа с воздухом | |
407 | Удельная теплота плавления (энтальпия плавления ΔHпл)* | 2,27 кДж/моль |
408 | Удельная теплота испарения (энтальпия кипения ΔHкип)* | 12,64 кДж/моль |
409 | Удельная теплоемкость при постоянном давлении | |
410 | Молярная теплоёмкость* | 21,01 Дж/(K·моль) |
411 | Молярный объём | 22,253 см³/моль |
412 | Теплопроводность | 5,65·10-3 Вт/(м·К) (при стандартных условиях),
5,7·10-3 Вт/(м·К) (при 300 K) |
413 | Коэффициент теплового расширения | |
414 | Коэффициент температуропроводности | |
415 | Критическая температура* | |
416 | Критическое давление* | |
417 | Критическая плотность | |
418 | Тройная точка* | |
419 | Давление паров (мм.рт.ст.) | |
420 | Давление паров (Па) | |
421 |
Стандартная энтальпия образования ΔH |
|
422 | Стандартная энергия Гиббса образования ΔG | |
423 | Стандартная энтропия вещества S | |
424 | Стандартная мольная теплоемкость Cp | |
425 | Энтальпия диссоциации ΔHдисс | |
426 | Диэлектрическая проницаемость | |
427 | Магнитный тип | |
428 | Точка Кюри | |
429 | Объемная магнитная восприимчивость | |
430 | Удельная магнитная восприимчивость | |
431 | Молярная магнитная восприимчивость | |
432 | Электрический тип | |
433 | Электропроводность в твердой фазе | |
434 | Удельное электрическое сопротивление | |
435 | Сверхпроводимость при температуре | |
436 | Критическое магнитное поле разрушения сверхпроводимости | |
437 | Запрещенная зона | |
438 | Концентрация носителей заряда | |
439 | Твёрдость по Моосу | |
440 | Твёрдость по Бринеллю | |
441 | Твёрдость по Виккерсу | |
442 | Скорость звука | |
443 | Поверхностное натяжение | |
444 | Динамическая вязкость газов и жидкостей | |
445 | Взрывоопасные концентрации смеси газа с воздухом, % объёмных | |
446 | Взрывоопасные концентрации смеси газа с кислородом, % объёмных | |
446 | Предел прочности на растяжение | |
447 | Предел текучести | |
448 | Предел удлинения | |
449 | Модуль Юнга | |
450 | Модуль сдвига | |
451 | Объемный модуль упругости | |
452 | Коэффициент Пуассона | |
453 | Коэффициент преломления |
Штраф за незаконную установку ксенона в 2020 году
Как указывалось, денежного наказания за самовольное монтирование газоразрядных источников не последует. Обнаруживший такое несоответствие, полицейский в 2020 году просто изымет водительское удостоверение на 6 месяцев либо 12. К незаконной установке ксенона относится и использование красных световозвращающих приспособлений, головных фар упомянутого цвета. Под действие закона также подпадают:
- приборы, которые не указаны в техническом паспорте производителем машины;
- неудачная регулировка фар;
- непригодные для этого устройства лампы и их рассеиватели.
Разумеется, накладывать какие-либо ограничения на машину вправе только дорожный полицейский. Поэтому в сложившейся ситуации, водитель обязан потребовать у инспектора удостоверение, записать его личные данные. Возможно, они понадобятся для доказательства своей невиновности.
Итог
Ксеноновые и светодиодные фары не идеальны, как и все в нашем мире. Каждая технология имеет свои плюсы и минусы. Так что окончательный выбор за вами. Все зависит от ваших потребностей. Срок службы светодиодных фар, безусловно, больше. Например, светодиоды смогут проработать весь срок службы автомобиля. Но это в идеале. Однако из-за несовершенства технологий, из-за отсутствия единых стандартов и требований к производству светодиодной оптики в настоящий момент часто встречается заводской брак светодиодной оптики, которая, к сожалению, может выходить из строя.
Причем чаще всего выходят из строя не сами светодиоды, а плата, от которой они работают. К сожалению, из-за особенностей конструкции светодиодной фары часто их ремонт нецелесообразен. Если же светодиодная оптика подлежит ремонту, то он будет стоить немалых денег.
Что касаемо ксенона, то эта технология более проверенная и надежная. Но у ксеноновой оптики есть минусы. Например, после нескольких лет использования ксеноновых ламп они начинают выгорать, что влияет на яркость освещения. В результате вам придется приобретать две новые лампы, которые недешевы.
С точки зрения развития автомобильной оптики со временем, конечно, светодиодная оптика, скорее всего, полностью вытеснит как галогенные, так и ксеноновые источники освещения. В настоящий момент светодиодные фары постоянно улучшаются. Также ряд автопроизводителей развивают новомодную технологию лазерных фар, которые уже сегодня устанавливаются на некоторые автомобили люкс-класса.
Подведём итоги – что лучше выбрать
Так что же выбрать – ксенон или галоген? На первый взгляд ксеноновая лампа предпочтительнее. Она ярче светит, экономичнее, имеет более привычную для нас цветовую температуру, намного долговечнее своего галогенного собрата.
Но давайте порассуждаем об их характеристиках:
- Экономичность. Да, ксенон меньше потребляет. Что это нам дает? По сути, ничего. Генератору ненамного легче от этого. По сравнению с остальным энергопотреблением нагрузка в 20 ватт для него “копейки”. Тем более, он изначально был на нее рассчитан. Экономия топлива? Несомненно. Но какая – пипетка на 100 км? Больше смысла имеет следить за давлением в колесах, проверять развал/схождение и регулировать двигатель. Тогда экономия будет куда существенней.
- Цветовая температура. Свет ксеноновой лампочки действительно приближается к дневному, к которому наши глаза привыкли от рождения. Но дело в том, что чем выше цветовая температура, тем сильнее поглощается свет в воде. В туман, снег или дождь галогенный свет, как правило, эффективнее, чем ксенон повышенной яркости. Поэтому не все так однозначно, особенно при использовании ксенона в ПТФ.
- Повышенная яркость. Несомненный плюс. Чем дальше видим, тем безопаснее. Но яркий свет – это и дополнительные проблемы. Он утомляет, и, самое главное, без принятия специальных и достаточно затратных мер может слепить встречных. Тем не менее, яркий свет в принципе предпочтительнее, если знать меру.
- Длительный ресурс. Да, ксенонка раз в 8 дольше служит (и то не факт), но она стоит в 10 раз дороже. Так что выгода сомнительна.
Итак, из всех плюсов – хорошее освещение дорожного полотна, но только в хорошую погоду. Это, конечно, немало и окупится как минимум безопасностью вас и других участников движения. Но ведь и галогенные фары вполне справляются со своей задачей. Или их устанавливали для красоты? Светят, освещают. Пусть это не самолетный прожектор, но для автомобиля вполне годится, если не двигаться со скоростью выше скорости света.
Предыдущая
Автомобильные лампыОбзор светодиодных ламп Recarver Type R типа H7
Следующая
КсенонКакие фары лучше ксеноновые или светодиодные
Спасибо, помогло!3Не помогло